Научная статья на тему 'Потенциалы информационных ресурсов в воспитании современного поколения'

Потенциалы информационных ресурсов в воспитании современного поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна, Самохвалова Анна Геннадьевна

The article is devoted to the problem of attracting information resources into the upbringing system for the modern generation. The advantages and psychological costs, pedagogic limitations of the involvement ofchildren and adolescents in the multichannel information medium are revealed. The study substantiates the results of studies demonstrating the mechanisms for compensating the communicative difficulties of children in a real communicative medium, the connection of involvement in Internet communication and the coping behaviour of the younger generation. In conclusion, the authors come to the conclusion that an important guarantee of effective competition for the attention of pupils in the realities of the digital world, in conditions of unlimited access to information and the distribution of distance learning and education formats, is the creation of digital high-quality educational interactive content on the basis of a specific institution implementing educational functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potentials of information resources in the upbringing of the modern generation

The article is devoted to the problem of attracting information resources into the upbringing system for the modern generation. The advantages and psychological costs, pedagogic limitations of the involvement ofchildren and adolescents in the multichannel information medium are revealed. The study substantiates the results of studies demonstrating the mechanisms for compensating the communicative difficulties of children in a real communicative medium, the connection of involvement in Internet communication and the coping behaviour of the younger generation. In conclusion, the authors come to the conclusion that an important guarantee of effective competition for the attention of pupils in the realities of the digital world, in conditions of unlimited access to information and the distribution of distance learning and education formats, is the creation of digital high-quality educational interactive content on the basis of a specific institution implementing educational functions.

Текст научной работы на тему «Потенциалы информационных ресурсов в воспитании современного поколения»

УДК 37:004.9

Тихомирова Елена Викторовна

кандидат психологических наук

Самохвалова Анна Геннадьевна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет tichomirowa82@mail.ru, a_samohvalova@ksu.edu.ru

ПОТЕНЦИАЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ. Проект № 27.12892.2018/12.1

Статья посвящена проблеме привлечения информационных ресурсов в систему воспитания современного поколения. Раскрываются преимущества и психологические издержки, педагогические ограничения вовлечения детей и подростков в многоканальное информационное пространство. Приводятся результаты исследований, демонстрирующих механизмы компенсации коммуникативных трудностей детей в реальном коммуникативном пространстве, связь вовлеченности в интернет-общение и совладающего поведения подрастающего поколения.

Авторы приходят к выводу, что важным залогом эффективной конкуренции за внимание воспитанников в реалиях цифрового мира, в условиях неограниченного доступа к информации и распространения дистанционных форматов обучения и воспитания, является создание собственными силами цифрового качественного воспитательного интерактивного контента на базе конкретного учреждения, реализующего воспитательные функции.

Ключевые слова: воспитание, информационные ресурсы, медиаобразование, медиакомпетентность, самодеятельное творчество, коммуникативное пространство, сетевое общение.

Стратегия развития воспитания в РФ определяет основные направления развития воспитания, в соответствии с которыми образовательное учреждение планирует и реализует свою воспитательную деятельность. Одним из базовых, отвечающим вызовам современности и актуальной ситуации развития информационной системы общества, является развитие социальных институтов воспитания через расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов.

Тенденции в развитии современного отечественного образования тесно связаны с медиатизацией нашего общества и интенсивным внедрением в образовательную практику телекоммуникационных и информационных технологий. Новое поколение ФГОС предусматривает наличие в образовательных учреждениях возможностей звуко-, аудио-, видео сопровождения учебных проектов, использования интернет-ресурсов в ходе аудиторной и самостоятельной деятельности учащихся, развитие медиаграмотности посредством внеурочной деятельности. Это не случайно.

Траектория развития социальных институтов воспитания опосредована на данный момент трендами изменения мира: от накопления знаний к вариативности и проблематизации, персонализация, ориентировка в большом массиве информации, быстрое изменение технологий, искусственный интеллект, экологизация. Игнорировать эти тренды невозможно, они определяют все процессы развития человека, в т.ч. процесс воспитания. К примеру, информационные системы входят в современную систему воспитания и педагог не должен демо-низировать их, а умело использовать. По данным Всероссийского омнибуса вЖ, к началу 2018 года аудитория Интернет-пользователей в России сре-

ди населения 16+ составила 87 миллионов человек [2]. Современное образование, чтобы быть востребованным, должно использовать информационные, сетевые ресурсы в целях собственного развития и актуализации, отвечать требованиям цифрового века и соотносится с современной молодежной субкультурой и особенностями современных детей.

Дети цифрового века увлечены компьютерными технологиями, глобальной сетью. В большей своей части они медиаграмотны, мобильны и готовы к многоканальному поступлению информации. Их представления о процессе познания, способах передачи знаний, авторитетах специфичны. Они активно потребляют огромные объемы информации, легко осваивают различные webтехнологии, понимают нелинейно представленную информацию, справляются с многозадачным режимом деятельности. Таким образом, информационные ресурсы являются наиболее востребованными в системе образования, т.к. их использование обеспечит конкурентоспособность молодого поколения в будущем.

В то же время вовлеченность детей и молодежи в многоканальное информационное пространство, цифровизация их повседневной жизни носит амбивалентный характер.

С одной стороны, молодежь конструирует собственную информационную среду, сетевое пространство, позволяющее актуализировать и реализовать потребность в групповой самоорганизации, обогатить процесс общения, завязать межрегиональные и межнациональные контакты, минимизировать коммуникативные барьеры, получить новые возможности для обогащения знаний и формирования межпредметных и надпредметных

© Тихомирова Е.В., Самохвалова А.Г., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

29

компетенций. В результате многочисленных исследований было выявлено, что для активных интернет-пользователей виртуальное общение является средством поиска эмоциональной поддержки, стратегией и ресурсом совладающего поведения детей и молодежи (А.С. Аголакова, 2010, И.Р. Суш-ков, Н.С. Козлова, 2013; Е.В. Тихомирова, 2014). Общение в сети актуализируется потребностью компенсировать типовые трудности детей и подростков в сфере реального общения. В исследованиях А.Г. Самохваловой было установлено, что для подростков свойственны коммуникативные трудности, связанные с отсутствием готовности, стремления исправлять свои ошибки в последующих коммуникациях. Они крайне чувствительны к несправедливости со стороны взрослых и сверстников по отношению к себе; склонны к вербальной и физической ауто- и гетеро- агрессии, которая зачастую носит гедонистический характер («получаю от этого удовольствие», «чувствую себя взрослым», «девчонкам нравится») или защитный («пусть боятся меня», «это моя месть за насмешки») [5]. Анонимное общение в сети позволяет выплеснуть свои эмоции, отстраниться от переживаний, забыться и избежать проблем. Подрастающее поколение в сетевом общении находит помощь, поддержку, понимание и одобрение.

Активные участники виртуальных сообществ имеют более положительное отношение к своей вовлеченности в данную среду коммуникации и взаимодействия, а также больше ценят возможность посещения. Они формируют свой образ в интернет-сообществах, с помощью фото, видео, виртуальных статусов и различной информации, создают и поддерживают контакты с другими участниками. Им нравится не только получать нужную и интересную информацию, но и активно обмениваться ей. Пассивно-вовлеченным пользователям больше свойственно потребление интересующей их информации, сюда относится просмотр тем, новостей, скачивание различных файлов. Они не стремятся к активным знакомствам и общению, а в основном лишь стараются поддерживать кон -такты с друзьями [7].

Социальные сети, чаты, охватывающие большую часть современной молодежи, представляют собой сообщества, характеризующиеся стихийностью возникновения и развития, самоуправляемостью. Они предназначены для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в виртуальном пространстве, а также для объединения сил субъектов общения для разрешения конфликтов и обмена мнениями, которые невозможно высказать в пространстве непосредственного взаимодействия. Виртуальные формы самоорганизации получают все большее распространение: группы взаимопомощи, группы, осуществляющие общественный контроль, группы по интересам и т. д. Именно в по-

добных объединениях дети, подростки реализуют потребность в самостоятельном, независимом от взрослого поведении, направленном на поиск актуальной для себя проблематики и ее реального решения [8]. Это может оказать существенное влияние на использование возможностей информационных ресурсов, в целях воспитания и социализации детей.

Преимущества, которые дает использование социальной сети в процессе воспитания:

1) новые информационные технологии способствуют повышению продуктивности процесса воспитания, делают его ярче, доступней, более соответствующим интересам молодого поколения, повышают степень вовлеченности всех участников в воспитательный процесс;

2) социальные сети расширяют границы воспитания, выводя его за пределы школы;

3) интернет-ресурсы позволяют сделать процесс общения субъектов воспитательного процесса более открытым, свободным от страха общественной оценки;

4) взаимодействие в изначально вертикальной системе «педагог -воспитанник» сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это повышает уровень доверия и улучшает процесс усвоения информации;

5) у преподавателя расширяются каналы связи и влияния, что позволяет быстро и оперативно оповещать воспитанников о ближайших событиях в воспитательном процессе.

С другой стороны, существует ряд несомненных психологических издержек вовлеченности детей и молодежи в сетевое информационное пространство: трудности дифференциации достоверной информации из всего предложенного Интернетом и СМИ, риск возникновения аддиктивного поведения, нарушение личных границ, сложности достижения психологической безопасности детей и молодежи.

В наших исследованиях (Тихомирова, Беляева, 2015) было выявлено, что невозможность участия активно вовлеченных пользователей в интернет-сообщества может вызвать у них состояние психологического напряжения, фрустрации, что сигнализирует о риске развития аддикции. Для пассивных пользователей сети возникает риск конформного поведения. В сети существуют сайты, которые призывают детей и молодежь к суициду, необоснованному риску, через сеть распространяют психоактивные вещества, вербуют в политизированные и религиозные группы, склоняют к порнографии и многое другое. К сожалению, механизмы предупреждения негативных эффектов вовлеченности детей и молодежи в сетевое пространство до сих пор не достаточно действенны. Таким образом, главной задачей становится развитие медиаком-петентности детей, что будет являться залогом эффективного воспитания.

Вестник КГУ Л 2018

30

Расширение воспитательных возможностей образовательного учреждения возможно за счет таких информационных ресурсов, как электронный дневник, сайт школы, сайты педагогов, тематические страницы в социальных сетях, школьная газета и др. Данные ресурсы помогают отображать все события школьной жизни, повышая интерес к ним и степень вовлеченности не только детей, но и родителей.

Интересен опыт использования TV-мониторов, установленных в фойе образовательных учреждений. Каждый день на экран выводятся основные события школьной жизни и поздравления для именинников. Наряду с этим, транслируется информация о проектах и акциях: ГТО, Год Российского кино и другие.

Еще один путь расширения воспитательных возможностей информационных ресурсов - это создание «Медиацентров» при образовательных учреждениях. Цифровые технологии создания, монтажа и размещения в сети интернет медиа-проектов стали общедоступны, в том числе и для подрастающего поколения. «Медиацентр» создает возможности для развития медиатворчества, ме-диаграмотности и самостоятельности учащихся. Центр обычно является отдельным структурным подразделением образовательной организации, в состав которого могут входить телекоммуникационный узел, компьютерные классы, медиатека, библиотека, автоматизированные рабочие места, типография и телевидение. Все компоненты центра могут быть объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет [4].

Содержанием работы медиацентров является:

- приобщение школьников к работе с медиаре-сурсами во внеурочное время с целью их анализа, обработки и создания, как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга;

- содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня медиа и информационной культуры;

- создание условий для индивидуальной и групповой творческой работы учащихся, т. е. создание творческих проектов (видеопроекты, интернет-проекты) и др.

Медиаобразование (англ. Media education от лат. media - средства) - это направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (Российская педагогическая энциклопедия). По рекомендации ЮНЕСКО, ме-диаобразование как часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получения информации, должно быть введено везде как в рамках учебных планов, так и в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования. Так же медиаобразование рассматривается, как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуни-

кации с целью формирования культуры общения, развития медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиагра-мотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы [9].

Таким образом, для личности, обладающей высоким уровнем медиакомпетентности, будут присущи следующие характеристики:

1) мотивационные:

- умение осуществлять грамотный выбор разнообразного жанрового и тематического спектра медиатекстов при обязательном включении неразвлекательных жанров;

- стремление получить новую информацию;

- стремление к рекреации, компенсации развлечению (в умеренных дозах);

- стремление к идентификации, сопереживанию;

- стремление к подтверждению собственной компетентности в различных сферах жизни и ме-диакультуры;

- стремление к поиску материалов для учебных, научных, исследовательских целей;

- стремление к художественным впечатлениям;

- стремление к философскому / интеллектуальному, этическому, эстетическому спору / диалогу с создателями медиатекста, к критике их позиции;

- стремление научиться создавать медиатексты самому, изучая конкретные примеры творчества профессионалов;

2) контактные, показывающие частые контакты с различными видами медиа и медиатекстов;

3) информационные: знания большинства базовых терминов, теорий, основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей ме-диакультуры, ясное понимание процесса массовой коммуникации и медийных воздействий в контексте реального мира;

4) перцептивные: отождествление с автором медиатекста при сохранении основных компонентов «первичной» и «вторичной» идентификации, то есть способность соотнесения с авторской позицией, которая позволяет предугадать ход событий медиатекста «на основе эмоционально-смыслового соотнесения элементов сюжета, восприятия авторской мысли в динамике звукозрительного образа, синтеза мыслей и чувств зрителя в образных обобщениях;

5) интерпретационные / оценочные: умение критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления;

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

31

6) практико-операционные: практические умения самостоятельного выбора, создания / распространения медиатекстов (в том числе, созданных лично или в составе группы людей) различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере;

7) креативные, как показатели развития медиа-грамотности аудитории: ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа [10].

Е.А. Бльох предлагает добавить к показателям медиакомпетентности коммуникативный показатель, в который включает умение общаться с человеком или группой людей с целью получения информации, ее переработки и интерпретации [1].

Медиаобразование - это не просто образование через средства массовой коммуникации, главная его цель заключается в том, чтобы формировать критическое отношение к медийной информации, превращение подрастающего поколения в креативного медиапользователя [3].

Высоких результатов в формировании медиа-компетентностей возможно достичь, прежде всего, в рамках участия в детских СМИ, либо на специальном образовательном курсе в школах. В связи с этим происходит возрастание роли медиаобразо-вания в работе школьных СМИ. Школьные СМИ сегодня являются своеобразными мостиками между глобальными целями медиаобразования и участниками образовательного процесса [1].

Школьное телевидение чаще всего является структурным подразделением медиацентра, основная цель которого формирование информационно-образовательной среды, обладающей высокой степенью эффективности обучения [11]. Содержанием телевизионного контента, характеризующимся высоким воспитательным потенциалом, могут выступать информационные телепередачи («Школьные новости», «Телеуроки», «Видеообзоры», «Циклы просветительских передач» и др.), ролики с социальной рекламой, ученические телепроекты.

В рамках медиацентров активно идет создание интернет-ресурсов удаленного пользования по ме-диаобразованию, внедрению ИКТ и медиаобра-зовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Данные сайты представляют собой творческую моделирующую среду, виртуальный медиацентр как часть реального, созданного в рамках образовательного учреждения.

Отдельной формой работы является медиапро-ектирование. В информационную эпоху возможности проектного подхода к воспитанию детей и молодежи значительно увеличиваются. В воспитательный процесс внедряется медиапроектирова-ние (мультимедийное проектирование) как способ социотехнического проектирования с помощью разнообразных средств и носителей информации

и коммуникации (видео-, аудиотекст, графика, анимация...). В процессе создания медиапроектов дети учатся осуществлять нравственный самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию на индивидуальном и групповом уровнях. В то же время осваиваются новые пути поиска информации, развиваются коммуникативные компетенции и приобретается опыт сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении личностно и социально значимых проблем.

Детское самодеятельное медиатворчество обладает большим воспитательным потенциалом, т. к. сопряжено с творческой деятельностью, синтезирующей знания и умения в межпредметных областях, предполагающей индивидуальные и групповые формы работы. Деятельность учащегося в самодеятельном медиатворчестве развивает его творческую и социальную активность, медиа-и коммуникативную компетентность, способность к рефлексии, умение работать в команде.

В связи с тем, что информационные ресурсы несут в себе и ряд психологических издержек, необходимо внедрение и профилактирующих мероприятий и форм работы. К примеру, беседы и классные часы «Безопасный Интернет», дискуссия с родителями «Интернет-зависимость», уроки безопасности в сети Интернет, введение ограничений доступа к вредоносным и непроверенным сайтам в образовательном пространстве.

Одной из форм организации внеурочной деятельности, направленной на развитие ки-бербезопасности и цифровой грамотности школьников, а также формирование информационного пространства, являются кибер-квесты. Квест-технология (анг. quest - поиск) разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе, при которой обучающимися используется информация из интернет источников. Данная технология позволяет успешно интегрировать сеть Интернет в воспитательную деятельность, не позволяет проявлять чисто потребительское отношение к сети интернет, способствует достижению метапредмет-ных результатов.

Таким образом, важным залогом эффективной конкуренции за внимание воспитанников в реалиях цифрового мира, в условиях неограниченного доступа к информации и распространения дистанционных форматов обучения и воспитания, становится создание собственными силами цифрового качественного воспитательного интерактивного контента на базе конкретного учреждения, реализующего воспитательные функции. Дальнейшее развитие институтов воспитания за счет информационных ресурсов зависит от медиакомпетентно-сти и психологической готовности к новым формам работы и внедрению информационных технологий

32

Вестник КГУ 2018

у педагогов, а так же скорости распространения новых идей в педагогических и смежных науках и от образовательной политики нашего государства. Такие информационные и цифровые технологии как чат-боты, онлайн-платформы, построение дополненной реальности, чат-занятия в скором времени должны занять достойное место в современной системе отечественного воспитания.

Библиографический список

1. Бльох Е.А. О возрастающей роли медиаобра-зования при работе с детскими СМИ // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. - 2015. - № 2 (16) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрБ:// суЬег1ешпка.ги/аг11с1е/п/о-уо7га51ауи5сЬеу-го11-те&аоЬг^оуатуа-рп-гаЬйе-Б^йзкгтьзт! (дата обращения 9.09.2018).

2. Исследование вЖ: Проникновение Интернета в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: сот/ги/тза^/ргеББ-геказе/ iss1edovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения 9.09.2018).

3. НемиричА.А. Медиаобразование в России: на пути к медиаменталитету [Электронный ресурс] // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2011. -№ 2 (8). - Режим доступа: https://cyber1eninka. гu/aгtic1e/n/mediaobгazovanie-v-гossii-na-puti-k-mediamenta1itetu (дата обращения 9.09.2018).

4. Павлова Е.Ю. Реализация проекта «Школьный медиацентр», как расширение воспитательных возможностей ОУ [Электронный ресурс]. -Екатеринбург, 2015. - Режим доступа: Ы1рБ:// iac66.ru/2015/11/e-yu-pav1ova-rea1izatsiya-proekta-shko1nyj-mediatsentr-kak-rasshirenie-vospitate1nyh-vozmozhnostej-ou (дата обращения 9.09.2018).

5. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности подростков и способы совладания с ними в условиях социальной депривации [Электронный ресурс] // Психологические исследования. -2016. - Т. 9. - № 49. - С. 5. - Режим доступа: Ыф:// psystudy.ru (дата обращения: 01.11.2018).

6. Самохвалова А.Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2017. - Т. 10. -№ 55. - С. 5. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.11.2018).

7. Тихомирова Е.В. Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами интернет-общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмео-логия образования. Психология развития. - 2015. -Т. 4. - Вып. 1. - С. 66-69.

8. Тихомирова Е.В. Система воспитания в современной общеобразовательной организации в представлении учащихся // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред.

Л.И. Тимониной. - Кострома: Костром. гос. ун-т, 2017. - С. 26-29.

9. Федоров А.В. Медиаобразование и медиагра-мотность в обществах знаний // ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу. - М.: Изд-во Ин-та развития информационного общества, 2005. - С. 329-339.

10. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентно-сти и критического мышления студентов педагогического вуза. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.

11. Яшуков В.И., Ердакова Л.Г. Инновационные проекты школьного центра медиаобразования: новые возможности для самореализации школьников [Электронный ресурс] // Медиаобразование. -2010. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/innovatsionnye-proekty-shkolnogo-tsentra-mediaobrazovaniya-novye-vozmozhnosti-dlya-samorealizatsii-shkolnikov (дата обращения: 01.11.2018).

References

1. Bl'oh E.A. O vozrastayushchej roli mediaobrazovaniya pri rabote s detskimi SMI // ZNAK: problemnoe pole mediaobrazovaniya. - 2015. -№ 2 (16) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n7o-vozrastayuschey-roli-mediaobrazovaniya-pri-rabote-s-detskimi-smi (data obrashcheniya 9.09.2018).

2. Issledovanie GfK: Proniknovenie Interneta v Rossii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/ issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (data obrashcheniya 9.09.2018).

3. Nemirich A.A. Mediaobrazovanie v Rossii: na puti k mediamentalitetu [EHlektronnyj resurs] // Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. - 2011. -№ 2 (8). - Rezhim dostupa: https://cyberleninka. ru/article/n/mediaobrazovanie-v-rossii-na-puti-k-mediamentalitetu (data obrashcheniya 9.09.2018).

4. Pavlova E.YU. Realizaciya proekta «SHkol'nyj mediacentr», kak rasshirenie vospitatel'nyh vozmozhnostej OU [EHlektronnyj resurs]. -Ekaterinburg, 2015. - Rezhim dostupa: https:// iac66.ru/2015/11/e-yu-pavlova-realizatsiya-proekta-shkolnyj-mediatsentr-kak-rasshirenie-vospitatelnyh-vozmozhnostej-ou (data obrashcheniya 9.09.2018).

5. Samohvalova A.G. Kommunikativnye trudnosti podrostkov i sposoby sovladaniya s nimi v usloviyah social'noj deprivacii [EHlektronnyj resurs] // Psihologicheskie issledovaniya. - 2016. - T. 9. -№ 49. - S. 5. - Rezhim dostupa: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 01.11.2018).

6. Samohvalova A.G. Sociokul'turnaya determinaciya kommunikativnyh trudnostej sovremennyh detej i podrostkov [EHlektronnyj resurs] // Psihologicheskie issledovaniya. - 2017. -T. 10. - № 55. - S. 5. - Rezhim dostupa: http:// psystudy.ru (data obrashcheniya: 01.11.2018).

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

33

7. Tihomirova E.V. Osobennosti kognitivnoj ocenki vklyuchennosti v virtual'noe soobshchestvo sub"ektami internet-obshcheniya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. -2015. - T. 4. - Vyp. 1. - S. 66-69.

8. Tihomirova E.V Sistema vospitaniya v sovremennoj obshcheobrazovatel'noj organizacii v predstavlenii uchashchihsya // Tekhnologii vospitaniya v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. / pod red. L.I. Timoninoj. - Kostroma: Kostrom. gos. un-t, 2017. - S. 26-29.

9. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie i mediagramotnost' v obshchestvah znanij // YUNESKO mezhdu ehtapami Vsemirnogo sammita

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

po informacionnomu obshchestvu. - M.: Izd-vo In-ta razvitiya informacionnogo obshchestva, 2005. -S. 329-339.

10. Fedorov A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza. - M.: Izd-vo MOO VPP YUNESKO «Informaciya dlya vsekh», 2007. - 616 s.

11. YAshukov VI., Erdakova L.G. Innovacionnye proekty shkol'nogo centra mediaobrazovaniya: novye vozmozhnosti dlya samorealizacii shkol'nikov [EHlektronnyj resurs] // Mediaobrazovanie. - 2010. -№ 4. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnye-proekty-shkolnogo-tsentra-mediaobrazovaniya-novye-vozmozhnosti-dlya-samorealizatsii-shkolnikov (data obrashcheniya: 01.11.2018).

Вестник КГУ Л 2018

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.