Научная статья на тему 'Формированиe общеучебных умений у младших школьников «группы риска»'

Формированиe общеучебных умений у младших школьников «группы риска» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1574
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / КОМПЛЕКС ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ДЕТИ "ГРУППЫ РИСКА" / "RISK GROUP CHILDREN" / COMMON EDUCATIONAL SKILLS / COMPLEX OF COMMON EDUCATIONAL SKILLS / ORGANISATIONAL SKILLS / INFORMATIONAL SKILLS / INTELLECTUAL SKILLS / SPEECH SKILLS / COMMUNICATIVE SKILLS / SOCIAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренякина Татьяна Николаевна

В статье рассматривают проблемы формирования общеучебных умений младших школьников, относящихся к «группе риска». Автор уточняет понятие «дети группы риска», формулирует определение общеучебных умений, предлагает целостный комплекс общеучебных умений: организационные, информационные, интеллектуальные, речевые, коммуникативные, социальные, а также определяет принципы коррекционно-развивающей работы по формированию общеучебных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On forming of common educational skills of "risk group" children

The article concerns the problem of forming of common educational skills among children belonging to the "risk group". The author defines the notions "risk group children" and "common educational skills". The author also suggests the integral complex of common educational skills: organisational, informational, intellectual, speech, communicative and social ones. The principles of correctional and developmental work on common educational skills forming are determined.

Текст научной работы на тему «Формированиe общеучебных умений у младших школьников «группы риска»»

Т. Н. Коренякина

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

Работа представлена кафедрой педагогики и предметных технологий Астраханского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. Н. Давыдова

В статье рассматривают проблемы формирования общеучебных умений младших школьников, относящихся к «группе риска». Автор уточняет понятие «дети группы риска», формулирует определение общеучебных умений, предлагает целостный комплекс общеучебных умений: организационные, информационные, интеллектуальные, речевые, коммуникативные, социальные, а также определяет принципы коррекционно-развивающей работы по формированию общеучебных умений.

Ключевые слова: общеучебные умения, комплекс общеучебных умений, организационные умения, информационные умения, интеллектуальные умения, речевые умения, коммуникативные умения, социальные умения, дети «группы риска».

T. Korenyakina

ON FORMING OF COMMON EDUCATIONAL SKILLS OF "RISK GROUP" CHILDREN

The article concerns the problem offorming of common educational skills among children belonging to the "risk group". The author defines the notions "risk group children" and "common educational skills". The author also suggests the integral complex of common educational skills: organisational, informational, intellectual, speech, communicative and social ones. The principles of correctional and developmental work on common educational skills forming are determined.

Key words: common educational skills, complex of common educational skills, organisational skills, informational skills, intellectual skills, speech skills, communicative skills, social skills, "riskgroup children".

Проблема формирования общеучебных умений у детей младшего школьного возраста является достаточно значимой и актуальной в современной теории и практике начального образования, потому как в последнее время отмечается увеличение численности детей с проблемами в обучении и воспитании. Изучение проблемы школьной неуспеваемости, причин трудностей ребенка в обучении, исследование и анализ типологий и характеристик учащихся, предложенных в теоретической и научно-методической литературе [2; 4; 8; 9 и др.], позволило нам рассматривать как группу педагогического рис-

ка детей, которые, не имея классических форм аномалий развития, на этапе поступления в школу характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют риск школьной дезадаптации за счет несформированности у них умений, которыми они должны обладать к началу школьного обучения. С учетом специфики развития избранной нами категории детей был рассмотрен и дополнен перечень общеучебных умений, которые мы в процессе экспериментальной работы формировали у младших школьников «группы риска».

В результате анализа психолого-педагогической литературы [1; 3; 4; 5; 7 и др.] мы пришли к выводу, что общеучебные умения -это способность ученика выполнять конкретные учебные и социально значимые действия, в основе которых лежит целостный комплекс общих и узкопредметных умений. Данные умения развиваются в процессе всех видов деятельности, доступных детям младшего школьного возраста.

Содержательно комплекс общеучебных умений может быть представлен следующими компонентами:

Организационные умения:

• осознание задачи и попытка решить ее в группе с помощью взрослого;

• организация рабочего места;

• организация и распределение времени и т. д.

Информационные умения:

• выделение новой информации («этого я не знал раньше»);

• соотнесение новой информации с имеющейся;

• умение работать по образцам и т. д.

Интеллектуальные умения:

• действие по образцу, а затем самостоятельно;

• проведение наблюдения с последующими выводами совместно со взрослыми;

• умение запоминать учебный материал;

• умение понимать учебный материал (на основе его анализа и осмысления);

• самоанализ и самооценка учебных действий и т. д.

Речевые умения:

• осознание смысла произносимых слов, предложений;

• дача полного ответа на простые вопросы;

• умение задавать вопросы;

• заучивание наизусть стихотворных текстов;

• составление коротких рассказов по серии картинок;

• умение внимательно слушать и наблюдать и т. д.

Коммуникативные умения:

• оценивание речевого поведения - своего и другого (можно - нельзя, хорошо - плохо);

• употребление в речи отдельных форм речевого этикета (общение, приветствие, прощание, благодарность, извинение и др.);

• умение слушать;

• выступление перед классом, участие в обсуждении;

• целенаправленная работа в парах и т. д.

Социальные умения:

• установление правильных отношения со сверстниками и взрослыми;

• планирование собственной деятельности;

• самоконтроль и саморегуляция деятельности и т. д.

Рассмотрение вышеобозначенных общеучебных умений в виде комплекса, эффективность реализации которого заключается именно во взаимосвязи и взаимообусловленности всех обозначенных умений, позволяет говорить и о параллельном целостном развитии младшего школьника «группы риска», имея в виду развитие психической, познавательной, социальной, коммуникативной сфер.

Детальный анализ общеучебных умений младших школьников «группы риска» проводился на основе выделенных критериев (содержательной характеристики конкретного общеучебного умения). Всего в процессе исследования участвовало 47 учащихся: 30 мальчиков и 17 девочек, обучающихся в компенсаторных классах средних общеобразовательных школ (ЭГ) и 25 человек (КГ) из обычного класса общеобразовательной школы. Уровень развития конкретного общеучебного умения может выступать в четырех модификациях, содержательная характеристика которых представлена нами следующим образом:

Третий уровень развития общеучебного умения - учащиеся автоматизировано, точно и безошибочно выполняют действие.

Второй уровень развития общеучебного умения - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг.

Первый уровень развития общеучебного умения - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу либо подражая действиям учителя или сверстника.

Нулевой уровень - учащиеся совершенно не владеют способностью выполнять заданные действия.

Средством диагностирования вышеобо-значенных общеучебных умений младших школьников «группы риска» выступали: метод сбора информации: наблюдение за деятельностью учащихся; беседа с учащимися по прочитанному тексту; изучение продуктов деятельности (письменные работы, рисунки, аппликации, макеты); контрольные упражнения; две интегрированные контрольные работы, которые позволили нам проанализировать содержательный аспект конкретного умения для дальнейшей коррекционно-разви-

вающей работы. Контрольные работы были интегрированы следующим образом: «математика + ознакомление с окружающим миром», «русский язык + чтение».

Полученные результаты фиксировались в таблице уровней сформированности конкретного общеучебного умения по компонентам (содержательной характеристикой каждого умения) и сопоставлялись с обобщенной характеристикой сформированности общеучебных умений, что позволяло получить достоверную картину сформированно-сти конкретного общеучебного умения и всего комплекса в целом, представленную в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Сравнительный анализ уровня сформированности общеучебных умений у младших школьников экспериментальной и контрольной групп

□ нулевой □ первый □ второй □ третий

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

и и

гага^^щщ^кгага §£ § * §« *«

га га

Л м м Ш щ С-ц С-ц

о

^ к

_, н П н <и 1—1

3 " К К

и

£

о о

га и га и

К К

га га

ч § ч §

й К К Й К К

Я о и 5! Я о и 5!

О О

ли

В результате качественного анализа бы-обнаружены следующие особенности

сформированности общеучебных умений у младших школьников «группы риска».

Организационные умения: из-за слабого осознания данного детям задания они не пытаются решить представленную задачу в группе или с помощью взрослого; минимальное количество детей могут организовать свое рабочее место; абсолютно отсутствует организация и распределение времени, а также умение организовать свою деятельность (определять цель, составлять план, осуществлять действия, оценивать результат).

Информационные умения: учащиеся «группы риска» способны выделять новую информацию, но соотносить ее с имеющейся и использовать ее в работе (ориентироваться, делать предварительный отбор, добывать и перерабатывать информацию, преобразовывать из одной формы в другую (текст, схема, таблица и т. д.) им затруднительно.

Интеллектуальные умения: детям доступно действие по образцу, а затем самостоятельно; проводить наблюдения и делать выводы они могут только совместно со взрослыми. Также частично зафиксировано умение запоминать учебный материал, но чаще преобладает механическое запоминание, а не понимание на основе его анализа и осмысления. Самоанализ учебных действий отсутствует полностью, а самооценка чаще всего занижена.

Речевые умения: достаточно осознавая смысл произносимых слов и предложений, дети затрудняются давать полный ответ на простые вопросы, не умеют задавать вопросы по существу, составлять короткие рассказы по серии картинок, внимательно слушать и наблюдать. При этом им нравится заучивать наизусть небольшие стихотворные тексты.

Коммуникативные умения: некоторые дети могут донести свою позицию, понять другого, договориться, сделать что-то сообща, но оценивать речевое поведение - свое и другого - могут только по подражанию учителю или сверстникам. В речи многие употребляют отдельные формы речевого этикета (приветствие, прощание, благодарность, извинение и др.). Они умеют недолговременно слушать и слышать другого, но, выступая перед классом и участвуя в обсуждении, стесняются и замыкаются или проявляют не-

гативное поведение. Умением целенаправленно работать в парах, выполняя доступные задания учителя, владеет достаточно большой процент школьников.

Социальные умения: дети могут устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, но у них практически отсутствуют умения планировать собственную деятельность, оценивать свои и чужие поступки, самоопределяться в системе ценностей, отвечать за свой выбор, не проявляется способность к самоконтролю и саморегуляции деятельности.

По результатам констатирующего эксперимента нами были сделаны следующие выводы о том, что личность младшего школьника «группы риска» характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активности во взаимодействии с окружающими. Субъективно эти особенности личности переживаются ребенком как особый об-раз-Я и выражаются в неадекватной самооценке и неудовлетворенности. Неразвитость, неадекватное поведение, низкая способность к социальной релаксации обусловливают низкий статус ребенка в классе. Необходимо отметить, что у минимального количества детей выбранной нами категории присутствует высокий (третий) уровень сформированности таких общеучебных умений, как интеллектуальные, речевые, коммуникативные. Этот факт свидетельствует о том, что дети «группы риска» способны при соответствующей комплексной коррекционно-развивающей работе овладеть общеучебными умениями.

Содержанием формирующего эксперимента стало:

1. Разработка педагогических условий формирования общеучебных умений у младших школьников «группы риска» согласно гипотезе исследования:

• формирование общеучебных умений в комплексе, в неразрывном единстве структурных компонентов, занимающих центральное место в едином педагогическом процессе;

• реализация принципа целостного системного изучения младшего школьника «группы риска» и организация психолого-

педагогического мониторинга по формированию общеучебных умений;

• использования трех типов обучения -«путем проб и ошибок», построением действия на полной ориентировочной основе, усвоение без существенных ошибок - в зависимости от учебной ситуации, содержания и индивидуально-типологических особенностей учащихся;

• ориентация педагогов не только на формирование устойчивых ЗУН, но и на реализацию личностного потенциала учащихся.

2. Выбор форм, методов, способов, приемов и средств коррекционно-развивающей работы с учащимися.

Важным моментом формирования общеучебных умений у младших школьников «группы риска» является выделение принципов коррекционно - развивающей работы:

• личностно ориентированные принципы -адаптивности, развития, индивидуализации и дифференциации, психологической комфортности, создание ситуации успеха и т. п.;

• культурно ориентированные принципы -образа мира и целостности содержания образования, смыслового отношения к миру, систематичности, ориентировочной функции знаний, овладения культурой и т. п.;

• деятельностно-ориентированные принципы - обучения деятельности, опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативности и т. п. [2; 4; 8; 9 и др.].

Реализация данных принципов осуществляется исходя из основных линий развития школьника, определяющих его внутреннюю мотивацию, и совершенствования общеучебных умений, а значит, и академической успешности в ходе обучения в школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общую схему организации коррекцион-но-развивающих занятий с младшими школьниками «группы риска» можно описать следующим образом.

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3-5 мин).

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности у

ребенка не возникало затруднения (организуется работа с предметами, каждое действие ребенок фиксирует в речи; затем выполняется материализованное действие). Каждый ребенок должен принять участие в игре. Необходимое условие - четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен самоопределиться, т. е. понять, что от него требуется в игре; определить, может он играть в эту игру или нет; определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

2. Затруднение в игровой ситуации (13 мин).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем и т. п.). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод о том, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. «Открытие» нового знания или умения (5-7 мин).

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к «открытию» нового знания или умения. Оформив в речи «новое», дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в учебной тетради. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового, дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5. Повторение и развивающие задания (15 мин).

6. Итог занятия (5 мин).

Дети фиксируют в речи:

• что нового узнали;

• где новое пригодится.

Процесс формирования общеучебных умений у младших школьников «группы риска» на уроках осуществлялся нами при решении комплексно. В качестве примера приведем описание их формирования на уроке ознакомления с окружающим миром.

Урок «Части растений» (по учебнику А. Плешакова) (урок-закрепление) [6].

Начало урока направлено на формирование организационных умений. Далее в процессе урока дети учатся не просто соблюдать рабочий порядок на столе, но и вовремя и правильно манипулировать нужными предметами. Постановка учебной цели урока, ее осознание и целенаправленное достижение также одна из задач формирования организационных умений. Для ее решения при изучении частей растений, а также при заполнении схемы, что используется в пище человеком (и другие схемы), или работа по соотнесению плода и семени, вырабатывается умение контролировать свои действия, сравнивая их с образцом учителя или одноклассников. В процессе изучения новой темы при фронтальной работе, при работе в парах формируется умение принимать и предлагать помощь.

Работа с текстом, с условными цветами, частями растений, при повторении пройденного, во время проведения учебного опыта формируют умение сравнивать, анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что является неотъемлемой частью формирования интеллектуальных умений. Работа по формированию интеллектуальных умений невозможна без умения хорошо читать. Поэтому обучению навыкам чтения и работы с текстом чтению и работе с текстом на уроке чтения (как и на всех других уроках в системе коррекционной работы) должно уделяться большое внимание.

В процессе урока учащиеся упражняются в работе с различными источниками информации: книгой, тетрадью по ознакомлению с окружающим миром, схемой, таблицами, рисунками, дополнительным дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Это позволяет совершенствовать их информационные умения.

Особое место на уроке занимает формирование умения слушать учителя и учеников (в процессе объяснения и самостоятельного разбора нового материала), что относится к группе коммуникативных умений. При самостоятельном изучении частей растений дети учатся выступать перед классом, участвовать в обсуждении. В процессе работы в парах формируется умение совместной целенаправленной работы.

Формирование общеучебных умений учащихся именно в комплексе не только помогает усвоению конкретной темы по различным предметам, но и закладывает основу успешного обучения данного класса в целом и каждого его ученика в дальнейшем, формируя функциональную грамотность и социальную компетенцию детей.

По итогам экспериментальной работы из 47 учащихся классов компенсирующего обучения 12 человек были переведены в обычные классы. Это позволяет нам утверждать о правильности выдвинутой гипотезы, эффективности и продуктивности выбранных нами форм, методов, способов, приемов и средств коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками «группы риска».

Подводя итоги всему вышесказанному, мы отмечаем, что общеучебные умения являются частью содержания обучения младших школьников, степень овладения которыми влияет не только на характер их учебной деятельности, но и на успешную адаптацию в социуме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксюченко В. Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков: дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. М.,1985. 214 с.

2. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 272 с.

3. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Просвещение, 1981. 96 с.

4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие / М. Э. Вайнер, Г. Ф. Кумарина. М.: Академия,2003. 320 с.

5. Лошкарева И. А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: дис. на соис. учен. степени д-ра. пед. наук. М., 1990. 378 с.

6. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса. М.: Просвещение, 2004. 145с.

7. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. 175 с.

8. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академия, 2005. 176 с.

9. Шевченко С. Г. Условия эффективности коррекции детей с трудностями в обучении в общеобразовательной школе // Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995. С. 39-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.