Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как форма трансформации межкультурного образовательного пространства в социализации личности'

Сетевое взаимодействие как форма трансформации межкультурного образовательного пространства в социализации личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
183
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ВЛИЯНИЕ / СРЕДА НАУЧЕНИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ / CROSS-CULTURAL SPACE / SOCIALIZATION / EDUCATIONAL SPHERE / INFLUENCE / LEARNING ENVIRONMENT / LANGUAGE MEANS OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никонов Руслан Викторович

В статье анализируются процессы развития информационных технологий, меняющие структуру общественного влияния и научения в сторону методов, основанных на интернет-коммуникации, которая создает особую, по сравнению с предыдущими периодами, социальную среду научения. Как доказывает автор, она представляет собой доступное сетевое межкультурное пространство, где происходит активизация социального влияния на сознание личности. Утверждается, что информационное пространство как пространство культуры является инструментом, обеспечивающим языковые средства воздействия и обучения, эффективность которых может быть использована в социализации подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Никонов Руслан Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NETWORK INTERACTION AS A FORM OF TRANSFORMATION OF THE CROSS-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE IN SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL

In the article the processes of the development of information technologies that change the structure of social influence and learning towards the methods based on the Internet communication, which creates in comparison with the previous periods a special social learning environment, are analyzed. The author proves that it represents the accessible network cross-cultural space where the social influence on the consciousness of the individual is activated. It is ascertained that the information space as a culture space is a tool providing language means of influence and teaching, the effectiveness of which can be used in the socialization of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как форма трансформации межкультурного образовательного пространства в социализации личности»

Никонов Руслан Викторович

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье анализируются процессы развития информационных технологий, меняющие структуру общественного влияния и научения в сторону методов, основанных на интернет-коммуникации, которая создает особую, по сравнению с предыдущими периодами, социальную среду научения. Как доказывает автор, она представляет собой доступное сетевое межкультурное пространство, где происходит активизация социального влияния на сознание личности. Утверждается, что информационное пространство как пространство культуры является инструментом, обеспечивающим языковые средства воздействия и обучения, эффективность которых может быть использована в социализации подрастающего поколения.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/8-2/56.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 8(74): в 2-х ч. Ч. 2. C. 202-207. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/8-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Список источников

1. Боброва Н. Е. Инновационные методы преподавания иностранных языков // Интеграция образования. 2013. № 4. С. 125.

2. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М.: Интеллект-центр, 2001. 296 с.

3. Мурнева М. И., Шестакова Н. А. Методологические особенности работы преподавателей английского языка на техническом факультете // Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы: межвуз. сборник научных трудов. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2016. С. 479-480.

4. Шестакова Н. А., Мурнева М. И. Профессионально-ориентированный перевод как один из приемов формирования иноязычной компетенции // Перевод в меняющемся мире: материалы Международной научно-практической конференции. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2015. С. 576-579.

DIAGNOSTIC FUNCTIONS OF TESTING WHEN TEACHING ENGLISH TO NON-LINGUISTIC STUDENTS

Murneva Mariya Ivanovna, Ph. D. in Culturology, Associate Professor Shestakova Nadezhda Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy Ogarev Mordovia State University, Saransk Shestakovanady@yandex. ru; Mashamurneva@yandex. ru

The article provides a comparative analysis of English language tests used to monitor the adoption of lexical and grammatical units by non-linguistic students. Relying on the research findings the authors propose the most efficient test methods aimed to ensure the conscious foreign language acquisition.

Key words and phrases: test; non-linguistic students; methodology; foreign language; monitoring the adoption; random sampling method; combined tests.

УДК 371.2

В статье анализируются процессы развития информационных технологий, меняющие структуру общественного влияния и научения в сторону методов, основанных на интернет-коммуникации, которая создает особую, по сравнению с предыдущими периодами, социальную среду научения. Как доказывает автор, она представляет собой доступное сетевое межкультурное пространство, где происходит активизация социального влияния на сознание личности. Утверждается, что информационное пространство как пространство культуры является инструментом, обеспечивающим языковые средства воздействия и обучения, эффективность которых может быть использована в социализации подрастающего поколения.

Ключевые слова и фразы: межкультурное пространство; социализация; образовательная сфера; влияние; среда научения; языковые средства воздействия.

Никонов Руслан Викторович, к. пед. н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением английского языка», г. Чита rusnikonov@mail. ги

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Современное образовательное пространство представляет собой область взаимодействия различных общественных групп. В связи с активизацией глобализационных тенденций интерес к образовательной сфере в условиях интенсифицирующегося межкультурного взаимодействия становится все более актуальным, так как именно эта сфера, формируя личность человека посредством механизмов социализации, творит будущее. Развитие технологий предъявляет к интеллектуальному уровню, творческому потенциалу, уровню активности и предприимчивости педагога, учащегося, выпускника требования, которые определены условиями информационного развития общества [9, с. 189]. Вместе с этим складывание образовательной парадигмы, ориентированной на развитие новаций и технологий, должно в большей степени учитывать культурный потенциал личности, которая формируется в конкретных региональных условиях, зачастую отличающихся культурным многообразием. Образовательное пространство, нацеленное только на стандарты глобализации и формирование личности с западным набором ценностей, постепенно переориентируется на интерсубъектные ценности личности, стремящейся к развитию с учетом достижений традиционных и этнических культур, поэтому вопрос о нравственных ценностях образования становится актуальным. Стремление к возрождению региональных форм самосознания ведет к необходимости исследования межкультурного пространства школ,

находящихся в условиях важных в геополитическом отношении трансграничных регионов, где совместно проживают представители различных народов и культур.

Процессы развития и трансформации межкультурного пространства трансграничных регионов интенсифицируются сегодня, так как такие регионы являются неотъемлемым элементом зоны российского приграничья.

Общественное значение современных исследований межкультурного пространства заключается в их направленности на выявление конкретных идей, механизмов воздействия и возможных последствий педагогического влияния на формирование мировоззрения учащихся. Последнее особенно важно в условиях XXI века, когда различные социальные силы предпринимают все более активные попытки воздействия на массовую аудиторию посредством сетевого взаимодействия, позволяющего как передавать, так и принимать любую информацию. Все это стало неотъемлемой частью нашего бытия [16].

Повсеместное, свободное и неконтролируемое распространение информационных потоков создало условия для быстрого обмена и распространения информации, привело к формированию особой информационной среды, связанной с сетевым пространством, являющимся вместилищем коллективного разума, что открывает для его участников неограниченные возможности [5, с. 330]. Информационное пространство представляет особый фрагмент коммуникационного поля, в котором интенсивность информационных потоков не поддается точной статистической оценке, не говоря уже о попытках контроля происходящих в нем процессов. Это обусловлено основными свойствами информационного пространства: динамичностью, структурированностью, универсальностью, отсутствием прямых связей с реальным пространством [17].

Для данного пространства характерно наличие особых форм диалогического взаимодействия, а также явлений транс- и мультикультурализма [14, с. 123]. Как отмечают многие исследователи, применение информационных технологий способно интенсифицировать эффективность влияния на сознание человека посредством формирования специфической информационной реальности, которая насыщается огромным количеством знаков виртуального пространства (семиотика, правила, обычаи, традиции, язык) [6, с. 91], существующего независимо от бытийной реальности. Для науки о социальном влиянии на человека подобные виды текстов являются ценным материалом, потому что они представляют собой не только новую информацию, но и выступают в качестве инструмента скрытого воздействия на сознание индивидов и социальных групп. Их распространение в обществе связано с целенаправленным социальным конструированием и последующим тиражированием, цель которого - влияние на сознание потребителей информации, получающих ее в стандартных условиях виртуальной коммуникации. В этом смысле тексты можно понимать как образовательные, созданные в особых условиях среды, связанной с функционированием компьютерных технологий и интернет-коммуникации. Благодаря тому, что действие указанных видов текстов разворачивается в виртуальном пространстве, выполняющем функции «идеальной, мыслимой реальности», они обретают возможность существенно влиять на состояние сознания и «процесс познания себя виртуальной личностью» [3, с. 17]. Таким образом, виртуальные виды текстов в условиях развивающейся информационной среды становятся эффективными инструментами влияния и социального научения, что делает интерес к ним не только научным, но и практически обоснованным.

Первоначально исследования были посвящены вопросу о выявлении возможностей, условий и последствий воздействия информационного пространства на формирование ценностно-мировоззренческих установок пользователей интернет-сетей [18, с. 47]. Актуальным представлялось исследование знаковой специфики и композиционных особенностей интернет-текстов, выполняющих образовательные функции, а также когнитивных стратегий их интерпретации, основанной на интертекстуальных взаимосвязях и активации специфических средств образности. Сегодня общепризнано, что особенностью современной культуры становится рост влияния виртуальности и сетевого взаимодействия, которое фактически формирует новую реальность, обособленную от мира повседневности, но использующую разнообразные средства для усиления социального влияния, проявляющегося в организации разного рода протестных действий, манипуляций, информационного давления и даже виртуальных войн [13, с. 168].

Указанные особенности имеют место практически во всех случаях современного социального проявления виртуальной культуры, для которой характерно преобладание сетевого взаимодействия. Его чертами являются обособление пространства и времени виртуальной коммуникации от повседневности, свобода самовыражения, формирование новых, добровольно принимаемых участниками коммуникации правил поведения, куда входят требования позитивной эмоциональности [26, с. 173], интерактивности, гипертекстуальности, глобальности, креативности, анонимности, субъективности, мозаичности [3]. Очень важно отметить, что эффективность воздействия на массовую аудиторию во многом зависит от особой атмосферы виртуального взаимодействия, которое, в силу анонимности интернет-коммуникации и отсутствия ограничений, носит игровой, карнавальный, маскарадный характер [25].

Виртуальные тексты в Интернете приобретают обучающую функцию и успешно выполняют ее, потому что являются частью этой специфической игры. Она включает в себя проведение безграничного количества экспериментов с разнообразными языковыми формами и знаками, конструирование новых вербальных и невербальных знаков, вторичный семиозис тех языковых и неязыковых знаков, которые были сформированы ранее, что приводит к закреплению за ними новых значений, характерных для виртуального коммуникативного пространства. Высокий уровень смысловой компрессии служит фоном, на котором легко шифруется информация об отдельных фрагментах картины мира в разнообразных, но всегда лаконичных текстовых произведениях.

Здесь важно отметить, что на сегодняшний день актуальным является осмысление того материала, который доказывает, что при целенаправленном применении информационных средств коммуникации они

становятся мощными инструментами влияния; личностная позиция значительного количества людей при этом может быть растворена и превращена в позицию массы, выражающей единое стремление к достижению общих целей, что может использоваться в качестве эффективного обучающего приема как в разрушительных, так и в конструктивных целях.

Посредством проведения таких обучающих кампаний в электронном пространстве субъектами социального влияния могут быть как собственные электронные порталы и сайты, так и существующие в повседневной действительности субъекты. Они все более интенсивно вторгаются в виртуальное пространство, пытаясь оказать влияние на его содержание, а через него - на своих приверженцев и оппонентов в реальном мире, при этом становясь феноменами виртуального мира. Эту деятельность Р. Барт и Ж. Бодрийар совершенно справедливо назвали символическим структурированием реальности [7, с. 125].

На сегодняшний день развитые страны все успешнее осваивают технологии сетевого взаимодействия и передачи информации. Развернутая в обществе, продуманная, хорошо организованная, координационная образовательная работа в социальных сетях помогает в случае необходимости быстро мобилизовать массы и социализировать подрастающее поколение [20, с. 18]. Сетевое информационное взаимодействие ведется на тонком уровне психики с привлечением информационных технологий, дипломатических сетей, неправительственных организаций, журналистов, политиков, СМИ [12, с. 25]. Как полагает А. Денисова, здесь используется система мер, направленных на создание и транслирование заданных установок и стереотипов, которая дает возможность для оказания воздействия практически на любую личность (см.: [24, с. 130]).

Многие исследователи подтверждают, что в последние годы и на территории Российской Федерации разворачивается формирование такого информационного пространства, в котором многие элементы появляются в результате целенаправленного социального конструирования и последующего восприятия и усвоения семиотических знаков и категорий [1, с. 5]. Указанное пространство виртуальной культуры, по словам А. Г. Асмолова, носит объективный характер, поэтому встает вопрос о том, что интернет-пространство можно использовать и как инструмент для разрушения культурных устоев, и как институт социализации в целях интенсификации обучения и проведения конструктивных образовательных практик [2].

С одной стороны, информационная эпоха негативно повлияла на ряд традиционных институтов, в первую очередь на семью как один из институтов воспроизводства культурного опыта. Она, по мнению исследователей проблем семьи, не выдерживая конкуренции с масс-медиа, вошла в состояние глубокого кризиса. При этом средства массовой информации и Интернет, разрушая семью, конструируют негативные ценности, нормы, модели поведения. Они формируют ксенофобию и разнообразные дефекты социализации, распространяют негативные стереотипы в отношении других народов, являются источниками дискриминации по этническому признаку. Большое значение имеет воздействие пропаганды, которая с помощью речевых шаблонов, постоянно транслируемых с экрана, быстро воздействует на сознание. Особенно подвержено влиянию пропаганды сознание еще не сформированной личности, не склонной к анализу. В этом случае происходит процесс деформации личности и размывания ценностей, считающихся традиционными в обществе, распространяются негативные стереотипы, обнаруживается тенденция к разрыву поколений и связей времен [15, с. 45].

С другой стороны, Интернет приоткрывает новые возможности, так как расширяет границы и перспективы общения, ведь только благодаря Интернету любой человек может вступать в равноправный процесс общения со всем миром. Актуальность данной проблемы уже осознали многие педагоги и психологи, которые полагают, что Интернет как пространство коммуникации и взаимодействия может быть очень полезным и облегчающим деятельность человека и общества инструментом. Они осуществляют поиск путей использования возможностей интернет-пространства и информационных технологий для обеспечения обучения и социализации учащихся, а также воспитания культуры отношения к этим феноменам [22; 23].

Интернет обладает уникальным социально-педагогическим потенциалом, который характеризуется доступностью, мобильностью, оперативностью, относительной безопасностью, анонимностью и свободой самовыражения [2, с. 45]. Немаловажное значение в процессе становления личности имеет то, что сетевое пространство насыщенно материалами, уделяющими большое внимание вопросам межкультурного взаимодействия [11]. В данном случае успех социализации будет зависеть от того, насколько ценности, передаваемые через сетевое межкультурное пространство, будут по содержанию соответствовать тем ценностям, которые принимаются в семье, транслируются через школу, в группах сверстников и других социальных институтах [21]. Имея в виду это обстоятельство, логично предположить, что современный интернет-текст, рассказывая о реальности, пытается повлиять на эту реальность, моделируя своеобразное аксиологическое пространство. В нем со стороны создателей информационно-коммуникационных ситуаций формируется отношение населения к власти, Родине, государству посредством использования медиатекстов определенного содержания. Иными словами, здесь создается фундамент массового сознания, находящий выражение в содержании идей, принципов, норм, настроений, переживаний, привычек, в которых подрастающее поколение осознает себя частью народа, элементом чего-то единого целого.

Безусловно, на эту ситуацию влияет и то, что общество формирует социальный заказ на деятельность современных сетевых коммуникаторов. В нашей стране, к примеру, некоторые феномены сетевого межкультурного пространства вызвали обеспокоенность на уровне руководства и были отражены в содержании федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», в которой отмечается, что для настоящего времени актуальной проблемой является слабое общероссийское гражданское самосознание при все большей значимости религиозной и этнической

самоидентификации [23]. При этом среди руководства России очевидно понимание того, что гражданское и межнациональное согласие являются одним из главных факторов дальнейшего развития нашей страны. В свою очередь, ведущую роль в укреплении процессов гражданского единства российское государство отводит системе общего образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» утверждается, что в качестве основного принципа государственного регулирования сферы образования является стремление к защите и развитию традиционной и культурной специфики всех народов многонациональной России. Как пишет В. В. Путин, «для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа» [19]. Отсюда можно заключить, что политика интеграции подрастающего поколения в современное общество станет успешной при создании государством таких условий, в которых с максимальным эффектом будет проходить усвоение нравственного, этнического, религиозного опыта и традиций народов России, восприятие этических и правовых устоев, а также целостного мировоззрения, его общегуманистических принципов, образа жизни того общества, которое является системообразующим для всего государства [8].

Как ожидается, система школьного образования должна компенсировать риски социализации и предложить психолого-педагогические модели, которые способствовали бы обеспечению успешной социализации учащихся с учетом их личных способностей, лучших черт российского народа и общечеловеческих ценностей [Там же]. Однако компенсация рисков социализации со стороны современной российской школы существенно затруднена, так как ее возможности как ресурса формирования личности у учащихся используются с низкой степенью эффективности. Это актуализирует значимость подключения учебного материала, который демонстрирует важность кооперации, сотрудничества, взаимопонимания, миролюбия, диалога в развитии разных культур [2], а также и то, что этот учебный материал должен быть использован с учетом возможностей современных технологий социального влияния на формирующуюся личность человека. Данные технологии с успехом применяются в практике сетевого взаимодействия.

Современная система социальных форм передачи информации имеет такую структуру, которая делает актуальной возможность социального конструирования в рамках виртуального сетевого межкультурного пространства и его духовных ценностей. Подтверждая это, исследователь виртуальной реальности Э. А. Байков определяет ее в качестве искусственно созданного человеком духовного бытия, которое отличается как от бытия естественного, природного, так и искусственного, материального, включающего технику и сооружения, и социального, включающего общество, социальные институты и пр. [4, с. 28].

Применение текстов виртуальной реальности в целях обучения и социализации подрастающего поколения имеет причинную обусловленность и существенные перспективы для своего развития. Однако при реализации проектов с применением этого инструмента педагогического воздействия нужно учитывать, что в жизнедеятельности виртуального текста задействовано как минимум две тенденции. Их столкновение состоит во встрече готового текста автора и создаваемого текста в сознании потребителя. Таким образом, жизнь текста в его коммуникативном действии представляет собой дискурс, основанием которого является прочная интеграция внутритекстовых особенностей медиа-сообщений с тем социально-культурным контекстом, в котором они распространяются [15, с. 45].

Процесс подготовки медиа-текста как инструмента обучения и социализации в связи с этим требует акцентировать внимание на необходимости соотнесения факторов внешних, коммуникативных, тех, которые находятся в основании конструкции текста, и факторов внутренних, представляющих собой константы медиа-произведения. Ключевой категорией, вскрывающей сущность указанных взаимоотношений, является интерес аудитории, представляющий собой базисное понятие в рамках теории массовой коммуникации [10]. Основой успешного взаимодействия адресата и получателя социальной информации в данном случае выступает соразмерность и совпадение ценностных параметров семантических координат информационных феноменов, составляющих в итоге единый информационный фонд формируемой картины мира, общей для порождающего текст субъекта и интерпретирующего текст потребителя. При этом важно также иметь в виду, что знания, представляющие собой коллективный фоновый запас, служащий фундаментом российского информационного пространства, имеют происхождение в ментальных представлениях той социальной общности, которая сформировала образцы и принципы обработки информации в семантике российской культуры.

В заключение можно сделать следующие выводы.

1. Современные процессы стремительного развития информационных технологий, происходящие в настоящее время, меняют структуру общественного влияния и научения в сторону методов, основанных на интернет-коммуникации, создающей особую, по сравнению с предыдущими периодами, социальную среду научения. Она представляет собой всегда доступное для все большего и большего числа людей сетевое межкультурное пространство, где происходит активизация социального влияния на сознание личности, при этом многие, в отличие от предшествующих периодов истории, не могут покинуть виртуальную среду научения, превращающуюся в их жизненный мир. Однако, как показал проведенный анализ, эта методология входит в состав семиотического знания, в контексте которого может быть использована методология позитивизма, конструктивизма, постмодернизма и транскультурализма.

2. Под сетевым межкультурным образовательным пространством понимается межкультурная социальная сеть в сфере образования, основанная на коммуникативной модальности и сетевом обмене информацией,

цель которой - социальное воспроизводство специалистов, а также социализация и социальная адаптация личности. Структуру межкультурного образовательного пространства составляют социальные сети, отличающиеся происходящими здесь процессами коммуникации и взаимодействия, не имеющие единого центра, но включающие максимальное количество равноправных, ориентированных на результат и эффективность участников, которые вынуждены постоянно доказывать свою необходимость, имея возможность свободного входа и выхода из сообщества. Их способность к обучению характеризуется высоким уровнем адаптации к внешним и внутренним изменениям, умением самоорганизации, саморегулирования и низкой информационной сопротивляемостью.

3. С одной стороны, традиционные социальные институты претерпевают серьезные изменения в информационную эпоху, переживают глубокий кризис, обусловленный воздействием на них со стороны Интернета и СМИ. С другой - сегодня приходит осознание, что сложившееся информационное пространство как пространство культуры является инструментом, обеспечивающим современные языковые средства воздействия и обучения, эффективное влияние которых может быть использовано конструктивно во имя воспитания и социализации подрастающего поколения.

4. В целом исследование современных коммуникационных свойств виртуального сетевого пространства культуры является одной из наиболее актуальных проблем, носящих интердисциплинарный характер, так как данные проводимого здесь анализа могут быть полезны не только для педагогики, но и для психологии, социологии, культурологии, лингвистики, политологии и других областей знания, обеспечивая их сведениями о бытии человека и общества в условиях современного межкультурного пространства и активного информационного воздействия.

Список источников

1. Аитбаева Р. Р. Социально-педагогические проблемы информационно-коммуникативного общества // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 3 (03). С. 5-8.

2. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 480 с.

3. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дисс. ... к. филол. н. Челябинск, 2005. 23 с.

4. Байков Э. А. Виртуальный компонент духовного бытия общества // Журналистика в мире политики: гуманистическое измерение: материалы секц. засед. конф. «Дни петербургской философии - 2006». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 19-28.

5. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330-342.

6. Воропаев Д. Н. Тотальность и парадоксальность религиозного языка в формировании личности [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2013. № 1 (5). С. 91-95. URL: http://vestospu.ru/archive/2013/artides/voropaev_2013_1.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

7. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с.

8. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет / Ин-т социологии РАН. М., 2010. 592 с.

9. Гринева С. В. Реализация интерактивных технологий в профориентационной работе на примере Технологического института сервиса (филиала) Донского государственного технического университета // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6 (72). Ч. 1. С. 189-195.

10. Добросклонская Т. Г. Язык средств массовой информации. М.: Изд-во КДУ, 2008. 116 с.

11. Зинурова Р. И. Этническая социализация молодежи. Казань: Изд-во КГУ, 2004. 368 с.

12. Коровин В. М. Главная военная тайна США: сетевые войны. М.: Яуза; Эксмо, 2009. 288 с.

13. Королева Н. Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2004. Т. 4. № 9. С. 168-178.

14. Кучинская Т. Н. Философско-культурологическое осмысление социокультурного пространства в условиях транснационального межкультурного взаимодействия // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита, 2013. № 6 (97). С. 122-128.

15. Лучихина Л. В. Обмен знаниями в межкультурных сетях современного образовательного пространства // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. С. 41-45.

16. Максимова Г. Современная информационная война - операция по пересадке убеждений. Часть 1 [Электронный ресурс]. URL: http://kirssdiana.livejournal.com/37189.html (дата обращения: 11.11.2014).

17. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003. 388 с.

18. Нежура Е. А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве Интернета // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2012. № 2. С. 47-52.

19. Путин В. В. О наших экономических задачах [Электронный ресурс]. URL: http://rubizes.com/index.php?catid=4:mironas &id=100:-l-r&option=com_content&view=article (дата обращения: 02.07.2017).

20. Смирнов Д. Н. Манипулятивные технологии и их применение в условиях смены политического режима: опыт оранжевой революции на Украине: автореф. дисс. ... к. полит. н. Н. Новгород, 2008. 27 с.

21. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Киев: Лггера ЛТД, 2003. 480 с.

22. Угольков Н. В. Интернет как институт социализации старших школьников: дисс. ... к. пед. н. М., 2012. 197 с.

23. Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.: Изд-во МПСУ; Воронеж: Модек, 2013. 335 с.

24. Фролов С. С. Социология. М.: Гардарики, 2008. 344 с.

25. Чепель Ю. В. Специфика синонимии в интернет-коммуникации: дисс. ... к. филол. н. Курск, 2009. 209 с.

26. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. Екатеринбург, 2012. № 3. С. 161-173.

THE NETWORK INTERACTION AS A FORM OF TRANSFORMATION OF THE CROSS-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE IN SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL

Nikonov Ruslan Viktorovich, Ph. D. in Pedagogy Municipal Budget Educational Institution "Secondary School № 49 with Profound Study of the English Language ", Chita rusnikonov@mail. ru

In the article the processes of the development of information technologies that change the structure of social influence and learning towards the methods based on the Internet communication, which creates in comparison with the previous periods a special social learning environment, are analyzed. The author proves that it represents the accessible network cross-cultural space where the social influence on the consciousness of the individual is activated. It is ascertained that the information space as a culture space is a tool providing language means of influence and teaching, the effectiveness of which can be used in the socialization of the younger generation.

Key words and phrases: cross-cultural space; socialization; educational sphere; influence; learning environment; language means of influence.

УДК 378.22

В статье рассмотрены условия реализации системно-функционального подхода в системе эстетического воспитания. Проанализированы компоненты эстетической культуры личности. Разобраны формы и методы воспитания и обучения, а также критерии эстетически выразительной образовательной среды. Выявлены барьеры, препятствующие развитию эстетической культуры в процессе творческой деятельности. Разработана система оценки качества эстетического образования с учетом цели развития индивидуальности обучающихся.

Ключевые слова и фразы: система эстетического воспитания; системно-функциональный подход; индивидуальность обучающегося; формы и методы воспитания и обучения; критерии эстетически выразительной образовательной среды; система оценки качества эстетического образования.

Поселягина Лариса Вячеславовна, к. пед. н.

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП) Livnevy@mail. ги

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Современное российское общество характеризуется динамичными социальными процессами, связанными с изменением системы общественных отношений, приходом и развитием рыночной системы в экономике и развитием демократии и гражданских институтов в политической системе. Сформировавшиеся в условиях либеральных реформ рыночного транзита и глобализации социальных связей новые общественные отношения как кардинально изменили саму основу экономических отношений в обществе, так и подвергли существенной трансформации политическую, правовую сферы, а также систему ценностей и образа жизни граждан.

В России в начале XXI века началась административная реформа, связанная с различными изменениями в государственном управлении и направленная в том числе и на повышение результативности в сфере образования. Внедрение новых методических подходов к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений является важным условием для достижения высокого уровня и качества образования, в том числе и в сфере эстетического [4]. Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития, которые способствовали бы максимальному раскрытию потенциала личности, воспитанию её нравственных, эстетических качеств, социальной грамотности. Все больше осознаётся необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Данные характеристики определяют перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе среднего общего образования, что отражено в Концепции модернизации российского образования [2].

Эстетическое образование ориентировано на формирование системы образования, сохранение культурологических традиций, ценностных установок и духовное развитие учащихся.

Системный подход предполагает рассмотрение сущности явления как целого, выделение особых целостных свойств, позволяющих считать некую целостную структуру не простой совокупностью разрозненных частей, а именно системой, имеющей множество подсистем и элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство.

Для того чтобы эстетическое образование было непрерывным, системным, оно должно быть выстроено на системе деятельности [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.