Научная статья на тему 'Социальная адаптация подрастающего поколения в информационном обществе: состояние, перспективы'

Социальная адаптация подрастающего поколения в информационном обществе: состояние, перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
600
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ / SOCIAL ADAPTATION / INFORMATION SOCIETY / AMBIVALENCE / INFORMATION TECHNOLOGIES / VIRTUAL COMMUNICATION / NETWORK CULTURE / әЛЕУМЕТТіК БЕЙіМДЕЛУ / АқПАРАТТЫқ қОГАМ / АМБИВА-ЛЕНТТіЛіК / АқПАРАТТЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / ВИРТУАЛДЫ қАРЫМ-қАТЫНАС / ЖЕЛіЛіК МәДЕНИЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каткенов К. А.

В статье рассмотрены проблемы социальной адаптации подрастающего поколения в информационном мире. Представлена амбивалентность влияния информатизации на его социальную адаптацию. Описаны различные трактования понятия «социальной адаптации», характеристики информационного общества. Сделан вывод о необходимости влияния педагогов на информационную культуру подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Каткенов К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social adaptation of younger generation in information society: state, prospects

The article considers relevance of senior schoolchildren’s ethnotolerant competence development in the modern world. The concept «ethnotolerant competence» is defined, its components for senior students’ possessing are described. It is concluded that the article by the President N.A. Nazarbayev “Seven Sides of the Great Steppe” sets new challenges in the younger generation ethnotolerant competence development.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация подрастающего поколения в информационном обществе: состояние, перспективы»

К.Л. Каткеное,

кандидат педагогических

наук, руководитель Управления образования Костанаискои области

Неггзг! создер: элеу-метппк бешмделу, ацпа-раттъщ цогам, амбива-ленттшк, ацпараттъщ технологиялар, виртуалды царым-цатынас, желшк мэдениет

Ключевые слова: социальная адаптация, ин-формагрюнное общество, амбивалентность, информационные технологии, виртуальное общение, сетевого этикет.

Keywords: social adaptation, information society, ambivalence, information technologies, virtual communication, network culture

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Ацдатпа

Макал ада ацпараттьщ ортада оскелец урпакты эле-уметик бешмдеу мэселелер1 карастырылган. Акпа-раттандырудыц онын, элеуметтж бешмделуше эсер етушщ амбиваленттипп усынылган.

«Элеуметтж бешмделу» угымыныц эртурл1 тусш-д1рмелер1, акпараттык когамньщ сипаттамалары корсетшген. Оскелец урпацтыц желшж мэдениетше педагогтардыц эсер ету кажеттшт туралы корытын-ды жасалды.

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы социальной адаптации подрастающего поколения в информационном мире. Представлена амбивалентность влияния информатизации на его социальную адаптацию.

Описаны различные трактования понятия «социальной адаптации», характеристики информационного общества. Сделан вывод о необходимости влияния педагогов на информационную культуру подрастающего поколения.

Развитие цивилизации в области научно - технического прогресса ускоряется, причём таких темпов изменений никогда не знало человечество.

05

Annotation й

са г,

The article deals with the problems of the younger n

<

generation social adaptation in the information world. S> The ambivalence of informatization influence on the 3 social adaptation is presented. Various

interpretations

of the concept «social adaptation», characteristics of

o-

the information society are described. The conclusion is drawn about teachers' influence on the information culture of younger generation.

с t=i

Этот процесс влияет и взаимодействует со сферой ш

информационно - коммуникативных технологий, бла- ^

годаря внедрению которых информация интенсивно х

влияет на человека, особенно на подрастающее поко- 5 ление.

сп <

а.

из

Ш

и 2

и о

В информационном обществе индивид вынужден быстрыми темпами приспосабливаться к новым условиям.

Природа явлений такова, что все они амбивалентны, в том числе и влияние информации в современном мире.

Явления мира либо плохи, либо хороши, если взглянуть на них с определённых позиций. Так описывает амбивалентность А.П. Сейтешев в своей Концепции ступеней воспитания личности:

• жизнь страшна и сложна - прекрасна и проста;

• общество сурово к человеку - помогает выжить ему;

• природа беспощадна - лекарь и утешитель;

• дисциплина - большое благо -большое зло;

• истина предоставляет свободу -держит в своих цепях:

• совесть содействует развитию -препятствует развитию;

• труд - облагораживает человека -принижает человека [1,с.192-193].

Влияние на социальную адаптацию подрастающего поколения информации также амбивалентно.

Социальная адаптация - интегратив-ный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определённые биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями и др. [2,с. 13].

В тоже время социальная адаптация

представляет собой целостный процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой; это не только процесс приспособления индивида к успешному функционированию в данной среде, но и активное освоение окружающего пространства с целью саморазвития, самостроительства, самосовершенствования личности [3,с.28].

В современном обществе, на наш взгляд, социальная адаптация должна обеспечить усвоение молодым поколением ценностно - нравственных ориен-таций, соответствующих общечеловеческим ценностям.

Социальная адаптация - сложный и непрерывный процесс, многие исследователи употребляют её в настоящее время как понятие «социализация». Ранее социализацию рассматривали как более глобальный процесс по отношению к социальной адаптации, теперь в связи с глобализацией процессов многое изменилось и в социальной педагогике, в том числе в понятийном аппарате.

На наш взгляд, и в этом случае трактования социализации М.З Ильчиковым и Б.А. Смирновым речь идёт о социальной адаптации. Социализация - это объективный общественный процесс, и, следовательно, его можно рассматривать с точки зрения содержания, механизма и результата. Содержанием процесса социализации, по их мнению, является многогранный процесс становления и развития человека, как в онтогенезе, так и в филогенезе - посредством приобщения индивида ко всем элементам материальной и духовной культуры общества через познание, общение и практическую деятельность [4].

Известны несколько следующих концепций социализации личности: «Механизмы и агенты социализации лично-

сти» советского, российского учёного A.B. Мудрика, «Социального научения» канадского психолога А.Бандуры, «Обобщенного другого» амариканского философа и социолога Д.Г. Мида и другие.

Социальной адаптации подрастающего поколения придавали огромное значение А. Кунанбаев, И. Алтынсарин, Ш. Кудайбердиев, М. Хамраев, А. Сей-тешев и другие казахские просветители и педагоги - учёные.

Важно признать, что общеобразовательной школе принадлежит главенствующая роль в приобщении обучающихся к материальной, духовной культуре, следовательно, в их социальной адаптации в современном информационном обществе.

Под информационным обществом, согласно Е. Масуде и М. Кастельсу, понимается такое общество, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надёжным источникам информации, избавит от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. Характерной особенностью такого общества является увеличение возможностей доступа к информации для всё более широкого круга людей, а также формирование и растущее распространение сетевых организационных и коммуникационных структур. Именно распространение сетевых структур оказывает в настоящее время существенное воздействие на процесс социализации индивида [5].

В информационном обществе, по мнению исследователей, качество жизни, экономический рост зависит от развития информационных технологий, в нём стандарты жизни. Система образования находятся в зависимости, под влиянием достижений в сфере инфор-

мации, знания.

Информационные технологии, в том числе интернет имеют огромный потенциал для развития креативности, предоставляет возможности для творческого самовыражения индивида.

Что является причиной возросшего интереса педагогической науки к исследованиям информационной социализации подростков. По данным социологических исследований общение в социальных сетях начинается ещё в начальной школе в возрасте около 9 лет. Причём социальные сети становятся своеобразной «средой обитания» молодого поколения, в которой они получают информацию, общаются и принимают жизненно важные решения... В связи со значительным «омоложением» интернет - пользователей и увеличением их числа нуждается в серьёзном изучении воздействие социальных сетей на стиль жизни, ценностные ориентации и особенности поведения личности. Насущной потребностью в современном обществе становится формирование информационной культуры личности, т.е. развитие навыков определения собственных информационных потребностей, критического анализа источников информации, формирование умений интерпретации и синтеза поступающих сведений, усвоения сетевого этикета

[5].

По мнению исследователя Н.И.Марьина, управление процессом социальной адаптации при наличии критической массы блокирующих факторов часто не может изменить стихийного вхождения молодого человека в общество, вектор собственного негативного развития [6].

В современном информационном обществе недостаточно блокирующих

а?

<

са С

со <

с, из О 3

s

w с; из G е.,

И

S

т

U

w •у

С е=Г О

w 2 s

Щ

S Ы

и ©

с и п

ш

факторов или отсутствуют вообще при незнании молодым поколением сетевого этикета.

Т.В. Мишаткина в учебном пособии «Педагогическая этика» обстоятельно показывает, как важно знать, что при двуединстве в человеке рационального и эмоционально - ценностного начал наблюдается явный перевес первого. Принцип прикладной пользы выходит на передний план, что, к сожалению, не благоприятствует моральной ценности суждений. На Западе сейчас много пишут о том, что намечается культурный разрыв между технической развитостью современного общества и его мировоззренческой слаборазвитостью, духовно - нравственным невежеством [7,с. 179].

Этим страдает не только Запад, но и всё мировое сообщество, поэтому столько конфликтов, люди перестали общаться, а ведь общение требует человеческих отношений, а в виртуальной реальности исчезают гуманизм и теплота. А сколько распространяется ложной информации, как в ней разобраться молодому поколению?

Американская ассоциация психиатров ещё в 1998 году предупредила о серьёзной угрозе человечеству - ин-тернетомании (нетомании, от английского слова net - сеть). Вывод, к которому пришли американские учёные в результате длительных наблюдений за людьми, имевшими пристрастие к Интернету, звучит убийственно: Интернет - разновидность сильного наркотика. Нетомания - гораздо более сложное и опасное явление [7,с.181].

Увлечённость человечества настолько велика, что можно утверждать: про-

А

исходит процесс сращивания реального и виртуального миров в некий единый

О

мир... Виртуальность - это не искусственная реальность, а отсутствие деления реальностей на истинные и иллюзорные [7,с. 182, 183].

В пособии приведена исповедь Homo interneticus, которая заканчивается следующей мыслью: «А ещё я хочу сказать, что мне всё равно иногда становится страшно. Страшно, что я вынужден жить в мире, в который я на самом деле уже не вписываюсь. Страшно от того, что я больше люблю мир, которого вообще нет. Страшно от того, что я уже и не отличаю, кто врёт, а кто говорит правду. Иногда мне кажется, что все врут. А иногда не хочется общаться с реальными людьми вообще...»[7,с. 184].

Развивать навыки собственных информационных потребностей, критического анализа источников информации подрастающего поколения должны семья и учитель.

Педагог должен быть примером в рациональном и оптимальном использовании компьютера, обучающих компьютерных программ в образовательном процессе. Они сегодня разнообразны: иллюстрирующие, консультирующие, программы - тренажёры, программы проблемного обучения, программы обучающего контроля, операционные среды, учебные игровые программы, графические программы, обладающие огромными преимуществами. Использование компьютера обеспечивают адаптивность учебного материала, мно-готерминальность, интерактивность, подконтрольность индивидуальной работы обучаемых во внеурочное время [8,с.153].

На наш взгляд, кроме контроля важно в современном информационном мире педагогам формировать информационную культуру, обучать сетевому этике-

а

ту. Важно создавать контент для обучающихся, который бы заинтересовал их, способствовал успешной социальной адаптации в современном мире, где каждое явление амбивалентно и надо разобраться, использовать их с пользой для себя и общества. В этом случае у них не будет времени для поиска бесполезной информации, общения с подростками с девиантным поведением, которое может привести их в группы с антиобщественным поведением.

Пример в создании контентов должны показать педагоги - мастера в условиях обновления содержания образования, которое предоставляет огромные возможности творчества, влияния на информационную культуру подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Мынбаева А.К. Современные образовательные концепции: учебное пособие./А.К. Мынбаев. - Алматы: Казак университет^ 2012. - 220с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост.Е.С. Рапацевич. -Мн.: «Соврем, слово», 2005. - 720с.

3.Каткенов К.А.Управление социально - педагогической адаптацией детей с ограниченными физическими возможностями в условиях специального об-

Воспитание, и социальная социализации

разовательного учреждения. Дис. канд. пед наук:13.00.01./К.А.Каткенов. - Челябинск, 2003. - 172с.

4.Милованова П.Ю. социальное воспитание адаптация в контексте [Электронный ресурс]

https://cyberleninka/ru/article/n/ vospitanie-sotsialnoe-vospitanie-i-sotsialnaya-adaptatsiea-lichnosti-v-kontekste-sotsializatsii

5.Лысак И.В. Личность в информационном обществе: проблемы и перспективы исследования [Электронный ресурс] https://www. science-education. ru/ru/article/viem?id=20289

6.Марьин П.И. Социальная адаптация учащейся молодёжи как процесс и объект управления [Электронный ре-cypc]http: www. dissercat. com/content/ sotsialnaya-abaptatsiya-uchashcheisya-molobezhi-rfr-protsess-i-obekt-upravleniya

7.Мишаткина Т. В. Педагогическая этика:Учеб. пособие/Серия «Высшее образование»./Т.В. Мишаткина - Ростов н/Д.:Феникс; Мн.: Тетра Системе, 2004. 304с.

8.Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах/ Г.М. Коджаспирова. - 2-е изд. - М.: Айрис- пресс, 2007,- 256с.

о?

С са С

со <

е. из О 3

s

w с; из G о.

и S Ш

и

w •у

С е=Г О Н м

2 s

Щ

S Ы

и ©

с и п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.