Научная статья на тему 'Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики'

Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
189
28
Поделиться
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Быков Сергей Александрович, Быбина Юлия Александровна

В статье анализируется эффективность применения дидактических игр для развития познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Быков Сергей Александрович, Быбина Юлия Александровна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Быков С.А.1, Быбина Ю.А.2

'Быков Сергей Александрович — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной педагогики; 2Быбина Юлия Александровна — студент, Направление: педагогическое образование: начальное образование, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье анализируется эффективность применения дидактических игр для развития познавательной активности младших школьников на уроках математики. Ключевые слова: познавательная активность, дидактические игры, младший школьник.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» прописано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Целью воспитания активности личности является формирование способности к приобретению самостоятельности в поиске и освоении новых знаний, осуществлению внутреннего контроля над уже имеющимися знаниями. При усвоении новых знаний игровые методы не уступают более традиционным формам обучения, поскольку в процессе самой игры ребенок получает удовольствие от самого игрового процесса [1].

Как показал опрос 14 учителей начальной школы, г. Тюмень, на вопрос «Какое место занимает игра в развитии личности ребенка?» 50% (7) учителей ответили, что главное, 36%(5) -второстепенное, 14%(2) - не самое главное. На вопрос «Сколько времени вы отводите дидактическим играм на уроках математики?» 33% (5) учителей дали ответ «не очень много», 27% (4) ответили, что очень мало используют игры, и по 20%(3) пришлось на ответы «много» и «не задумывался над этим». Из полученных результатов вытекает противоречие между необходимостью применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе и их недостаточным использованием в педагогической практике общеобразовательной школы.

Первые 4 года для школьника являются самыми важными. Однако именно математика становится для многих нелюбимым предметом. Она сложна, требует огромной концентрации внимания, чего от детей младшего школьного возраста сложно добиться. Также у них еще плохо развита мыслительная деятельность, классификация, обобщение и синтез. На первых года обучения в школе главной задачей учителя является пробуждение у учащихся интереса, активности к изучению математики, понимание детьми необходимости изучаемого материала. Это является одним из самых важных факторов развития младшего школьника. Для развития познавательной активности к изучаемому материалу, огромное значение имеет то, как данный материал подается учащимся.

Одним из наиболее привлекательных для детей способов активизации на уроке является внедрение дидактических игр. Они вызывают у учащихся неподдельный интерес к процессу познания, помогают активизировать познавательную деятельность и легче усваивать учебный материал. В процессе игры учащийся наблюдает, сравнивает, сопоставляет, делает обобщение. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но параллельно идет проявление воспитательного и развивающего влияния игровой деятельности.

К. Д. Ушинский подчеркивал огромное воспитательное значение игры, которая готовит ребенка к творческому труду, деятельности и жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствие, игра является миром практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности [3].

В ходе экспериментального исследования были выявлены уровни познавательной активности младших школьников. В исследовании приняли 33 учащихся МАОУ СОШ №69, г. Тюмень.

В качестве диагностирующего инструментария была взята методика М.В. Медведевой «Определение уровня познавательной активности обучающихся» [2]. Результаты, которые

101

можно увидеть на рисунке 1, показали, что у семерых учащихся наблюдается частично активный и низкий уровень познавательной активности, чего для учащихся начальной школы допустимым быть не должно.

Рис. 1. Распределение результатов по уровню познавательной активности (М.В. Медведева), п=33,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.02.2018-13.02.2018

Для проведения экспериментального исследовании была разработала программа, в которой содержались дидактически игры, направленные на формирование навыков сложения и вычитания, закрепления приемов сложения и вычитания, развития математического образа мышления.

По результатам констатирующего исследования мы можем увидеть положительную динамику развития познавательной активности учащихся - низкий уровень познавательной активности исчез, а количество учащихся с исполнительно--активным уровнем возросло от 5 человек (15%) до 8 (24%). Также количество учащихся с творческим уровнем выросло на одного (3%) учащегося.

Рис. 2. Сравнение входной и контрольной диагностики по уровню познавательной активности (М.В.

Медведева), п=33

Дидактические игры содействуют учащимся в понимании, усвоении нового материала. Игры можно использовать как на начальном этапе, так и на этапе закрепления, повторения или же контроля. С помощью игр в процесс обучения включаются все учащиеся. С помощью игры сложный материал становится более доступным в понимании для учащихся, они без опаски «идут» ему на встречу.

Список литературы

1. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников [Текст] / Н.В. Балабаева // Вестник Шадринского государственного педагогического института, 2015. № 2 (26). 4 с.

2. Медведева М.В. Методика определения уровня познавательной активности обучающихся [Текст] // Среднее профессиональное образование, 2011. № 1. С. 40-42.

3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. [Текст] / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. 352 с.

4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ожго Т.А.

Ожго Татьяна Анатольевна - магистрант, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: социальные компетенции рассматриваются как знания, умения, опыт, необходимые подростку для успешной адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развития его личностных ресурсов. На современном этапе развитие системы образования характеризуется усилением роли дополнительного образования в профессиональном самоопределении и жизненном становлении детей.

Ключевые слова: подростки «группы риска», социальная компетенция, дополнительное образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном мире, из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска».

Подростки «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость оптимизации социально-педагогической деятельности с детьми группы риска [2].

Одним из существенных аспектов социально-педагогической работы с подростками группы риска является развитие их социальных компетенций.

Социальная компетенция - подразумевает способность к межличностным отношениям. Можно сказать конкретнее, она является базисной, интегральной характеристикой личности, которая отражает её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающей полноценное овладение социальной реальностью и даёт возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с нормами и ценностями которые приняты на данный момент в социуме.

Объектом профессиональной деятельности социального педагога в формировании социальных компетенций у подростков группы риска являются подростки, подвергающиеся в процессе жизнедеятельности различным рискам: