УДК 378.1
ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ирина Владимировна Вагнер, д. п. н., проф. зав. научно-исследовательской лабораторией проектирования и организации конкурсных научных исследований Тел.: (495)783-68-48, e-mail: [email protected] Московский университет имени С. Ю. Витте http://www.muiv.ru
Обоснованы подходы к проектированию системы воспитания и социализации студентов современного вуза с учетом динамики воспитательной ситуации, тенденций и проблем социализации молодежи, ее ценностного самоопределения, актуализирована проблема создания условий для духовно-нравственного становления молодежи в процессе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: воспитание, социализация, ценностное самоопределение, проектирование, духовно-нравственное становление личности, высшее образование
Актуализация проблем воспитания и социализации студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования сегодня ни у кого не вызывает сомнений. На
протяжении последнего десятилетия акцент на обеспечение позитивной социализации студенческой молодежи все отчетливее звучит и на государственном уровне (в стратегиях молодежной политики), и в концепциях развития высших образовательных учреждений, в образовательной практике. В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» Президент РФ В. В. Путин подчеркивал, что «переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необ-И. В. Вагнер ходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет...» [1]. В научных исследованиях тоже прослеживается усиление внимания к аспектам воспитания молодежи. Вместе с тем, говорить о сформированности методологии, теории, государственной стратегии и эффективных моделей воспитания студенческой молодежи сегодня рано, как рано говорить и о стабилизации воспитательной ситуации в современной России в целом.
По оценкам специалистов в современных условиях воспитательная ситуация остается противоречивой [2, 3]. Сохраняется влияние негативных тенденций в развитии воспитания, возникших в конце прошлого столетия в ситуации социально-экономических кризисов развития российского общества. Остаются высокими показатели негативных явлений в молодежной среде: алкоголизма, наркомании, преступности, других социальных девиаций, возникают новые формы асоциального поведения, молодежный экстремизм. Общий социальный фон личностного становления подрастающих поколений остается негативным за счет высокого уровня социальных рисков, угрожающих их позитивной социализации. Воспитательный потенциал российского социума, социальных институтов, включая семью и образовательные учреждения недостаточен для стабилизации воспитательной ситуации. Новые позитивные тенденции только наметились, требуют реализации системных мер как на уровне государственной власти, так и на уровне каждого учреждения, направленных на создание условий для гражданского, духовно-нравственного становления молодежи.
При этом высокая динамика социокультурного развития общества, глобальные проблемы современного мира обусловливают новые вызовы времени, которые обостряют и без того тревожные противоречия в развитии процессов воспитания и социализации подрастающих поколений. Интенсивное развитие информационной сети создает как новые возможности, так и новые риски социализации подрастающих поколений. Особенности современного этапа этнокультурного развития многонационального российского общества несут как позитивные тенденции усиления этнопедагогического компонента воспитания, так и тревожные тенденции обострения межнациональных противоречий. Приобщение молодежи к политической жизни страны часто тоже выражается в противоречивых явлениях - таких как втягивание молодежи, различными политическими организациями в акции и манифестации сомнительного содержания, социально-политические конфликты. Вызывает тревогу увеличение разногласий среди сторонников церкви и противников усиления влияния церкви на образование, срастания ее с государством, влияние деструктивных религиозных сект на сознание молодежи. В центре многих социально-политических конфликтов оказывается молодежь, которой бывает непросто разобраться в истинных причинах противоречий социальных групп современного общества и подлинных интересах организаторов тех или иных акций, движений.
В связи с этим актуализируется проблема проектирования стратегии и эффективных моделей воспитания и социализации студентов в вузе. Анализ современных исследований, монографических работ, научных статей в области воспитания и профессионального образования показывает, что в целом проблема остается крайне мало разработанной. Авторы уделяют внимание отдельным аспектам воспитания и социализации, все чаще рассматриваются в научных статьях вопросы организации воспитательной работы в вузе, что связывается авторами, как правило, с организацией досуговой деятельности, иногда - студенческого самоуправления. Необходимо целостное рассмотрение системы воспитания и социализации студентов в учреждении высшего профессионального образования. Необходимо проектирование целостной, комплексной модели воспитания и социализации, которая позволяла бы максимально реализовать воспитательный потенциал высшего образования, охватывала бы все компоненты воспитательного процесса - от целеполагания до проектирования содержания, моделирования на структурно-функциональном уровне и прогнозирования результатов, ее ресурсного обеспечения, сетевого взаимодействия и др.
Качественные характеристики модели будут определяться подходами к проектированию, видением приоритетов воспитания и социализации на современном этапе. Попытаемся далее расставить некоторые акценты в определении приоритетов, которые нам представляются особенно важными для развития системы воспитания и социализации в вузе с учетом реалий сегодняшнего дня.
В настоящее время можно прогнозировать переход системы российского образования к качественно новому этапу в развитии воспитания, что объективно обусловлено динамикой воспитательной ситуации в российском обществе, укреплением государственной политики в области детства, влиянием приоритетов международных стратегий подготовки к жизни подрастающих поколений.
На протяжении как минимум последних трех лет происходит укрепление государственной политики в области детства, в области образования и воспитания детей и молодежи. Подтверждением тому являются:
Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года, в котором говорится о необходимости развития воспитания на уровне государственных программ [4];
Послание Президента Федеральному собранию 2010 года, которое было почти полностью посвящено проблемам детства [5];
Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации
[6];
Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2012 года [7];
Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3. Педагогика. Психология. 37
Образовательные ресурсы и технологии •2012'1
Указ президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [8].
Укрепление государственной политики в области детства, воспитания и социализации подрастающих поколений создает новые условия для развития системы воспитания и социализации молодежи в процессе высшего профессионального образования. Влияние этих тенденций на развитие воспитания в вузе имеет две стороны.
Первое: актуализация воспитательной функции учреждения высшего профессионального образования в соответствии с приоритетами государственной политики. Очевидна необходимость укрепления воспитательного потенциала образовательного пространства учреждения высшего профессионального образования, разработка и реализация системы мер, направленных на формирование у студентов гражданской позиции, готовности к жизненному самоопределению, потребности в самореализации в профессиональной деятельности, социальном творчестве, ценностного отношения к семье и готовности к семейной жизни, социальной компетентности, духовно-нравственных ценностей, патриотизма, культуры здоровья, экологического сознания и других качеств, отражающих представления современного общества об идеале гармонично развитой личности. К вопросам о «портрете выпускника» современного вуза мы вернемся ниже, чтобы расставить некоторые акценты в его формировании и обсудить тревожные тенденции, связанные с «проектированием личности».
Второе: перспектива пополнения студенческого контингента абитуриентами с иными социальными потребностями, ожиданиями от вуза, с качественно новым социальным опытом. Учреждениям высшего образования уже сегодня надо готовиться к тому, что в ближайшие годы в их стены войдет новое поколение студентов - тех, чье детство прошло не в стихии социума, пораженного деструктивными явлениями эпохи социально-экономических кризисов, а в условиях реализации целенаправленных программ воспитания и социализации.
Существенному усилению воспитательной функции общеобразовательной школы сегодня, несомненно, будет способствовать введение новых федеральных государственных стандартов общего образования, которые впервые в истории отечественного образования включают в себя воспитательный компонент. Внедрение новых ФГОС общего образования уже осуществляется. В соответствии с ними каждая школа разрабатывает свою программу воспитания и социализации учащихся для каждой из 3-х основных ступеней общего образования: начального, основного и среднего. В примерных программах, включенных во ФГОС общего образования, охарактеризованы актуальные воспитательные ценности, направления воспитательной деятельности, планируемые результаты, виды и формы совместной деятельности детей и взрослых [9, 10]. Согласно стандартам будут реализованы курсы этического образования, вариативные программы внеурочной деятельности.
Все это означает, что в ближайшие год-два и особенно ощутимо - через три-пять лет - в вузы пойдут поколения выпускников школ, обладающие определенными знаниями в области этики, имеющие опыт проектной деятельности, опыт реализации социальных проектов - творческих, экологических, трудовых, профориентационных, познавательных, исследовательских и т. д., имеющие опыт участия в деятельности органов школьного самоуправления, детских общественных организаций, опыт самореализации. Социальный опыт, как известно, влияет на качество личностной позиции, формирование потребностей, способностей, интересов, мотивирует к дальнейшей самореализации. Это минимальный ожидаемый результат от новых ФГОС общего образования. Если говорить о максимальном, то это - личностные качества выпускника, его ценностные установки, социальная компетентность, гражданская позиция и др. Не будем пока завышать планку ожиданий, т.к. формирование личностных качеств - процесс длительный и может быть ощутим при целенаправленной работе не через два года, а несколько в более отдаленной перспективе. Но даже только новый социальный опыт выпускников школ, их ценностные установки, багаж этических знаний и актуальные потребности, интересы обусловливают острую не-
обходимость проектирования в вузе такой системы воспитания, которая обеспечила бы преемственность с процессом воспитания и социализации студенческой молодежи на предыдущем этапе их личностного развития.
Анализ современных исследований, публикаций по проблемам развития системы воспитания и социализации в вузе показывает, что в большинстве случаев речь идет о совершенствовании системы воспитательной работы в вузе. Последнее, безусловно, имеет самостоятельное значение, но воспитание и социализация студентов происходят не только во внеучебное время, не только в рамках досуговой деятельности. Сегодня важно проектировать образовательное пространство вуза как пространство воспитания и социализации. Во ФГОС общего образования присутствует понятие «уклад школьной жизни». Это понятие имеет важное значение на всех этапах образования, включая профессиональное. Уклад жизни образовательного учреждения означает насыщенность повседневной жизни коллектива вуза, включая всех субъектов образовательного процесса, нравственными ценностями, приоритет общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей во всех видах жизнедеятельности, общения, в построении межличностных отношений. Модель современной системы воспитания и социализации студентов должна быть, прежде всего, моделью воспитательного пространства вуза, воспитывающей атмосферы, предполагать реализацию воспитательного потенциала содержания высшего образования, реализацию демократических ценностей в организации работы студенческого самоуправления, проектной и, конечно, внеучебной, досуговой деятельности.
Интерес молодых людей к духовно-нравственным основам межличностных отношений, нормам этики, потребность в формировании жизненных идеалов, позитивных отношений, основанных на нравственных ценностях, в определении личностных смыслов жизни всегда высоки в юношеском возрасте. Этот поиск и эти потребности присутствуют, они чрезвычайно актуальны для молодежи, несмотря на кажущееся безразличие, демонстрируемую самоуверенность, успешность, «крутизну», современность, принадлежность к тем или иным молодежным группам, модным течениям и т.п. Этическое образование отвечает на актуальные потребности студенческой молодежи, после школы его продолжение необходимо в вузе. Не только воспитывающая атмосфера вуза, но и специальные курсы делового этикета, психологии общения должны стать неотъемлемой частью системы воспитания и социализации студенческой молодежи, помочь юношам и девушкам в развитии коммуникативных навыков, расширении позитивного опыта межличностных отношений, нравственной оценки и самооценки, в поиске смыслов жизни и построении идеалов личностного развития.
Актуальной проблемой социализации является для молодежи подготовка к семейной жизни. Семейные ценности, подготовка к выполнению родительских обязанностей, подготовка к семейной жизни, проблемы межпоколенческих взаимодействий, социальная компетентность в вопросах создания семьи - должны стать еще одним актуальным модулем системы воспитания и социализации в вузе. Современной молодежи часто не хватает элементарных знаний для планирования семьи, решения множества социально-психологических проблем, связанных с началом семейной жизни. Важно, если в образовательном пространстве вуза юноши и девушки смогут найти поддержку в планировании семейной жизни как в форме психологического консультирования, так и в формате курсов по выбору, участия в диспутах, тематических проектах, творческих конкурсах, встречах со специалистами и интересными людьми, предоставлении студентам возможности участия в школе для молодых родителей и др. Современный социум, к сожалению, богат сегодня на негативные образцы поведения, деятельности, отношений. Задача образовательного учреждения заключается в предоставлении молодым людям позитивных образцов по всем направлениям воспитательной деятельности, в данном случае - в формировании позитивного образа современной семьи.
Чрезвычайно интенсивный рост информационных технологий, информационных потоков требует создания условий для формирования у молодежи информационной культу-
ры, включая способность критического отношения к информации, позитивный опыт информационной деятельности, готовность к соблюдению этических норм в информационном взаимодействии и др. Этому может способствовать введение курсов медиаобразова-ния и медиаобразования во внеучебное время - например, за счет организации деятельности студенческого информационного центра на базе вуза, различного рода студенческих творческих объединений медийной направленности, редакции вузовских студенческих изданий, видео-студий и др.
Во все времена актуален для воспитания вопрос о личности и коллективе. Сделанный в начале 1990-х годов акцент на индивидуализацию воспитания, личностно-ориентированный подход, формирование конкурентоспособности и прочих индивидуалистических характеристик был связан с тем, что в советское время доминировали идеи коллективного воспитания и ценность коллектива, его интересы ставились выше ценности и интересов личности. Стратегия разрушения системы воспитания советского периода привела к разрушению до основания всего воспитания. Видимо только сегодня наступает время гармонизации воспитательных ценностей. Крен в индивидуализм в целом негативно воспринимается российским обществом, так как противоречит базовым основаниям российской культуры, ее общинным традициям. Испокон веков россияне получали желаемые результаты в своих начинаниях, имели выдающиеся достижения в созидании, когда брались за дело всем миром. В западной культуре несколько иные традиции, но на протяжении веков ценится в ней готовность человека к партнерству, уважение к мнению собеседника, способность к сотрудничеству, такие качества как надежность, ответственность, обязательность, готовность помочь, отзывчивость, уважение к коллективу, его интересам, целям, способность к выполнению определенной роли в коллективной деятельности и соблюдение принятых коллективом правил взаимодействия. Эти характеристики личности востребованы во все времена, поскольку они позволяют производственному коллективу достигать высоких результатов. Не менее значимы они и для современного российского общества, для эффективного развития в России малого предпринимательства, повышения производительности труда. Не случайно, современным российским работодателем коммуникативные способности будущего специалиста, его готовность и способность работы в коллективе находятся на приоритетных позициях в рейтинге требований при приеме специалистов на работу. Организация системы воспитания и социализации в современном вузе должна быть такой, чтобы помочь студентам сформировать востребованные обществом коммуникативные умения и навыки, личностные качества, необходимые для позитивной интеграции в производственные коллективы.
Особая значимость задач подготовки студентов к самореализации в профессиональной деятельности актуализирует проблемы воспитания у них экономической культуры, социальной компетентности, включая освоение актуальных социальных знаний, необходимых для эффективной социальной адаптации, задачи формирования навыков самоорганизации, потребности в самообразовании, социальной мобильности, позволяющей эффективно адаптироваться к новым условиям, развитию рынка труда за счет постоянного саморазвития, формального и неформального образования. Необходим акцент на воспитании у молодежи правовой и политической культуры, готовности к взаимодействию с институтами гражданского общества, полноценному участию в политической жизни страны, уважения к закону, преодоление правового нигилизма, готовности к соблюдению правовых норм не по принуждению, а на основе собственного ценностного отношения к правовому государству, представлений о морали.
В построении современной системы воспитания и социализации студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования важно ориентироваться на международные приоритеты, осознавать интенсивность процессов глобализации, международной интеграции, диалога культур, определяющих принципиально новые характеристики пространства социализации подрастающих поколений. Все более реальные черты приобретают тенденции развития информационного общества, формирования мультикуль-
турной среды, проявления экологического кризиса, демографические проблемы планетарного масштаба. Формирование приоритетов в области воспитания в Европе происходит под влиянием тенденций глобализации, интеграции, устойчивого развития, непрерывного образования, демократизации.
Стратегические приоритеты воспитания в современной Европе базируются на демократических идеях. «Воспитание для демократии» - так может быть определена сущность современного европейского воспитания. Ценности демократического, гражданского общества играют основополагающую роль, определяют формирование стратегии воспитания в целом. Воспитание для демократии выражается, прежде всего, в политическом, гражданском образовании и воспитании. Гражданское воспитание дополняется характеристикой «демократическое», демократические принципы являются основополагающими в организации воспитательного процесса, демократические ценности составляют аксиологический фундамент гражданского (политического) воспитания в Европе.
Стратегические приоритеты воспитания в европейских странах, подходы к реформированию образования находят отражение в стратегиях «образования на протяжении всей жизни», образования для устойчивого развития. Развитие идей поликультурного образования идет по пути усиления в нем аксиологического компонента, идей демократии, плюрализма, толерантности, сотрудничества, диалога. Речь идет об изменении отношения молодых людей к миру и тем самым к самим себе, о расширении понятия идентичности в содержательном плане. Происходит расширение пространства поликультурного образования, цели и задачи которого теперь должны охватывать не только межкультурные отношения в рамках своей страны, но и в рамках мирового пространства. Характерна приоритетность идей стратегии образования для устойчивого развития, экологического воспитания и образования, экопедагогики.
Экологические приоритеты заявлены сегодня и в стратегии модернизации социально-экономической жизни российского общества, что в совокупности с международными приоритетами устойчивого развития выводит задачу организации процесса воспитания экологической культуры студентов вуза в число первоочередных. Очевидно, что от уровня экологической культуры специалистов разного профиля будут зависеть характер решений, принимаемых на производстве в ущерб или в пользу сохранения экологического благополучия страны. Важно формировать у студентов не только и не столько навыки экологической безопасности, самозащиты от экологического загрязнения, сколько нравственное, ответственное отношение к природе, гражданскую позицию по экологическим проблемам, экокультурные ценности, обеспечивающие готовность специалиста к выбору в пользу экологического благополучия, к самоограничению, к поиску путей и дополнительным затратам труда на поиск экологически безопасных решений в сфере своей профессиональной деятельности.
В заключение хотелось бы акцентировать внимание еще на двух позициях, связанных с моделированием системы воспитания в вузе: на воспитании патриотизма и субъектном подходе к развитию системы воспитания и социализации. На необходимости патриотического воспитания сегодня акцентируется внимание на самом высоком уровне, подтверждением чему является реализуемая с 2003 и пролонгированная сейчас до 2015 года Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотизм - интегративное качество, которое складывается из множества составляющих, и по нашему глубокому убеждению его формирование - это не столько самостоятельное направление воспитательной деятельности, сколько результат, достигаемый за счет эффективной реализации и перечисленных выше компонентов модели воспитания и социализации студентов, и многих других составляющих. Очевидна, например, необходимость реализации воспитательного потенциала курсов отечественной истории, знаний о героическом прошлом своей Родины. Не менее важной в формировании чувства любви к Ро дине является эмоциональный опыт позитивных отношений в коллективе сверстников и преподавателей образовательного учреждения, эстетическое чувство по отношению к природе,
порождающее привязанность к родному краю; наличие духовно-нравственных идеалов, имеющих образное подтверждение в родной литературе, в окружающей жизни; семейные ценности и традиции, сформированные на основе традиций отечественной культуры и многое другое. Декларативность патриотических установок могла бы породить только новые противоречия в воспитании молодежи. Патриотические ценности должны быть интегрированы во все направления воспитательной деятельности вуза.
Важно, чтобы воспитательным ценностям соответствовали механизмы реализации модели воспитания и социализации студентов в вузе. Демократический характер воспитания обеспечивается, прежде всего, за счет реализации субъектного подхода. Нельзя допустить идеологического диктата в форме трансляции готовых ценностей подрастающим поколениям; авторитарных методов воспитания, формализации этого процесса, которые могут только усугубить имеющиеся проблемы и противоречия. Важно создать пространство для самореализации личности и мотивировать студентов к ней в учебной, творческой, социально и личностно значимой деятельности. Особое значение приобретают технологии педагогического сопровождения процессов ценностного, личностного самоопределения, педагогической поддержки саморазвития личности; опосредованного воздействия, направленные на формирование воспитывающей атмосферы вуза, ситуации успеха, пространства реализации субъектной позиции в процессе высшего профессионального образования.
Литература
1. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» [электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru/text/ appears/2008/02/159528. shtml
2. Дармодехин С.В. Институт семьи и воспитания РАО: состояние исследований и перспективы развития // Известия Российской академии образования. 2011. № 2. С. 29-38
3. Никандров Н.Д. Духовно-нравственная культура и российская школа // Высшее образование сегодня. №3. 2009. С. 30-35. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download /51150338.pdf
4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://novchronic.ru/11173.htm
5. Послание Президента Федеральному собранию 2010 года // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst.htm
6. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года №795). [Электронный ресурс]. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
7. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон N 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html
8. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761). [Электронный ресурс]. URL: http://www.unicef. ru/library/statemants/1071/
9. ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009). [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx? CatalogId=223
10.ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010. № 1897). [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224
EDUCATION AND SOCIALIZATION OF STUDENT'S YOUTH IN THE COURSE OF HIGHER EDUCATION Irina Vladimirovna Wagner, doctor of pedagogical sciences, professor of the Russian Academy of Education; manager of scientific laboratory
The design approaches of education and socialization of students of modern University are expounded. The dynamics of educational situations, trends and problems of socialization of youth, its culture of self-determination are into consideration taken. The creating conditions for the spiritual and moral development of young people in higher vocational education are brought up for discussion.
Keywords: education, socialization, self determination, design, valuable, spiritual and moral personality formation, higher education