ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Быков С.А.1, Быбина Ю.А.2
'Быков Сергей Александрович — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной педагогики; 2Быбина Юлия Александровна — студент, Направление: педагогическое образование: начальное образование, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: в статье анализируется эффективность применения дидактических игр для развития познавательной активности младших школьников на уроках математики. Ключевые слова: познавательная активность, дидактические игры, младший школьник.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» прописано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Целью воспитания активности личности является формирование способности к приобретению самостоятельности в поиске и освоении новых знаний, осуществлению внутреннего контроля над уже имеющимися знаниями. При усвоении новых знаний игровые методы не уступают более традиционным формам обучения, поскольку в процессе самой игры ребенок получает удовольствие от самого игрового процесса [1].
Как показал опрос 14 учителей начальной школы, г. Тюмень, на вопрос «Какое место занимает игра в развитии личности ребенка?» 50% (7) учителей ответили, что главное, 36%(5) -второстепенное, 14%(2) - не самое главное. На вопрос «Сколько времени вы отводите дидактическим играм на уроках математики?» 33% (5) учителей дали ответ «не очень много», 27% (4) ответили, что очень мало используют игры, и по 20%(3) пришлось на ответы «много» и «не задумывался над этим». Из полученных результатов вытекает противоречие между необходимостью применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе и их недостаточным использованием в педагогической практике общеобразовательной школы.
Первые 4 года для школьника являются самыми важными. Однако именно математика становится для многих нелюбимым предметом. Она сложна, требует огромной концентрации внимания, чего от детей младшего школьного возраста сложно добиться. Также у них еще плохо развита мыслительная деятельность, классификация, обобщение и синтез. На первых года обучения в школе главной задачей учителя является пробуждение у учащихся интереса, активности к изучению математики, понимание детьми необходимости изучаемого материала. Это является одним из самых важных факторов развития младшего школьника. Для развития познавательной активности к изучаемому материалу, огромное значение имеет то, как данный материал подается учащимся.
Одним из наиболее привлекательных для детей способов активизации на уроке является внедрение дидактических игр. Они вызывают у учащихся неподдельный интерес к процессу познания, помогают активизировать познавательную деятельность и легче усваивать учебный материал. В процессе игры учащийся наблюдает, сравнивает, сопоставляет, делает обобщение. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но параллельно идет проявление воспитательного и развивающего влияния игровой деятельности.
К. Д. Ушинский подчеркивал огромное воспитательное значение игры, которая готовит ребенка к творческому труду, деятельности и жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствие, игра является миром практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности [3].
В ходе экспериментального исследования были выявлены уровни познавательной активности младших школьников. В исследовании приняли 33 учащихся МАОУ СОШ №69, г. Тюмень.
В качестве диагностирующего инструментария была взята методика М.В. Медведевой «Определение уровня познавательной активности обучающихся» [2]. Результаты, которые
101
можно увидеть на рисунке 1, показали, что у семерых учащихся наблюдается частично активный и низкий уровень познавательной активности, чего для учащихся начальной школы допустимым быть не должно.
Рис. 1. Распределение результатов по уровню познавательной активности (М.В. Медведева), п=33,
12.02.2018-13.02.2018
Для проведения экспериментального исследовании была разработала программа, в которой содержались дидактически игры, направленные на формирование навыков сложения и вычитания, закрепления приемов сложения и вычитания, развития математического образа мышления.
По результатам констатирующего исследования мы можем увидеть положительную динамику развития познавательной активности учащихся - низкий уровень познавательной активности исчез, а количество учащихся с исполнительно--активным уровнем возросло от 5 человек (15%) до 8 (24%). Также количество учащихся с творческим уровнем выросло на одного (3%) учащегося.
Рис. 2. Сравнение входной и контрольной диагностики по уровню познавательной активности (М.В.
Медведева), п=33
Дидактические игры содействуют учащимся в понимании, усвоении нового материала. Игры можно использовать как на начальном этапе, так и на этапе закрепления, повторения или же контроля. С помощью игр в процесс обучения включаются все учащиеся. С помощью игры сложный материал становится более доступным в понимании для учащихся, они без опаски «идут» ему на встречу.
Список литературы
1. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников [Текст] / Н.В. Балабаева // Вестник Шадринского государственного педагогического института, 2015. № 2 (26). 4 с.
2. Медведева М.В. Методика определения уровня познавательной активности обучающихся [Текст] // Среднее профессиональное образование, 2011. № 1. С. 40-42.
3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. [Текст] / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. 352 с.
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ожго Т.А.
Ожго Татьяна Анатольевна - магистрант, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: социальные компетенции рассматриваются как знания, умения, опыт, необходимые подростку для успешной адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развития его личностных ресурсов. На современном этапе развитие системы образования характеризуется усилением роли дополнительного образования в профессиональном самоопределении и жизненном становлении детей.
Ключевые слова: подростки «группы риска», социальная компетенция, дополнительное образование.
В современном мире, из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска».
Подростки «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Данные обстоятельства обуславливают необходимость оптимизации социально-педагогической деятельности с детьми группы риска [2].
Одним из существенных аспектов социально-педагогической работы с подростками группы риска является развитие их социальных компетенций.
Социальная компетенция - подразумевает способность к межличностным отношениям. Можно сказать конкретнее, она является базисной, интегральной характеристикой личности, которая отражает её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающей полноценное овладение социальной реальностью и даёт возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с нормами и ценностями которые приняты на данный момент в социуме.
Объектом профессиональной деятельности социального педагога в формировании социальных компетенций у подростков группы риска являются подростки, подвергающиеся в процессе жизнедеятельности различным рискам: