УДК 378.1
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Ирина Владимировна Вагнер, д. пед. н., проф.
Тел.: (495)783-68-48, e-mail: wagner.mail@mail.ru Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования http://www.isiorao.ru;
Московский университет имени С. Ю. Витте http://www.muiv.ru
В контексте приоритетов государственной политики в области воспитания в статье раскрываются подходы к развитию воспитательной компоненты образовательного процесса в учреждении высшего профессионального образования, включая актуальные проблемы научно-методического обеспечения воспитательной деятельности преподавателей, подходы к проектированию моделей социализации студенческой молодежи, вопросы формирования профессиональной компетентности преподавателей вуза в области воспитания и социализации
Ключевые слова: воспитание, социализация, воспитательная компонента образовательного процесса, пространство воспитания, учреждение высшего профессионального образования, профессиональная компетентность
Знаковым событием в развитии государственной политики в области воспитания стало заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина в послании Федеральному собранию в Георгиевском зале Кремля в конце 2012 года о том, что качественное образование невозможно без воспитания, о необходимости развития воспитательной компоненты в школе. Высшая школа не исключение, поскольку она принадлежит именно к тем институтам социализации молодежи, о которых в выступлении Президента сказано как о носителях традиционных ценностей, «которые исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколения» [1]. В выступлении Президента речь шла о детях и молодежи, о молодежной политике. Была подчеркнута интенсивность информатизации, необходимость обеспечения опережающей роли воспитания, приоритетность задач воспитания в образовании и молодежной политике, укрепления духовно-нравственной основы общества: «Надо признать..., влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее, и школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать все это... Мы должны... укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России [1].
23 мая 2013 года Министерство образования и науки Российской Федерации разместило на своем сайте Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [2], подготовленную, как отмечается в информационном сообщении к данному документу, «во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.». Программа нацелена на укрепление воспитательного потенциала российского социума на основе взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, социокультурного пространства Российской Федерации в целом.
Несмотря на то, что Программа ориентирована на развитие воспитательной компоненты на ступени общего образования, для высшей школы она является не менее значимым явлением. Программа свидетельствует о приоритетах государственной политики в области образования; о направленности усилий на развитие воспитания, создание условий для духовно-нравственного становления молодежи, ее позитивной социализации за счет укрепления воспитательного потенциала социальных институтов российского общества. Программа является ориентиром в проектировании стратегий модернизации образования, свидетельством приоритетности задач воспитания детей и молодежи. Очевидно, что эта тенденция развития государственной политики в области образования будет определять подходы к модернизации образования и в высшей школе.
Рассматривать этот документ как знак позитивной тенденции можно потому, что нетрудно провести параллели между этой Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях и Программой развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы, которая в конце XX века впервые в демократической России зафиксировала воспитание в ряду приоритетов модернизации образования. Отрадно, что идеи социального партнерства, межведомственного взаимодействия с целью повышения воспитательного потенциала социокультурного пространства Российской Федерации, заявленные на рубеже веков, получают сегодня дальнейшее развитие в программе ресурсного обеспечения воспитательной деятельности, каковой по сути была и Программа 1999 - 2001 (и затем 2001 - 2004 гг.) и каковой по сути является Программа 2013 года: речь идет о создании условий для развития воспитания как социального института, о научно-методическом, информационном, материально-техническом, кадровом обеспечении воспитательного процесса.
Тогда, в 1999 году, в Программе развития воспитания в системе образования России отмечалось: «Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрирования учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.
Программа имеет ведомственный статус, предназначена прежде всего для органов управления образованием, а также образовательных учреждений всех типов и видов. Данная Программа является основой для разработки региональных и местных программ» [3].
Вспомнить об этом представляется сегодня важным, так как только при системном и последовательном решении такого рода задач на государственном уровне возможно достижение результатов воспитательной деятельности, проявляющихся на личностном уровне - то есть результативности формирования гармоничной личности, ее духовно-нравственного, гражданского становления.
Отрадно, что сегодня в развитии государственной политики в области воспитания таким образом фиксируется определенная преемственность, последовательность курса на ресурсное обеспечение воспитательного процесса, что предпринимаются шаги, способствующие укреплению социального статуса воспитания в российском обществе, содействующие укреплению российского образования как института воспитания и социализации, ориентированного на формирование у молодежи духовно-нравственных идеалов. Это со-
ответствует формировавшимся на протяжении столетий отличительным особенностям российской школы и образования, которые в российской культуре всегда являлись в первую очередь пространством личностного становления растущего человека.
Нетрудно также прогнозировать на ближайшую перспективу расширение сферы действия данного подхода на другие ступени образования и типы образовательных учреждений, что было бы целесообразным и закономерным развитием идеи укрепления воспитательного потенциала социокультурного пространства России. Расширение сферы действия Программы развития воспитательной компоненты на высшую школу и другие типы образовательных учреждений было бы целесообразным, поскольку эффективность системы образования зависит от преемственности целей и задач на разных ступенях образования. С развитием воспитательной компоненты на ступени общего образования будет подрастать качественно новая аудитория высшей школы, имеющая определенный социокультурный опыт, потребности и готовность к самореализации в творческой социально и личностно значимой деятельности. Высшая школа должна будет обеспечить условия для дальнейшего духовно-нравственного роста личности. Именно вузы являются тем институтом социализации молодежи, воспитательное пространство которых может играть решающую роль в обеспечении гражданского и нравственного становления юношей и девушек, являться пространством развития и реализации их гражданской позиции.
Своевременность мер по развитию воспитания трудно переоценить. Современная воспитательная ситуация остается противоречивой. В Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях необходимость мер по развитию воспитания обосновывается «реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде» [2, с. 2]. В аналитической части программы отмечается, что «низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок...» [2, с. 2]. Очевидно, что эти проблемы самым непосредственным образом касаются системы высшего профессионального образования. Очевидна целесообразность системного ресурсного обеспечения развития воспитательной компоненты образовательного процесса в учреждении высшего профессионального образования.
Предполагая актуальность расширения Программы развития воспитательной компоненты образовательного процесса на другие уровни образования и реализации такой программы как Программы развития воспитательной компоненты в системе российского образования в целом (то есть во всех типах образовательных учреждений и на всех уровнях образования), попытаемся далее спроектировать приоритетные направления развития воспитания в высшей школе.
При этом важно подчеркнуть принципиальное различие двух документов: Программы развития воспитательной компоненты образовательного процесса (или Программы развития воспитания в системе образования) и Программы воспитания и социализации обучающихся. В первом случае речь идет о развитии воспитания как социального института, о создании условий для воспитательной деятельности, ресурсном обеспечении воспитательного процесса. Программа развития воспитательной компоненты - это программа организационно-управленческого формата, представляющая собой систему мероприятий -комплексного ресурсного обеспечения воспитательного процесса. Такой тип программы адресован прежде всего руководителям системы образования на разных уровнях, органам власти, если программа носит межведомственный характер, руководителям различных ин-
статутов социальной сферы общества, которые включены в работу по обеспечению воспитательной деятельности педагогов. Программа же воспитания и социализации обучающихся, которая разрабатывается коллективом образовательного учреждения, отражает представления субъектов воспитательного процесса (педагогов и самих обучающихся) о целях, задачах воспитания и социализации, о содержании и основных направлениях совместной творческой социально и личностно значимой деятельности, о модели самоуправления и технологиях совместной деятельности педагогов и обучающихся, о результатах совместной деятельности как социального, так и личностного уровня. Программа воспитания направлена на развитие личности, а программа развития воспитания направлена на повышение воспитательного потенциала учреждения. Программа воспитания и социализации обучающихся - компонент образовательной программы. Программа развития воспитания в образовательном учреждении - это документ, которым руководствуется, прежде всего, администрация образовательного учреждения, попечительский совет, взаимодействующие с образовательным учреждением социальные институты, это часть программы управления образовательным учреждением, программы его развития.
Программа развития воспитания предполагает его комплексное ресурсное обеспечение. Что же актуально в этой части для современного учреждения высшего профессионального образования?
Обратимся к опыту проектирования направлений ресурсного обеспечения развития на ступени общего образования. В качестве основных направлений разработчики Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях определили: нормативно-правовое, организационно-управленческое, кадровое, информационное, мониторинговое, финансовое и материально-техническое. Отрадно, что таким образом Программа позволяет преодолеть наконец один из мифов о воспитании, который имеет свои корни частично еще в советском прошлом, частично - в переходной эпохе лихих 90-х: миф о том, что воспитание не требует материальных затрат, поскольку речь идет о трансляции духовно-нравственных ценностей, о личности педагога, о межличностных отношениях в ученическом коллективе, выполнении нравственных норм... Да, воспитание - это тонкая материя: ценности, отношения, нравственные установки, личность, ее идеалы, гражданская позиция. Только чтобы личность состоялась, чтобы она обладала высокими нравственными качествами, духовно-нравственными ценностными ориентирами, готовностью реализовать свою гражданскую позицию в социальной практике, важно создать условия, важно обеспечить воспитательное пространство ее духовно-нравственного становления, позитивные образцы, информацию, которая имеет воспитательное значение, разнообразную творческую социально и личностно значимую деятельность, которая позволит сформировать актуальный позитивный социальный опыт. Все это требует финансового, материально-технического обеспечения реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательном учреждении. Отрадно, что предложенная Министерством образования и науки РФ Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях предполагает в качестве двух из 7 основных направлений комплексного обеспечения развития воспитания обеспечение финансовое и материально-техническое как обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования. Такой подход, безусловно, актуален и для высшей школы.
Но в качестве первого направления ресурсного обеспечения развития воспитательной компоненты образовательного процесса в учреждении высшего профессионального образования хотелось бы подчеркнуть острую необходимость ее научно-методического обеспечения. Дело в том, что на протяжении последних двух десятилетий проблемам воспитания студенческой молодежи, организации воспитательного процесса в вузе практически не уделялось внимания. Системных социально-психологических, педагогических исследований проблем воспитания и социализации молодежи в учреждениях высшего профессионального образования практически не
проводилось. Развитие воспитательной компоненты образовательного процесса сегодня не может осуществляться на основе старой методологии, при отсутствии ясных представлений о тенденциях личностного развития современной молодежи, о качестве имеющегося у студенческой молодежи социокультурного опыта. Для развития воспитательной компоненты необходимо формирование научно обоснованных модельных представлений о воспитательном пространстве современного вуза. Проявления агрессии, молодежный экстремизм, деструктивные явления в молодежной среде - не случайность, а проявление деструктивных тенденций, у которых есть свои объективные причины, закономерности развития. Мероприятийность в решении задач воспитания была бы глубокой ошибкой, которая не только не приведет к успеху, но может усугубить ситуацию. Нужна системная, глубокая исследовательская работа, направленная на всесторонний анализ воспитательной ситуации, изучение ее динамики и обеспечение научно обоснованного проектирования моделей воспитания и социализации студенческой молодежи.
Второй компонент данного направления - методическое обеспечение. Преподаватели высшей школы, специалисты учреждений высшего образования являются высококвалифицированными и, как правило, творческими людьми с богатым личностным потенциалом. Но это не может быть оправданием для отсутствия методического обеспечения их воспитательной деятельности. Нужен широкий спектр методических пособий, современных дидактических материалов, которые можно было бы творчески применить в повседневной воспитательной работе со студентами: в организации деятельности их творческих объединений, научных обществ, в организации их социально направленной творческой проектной деятельности; в организации досуговых мероприятий, деятельности общественных студенческих организаций на базе вуза. Необходимо формировать научно-методическую базу воспитательной деятельности в высшей школе через систему государственных заказов на научную разработку проблем воспитания и социализации студенческой молодежи, которые могли бы быть выполнены коллективами научных и научно-образовательных учреждений, осуществляющих исследовательскую инновационную деятельность в данном направлении, научно-педагогическими коллективами вузов, чей опыт в области воспитания и социализации молодежи целесообразно тиражировать для массовой практики.
Нормативно-правовое обеспечение воспитательной деятельности в высшей школе требует сегодня усиления воспитательной компоненты в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования; определения статуса программы воспитания и социализации студенческой молодежи в учреждении высшего профессионального образования; усиления воспитательной направленности содержания высшего образования, воспитательной функции вузов в целом и конкретных категорий специалистов высшей школы; разработки нормативной базы развития воспитательной компоненты образовательного процесса в высшей школе на региональном уровне, которая позволяла бы реализовать систему мер по ресурсному обеспечению воспитательной деятельности в учреждении высшего профессионального образования.
Организационно-управленческое обеспечение развития воспитательной компоненты в высшей школе целесообразно акцентировать на системе мер, направленных на поддержку развития студенческого самоуправления, обеспечение педагогического сопровождения их творческой социально ориентированной проектной деятельности, деятельности общественных организаций молодежи на базе вуза и творческих объединений студенческой молодежи. Необходимо создать условия для развития социального партнерства в сфере развития воспитательного процесса в учреждении высшего образования, обеспечить преемственность воспитательной деятельности вузов с другими типами образовательных учреждений и институтов социализации, реализацию воспитательного потенциала учреждений культуры, спорта; для развития демократических
принципов управления образовательным учреждением, обеспечения «уклада жизни», воспитывающей атмосферы в учреждении высшего профессионального образования. Организационно-управленческое обеспечение развития воспитательной компоненты в вузе целесообразно направить на расширение вариативности досуговой деятельности студенческой молодежи, на развитие содержания образования, имеющего особое воспитательное значение: организацию спецкурсов, программ дополнительного образования, творческих объединений, диспутов, мероприятий, актуализирующих духовно-нравственные ценности, транслирующих лучшие образцы отечественной и мировой культуры, обеспечивающих самореализацию студентов в социально и личностно значимой деятельности, мотивацию к самообразованию, саморазвитию [5].
Информационное обеспечение воспитательной компоненты в учреждении высшего профессионального образования целесообразно рассмотреть в качестве приоритетного направления с учетом интенсивного развития информационных технологий, направить усилия на проектирование информационного пространства образовательного учреждения, включая пространство дистанционного образования, которое тоже должно носить воспитывающий характер. Необходимо обеспечить содействие формированию творческих объединений студентов с целью осуществления информационной деятельности, педагогическую и ресурсную поддержку создания студенческими объединениями вуза собственных интернет-сайтов, электронных журналов, других видов информационной продукции. Важно обеспечить поддержку развития медиаобразования и медиавоспитания студенческой молодежи, развитие у студентов информационной культуры. Информационное пространство вуза должно стать пространством самореализации субъектов воспитательного процесса в информационной деятельности. Самостоятельное значение должно иметь информационное обеспечение воспитательной деятельности преподавателей, специалистов высшей школы как одно из направлений методического обеспечения. Необходимо создание и обеспечение доступности для них информационных ресурсов по организации воспитательного процесса в учреждении высшего профессионального образования, педагогической поддержки студенческих общественных организаций, проектной, досуговой деятельности, студенческого самоуправления.
Мониторинговое обеспечение воспитательной компоненты образовательного процесса в высшей школе следует ориентировать, прежде всего, на выявление динамики воспитательной ситуации по наиболее острым проблемам в молодежной среде, ценностных установок, социокультурного опыта молодежи. Мониторинговые исследования должны обеспечить экспертизу результативности мероприятий по развитию воспитательной компоненты высшей школы; эффективность прогнозирования тенденций развития воспитательной ситуации, проектирования моделей воспитания и социализации студенческой молодежи, опережающий характер этих моделей, который позволил бы обеспечить действенную профилактику деструктивных явлений в молодежной среде и обеспечить позитивную социализацию выпускников высшей школы.
Кадровое обеспечение развития воспитательной компоненты высшего профессионального образования сегодня целесообразно акцентировать на формировании у преподавателей, специалистов высшей школы профессиональной компетентности в области воспитания и социализации. Эти цели могут достигаться как посредством курсов повышения квалификации, реализации программ дополнительного профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров, так и системным развитием деятельности вузовских научно-методических объединений по проблемам организации воспитательного процесса в учреждении высшего профессионального образования. Учитывая, что на протяжении двух последних десятилетий опыт воспитательной работы в высшей школе был весьма скромным, необходима реализация комплекса программ, семинаров, методических лабораторий, мастер-классов и других форм научно-методической и педагогической работы, которая позволила бы последовательно и поэтапно формировать у преподавателей высшей школы профессиональную компетентность в области воспитания и социализации молоде-
жи. Необходимо акцентировать внимание на сущности процессов воспитания и социализации, специфике этих процессов на ступени высшего профессионального образования, особенностях воспитания и социализации молодежи в условиях информационного общества, формировать представления о приоритетах современной государственной политики в области воспитания, социальной функции воспитания, воспитательной функции учреждения высшего профессионального образования, о воспитательном потенциале содержания высшего образования и механизмах его реализации на лекционных, семинарских и практических занятиях со студентами. Профессиональная компетентность специалистов высшей школы в области воспитания и социализации молодежи включает в себя готовность к педагогическому сопровождению процессов самовоспитания, деятельности студенческих общественных организаций, органов студенческого самоуправления, творческих объединений, педагогическое мастерство в организации проектной деятельности студентов социальной, творческой направленности; в организации досуговых мероприятий, обеспечении мотивации студентов к самообразованию и самореализации в социальной практике. Необходимо развивать компетентности в области медиавоспитания, в области проектирования содержания воспитания, включая такие его основные направления, как гражданское и патриотическое, нравственное и этическое, экономическое и трудовое, воспитание экологической культуры, эстетическое воспитание, воспитание правовой культуры, физическое воспитание, подготовка к самореализации в профессиональной деятельности, мотивация к самообразованию и др. В условиях международной интеграции, глобализации важно подготовить преподавателей к формированию у студентов толерантности, культуры межнационального общения, уважения к этнокультурным традициям. Необходимо формировать у преподавателей вузов готовность к работе по профилактике негативных явлений в молодежной среде, к работе с проявлениями молодежного экстремизма, других форм деструктивного поведения. Профессиональная компетентность в области воспитания и социализации - это и воспитательная позиция педагога, который является носителем ценностей отечественной культуры, призван транслировать их подрастающим поколениям. Воспитательная позиция означает психологическую готовность педагога к выполнению воспитательной функции, стремление к развитию личностного потенциала и реализации его в профессиональной деятельности в целях воспитания и социализации молодежи.
Литература
1. Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html
2. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф 13.05.23-воспитание.pdf
3. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://iam.duma.gov.ru/node/2/4532/15418.
4. Вагнер И.В. Воспитание и социализация студенческой молодежи в процессе высшего профессионального образования // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2012. №1. С.36-42. [Электронный ресурс]. URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/pp_2012_1_36_42.pdf
Development of component of educational process socialization in higher education
Wagner Irina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Institute for Strategic Research in Education of Russian Academy of Education;
Moscow University after S.Y.Vitte
In the context ofpriorities of the state policy in the field of education the author dwells on the approaches to the development of the components of upbringing and socialization in the institution of higher professional education: actual problems of scientific-methodical support of the educational activities of the teachers, approaches to the design of patterns of the student youth socialization, the issues of formation of professional competence of university professors in the field of education and socialization.
Key words: education, socialization, component of socialization of educational process, education space and socialization institution of higher professional education, professional competence.