УДК 316. 3/4 ББК 87.6.
Ольга Леонидовна Сытых,
доктор философских наук, профессор, Алтайский государственный университет (656049, Россия, г. Барнаул, пр. Ленина, 61), e-mail: [email protected]
Человек в контексте становления новых социальных отношений
Статья посвящена анализу существования человека в изменяющихся социальных отношениях. Автор исследует ряд процессов, характерных для жизни людей XXI в., которые детерминируют формирование новой социальности. В центре внимания: изменение отношения в обществе к таким явлениям, как однополые браки, легализация наркотиков и эвтаназия. В статье показано, что эти явления свидетельствует о смещении акцента в жизни человека с социального на биологическое. Другим значимым фактором, влияющим на социальные отношения, является изменение коммуникации, происходящее под влиянием новых информационных технологий, коснувшихся большинства людей. В статье рассматриваются различные изменения в сфере общения; в частности показано, как интернет и мобильные телефоны изменили коммуникацию. Автор акцентирует внимание на формировании новых представлений о времени и пространстве, возникающих у молодых людей под воздействием сети интернет и компьютерных игр. Часть материала статьи посвящена анализу изменений отношений в «обществе потребления», уже построенном в Западных странах и строящемся в современной России. Автор приходит к выводу, что динамика социальной жизни: формирование новых социальных отношений, кардинальные изменения уже существующих социальных процессов - с необходимостью ведёт к изменению жизни человека, пересмотру ряда ценностей.
Ключевые слова: человек, общество, социальные отношения, перемены, коммуникация, информационные технологии, потребление, ценности.
Olga Leonidovna Sytykh,
Doctor of Philosophy, Professor, Altai State University (ul. Lenina 61, Barnaul, 656049 Russia), e-mail: [email protected]
Person in the Context of New Social Relations Formation
The article is devoted to the analysis of human existence in changing social relations. The author explores a number of processes characteristic of human life of the XXI century, which determine the formation of a new sociality. In the limelight are changing attitudes in society to such phenomena as same-sex marriage, legalization of drugs and euthanasia. The paper shows that these phenomena indicate a shift in a person's life from social to biological. Other important factors influencing social relations is changing communication occurring under the influence of new information technologies that have touched most people. The article discusses various changes in the field of communication; we show how the Internet and mobile phones have changed communication in particular. The author focuses on the formation of new views of time and space that young people have under the influence of the Internet and computer games. Part of the material of the article is devoted to the analysis of the relation changes in the "society of consumption" that has already been built in Western countries and is being constructed in Russia today. The author comes to the conclusion that the dynamics of social life, i. e. formation of new social relations, fundamental change in existing social processes results in a person's life change and revision of some values.
Keywords: person, society, social relations, change, communication, information technology, consumption, values.
В стремительно изменяющемся социальном мире человек, через взаимодействие с ним, строит своё новое бытие, выходя вместе с обществом за данные пространственные и временные границы, за традиционные социальные отношения.
Целью статьи является социально-философский анализ значимых изменений социальных отношений, которые либо непосредственно воздействуют на человека, меняя его жизнь, деятельность, затрагивая его повсед-
невность, либо влияют на его восприятие мира и общества, кардинально не меняя его существование.
В основе исследования лежит диалектический метод. Человек и общество рассматриваются в постоянном развитии и во взаимосвязи.
Общество является сложной системой, которую можно исследовать сквозь призму множества связей и отношений и в различных аспектах. В статье будет проанализиро-
© Сытых О. Л., 2016
17
вано изменение социальных отношений, влияющих на человека в 3 основных аспектах: в аспекте изменения отношения в обществе к индивидуальному бытию человека. Второй аспект - это изменения социальных отношений в сфере коммуникации, детерминированные информационными технологиями. И третий аспект - это изменения социальных отношений, определяемые формированием общества потребления.
Степень влияния общества на человека зависит и от самого человека, участника этого двустороннего взаимодействия, так как именно отдельные личности и выступают инициаторами тех изменений, которые со временем приводят к формированию новой социальности.
Движение к новому миропорядку, к утверждению новых социальных отношений, желание, чтобы то, что дорого и значимо для отдельного человека, было признано и другими, происходит, по мнению А. Камю, через бунт. А. Камю, раскрывая сущность бунта, пишет: «Бунт в действительности глубоко позитивен, потому что он открывает в человеке то, за что всегда стоит бороться» [3, с. 132]. И ниже поясняет: «мы сталкиваемся с суждением о ценности, во имя которой мятежник отказывается принять собственную участь» [3, с. 135].
Многое из того, что не принималось обществом ещё «вчера», сегодня становится частью его жизни, утверждённой в законе. К числу этих нововведений можно отнести: однополые браки, легализацию наркотиков и эвтаназии.
Большая роль в легализации однополой семьи принадлежит Каирской международной конференции ООН 1994 г. по народонаселению и развитию, участницей которой была и Российская Федерация. В соответствии с принятой на конференции программой было закреплено равноправие разных типов половых союзов, включая однополые [10].
Однополые браки легализованы в целом ряде стран. Летом 2015 г. - во всех американских штатах (это было одним из предвыборных обещаний Барака Обамы). Несмотря на высокий уровень религиозности, а религия не одобряет данные процессы, более 80 % молодёжи США высказались за это решение [11].
США стали 18-м государством мира, убравшим дискриминацию гомо- и бисексуальных людей из законодательства о браке (до них это сделали Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Дания, Исландия, Испания, Канада, Люксембург, Нидер-
ланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Уругвай, Франция, Швеция и ЮАР). Ещё 3 страны (Ирландия, Финляндия и Словения) приняли аналогичные решения, пока не вступившие в силу. Ещё в 23 государствах мира однополые семьи регистрируются под названием, отличным от брака [11].
Отечественное (российское) право признаёт лишь разнополые браки и не знает иных брачных союзов, известных иностранным правопорядкам, имеющих как семей-но-правовой, так и гражданско-правовой статус. Российский законодатель упоминает и о современных тенденциях жизни общества, в частности о принадлежности лиц, вступающих в брак, к разному полу (п. 3 ст. 1 и п. 1 ст. 12 СК РФ), однако в число оснований недействительности брака, перечислив их исчерпывающе в статьях 27-28 СК РФ, принадлежность к одному полу не включает [13].
Факт изменения законодательства ряда стран и внесение в него законов, приравнивающих однополые браки к традиционным брачным отношениям, свидетельствует и об изменении социальности, и об открытии новой страницы в социализации.
Изменения в нравственно-мировоззренческих представлениях и в законодательстве происходят сегодня и в вопросе отношения к наркотикам. В этом вопросе можно выделить 2 модели социальной политики: модель абсолютной нетерпимости к употреблению наркотиков (она формировалась в США, СССР, некоторых странах Евросоюза) и толерантного отношения (у её истоков - Нидерланды, Швейцария, Колумбия, страны Африки).
Изменение социальной политики в отношении наркотиков, выражающееся в толерантном отношении к их употреблению, отражает заявленные обществом ценности и социальные приоритеты. Принципиальной основой для этого подхода послужили представления о свободе выбора и терпимости, признание права за каждой личностью выбора своего стиля и образа жизни, в том числе и отказа от жизни. Хотя существуют и другие основания для осуществления этой политики, например освобождение ресурсов для борьбы с тяжёлыми наркотиками и др.
Произошедшее в ряде стран снятие запрета с продажи «лёгких» наркотиков получило в средствах массовой информации название - легализация наркотиков.
Одной из первых стран, легализовавших так называемые «лёгкие наркотики», являются Нидерланды. В стране разрешено исполь-
зование лёгких наркотиков в специальных местах и в ограниченных количествах.
В России и под влиянием изменений в мире и, под влиянием собственных социальных процессов формируется сегодня также «иное», более толерантное отношение к употреблению наркотиков. В 90 - начале 2000-х гг. в СМИ довольно часто публиковались интервью с представителями шоу-бизнеса, в которых они говорили о своём опыте снятия стрессов и перегрузок в работе с помощью наркотических средств. В начале XXI в. уже появились научные публикации, в которых употребление наркотиков рассматривается как социальный феномен, требующий серьёзного изучения в аспекте роли этого явления «в структурации социальных отношений» [2, с. 105].
В обществе наблюдается тенденция к расширению (по странам и континентам) различных свобод, которые вчера ещё были «за пределами нормы». «Наступление идёт под флагом свободы, увеличения прав человека, диктуемых его природными особенностями: "Я хочу иметь не карие, а синие глаза, и я должен иметь возможность их изменить", "Я хочу вступить в брак с человеком своего пола, и, как свободный человек, могу это сделать, и браки гомекксуалистов, лесбиянок должны быть узаконены в свободном обществе", "Я хочу получать удовольствие различными способами, в том числе и путём использования наркотических средств, и поэтому они должны быть в свободной продаже", "У меня должна быть свобода ухода из жизни по своему желанию, и поэтому это должно найти отражение в законе об эвтаназии"» [6, с. 400].
Эвтаназия - ещё один шаг в сторону явного изменения нравственных общественных устоев, закрепляемых в законе о разрешении эвтаназии, которая не имеет одобрения в крупнейших мировых религиях. А общественное мнение по отношению к этой проблеме противоречиво.
Эвтаназия давно привлекает к себе мыслителей. Одним из тех, кто размышлял о ней, был Ф. Бэкон. В своём сочинении «О достоинстве и приумножении наук» он писал: «Я совершенно убеждён, что долг врача состоит не только в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самоё смерть более лёгкой и спокойной, потому что
эта эвтаназия..., уже сама по себе является немалым счастьем» [1, с. 268].
В современной научной литературе под эвтаназией понимается «безболезненное и вызванное состраданием уничтожение того, кто страдает или считает себя страдающим и чьи страдания в будущем могут стать невыносимыми» [5].
Отношение к эвтаназии в разных странах различно. В РФ она запрещена. Страной, легализовавшей эвтаназию, «является Голландия, парламент которой ещё 10 апреля 2001 г. принял закон, в частности, освобождающий от уголовной ответственности врачей, помогающих безнадёжно, тяжко страдающим больным уходить из жизни, и презюмировав-ший, что любой человек, достигший 16 лет, вправе самостоятельно определить порядок и способ своего ухода из жизни» [4, с. 92].
В настоящее время более 30 американских штатов приняли акты, гарантирующие право человека на «достойную смерть». В Швейцарии разрешено оказывать помощь при самоубийстве путём применения эвтаназии при условии, что человек достиг совершеннолетия, испытывает сильные страдания и добровольно, сознательно говорит о своём желании уйти из жизни.
Расширение легализации эвтаназии сопровождается спорами между сторонниками и противниками эвтаназии. Если первые утверждают, что человек имеет право на достойную смерть, также как и на достойную жизнь, и считают, что страдающие и не имеющие надежду на жизнь люди могут выбрать смерть, а врачи (или кто-нибудь другой -здесь нет единогласия) могут помочь им уйти из жизни (обязательно - при желании пациентов), то противники эвтаназии опасаются криминализации этой сферы существования человека (его ухода), превращения врачей в убийц; потери доверия к врачам, постепенного сползания «нравственности» на дно человеческого общества и даже (немаловажно) уменьшения научных исследований, направленных на продление и поддержание жизни и борьбу с неизличимыми болезнями, которые будут приостановлены [см. об этом: 4, с. 92].
Таким образом, можно отметить, что если традиционная мораль держала «под запретом человеческие желания, выходящие за принятые нормы, то теперь желания человека, диктуемые его телом, ещё вчера осуждаемые обществом, уже не рассматриваются как выходящие за пределы нормы, более того, они «узакониваются».
«Наступление природного на социальное фиксируется сегодня повсеместно» [8, с. 34], - пишут о нашем времени авторы монографии «Социальное: истоки, структурные профили современные вызовы». Подобное наступление было в начале 1-го тысячелетия, и в остановке этого движения сыграло свою роль Христианство. Роль религии в поддержании устоев общества была отмечена З. Фрейдом, утверждавшим, что «религиозные представления произошли из той же самой потребности, что и все другие завоевания культуры, из необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи природы» [9, с. 110].
Другим значимым процессом, влияющим на изменение социальных отношений, является современная коммуникация, в осуществлении которой весьма значимую роль играют новые информационные технологии. Сегодня тема коммуникации широко обсуждается в различных аспектах и существует множество её определений. Не вдаваясь в специфику их различий, возьмём за основу следующее определение коммуникации.
«Коммуникация (общение) - обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми» [12]. Изменение обмена информацией связано с появлением, прежде всего, новых информационных технологий.
Под информационными технологиями понимают технологический процесс, включающий сбор, хранение, переработку и передачу информации в разнообразных сферах жизни и деятельности человека за счёт использования возможностей технических и прикладных программных компьютерных средств.
Коммуникация приобрела новый характер благодаря наличию новых средств связи и новых способов хранения и переработки информации. Пейджинговая и сотовая связь, интернет, интернет-телефония, электронная почта - это новые средства связи, создающие особую информационную среду, в которой существует современный человек. Что изменилось в его жизни с широким распространением информационных технологий?
Изменилось представление о времени и пространстве. Расстояния, разделяющие страны и континенты, оказались легко преодолимыми благодаря «сетевому» взаимодействию, общению по мобильным телефонам и др. средствам связи. Представления о времени оказались раздвинуты компьютерными играми, дающими возможность перенестись не только в другое пространство, но и в дру-
гое время, что с успехом используют многие наши современники. Граница между реальным и виртуальным мирами в сознании молодых людей, увлечённых играми, становится всё более размытой.
Информационная сеть даёт человеку возможность исполнять разные роли, представляться в разных лицах и с набором разных характеристик. Человек живёт как бы в нескольких мирах, ассоциирует себя с личностями (образами), созданными им в его воображении и в представлениях его многочисленных реально-виртуальных друзей «В контакте», в «Одноклассниках», «Моём мире» и т. п., часто уходя всё дальше от реального в виртуальный мир. Как часто и насколько далеко, есть ли возможность вернуться в реальный мир - это не является предметом нашего исследования. Для нас важно подчеркнуть, что использование новых информационных технологий меняет социальные отношения и существование самого человека. Нельзя не отметить и то, что активное общение «в сети» не является показателем коммуникабельности человека в реальной жизни, где часто у активных пользователей сети возникают проблемы.
Следствием господства новых информационных технологий является постоянное присутствие человека в сфере общения, коммуникации, получения или передачи информации и потеря состояния «молчания и тишины», так необходимого для самостоятельного мышления.
Одним из главных процессов, определяющих жизнь современного человека, является процесс формирования общества потребления. Исследователи выделяют ряд важных особенностей этого общества. И, прежде всего, отмечают, что девизом современного консюмеризма (потребительства) является: «Быть - значит иметь». Потребление становится главным содержанием социальной жизни и её целью. Оно детерминирует политические, экономические и социальные институты общества, определяет индустрию производства и индустрию развлечений. Товары уже не функционально необходимые вещи, удовлетворяющие жизненно важные потребности, а культурные знаки, по которым судят о человеке, его социальном статусе. Товары имеют, прежде всего, социальное значение, придаваемое обладателю товара в данной культуре [см. об этом: 7, с. 53-63].
Именно в обществе потребления судят о человеке не по тому, что он производит, а по тому, что он потребляет: какие товары, услуги,
«курорты», виды спорта. Именно в нём сфера образования и здравоохранения становится сферой услуг. И человека в этом обществе уже не только встречают «по одёжке», но и провожают по тому, как он её носит (к счастью, ещё не всегда и не везде). Услуги, одежда и стиль потребления товаров и услуг становятся визитной карточкой человека, определяют его идентичность. Фактически уходит в прошлое оценка человека как человека производящего. На смену этому приходит оценка человека как человека потребляющего.
Таким образом, происходящие в обществе изменения касаются различных сторон жизни человека: его биологического и социального бытия, сферы его коммуникации, всеохватывающего потребления, оттеснившего по значимости (для человека) на 2-й план производство. «Приходящие» в мир люди застают новые отношения как данность,
которая в дальнейшем будет меняться уже с их непосредственным участием. Эта данность и её перемены были и будут различными в разных странах и у разных народов. Это зависит от многих факторов, но прежде всего от культуры, влияния и сочетания в ней традиций и инноваций. Всё происходящее и всё новое всегда воспринимается людьми неоднозначно: кто-то приветствует законы, разрешающие эвтаназию, значительная часть молодёжи уже не представляет своей жизни без сотовых телефонов и интернета, а для кого-то всё это неприемлемо. Но в погоне за расширением свободы и всё большим использованием новых информационно-технических средств в сфере коммуникации, в безграничном стремлении к потреблению нельзя забывать: сохранение общества возможно при разумном сочетании свободы и социальной безопасности, существующих в единстве.
Список литературы
1. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1971. 590 с.
2. Дмитриева А. В. Анализ роли потребления наркотиков в процессе структурации социальных отношений: возможности применения биографического метода // Потребление как коммуникация. СПб.: Интесоцис, 2010. С. 103-105.
3. Камю А. Бунтующий человек // А. Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. С. 119-356.
4. Никольский Е. В., Панищев А. Л. Эвтаназия - как феномен антропологической катастрофы // Социально-политические науки. 2011. № 1. С. 89-93.
5. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. М.: ББИ, 2002. 347 с.
6. Синцова Л. К, Сытых О. Л. Проблемы социализации личности в контексте формирования новой социальности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 [41]. С. 399-401.
7. Сапожников Е. И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии. 2007. № 10. С. 53-63.
8. Социальное: истоки, структурные профили современные вызовы / под общ. ред. П. К. Гречко, Е. М. Курмелёвой. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН). 2009. 440 с.
9. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1979. С. 94-142.
Источники
10. Докл. междунар. конф. по народонаселению и развитию. Каир. 5-13 сент. 1994 г. Нью-Йорк, ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/acrobat/icpd_rus.pdf (дата обращения: 05. 01.2016).
11. Новости. Верховный суд США легализовал однополые браки во всех штатах. Euronews [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.euronews.com/2015/06/26/us-supreme-court-rules-gay-marriage-a-constitutional-right/ (дата обращения: 29.12.2015).
12. Словарь терминов антикризисного управления. Academic.ru: [сайт] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.klerk.ru/slovar/cris/term/66191/ (дата обращения: 14.09.2015).
13. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. N 223-ФЗ (с изм. на 30 дек. 2015) [Электронный ресурс]. Принят Государственной Думой 8 дек. 1995 г. Электрон. фонд правовой и нормативно-технич. докум. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9015517 (дата обращения: 13.01.2016).
References
1. Bekon F. O dostoinstve i priumnozhenii nauk // Sochineniya: v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1971. 590 s.
2. Dmitrieva A. V. Analiz roli potrebleniya narkotikov v protsesse strukturatsii sotsial'nykh otnoshenii: vozmozhnosti primeneniya biograficheskogo metoda // Potreblenie kak kommunikatsiya. SPb.: Intesotsis, 2010. S. 103-105.
3. Kamyu A. Buntuyushchii chelovek // A. Kamyu. Buntuyushchii chelovek. Filosofiya. Politika. Iskusstvo. M.: Politizdat, 1990. S. 119-356.
4. Nikol'skii E. V., Panishchev A. L. Evtanaziya - kak fenomen antropologicheskoi katastrofy // Sotsial'no-politicheskie nauki. 2011. № 1. S. 89-93.
5. Sgrechcha E., Tambone V. Bioetika. M.: BBI, 2002. 347 s.
6. Sintsova L. K, Sytykh O. L. Problemy sotsializatsii lichnosti v kontekste formirovaniya novoi sotsial'nosti // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013. № 4 [41]. S. 399-401.
7. Sapozhnikov E. I. Obshchestvo potrebleniya v stranakh Zapada // Voprosy filosofii. 2007. № 10. S. 53-63.
8. Sotsial'noe: istoki, strukturnye profili sovremennye vyzovy / pod obshch. red. P. K. Grechko, E. M. Kurmelevoi. M.: Ros. polit. entsikl. (ROSSPEN). 2009. 440 s.
9. Freid Z. Budushchee odnoi illyuzii // Sumerki bogov. M.: Politizdat, 1979. S. 94-142.
Istochniki
10. Dokl. mezhdunar. konf. po narodonaseleniyu i razvitiyu. Kair. 5-13 sent. 1994 g. N'yu-Iork, OON. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.demoscope.ru/acrobat/icpd_rus.pdf (data obrashcheniya: 05. 01.2016).
11. Novosti. Verkhovnyi sud SShA legalizoval odnopolye braki vo vsekh shtatakh. Euronews [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://ru.euronews.com/2015/06/26/us-supreme-court-rules-gay-marriage-a-constitutional-right/ (data obrashcheniya: 29.12.2015).
12. Slovar' terminov antikrizisnogo upravleniya. Academic.ru: [sait] [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.klerk. ru/slovar/cris/term/66191/ (data obrashcheniya: 14.09.2015).
13. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.1995 g. N 223-FZ (s izm. na 30 dek. 2015) [Elektronnyi resurs]. Prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 8 dek. 1995 g. Elektron. fond pravovoi i normativno-tekhnich. dokum. Rezhim dostupa: http://docs.cntd. ru/document/9015517 (data obrashcheniya: 13.01.2016).
Библиографическое описание статьи
Сытых О. Л. Человек в контексте становления новых социальных отношений // Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология. 2016. Т. 11, № 2. С. 17-22.
Reference to article
Sytykh O. L. Person in the Context of New Social Relations Formation // Humanitarian Vector. Series Philosophy. Cultural Studies. 2016. Vol. 11, No 2. P. 17-22.
Статья поступила в редакцию 27.01.2016