К.Л. Каткеное,
кандидат педагогических
наук, руководитель Управления образования Костанаискои области
Неггзг! создер: элеу-метппк бешмделу, ацпа-раттъщ цогам, амбива-ленттшк, ацпараттъщ технологиялар, виртуалды царым-цатынас, желшк мэдениет
Ключевые слова: социальная адаптация, ин-формагрюнное общество, амбивалентность, информационные технологии, виртуальное общение, сетевого этикет.
Keywords: social adaptation, information society, ambivalence, information technologies, virtual communication, network culture
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Ацдатпа
Макал ада ацпараттьщ ортада оскелец урпакты эле-уметик бешмдеу мэселелер1 карастырылган. Акпа-раттандырудыц онын, элеуметтж бешмделуше эсер етушщ амбиваленттипп усынылган.
«Элеуметтж бешмделу» угымыныц эртурл1 тусш-д1рмелер1, акпараттык когамньщ сипаттамалары корсетшген. Оскелец урпацтыц желшж мэдениетше педагогтардыц эсер ету кажеттшт туралы корытын-ды жасалды.
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы социальной адаптации подрастающего поколения в информационном мире. Представлена амбивалентность влияния информатизации на его социальную адаптацию.
Описаны различные трактования понятия «социальной адаптации», характеристики информационного общества. Сделан вывод о необходимости влияния педагогов на информационную культуру подрастающего поколения.
Развитие цивилизации в области научно - технического прогресса ускоряется, причём таких темпов изменений никогда не знало человечество.
05
Annotation й
са г,
The article deals with the problems of the younger n
<
generation social adaptation in the information world. S> The ambivalence of informatization influence on the 3 social adaptation is presented. Various
interpretations
of the concept «social adaptation», characteristics of
o-
the information society are described. The conclusion is drawn about teachers' influence on the information culture of younger generation.
с t=i
Этот процесс влияет и взаимодействует со сферой ш
информационно - коммуникативных технологий, бла- ^
годаря внедрению которых информация интенсивно х
влияет на человека, особенно на подрастающее поко- 5 ление.
сп <
а.
из
Ш
и 2
и о
В информационном обществе индивид вынужден быстрыми темпами приспосабливаться к новым условиям.
Природа явлений такова, что все они амбивалентны, в том числе и влияние информации в современном мире.
Явления мира либо плохи, либо хороши, если взглянуть на них с определённых позиций. Так описывает амбивалентность А.П. Сейтешев в своей Концепции ступеней воспитания личности:
• жизнь страшна и сложна - прекрасна и проста;
• общество сурово к человеку - помогает выжить ему;
• природа беспощадна - лекарь и утешитель;
• дисциплина - большое благо -большое зло;
• истина предоставляет свободу -держит в своих цепях:
• совесть содействует развитию -препятствует развитию;
• труд - облагораживает человека -принижает человека [1,с.192-193].
Влияние на социальную адаптацию подрастающего поколения информации также амбивалентно.
Социальная адаптация - интегратив-ный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определённые биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями и др. [2,с. 13].
В тоже время социальная адаптация
представляет собой целостный процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой; это не только процесс приспособления индивида к успешному функционированию в данной среде, но и активное освоение окружающего пространства с целью саморазвития, самостроительства, самосовершенствования личности [3,с.28].
В современном обществе, на наш взгляд, социальная адаптация должна обеспечить усвоение молодым поколением ценностно - нравственных ориен-таций, соответствующих общечеловеческим ценностям.
Социальная адаптация - сложный и непрерывный процесс, многие исследователи употребляют её в настоящее время как понятие «социализация». Ранее социализацию рассматривали как более глобальный процесс по отношению к социальной адаптации, теперь в связи с глобализацией процессов многое изменилось и в социальной педагогике, в том числе в понятийном аппарате.
На наш взгляд, и в этом случае трактования социализации М.З Ильчиковым и Б.А. Смирновым речь идёт о социальной адаптации. Социализация - это объективный общественный процесс, и, следовательно, его можно рассматривать с точки зрения содержания, механизма и результата. Содержанием процесса социализации, по их мнению, является многогранный процесс становления и развития человека, как в онтогенезе, так и в филогенезе - посредством приобщения индивида ко всем элементам материальной и духовной культуры общества через познание, общение и практическую деятельность [4].
Известны несколько следующих концепций социализации личности: «Механизмы и агенты социализации лично-
сти» советского, российского учёного A.B. Мудрика, «Социального научения» канадского психолога А.Бандуры, «Обобщенного другого» амариканского философа и социолога Д.Г. Мида и другие.
Социальной адаптации подрастающего поколения придавали огромное значение А. Кунанбаев, И. Алтынсарин, Ш. Кудайбердиев, М. Хамраев, А. Сей-тешев и другие казахские просветители и педагоги - учёные.
Важно признать, что общеобразовательной школе принадлежит главенствующая роль в приобщении обучающихся к материальной, духовной культуре, следовательно, в их социальной адаптации в современном информационном обществе.
Под информационным обществом, согласно Е. Масуде и М. Кастельсу, понимается такое общество, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надёжным источникам информации, избавит от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. Характерной особенностью такого общества является увеличение возможностей доступа к информации для всё более широкого круга людей, а также формирование и растущее распространение сетевых организационных и коммуникационных структур. Именно распространение сетевых структур оказывает в настоящее время существенное воздействие на процесс социализации индивида [5].
В информационном обществе, по мнению исследователей, качество жизни, экономический рост зависит от развития информационных технологий, в нём стандарты жизни. Система образования находятся в зависимости, под влиянием достижений в сфере инфор-
мации, знания.
Информационные технологии, в том числе интернет имеют огромный потенциал для развития креативности, предоставляет возможности для творческого самовыражения индивида.
Что является причиной возросшего интереса педагогической науки к исследованиям информационной социализации подростков. По данным социологических исследований общение в социальных сетях начинается ещё в начальной школе в возрасте около 9 лет. Причём социальные сети становятся своеобразной «средой обитания» молодого поколения, в которой они получают информацию, общаются и принимают жизненно важные решения... В связи со значительным «омоложением» интернет - пользователей и увеличением их числа нуждается в серьёзном изучении воздействие социальных сетей на стиль жизни, ценностные ориентации и особенности поведения личности. Насущной потребностью в современном обществе становится формирование информационной культуры личности, т.е. развитие навыков определения собственных информационных потребностей, критического анализа источников информации, формирование умений интерпретации и синтеза поступающих сведений, усвоения сетевого этикета
[5].
По мнению исследователя Н.И.Марьина, управление процессом социальной адаптации при наличии критической массы блокирующих факторов часто не может изменить стихийного вхождения молодого человека в общество, вектор собственного негативного развития [6].
В современном информационном обществе недостаточно блокирующих
а?
<
са С
со <
с, из О 3
s
w с; из G е.,
И
S
т
U
w •у
С е=Г О
w 2 s
Щ
S Ы
и ©
с и п
ш
факторов или отсутствуют вообще при незнании молодым поколением сетевого этикета.
Т.В. Мишаткина в учебном пособии «Педагогическая этика» обстоятельно показывает, как важно знать, что при двуединстве в человеке рационального и эмоционально - ценностного начал наблюдается явный перевес первого. Принцип прикладной пользы выходит на передний план, что, к сожалению, не благоприятствует моральной ценности суждений. На Западе сейчас много пишут о том, что намечается культурный разрыв между технической развитостью современного общества и его мировоззренческой слаборазвитостью, духовно - нравственным невежеством [7,с. 179].
Этим страдает не только Запад, но и всё мировое сообщество, поэтому столько конфликтов, люди перестали общаться, а ведь общение требует человеческих отношений, а в виртуальной реальности исчезают гуманизм и теплота. А сколько распространяется ложной информации, как в ней разобраться молодому поколению?
Американская ассоциация психиатров ещё в 1998 году предупредила о серьёзной угрозе человечеству - ин-тернетомании (нетомании, от английского слова net - сеть). Вывод, к которому пришли американские учёные в результате длительных наблюдений за людьми, имевшими пристрастие к Интернету, звучит убийственно: Интернет - разновидность сильного наркотика. Нетомания - гораздо более сложное и опасное явление [7,с.181].
Увлечённость человечества настолько велика, что можно утверждать: про-
А
исходит процесс сращивания реального и виртуального миров в некий единый
О
мир... Виртуальность - это не искусственная реальность, а отсутствие деления реальностей на истинные и иллюзорные [7,с. 182, 183].
В пособии приведена исповедь Homo interneticus, которая заканчивается следующей мыслью: «А ещё я хочу сказать, что мне всё равно иногда становится страшно. Страшно, что я вынужден жить в мире, в который я на самом деле уже не вписываюсь. Страшно от того, что я больше люблю мир, которого вообще нет. Страшно от того, что я уже и не отличаю, кто врёт, а кто говорит правду. Иногда мне кажется, что все врут. А иногда не хочется общаться с реальными людьми вообще...»[7,с. 184].
Развивать навыки собственных информационных потребностей, критического анализа источников информации подрастающего поколения должны семья и учитель.
Педагог должен быть примером в рациональном и оптимальном использовании компьютера, обучающих компьютерных программ в образовательном процессе. Они сегодня разнообразны: иллюстрирующие, консультирующие, программы - тренажёры, программы проблемного обучения, программы обучающего контроля, операционные среды, учебные игровые программы, графические программы, обладающие огромными преимуществами. Использование компьютера обеспечивают адаптивность учебного материала, мно-готерминальность, интерактивность, подконтрольность индивидуальной работы обучаемых во внеурочное время [8,с.153].
На наш взгляд, кроме контроля важно в современном информационном мире педагогам формировать информационную культуру, обучать сетевому этике-
а
ту. Важно создавать контент для обучающихся, который бы заинтересовал их, способствовал успешной социальной адаптации в современном мире, где каждое явление амбивалентно и надо разобраться, использовать их с пользой для себя и общества. В этом случае у них не будет времени для поиска бесполезной информации, общения с подростками с девиантным поведением, которое может привести их в группы с антиобщественным поведением.
Пример в создании контентов должны показать педагоги - мастера в условиях обновления содержания образования, которое предоставляет огромные возможности творчества, влияния на информационную культуру подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Мынбаева А.К. Современные образовательные концепции: учебное пособие./А.К. Мынбаев. - Алматы: Казак университет^ 2012. - 220с.
2.Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост.Е.С. Рапацевич. -Мн.: «Соврем, слово», 2005. - 720с.
3.Каткенов К.А.Управление социально - педагогической адаптацией детей с ограниченными физическими возможностями в условиях специального об-
Воспитание, и социальная социализации
разовательного учреждения. Дис. канд. пед наук:13.00.01./К.А.Каткенов. - Челябинск, 2003. - 172с.
4.Милованова П.Ю. социальное воспитание адаптация в контексте [Электронный ресурс]
https://cyberleninka/ru/article/n/ vospitanie-sotsialnoe-vospitanie-i-sotsialnaya-adaptatsiea-lichnosti-v-kontekste-sotsializatsii
5.Лысак И.В. Личность в информационном обществе: проблемы и перспективы исследования [Электронный ресурс] https://www. science-education. ru/ru/article/viem?id=20289
6.Марьин П.И. Социальная адаптация учащейся молодёжи как процесс и объект управления [Электронный ре-cypc]http: www. dissercat. com/content/ sotsialnaya-abaptatsiya-uchashcheisya-molobezhi-rfr-protsess-i-obekt-upravleniya
7.Мишаткина Т. В. Педагогическая этика:Учеб. пособие/Серия «Высшее образование»./Т.В. Мишаткина - Ростов н/Д.:Феникс; Мн.: Тетра Системе, 2004. 304с.
8.Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах/ Г.М. Коджаспирова. - 2-е изд. - М.: Айрис- пресс, 2007,- 256с.
о?
С са С
со <
е. из О 3
s
w с; из G о.
и S Ш
и
w •у
С е=Г О Н м
2 s
Щ
S Ы
и ©
с и п