Научная статья на тему 'Актуальные задачи развития воспитания в системе высшего профессионального образования'

Актуальные задачи развития воспитания в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1460
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / UPBRINGING / SOCIALIZATION / VALUE SELFDETERMINATION / DESIGN / SPIRITUAL AND MORAL PERSONALITY FORMATION / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна

Обоснованы подходы к проектированию системы воспитания и социализации студентов современного вуза с учетом динамики воспитательной ситуации, тенденций и проблем социализации молодежи, ее ценностного самоопределения; актуализирована проблема создания условий для духовно-нравственного становления молодежи в процессе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical problems of development of socialization in system of higher education

The design approaches of upbringing and socialization of students of modern university are expounded. The dynamics of upbringing situations, trends and problems of socialization of youth, its culture of selfdetermination are taken into consideration. The creating conditions for the spiritual and moral development of young people in higher vocational education are brought up for discussion.

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи развития воспитания в системе высшего профессионального образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Вагнер Ирина Владимировна

доктор педагогических наук, профессор Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования

wagner. mail@mail. ш

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обоснованы подходы к проектированию системы воспитания и социализации студентов современного вуза с учетом динамики воспитательной ситуации, тенденций и проблем социализации молодежи, ее ценностного самоопределения; актуализирована проблема создания условий для духовно-нравственного становления молодежи в процессе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: воспитание, социализация, ценностное самоопределение, проектирование, духовно-нравственное становление личности, высшее образование.

На протяжении последнего десятилетия акцент на обеспечение позитивной социализации студенческой молодежи все отчетливее звучит и на государственном уровне, в стратегиях молодежной политики, и в концепциях развития высших образовательных учреждений, в образовательной практике. Актуализация проблем воспитания и социализации студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования сегодня ни у кого не вызывает сомнений.

Знаковым событием в развитии государственной политики в области воспитания стало заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина в послании Федеральному собранию в Георгиевском зале Кремля в конце 2012 года о том, что качественное образование невозможно без воспитания, о необходимости развития воспитательной компоненты в школе. Высшая школа не исключение, поскольку она принадлежит именно к тем институтам социализации молодежи, о которых в выступлении Президента сказано как о носителях традиционных ценностей, «которые исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколения» [1]. В выступлении Президента речь шла о детях и молодежи, о молодежной политике. Была подчеркнута интенсивность информатизации, необходимость обеспечения опережающей роли воспитания, приоритетность задач воспитания в образовании и молодежной политике, укрепления духовно-нравственной основы общества: «Мы должны... укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а ... пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России [1].

В научных исследованиях тоже прослеживается усиление внимания к аспектам воспитания молодежи. Вместе с тем, говорить о сформированно-сти методологии, теории, государственной страте-

гии и эффективных моделей воспитания студенческой молодежи сегодня рано, как рано говорить и о стабилизации воспитательной ситуации в современной России в целом. По оценкам специалистов в современных условиях воспитательная ситуация остается противоречивой [2; 3]. Сохраняется влияние негативных тенденций в развитии воспитания, возникших в конце прошлого столетия в ситуации социально-экономических кризисов развития российского общества. Остаются высокими показатели негативных явлений в молодежной среде: алкоголизма, наркомании, преступности, других социальных девиаций, возникают новые формы асоциального поведения, молодежный экстремизм. Общий социальный фон личностного становления подрастающих поколений остается негативным за счет высокого уровня социальных рисков, угрожающих их позитивной социализации. Воспитательный потенциал российского социума, социальных институтов, включая семью и образовательные учреждения недостаточен для стабилизации воспитательной ситуации. Новые позитивные тенденции только наметились, требуют реализации системных мер как на уровне государственной власти, так и на уровне каждого учреждения, направленных на создание условий для гражданского, духовно-нравственного становления молодежи. При этом высокая динамика социокульутрного развития общества, глобальные проблемы современного мира обусловливают новые вызовы времени, которые обостряют и без того тревожные противоречия в развитии процессов воспитания и социализации подрастающих поколений. Интенсивное развитие информационной сети создает как новые возможности, так и новые риски социализации подрастающих поколений. Особенности современного этапа этнокультурного развития многонационального российского общества несут как позитивные тенденции усиления этнопедагогического компонента воспитания, так и тревожные тенденции обострения межнациональных противоречий. Приобщение молодежи

к политической жизни страны часто тоже выражается в противоречивых явлениях - таких как втягивание молодежи различными политическими организациями в акции и манифестации сомнительного содержания, социально-политические конфликты. Вызывает тревогу усиление разногласий среди сторонников церкви и противников усиления влияния церкви на образование, срастания ее с государством; влияние деструктивных религиозных сект на сознание молодежи. В центре многих социально-политических конфликтов оказывается молодежь, которой бывает непросто разобраться в истинных причинах противоречий социальных групп современного общества и подлинных интересах организаторов тех или иных акций, движений.

В связи с этим актуализируется проблема проектирования стратегии и эффективных моделей воспитания и социализации студентов в вузе. Анализ современных исследований, монографических работ, научных статей в области воспитания и профессионального образования показывает, что в целом проблема остается крайне мало разработанной. Авторы уделяют внимание отдельным аспектам воспитания и социализации, все чаще рассматриваются в научных статьях вопросы организации воспитательной работы в вузе, что связывается авторами, как правило, с организацией досуговой деятельности, иногда - студенческого самоуправления. Необходимо целостное рассмотрение системы воспитания и социализации студентов в учреждении высшего профессионального образования. Необходимо проектирование целостной, комплексной модели воспитания и социализации, которая позволяла бы максимально реализовать воспитательный потенциал высшего образования, охватывала бы все компоненты воспитательного процесса - от целеполагания до проектирования содержания, моделирования на структурно-функциональном уровне и прогнозирования результатов, ее ресурсного обеспечения, сетевого взаимодействия и др.

Укрепление государственной политики в области детства, воспитания и социализации подрастающих поколений создает новые условия для развития системы воспитания и социализации молодежи в процессе высшего профессионального образования.

Влияние этих тенденций на развитие воспитания в вузе имеет две стороны. Первое: актуализация воспитательной функции учреждения высшего профессионального образования в соответствии с приоритетами государственной политики. Очевидна необходимость укрепления воспитательного потенциала образовательного пространства учреждения высшего профессионального образования, разработка и реализация системы мер, направленных на формирование у студентов гражданской позиции, готовности к жизненному самоопределению, потребности в самореализации в профессио-

нальной деятельности, социальном творчестве; ценностного отношения к семье и готовности к семейной жизни; социальной компетентности; духовно-нравственных ценностей, патриотизма, культуры здоровья, экологического сознания и других качеств, отражающих представления современного общества об идеале гармонично развитой личности. К вопросам о «портрете выпускника» современного вуза мы вернемся ниже, чтобы расставить некоторые акценты в его формировании и обсудить тревожные тенденции, связанные с «проектированием личности». Второе: влияние на аудиторию будущих студентов, их социальные потребности, ожидания от вуза, их качественно новый социальный опыт. Учреждениям высшего образования уже сегодня надо готовиться к тому, что в ближайшие годы в их стены войдет новое поколение студентов - тех, чье детство прошло не в стихии социума, пораженного деструктивными явлениями эпохи социально-экономических кризисов, а в условиях реализации целенаправленных программ воспитания и социализации.

Существенному усилению воспитательной функции общеобразовательной школы сегодня, несомненно, будет способствовать введение новых федеральных государственных стандартов общего образования, которые впервые в истории отечественного образования включают в себя воспитательный компонент. Внедрение новых ФГОС общего образования уже осуществляется. В соответствии с ними каждая школа разрабатывает свою программу воспитания и социализации учащихся для каждой из 3-х основных ступеней общего образования: начального, основного и среднего. В примерных программах, включенных во ФГОС общего образования, охарактеризованы актуальные воспитательные ценности, направления воспитательной деятельности, виды и формы совместной деятельности детей и взрослых [4; 5]. Согласно стандартам будут реализованы курсы этического образования, вариативные программы внеурочной деятельности.

Все это означает, что в ближайшие год-два и особенно ощутимо - через три-пять лет - в вузы пойдут поколения выпускников школ, обладающие определенными знаниями в области этики, имеющие опыт проектной деятельности, опыт реализации социальных проектов - творческих, экологических, трудовых, профориентационных, познавательных, исследовательских и т.д.; имеющие опыт участия в деятельности органов школьного самоуправления, детских общественных организаций, опыт самореализации. Социальный опыт, как известно, влияет на качество личностной позиции, формирование потребностей, способностей, интересов, мотивирует к дальнейшей самореализации. Это минимальный ожидаемый результат от новых ФГОС общего образования. Если говорить о максимальном, то это - личностные качества выпуск-

ника, его ценностные установки, социальная компетентность, гражданская позиция и др. Не будем пока завышать планку ожиданий, т.к. формирование личностных качеств - процесс длительный и может быть ощутим при целенаправленной работе не через два года, а несколько в более отдаленной перспективе. Но даже только новый социальный опыт выпускников школ, их ценностные установки, багаж этических знаний и актуальные потребности, интересы обусловливают острую необходимость проектирования в вузе такой системы воспитания, которая обеспечила бы преемственность с процессом воспитания и социализации студенческой молодежи на предыдущем этапе их личностного развития.

Анализ современных исследований, публикаций по проблемам развития системы воспитания и социализации в вузе показывает, что в большинстве случаев речь идет о совершенствовании системы воспитательной работы в вузе. Последнее, безусловно, имеет самостоятельное значение, но воспитание и социализация студентов происходят не только во внеучебное время, не только в рамках досуговой деятельности. Сегодня важно проектировать образовательное пространство вуза как пространство воспитания и социализации. Во ФГОС общего образования присутствует понятие «уклад школьной жизни». Это понятие имеет важное значение на всех этапах образования, включая профессиональное. Уклад жизни образовательного учреждения означает насыщенность повседневной жизни коллектива вуза, включая всех субъектов образовательного процесса, нравственными ценностями, приоритет общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей во всех видах жизнедеятельности, общения, в построении межличностных отношений. Модель современной системы воспитания и социализации студентов должна быть, прежде всего, моделью воспитательного пространства вуза, воспитывающей атмосферы, предполагать реализацию воспитательного потенциала содержания высшего образования, реализацию демократических ценностей в организации работы студенческого самоуправления, проектной и, конечно, внеучеб-ной, досуговой деятельности.

Интерес молодых людей к духовно-нравственным основам межличностных отношений, нормам этики; потребность в формировании жизненных идеалов, позитивных отношениях, основанных на нравственных ценностях, в определении личностных смыслов жизни всегда высоки в юношеском возрасте. Этот поиск и эти потребности присутствуют, они чрезвычайно актуальны для молодежи, несмотря на кажущееся безразличие, демонстрируемую самоуверенность, успешность, «крутизну», современность, принадлежность к тем или иным молодежным группам, модным течениям и т.п. Этическое образование отвечает на актуальные

потребности студенческой молодежи. Не только воспитывающая атмосфера вуза, но и специальные курсы делового этикета, психологии общения должны стать неотъемлемой частью системы воспитания и социализации студенческой молодежи, помочь юношам и девушкам в развитии коммуникативных навыков, расширении позитивного опыта межличностных отношений, нравственной оценки и самооценки, в поиске смыслов жизни и идеалов личностного развития.

Актуальной проблемой социализации является для молодежи подготовка к семейной жизни. Семейные ценности, подготовка к выполнению родительских обязанностей, подготовка к семейной жизни, проблемы межпоколенческих взаимодействий, социальная компетентность в вопросах создания семьи, формирование позитивного образа современной семьи должны стать еще одним актуальным модулем системы воспитания и социализации в вузе.

Интенсивность развития информационных технологий требует создания условий для формирования у молодежи информационной культуры, включая способность критического отношения к информации, позитивный опыт информационной деятельности, готовность к соблюдению этических норм в информационном взаимодействии. Этому может способствовать введение курсов медиаобразования и медавоспитание во внеучебное время - например, организация деятельности студенческого информационного центра, различного рода студенческих творческих объединений медийной направленности, редакции вузовских студенческих изданий, видео-студий и др.

Во все времена актуален для воспитания вопрос о личности и коллективе. Сделанный в начале 1990-х годов акцент на индивидуализацию воспитания, личностно-ориентированный подход, формирование конкурентоспособности и прочих индивидуалистических характеристик был связан с тем, что в советское время доминировали идеи коллективного воспитания и ценность коллектива, его интересы ставились выше ценности и интересов личности. Стратегия разрушения системы воспитания советского периода привела к разрушению до основания. Видимо только сегодня наступает время гармонизации воспитательных ценностей. Крен в индивидуализм в целом негативно воспринимается российским обществом, так как противоречит базовым основаниям российской культуры, ее общинным традициям. Испокон веков россияне получали желаемые результаты в своих начинаниях, имели выдающиеся достижения в созидании, когда брались за дело всем миром. В западной культуре несколько иные традиции, но на протяжении веков ценится в ней готовность человека к партнерству, уважение к мнению собеседника, способность к сотрудничеству, такие качества как

надежность, ответственность, обязательность, готовность помочь, отзывчивость, уважение к коллективу, его интересам, целям, способность к выполнению определенной роли в коллективной деятельности и соблюдение принятых коллективом правил взаимодействия. Эти характеристики личности востребованы во все времена, поскольку они позволяют производственному коллективу достигать высоких результатов. Не менее значимы они и для современного российского общества, для эффективного развития в России малого предпринимательства, повышения производительности труда. Не случайно, современным российским работодателем коммуникативные способности будущего специалиста, его готовность и способность работы в коллективе находятся на приоритетных позициях в рейтинге требований при приеме специалистов на работу. Организация системы воспитания и социализации в современном вузе должна быть такой, чтобы помочь студентам сформировать востребованные обществом коммуникативные умения и навыки, личностные качества, необходимые для позитивной интеграции в производственные коллективы.

Особая значимость задач подготовки студентов к самореализации в профессиональной деятельности актуализирует проблемы воспитания у них экономической культуры, социальной компетентности, включая актуальные социальные знания, необходимые для эффективной социальной адаптации; задачи формирования навыков самоорганизации, потребности в самообразовании, социальной мобильности, позволяющей эффективно адаптироваться к новым условиям, развитию рынка труда за счет постоянного саморазвития, формального и неформального образования. Необходим акцент на воспитании у молодежи правовой и политической культуры, готовности к взаимодействию с институтами гражданского общества, участию в политической жизни страны, уважения к закону, преодоление правового нигилизма, готовности к соблюдению правовых норм не по принуждению, а на основе собственного ценностного отношения к правовому государству, представлений о морали.

В построении современной системы воспитания и социализации студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования важно ориентироваться на международные приоритеты, осознавать интенсивность процессов глобализации, международной интеграции, диалога культур, определяющих принципиально новые характеристики пространства социализации подрастающих поколений. Все более реальные черты приобретают тенденции развития информационного общества, формирования мультикультурной среды, проявления экологического кризиса, демографические проблемы планетарного масштаба. Формирование приоритетов в области воспитания в Европе происходит под влиянием тенденций глобализации, интег-

рации, устойчивого развития, непрерывного образования, демократизации.

Стратегические приоритеты воспитания в современной Европе базируются на демократических идеях. «Воспитание для демократии» - так может быть определена сущность современного европейского воспитания. Ценности демократического, гражданского общества играют основополагающую роль, определяют формирование стратегии воспитания в целом. Воспитание для демократии выражается, прежде всего, в политическом, гражданском образовании и воспитании. Гражданское воспитание дополняется характеристикой «демократическое», демократические принципы являются основополагающими в организации воспитательного процесса, демократические ценности составляют аксиологический фундамент гражданского (политического) воспитания в Европе.

Стратегические приоритеты воспитания в европейских странах, подходы к реформированию образования находят отражение в стратегиях «образования на протяжении всей жизни», образования для устойчивого развития. Развитие идей поликуль-турного образования идет по пути усиления в нем аксиологического компонента, идей демократии, плюрализма, толерантности, сотрудничества, диалога. Речь идет об изменении отношения молодых людей к миру и тем самым к самим себе, о расширении понятия идентичности в содержательном плане. Происходит расширение пространства по-ликультурного образования, цели и задачи которого теперь должны охватывать не только межкуль-турные отношения в рамках своей страны, но и в рамках мирового пространства. Характерна приоритетность идей стратегии образования для устойчивого развития, экологического воспитания и образования, экопедагогики.

Экологические приоритеты заявлены сегодня и в стратегии модернизации социально-экономической жизни российского общества, что в совокупности с международными приоритетами устойчивого развития выводит задачу организации процесса воспитания экологической культуры студентов вуза в число первоочередных. Очевидно, что от уровня экологической культуры специалистов разного профиля будут зависеть характер решений, принимаемых на производстве в ущерб или в пользу сохранения экологического благополучия страны. Важно формировать у студентов не только и не столько навыки экологической безопасности, самозащиты от экологического загрязнения, сколько нравственное, ответственное отношение к природе; гражданскую позицию по экологическим проблемам, экокультур-ные ценности, обеспечивающие готовность специалиста к выбору в пользу экологического благополучия, к поиску путей и дополнительным затратам труда на поиск экологически безопасных решений в сфере своей профессиональной деятельности.

В заключение хотелось бы акцентировать внимание еще на двух позициях, связанных с моделированием системы воспитания в вузе: на воспитании патриотизма и субъектном подходе к развитию системы воспитания и социализации. На необходимости патриотического воспитания сегодня акцентируется внимание на самом высоком уровне, подтверждением чему является реализуемая с 2003 и пролонгированная сейчас до 2015 года Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации [6]. Патриотизм -интегративное качество, которое складывается из множества составляющих, и по нашему глубокому убеждению его формирование - это не столько самостоятельное направление воспитательной деятельности, сколько результат, достигаемый за счет эффективной реализации и перечисленных выше компонентов модели воспитания и социализации студентов, и многих других составляющих. Очевидна, например, необходимость реализации воспитательного потенциала курсов отечественной истории, знаний о героическом прошлом своей Родины, но не менее важной в формировании чувства любви к Родине является эмоциональный опыт позитивных отношений в коллективе сверстников и преподавателей образовательного учреждения, эстетическое чувство по отношению к природе, порождающее привязанность к родному краю; наличие духовнонравственных идеалов, имеющих образное подтверждение в родной литературе, в окружающей жизни; семейные ценности и традиции, сформированные на основе традиций отечественной культуры и многое другое. Декларативность патриотических установок могла бы породить только новые противоречия в воспитании молодежи. Патриотические ценности должны быть интегрированы во все направления воспитательной деятельности вуза.

Важно, чтобы воспитательным ценностям соответствовали механизмы реализации модели воспитания и социализации студентов. Демократический характер воспитания обеспечивается, прежде всего, за счет реализации субъектного подхода. Нельзя допустить идеологического диктата в форме трансляции готовых ценностей подрастающим поколениям; авторитарных методов воспитания, формализации этого процесса, которые могут только усугубить имеющиеся проблемы. Важно создать пространство для самореализации личности и мотивировать студентов к самореализации. Особое значение приобретают технологии педагогического сопровождения процессов личностного самоопределения, педагогической поддержки саморазвития личности; опосредованного воздействия, направленные на формирование воспитывающей атмосферы вуза, ситуации успеха, пространства реализации субъектной позиции в процессе высшего профессионального образования.

23 мая 2013 года Министерство образования

и науки разместило на своем сайте Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [7], подготовленную, как отмечается в информационном сообщении к данному документу, «во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г» [8]. Программа нацелена на укрепление воспитательного потенциала российского социума на основе взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, социокультурного пространства Российской Федерации в целом.

Несмотря на то, что Программа ориентирована на развитие воспитательной компоненты на ступени общего образования, для высшей школы она является не менее значимым явлением. Программа свидетельствует о приоритетах государственной политики в области образования; является ориентиром в проектировании стратегий модернизации образования, свидетельством приоритетности задач воспитания детей и молодежи. Очевидно, что эта тенденция развития государственной политики в области образования будет определять подходы к модернизации образования и в высшей школе.

Библиографический список

1. Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. rg. ru/2012/12/12/ stenogramma-poln. html.

2. Дармодехин С.В. Институт семьи и воспитания РАО: состояние исследований и перспективы развития // Известия Российской академии образования. - 2011. - № 2. - С. 29-38.

3. Никандров Н.Д. Духовно-нравственная культура и российская школа // Высшее образование сегодня. - 2009. - №3. - С. 30-35 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/ download/51150338.pdf.

4. ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart.edu.ru/ catalog.aspx? CatalogId=223.

5. ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010. № 1897) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224.

6. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года №795) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// archives.ru/programs/patriot_2015. shtml.

7. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобр-науки.рф 13.05.23-воспитание.pdf.

8. Послание Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года novchronic.ru/11173.htm.

УДК 378

Гладкая Ирина Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент

Снегурова Виктория Игоревна

доктор педагогических наук, профессор Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

ivg12@mail.ru, snegurova@bk.ru

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ РАБОТОДАТЕЛЯМИ

В статье рассматривается модель подготовки будущих учителей, отражающая преобразования учебного процесса, в зависимости от требований работодателей. Модель построена на трех основаниях: с учетом возможных видов деятельности, при непосредственной организации образовательного процесса, с учетом периодов взаимодействия (довузовский, вузовский и послевузовский). Проектируемая модель будет способствовать повышению качества подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: взаимодействие вуза и работодателей, подготовка будущих учителей, трудоустройство выпускника вуза, повышение качества образования.

Необходимость обеспечения качественного уровня высшего профессионального образования, соответствующего требованиям современного рынка труда, ориентирует педагогический вуз на обновление программ подготовки студентов бакалавриата и магистратуры, выстраиванию целостного образовательного процесса с учетом требований практики образования. Возникает необходимость в проектировании некоего образца, определяющего перспективы в подготовке специалиста. Поэтому может быть спроектирована модель, выраженная в виде определенного документа, отражающего требования работодателей к подготовке современных специалистов и возможности современного вуза по обеспечению дальнейшей успешной деятельности выпускников.

В педагогической науке, в последние годы, метод моделирования используется достаточно широко, в связи с тем, что моделирование позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. Основания этого метода были заложены в работах С.И. Архангельского, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой и др.

В современном понимании модель - есть мысленно представляемая или материально-реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна в определенном отношении замещать его так, что ее изучение дает нам информацию об этом объекте [1, с. 18]. Однако не всякое схематическое изображение можно назвать моделью, а лишь такое, которое, с одной стороны, фиксирует именно всеобщее отношение некоторой системы, а с другой - обеспечивает его дальнейшее изучение, дает новую информацию об основном объекте изучения.

Рассмотрим модель, строящуюся на базе анализа деятельности специалистов в профессиональ-

ной и учебной деятельностях. Данная модель должна помочь ответить на вопрос, что требуется для подготовки выпускника педагогического вуза, чтобы он успешно функционировал в профессии и как этого достичь в процессе обучения в вузе.

Проектируемая модель должна иметь прогностическую основу и служить инструментом обратной связи между вузом и работодателями (сферой труда), способствуя их взаимодействию. Ведь в сферах непосредственной занятости деятельность существует как реальная и конкретная, а в вузе - имплицитно, как более или менее ясный образ, эталон. Поэтому модель будет представлять собой описательный аналог деятельности, где в формализованных конструкциях и аналитических интерпретирующих текстах отображены ее важнейшие характеристики [3, с. 94].

Модель взаимодействия вуза, представленная спецификой взаимодействия студентов и преподавателей, и работодателей является тем основанием, которое может способствовать перестройке содержания и форм организации образовательного процесса, способствуя подготовке специалистов, согласно требованиям практики, готовя их к такой деятельности, которую им предстоит осуществлять на своих рабочих местах.

Наличие модели деятельности еще не обеспечивает нужной подготовки специалиста, востребованного на рынке труда, т.к. в ней не содержится ответ на вопрос как этого можно достичь. Ответ на данный вопрос будет содержаться в модели подготовки, т.е. необходимо будет спроектировать специальный комплекс, в котором будут отражены все существенные стороны вузовской деятельности, отражающие преобразования учебного процесса, в виде совокупности учебных задач и способов их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.