НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Н.Н. Хвоин
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ НА РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТИЙ
Статья посвящена причинам и социальным рискам, влияющим на социальную исключенность бездомных граждан, а также социальную исклю-ченность молодых людей. Среди основных причин бездомности выделены: семейные обстоятельства, отбывание в местах лишения свободы, недобросовестные сделки с недвижимостью. Молодые люди отметили, что к отчужденности приводят события, связанные с изменением социальной ситуации: потеря работы, развод. Кроме того, у молодых людей отмечен высокий процент недоверия к органам власти, что, возможно, связано с низким количеством обращений бездомных (со стажем бездомности менее года) в учреждения социальной помощи. Рассмотрены виды и типы учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий, деятельность некоммерческих организаций, осуществляющих работу с бездомными гражданами. Проанализированы статистические сведения Минтруда России об организациях, осуществляющих социальную помощь бездомным гражданам. Отмечена тенденция к перепрофилированию типа учреждений социальной помощи бездомным в центры социальной адаптации граждан. При данном типе учреждения предоставляется возможность оказывать бездомным гражданам расширенный спектр услуг, в том числе социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые виды услуг. Выявленные проблемы указывают на необходимость более тесного сотрудничества государства с некоммерческими организациями, создания низкопороговых служб при предоставлении услуг бездомным. Особое внимание следует уделить профилактике бездомности: возможно, это будут службы, осуществляющие выявление и патронаж социально уязвимых групп населения, в том числе лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, поскольку именно их обычно не хочет принимать назад /«включать» в свой состав семья, откуда и начинается падение в «воронку бездомности».
Ключевые слова: бездомные, воронка бездомности, ресоциализация, социальная исключенность.
Хвоин Николай Николаевич — ведущий специалист отдела мониторинга, государственных программ и приоритетных проектов Управления труда и социального партнерства Комитета по труду и занятости населения ([email protected])
Khvoin Nikolay — Leading Specialist, Department of Government Programs and Priority Projects Monitoring, Labor and Social Partnership Administration, Committee for Labor and Employment, Saint Petersburg Administration ([email protected])
Бездомность является одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Общая численность лиц без определенного места жительства и занятий в России в отечественной литературе определяется различными величинами: от 450-500 тыс. чел. до 3.3 млн. чел., от 4 до 5 млн. чел. (Бездомность в современной России 2008: 68), это от 0.3 % до 2.8 % населения страны. Ежегодный объем населения, вновь попадающего в положение бездомности, экспертно оценивается в 400 тыс. чел. (Рыжов 2009: 3).
В связи с этим актуальными представляются вопросы о причинах и социальных рисках, влияющих на социальную исключенность бездомных, а также роли государственных социальных служб в ресоциализации бездомных.
Исходя из анализа литературных источников, был сформулирован ряд гипотез, которые требовали своего частичного или полного подтверждения или опровержения:
1. Действующая сеть учреждений социальной помощи бездомным недостаточно развита для предоставления услуг нуждающимся гражданам.
2. Большая часть бездомных являются гражданами трудоспособного возраста.
3. Бездомные не рассчитывают на поддержку государства.
Введение
В течение всей жизни каждый день человек сталкивается с различными трудностями и проблемами, которые порой требуют незамедлительного реагирования и принятия адекватных мер по их решению. В случае ухода от решения проблем может возникнуть ситуация, ограничивающая потенциальные возможности человека, и, как следствие, отразиться на его благосостоянии и дальнейшем образе жизни. И от того, насколько человек обладает определенными знаниями и опытом, психофизиологической устойчивостью, а также поддержкой семьи, друзей, государства, нередко зависит его дальнейшая судьба.
Некоторые исследователи, обсуждая проблему бездомности, упоминают самих бездомных как вероятных «исключенных» из социальной среды (Григорьева, Бородкина, Молчанов 2008). Как отмечает А.В. Дмитриева, «исключением на индивидуальном уровне называют нарушение правильной социализации, выталкивание, выход за пределы нормального сообщества, приводящие к длительным последствиям» (Дмитриева 2012: 104), и при отсутствии своевременной поддержки и помощи процесс обратного включения бездомных в общество будет значительно затруднен.
Причины и факторы риска бездомности
В статье Е.А. Коваленко «Воронка бездомности и ограничение потенциальных возможностей» предпринята попытка описать механизм «воронки бездомности», с каждым витком которой проблемы наслаиваются и тянут человека все глубже и глубже, практически не оставляя шанса вынырнуть. Автор выделила следующие факторы, ограничивающие потенциальные возможности человека выбирать образ жизни: потеря прав на жилье, потеря регистрации (регистрация в другом городе), потеря (постоянной) работы, ухудшение состояния здоровья, утрата паспорта, низкооплачиваемые подработки, употребление алкоголя / наркотиков, болезни, инфекции, невозможность соблюдать санитарно-гигиенические нормы (Коваленко 2011: 524).
Жизненная стратегия большинства уличных бездомных связана с необходимостью выживать «здесь и сейчас», искать средства к существованию в условиях улицы. Выживание в условиях улицы зависит от возможности бездомного удовлетворить базовые потребности. Фактически это потребность в безопасном месте для ночлега (в том числе, защищенном от ветра и снега, теплом в холодное время года, сухом — во время дождей), питании и базовой медицинской помощи (Коваленко, Строкова 2010: 16). Кроме того, результаты исследований свидетельствуют о наличии тесной связи между длительным ухудшением условий жизни и снижением у многих людей уровня социальных потребностей, притязаний и активности, формированием установки на выживание. Исследователи отмечают, что такая установка приводит к тому, что человек перестает стремиться преодолеть бедность, бездомность, а живет одним днем, не предпринимая шагов, которые способствовали бы выходу из сложившейся ситуации (Балабанов, Балабанова 2003: 38). Люди, сумевшие в течение нескольких лет выжить без жилья и регистрации, достаточно «социализированы» в своем положении, у них сформированы и закреплены необходимые для бездомного существования навыки, связи и т. п. Личностные изменения уже достаточно глубоки, а социальные навыки и связи из небездомной жизни, как правило, утеряны (Коваленко, Строкова 2010: 14).
Кроме того, Е. Коваленко отмечает, что «причина ущемления прав людей, оказавшихся без дома, кроется в низком уровне благосостоянии населения в целом... Низкое качество жизни способствует распространению рискованных стратегий поведения, которые нередко ведут к бездомности» (Коваленко 2011: 523). Вместе с тем, как пишет П. Абрахамсон, бедные никогда прежде не были исключенными, т. к. составляли большую часть населения. В отличие от исключенных, бедные были интегрированы в общество, и, несмотря на низкий уровень жизненных стандартов, не выпадали из социальных сетей (Абрахамсон 2001: 164), поэтому не стоит рассматривать низкий уровень благосостояния в качестве одного из основных факторов, ведущих к бездомности.
Можно сказать, что у бездомных формируется установка на выживание. Ежедневный поиск возможностей удовлетворить элементарные потребности в еде, одежде и безопасном ночлеге не позволяет решать различные вопросы, в том числе связанные с восстановлением документов, легальным трудоустройством, получением медицинской помощи. Бездомные со своим «грузом проблем» не в состоянии их решить самостоятельно, поэтому им необходима помощь как государственных структур, так и общества. Далее предлагается рассмотреть деятельность государственных учреждений социальной помощи бездомным.
Социальное обслуживание бездомных граждан в России
В России создана сеть учреждений социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, основной задачей которых является адаптация бездомных граждан и возвращение их к нормальной жизни в обществе (Социальное обслуживание населения 2008). Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства осуществляется организациями, которые включены в примерную номенклатуру организаций социального обслуживания, утвержденную Министерством труда и социальной защиты Российской
Федерации (далее — Минтруд России). К указанным организациям социального обслуживания относятся специальные дома-интернаты, в том числе для престарелых и инвалидов (стационарная форма социального обслуживания); центр социальной адаптации (помощи), в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий; дом ночного пребывания; социальный приют; социальная гостиница (полустационарная форма социального обслуживания); службы срочного социального обслуживания, в том числе экстренной психологической помощи (нестационарная форма социального обслуживания), а также иные организации, осуществляющие социальное обслуживание в вышеперечисленных формах (Об утверждении... 2014).
Кроме того, федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» разработан и введен в действие с 01 января 2010 г. национальный стандарт Российской Федерации социального обслуживания населения «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий. ГОСТ Р 53064-2008» (далее — стандарт) (Социальное обслуживание населения 2008), который устанавливает типы учреждений социального обслуживания бездомных граждан, состав, объемы и формы предоставляемых им услуг.
В стандарте установлены три типа учреждений социального обслуживания бездомных граждан: центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий; социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий; дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий (Социальное обслуживание населения 2008), которые ориентированы на предоставление услуг в полустационарной форме социального обслуживания (оказание услуг с предоставлением койко-места на определенный период времени).
Следует обратить внимание, что стандарт носит рекомендательный и добровольный характер применения и не является обязательным для исполнения.
По данным Минтруда России, опубликованным на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Социальное положение и уровень жизни.), на конец 2014 г. в Российской Федерации действует 144 учреждения полустационарного типа по оказанию социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, а также лицам, освободившимся из мест лишения свободы. В их числе 32 дома ночного пребывания, 8 социальных приютов, 6 социальных гостиниц, 61 центр социальной адаптации и 37 других учреждений (отделения для лиц без определенного места жительства и занятий, созданные в учреждениях системы социального обслуживания населения). В них фактически развернуто 8232 койко-мест и обслужено более 132 тыс. чел.
Анализ статистических данных Минтруда России об организациях, осуществляющих социальную помощь для лиц без определенного места жительства и занятий (Социальное положение. ), указывает на рост численности обратившихся в учреждения в 2.2 раза с 60995 чел. (в 1997 г.) до 132043 чел. (в 2014 г.), расширение сети учреждений, количество которых увеличилось в 3.2 раза и к концу 2014 г. составило 144 учреждения (в отношении к концу 1997 г.); перепрофилирование учреждений (изменение типа учреждений),
к началу 2015 г. число центров социальной адаптации выросло в 6.5 раз (по отношению к концу 1997 г.) и составило 61 учреждение. В то время как число домов ночного пребывания увеличилось в 1.3 раза и составило 32 учреждения.
К сожалению, данные учреждения не являются низкопороговыми и не все бездомные могут быть размещены в учреждениях социальной помощи. Правом приоритетного зачисления в учреждения социальной помощи и предоставления услуг пользуются следующие бездомные граждане: инвалиды и граждане пожилого возраста, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Социальное обслуживание населения 2008). Но и при наличии мест в учреждении попасть туда крайне сложно, т. к. при зачислении бездомному потребуется предоставить определенный перечень документов.
Так, например, в соответствии с пунктом 2.1.2. Административного регламента от 22.10.2008 №187-п для зачисления в Хабаровский центр социальной адаптации граждан, попавших в экстремальную ситуацию, потребуются следующие документы: «направление министерства социальной защиты населения края; данные о прохождении флюорографии органов грудной клетки; справка о прохождении санитарной обработки» (Административный регламент 2008). После получения направлений в министерстве социальной защиты населения Хабаровского края для прохождения флюорографии органов грудной клетки, санитарной обработки и зачисления в Центр адаптации бездомному потребуется преодолеть более 32 километров, при этом оплата проезда на городском пассажирском транспорте не предусмотрена. Размещение в Центре адаптации без вышеуказанных документов возможно только при наличии свободных мест в изоляторе, который рассчитан на двух или четырех человек, в зависимости от мощности учреждения.
Данные сложности были частично сняты путем установки в Центре адаптации дезинфекционной камеры для санобработки и заключения договора с ближайшим учреждением здравоохранения для прохождения флюорографии органов грудной клетки.
Безусловно, соблюдение санитарных норм и правил при помещении бездомных в учреждения является необходимым условием, поскольку их несоблюдение может привести к вспышке различных инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза и педикулеза. Но важно и сохранение жизни и здоровья бездомных граждан, поскольку затраты на содержание бездомных, являющихся инвалидами, в специализированных учреждениях обходится в 5 раз дороже, чем в учреждениях социальной помощи бездомным.
Таким образом, необходимо создание низкопороговых учреждений, где бездомные могли бы удовлетворить элементарные потребности (в пище, одежде, ночлеге). Данные формы работы с бездомными могли бы быть реализованы через проекты, осуществляемые некоммерческими организациями. В ряде населенных пунктов организовано движение «ночного автобуса» (например, в Москве и Санкт-Петербурге), часто еду бездомным раздают прихожане церквей. Что касается пунктов обогрева в холодное время года, то с 2007 г. такая практика есть в Санкт-Петербурге. РБОО «Ночлежка» каждую зиму открывает несколько зимних армейских палаток площадью 60 кв. м с автономной печкой (Коваленко, Строкова 2010: 16).
Подобные проекты «Автобус-столовая для бездомных» и установка армейских палаток для обогрева и кормления бездомных реализуются с 2012 г. и в Хабаровском крае. В 2014—2015 гг. Правительство края выделило более 2,5 млн. рублей на помощь бездомным в зимний период. В партнерстве с общественными организациями было установлено четыре пункта временного пребывания таких граждан, питание осуществлялось в семи точках, шесть из которых расположены в г. Хабаровске и одна — в г. Комсомольске-на-Амуре. Во временных пунктах бездомные могли не только поесть, но и получить определенный перечень услуг. Им предоставлялась медицинская и психологическая помощь, проводились юридические консультации, желающим получить работу оказывалось содействие в оформлении документов и трудоустройстве. Правительство Хабаровского края отметило, что такое сотрудничество с общественными организациями дает ощутимый результат, помогает сохранить жизни бездомных в зимний период (Более 2,5 млн. рублей. 2015).
Большой опыт работы с бездомными накоплен Санкт-Петербургской благотворительной общественной организацией помощи бездомным «Ночлежка», осуществляющей свою деятельность с 1990 г. «Ночлежка» — одна из наиболее опытных и профессиональных благотворительных организаций в Санкт-Петербурге. «Ночлежка» реализует следующие проекты: реабилитационный приют, ночной автобус, пункты обогрева, консультационные пункты, «дом на полдороги», «делимся опытом».
В 2015 г. сотрудниками и волонтерами «Ночлежки» была оказана помощь 8717 людям. Кому-то «всего лишь едой» из Ночного автобуса или крышей над головой в Пунктах обогрева и приюте. А многим людям смогли помочь выбраться с улицы и вернуться к обычной жизни (Отчет. 2015).
Сотрудниками и волонтерами «Ночлежки» проводится большая работа по организации различных мероприятий, направленных на привлечение финансовых средств, необходимых для реализации как действующих, так и вновь создаваемых проектов. Так, в конце ноября «Ночлежка» и «Прачка.ком» открыли первую в России бесплатную прачечную для бездомных людей на Боровой, 116, недалеко от благотворительной организации (Артеменко 2016).
Следует учитывать, что при организации пункта обогрева понадобится не только финансовое, но и организационное обеспечение. Если проблемы с финансированием можно решить сбором благотворительных средств, то в решении организационных проблем должны помочь государственные и местные органы, поскольку требуется согласование с рядом служб, в том числе санитарной, правоохранительной и пр. Также возникают проблемы, связанные с беспороговым принципом работы, в частности, риск распространения заболеваний среди бездомных (Коваленко, Строкова 2010: 17).
Как видно, получение услуг в государственных учреждениях социальной помощи бездомным весьма затруднительно. Бездомный, не проживающий в учреждении, не может получить еду, постирать вещи и воспользоваться душем. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать открытие низкопороговой службы, куда может обратиться любой человек без каких либо ограничений. Предоставление услуг бездомным в таком формате работы недоступно и требует тщательной проработки, т. к. требования к соблюдению сани-
тарных норм и правил предъявляются к организациям независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Как показывает практика, взаимодействие государства с некоммерческими организациями, предоставляющими различные виды услуг бездомным, дает ощутимые результаты. Необходимо тесное взаимодействие государства с некоммерческими организациями и предоставление различного рода грантов, позволяющих некоммерческим организациям расширять спектр услуг, предоставляемых бездомным.
Возможности профилактики бездомности и социального исключения
На наш взгляд, интересным для рассмотрения и выявления причин социальной исключенности бездомных являются результаты опроса молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, проведенного в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Среди вопросов, посвященных различным аспектам социального благополучия, были вопросы, отражающие субъективное восприятие социального исключения (Бородкина, Самойлова, Каллунки 2013). Высокий уровень социальной исключенности отмечался молодежью (в более старших молодежных возрастах) среди безработных респондентов — 20.7 %, тех, для кого брак уже закончился разводом — 25.0 %, а также не вступавших в брак — 16.1 %.
В ходе опроса о причинах бездомности в Санкт-Петербурге были получены следующие данные: семейные проблемы — 42 %, экономическая (трудовая) миграция — 21 %, освобождение из мест лишения свободы — 20 %, недобросовестные сделки с недвижимостью — 17 %. При этом подавляющее число бездомных, как и прежде, находятся в трудоспособном возрасте — 89,7 % от числа опрошенных бездомных (Бездомность в современной России 2008: 13).
Таким образом, можно говорить о том, что бездомные граждане — это люди трудоспособного возраста, которых, в случае неблагоприятных обстоятельств, приводят к социальному исключению и бездомности события, связанные с изменением их социальной ситуации. При этом в качестве основных можно выделить потерю работы, разрыв семейных отношений, в том числе развод.
Многие исследователи, рассматривая вопросы социальной адаптации бездомных граждан, считают, что одной из форм, способствующей оптимальной ресоциализации бездомных, является трудоустройство. Вместе с тем трудоустройство указанной категории граждан, в зависимости от региона России, осуществляется на крайне низком уровне, либо не осуществляется вовсе (Хво-ин 2016). Краткий анализ формы федерального статистического наблюдения 4-собес (сводная) «Сведения об учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» за период 2011—2015 гг.» показал, что в 2015 г. в Санкт-Петербурге численность бездомных граждан, работающих вне учреждения, составила 481 чел. (прирост к 2011 г. составил — 43 %), трудоустроено на штатные должности в учреждениях социальной помощи — 7 чел. Увеличилось количество предприятий, использовавших труд лиц, обслуженных учреждениями социальной помощи, с 27 предприятий в 2011 г. до 79 в 2015 г. (прирост составил 193 %), что позволило трудоустроить большее число бездомных: с 113 чел. в 2011 г. до 191 чел. в 2015 г. (прирост составил 69 %) (Хвоин 2016).
Трудоустройством бездомных занимались и благотворительные общественные организации. Так, например, в 2015 г. «Ночлежка» оказала помощь в устройстве на работу, в том числе с проживанием — 157 чел. (Отчет. 2015).
Специалисты организаций, работающих с бездомными, отмечают высокий уровень алкогольной зависимости среди них, часто это становится главным препятствием на пути их возвращения в общество. Важно иметь в виду, что алкогольная и наркотическая зависимость может являться как пусковым механизмом бездомности (разрыва отношений с семьей, выселения), так и последствием потери жилья и адаптации на улице. Сложно оценить, сколько бездомных потеряли жилье и социальные связи из-за алкогольной зависимости, но можно утверждать, что алкоголизация уличных бездомных связана, прежде всего, со средой, в которой они оказываются уже после попадания на улицу. Зачастую именно употребление алкоголя становится средством социальной адаптации бездомных. Оказавшись в ситуации бездомности, люди испытывают страх перед будущим, депрессию — алкоголь дает возможность забыть о проблемах. Даже те, кто не страдает алкоголизмом, начинают пить от безысходности (Коваленко, Строкова 2010: 19).
Одной из причин низкого процента обращений бездомных (со стажем бездомности менее года) за помощью в государственные учреждения и органы власти, возможно, является низкий уровень доверия к органам власти, об этом свидетельствуют результаты исследования молодежи: «абсолютно не доверяют органам власти 77.7 %, среднюю степень доверия имеют 13.6 %, склонны доверять лишь 5.1 %». В качестве надежных источников поддержки большинством опрошенных молодых людей в Санкт-Петербурге воспринимаются родители — 85.9 %, думают, что получат поддержку супруга/партнера 78.6 %, рассчитывают на поддержку друзей — 69.9 % и родственников — 58.1 % (Бородкина, Самойлова, Каллунки 2013).
Специалисты учреждений социальной помощи бездомным гражданам отмечают, что чем больше стаж бездомности, тем сложнее будет происходить адаптация / ресоциализация бездомного. Большую часть бездомных составили люди, имеющие стаж бездомности от 3 и более лет — 53 %, от года до трех — 31 %, до года — 16 % (Григорьева, Бородкина, Молчанов 2008). Около 80 % бездомных имеют родственников, но не поддерживают с ними отношения и не рассчитывают на помощь близких (Бездомность в современной России 2008: 68), поэтому работа по их социальному включению вряд ли может быть успешной.
Таким образом, необходимо проводить работу по укреплению института семьи и брака, повышать юридическую грамотность населения, осуществлять выявление и патронаж социально уязвимых групп населения. Особенно это касается лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, поскольку именно их обычно не хочет принимать назад / «включать» в свой состав семья, откуда и начинается падение в «воронку бездомности».
Заключение
В ходе проведенного исследования подтвердились все сформулированные гипотезы.
Полностью подтвердилась первая гипотеза: действующая сеть учреждений социальной помощи бездомным недостаточно развита для предоставления не-
обходимого спектра услуг нуждающимся гражданам и не располагает необходимыми ресурсами для удовлетворения элементарных потребностей (предоставление места для ночлега, мытья, приема пищи) бездомных граждан. Необходимо создание низкопороговых служб для оказания помощи бездомным.
Гипотеза о том, что большая часть бездомных граждан являются лицами трудоспособного возраста, подтвердилась полностью, что говорит о необходимости разработки новых технологий работы с бездомными, создания сети учреждений, предоставляющих койко-места с гарантированным местом работы. Именно занятость может привести к успеху в социальном включении.
Подтвердилась гипотеза и о том, что бездомные не рассчитывают на поддержку государства. Ключевыми причинами бездомности, на наш взгляд, являются разрыв семейных отношений и низкий процент доверия органам власти. Также можно сказать и о недостаточном информировании бездомных о предоставляемых услугах, а также об их попытках решить свои проблемы самостоятельно, без обращения в государственные и общественные организации. Однако чем больше срок фактической бездомности, тем меньше потенциальные возможности ресоциализации (Григорьева, Бородкина, Молчанов 2008).
Исходя из выявленных причин бездомности, необходимо смещать акцент работы социальных служб на трудоспособное население, имеющее проблемы с трудоустройством и жильем. Стоит отметить, что без развития системы доходных домов, доступного арендного жилья, а также создания рабочих мест, на которых гарантированно могли бы осуществлять трудовую деятельность бездомные, процесс их ресоциализации будет находиться на крайне низком уровне. Необходимо также проводить работу по укреплению института семьи и брака, повышать юридическую грамотность населения, осуществлять выявление и патронаж социально уязвимых групп населения, в том числе лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
Как отмечает И.А. Григорьева, «интегративное понимание социальной политики делает акцент на двух принципах: профилактике социальных рисков и активизации человеческих ресурсов ... "во главу угла" ставится профилактика социальных рисков, равно как и участие клиента в решении собственных проблем» (Григорьева 2013). При этом необходима разработка таких механизмов, которые будут способствовать снижению социального иждивенчества и осуществлять возвратность средств, затраченных на ресоциализацию.
Литература и источники
Абрахамсон П. Социальная эксклюзия и бедность // Общественные науки и современность, 2001, 2: 158—166.
Административный регламент министерства социальной защиты населения Хабаровского края по предоставлению государственной услуги на помещение граждан в ГУ «Хабаровский краевой центр социальной адаптации граждан, попавших в экстремальную ситуацию» находящихся в трудной жизненной ситуации на территории Хабаровского края. (приказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 22.10.2008 №187-п) Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Послед. обновление 20.02.2016.
Артеменко Г. Прачечная, способная изменить судьбу // «Фонтанка.ру». Интернет-газета. 2016. 22 ноября [http://www.fontanka.ru/2016/ll/22/162/]. Дата обращения 30.11.2016.
Бездомность в современной России: проблемы и пути их решения: Вестник Межрегиональной сети «За преодоление социальной исключенности». Вып. 1 Сб. Ред. А. Вар-сопко, Е. Ринн. СПб., 2008.
Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социологические исследования, 2003, 7: 34—43.
Бородкина О.И., Самойлова В.А., Каллунки В. Проблемы социального исключения/включения молодежи (на материале социологического исследования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области) // Журнал социологии и социальной антропологии, 2013, 1 (66): 100—110.
Григорьева И.А. Развитие социальной политики в России в 1990-2000-х гг. // Мир России, 2013, 1: 132-154.
Григорьева И.А., Бородкина О.И., Молчанов А.А. Социальная работа с лицами без определенного места жительства: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
Дмитриева А.В. Социальное включение/исключение как принцип структура-ции современного общества // Социологический журнал, 2012, 2: 98-114.
Коваленко Е. Воронка бездомности и ограничение потенциальных возможностей // Журнал исследований социальной политики, 2011, 4: 519-533.
Коваленко Е., Строкова Е. «Бездомность: «Естьли выход?». М.: Фонд «Институт экономики города», 2010.
Более 2,5 млн. рублей выделено на помощь бездомным в холода // Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Новости: [https://www. mszn27.ru/node/11166]. Дата обращения 14.08.2016.
Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания (приказ Минтруда России от 17.04.2014 № 258н). Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Послед. обновление 20.02.2016.
Отчет за 2015 год. Официальный сайт благотворительной организации «Ночлежка» [ https://homeless.ru/projects/]. Дата обращения 09.10.2016.
Рыжов Р.О. Бездомность в городских сообществах современной России (по материалам межрегионального исследования). Автореф. дисс.... канд. соц. наук. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
Социальное обслуживание населения. «Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий. ГОСТ Р 53064-2008» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 441-ст). Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Послед. обновление 20.02.2016.
Социальное положение и уровень жизни населения России // Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. [http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138698314188]. Дата обращения 15.02.2016.
Хвоин Н.Н. Трудоустройство бездомных граждан в Санкт-Петербурге // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М.Ковалевского): материалы международной научной конференции, 10-12 ноября 2016 г. СПб., 2016: 1147— 1149.