Научная статья на тему 'Воздействие интернет-сообщества на формирование личности'

Воздействие интернет-сообщества на формирование личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2247
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / INTERNET COMMUNITIES / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY FORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коптева Виктория Константиновна

Определяющим фактором для современного этапа развития общества, и понятие «информационных технологий» в XXI веке трансформировалось уже в глобальное понятие «информационная цивилизация». СМИ (средства массовой информации) являются главным источником информации, который поддерживает общество в стабильном политическом и экономическом состоянии. Так, СМИ способны влиять на мышление и сознание подрастающего поколения с помощью навязчивых реклам, стереотипов и многочисленных информационных ресурсов [Тоффлер]. Интернет-сообщества и социальные сети сегодня становятся одним из основных факторов формирования личности молодого человека и в связи с этим возникает необходимость понимать направление воздействия современных СМИ и СМК (средства массовой коммуникации), предпринимать меры по предотвращению негативного воздействия этих новых агентов социализации на подрастающее поколение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воздействие интернет-сообщества на формирование личности»

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Для цитирования: Коптева В.К. Воздействие интернет-сообщества на формирование личности // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №3, 2017. С. 67-74.

Автор: КОПТЕВА В.К.

КОПТЕВА Виктория Константиновна - магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84. E-mail: [email protected].

Аннотация. определяющим фактором для современного этапа развития общества, и понятие «информационных технологий» в XXI веке трансформировалось уже в глобальное понятие «информационная цивилизация». СМИ (средства массовой информации) являются главным источником информации, который поддерживает общество в стабильном политическом и экономическом состоянии. Так, СМИ способны влиять на мышление и сознание подрастающего поколения с помощью навязчивых реклам, стереотипов и многочисленных информационных ресурсов [Тоффлер]. Интернет-сообщества и социальные сети сегодня становятся одним из основных факторов формирования личности молодого человека и в связи с этим возникает необходимость понимать направление воздействия современных СМИ и СМК (средства массовой коммуникации), предпринимать меры по предотвращению негативного воздействия этих новых агентов социализации на подрастающее поколение.

Ключевые слова: Интернет-сообщества, социальные сети, средства массовой информации, информационное общество, социализация, становление личности

С помощью средств массовой информации происходит приобщение индивида к современному обществу, причем социализация, подразумевающая процесс не только познания норм, ценностей и приемлемых моделей поведения, но и получения социального опыта, является стержневым процессом, который определяет социальную сущность индивида.

Следует заметить, что социализация человека проходит в течение всей жизни, однако формирование личности проходит в большей степени именно в детском и подростковом возрасте. Если основной потенциал в детстве ребенку закладывают родители, то далее дети попадают под влияние СМИ, контактируя с которыми происходит развитие, формируются некоторые принципы и устои развития [Фрейд].

Проблемой восприятия информации из сети занимаются Ю. Хабермас, Х. Аренд, которые поддерживают мнение Э. Дюркгейма о противоречивой и негативной роли информационных технологий в жизни молодежи [Эриксон].

Однако не все ученые поддерживают концепцию, говорящую о негативном влиянии информационных технологии на социализацию личности молодого поколения. Так, американский социолог О. Тоффлер считает, что благодаря Internet утрачивается мускульная сила, которая отвечала за силу и богатство, уступая суперсимволической экономической силе, что требует от индивида поступления в высшие учебные заведения, всестороннего развития, постоянного обогащения знаниями [Тоффлер]. Следовательно, развивается мышление, формируются познавательные навыки, развитие которых является одной из задач, прописанных в ФГОС Ф3-273 от 2013 года3.

А. Курпатов считает, что информация является главным богатством, которое ценится в современном мире, причем она превышает деньги, капитал и недвижность. Информацию сейчас можно легко получить с помощью информационных технологий, однако не стоит делать из них культ [Курпатов].

Следовательно, информационные технологии оказывают прямое воздействие на образование. Рост количества студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, увеличилось за последние 50 лет с 13 млн. до 182 млн. человек [Бабаева]. Соответственно востребованность информационных технологий также возросла в разы. По данным, изложенных в докладе ООН Global Broadband Progress от 18.09.2017, количество пользователей интернета в мире составляет 3,58 миллиарда человек (общее населении планеты 7,6 млрд). В период с 2000 по 2015 год удельный вес пользователей интернета увеличился почти в семь раз - с 6,5 до 43% мирового населения4.

Фонд «Общественное мнение», 05.10.2017 представил отчет о количестве пользователей интернета в России летом этого года (слитый массив данных всех опросов 19,5 тыс. респондентов, проходивших в июне, июле и августе). Всего пользователей (выходили в Сеть не реже 1 раза в месяц) - 70% от всех россиян 18 лет и старше или 81,8 млн чел. Ежедневно пользуются интернетом -60% или 70,4 млн. чел (весной и зимой 2017 было 61%)5.

Доверие человека к источнику информации и интернет-среде возрастает при формировании положительного отношения, а также количества людей, которые используют данную сеть или приложение. Поэтому можно заметить быстрое возрастание количества подписчиков у блогеров, которые занимаются предварительной накруткой [Бондаренко].

Именно такая тенденция наблюдается при формировании личности молодежи: недостаток своего мнения, попадание под влияние новых, модных законов, то есть разрушение собственной индивидуальности. Молодые люди

3 Закон Российской Федерации от 10.07.2012 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 27.10.2008).

4 Пользователи интернета в мире: http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404.

5 Количество пользователей интернета в России: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151.

уже не могут иметь отличное от других мнение, а следуют тем тенденциям, которые видят в сети, что полностью говорит о деградации в данном случае.

Следует заметить, что всемирные сети могут, с другой стороны, являться хорошим мотивирующим стимулом, так как существует понимание о необходимости получения высшего образования у молодых людей.

Видно, что существует несколько отношений к Internet, причем один и тот же ресурс может оказывать совсем противоположное воздействие, что зависит от внутреннего убеждения и личностных характеристик человека.

Исследователями были проведены мониторинги, которые позволили выявить отношение к Internet, приложениям и социальным сетям [Михелин]:

- Глубинные отношения показывают образ интернет-среды в сознании аудитории. Человек не представляет своей жизни без социальной сети.

- Вербальные - выражают оценки по поводу некой деятельности какого-либо элемента интернет-среды. Часто люди отрицают не сам Internet, а плохую скорость и качество загрузки.

- Деятельностные - выражают отношение к каким-либо СМИ, например, отказ от телевизора, выступление за беспроводную сеть.

И.А. Мальковская говорит о том, что М. Вебер, разработавший концепцию рациональных действий, еще не зная об условиях современного информационного общества, предсказывал ныне функционирующие электронные правительства, порталы и сети, как добровольные ассоциации, которые стремятся к консенсусу [Мальковская].

Г. Тард, Ч. Кули и У. Липпман, утверждали, что от качества получаемой информации с помощью СМИ полностью зависит благосостоянии нации [Holt].

Учеными Бирмингемского центра «культурных исследований» С. Холла -Р. Уильямса говорится о том, что социальные сети являются средством управления населением, в то же время, являются характеристикой культуры [Сулер].

Исследования, касающиеся социализации личности в условиях информационного общества, ведутся современными учеными, как В.В. Дубицким, В.И. Разумовым, И.С. Коном, С.И. Сергейчиком, Т.И. Афасижевым, Ю.Г. Волковым, И.А. Винтиным и многими другими.

Следует заметить, что общая направленность интернет-среды, которая ориентирована на западную культуру, противоречит российской ментальности, поэтому оказывает разрушающее воздействие на несформировавшуюся личность.

Развитие сети массовых коммуникаций, глобализационные процессы в сфере экономики, политики, экспансия западной либеральной культуры во все части мира играют большую роль при формировании мировоззрения и картины мира российского населения. Следовательно, происходит изменение функций СМИ [Шарков: 106-110]:

- Образовательная задача не выполняется практически вообще;

- Воспитательная задача заключается в пропаганде идеалов общества, а не личностном развитии;

- Информирующая функция не соответствует принципам демократического общества;

- Развлекательная и рекламная функции получают большое развитие и оказывают влияние на подрастающее поколение.

Нельзя говорить о том, что СМИ всегда оказывали отрицательное воздействие на современное поколение. Стоит вспомнить советский период и первое появление телевизоров: не было рекламы, проводилась активная пропаганда здорового образа жизни и спорта, формировался коллективизм. Поэтому можно заметить существенное отличие взрослого поколения от молодежи:

- Читающей нацией остаются родители, современная молодежь становится нацией телезрителей.

- Меняется структура российского печатного рынка, то есть газеты и журналы уступают место сетевым местным рынкам;

- Появляется реклама, которая играет двойную роль, а именно роль потребительской информации и роль финансирования.

Если говорить о роли СМИ при формировании личности молодежи, то они являются важнейшим источником нормативных образцов, которые циркулируют в обществе, средством формирования «моделей» социальной реальности. Причем информационные технологии определяют нормы общения и языка [Яковлева: 183-184].

Проблема социализации личности в современном информационном обществе решается с помощью повышения роли образования и образовательного уровня.

В связи с этим необходимо создание таких элементов социальных сетей, которые будут способствовать развитию личности, получению навыков и знаний, необходимых для успешной социализации, а также удовлетворению их потребностей6.

Проблема духовного развития личности ярко демонстрируется данным примером.

Современные люди стремятся реализовать себя не в реальной жизни, а в сети, снимая видеоролики. Причем ролики могут быть не только на необходимые и важные темы для людей, как следующие: отношения с родителями или детьми; отношения с противоположным полом; красота; спорт; мода; здоровье; профессиональная реализация. Зачастую ролики демонстрируют и пропагандируют социально-вредные привычки и качества, которые молодежью ошибочно воспринимаются как новые веяния в поведении и стиле.

6 Виртуальная реальность VS реальная жизнь: выбор "интернетчиков" (ВЦИОМ, 2012): http://wciom.ru/index.

Так проявляется проблема деформированной социализации молодежи,

" 7

которая за счет сильного влияния социальных сетей проявляется в следующем7 [Проникновение Интернета в Россию и его последствия]:

- Деградация молодого поколения под влиянием интернет-среды, которая воспринимается не как средство достижения цели, а как часть жизни и такая же потребность, как вода, воздух, пища;

- Формирование «серой массы», то есть подражание молодежи тем образам и идеалам, которые они видят на страницах сетей;

- Разрушение индивидуальности, что заключается в стремлении молодого поколения соответствовать образу кумира, полностью копировать его поведение, внешность, внутренние качества, тем самым происходит насильственный отказ от своей внутренней природы;

- Адаптация происходит в реальной жизни так, как будто молодому поколению не предстоит самостоятельно себя обеспечивать и вести свою жизнь;

- Возникает неспособность к качественному выражению своих мыслей в реальности из-за наличия барьеров коммуникации, которые молодежь может уничтожить только в виртуальной среде.

Следует отметить, что СМИ оказывают наиболее сильное воздействие именно на молодежь, прекрасно владеющую инновационными информационными технологиями, но в силу информационного перегруза, не способную критично относиться и адекватно оценивать социальную значимость получаемой информации. Таким образом, эффект унификации, в котором мы зачастую обвиняем советские СМИ, пропагандировавшие советские ценности, здоровый образ жизни, и патриотизм8, в современных условиях тотальной информатизации еще более усиливается, т.к. «альтернативные» СМИ зачастую не привносят разнообразия в повестку дня, а напротив, усугубляют информационный «мейнстрим».

Современные социальные сети стремятся не к предоставлению информации молодежи, а получению выгоды, приобщению людей к единому стереотипу и устою.

Воздействие на личность человека в сети часто происходит с помощью интернет-сообществ, которые приобщают молодое поколение к выполнению каких-либо действий. Интернет-сообщество представляет собой группу людей, имеющую сходные интересы, общение между которыми происходит с помощью сети Internet. Следует заметить, что в сети можно легко найти людей со схожими интересами и предложить им общение, что бывает тяжело сделать в реальной жизни. В пространстве социальной сети можно подписаться на аккаунты известных и авторитетных людей, контакты с которыми в реальной жизненной ситуации практически невозможны, а Сеть позволяет «лайками»

7 Проникновение Интернета в Россию и его последствия (ВЦИОМ, 2013): http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114108

8 Ibid.

оценивать их публикации, выходить на диалог, становиться «друзьями». То есть социальные и психологические барьеры при интернет-общении практически исчезают.

Одним из примеров такого интернет-сообщества является «Википедия», которая популярна среди молодежи, так как позволяет оперативно найти справочную информацию по любым темам для подготовки рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. Кроме того, Википедия является и своеобразным интернет-сообществом, позволяющим пользователям стать экспертами, изменяющими и дополняющими контент данного интернет-ресурса. Учитывая такую интерактивность, возникает риск распространения через этот ресурс как минимум неточной, но вероятно и фальсифицированной информации, деформирующей объективную картину мира. Так, сравнение русскоязычной и англоязычной версии показывает явные разногласия в содержании представляемого материала.

Web-форумы также относятся к данному типу сообществ, но не являются столь научно информативными, как «Википедия». Сейчас существует большое количество блогов, причем именно блоги, созданные для молодого поколения зачастую обладают отрицательной направленностью [Бабаева]. Например, популярным каналом на You Tube является канал «Lisova.tv», автором которого является участница телепроекта «Дом 2». Девушка обучает молодых девочек и девушек правильному стилю, выбору качественной косметики, правильному выбору спортивных упражнений, однако не рассматривается кулинария, уход за детьми, домом и другие женские обязанности, которые необходимо уметь выполнять во взрослой жизни. Так, происходит приобщение девушек к «гламурной», не интеллектуальной жизни «светских львиц», которые нацелены на удовлетворение своих эгоистических потребностей.

Таким образом, мы приходим к выводу, что социальные сети и интернет-сообщества сегодня становятся одним из основных агентов социализации подрастающего поколения, зачастую более авторитетным, чем традиционные агенты социализации - семья и школа. Деструктивное влияние социальных сетей можно минимизировать, ограничив свободный доступ к соцсетям детям до определенного, например, 16-летнего возраста, либо обеспечив возможность контроля над социально-сетевой активностью подростков их родителям. В категорию остро актуальных выходит проблема контроля контента циркулирующей в соцсетях информации на предмет его социальной и психологической безопасности для подрастающего поколения. Эти и многие другие вопросы становятся предметом активного обсуждения в профессиональном научном и экспертном сообществе.

Источники

Бабаева Ю.Д., Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 2012. №5.

Бондаренко С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2012. № 12 (38).

Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // Флогистон [электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения 12.12.2014).

Курпатов А.В. Получить то, что хочется. М.: ОЛМА Медия Групп. 2011. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества // Социологические исследования. 2010. № 2.

Михелин А.В., Шарков Ф.И. Социологический мониторинг средств массовой информации и электорального поведения. М.: Прометей. 2013.

Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства [электронный ресурс]. URL: http://www.follow.ru/article/107 (дата обращения 11.12.2014).

Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: Изд-во АН СССР. 2011.

Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М.: Наука. 1989. Шарков Ф.И., Баранова В.И. Аудитория и мониторинг СМИ // Социологические исследования. 2015. № 10.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ., общ. ред. А.В. Толстых. М.: Прогресс. 2012.

Яковлева О.В. Влияние виртуальной среды на социализацию современной молодежи. Образовательный портал. М.: Эксмо. 2015.

Holt, Rinehart, Winston. Grammar, Usage and Mechanics / H. Sarrafzadeh, Oxford: Oxford University Press. 2012.

THE IMPACT OF THE INTERNET COMMUNITY ON PERSONALITY

For citation: Kopteva V.K. The Impact of the Internet Community on Personality. In: Communicology: the online scientific journal. Vol. 2. No.3. 2017. P. 67-74.

Author: KOPTEVA V.K.

KOPTEVA Victoria Konstantinovna - graduate student of the Institute of Public Administration and Civil Service of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: [email protected].

Abstract. The importance of information technology becomes the determining factor for the modern stage of the development of society, and the meaning of 'information technologies' in the 21st century has already been transformed into the global concept of 'information civilization'. The media is the main source of information that

supports the society in a stable political and economic state. Thus, the media can influence the thinking and consciousness of the younger generation through obsessive advertising, stereotypes and numerous information resources [Toffler]. Internet communities and social networks are now becoming one of the main factors in the formation of young person's personality and, in this connection; there is a need to understand the direction of the impact of modern media and mass media, to take measures to prevent the negative impact of these new socialization agents on the younger generation.

Keywords: Internet communities, social networks, mass media, information society, socialization, personality formation

References

Babaeva Y.D. Psychological consequences of informatization. In: Psychological Journal. 2012. No. 5. (In Rus.).

Bondarenko S.V. Social system of cyberspace as a new social community. In: Scientific thought of the Caucasus. Application. 2012. No. 12 (38). (In Rus.).

Zichkina A. Socio-psychological aspects of communication on the Internet. Phlogiston [electronic resource]: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (accessed 12.12.2014). (In Rus.).

Kurpatov A.V. Get what you want. M.: OLMA Media Group. 2011. (In Rus.).

Malkovskaya I.A. Profile of the information-communicative society. In: Sociological research. 2010. No. 2. (In Rus.).

Mikhelin A.V., Sharkov F.I. Sociological monitoring of the media and electoral behavior. M.: Prometheus. 2013.

Suler J. People turn into Electronics. Basic psychological characteristics of virtual space [electronic resource]: http://www.follow.ru/article/107 (accessed: 11.12.2014).

Toffler O. The shift of power: knowledge, wealth and coercion on the threshold of the 21st century. M.: RAS. 2011. (In Rus.).

Freud Z. Introduction to Psychoanalysis: Lectures. M.: Science. 1989. (In Rus.).

Sharkov FI, Baranova V.I. Audience and Media Monitoring. In: Sociological Research. 2015. No. 10. (In Rus.).

Erickson E. Identity: youth and crisis / Trans., ed. by A.V. Thick. M: Progress. 2012.

Yakovleva O.V. The influence of the virtual environment on the socialization of modern youth. M.: Eksmo. 2015.

Holt, Rinehart, Winston. Grammar, Usage and Mechanics / H. Sarrafzadeh, Oxford: Oxford University Press. 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.