Научная статья на тему 'Социальные модели преодоления бездомности: российская практика'

Социальные модели преодоления бездомности: российская практика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3636
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗДОМНЫЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЗДОМ-НЫМ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ / РАБОТНЫЕ ДОМА / ДОМА ТРУДОЛЮБИЯ / ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ БЕЗДОМНЫМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Уфимцева Е.И.

Статья посвящена теоретическому анализу исторических и со-временных практик социальной помощи бездомным в России. Выделяются социальные модели преодоления бездомности: ре-прессивная, реабилитационная, экстренная, приютская, эксплуа-таторская. Дается описание моделей преодоления бездомности, рассматриваются конкретные случаи преодоления бездомности в рамках той или иной модели. Дается оценка деятельности та-ких социальных учреждений и организаций помощи бездомным, как работные дома, дома трудолюбия, государственные учреж-дения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий, Санкт-Петербургская региональная благо-творительная общественная организация «Ночлежка», низкопо-роговый центр помощи бездомным «Ангар спасения» (г. Москва), православные приюты для бездомных. Освещается социальная помощь бездомным в г. Саратове и Саратовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные модели преодоления бездомности: российская практика»

УДК 364.04

социальные модели преодоления бездомности: российская практика

Е. и. Уфимцева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: ufim75@mail.ru

Статья посвящена теоретическому анализу исторических и современных практик социальной помощи бездомным в России. Выделяются социальные модели преодоления бездомности: репрессивная, реабилитационная, экстренная, приютская, эксплуататорская. Дается описание моделей преодоления бездомности, рассматриваются конкретные случаи преодоления бездомности в рамках той или иной модели. Дается оценка деятельности таких социальных учреждений и организаций помощи бездомным, как работные дома, дома трудолюбия, государственные учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий, Санкт-Петербургская региональная благотворительная общественная организация «Ночлежка», низкопороговый центр помощи бездомным «Ангар спасения» (г. Москва), православные приюты для бездомных. Освещается социальная помощь бездомным в г. Саратове и Саратовской области. Ключевые слова: бездомные, социальная помощь бездомным, реабилитационные центры для бездомных, работные дома, дома трудолюбия, церковная помощь бездомным.

social Model of overcoming Homelessness: the Russian Practice

E. I. Ufimceva

The article is devoted to theoretical analysis of historical and contemporary practices of social assistance to the homeless in Russia. Allocated social model of overcoming homelessness: punitive, rehabilitative, emergency, shelter, exploitative. Describes models of overcoming homelessness, discusses specific cases of overcoming homelessness in the framework of a particular model. Assesses the performance of social institutions and organizations helping the homeless, such as workhouse, house of industry, government agencies, social service of persons without a certain residence and occupations of the St. Petersburg regional charitable public organization "Nochlezhka", the low-threshold centre for homeless "The Hangar of salvation" (Moscow), the Orthodox homeless shelters. Key words: homeless people, social assistance to the homeless, rehabilitation centers for the homeless, workhouses, houses of diligence, church help to the homeless.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2017-17-3-291 -297

Бездомность - это общеисторическое социокультурное явление, научное изучение которого началось во второй половине XIX в. Сегодня проблема бездомности в России является предметом изучения разных научных дисциплин: истории, медицины, экономики, правоведения, культурологии, социологии, психологии, социальной работы. В то же время необходимо констатировать,

что в общем объеме научных исследований работ, посвященных проблеме бездомности, крайне мало. Еще меньше масштабных межрегиональных эмпирических исследований в этой сфере. К таковым относятся межрегиональное исследование «Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности» (2006 г.), исследование Светланы Стивенсон «Пересекая черту: бродяжничество, бездомность и социальное вытеснение в России» (2006 г.), исследование Е. Коваленко и Е. Строковой «Бездомность: есть ли выход» (2013 г.).

В центре внимания исследователей находятся следующие аспекты изучения данной проблемы:

- история феномена бездомности в России;

- социальный и правовой статус бездомного в современном обществе;

- социально-психологический портрет бездомного;

- причины бездомности;

- совокупность экономических и социальных факторов и последствий бездомности в обществе;

- особенности субкультуры, которая складывается в среде бездомных;

- отношение общества к проблеме бездомности;

- особенности социальной адаптации и ресоциализации бездомных;

- социальная работа с бездомными.

Исследований, посвященных изучению непосредственно технологий, методов, моделей социальной реабилитации бездомных и оценки их эффективности, крайне мало.

В то же время имеющийся на данный момент социокультурный опыт помощи бездомным достаточно обширен. Это, во-первых, практики социальной поддержки бездомных, которые существовали в предыдущие исторические эпохи как в России, так и за рубежом. Во-вторых, отдельное направление (или направления) исследования представляет собой изучение современных зарубежных моделей помощи бездомным. В-третьих, обширный практический материал представляет российская система социальной работы с бездомными, формирующаяся на современном этапе. В данной статье представлены только некоторые практики социальной помощи бездомным, которые существовали в России

в недавнем историческом прошлом и которые существуют сегодня. При этом описание этих практик будет носить скорее обзорный, чем аналитический характер, так как глубокая объективная оценка тех или иных моделей преодоления бездомности, степени их эффективности требует проведения ряда соответствующих теоретических и эмпирических исследований.

Оглядываясь на историю как российской, так и зарубежной благотворительности и социальной помощи, мы можем наблюдать, что отдельного направления помощи бездомным до XX в. не существовало, как, собственно, не было и самого социального статуса «бездомный», зато были другие статусы - «бродяга», «нищий».

Одной из социальных мер решения проблемы бродяжничества и нищенства в Европе стали работные (рабочие) дома. Как отмечают исследователи, попытки учредить заведения с принудительным трудом предпринимались во Франции еще в начале XVII в. (1612 г.)1. Вместе с тем первый работный дом как учреждение закрытого типа был открыт в Англии в 1697 г. в Бристоле. Немного позднее подобные учреждения стали открываться в Германии, Швейцарии, Бельгии. Это были государственные или частные учреждения закрытого типа, направленные на изоляцию и принуждение к труду нищих и бродяг.

Отличительными особенностями работных домов являлись:

- отсутствие дифференциации подопечных по состоянию психического и физического здоровья, причинам нищенства;

- ограничение подопечных в правах. Помещенные в работные дома были ограничены в свободе передвижения, распоряжения личным имуществом, в отдельных случаях - создания семьи;

- минимизация социально-бытовых услуг. В данных учреждениях были популярны два лозунга: «Тебе будет предоставлен кров, но ты должен знать, что тебе здесь не рады» и «Мы дадим тебе хлеб, но мы хотим, чтобы он был для тебя горьким»2;

- практическое отсутствие медицинской помощи для тех, кто в ней нуждался;

- принудительный, тяжелый и длительный труд. Продолжительность работ доходила от 12 до 16 часов в день, чтобы не оставалось времени на праздность;

- применение физических наказаний за нарушение дисциплины было нормой для работных домов. Например, если во время случайной встречи разлученные родители и дети пытались хотя бы заговорить друг с другом, их ждало наказание. Тех, кто пытался бежать или возмущался, заковывали в кандалы;

- отсутствие психолого-педагогических мер реабилитации. Единственный досуг, который могли себе позволить подопечные, представлял собой участие в еженедельной воскресной церковной службе.

С учетом вышеуказанных особенностей модель социальной помощи бездомным, которую реализовывали работные дома, можно назвать репрессивной, представляющей собой комплекс мер по изоляции бездомных от общества, подавления их физических, социально-психологических, духовных потребностей, использованию карательной функции труда, физического и морального насилия.

С постепенным введением в Европе социального страхования по безработице и развитием института социальной работы к 30-м гг. XX в. необходимость в работных домах постепенно отпала.

В России попытка внедрения системы работных домов была осуществлена при Екатерине II. В 1775 г. ею был издан указ о создании подобных учреждений3. Однако вскоре в них стали помещать не только нищих, но и преступников. И постепенно работные дома были преобразованы в тюрьмы. Так, московский работный дом, созданный при Екатерине II, сначала объединили со смирительным домом для «буйных ленивцев», а в 1879 г. преобразовали в городскую тюрьму, известную как «Матросская тишина». В целом работные дома имели мало успеха и открытые еще в Красноярске и Иркутске просуществовали до 1853 г.

В то же время в нашей стране во второй половине XIX в. сформировался иной тип социального учреждения для нищих и бездомных, получивший название «дома трудолюбия». Деятельность домов трудолюбия, с нашей точки зрения, можно отнести к реабилитационной модели преодоления бездомности. Данная модель направлена на оказание комплексной и дифференцированной помощи бездомным путем организации условий для формирования или восстановления ими способности к самостоятельной жизни путем применения различных видов реабилитации: социально-бытовой (создание условий для удовлетворения потребности в питании, в жилье, в санитарно-гигиеническом уходе), социально-правовой (создание условий для восстановления прав личности), социально-экономической (создание условий для реализации образовательной и трудовой потребностей), социально-психологической, социально-педагогической, духовной.

Как указывают исследователи, первый дом трудолюбия был основан в 1882 г. при Андреевском соборе г. Кронштадта инициативой святого праведного Иоанна Кронштадского4. Это было учреждение открытого типа, основанное на христианских принципах любви и заботы о ближних, комплексно решающее проблемы нищих. Отличительными особенностями домов трудолюбия являются:

- открытый и добровольный характер;

- дифференцированный, комплексный, системный подход к решению проблем нуждающихся;

- разнообразие видов и форм помощи. Так, при доме трудолюбия одновременно создавались условия: для трудоустройства мужчин и женщин; предоставления ночлега и питания; для содержания детей-сирот действовал сиротский приют на 50 человек, для детей работающих матерей работал детский сад с летней загородной дачей; для содержания нетрудоспособных женщин работала богадельня на 22 человека; для малоимущих сдавались квартиры за сниженную плату (совершенно бедные женщины и вдовы с детьми жили в них бесплатно); для всех нуждающихся существовала бесплатная амбулатория, принимавшая в год 2-3 тысячи человек; оказывалась экстренная гуманитарная и финансовая помощь попавшим в трудную жизненную ситуацию (погорельцам, ограбленным путешественникам, крайне нуждающимся);

- наличие социально-педагогической реабилитации. При домах трудолюбия действовали начальная школа на 200 детей, ремесленные мастерские с бесплатным обучением для мальчиков и девочек, воскресная школа для взрослых, бесплатные курсы шитья для женщин, библиотека, книжная лавка.

Эффективность реабилитационной модели помощи нищим и бездомным, реализуемая домами трудолюбия, была очевидна. Подобный опыт стал распространяться и в других городах России. К 1895 г. учреждено 52 дома трудолюбия, а к 1898 г. - 130.

В 1889 г. дом трудолюбия был открыт в Саратове при непосредственном участии святого праведного Иоанна Кронштадского5. Его открытию предшествовало создание общества «Дома трудолюбия». Членский взнос для вступления в это общество составлял всего один рубль, но многие его члены сдавали гораздо большие суммы. Энтузиастам удалось собрать 5,5 тыс. рублей добровольных взносов. К тому же жительница Саратова Елизавета Алексеевна Берлиндер-Родионова предоставила для будущего дома трудолюбия свой дом, находившийся на углу Московской и Камышинской улиц (в настоящее время улица Рахова) сроком на десять лет. Уже в первый год своей работы дом трудолюбия предоставил заработок 1241 человеку, в том числе 110 детям. В дальнейшем число обеспечиваемых работой возросло до четырех тысяч человек в год. Саратовский дом трудолюбия просуществовал до 1917 г. Здание детского отделения сохранилось до наших дней - это жилой дом на углу ул. Московской и ул. Вознесенской. После Революции 1917 г. все дома трудолюбия в Советской России были закрыты «за ненадобностью».

Разумеется, работные дома и дома трудолюбия являются не единственными учреждениями социальной помощи бездомным в рассматриваемый период. Отдельного внимания заслуживает изучение опыта деятельности ночлежных домов,

занимавших важное место в практике помощи бездомным.

На современном этапе реабилитационную модель преодоления бездомности в России, по нашему мнению, реализует Санкт-Петербургская региональная благотворительная общественная организация «Ночлежка». На сегодняшний день это самая крупная и самая опытная общественная организация, оказывающая комплексную помощь бездомным. Свою деятельность организация начала в 1990 г. Основная ее цель - комплексная реабилитация бездомных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или «возвращать людей к обычной жизни»6. Основными направлениями деятельности данной организации являются:

- социально-бытовая реабилитация, направленная на поддержание жизнедеятельности бездомных, а именно: ночлега, питания, одежды и обуви, предметов первой необходимости, организацию условий гигиенического ухода;

- социально-медицинская реабилитация -обеспечение медикаментами, содействие в оказании бездомным медицинской помощи;

- социально-правовая реабилитация - содействие в оформлении необходимых документов и получении бездомными причитающихся им по закону социальных выплат, бесплатная юридическая консультация и представление интересов нуждающихся в суде, оформление в интернаты для престарых и инвалидов, поиск родственников;

- социально-экономическая реабилитация - содействие в поиске работы, получении дополнительного образования;

- социально-психологическая реабилитация - содействие в социально-психологической адаптации бездомных; реабилитация бездомных с алкогольной и наркотической зависимостью;

- информационная деятельность - информирование нуждающихся о видах помощи, которые оказывают бездомным «Ночлежка» и другие организации Санкт-Петербурга;

- просветительская деятельность и работа с общественностью - организация и участие в мероприятиях, направленных на формирование доброжелательного и понимающего отношения общества к бездомным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- работа с волонтерами. Основным субъектом помощи в организации являются волонтеры. Как отмечают сами организаторы проекта, за 27 лет работы «Ночлежки» в ее мероприятиях приняли участие около 1000 волонтеров, многие из которых стали сотрудниками.

Указанные направления деятельности «Ночлежки» реализуются в рамках следующих проектов:

- реабилитационный приют для бездомных на 52 места;

- ночной автобус;

- пункты обогрева;

- «Дом на полдороги» - приют для бездомных с алкогольной и наркотической зависимостью;

- «Культурная прачечная» - бесплатная прачечная для бездомных;

- консультационная служба по юридическим и социальным вопросам;

- справочник бездомного и информационные листовки;

- благотворительные и информационные акции (например, сбор пасхальных куличей для бездомных на Пасху);

- школа волонтеров и участников других инициатив помощи бездомным.

Реабилитационная направленность, комплексный и системный подход к преодолению бездомности, разнообразие видов и форм помощи бездомным, дифференцированный подход к нуждающимся в их трудной жизненной ситуации, характеризующие деятельность «Ночлежки», позволяют отнести ее к реабилитационной модели преодоления бездомности.

Большинство других российских некоммерческих организаций, в том числе религиозных (православных, католических, протестантских), в своей практике преодоления бездомности реализуют экстренную модель. Экстренная модель преодоления бездомности направлена на предоставление бездомным ресурсов для удовлетворения их срочных потребностей - в получении временного жилого помещения, в питании, в срочной медицинской, социальной помощи, психологической, юридической помощи. В качестве основного примера этой модели можно привести деятельность православной службы помощи «Милосердие» - крупнейшей благотворительной организации в России, одним из направлений деятельности которой является помощь бездомным в рамках таких социальных проектов, как Служба помощи бездомным, программа «Возвращение», ресурсный центр по содействию бездомным в трудоустройстве, низкопороговый центр помощи бездомным «Ангар спасения».

Служба помощи бездомным более 10 лет занимается проблемами бездомных. Ежемесячно у службы насчитывается более 250 подопечных7. Основные направления деятельности службы:

- профилактика бездомности на вокзалах, оказание экстренной социальной помощи людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию;

- помощь бездомным в московских больницах, осуществление социального сопровождения бездомных в процессе лечения и в постстационарный период;

- экстренная помощь бездомным на улице.

Одним их проектов службы является благотворительная программа «Возвращение», которая направлена на профилактику бездомности и социальную реабилитацию бездомных. Цель

программы - помочь людям, которые оказались без крова и без поддержки близких, вернуться к нормальной жизни8. За три года работы программы «Возвращение» помощь получили около 4200 человек. Каждый месяц сотрудники Службы помощи бездомным находят место проживания для 135 человек: кому-то помогают вернуться к семье, которую пришлось покинуть в поисках заработка; кому-то соцработники помогают помириться с родней; для кого-то находится место в приюте или реабилитационном центре. Значительная часть расходов по оказанию помощи бездомным связана с приобретением билетов для людей, оказавшихся без крова.

Проект «Ангар спасения» представляет собой низкопороговый центр помощи бездомным9. Это каркасная палатка, предназначенная для ночлега бездомных. При палатке действуют мобильная душевая, пункт социального работника. Социальный работник в палатке оказывает бездомным помощь в восстановлении документов, налаживании связей с родственниками, поиске временного приюта и работы, отправке домой. На территории ангара для бездомных круглосуточно доступен бесплатный телефон-автомат для звонков по России: с его помощью бездомные смогут связаться с родственниками или вести поиски работы. Попасть в ангар может любой человек, оказавшийся в кризисной ситуации без крыши над головой, независимо от наличия документов и места регистрации. Ежедневно «Ангар спасения» принимает до 100 человек.

С февраля 2017 г. стартовал новый проект службы помощи бездомным - ресурсный центр по содействию бездомным в трудоустройстве. За первые полтора месяца работы центра за помощью обратились порядка 50 человек, 10 из которых уже работают, в том числе и в фермерских хозяйствах.

Экстренная модель преодоления бездомности реализуется православными храмами в различных епархиях, прежде всего в рамках таких форм помощи, как:

- организация питания бездомных;

- предоставление бездомным гуманитарной помощи;

- содействие в устройстве бездомных в медицинские учреждения, в центры адаптации для бездомных, в отправке домой.

Например, при домовом храме МГУ во имя святой мученицы Татианы организовано добровольческое движение «Пельмешки на Плешке», основная деятельность которого - выезды для кормления и оказания помощи бездомным на площадь трех вокзалов: Курского, Ленинградского, Ярославского10.

Экстренная модель преодоления бездомности реализуется также в деятельности православной волонтерской службы «Добро», с января 2016 г. действующей при кафедральном Свято-Троицком соборе г. Саратова. Работа службы по

оказанию помощи бездомным ведется в трех направлениях:

- экстренная помощь бездомным, обратившимся в храм. Она включает содействие бездомным в оформлении в саратовские приюты для бездомных, предоставление им теплой одежды, обуви, продуктов питания;

- гуманитарная помощь Саратовскому центру социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, включающему два отделения: отделение ночного пребывания и стационарное отделение для инвалидов. Волонтеры организуют поездки в отделения центра с целями знакомства с подопечными, выяснения их нужд, оказания посильной гуманитарной помощи, духовного окормления подопечных, проведения катехизаторских бесед;

- помощь православному приюту для алкоголе- и наркозависимых лиц без определенного места жительства и занятий при храме Александра Невского села Афанасьевка, действующего при благотворительном фонде «Соломон» (г. Саратов). Взаимодействие волонтеров службы с православным приютом включает: предоставление гуманитарной помощи в течение года, предоставление методической и информационной помощи, содействие в поиске источников финансирования.

Необходимо отметить, что экстренная модель преодоления бездомности присуща большинству светских некоммерческих организаций социальной направленности, действующих в сфере помощи бездомным. Среди таковых можно назвать: Мурманскую региональную благотворительную общественную организацию помощи бездомным «Улица», Воронежскую региональную благотворительную общественную организацию «Рассвет», Владимирский фонд социальной поддержки и адаптации граждан «Дорог каждый», Екатеринбургскую социально ориентированную ассоциацию «Бюро помощи гражданам».

Реабилитационную и экстренную модели преодоления бездомности объединяет реабилитационная направленность деятельности. Отличительными особенностями экстренной модели являются ограниченная функциональность срочными видами социальной помощи, доступность организации, более низкий уровень затратности по сравнению с реабилитационной моделью, низкий уровень пороговости оказания помощи (отсутствие каких-либо ограничений по категориям бездомных). Данные особенности объясняют более широкую степень распространения этой модели по сравнению с реабилитационной.

Еще одна модель преодоления бездомности формируется в рамках российской системы социальной помощи бездомным - приютская модель. Ее характеризует комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи бездомным

в условиях полустационарной и стационарной форм социального обслуживания. В качестве субъектов приютской модели сегодня выступают государственные, некоммерческие, религиозные, коммерческие организации.

К государственным учреждениям социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий (ГОСТ Р 52498-2005), относятся дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Данные учреждения предназначены для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, а также для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи. Подобные государственные учреждения сегодня функционируют в большинстве субъектов РФ. В качестве показательного примера таких учреждений можно привести Государственный центр социальной адаптации «Люблино» для лиц БОМЖ имени Е. П. Глинки11. Основной вид деятельности Центра - комплексное социальное обслуживание бездомных граждан в условиях круглосуточного временного пребывания. Принимаются мужчины и женщины старше 18 лет. В центре действуют:

- приемное отделение, в котором оказывается срочная социальная помощь;

- отделение стационарного пребывания, в котором временно круглосуточно размещаются бездомные граждане с учетом возраста и состояния здоровья;

- отделение социальной помощи, оказывающее юридическую, психологическую, социальную помощь бездомным;

- отделения пеших и мобильных бригад «Социальный патруль», оказывающее первую медицинскую и срочную гуманитарную помощь нуждающимся, выявляющее и доставляющее бездомных в социальные учреждения;

- отделение оказания медицинской помощи.

Общим для всех подобных государственных учреждений является высокий уровень пороговости оказания помощи, они помогают не всем категориям бездомных (имеющие регистрацию, иностранные граждане) и при определенных условиях (нахождение в трезвом состоянии, прохождение медицинского обследования, санитарных процедур). В отличие от государственных центров для бездомных, уровень пороговости оказания помощи некоммерческими, религиозными, коммерческими центрами помощи бездомным снижен. Доступ в эти приюты имеют те категории бездомных, для которых затруднено или невозможно попадание в государственные учреждения. В то же время их деятельность в меньшей степени доступна государственному и общественному контролю, что может порождать

различного рода злоупотребления в отношении к бездомным.

Приюты для бездомных при религиозных организациях имеют свои особенности. На 2016 г. в России действовало 70 православных приютов для бездомных. Точное количество католических и протестантским приютов нам неизвестно. По г. Саратову и Саратовской области примерное соотношение таково: один православный и один католический, более 10 протестантских. Протестантские приюты-центры ориентированы, прежде всего, на алкоголе- и наркозависимых, среди которых встречаются бездомные.

Саратовский православный приют для алкоголе- и наркозависимых и лиц без определенного места жительства действует при храме Александра Невского с. Афанасьевка Воскресенского района Саратовской области12. Он является единственной православной инициативой такого рода в Саратовской митрополии и на территории Саратовской области. Возглавляет данный приют Дмитрий Юрьевич Путин, его организатор и руководитель. Начало деятельности приюта было положено в 2010 г. через организацию кормления бездомных при храме Илии Пророка г. Саратова. В 2011 г. при этом храме была создана православная община помощи алкоголезависи-мым бездомным. В 2014 г. с целью финансовой и социальной поддержки приюта был организован благотворительный фонд «Соломон». В 2016 г. приют перебазировался в с. Афанасьевка Воскресенского района. За пятилетний срок его существования временное убежище получили около 150 человек. На данный момент в приюте проживают 16 мужчин в возрасте от 25 до 64 лет из разных городов России. Жизнь и деятельность подопечных приюта организована в направлении к их воцерковлению. Воцерковление - главное, но не единственное направление деятельности приюта. Положено начало организации медицинской и социальной помощи подопечным. Медицинское шефство над общиной взяли Саратовское общество православных врачей и Саратовское общество милосердия, возглавляемое руководителем отдела по социальному служению и благотворительности Саратовской епархии иереем Сергием Кляевым. Финансирование жизнедеятельности приюта осуществляется за счет, прежде всего, трудовой занятости самих подопечных, а также частных пожертвований на счет благотворительного фонда «Соломон», гуманитарной помощи со стороны частных лиц и православных приходов г. Саратова. Наиболее остро сегодня перед руководством приюта стоят следующие проблемы:

- организация реабилитации подопечных, страдающих алкогольной зависимостью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение трудовой занятости трудоспособных реабилитантов в осенне-зимний период;

- материальное обеспечение.

Отличительной особенностью данного и других приютов, действующих при религиозных организациях, является обязательная религиозная практика подопечных, имеющая свои особенности в зависимости от конфессиональной принадлежности религиозной организации.

Последняя модель преодоления бездомности, о которой необходимо упомянуть и которая имеет место в современной практике помощи бездомным, - эксплуататорская модель. Эксплуататорская модель преодоления бездомности направлена не на решение трудной жизненной ситуации бездомных, а на эксплуатацию этой ситуации в частных или корпоративных целях. Данную модель преодоления бездомности реализуют в свой деятельности неформальные приюты для бездомных, частные или некоммерческие реабилитационные центры или так называемые реабцентры, которые ориентированы на нарко- и алкоголезависимых, мигрантов, в том числе бездомных. Они могут иметь или не иметь формальной регистрации. Располагаются на съемных квартирах, в частных домах и на частных территориях. Отличительной особенностью данного типа приюта для бездомных является изоляция подопечного от общества путем его исключения как из привычного социального окружения, так и из социума вообще. Люди работают за еду и кров, не получая на руки наличных денег. Выход из этого «центра» может быть в разной степени затруднен. Часто подопечные бегут из них, пользуясь некой свободой передвижения во время трудовых работ. Нам представляется, что данная модель является наследницей репрессивной модели преодоления бездомности. Вместе с тем, чтобы давать однозначную научную оценку подобным социальным практикам преодоления бездомности, необходимы исследования, которые позволили бы сделать это объективно. В более подробном и глубоком социологическом исследовании нуждаются и другие рассмотренные нами модели преодоления бездомности.

Примечания

1 См.: Лушникова М. В., ЛушниковА. М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М. : Юстицинформ, 2009. С. 24.

2 Там же. С. 25.

3 См.:ХрапоничеваЕ. В. Дома трудолюбия. История создания в XIX веке работных домов и домов призрения // Московский журнал. 1999. № 9. URL: http://rusk.ru/ st.php?idar=800199 (дата обращения: 04.05.2017).

4 См.: Петроченкова К. Дом трудолюбия св. Иоанна : «Учреждение первых христиан времен апостольских» // Милосердие. Православный портал о благотворительности URL: https://www.miloserdie.ru/article/ dom-trudolyubiya-svioanna-uchrezhdenie-pervyh-hristian-vremen-apostolskih/ (дата обращения: 04.05.2017).

5 См.: Русакова З. Дом трудолюбия // Газета Недели в

Саратове. № 39 (267). 30.10.2013. URL: http://www. gazeta-nedeli.ru/article.php?id=5058 (дата обращения: 04.05.2017).

6 Ночлежка. Старейшая благотворительная организация, помогающая бездомным : [сайт]. URL: https://homeless. ru (дата обращения: 04.05.2017).

7 См.: Служба помощи бездомным // Милосердие. Православный портал о благотворительности. URL: https://wwwmiloserdie.ru/friends/about/sluzhba-pomowi-bezdomnym/ (дата обращения: 04.05.2017).

8 См.: Программа «Возвращение» // Милосердие. Православный портал о благотворительности. URL: https://www.miloserdie.ru/friends/about/programma-vozvrashenie (дата обращения: 04.05.2017).

9 См.: «Ангар спасения» // Милосердие. Православный портал о благотворительности. URL: https://www. miloserdie.ru/friends/about/angar-spasenija/ (дата обращения: 04.05.2017).

10 См.: Пельмешки для бездомных // Милосердие. Православный портал о благотворительности. URL: https:// www.miloserdie.ru/article/pelmeshki-dlya-bezdomnyh/ (дата обращения: 04.05.2017).

11 См.: Центр социальной адаптации имени Е. П. Глинки для лиц без определенного места жительства и занятий : [сайт]. URL: http://цсалюблино.рф (дата обращения: 04.05.2017).

12 См.: Соломон. Благотворительный фонд : [сайт]. URL: http://fond-solomon.ru (дата обращения: 04.05.2017).

Образец для цитирования:

УфимцеваЕ. И. Социальные модели преодоления бездомности: российская практика // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 291-297. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-3-291-297.

Cite this article as:

Ufimceva E. I. Social Model of Overcoming Homelessness: the Russian Practice. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Pomology, 2017, vol. 17, iss. 3, рр. 291-297 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-3-291-297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.