Научная статья на тему 'Системно-ролевой подход к социальному воспитанию студентов'

Системно-ролевой подход к социальному воспитанию студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
745
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / СИСТЕМНО-РОЛЕВОЙ ПОДХОД / СТУДЕНТЫ / SOCIAL BREEDING / SOCIALIZATION / SOCIAL ROLE / SYSTEM-ROLE APPROACH / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов М. Г.

В статье анализируется сущность социального воспитания студентов, рассматриваемого в качестве относительно социально контролируемой и педагогически регулируемой социализации в вузе. Раскрывается содержание социализации как процесса усвоения и ответственного выполнения системы нормативно обусловленных социальных ролей. На основе анализа возрастных особенностей студентов, специфики процесса усвоения ими социальных ролей и формирования у них социальной ответственности делается вывод о необходимости системно-ролевого подхода к социальному воспитанию студенческой молодежи в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System-role approach to social breeding of students

The paper analyzes the essence of social breeding of students considered as rather socially controllable and pedagogically regulated socialization at university. The content of socialization as a process of mastering and responsible performing of the system of normatively caused social roles is revealed. On the basis of the analysis of students' age peculiarities, specificity of the process of social role mastering by them and formation of their social responsibility it is concluded that the system-role approach to social breeding of student youth at university is very important.

Текст научной работы на тему «Системно-ролевой подход к социальному воспитанию студентов»

СИСТЕМНО-РОЛЕВОЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ М.Г. Иванов

В статье анализируется сущность социального воспитания студентов, рассматриваемого в качестве относительно социально контролируемой и педагогически регулируемой социализации в вузе. Раскрывается содержание социализации как процесса усвоения и ответственного выполнения системы нормативно обусловленных социальных ролей. На основе анализа возрастных особенностей студентов, специфики процесса усвоения ими социальных ролей и формирования у них социальной ответственности делается вывод о необходимости системно-ролевого подхода к социальному воспитанию студенческой молодежи в вузе.

Ключевые слова: социальное воспитание, социализация, социальная роль, системно-ролевой подход, студенты.

Обращение к проблеме социального воспитания студенческой молодежи и включение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили важные социально-воспитательные проблемы: адаптации личности во всех сферах жизни, активизации ее ответственной социальной позиции, готовности молодежи к преобразованию общественных процессов. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации и социально-профес-сионального становления подрастающего поколения, прежде всего студенчества, обновления теоретических взглядов и практических действий по социальному воспитанию молодежи в образовательных учреждениях.

В русле социально-педагогического подхода представлены различные определения понятия «социальное воспитание». Так, в Словаре по социальной педагогике оно рассматривается как «управляемый процесс социального формирования и развития личности; помощь человеку в усвоении и принятии социально-ценностных отношений, которые сложились в семье и обществе, в принятии правовых, политических, экономических, гражданских и бытовых отношений; направленное обучение человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности» [1].

М.М. Плоткин считает, что объект социального воспитания - система социальных взаимодействий человека в зоне его ближайшего окружения, а предмет - процесс педагогического влияния на социальные

взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов и в различных сферах его микросреды. «Целью социального воспитания является формирование способности человека к активному функционированию в конкретной социальной ситуации при обеспечении развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности» [2].

Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые раскрывают сущность категории «социальное воспитание» через ее соотношение с понятием «социализация». Так, согласно И.И. Фришману, социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности [3].

По мнению A.B. Мудрика, социальное воспитание - это «процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет» [4].

Определение социального воспитания как части социализации требует рассмотрения последней как научной категории. Существуют различные концепции социализации личности. «С наиболее общей философской позиции социализацию рассматривают как совершенствование социальных отношений» [5]. В свою очередь, последние трактуются как отношения между социальными группами

или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Для социологов социализация - это, с одной стороны, обучение индивида социальным ролям, без усвоения которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы, а с другой - формирование его личной идентичности и образа Я.

В психологии, где на первый план выступает изучение процессов и механизмов, с помощью которых индивид усваивает соответствующие социальные роли, нормы и идентичности, социализация - элемент процесса формирования и развития личности.

С точки зрения социальной педагогики социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация - общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Человек с рождения входит в те или иные группы и выполняет в них самые разные социальные роли, которые объективно обусловлены системой социальных отношений, ценностей и норм каждого общества. Освоение социальных ролей становится главным содержанием и условием социализации личности. Лишь исполняя роль, он включается в систему общественных отношений, выступает как их носитель и творец.

В своем повседневном взаимодействии с другими людьми человек обычно выполняет

не одну, а несколько ролей: по отношению к своим близким - ряд семейных ролей, на рабочем месте - ряд профессиональных ролей. Необходимо отметить, что деятельность человека не исчерпывается поочередным, обособленным исполнением определенных ролей, в жизни ему приходится реализовывать совокупность, целостность - систему ролей. Обучаясь в течение всей жизни всем своим ролям, человек фактически должен усвоить также элементы дополнительных ролей, т. е. взаимно проникающие права и обязанности. Поэтому полное усвоение индивидом одной роли означает усвоение всей системы взаимосвязанных ролей.

Итак, социальная сущность любой личности проявляется, прежде всего, в том, какие социальные роли и как она выполняет. Это предопределило то, что в современном социо-гуманитарном знании утвердилась и получила широкое распространение ролевая теория личности (Я.Л. Коломинский, Н.Д. Левитов,

A.Н. Леонтьев, Л.В. Мардахаев, Р. Линтон, Р. Мертон, Д. Мид. Д. Морено, Т. Парсонс, Б Д. Парыгин, A.B. Петровский, Ю.П. Платонов, Д.В. Тадевосян, Дж. Тернер, A.B. Филиппов, Т. Шибутани и др.) и социализации (Г.М. Андреева, Н.В. Андреенкова, И.С. Кон,

B.А. Микаелян и др.). В связи с этим назрела необходимость в системно-ролевом подходе к социальному воспитанию, основы которого заложены в трудах Н.М. Таланчука.

Начиная с 30-х гг. XX в. и до настоящего времени наблюдается все больший интерес к проблеме ролей в социологии, психологии, педагогике. Родоначальниками современной теории ролей считаются Р. Линтон, Д. Мид, Д. Морено. В нашей стране интерес к проблеме теории ролей возник в середине 60-х гг. XX в. Н.Д. Левитов первым ознакомил психологов и других специалистов с идеями теории ролей, выступив в журнале «Вопросы психологии». Большое внимание вопросам теории ролей уделял И.С. Кон. Он считал, что без понятий и достижений теории ролей подлинное понимание социальной жизни людей, процесса социализации невозможно [6].

Социальная роль в социологической, психологической и педагогической литературе понимается как:

- функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию [7];

- программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы, структурированный способ его участия в жизни общества [8];

- жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции [9];

- предписанные обществом в целом, специфической общественной организацией или конкретной группой права и обязанности, которые вытекают из положения, занимаемого личностью в данной социальной структуре [10];

- нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его позицией, т. е. местом в конкретной системе социальных отношений [11].

Представленные определения категории «социальная роль» свидетельствуют, что в ее понимании существенным является, во-первых, фиксация в ней прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»), во-вторых, связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности (функциями) личности, в-третьих, нормативное обусловливание роли.

Права, присваиваемые личностью, и ее обязанности, подлежащие исполнению в ролевом поведении, различаются в зависимости от выполняемых ролевых функций: семейных, профессиональных, гражданских и т. п. Личность отвечает перед обществом за выполнение обязанностей, т. е. несет социальную ответственность. Мера социальной ответственности субъекта зависит от общественной значимости его поведения, а поэтому от занимаемого им общественного положения (статуса), профессии и других социальных ролей, в которых он выступает в разных областях своей деятельности. Чем больше нормативно обусловленных социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни, т. е. социализированным, а значит, зрелым членом общества он является. Поэтому под социализацией мы понимаем процесс усвоения и социально ответственного выполнения личностью системы социальных ролей и соответствующих им норм, необходимых человеку для успешного функционирования в обществе, саморазвития и самореализации в нем, его

прогрессивного преобразования. Из такого определения социализации следует и соответствующее определение социального воспитания: социальное воспитание - это процесс педагогически контролируемой социализации, осуществляемый воспитательными институтами общества посредством создания педагогических условий, способствующих усвоению личностью системы нормативно обусловленных социальных ролей и их социально ответственной реализации в ходе функционирования в обществе, саморазвития и самореализации в нем, его прогрессивного преобразования.

Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и методы организации социального воспитания зависят от возраста, этнокультурной и социальнопрофессиональной принадлежности воспи-туемых, а также специфичны в различных воспитательных организациях, соотношение и роль которых на каждом возрастном этапе различны в том или ином обществе. Не случайно Д.И. Фельдштейн специально обращает внимание на то, что личность при ее биологической детерминированности является порождением социального мира. В данном случае речь идет о реальном действии социального на биологическое. Именно такой подход к рассмотрению онтогенетического развития обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов при учете, во-первых, наличия в процессе развития периодов открытости человека определенным общественным воздействиям и, во-вторых, внутренней его готовности принять их и самореализоваться в них [12].

Поскольку мы говорим о процессе социального воспитания студентов, то его необходимо рассматривать, учитывая их возрастные особенности. С психолого-педагоги-ческой точки зрения именно возраст является основой для исследования управляемого процесса социализации.

Студенчество объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня, представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной про-

грамме подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Следует иметь в виду, что возрастные категории обозначают не столько хронологический, сколько социальный статус человека. С этой точки зрения студенческий возраст - период овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, семейных, профессионально-трудовых и др. С этим возрастом связано начало экономической активности и создание собственной семьи. Именно в этот период человек получает новый гражданский и правовой статус, проявляющийся в дееспособности личности, которая представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность) и возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. Дееспособный гражданин может осуществлять основные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни, он несет полную и самостоятельную ответственность за свои поступки.

Общество видит в студентах уже не столько объект социализации, сколько ответственных субъектов общественно-производственной деятельности и оценивает их и результаты их деятельности по «взрослым» стандартам прав, обязанностей и ответственности, сознательной, произвольной регуляции своего поведения и его соответствия социальным нормам.

Начинающий самостоятельную жизнь молодой человек приобретает статус взрослого человека. Общество требует от него «взрослого поведения», ответственного исполнения социальных ролей. Однако уровень и объем социальной ответственности студенческой молодежи отличается от таковых старшего поколения тем, что им, во-первых, приходится демонстрировать ее без прямого включения в процесс владения и управления материальными ценностями, вещественными элементами производительных сил; во-вто-рых, единственным критерием социальной ответственности студентов является деятельность, которая направлена на соблюдение прав и исполнение обязанностей; в-третьих,

усвоение социальных ролей и формирование социальной ответственности студенческой молодежи происходит в обстановке неразрешенных предшественниками социальных противоречий, вызывающих ее отчуждение от социума; в-пятых, представление о социальных ролях молодежи и формирование ее социальной ответственности осуществляется все чаще не под влиянием традиционных установок на социальную перспективу, расчета на то, какими молодые люди должны быть в будущем, но под воздействием современной общественной ситуации, требующей от молодежи способности к выживанию, что деформирует процесс интернализации социальных ролей в молодежном сознании; в-шестых, пока социальное воспитание как педагогически регулируемая часть социализации понимается только как процесс передачи опыта, знаний, убеждений, ценностей от старшего поколения младшему, т. е. именно как процесс подготовки к жизни, ответственность за его результаты берут на себя взрослые - родители, воспитатели, преподаватели вуза с их постоянным контролем, опекой, назиданиями, и молодой человек постоянно находится в двойственном положении: его призывают к самостоятельности, трезвости суждений, социальной ответственности и одновременно поощряют не инициативу и активность, а послушание и исполнительность, порождая, таким образом, феномен социального инфантилизма, свидетельствующий о нарушении механизма социализации и неприятии молодыми людьми новых «взрослых» обязанностей и обязательств.

Несмотря на провозглашенные новые цели воспитания подрастающих поколений, в реальной практике воспитательная работа со студенческой молодежью зачастую ведется прежними рутинными методами в русле стремления сформировать личность путем воздействия только на ее сознание, тогда как решающее значение для перестройки молодежного сознания имеет практическое изменение общественных отношений. Именно в студенческие годы формирующаяся личность обязана выйти на новый уровень отношений с обществом как системой социальных связей, чтобы найти свое место в них. Все вышесказанное требует существенных изменений содержания и организации социального воспитания студентов в вузе, мето-

дологической основой которого наряду с общепринятыми в педагогике подходами должен стать и системно-ролевой подход, ориентирующий все его структурные компоненты процесса воспитания на создание условий, способствующих активному усвоению и реализации нормативно обусловленных социальных ролей зрелого человека.

1. Словарь по социальной педагогике / авт,-сост. J1.B. Мардахаев. М., 2002. С. 279.

2. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников: монография. М., 2003. С. 117.

3. Фриюман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., 2001.

4. Мудрик A.B. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация // Стратегии воспитания в образовательной системе России; под общ. ред. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 2004. С. 17.

5. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашое Г.Н. и др. Основы социальной педагогики / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002. С. 14.

6. Кон И.С. Люди и роли // Новый мир. 1970. № 12. С. 168-192.

7. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. С. 23.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1997. Р. 232.

9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2006. С. 48.

10. Роль: Психологический словарь / под ред.

В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.,1983. С. 330.

11. Шейнис М.Ю. Влияние свойств личности на

профессионально-ролевое поведение: (на

примере деятельности таможни): дис. ... канд. пед. наук. Самара, 1998. С. 52.

12. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека. М., 2005. С. 11.

Поступила в редакцию 1.08.2008 г.

Ivanov M.G. System-role approach to social breeding of students. The paper analyzes the essence of social breeding of students considered as rather socially controllable and pedagogically regulated socialization at university. The content of socialization as a process of mastering and responsible performing of the system of normatively caused social roles is revealed. On the basis of the analysis of students’ age peculiarities, specificity of the process of social role mastering by them and formation of their social responsibility it is concluded that the system-role approach to social breeding of student youth at university is very important.

Key words: social breeding, socialization, social role, system-role approach, students.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ Т.И. Пчельникова

Деятельность социального работника направлена на совершенствование человеческих отношений, и в ней немаловажное место занимают экологические проблемы. Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. В связи с этим особенно важные задачи встают перед системой подготовки специалистов социальной работы, так как именно они должны повышать уровень социальной защиты населения, принимать участие в решении вопросов рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, междисциплинарный подход, профессионально-личностная подготовка социальных работников в вузе.

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.

С.Н. Глазачев говорит о происходящем в последние годы переходе различных сфер

культуры в экологическую культуру: «Этот переход, осуществляющийся сегодня в культуре в целом, непосредственно касается каждого носителя культуры, каждого человека. «Экологизацию культурности личности» можно было бы определить как переход человека от сосредоточенности на себе, своих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.