УДК 37:004.9
Тихомирова Елена Викторовна
кандидат психологических наук
Самохвалова Анна Геннадьевна
доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет tichomirowa82@mail.ru, a_samohvalova@ksu.edu.ru
ПОТЕНЦИАЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ. Проект № 27.12892.2018/12.1
Статья посвящена проблеме привлечения информационных ресурсов в систему воспитания современного поколения. Раскрываются преимущества и психологические издержки, педагогические ограничения вовлечения детей и подростков в многоканальное информационное пространство. Приводятся результаты исследований, демонстрирующих механизмы компенсации коммуникативных трудностей детей в реальном коммуникативном пространстве, связь вовлеченности в интернет-общение и совладающего поведения подрастающего поколения.
Авторы приходят к выводу, что важным залогом эффективной конкуренции за внимание воспитанников в реалиях цифрового мира, в условиях неограниченного доступа к информации и распространения дистанционных форматов обучения и воспитания, является создание собственными силами цифрового качественного воспитательного интерактивного контента на базе конкретного учреждения, реализующего воспитательные функции.
Ключевые слова: воспитание, информационные ресурсы, медиаобразование, медиакомпетентность, самодеятельное творчество, коммуникативное пространство, сетевое общение.
Стратегия развития воспитания в РФ определяет основные направления развития воспитания, в соответствии с которыми образовательное учреждение планирует и реализует свою воспитательную деятельность. Одним из базовых, отвечающим вызовам современности и актуальной ситуации развития информационной системы общества, является развитие социальных институтов воспитания через расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов.
Тенденции в развитии современного отечественного образования тесно связаны с медиатизацией нашего общества и интенсивным внедрением в образовательную практику телекоммуникационных и информационных технологий. Новое поколение ФГОС предусматривает наличие в образовательных учреждениях возможностей звуко-, аудио-, видео сопровождения учебных проектов, использования интернет-ресурсов в ходе аудиторной и самостоятельной деятельности учащихся, развитие медиаграмотности посредством внеурочной деятельности. Это не случайно.
Траектория развития социальных институтов воспитания опосредована на данный момент трендами изменения мира: от накопления знаний к вариативности и проблематизации, персонализация, ориентировка в большом массиве информации, быстрое изменение технологий, искусственный интеллект, экологизация. Игнорировать эти тренды невозможно, они определяют все процессы развития человека, в т.ч. процесс воспитания. К примеру, информационные системы входят в современную систему воспитания и педагог не должен демо-низировать их, а умело использовать. По данным Всероссийского омнибуса вЖ, к началу 2018 года аудитория Интернет-пользователей в России сре-
ди населения 16+ составила 87 миллионов человек [2]. Современное образование, чтобы быть востребованным, должно использовать информационные, сетевые ресурсы в целях собственного развития и актуализации, отвечать требованиям цифрового века и соотносится с современной молодежной субкультурой и особенностями современных детей.
Дети цифрового века увлечены компьютерными технологиями, глобальной сетью. В большей своей части они медиаграмотны, мобильны и готовы к многоканальному поступлению информации. Их представления о процессе познания, способах передачи знаний, авторитетах специфичны. Они активно потребляют огромные объемы информации, легко осваивают различные webтехнологии, понимают нелинейно представленную информацию, справляются с многозадачным режимом деятельности. Таким образом, информационные ресурсы являются наиболее востребованными в системе образования, т.к. их использование обеспечит конкурентоспособность молодого поколения в будущем.
В то же время вовлеченность детей и молодежи в многоканальное информационное пространство, цифровизация их повседневной жизни носит амбивалентный характер.
С одной стороны, молодежь конструирует собственную информационную среду, сетевое пространство, позволяющее актуализировать и реализовать потребность в групповой самоорганизации, обогатить процесс общения, завязать межрегиональные и межнациональные контакты, минимизировать коммуникативные барьеры, получить новые возможности для обогащения знаний и формирования межпредметных и надпредметных
© Тихомирова Е.В., Самохвалова А.Г., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
29
компетенций. В результате многочисленных исследований было выявлено, что для активных интернет-пользователей виртуальное общение является средством поиска эмоциональной поддержки, стратегией и ресурсом совладающего поведения детей и молодежи (А.С. Аголакова, 2010, И.Р. Суш-ков, Н.С. Козлова, 2013; Е.В. Тихомирова, 2014). Общение в сети актуализируется потребностью компенсировать типовые трудности детей и подростков в сфере реального общения. В исследованиях А.Г. Самохваловой было установлено, что для подростков свойственны коммуникативные трудности, связанные с отсутствием готовности, стремления исправлять свои ошибки в последующих коммуникациях. Они крайне чувствительны к несправедливости со стороны взрослых и сверстников по отношению к себе; склонны к вербальной и физической ауто- и гетеро- агрессии, которая зачастую носит гедонистический характер («получаю от этого удовольствие», «чувствую себя взрослым», «девчонкам нравится») или защитный («пусть боятся меня», «это моя месть за насмешки») [5]. Анонимное общение в сети позволяет выплеснуть свои эмоции, отстраниться от переживаний, забыться и избежать проблем. Подрастающее поколение в сетевом общении находит помощь, поддержку, понимание и одобрение.
Активные участники виртуальных сообществ имеют более положительное отношение к своей вовлеченности в данную среду коммуникации и взаимодействия, а также больше ценят возможность посещения. Они формируют свой образ в интернет-сообществах, с помощью фото, видео, виртуальных статусов и различной информации, создают и поддерживают контакты с другими участниками. Им нравится не только получать нужную и интересную информацию, но и активно обмениваться ей. Пассивно-вовлеченным пользователям больше свойственно потребление интересующей их информации, сюда относится просмотр тем, новостей, скачивание различных файлов. Они не стремятся к активным знакомствам и общению, а в основном лишь стараются поддерживать кон -такты с друзьями [7].
Социальные сети, чаты, охватывающие большую часть современной молодежи, представляют собой сообщества, характеризующиеся стихийностью возникновения и развития, самоуправляемостью. Они предназначены для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в виртуальном пространстве, а также для объединения сил субъектов общения для разрешения конфликтов и обмена мнениями, которые невозможно высказать в пространстве непосредственного взаимодействия. Виртуальные формы самоорганизации получают все большее распространение: группы взаимопомощи, группы, осуществляющие общественный контроль, группы по интересам и т. д. Именно в по-
добных объединениях дети, подростки реализуют потребность в самостоятельном, независимом от взрослого поведении, направленном на поиск актуальной для себя проблематики и ее реального решения [8]. Это может оказать существенное влияние на использование возможностей информационных ресурсов, в целях воспитания и социализации детей.
Преимущества, которые дает использование социальной сети в процессе воспитания:
1) новые информационные технологии способствуют повышению продуктивности процесса воспитания, делают его ярче, доступней, более соответствующим интересам молодого поколения, повышают степень вовлеченности всех участников в воспитательный процесс;
2) социальные сети расширяют границы воспитания, выводя его за пределы школы;
3) интернет-ресурсы позволяют сделать процесс общения субъектов воспитательного процесса более открытым, свободным от страха общественной оценки;
4) взаимодействие в изначально вертикальной системе «педагог -воспитанник» сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это повышает уровень доверия и улучшает процесс усвоения информации;
5) у преподавателя расширяются каналы связи и влияния, что позволяет быстро и оперативно оповещать воспитанников о ближайших событиях в воспитательном процессе.
С другой стороны, существует ряд несомненных психологических издержек вовлеченности детей и молодежи в сетевое информационное пространство: трудности дифференциации достоверной информации из всего предложенного Интернетом и СМИ, риск возникновения аддиктивного поведения, нарушение личных границ, сложности достижения психологической безопасности детей и молодежи.
В наших исследованиях (Тихомирова, Беляева, 2015) было выявлено, что невозможность участия активно вовлеченных пользователей в интернет-сообщества может вызвать у них состояние психологического напряжения, фрустрации, что сигнализирует о риске развития аддикции. Для пассивных пользователей сети возникает риск конформного поведения. В сети существуют сайты, которые призывают детей и молодежь к суициду, необоснованному риску, через сеть распространяют психоактивные вещества, вербуют в политизированные и религиозные группы, склоняют к порнографии и многое другое. К сожалению, механизмы предупреждения негативных эффектов вовлеченности детей и молодежи в сетевое пространство до сих пор не достаточно действенны. Таким образом, главной задачей становится развитие медиаком-петентности детей, что будет являться залогом эффективного воспитания.
Вестник КГУ Л 2018
30
Расширение воспитательных возможностей образовательного учреждения возможно за счет таких информационных ресурсов, как электронный дневник, сайт школы, сайты педагогов, тематические страницы в социальных сетях, школьная газета и др. Данные ресурсы помогают отображать все события школьной жизни, повышая интерес к ним и степень вовлеченности не только детей, но и родителей.
Интересен опыт использования TV-мониторов, установленных в фойе образовательных учреждений. Каждый день на экран выводятся основные события школьной жизни и поздравления для именинников. Наряду с этим, транслируется информация о проектах и акциях: ГТО, Год Российского кино и другие.
Еще один путь расширения воспитательных возможностей информационных ресурсов - это создание «Медиацентров» при образовательных учреждениях. Цифровые технологии создания, монтажа и размещения в сети интернет медиа-проектов стали общедоступны, в том числе и для подрастающего поколения. «Медиацентр» создает возможности для развития медиатворчества, ме-диаграмотности и самостоятельности учащихся. Центр обычно является отдельным структурным подразделением образовательной организации, в состав которого могут входить телекоммуникационный узел, компьютерные классы, медиатека, библиотека, автоматизированные рабочие места, типография и телевидение. Все компоненты центра могут быть объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет [4].
Содержанием работы медиацентров является:
- приобщение школьников к работе с медиаре-сурсами во внеурочное время с целью их анализа, обработки и создания, как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга;
- содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня медиа и информационной культуры;
- создание условий для индивидуальной и групповой творческой работы учащихся, т. е. создание творческих проектов (видеопроекты, интернет-проекты) и др.
Медиаобразование (англ. Media education от лат. media - средства) - это направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (Российская педагогическая энциклопедия). По рекомендации ЮНЕСКО, ме-диаобразование как часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получения информации, должно быть введено везде как в рамках учебных планов, так и в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования. Так же медиаобразование рассматривается, как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуни-
кации с целью формирования культуры общения, развития медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиагра-мотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы [9].
Таким образом, для личности, обладающей высоким уровнем медиакомпетентности, будут присущи следующие характеристики:
1) мотивационные:
- умение осуществлять грамотный выбор разнообразного жанрового и тематического спектра медиатекстов при обязательном включении неразвлекательных жанров;
- стремление получить новую информацию;
- стремление к рекреации, компенсации развлечению (в умеренных дозах);
- стремление к идентификации, сопереживанию;
- стремление к подтверждению собственной компетентности в различных сферах жизни и ме-диакультуры;
- стремление к поиску материалов для учебных, научных, исследовательских целей;
- стремление к художественным впечатлениям;
- стремление к философскому / интеллектуальному, этическому, эстетическому спору / диалогу с создателями медиатекста, к критике их позиции;
- стремление научиться создавать медиатексты самому, изучая конкретные примеры творчества профессионалов;
2) контактные, показывающие частые контакты с различными видами медиа и медиатекстов;
3) информационные: знания большинства базовых терминов, теорий, основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей ме-диакультуры, ясное понимание процесса массовой коммуникации и медийных воздействий в контексте реального мира;
4) перцептивные: отождествление с автором медиатекста при сохранении основных компонентов «первичной» и «вторичной» идентификации, то есть способность соотнесения с авторской позицией, которая позволяет предугадать ход событий медиатекста «на основе эмоционально-смыслового соотнесения элементов сюжета, восприятия авторской мысли в динамике звукозрительного образа, синтеза мыслей и чувств зрителя в образных обобщениях;
5) интерпретационные / оценочные: умение критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления;
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
31
6) практико-операционные: практические умения самостоятельного выбора, создания / распространения медиатекстов (в том числе, созданных лично или в составе группы людей) различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере;
7) креативные, как показатели развития медиа-грамотности аудитории: ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа [10].
Е.А. Бльох предлагает добавить к показателям медиакомпетентности коммуникативный показатель, в который включает умение общаться с человеком или группой людей с целью получения информации, ее переработки и интерпретации [1].
Медиаобразование - это не просто образование через средства массовой коммуникации, главная его цель заключается в том, чтобы формировать критическое отношение к медийной информации, превращение подрастающего поколения в креативного медиапользователя [3].
Высоких результатов в формировании медиа-компетентностей возможно достичь, прежде всего, в рамках участия в детских СМИ, либо на специальном образовательном курсе в школах. В связи с этим происходит возрастание роли медиаобразо-вания в работе школьных СМИ. Школьные СМИ сегодня являются своеобразными мостиками между глобальными целями медиаобразования и участниками образовательного процесса [1].
Школьное телевидение чаще всего является структурным подразделением медиацентра, основная цель которого формирование информационно-образовательной среды, обладающей высокой степенью эффективности обучения [11]. Содержанием телевизионного контента, характеризующимся высоким воспитательным потенциалом, могут выступать информационные телепередачи («Школьные новости», «Телеуроки», «Видеообзоры», «Циклы просветительских передач» и др.), ролики с социальной рекламой, ученические телепроекты.
В рамках медиацентров активно идет создание интернет-ресурсов удаленного пользования по ме-диаобразованию, внедрению ИКТ и медиаобра-зовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Данные сайты представляют собой творческую моделирующую среду, виртуальный медиацентр как часть реального, созданного в рамках образовательного учреждения.
Отдельной формой работы является медиапро-ектирование. В информационную эпоху возможности проектного подхода к воспитанию детей и молодежи значительно увеличиваются. В воспитательный процесс внедряется медиапроектирова-ние (мультимедийное проектирование) как способ социотехнического проектирования с помощью разнообразных средств и носителей информации
и коммуникации (видео-, аудиотекст, графика, анимация...). В процессе создания медиапроектов дети учатся осуществлять нравственный самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию на индивидуальном и групповом уровнях. В то же время осваиваются новые пути поиска информации, развиваются коммуникативные компетенции и приобретается опыт сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении личностно и социально значимых проблем.
Детское самодеятельное медиатворчество обладает большим воспитательным потенциалом, т. к. сопряжено с творческой деятельностью, синтезирующей знания и умения в межпредметных областях, предполагающей индивидуальные и групповые формы работы. Деятельность учащегося в самодеятельном медиатворчестве развивает его творческую и социальную активность, медиа-и коммуникативную компетентность, способность к рефлексии, умение работать в команде.
В связи с тем, что информационные ресурсы несут в себе и ряд психологических издержек, необходимо внедрение и профилактирующих мероприятий и форм работы. К примеру, беседы и классные часы «Безопасный Интернет», дискуссия с родителями «Интернет-зависимость», уроки безопасности в сети Интернет, введение ограничений доступа к вредоносным и непроверенным сайтам в образовательном пространстве.
Одной из форм организации внеурочной деятельности, направленной на развитие ки-бербезопасности и цифровой грамотности школьников, а также формирование информационного пространства, являются кибер-квесты. Квест-технология (анг. quest - поиск) разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе, при которой обучающимися используется информация из интернет источников. Данная технология позволяет успешно интегрировать сеть Интернет в воспитательную деятельность, не позволяет проявлять чисто потребительское отношение к сети интернет, способствует достижению метапредмет-ных результатов.
Таким образом, важным залогом эффективной конкуренции за внимание воспитанников в реалиях цифрового мира, в условиях неограниченного доступа к информации и распространения дистанционных форматов обучения и воспитания, становится создание собственными силами цифрового качественного воспитательного интерактивного контента на базе конкретного учреждения, реализующего воспитательные функции. Дальнейшее развитие институтов воспитания за счет информационных ресурсов зависит от медиакомпетентно-сти и психологической готовности к новым формам работы и внедрению информационных технологий
32
Вестник КГУ 2018
у педагогов, а так же скорости распространения новых идей в педагогических и смежных науках и от образовательной политики нашего государства. Такие информационные и цифровые технологии как чат-боты, онлайн-платформы, построение дополненной реальности, чат-занятия в скором времени должны занять достойное место в современной системе отечественного воспитания.
Библиографический список
1. Бльох Е.А. О возрастающей роли медиаобра-зования при работе с детскими СМИ // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. - 2015. - № 2 (16) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрБ:// суЬег1ешпка.ги/аг11с1е/п/о-уо7га51ауи5сЬеу-го11-те&аоЬг^оуатуа-рп-гаЬйе-Б^йзкгтьзт! (дата обращения 9.09.2018).
2. Исследование вЖ: Проникновение Интернета в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: сот/ги/тза^/ргеББ-геказе/ iss1edovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения 9.09.2018).
3. НемиричА.А. Медиаобразование в России: на пути к медиаменталитету [Электронный ресурс] // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2011. -№ 2 (8). - Режим доступа: https://cyber1eninka. гu/aгtic1e/n/mediaobгazovanie-v-гossii-na-puti-k-mediamenta1itetu (дата обращения 9.09.2018).
4. Павлова Е.Ю. Реализация проекта «Школьный медиацентр», как расширение воспитательных возможностей ОУ [Электронный ресурс]. -Екатеринбург, 2015. - Режим доступа: Ы1рБ:// iac66.ru/2015/11/e-yu-pav1ova-rea1izatsiya-proekta-shko1nyj-mediatsentr-kak-rasshirenie-vospitate1nyh-vozmozhnostej-ou (дата обращения 9.09.2018).
5. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности подростков и способы совладания с ними в условиях социальной депривации [Электронный ресурс] // Психологические исследования. -2016. - Т. 9. - № 49. - С. 5. - Режим доступа: Ыф:// psystudy.ru (дата обращения: 01.11.2018).
6. Самохвалова А.Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2017. - Т. 10. -№ 55. - С. 5. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.11.2018).
7. Тихомирова Е.В. Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами интернет-общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмео-логия образования. Психология развития. - 2015. -Т. 4. - Вып. 1. - С. 66-69.
8. Тихомирова Е.В. Система воспитания в современной общеобразовательной организации в представлении учащихся // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред.
Л.И. Тимониной. - Кострома: Костром. гос. ун-т, 2017. - С. 26-29.
9. Федоров А.В. Медиаобразование и медиагра-мотность в обществах знаний // ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу. - М.: Изд-во Ин-та развития информационного общества, 2005. - С. 329-339.
10. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентно-сти и критического мышления студентов педагогического вуза. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
11. Яшуков В.И., Ердакова Л.Г. Инновационные проекты школьного центра медиаобразования: новые возможности для самореализации школьников [Электронный ресурс] // Медиаобразование. -2010. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/innovatsionnye-proekty-shkolnogo-tsentra-mediaobrazovaniya-novye-vozmozhnosti-dlya-samorealizatsii-shkolnikov (дата обращения: 01.11.2018).
References
1. Bl'oh E.A. O vozrastayushchej roli mediaobrazovaniya pri rabote s detskimi SMI // ZNAK: problemnoe pole mediaobrazovaniya. - 2015. -№ 2 (16) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n7o-vozrastayuschey-roli-mediaobrazovaniya-pri-rabote-s-detskimi-smi (data obrashcheniya 9.09.2018).
2. Issledovanie GfK: Proniknovenie Interneta v Rossii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/ issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (data obrashcheniya 9.09.2018).
3. Nemirich A.A. Mediaobrazovanie v Rossii: na puti k mediamentalitetu [EHlektronnyj resurs] // Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. - 2011. -№ 2 (8). - Rezhim dostupa: https://cyberleninka. ru/article/n/mediaobrazovanie-v-rossii-na-puti-k-mediamentalitetu (data obrashcheniya 9.09.2018).
4. Pavlova E.YU. Realizaciya proekta «SHkol'nyj mediacentr», kak rasshirenie vospitatel'nyh vozmozhnostej OU [EHlektronnyj resurs]. -Ekaterinburg, 2015. - Rezhim dostupa: https:// iac66.ru/2015/11/e-yu-pavlova-realizatsiya-proekta-shkolnyj-mediatsentr-kak-rasshirenie-vospitatelnyh-vozmozhnostej-ou (data obrashcheniya 9.09.2018).
5. Samohvalova A.G. Kommunikativnye trudnosti podrostkov i sposoby sovladaniya s nimi v usloviyah social'noj deprivacii [EHlektronnyj resurs] // Psihologicheskie issledovaniya. - 2016. - T. 9. -№ 49. - S. 5. - Rezhim dostupa: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 01.11.2018).
6. Samohvalova A.G. Sociokul'turnaya determinaciya kommunikativnyh trudnostej sovremennyh detej i podrostkov [EHlektronnyj resurs] // Psihologicheskie issledovaniya. - 2017. -T. 10. - № 55. - S. 5. - Rezhim dostupa: http:// psystudy.ru (data obrashcheniya: 01.11.2018).
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
33
7. Tihomirova E.V. Osobennosti kognitivnoj ocenki vklyuchennosti v virtual'noe soobshchestvo sub"ektami internet-obshcheniya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. -2015. - T. 4. - Vyp. 1. - S. 66-69.
8. Tihomirova E.V Sistema vospitaniya v sovremennoj obshcheobrazovatel'noj organizacii v predstavlenii uchashchihsya // Tekhnologii vospitaniya v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. / pod red. L.I. Timoninoj. - Kostroma: Kostrom. gos. un-t, 2017. - S. 26-29.
9. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie i mediagramotnost' v obshchestvah znanij // YUNESKO mezhdu ehtapami Vsemirnogo sammita
po informacionnomu obshchestvu. - M.: Izd-vo In-ta razvitiya informacionnogo obshchestva, 2005. -S. 329-339.
10. Fedorov A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza. - M.: Izd-vo MOO VPP YUNESKO «Informaciya dlya vsekh», 2007. - 616 s.
11. YAshukov VI., Erdakova L.G. Innovacionnye proekty shkol'nogo centra mediaobrazovaniya: novye vozmozhnosti dlya samorealizacii shkol'nikov [EHlektronnyj resurs] // Mediaobrazovanie. - 2010. -№ 4. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnye-proekty-shkolnogo-tsentra-mediaobrazovaniya-novye-vozmozhnosti-dlya-samorealizatsii-shkolnikov (data obrashcheniya: 01.11.2018).
Вестник КГУ Л 2018
34