Научная статья на тему 'Социальная компетентность подростков и ее обусловленность участием в скаутском движении'

Социальная компетентность подростков и ее обусловленность участием в скаутском движении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / СКАУТИНГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шолыганов Андрей Евгеньевич

В статье обсуждаются вопросы социальной компетентности подростков, обеспечения этого личностного качества в системе скаутинга, приводятся данные сравнительного исследования участников скаутских объединений и детей, не принимающих участия в реализации скаутских программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная компетентность подростков и ее обусловленность участием в скаутском движении»

дит к тому, что с этим статусом до сих пор отождествляют себя руководители кружков, секций, клубов, будучи обыкновенными структурными подразделениями государственных учреждений и ведомств.

Появление новых взрослых организаторов, выполняющих функции руководителей, инструкторов, вожатых не сопровождается одновременно появлением корпуса учителей - консультантов, методистов - для них, что не способствует повышению уровня компетентности организаторов и становлению эффективного общественного института в детской среде.

В целом, формирование в массовом сознании представлений о новой реальности, новом феномене в жизни детей и подростков - общественном объединении, основанном на Конвенции о правах ребенка, Законах РФ «О гарантиях прав ребенка», «О государственной поддержке

молодежных и детских общественных объединений», шло и идет стихийно. Специальная учебно-методическая литература в необходимых объемах отсутствует, учебных центров в масштабах России не создано. Материалы Детского фонда ООН ЮНИСЕФ - в ограниченных количествах.

Одновременно следует признать, что благодаря Интернету, открывшимся информационным контактам, дети, подростки в своих представлениях опережают взрослых. И появилась новая проблема, суть которой заключается в необходимости обеспечивать участие детей в решении вопросов, касающихся их жизни в семье, школе, обществе, государстве, опираясь и учитывать мнение детей, их гражданские права и свободы и учась у них. Для взрослых, в опыте которых не было подобного, это выступило настоящей психологической проблемой.

УДК 329.78

А.Е. Шолыганов

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УЧАСТИЕМ В СКАУТСКОМ ДВИЖЕНИИ

В статье обсуждаются вопросы социальной компетентности подростков, обеспечения этого личностного качества в системе скаутинга, приводятся данные сравнительного исследования участников скаутских объединений и детей, не принимающих участия в реализации скаутских программ.

Ключевые слова: социальная компетентность, подростки, скаутинг.

Проблема социальной компетентности весьма актуальна в современном обществе, отличающемся переменами и нововведениями в разных сферах, интенсификацией мобильности и быстроты, постоянными социальными контактами, зачастую вынужденными (в транспорте, на улице и т.д.). В этих условиях от человека, особенно молодого, требуются навыки и умения строить взаимоотношения, умения участвовать в социальном общении. Социальный заказ современного общества - активный, адаптивный, толерантный человек, способный противостоять трудностям и справляться с ними, быстро и адекватно реагирующий на изменения социальной среды, готовый к новым задачам и нововведениям, самореализующийся в личностном и профессиональном плане, готовый брать на себя ответственность и исправлять ошибки. Подготовка такой личности напрямую зависит от наличия и развитости у нее качеств социальной компетентности.

Интерес к вопросу социальной компетентности возник не так давно - в 80-х годах ХХ века и продолжает довольно активно развиваться в отечественной психологии и сегодня. Авторы предпринимают попытки формирования понятийного аппарата, исследования структуры и содержания феномена, основных закономерностей развития (К.А. Абульханова, Л.И. Берестова, В.М. Басова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климова, А.К. Маркова и другие). Особо актуальными выглядят сегодня вопросы обеспечения социальной компетентности (И.А. Зимняя, 2000, Г.И. Маросанов, 2003, В.М. Басова, 2004, и др.). Социальная компетентность рассматривается как способность и готовность человека целесообразно регулировать собственные отношения с окружающей действительностью и другими людьми (В.М. Басова, 2004), включающая владение приемами сотрудничества, совместной деятельности, общения, лидерства и социальной ответственности за результаты своей деятельности.

212

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15

© А.Е. Шолыганов, 2009

Работы зарубежных специалистов (G.A. Almond, J. Gray, R. Morton-Williams, J. Raven, P. Small и др.) ориентированы в большей степени на исследования роли компетентности в управлении социально-организационными системами, исходя из рассмотрения способностей, установок, роли и личностных особенностей субъектов.

Мы понимаем социальную компетентность как интегративное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, адекватной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей его поведения.

Социальная компетентность личности включает в себя:

- знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе, о социальных структурах, различных социальных процессах, протекающих в обществе;

- знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного статуса;

- навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

- знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм, регулирующих поведение в различных сферах и областях социальной жизни;

- умения и навыки эффективного социального взаимодействия;

- знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта.

Обеспечение качеств социальной компетентности подрастающего поколения осуществляют несколько институтов. Традиционно, ведущее место в развитии личности ребенка занимает семья и в дальнейшем - школа. Однако в современных условиях социализирующая функция их снижена. Реальностью современного общества стали частые разводы, неполные семьи, но даже если семьи подростка полные, зачастую родители существенно заняты на работе и уделяют мало внимания детям. Кроме этого, возрастной особенностью изучаемого периода является закономерное снижение авторитета родителей, семьи, а значимой становится группа сверстников и общение в ней. Система школьного образования сегодня предъявляет высокие требования к знаниям и умениям учащихся в процессе изучения

обязательной программы, включающей точные, естественные общественно-гуманитарные науки. Развитию социальных навыков и социальной компетентности школьников уделяется в учебном процессе явно недостаточное внимание.

Одним из средств дополнительно обеспечивающей социально-психологическую компетентность подростков с помощью средств, отвечающих их возрастным особенностям и интересам, являются различные учреждения дополнительного образования, кружки и секции. Довольно эффективной в этом процессе выступает система скаутинга, основанная еще в 1907 году Баден Па-уэллом и давно зарекомендовавшая себя как среда социальной компетентности подростков.

Опыт скаутизма, его содержание и методы работы в последнее время получили некоторое освещение в ряде научных публикаций (С.Э. Воздвиженский, Ю.В. Кудряшов, В.А. Кудинов, А.К. Карасев, В.Е. Черных и другие). Однако вопросы особенностей социальной компетентности подростков скаутов, обеспечения этого личностного качества остаются неизученными и, как следствие, недостаточно используются в педагогической практике.

Обеспечение социальной компетентности личности подростка в системе скаутинга осуществляется посредством существующих и работающих в ее программе механизмов. Среди них, в первую очередь стоит назвать личностно-ори-ентированный подход, означающий принятие каждого участника таким, каким он является, признание уникальности его личности, индивидуального и ценного жизненного опыта, темперамента, способностей, потребностей и интересов. Это достигается путем уважения воли каждого при принятии решения о вступление в скаутское движение, предложения собственной индивидуальной системы самовоспитания (Б. Пауэлл), побуждением к развитию собственных способностей и стремлений, поощрение индивидуальных достижений, отсутствие сравнения участников.

Особенностями системы скаутского движения являются: скаутский закон и обещание, принцип обучения через дело, командная система, символическая основа воспитания, принцип жизни в гармонии с природой, акцент на личностном прогрессе и постоянная необходимая помощь взрослых. Эти особенности позволяют более эффективно развиваться качеству социальной компетентности подростка. Так, скаутский закон пред-

ставляет собой кодекс жизни участника этого движения, максимально приближенный к повседневной жизни и раскрывающий подростку систему ценностей как основу жизни. Вступая в группу скаутов, подросток дает обещание перед сверстниками (другими словами, берет на себя ответственность) выполнять скаутский закон и прилагать для этого максимум усилий. Тем самым задается групповая система ценностей участника движения, формируется личная ответственность как элементы социальной компетентности личности. Другой принцип движения - обучение через дело, практическую деятельность, позволяет подростку получать знания в реальной повседневной жизни и взаимодействии со сверстниками. Такая ориентация дает возможность принятия навыков ролевого поведения, установления продуктивного и конструктивного взаимодействия, разрешения конфликтов. Этому процессу способствует командная система движения, структурной единицей которой является небольшая группа подростков и взрослого руководителя. Символическая основа деятельности движения (совокупность особых для каждого возраста символов) способствует развитию способности отождествлять себя с группой, делом, ценностями, стимулируя сплоченность группы.

На наш взгляд именно подростковый возраст чувствителен и критичен для принятия качеств социальной компетентности. Это связано со спецификой возраста: выраженной потребностью в общении со значимыми сверстниками и взрослыми, развивающейся социальной активностью с одной стороны, и отсутствием умений и навыков строить конструктивный диалог, слушать другого, выражать свои чувства, реагировать на критику, адекватно относиться к высказываниям и поступкам других (Г.С. Абрамова, 2000; Г. Крайг, 2000).

С целью изучения особенностей социальной компетентности подростков - участников скаутского движения нами было реализовано исследование. Мы предполагали изучить отличия в характеристиках социальной компетентности подростков-скаутов, обусловленные их включенностью в скаутское движение. В исследовании приняли участие подростки, состоящие в Организации российских юных разведчиков (Костромская область, Нижегородская область, г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Курск, Владимир, Анапа, Воронеж, Кемерово, Камчатка, Удмуртия, Польша, Австралия, США, Германия) в количестве 129 человек возраста 12-15 лет и учащихся средней общеобразовательной школы .№30 г. Костромы, не состоя-

Categorized Histogram Variable: взаимопонимание скаут/школьник: с взаимопонимание = 129*2*normal(x; 18,938; 2,7691) скаут/школьник: ш взаимопонимание = 68*2*normal(x; 19,3676; 4,0294)

ё

УМ:

W

■I

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 скаут/школьник: с скаут/школьник: ш

взаимопонимание

Рис. 1. Различия по шкале Взаимопонимание между подростками-скаутами и школьниками,

не состоящими в скаутском движении

Рис. 2. Различия по шкале Социальная активность между подростками-скаутами и школьниками, не состоящими в скаутском движении

Categorized Histogram Variable: социальная активность скаут/школьник: с социальная активность = 129*2*normal(x; 19,3643; 3,4527) скаут/школьник: ш социальная активность = 68*2*normal(x; 17,9265; 4,7984)

скаут/школьник: с скаут/школьник: ш

социальная активность

щие в скаутском движении, в количестве 106 человек такого же возраста.

Для изучения социальной компетентности подростков мы использовали методику исследования перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фетиски-на) [6]. Методика предполагает исследование социальной компетентности по 7 шкалам: взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, социальная автономность, социальная адаптивность, социальная активность и интегративный показатель социальной компетентности. Результаты исследовательской методики обрабатывались при помощи программы STATISTICA 6.0, а именно и-критерия Манна Уитни для изучения различий в выборках.

Результаты сравнения двух выборок показали выраженные различия по двум шкалам. Так оказалось, что у подростков-скаутов значимо выше показатели по шкале Взаимопонимание (и=3639, при р=0,04). Это свидетельствует от более развитой способности понимать точку зрения другого человека, его поведение, чувства в конкретной ситуации. Возможно именно специальная организация взаимодействия, более частые, интенсивные и длительные контакты сплачивают подростков-скаутов, позволяют лучше узнать особенности друг друга, в дружественной обстановке раскрыть свои качества и понять личностные осо-

бенности других членов группы. В групповом плане высокие показатели по шкале Взаимопонимание свидетельствуют о большей выраженности общих интересов у скаутов, более низком уровне конфликтности.

Мы обнаружили выраженные различия по шкале Социальная активность между подростками-скаутами и подростками, не состоящими в скаутском движении (и=3670, при р=0,058). Так, скауты показывают большую направленность на группу, большую социальную ориентацию, большую эффективность совместной деятельности. Высокие результаты по данной шкале говорят о преобладании в структуре ведущих мотивов подростка-скаута - социальных мотивов. Большая социальная активность их проявляется и в участии в различных социальных акциях (помощь ветеранам, пожилым людям, детям из домов интернатов и др.)

Значимых различий по другим шкалам методики (взаимопознание, взаимовлияние, социальная автономность, социальная адаптивность) не выявлено. Однако более детальный анализ результатов позволяет сделать некоторые предположения. На рисунке 3 можно заметить, что в среднем результаты по шкале Взаимовлияние, отражающей степень значимости мнения других, саморефлексию и коррекцию на этой основе своих поступков, выше и разброс показателей меньше. Иными словами, видна тенденция к больше-

Categorized Histogram Variable: взаимовлияние скаут/школьник: с взаимовлияние = 129*1*normal(x; 17,3488; 3,1341) скаут/школьник: ш взаимовлияние = 68*1*normal(x; 17,8824; 3,7198)

скаут/школьник: с скаут/школьник: ш

взаимовлияние

Рис. 3. Различия по шкале Взаимовлияние между подростками-скаутами и школьниками, не состоящими в скаутском движении

му однообразию с высокими результатами, единству показателей по этой шкале у подростков-скаутов.

Эти данные могут свидетельствовать о большей обусловленности результатов по данным шкалам личностными особенностями, особенностями семьи и воспитания в ней.

Таким образом, проблема формирования социально компетентной личности актуальна в современном обществе и современной психологической науке. Однако, в этом процессе существует много проблем: востребованность качеств социальной компетентности у молодежи со стороны работодателей и недостаточное развитие их в рамках образовательных учреждение и при выпуске, существование программ развития социальной компетентности и малая вовлеченность в них подростков, не учет их интересов и потребностей, наличие довольно большого количества теоретических результатов, положений, выводов, результатов эмпирических исследований и слабая их реализация в реальном педагогическом процессе. С другой стороны, в данной статье мы показали, что скаутский метод, опыт скаутского движения может быть эффективным средством формирования и воспитания социальной компетентности личности подростка.

Библиографический список

1. Маросанов Г.И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте / Г.И. Маросанов, Н.А. Рототае-ва. - М.: Когито-Центр, 2003. - 172 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М., 2000.

3. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: Учебное пособие. - Кострома, 2004.

4. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. - 2001. - .№4. - С. 16-21.

5. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. - 2001. - №4. - С. 41-47.

6. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. 2-е изд., доп. -М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.

7. АбрамоваГ.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2000.

8. КрайгГ. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

9. Скаутинг: Воспитательная система / Всемирная организация Скаутского Движения; МОД и М «Новая цивилизация»; пер. с англ. А. Ткачева. - М., 1999. -72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.