Научная статья на тему 'Обеспечение информационной безопасности как проблема отечественного школьного воспитания в условиях информационного общества'

Обеспечение информационной безопасности как проблема отечественного школьного воспитания в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
511
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кондратенко Е. Л., Прокудин Д. Е.

В статье анализируются опасности со стороны информационного общества, влияющие на социокультурную адаптацию подрастающего поколения, его развитие и воспитание. Намечаются основные пути решения проблемы обеспечения информационной безопасности, являющейся одним из компонентов индивидуальной информационной культуры, формирование которой должно происходить путем разработки культурной политики во взаимодействии институтов образования и культуры и гражданского общества при решающей роли родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение информационной безопасности как проблема отечественного школьного воспитания в условиях информационного общества»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

PROVIDING INFORMATION SECURITY AS A PROBLEM OF NATIONAL SCHOOL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INFORMATION SOCIETY

Кондратенко Е.Л.

Учитель математики Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 18, г. Санкт-Петербург E-mail: elka [email protected]

Kondratenko E.L.

Teacher of mathematics at special (correctional) general education boardingschool № 18,

St. Petersburg.

E-mail: elka [email protected]

Прокудин Д.Е.

Доцент Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук E-mail: [email protected]

Prokudin D.E.

Associate professorattheSt. PetersburgState University, Doctor of science (Philosophy). E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируются опасности со стороны информационного общества, влияющие на социокультурную адаптацию подрастающего поколения, его развитие и воспитание. Намечаются основные пути решения проблемы обеспечения информационной безопасности, являющейся одним из компонентов индивидуальной информационной культуры, формирование которой должно происходить путем разработки культурной политики во взаимодействии

Annotation. This article analyzes the main dangers of information society, which influences the sociocultural adaptation, development and education of younger generations. The author outlines the main solutions to the problem of providing information security as one of the components of individual information culture, which must be formed through the development of cultural policy and interaction between institutes of education, culture, civil society and patents.

институтов образования и культуры и гражданского общества при решающей роли родителей.

Keywords: education system, upbringing, information society, information and communication technology, internet, information culture, information security.

Ключевые слова: система образования, воспитание, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, Интернет, информационная культура, информационная безопасность.

Современный этап развития отечественного школьного образования, как и всей государственной системы образования в целом, характеризуется рядом проблем воспитания, порожденных развалом советской педагогической системы. К одним из основным отличительным чертам, характеризующим эти проблемы, можно отнести следующие:

- деидеологизация, отказ от ценностей социалистического общества без формирования новой идеологической платформы, на реализацию которой направлена система воспитания;

- все большее внедрение в общественное сознание представления о системе образования как еще одной сфере услуг современного потребительского общества. Воспитательная функция со стороны школы воспринимается как навязывание требований, установок, посягательство на свободу личности;

- ликвидация детских и юношеских общественных организаций (октябрята, пионерия, комсомол), выполнявших помимо идеологической еще и мощную коллективно-воспитательную функцию, в основе которой лежит исторически присущее русскому наруду чувство соборности;

- стремление родителей перенести ответственность за воспитание детей на школу (учителей и классных руководителей).

В этих условиях возник воспитательный вакуум, в результате чего реальные воспитательные процессы происходят в семье, в быту, «на улице» - в естественной среде общения сверстников, которую можно определить как пространство досуга.

На государственном уровне пока еще не сформулирована новая национальная идея и, соответственно, идеологическая платформа, нацеленная на её реализацию. Длительное целенаправленное воздействие со стороны западного мира привело к постепенному заполнению возникшего вакуума идеологией индивидуализма и массового потребления.

В современном развивающемся информационном обществе мощным средством воспитания подрастающего поколения выступают средства массовой информации, прежде всего ресурсы Интернета, особенно те, что вписываются в идеологию ШеЬ 2.0 (блоги, социальные сети и т. п.). Родители зачастую не в состоянии полноценно участвовать в воспитании своих детей: взрослое работоспособное население в основной своей массе занято

решением насущных проблем выживания, что отнимает у него большую часть времени, физических и, что самое главное, душевных сил.

Дефицит общения в этих условиях дети восполняют с помощью современных информационно-коммуникационных технологий: компьютерных игр (прежде всего, сетевых), виртуального общения в социальных сетях, развлекательных ресурсов сети Интернет. У детей начинают формироваться различные зависимости от этих технологий, развивается индивидуализм и замкнутость, интроверсия, они отвыкают от непосредственного коллективного взаимодействия.

К основным негативным факторам влияния компьютерных игр на формирующееся сознание, психику и культуру ребенка относятся:

• психологическая зависимость (по данным российских ученых, 10-14 процентов увлеченных компьютерами игроков находятся в стадии психологической зависимости, т. е. являются «игроманами») [5];

• уход из мира реального в мир виртуальный, который навязывает оторванную от реального мира шкалу ценностей и моральных норм;

• потеря ориентации во времени, так как в виртуальных компьютерных играх существует своя концентрированная временная шкала;

• возникновение стрессового состояния при переходе из мира виртуального, моделируемого в играх, в мир реальный;

• выстраивание определенной психологической, социальной и культурной модели, накладываемой через матрицу компьютерной игры;

• развитие пассивности и безразличия в реальной жизни, поверхностное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих людей (яркие переживания в виртуальной среде, возможность переиграть ситуацию в случае проигрыша, пройти игру заново);

• отрицательное воздействие на интеллектуальное развитие ребенка так называемых «стрелялок», военных игр, развитие в нем примитивных черт характера, проявление агрессии и насилия.

Помимо этого погружение в виртуальный мир компьютерных игр отчуждает ребенка от родителей, делает его замкнутым и не способным к самостоятельным поступкам, требующим ответственности [1]. Экстремальная форма зависимости может обернуться реальной трагедией. Так, в последние годы участились случаи насилия игроманов по отношению к собственным родителям: нередки ситуации, когда в ответ на запрет компьютерных игр со стороны родителей ребенок может напасть на них и, хладнокровно убив мать или отца, сидеть и спокойно играть [2-5].

Не меньше опасностей таит в себе погружение в сеть Интернет (классификация опасностей приводится по [6]):

• доступ к опасному контенту (порнография, экстремизм);

• пропаганда наркотиков;

• интернет-зависимость, представляющая собой навязчивое желание войти в Интернет, находясь офлайн, и неспособность выйти из него, будучи онлайн. Исследователи отмечают, что большая часть интернет-зависимых (91%) пользуется сер-

висами Интернета, связанными с общением, оставшуюся часть (9%) привлекают информационные сервисы сети;

• кибермошенничество, когда путем похищения личной информации или посредством использования доверия со стороны детей, происходит нанесение материального ущерба (просьбы отправить смс-сообщение с последующим списанием денежных средств, взлом электронных счетов и банковских карт и т. д.);

• кибербуллинг - преследование сообщениями, содержащими оскорбления, угрозы; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Основной площадкой для кибербуллинга в последнее время являются социальные сети. В них существует возможность оскорблять человека не только с помощью сообщений - нередки случаи, когда страницу жертвы взламывают (или создают поддельную на ее имя) и размещают на ней лживый и унизительный контент;

• встречи с незнакомцами и груминг. При общении в сети Интернет дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Кроме того, существует риск подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать груминг - установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи, вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети.

Существуют и другие негативные тенденции, связанные с погружением детей в информационные сети. Информационные ресурсы и поисковые сервисы являются для ребенка достаточно доступным и, что немаловажно, быстрым средством удовлетворения информационных потребностей (как общих, так и образовательных и учебных).

Простота и быстрота доступа к цифровой информации приводят к тому, что дети не посещают библиотеки и не читают книги, - это влечет торможение их интеллектуального и культурного развития. Упрощение общения через социальные сети и другие сетевые сервисы ведет к деградации культуры общения и эмоционального восприятия (когда эмоции живого общения заменяются компьютерными «смайликами»), В результате происходит смещение ценностей, падение грамотности и общего развития, серьезно подрывается здоровье.

По инициативе Еврокомиссии в 2010 г. было проведено исследование под названием «Дети онлайн», посвященное безопасному Интернету, которое выявило, что больше четверти детей в России проводят в Сети от одного до двух часов в день, каждый пятый -более 21 часа в неделю, каждый шестой - от 14 до 21 часа в неделю. Есть также данные о том, что часть детей проводят за монитором в общей сложности по двое-трое суток в неделю [6]. Эта зависимость отнимает у детей то свободное время, которое они могли бы посвятить совместным коллективным играм, прогулкам на свежем воздухе, занятиям спортом, чтению книг.

Погружение в виртуальную реальность, в общение посредством сетевых сервисов, которые занимают значительную часть досуга ребенка, зачастую происходит при осла-

бленном контроле со стороны родителей или даже при их потакании. Зачастую родителям спокойнее за ребенка, который тихо сидит за компьютером и не находится за пределами дома без присмотра, либо удобнее, когда полное погружение ребенка в виртуальные миры не мешает им самим заниматься своими делами.

Смена поколений неизбежно ведет к тому, что все больше родителей современных школьников сами прошли путь взросления через компьютерные игры (и до сих пор в них играют), а теперь являются активными пользователями сервисов Интернета (в том числе и социальных сетей). Это так называемое «поколение Y» (от англ. Generation Y) - поколение молодых людей, родившихся после 1980 г. (в России - приблизительно на 10 лет позже) и полностью погруженных в современные информационно-коммуникационные технологии. Находясь под непосредственным влиянием информационно-коммуникационных технологий, они сами далеко не всегда в состоянии оценить различные опасности, которые влекут для их детей эти технологии, осознать степень их влияния на несформировавшееся индивидуальное сознание ребенка, его психическое развитие, культурный и социальный уровень.

Именно родители покупают своему ребенку первый мобильный телефон, игровую приставку, персональный или планшетный компьютер. Уже нередки случаи, когда дети носят с собой мобильные телефоны в детский сад. Зачастую вместе с отцами они часами проводят время за компьютером, играя в компьютерные игры. Эти и другие многочисленные примеры взяты из непосредственного общения с родителями, бабушками и дедушками современных школьников и даже воспитанников детских садов.

Но даже в этих новых условиях тотальной информатизации, смены социальных ориентиров советского периода на парадигмы потребительского общества можно выделить инвариантную цель воспитания, которая не зависит от социальных, экономических и политических изменений, - социокультурная адаптация подрастающих поколений к жизни и деятельности в условиях современного им общества, обеспечение преемственности в передаче им культурного кода, сформированного предыдущими поколениями, создание условий для обогащения внутреннего мира новыми смыслами развивающегося общества.

Исходя из анализа перечисленных тенденций в условиях развития информационного общества в России одной из основных задач школы, решаемых совместно с родителями, является реализация социокультурной функции воспитания, выражающейся в формировании индивидуальной информационной культуры, которая определяется как важнейшая антропологическая характеристика, как один из основных адаптационных механизмов к условиям жизни в формирующемся информационном обществе [7].

В условиях тотального вовлечения подрастающего поколения в мир информационных технологий важнейшей составляющей информационной культуры выступает обеспечение информационной безопасности, которая понимается как ограждение ребенка от различных негативных факторов и рисков со стороны компьютерных игр и Интернета, неблагоприятно влияющих на его психическое, интеллектуальное, физическое развитие, на его социализацию и аккультурацию. Немаловажную роль при этом играет формирование у ребенка критического отношения к информации, которую он получает из сети Интернет.

Задача обеспечения информационной безопасности в современных условиях должна решаться комплексно при совместных скоординированных усилиях как со стороны системы образования (обучающие игры в детском саду, на уроках информатики, ОБЖ, социологии, гражданского права, на классных часах и общешкольных мероприятиях), так и со стороны родителей, которые оказывают определяющее влияние на приобщение детей к информационно-коммуникационным технологиям, являются их первыми проводниками в мир технологии информационного общества.

Первоочередной задачей со стороны образовательного учреждения должно быть активное взаимодействие с родителями, направленное на совместное использование методов, помогающих детям в определении безопасного использования информационных технологий; на разумное сочетание в досуге детей использования компьютера, Интернета с активными видами отдыха, спортом, чтением, посещением культурных мероприятий. Вопросы самой координации необходимо решать на родительских собраниях, в беседах с учителями и классными руководителями с привлечением детских психологов и возрастных физиологов.

Необходимо использовать и пропагандировать различные инициативы, например проект «Дети России Онлайн» Фонда развития Интернета [6] или «Кибердружина» Лиги безопасного Интернета (http://www.ligainternet.ru), созданной для противодействия распространению опасного контента в Сети. Однако обеспечение информационной безопасности - только одно из многих условий формирования индивидуальной информационной культуры, вопросы развития которой должны решаться путем комплексной разработки культурной политики при взаимодействии институтов образования, культуры, гражданского общества при решающей роли родителей как базиса интеллектуального и духовного развития будущих граждан нашей Родины.

Список литературы:

1. Мишагина, А. Игры кончились / А. Мишагина // Православие.ру : интернет-журнал Сретенского монастыря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/49445.htm.

2. В Московской области проводится проверка по факту смерти мужчины : новость от 30 авг. 2012 г. // Следственный комитет РФ : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: http://sledcom.ru/news/147931.html.

3. В Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого в убийстве своей матери : новость от 9 июня 2012 г. // сайт Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sledcomspb.ru/news/spb/4375.

4. Подросток убил прабабушку мечом из-за запрета игр : новость от 17 авг. 2011 г. // Life News : [новостной сайт]. - Режим доступа: http://lifenews.ru/news/66883.

5. Украинский игрок убил маму и бабушку за запрет играть в компьютерные игры: новость от 5 дек. 2012 г. // GamesMage.ru : портал бесплатных игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gamesmage.ru/igrovie-novosti/ukrainskij-igrok-ubil-mamu-i-babushku-za-zapret-igrat-v-kompyuternye-igry.html.

6. Дети России онлайн 2010—2011: исследование Фонда развития Интернет // Дети России онлайн : проект Фонда Развития Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://detionline.com/research/kids-online/about.

7. Прокудин, Д. Е. Формирование готовности человека к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей жизнедеятельности как одного ИЗ ОСНОВНЫХ компонентов информационной культуры / Д. Е. Проскудин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2010. - № 2 (6). - С. 64-68.

Spisok literatury:

1. Mishagina, A. Igry konchilis' / A. Mishagina I I Pravoslavie.ru : internet-zhurnal Sre-tenskogo monastyria [Elektronnyi resurs], - Rezhim dostupa: http://www.pravosla-vie.ru/jurnal/49445.htm.

2. V Moskovskoi oblasti provoditsia proverka po faktu smerti muzhchiny : novost' ot 30 avg. 2012 g. H Sledstvennyi komitet RF : ofits. salt [Elektronnyi resurs], - Rezhim dostupa:http:// sledcom. ru/ news/147931. html.

3. V Sankt-Peterburge vozbuzhdeno ugolovnoe delo v otnoshenii nesovershennoletnego, podozrevaemogo v ubiistve svoei materi : novost' ot 9 iiunia 2012 g. // salt Glavno-go sledstvennogo upravleniia Sledstvennogo komiteta RF po Sankt-Peterburgu [Elektronnyi resurs], - Rezhim dostupa: http://www.sledcomspb.ru/news/spb/4375.

4. Podrostok ubil prababushku mechom iz-za zapreta igr : novost' ot 17 avg. 2011 g. // Life News : [novostnoi salt], - Rezhim dostupa: http://lifenews.ru/news/66883.

5. Ukrainskii igrok ubil mamu i babushku za zapret igrat' v komp'iuternye igry: novost' ot 5 dek. 2012 g. // GamesMage.ru : portal besplatnykh igr [Elektronnyi resurs], -Rezhim dostupa: http://gamesmage.ru/igrovie-novosti/ukrainskij-igrok-ubil-mamu-i-babushku-za-zapret-igrat-v-kompyuternye-igry.html.

6. Deti Rossii onlain 2010—2011 : issledovanie Fonda razvitiia Internet // Deti Rossii onlain : proekt Fonda Razvitiia Internet [Elektronnyi resurs], - Rezhim dostupa: http://detionline.com/research/kids-online/about.

7. Prokudin, D. E. Formirovanie gotovnosti cheloveka k ispol'zovaniiu informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v svoei zhiznedeiatel'nosti kak odnogo iz os-novnykh komponentov informatsionnoi kul'tury / D. E. Proskudin // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Vo-prosy teorii i praktiki. - 2010. -№2 (6). - S. 64-68.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.