УДК 376.6
СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД)
Эррера Лариса Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики
Новомосковский филиал Российской академии образования, г. Новомосковск, Россия regionculture@mail. ru
Статья раскрывает пути решения проблемы социализации студенческой молодежи в социокультурной образовательной среде во время ее обучения в вузе. Предлагается модель стимулирования социализации студенческой молодежи с использованием личностно ориентированного подхода.
Ключевые слова: молодежь; социализация; личностно ориентированный подход.
PROMOTING SOCIALIZATION OF STUDENT’S YOUTH IN SOCIO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT (PERSONALITY-ORIENTED APPROACH)
Larisa Herrera, candidate of psychological sciences, associate professor at department for psychology and pedagogics
Novomoskovsk branch of Russian Academy of education, Novomoskovsk, Russia regionculture@mail. ru
Article explains how to deal with the problem of the socialization of student's youth in socio-educational environment during her training in high school. Proposed model of promoting socialization of student youth using personality oriented approach
Keywords: youth; socialization; personality oriented approach.
Образовательное пространство как сфера социально-культурной деятельности отличается сложной структурой и разноуровневостью. В этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются и учреждения высшего и особенно дополнительного профессионального образования. Институт образования приобретает все более рационально-прагматический контекст, выраженный в достижении высокого социального статуса. Вследствие усложнения и дифференциации общества выдвигаются растущие требования к молодому поколению, задавая высокие стандарты образования, личных способностей и профессионализма, но в действительности наблюдается недостаточность ресурсов для обеспечения эффективной социализации каждого молодого человека.
Как отмечает Мардахаев Л.В. [1], социальная педагогика изучает социализацию человека как социально-педагогическое явление. Сущность ее заключается в возможности социализации человека на различных этапах его возрастного развития и использования этого знания в процессе диагностики, стимулировании, сопровождении, коррекции процесса социализации к конкретному человеку. В этом уже проявляется личностно-ориентированный подход.
Социализация обусловлена разнообразными социальными, социальнопсихологическими, психолого-педагогическими факторами.
Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспитание), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения. Мы будем рассматривать социализацию личности студенческой молодежи в социокультурной образовательной среде вуза.
В современном вузе студенческая молодежь дифференцирована по самым различным критериям: материальному положению, политическим
предпочтениям, духовным и культурным ориентациям и т.д.
Специфика социализации студенческой молодежи во многом также обусловлена социально-экономической асимметрией российских вузов, расположенных в различных регионах страны, и проявляющейся в различном уровне их экономического и социального развития, инновационного потенциала и других важных факторов, что определяет разные условия социализации молодежи. Наряду с этим нельзя не учитывать дифференциацию жизненных условий, формируемых различными типами поселений (малый город, крупный промышленный, культурный и научный центр), оказывающую существенное влияние на образ жизни, социально-экономическое и социокультурное расслоение молодежи.
В этой связи возникает необходимость поиска путей и механизмов интеграции студенческой молодежи в социально-экономическую и социокультурную структуры общества, разработки новых подходов к изучению процесса социализации молодежи, возможностей его оптимизации на
федеральном и региональном уровнях, что обеспечит устойчивость и направленность социального воспроизводства общества в целом.
Мы предлагаем следующую модель стимулирования социализации студенческой молодежи в социокультурной образовательной среде, которая использует личностно-ориентированный подход. Она состоит из двух блоков:
1.Социокультурная среда образовательного учреждения, состоящая из нравственно-психологической атмосферы, воспитательно-образовательной деятельности, поведения ее участников (педагогов и студентов) и воздействия педагогов с целью формирования духовно-богатой, социальноинтегрированной и профессионально-подготовленной личности студента.
2. Студенческая молодежь, имеющая свою структуру, различающуюся по уровню освоенности социальных компетенций, по принадлежности к субкультурным образованиям (формальным или неформальным) и в свою очередь, состоящая из студентов с их индивидуальными особенностями и склонностями.
Со стороны социокультурной образовательной среды идет социальнопедагогическое воздействие на студенческую молодежь с целью стимулирования социализации студенческой молодежи, используя при этом личностно-ориентированный подход, который ставит своей целью эффективно социализировать личность студента. Социализированная личность характеризуется наличием следующих социальных компетенций:
- мировоззренческих
- коммуникативная компетентность
- овладение культурой нашего общества
- духовность и гражданственность
- мотивация к обучению
- опыт социального поведения.
То есть мы получаем социализированную личность, обладающую способностями к интернализации социальных норм, усвоению социальных
функций, социальной мобильности (вхождению в социальную группу) и обладающую активной гражданской позицией.
По степени овладения выпускниками вуза данными социальными компетенциями можно судить о результативности организации процессов социализации- вузом как институтом социализации.
Развитие коммуникативных качеств личности происходит посредством личностно ориентированных технологий. Кроме того, технология межличностного взаимодействия формирует и навык ассертивного поведения, которое является важнейшим элементом при проведении переговоров, решении конфликтов. Это способность человека отстаивать свою точку зрения и добиваться того, что ему нужно, сохраняя при этом уважение к партнеру и отношения с ним.
Кроме того, важны психолого-педагогические условия, которые наилучшим образом способствовали бы социализации студенческой молодежи. В нашей научной работе такие условия рассматриваются с точки зрения личностно ориентированной воспитательной системы вуза. Однако в связи с тем, что процесс социализации динамичен и неустойчив, педагогические условия личностно ориентированной системы образования постоянно подвергаются изменениям. Собственно условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности и способности респондентов. Это возможности оценивания, выстраивания определенных типов отношений к тому, что предлагается в качестве содержания воспитания.
Опираясь на это, мы выделяем наиболее важные и приемлемые, по нашему убеждению, условия личностно ориентированной воспитательной системы, которые будут ориентированы на успешную социализацию студенческой молодежи. В качестве таковых выступают следующие:
1) Создание среды в вузе, стимулирующей социализацию:
- направленность учебно-воспитательной деятельности на создание духовного и предметного пространства, необходимого для саморазвития,
самореализации и самоопределения учащихся, с учетом влияния доминирующих в жизни студента факторов. Именно стремление к личностному самоопределению является важнейшим педагогическим условием, которое во многом определит успешность или неуспешность протекания сложного процесса социализации. В личностном самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни студенческой молодежи, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в данный возрастной период. В неблагоприятных условиях стихийной социализации, которая может проходить в условиях трудной жизненной ситуации подростка, в неформальных молодежных движениях или просто на улице существуют определенные риски социализации, приводящие к ее так называемым «дефектам». [2]
2) Педагогическое обеспечение стимулирования социализации общения и взаимодействия:
- формирование таких личностных взаимоотношений и создание такого психологического климата, которые способствовали бы свободному проявлению инициативы студенческой молодежи, формированию межличностных взаимоотношений.
3) Направленность учебно-воспитательного процесса на личностно ориентированный подход:
- организация воспитательной системы вуза на основе личностно ориентированных технологий, что, в свою очередь, является фактором ее собственного развития и необходимым условием моделирования и реализации воспитательных технологий, способствующих формированию потребностей молодежи в социокультурных ценностях, свободному развитию личности, формированию отношений к себе, к миру, развитию самосознания личности, помощь в ее самоутверждении.
Главное для педагогов - предоставление ученику возможности самостоятельного выбора из предлагаемых ему вариантов оснований для размышления. Возможность выбора - это уже основа не для навязанного, а для самостоятельного принятия решений [3; с.156].
Говоря о личностном самоопределении как важном условии социализации, мы берем во внимание такие важные человеческие качества, как: позитивное личностное отношение к нравственным категориям и ценностям; наличие социальных жизненно необходимых навыков (коммуникативных, творческих, интеллектуальных и т.д.); умение самостоятельно принимать решение, нести ответственность, делать осознанный выбор; способность раскрыть свое «Я» путем самовыражения, саморазвития, самореализации [4];
Студенты нуждаются в индивидуализации воспитания и обучения, ломке привычных стереотипов и стандартов, ориентированных на усредненных, среднестатистических индивидов. Учебная работа их должна быть напряженной, интенсивной, но обязательно творческой. Педагоги должны считаться не только с объективными индивидуальными различиями подростков, но и с субъективным миром формирующейся личности, ее самооценкой, ее Я-концепцией.
В итоге конечный результат, как отмечает А.В. Мудрик, должен оцениваться не по тому, как удалось передать молодым знания и умения, а как мы подготовили их к самостоятельным действиям и умению принимать решения в нестандартных условиях [5; с.46].
При характеристике образования мы исходим из его сути как творческой деятельности, рассчитанной на адресата, на диалог, на усвоение знаний, предполагающее личностное открытие, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий её пласт.
Элемент аккультурации становится преобладающим в современных образовательно-педагогических стратегиях и технологиях. Целью образования
становится не обеспечение «человеческим фактором» материального производства, как это было в недавнем прошлом, а формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с разными уровнями культур, готового к поликультурному диалогу.
Нельзя не согласиться с мнением ученых о том, что новая образовательная парадигма подразумевает наличие необходимого уровня эрудиции, творческих начал и культуры личности, поскольку именно в этом состоит «её главное отличие от парадигмы обучения, ведущими лозунгами которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание» [6].
Развитие всех этих и многих других качеств происходит в условиях образовательной среды, и задачей педагогов становится создание условий, где каждый студент мог бы проявить себя.
С нашей точки зрения, внедрение в воспитательную систему вуза специально смоделированных личностно ориентированных технологий должно не только способствовать развитию интересов и способностей подростка, его личностному росту, но и прежде всего его самопознанию, умению рефлексировать, его самореализации и самоактуализации, его индивидуальному, личностному и социальному развитию, то есть способствовать благоприятному протеканию процесса социализации студенческой молодежи.
В условиях трансформации российского общества изучение проблем социализации студенческой молодежи имеет важное теоретическое и практическое значение. Являясь наиболее динамичной частью общества, молодежь занимает в нем особое место благодаря своей специфической позиции в социальной структуре и важнейшим общественным функциям в процессе социального воспроизводства - преемственности и обновления существующих общественных отношений.
Переориентация образовательной парадигмы, характерной для всей совокупности образовательных учреждений, образовательных методов и технологий, с когнитивно-информационной на аккультурирующую, объективно превращает образование в одну из ведущих общественных сфер социальнокультурной деятельности.
Литература
1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс. Москва: Юрайт. 2011, 796 с.
2. Эррера Л.М. Новый подход в определении причин появления молодежных субкультур. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011 №5(11). Часть 2. с.221-224
3. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.В. Мудрика. М.: Академия, 2004.
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика /А.В. Мудрик. М.: Академия, 1999.
6. Голубева О.И., Суханов АД. Проблемы целостности в современном образовании //Философия образования. - М, 1996.
Рецензент:
Бирюкова Э.А., д-р филос. наук