118 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 1 (45), с. 118-126
УДК 316.343.-057.66
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
© 2017 г. Н.Н. Хвоин
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга [email protected]
Статья поступила о редакцию 02.03.2016 Статья принята к публикации 06.02.2017
Рассмотрены действующая в России сеть учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, перечень предоставляемых им услуг, а также нормативные правовые акты, регламентирующие их деятельность; теоретические подходы к вопросам социальной адаптации; система социального обслуживания бездомных граждан в Санкт-Петербурге. Проведен анализ статистических данных Минтруда России об организациях, осуществляющих социальную помощь для лиц без определенного места жительства и занятий. Предложены дальнейшие направления работы, способствующие успешной ресоциали-зации и возвращению в общество бездомных граждан.
Ключеоые слооа: бездомные, бездомность, социальная адаптация, социальные услуги, механизм адаптации, стадии адаптации, дом ночного пребывания, социальная гостиница, центр социальной адаптации, социальное обслуживание, учет бездомных.
Проблемы социальной адаптации и ресоциа-лизации бездомных граждан являются актуальными, поскольку количество бездомных в России не снижается, а применяемые социальные технологии в учреждениях социальной помощи бездомным гражданам не в полной мере способствуют их реинтеграции в общество. Для изучения данных вопросов необходимы проведение специальных исследований и дальнейшая разработка эффективных социальных технологий, способствующих созданию оптимального механизма адаптации.
Введение
В России создана сеть учреждений социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, основной задачей которых является адаптация бездомных граждан и возвращение бездомных граждан к нормальной жизни в обществе [1]. Перечень предоставляемых услуг лицам без определенного места жительства и занятий может варьироваться в зависимости от типа и вида учреждения, а также применяемых в нём социальных технологий.
Стандартный набор услуг, предоставляемых бездомным в учреждении, включает: предоставление койко-места и горячего питания, проведение санитарной обработки и оказание доврачебной медицинской помощи, направление документов в миграционную службу для восстановления документа, удостоверяющего личность, содействие в трудоустройстве и проезде
к месту проживания, предоставление единовременной материальной помощи, оформление (переоформление) инвалидности и подготовку документов для помещения в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Цель исследования - анализ деятельности учреждений социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий. В качестве объекта исследования рассмотрены государственные учреждения социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий. Предметом исследования является ресоциализа-ция и адаптация бездомных граждан в условиях системы социальной защиты населения.
По данным Минтруда России, опубликованным на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики [2], на конец 2014 года в Российской Федерации действовали 144 учреждения полустационарного типа по оказанию социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, а также освободившимся из мест лишения свободы, в том числе 32 дома ночного пребывания, 8 социальных приютов, 6 социальных гостиниц, 61 центр социальной адаптации и 37 других учреждений (отделения для лиц без определенного места жительства и занятий, созданные в учреждениях системы социального обслуживания населения). В них фактически развернуто 8232 койко-места и обслужено более 132 тыс. чел.
Точная численность бездомных граждан в России неизвестна, так как практически не поддается учету и анализу. Общая численность
лиц без определенного места жительства и занятий в стране в отечественной литературе определяется различными величинами: от 450500 тыс. человек до 3.3 млн человек; от 4 до 5 млн человек, это от 0.3% до 2.8% населения страны [3]. Если же учесть, что бездомные - это люди трудоспособного возраста, то получается примерно 5-7% потерь рынка труда (от численности экономически активного населения). По результатам социологического исследования бездомности на территории Санкт-Петербурга в 2006 году, проведенного по заказу Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга [4], из 128 опрошенных бездомных 83% составляют люди трудоспособного возраста (в возрасте от 18 до 54 лет).
Резкий рост численности бездомных граждан произошел после распада СССР и был связан с рядом причин. Прежде всего, на улице оказались граждане, лишившиеся работы, ведомственного жилья по причине банкротства предприятий, а также граждане, попавшие под амнистию, не имеющие собственного жилья и не принятые назад семьей. Категория лиц без определенного места жительства и занятий все эти годы продолжает пополняться за счет граждан, которые в силу различных причин потеряли работу, утратили жильё (невозможность оплачивать кредиты, мошенничество при совершении сделок с недвижимостью, семейные ссоры и неурядицы), лиц, освободившихся из мест лишения свободы, не имеющих жилья, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных государством жильем.
Полученные в ходе опроса данные о причинах бездомности в Санкт-Петербурге [4] распределены следующим образом: семейные обстоятельства - 36%, незаконные сделки с недвижимостью - 20%, личный выбор - 17%, лишение свободы (арест) - 15%.
Помимо отсутствия жилья, у бездомных граждан утрачены документы, удостоверяющие личность, и регистрация по месту жительства, что значительно затрудняет возможности получения различных видов услуг, в том числе при устройстве на работу, оформлении документов (паспорта, ИНН, СНИЛС, полиса ОМС), оформлении (переоформлении) пенсии и инвалидности, получении медицинской помощи, а также заключении договора аренды жилья.
Человек, лишившийся жилья, работы, поддержки родных и близких и не сумевший преодолеть самостоятельно трудную жизненную ситуацию, находится в состоянии «социального шока». Ключевая характеристика такого «социального шока», переживаемого социальным
субъектом - индивидом или социальной группой, - категория страха (глубокая боязнь, испуг, ужас) [5, с. 313].
Итак, бездомных граждан можно охарактеризовать как группу людей, утративших привычные социальные связи, в силу различных причин, не имеющих возможности проживать в пригодном жилье и нуждающихся в проведении комплекса социализирующих мероприятий, направленных на их возвращение в общество в качестве полноправных граждан.
Несмотря на принятые государством меры и положительные тенденции в работе с лицами без определенного места жительства: открытие учреждений социальной помощи бездомным гражданам, в частности центров социальной адаптации, увеличение количества койко-мест, расширение перечня предоставляемых бездомным гражданам услуг, количество лиц без определенного места жительства продолжает расти, особенно в период ухудшения социально-экономической ситуации.
Решение проблем бездомности требует комплексного подхода со стороны не только государства, но и гражданского общества и семьи, в связи с чем возникает необходимость разработки эффективных технологий, способствующих успешной социальной адаптации бездомных граждан и их реинтеграции в общество.
1. Теоретические подходы к адаптации
Для рассмотрения проблем социальной адаптации можно выделить фундаментальные подходы исследователей:
- Э. Дюркгейма (в контексте теории социальной дезинтеграции, в результате которой возникает состояние аномии и человек не может приспособиться к новым условиям социальной среды) [6];
- М. Вебера (с позиции «понимающей социологии», осмысленного (рационального) действия, ориентированного на других; роли религиозно-этнических установок индивидов и групп в процессе приспособления к новому капиталистическому обществу) [7];
- Т. Парсонса (с позиции структурного функционализма, механизмов поддержания социального порядка в социальных системах, где одним из важнейших функциональных требований к системе является адаптация по отношению к внешней среде) [8];
- Р. Мертона (в рамках теории среднего уровня, изучения дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре, с позиции социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам) [9].
Термин «адаптация» для характеристики социальных процессов был введен американскими социологами В. Томасом и Ф.Л. Знанецки и применяется в нескольких значениях: приспособление, освоение, взаимодействие, вхождение, вживание. Социологи Р. Парк и Э. Берджес рассматривали адаптацию как социальный процесс. Центральной проблемой в изучении любого социального процесса является адекватное «конструирование» его социального механизма.
Под механизмом социальной адаптации понимают [5, с. 256] симбиоз уникальных каузальных состояний, явлений и процессов, реализующихся в определенной последовательности и направленных на восстановление нарушенного равновесия оппозиции «социальная система - групповая среда - человек», т.е. макро-, мезо- и индивидуальный уровень социального взаимодействия. Нарушения могут быть разными, а результат, как правило, один - утрата работы, жилья, ухудшение состояния здоровья и других компонентов социального статуса, а далее установка «жить одним днем», низкооплачиваемые подработки, употребление алкоголя/наркотиков, болезни, инфекции, невозможность соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Результаты исследований свидетельствуют о наличии тесной связи между длительным ухудшением условий жизни и снижением у многих людей уровня социальных потребностей, притязаний и активности; как результат -формирование установки на выживание. Исследователи отмечают, что такая установка приводит к тому, что человек перестает стремиться преодолеть бедность, бездомность, а живет одним днем, не предпринимая шагов, которые могли бы способствовать изменению к лучшему сложившейся ситуации [10, с. 37].
Выделяют следующие механизмы адаптации: 1) оптимальные, т.е. такие, которые кратчайшим путем ведут к цели, 2) неоптимальные -блуждающие и путающиеся в дебрях социальной реальности по дороге к цели, но в итоге достигающие ее, и наконец 3) механизмы «ква-зиадаптаций» или «антиадаптаций» - не обеспечивающие в конечном счете продвижения на пути к установлению равновесия со средой или даже вызывающие откат в данном отношении [5, с. 256].
В любом случае проблема заключается и в том, что один и тот же адаптивный механизм может оказаться успешным для одного субъекта адаптации и безуспешным для другого, которому не хватит внутренних адаптивных ресурсов для достижения адаптивной цели.
Л.В. Корель [5] выделяет в социальной адаптации три крупные стадии: 1) социального шока, 2) мобилизации адаптивных ресурсов (резервов), 3) ответа на вызов среды, который завершается либо позитивным, либо негативным исходом.
Социальный шок наступает в том случае, когда произошедшие изменения требуют включения адаптивного потенциала такого уровня, который по своей величине приближен, равен или превосходит суперпорог адаптивного потенциала адаптирующегося субъекта. Конструктивность данной стадии социального шока состоит в том, что именно у субъекта зарождается адаптивная потребность - потребность в приспособлении [5].
Стадия мобилизации адаптивных ресурсов представляет собой этап глубокого осмысления общих тенденций развития, личностного позиционирования в сложившейся ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из нее. Эта стадия связана с выявлением, актуализацией и активизацией всех возможных адаптивных средств, резервов и ресурсов, оценкой порогов адаптации и адаптивного потенциала, а также активным сознательным поиском, выбором и освоением на ментальном уровне новых «правил игры», потенциально возможных (зачастую инновационных) моделей адаптивного поведения [5].
Содержанием стадии ответа на вызов окружающей среды выступает реализация конкретных моделей адаптивного поведения, выбранных адаптантами как в силу собственного понимания происходящих в обществе перемен (их характера, глубины, необратимости и пр.), так и с учетом своих адаптивных ресурсов [5].
Многие специалисты учреждений социальной помощи бездомным гражданам отмечают, что наиболее адаптивной является группа бездомных, имеющих стаж бездомности не более 2 лет, это подтверждают и результаты исследования, проведенного в Санкт-Петербурге. В его рамках были получены следующие данные о стаже бездомности: 16% имеют опыт бездомной жизни не более года, и при соответствующей социальной помощи (прежде всего по оформлению документов и трудоустройству) они могли бы достаточно быстро вернуться в общество. 31% респондентов, у которых стаж бездомности находится в пределах от года до трех, тоже не утратили социальные навыки, однако им уже требуется разнообразная социально-медицинская помощь. Однако большая часть респондентов (53%) находится в положении бездомных от 3 лет и более, и это наиболее тяжелая для
социальной работы клиентская группа [4, с. 106].
В своей статье Е.В. Коваленко рассматривала бездомность сквозь призмы существующих концепций благосостояния. Концепция А. Сена связывает благосостояние со свободой человека выбирать тот образ жизни, который он ценит. Бездомные находятся в наиболее неблагополучном положении практически без альтернатив выбора своего образа жизни. Более того, важным параметром, влияющим на возможности, является срок фактической бездомности: потенциальные возможности сокращаются с увеличением продолжительности жизни на улице [11].
Таким образом, можно говорить, что одним из основных факторов, способствующих ресо-циализации бездомных граждан, является минимальный период нахождения в состоянии бездомности и своевременное обращение в учреждения социальной помощи бездомным гражданам. На это указывает и тот факт, что не все обратившиеся в учреждения являются лицами без определенного места жительства и занятий, но они находились в «одном шаге», чтобы ими стать, и только своевременное обращение в учреждение и предоставление соответствующей помощи помогло обратившимся людям не пополнить ряды бездомных.
2. Существующая структура социального обслуживания
бездомных граждан в России
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) утверждена примерная номенклатура организаций социального обслуживания, в которую включены организации, предоставляющие социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий: специальные дома-интернаты, в том числе для престарелых и инвалидов (стационарная форма социального обслуживания); центр социальной адаптации (помощи), в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий; дом ночного пребывания; социальный приют; социальная гостиница (полустационарная форма социального обслуживания); службы срочного социального обслуживания, в том числе экстренной психологической помощи (нестационарная форма социального обслуживания), а также иные организации, осуществляющие социальное обслуживание в вышеперечисленных формах [12].
Правом приоритетного зачисления в учреждения социальной помощи лицам без определенного места жительства и предоставления
услуг пользуются бездомные граждане: инвалиды и граждане пожилого возраста, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1].
В структуру организаций, осуществляющих стационарное и нестационарное социальное обслуживание, могут быть включены отделения полустационарного социального обслуживания, а в структуру организаций, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание, могут быть включены отделения стационарного социального обслуживания [12].
Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» разработан национальный стандарт Российской Федерации социального обслуживания населения «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий. ГОСТ Р 53064-2008» (далее - стандарт) [1], с датой ввода в действие с 01 января 2010 г.
Данный стандарт устанавливает типы учреждений социального обслуживания бездомных граждан, состав, объемы и формы предоставляемых им услуг.
В настоящем стандарте установлены 3 типа учреждений социального обслуживания бездомных граждан: центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий; социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий; дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий [1].
В стандарте приводятся примерные структурные подразделения центра социальной адаптации: медико-социальное отделение (для приема и размещения инвалидов); отделение ночного пребывания (для первичного приема и размещения мужчин); отделение ночного пребывания женское (для первичного приема и размещения женщин); смешанное отделение (социальная гостиница) и другие отделения [1].
Следует обратить внимание на различия в типах учреждений социальной помощи бездомным гражданам, утвержденных Минтрудом России и установленных стандартом. Данные различия связаны с тем, что стандарт носит рекомендательный и добровольный характер применения и не является обязательным для исполнения.
Полномочия по утверждению номенклатуры организаций социального обслуживания, их структуры и штатного расписания в субъекте Российской Федерации находятся в компетен-
ции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания [13].
Учет деятельности учреждений социальной помощи бездомным гражданам осуществляется с 1997 г. в соответствии с формой федерального статистического наблюдения 4-собес (сводная) «Сведения об учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий». Данные сведения предоставляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции в области социального обслуживания населения, в Минтруд России [14].
Анализ статистических данных Минтруда России об организациях, осуществляющих социальную помощь для лиц без определенного места жительства и занятий, за период 19972014 гг. (включительно) приведен в таблице и показывает:
1. За указанный период количество учреждений увеличилось в 3.2 раза (в отношении к концу 1997 г.) и к концу 2014 г. составило 144 учреждения. Основной рост количества учреждений пришелся на 1998 г. Это связано в первую очередь с реализацией нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждений социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, в частности Постановления Правительства РФ от 05.11.1995 № 1105 «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий», Постановления Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», Приказа Минсоцзащиты РФ от 25.01.1994 № 10 «О домах ночного пребывания».
2. Создание учреждений в большей степени было ориентировано на организацию домов ночного пребывания, на конец 1997 г. функционировало 45 учреждений, из них дома ночного пребывания - 24, социальные приюты - 4, социальные гостиницы - 8, центры социальной адаптации - 9. По мере накопления опыта работы с бездомными гражданами, утверждения стандарта акцент смещается в пользу организации центров социальной адаптации, как наиболее эффективной формы работы с бездомными, поскольку она позволяет предоставлять бездомным более широкий спектр услуг. Появилась возможность расширить штатное расписание и ввести дополнительные ставки (психологов и юристов, врачей). Однако не везде это удается сделать по причине дефицита бюджета, поскольку финан-
сирование данного направления работы формируется по остаточному принципу.
К началу 2015 г. число центров социальной адаптации выросло в 6.5 раза (по отношению к концу 1997 г.) и составило 61 учреждение. В то же время число домов ночного пребывания увеличилось в 1.3 раза и составило 32 учреждения.
3. Количество обратившихся в учреждения граждан за период 1997-2014 гг. увеличилось в 2.2 раза - с 60995 чел. до 132043 чел. В различные годы наблюдался как рост, так и спад количества обратившихся в учреждения граждан. Динамика численности обратившихся в учреждения социальной помощи граждан приведена на рисунке.
Минимальное количество обратившихся в учреждения было зафиксировано в 2000 г. и составило 48378 чел., количество обратившихся снизилось на 7580 чел., или на 13.5% (к 1999 г.), в тот же период сократилось и количество койко-мест - на 993 места (17.5%) и составило 4673 места.
Максимальный относительный прирост обратившихся в учреждения был зафиксирован в 2003 г. Количество обратившихся увеличилось на 36% к 2002 г. и составило 91551 чел. Увеличилось и количество койко-мест на 18.5% и составило 6229 мест.
В 2014 г. в учреждения обратилось 132043 чел., количество обратившихся возросло на 29177 чел. (28.4% к 2013 г.). Количество койко-мест сократилось к предыдущему периоду на 35 мест (0.4%) и составило 8232 места.
Из анализа статистических данных мы видим рост числа граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, свидетельствующий, что население медленно адаптируется к быстрым переменам последних лет. Растет и число нуждающихся в услугах, предоставляемых учреждениями социальной помощи, что говорит о необходимости расширения сети учреждений, а также разработки новых социальных технологий.
3. Особенности обслуживания бездомных граждан в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге действует двухуровневая система учреждений социального обслуживания населения городского и районного подчинения, оказывающих услуги бездомным гражданам. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга осуществляет межведомственное взаимодействие и координацию деятельности по социальной адаптации бездомных граждан. В городе действуют межведомственная комиссия по проблемам профилактики бездомности, созданная при губернаторе Санкт-Петербурга, и
Таблица
Сведения об организациях, осуществляющих социальную помощь для лиц без определенного места жительства и занятий, за период 1997-2014 гг. (на конец года)_
Годы
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Наименование^"~~~~~-~^
Всего учреждений 45 116 92 89 99 103 117 120 119
Дома ночного пребывания 24 28 25 36 38 36 43 35 35
Социальные приюты 4 5 2 11 14 13 10 8 8
Социальные гостиницы 8 15 10 19 21 24 21 21 21
Центры социальной адаптации 9 10 9 17 21 21 29 36 35
Другие учреждения 0 58 46 6 5 9 14 20 20
В них число мест 2782 5928 5666 4673 5187 5257 6229 6904 7060
Численность обслужен-
ных в течение года, 60995 53902 55958 48378 57430 67171 91551 102964 94265
человек
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Наименование
Всего учреждений 125 135 140 138 139 150 142 142 144
Дома ночного пребывания 35 41 45 37 34 38 33 33 32
Социальные приюты 6 8 7 8 8 8 6 6 8
Социальные гостиницы 18 13 11 8 7 8 7 5 6
Центры социальной адаптации 41 43 45 53 57 66 66 64 61
Другие учреждения 25 30 32 32 33 30 30 34 37
В них число мест 7225 7842 7902 7738 7836 8229 8497 8267 8232
Численность обслу-
женных в течение 99362 101111 95474 88222 103753 93463 103165 102866 132043
года, человек
■=. ■=. ■=. ■=. ■=. ■=. ■=. ■=. ■=. ■=. ■=. ■=. ■=. ■=. ■=.
тЧ тЧ тч сч сч см сч сч сч сч сч сч сч сч сч сч сч сч
Рис. Динамика численности обслуженных граждан в учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий за 1997-2014 гг.
аналогичные комиссии в административных районах Санкт-Петербурга. На конкурсной основе предоставляются субсидии некоммерческим организациям, реализующим программы по оказанию услуг бездомным гражданам, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга [15].
Городские учреждения, подведомственные Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга:
- СПб ГКУ «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства». Основными целями деятельности являются: создание условий для соблюдения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации без определенного места жительства, находящихся на территории Санкт-Петербурга и имевших последнее место жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде), а
также содействие гражданам в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными договорами [16].
Всем гражданам, поставленным на учет в городском пункте учета, одновременно со справкой о постановке на учет выдается полис обязательного медицинского страхования, оказывается содействие в восстановлении утраченных документов, оформлении (при необходимости) пенсии и инвалидности, предоставляются правовая информация и консультационные услуги. По состоянию на 19.02.2015 г. на учете в городском пункте учета состояли 2317 бездомных граждан, из них 843 пенсионера (имеющих инвалидность -496 чел.), 1257 граждан трудоспособного возраста, 217 несовершеннолетних [15].
- СПб ГБУСО «Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» на 125 мест. Основной задачей центра является предоставление временного (до 6 месяцев) места жительства гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, и осуществление мероприятий по их социальной адаптации к условиям жизни в обществе: оказание первичной медицинской помощи, содействие в получении или восстановлении документов, оформлении пенсии и инвалидности, а также содействие в восстановлении трудовых навыков, приобретении специальности и в трудоустройстве [15].
- СПб ГБУ «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы» на 54 места.
В специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются для постоянного проживания граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды I и II группы старше 18 лет, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством; систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка в учреждениях общего типа [17]. В 2014 г. 31 бездомный был размещен в стационарных учреждениях социального обслуживания (по медицинским показаниям) [15].
- Районные учреждения (отделения): отделения ночного пребывания для лиц без определенного места жительства на 279 мест: 13 домов ночного пребывания, являющихся структурными подразделениями комплексных центров со-
циального обслуживания населения районов Санкт-Петербурга, и СПб ГКУ «Кронштадтский дом ночного пребывания» [15].
В домах ночного пребывания бездомным гражданам помимо ночлега предоставляются услуги по содействию в восстановлении документов, удостоверяющих личность, оформлении пенсии и инвалидности, восстановлении права на жилье, трудоустройстве, а также доврачебная медицинская помощь. На время нахождения на социальном обслуживании в домах ночного пребывания бездомным гражданам оформляется регистрация по месту пребывания. Срок регистрации по месту пребывания определяется по взаимному соглашению бездомного гражданина с администрацией дома ночного пребывания на основании заключаемого социального контракта. В 2014 г. по адресам домов ночного пребывания на период нахождения на обслуживании зарегистрировано 993 бездомных гражданина. В 2014 г. услуги ночлега в домах ночного пребывания предоставлены 1191 бездомному гражданину [15].
При финансовой поддержке бюджета Санкт-Петербурга (субсидии на конкурсной основе в 2014 г. составили 4850.0 тыс. руб.) некоммерческими организациями реализованы программы
[15]:
- «Пункты обогрева», в которых бездомным гражданам предоставляется ночной приют, набор горячего питания для ускоренного согревания, первичная медицинская помощь, консультирование по социальным и правовым вопросам; в 2015 г. в 2 «пунктах обогрева» переночевали 456 чел. около 5 тысяч раз [18].
- «Ночной автобус»: на 4 стоянках «ночного автобуса» бездомным гражданам предоставляется горячее питание, первичная медицинская помощь, консультирование по социальным вопросам; в 2015 г. за один вечер автобус обслуживал в разное время года 150200 человек [18].
- «Транзит», т.е. доставка иногородних бездомных граждан, находящихся на территории Санкт-Петербурга, в другие регионы Российской Федерации по адресу последней регистрации по месту жительства. Всего с 2009 по 2014 г. при поддержке Комитета возвратилось к прежнему месту жительства более 900 чел., что равно примерно 150 чел. в год [15]. К сожалению, их возвращение не означает продвижения в социальной адаптации. Зачастую они продолжают вести бездомный образ жизни, но в другом субъекте РФ. Органы социальной защиты оповещаются о направлении гражданина к месту его регистрации (проживания). В лучшем случае гражданин по прибытии обращается в
органы социальной защиты населения, где ему предоставляется стандартный набор услуг, но, как показывает практика, многие возвращаются обратно.
Организовано питание бездомных граждан в благотворительной столовой.
Всего в 2014 г. в учреждения социального обслуживания населения Санкт-Петербурга городского и районного уровней обратилось более 4 тыс. бездомных граждан, которым оказано более 160 тыс. различных социальных услуг [15].
Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга организуются ярмарки вакансий рабочих мест для жителей, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе лиц, освобожденных из мест лишения свободы, условно осужденных, а также бездомных граждан. Целью мероприятия является оказание содействия в трудоустройстве указанной категории граждан, привлечение работодателей к сотрудничеству, получение полной информации о рынке труда и о предприятиях, испытывающих потребность в работниках. На ярмарке вакансий граждан информируют о вакансиях, консультируют по вопросам занятости и организационно-правовым вопросам.
Работодатели отмечают отсутствие у бездомных граждан мотивации в трудоустройстве и нежелание менять свой образ жизни, к которому они успели адаптироваться, проживая на улице, что может свидетельствовать о неуспешной адаптации бездомных, а также необходимости в проведении дополнительных мероприятий по их ресоциализации.
Если проанализировать практику других регионов, то ситуация с предоставлением социальных и других видов услуг бездомным гражданам осуществляется не в полной мере. Строительство и ввод в действие учреждений социальной помощи бездомным гражданам постоянно переносится на более поздние сроки. По состоянию на конец 2011 г. [2] в 16 субъектах РФ отсутствовали государственные учреждения социальной помощи бездомным гражданам.
К сожалению, исследования разных лет показывают, что применяемые в России социальные технологии не обеспечивают эффективного использования даже тех незначительных средств, которые выделяются на помощь бездомным, не обеспечивают их ресоциализацию и адаптацию в обществе [4, с. 33; 12].
Выводы
По мнению автора, для проведения успешной социальной адаптации бездомных граждан необходимо:
1. Проведение анализа предоставляемых учреждением услуг. Выявление потребности в расширении перечня предоставляемых услуг и необходимости введения дополнительных ставок в штатное расписание учреждения.
2. Расширение действующей сети учреждений.
3. Изменение технологии работы учреждений социальной помощи бездомным, смещение акцента на проведение социализирующих мероприятий, восстановление трудовых и профессиональных навыков.
4. Строительство или оборудование недорогих доходных домов для проживания трудоустроенных бездомных граждан, поскольку данная категория граждан, при прохождении успешной адаптации, может быть занята общественно полезной деятельностью, самостоятельно обеспечивать себя и продолжать включение в общество.
5. Повышение правовой грамотности населения.
Трудоустройство бездомных граждан имеет приоритетное значение в их социальной адаптации: во-первых, психологическое, - оно формирует позитивное субъективное чувство удовлетворения возвращением в социальный статус полноправного гражданина; во-вторых, социально-психологическое, - осознание того, что человек перестал быть иждивенцем общества; в-третьих, социально-экономическое, - осознание того, что человек становится участником производства общественных благ, самостоятельным и приносящим пользу другим людям.
Список литературы
1. Социальное обслуживание населения. «Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий. ГОСТ Р 53064-2008» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 441-ст). Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновление 20.02.2016.
2. Социальное положение и уровень жизни населения России // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/st atistics/publications/catalog/doc_1138698314188 (дата обращения: 15.02.2016).
3. Бездомность в современной России: проблемы и пути их решения: Вестник Межрегиональной сети «За преодоление социальной исключенности». Вып. 1 / Сост. А. Варсопко, Е. Ринн. СПб., 2008. 144 с.
4. Григорьева И.А., Бородкина О.И., Молчанов А.А. Социальная работа с лицами без определенного места жительства: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 133 с.
5. Корель Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. 424 с.
6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. URL: http://sociolog.in.ua/view_ book.php?id=1231 (дата обращения: 20.12.2015).
7. Вебер М. Избранные произведения. URL: http://royallib.com/book/veber_maks/izbrannie_proizved eniya.html (дата обращения: 20.12.2015).
8. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/876/582/1217/2_2_1pars.pdf (дата обращения: 12.12.2015).
9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/036/663/ 1216/015.MERT0N.pdf// (дата обращения: 3.01.2016).
10. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 34-43. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/412/829/1219/004-BALABANOV A.S.pdf (дата обращения: 24.02.2016).
11. Коваленко Е. Воронка бездомности и ограничение потенциальных возможностей // Журнал исследований социальной политики. 2011. № 4. С. 519-533.
12. Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания (Приказ Минтруда России от 17.04.2014 № 258н). Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновление 20.02.2016.
13. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации (Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014)). Справоч-но-правовая система «Консультант Плюс» [Элек-
тронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновление 20.02.2016.
14. Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения (приказ Росстата от 11.09.2009 № 196). Справоч-но-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновление 22.01.2016.
15. Социальная помощь лицам без определенного места жительства // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/helper/ social/bomz/ (дата обращения: 12.12.2015).
16. Официальный сайт СПб ГКУ «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства». URL: http://11.site. gov.spb.ru/o-nas/spravka-ob-uchrezhdenii/ (дата обращения: 25.02.2016).
17. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (постатейный) (Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А.) (под ред. Э.Р. Курмано-ва). Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновление 25.02.2016.
18. Сайт благотворительной организации «Ночлежка» ООО. URL: https://homeless.ru/ (дата обращения: 20.02.2016).
SOCIAL ADAPTATION OF HOMELESS PEOPLE IN THE SOCIAL SECURITY SYSTEM
N.N. Khvoin
St. Petersburg Committee on Labor and Employment
In this article, we examine the network of social care institutions for the homeless operating in Russia, the services provided by such institutions, as well as the normative legal acts regulating their work. Theoretical approaches to the issues of social adaptation and the system of social care for homeless people in St. Petersburg are considered in detail. We also present an analysis of statistical data of the Russian Ministry of Labor on organizations that provide social assistance to the homeless. Some further areas of work are proposed that will contribute to the successful re-socialization and reintegration of the homeless.
Keywords: homeless, homelessness, social adaptation, social services, adaptation mechanism, adaptation stage, night stay house, social hotel, center for social adaptation, social services, keeping a record of the homeless.