Татьяна АНИСИМОВА
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
В статье освещены вопросы и проблемы социальной адаптации студентов в вузе; трудности и факторы, негативно влияющие на социальную адаптацию студенческой молодежи. Намечаются пути решения проблемы скорейшей адаптации путем управления ею.
The article highlights issues and problems of social adaptation of university students. The difficulties and factors negatively affecting on student’s social adaptation are revealed. Ways of effective adaptation using its management are marked.
Ключевые слова:
социальная адаптация, управление, объект управления, студенты; social adaptation, management, management object, students.
АНИСИМОВА Татьяна Германовна — к.псих.н., доцент МГГУ им. М.А. Шолохова lakmus1991@gmail.
Непосредственно социологический подход к изучению социальной адаптации был заложен Э. Дюркгеймом, который подразумевал под социальной адаптацией внутреннее соответствие индивида существующим в обществе моральным нормам. Социальная адаптация рассматривалась как процесс, который испытывает на себе постоянный социальный контроль, установленный над соответствием поведения отдельного человека существующим в данном обществе социальным нормам. Адаптант представлялся как пассивный объект, воспринимающий влияние внешней среды и подстраивающий под ее требования свое поведение, что исключало влияние самого индивида на общественную систему.
В контексте деятельностного понимания говорят об адаптации как о действительно динамичном социальном процессе, а взаимоотношения адаптанта и среды классифицируют как диалектические. Адаптивная деятельность — это двусторонний процесс. Влияя на социальную среду, система, адаптируясь, трансформирует и саму себя посредством механизмов опережающего отражения, которые позволяют создавать и совершенствовать программы адаптивной преобразовательной деятельности1.
Говоря о процессе адаптации студентов в вузе, имеют в виду, что он (процесс) включает ряд основных составляющих: социальную, психологическую и деятельностную2.
Социальная адаптация студентов в вузе отражает изменение социальной роли обучаемого, круга и содержания его общения, корректировку потребностей и системы ценностей, необходимость более гибкой регуляции своего поведения, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе учебной группы, усвоение норм и традиций, сложившихся в вузе, а также отвечающих характеру избранной профессии.
Именно в период студенчества происходит наиболее активное нравственное, психологическое и социальное становление человека, формирование смысложизненных ориентаций, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, способствующих либо, наоборот, препятствующих полноценному социальному функционированию.
1 Бутакова Д.А. Активные стратегии социальной адаптации студенческой молодежи современного российского общества : автореф. дис. ... к.соц.н. — Иркутск, 2009.
2 Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991.
com
Исследователи различают три формы адаптации студентов к условиям вуза: формальную адаптацию, заключающуюся в познавательно-информационном приспособлении студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям; общественную адаптацию, т.е. процесс внутренней интеграции групп студентов и объединение этих же групп со студенческим окружением в целом; дидактическую адаптацию, касающуюся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе1. И от того, как вчерашний школьник пройдет все этапы адаптации в вузе, будет во многом зависеть качество его учебы.
Как показывают исследования, в процессе адаптации к вузу студенты обычно сталкиваются со следующими трудностями: неопределенностью мотивации выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой к ней; отрицательными переживаниями, связанными с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неумением осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое привычкой к повседневному контролю педагогов; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, с отсутствием навыков самостоятельной работы, неумением конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями. Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе2.
Перечислим ряд субъективных факторов, негативно влияющих на процесс адаптации и лежащих в основе типичных затруднений, испытываемых студентами начальных курсов в период обучения3.
1 Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
2 Анисимова Т.Г. Компаративный анализ факторов социально-психологической адаптации студенчества 2000-х и 2010-х годов. — М., 2012.
3 Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности
организации учебно-воспитательного процесса с
первокурсниками. — М., 1991.
1. Недостаточный уровень фактической подготовленности по программе средней школы, пренебрежение многими знаниями из курсов школьных дисциплин вследствие неразвитости трудолюбия и любознательности, дефицита личной ответственности и учебной активности, невысокого уровня духовного и интеллектуального потенциалов.
2. Слабо выраженные навыки учебной работы, недостаточно развитое словеснологическое (отвлеченное) мышление, неразвитость концентрации и распределения внимания, незнание эффективных мнемонических приемов, слабость волевой регуляции.
3. Привычная для условий средней школы пассивная роль, несамостоятельность в овладении избранной специальностью.
4. Невысокий уровень культуры, нравственной и трудовой воспитанности, проявляющийся на фоне ограниченного жизненного опыта и социальной зрелости; мировоззренческая и социальная инфантильность.
5. Недостаточная выраженность установки на приобретение профессии, случайность сделанного профессионального и жизненного выбора.
6. Неуверенность в собственных силах, сомнение в возможности успешного обучения в вузе как результат осознания студентами описанных выше факторов4.
В процессе социальной адаптации студентом вырабатываются определенные способы социального функционирования, которые можно классифицировать следующим образом5:
1) просоциальность — адаптированность в социальной среде, благоприятные взаимоотношения с окружающими, позитивное, конструктивное и полезное для общества поведение, проявление социальной активности, ориентация на абсолютные социальные ценности и их реализацию в деятельности и общении;
2) конформность — условная адаптиро-ванность в социальной среде, мимикрия, скрытое неприятие социального окруже-
4 Яницкнй М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики : учебное пособие. — Кемерово: КемГУ, 1999.
5 Цикалюк Е.В. Формирование социального здоровья студенческой молодежи в условиях организационной культуры вуза : автореф. дис. . к.соц.н. — Чита, 2012.
ния, внешнее согласие с общепринятыми нормами и ценностями, изменение поведения или убеждений вследствие реального или воображаемого давления группы, приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка и господствующих мнений;
3) инертность — частичная адаптирован-ность в социальной среде, неустойчивая некритично принятая система ценностей, безответственность, (допускается нарушение социальных и правовых норм по корыстным мотивам либо в силу осознания безнаказанности), социальная пассивность, попустительство, толерантность ко всему, что не касается лично;
4) асоциальность — слабая адаптирован-ность в социальной среде, склонность к дезадаптации, отклоняющееся от требований социальных норм поведение, стремление противоречить мнению большинства и поступать противоположным образом, индивидуализм, приоритет личных целей и ценностей, активность направлена на удовлетворение личностно значимого интереса;
5) антисоциальность — дезадаптирован-ность, выпадение из коммуникативных сетей общества, множественное систематическое нарушение правовых и социальных норм, проявление враждебности и негативных чувств по отношению к окружающим, ориентация на антисоциальные ценности, активность направлена против общества.
Очевидно, что проблема социальной адаптации молодежи в вузе является многоаспектной, т.е. ее необходимо рассматривать как результат социальнопсихологической, социально-экономической и профессиональной адаптации. Социально-психологическую адаптацию личности в вузе необходимо рассматривать как состояние психологической вовлеченности в учебу, сопровождающееся реализацией личностных возможностей в конкретных условиях коллективного обучения и благоприятного эмоционального самочувствия. Социально-психологическая адаптация предполагает сближение целей и ценностных ориентаций вузовской системы образования и входящих в нее молодых людей, усвоение ими норм, традиций, вхождение в ролевую структуру группы. Социальноэкономическая адаптация рассматривается как умение студентов находить пути
решения своих экономических проблем, а под профессиональной адаптацией молодежи понимается ее готовность к предстоящему труду и преодолению возможных проблем1.
Система управления адаптацией студентов в вузовской среде, как и другие системы управления, имеет объект и субъект. Субъектом управления являются администрация вуза, центр по воспитательной работе совместно с кураторами учебных групп, преподавателями, студенческими общественными организациями. Объектами управления являются, с одной стороны, затрачиваемые ресурсы (обеспечение внешних условий для успешного адаптационного процесса), с другой — получаемые при этом результаты (повышение успеваемости, улучшение климата в учебных группах и т.д.).
Эффективное управление способно обеспечить не только реализацию адаптивной потребности личности студента на разных этапах обучения, но и способствовать улучшению социальнопсихологического самочувствия молодых людей, снижению негативных потенций молодого поколения2.
Управление социальной адаптацией имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально-значимых целей в конкретных условиях функционирования и развития социально-педагогических систем3. В связи с этим целесообразно в сфере управления социальной адаптацией студенческой молодежи опираться на понимание сущности управления как системы согласованных действий по реализации комплекса методов воздействия на личность, группу или коллектив, позволяющих преобразовать социально-педагогическую ситуацию. Управление социальной адапта-
1 Гудова Т.Г., Шуметов В.Г. Методические вопросы оценки факторов социально-психологической адаптации студенческой молодежи // Вестник НИИРПО. Сер. Экономика и управление, вып. 2(4). — М. : ИИЦ ННИРПО, 2009, с. 187— 196.
2 Афонина Т. Н., Иваненко Т.А., Уварова В.И., Шуметов В.Г. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России (по материалам социологического исследования) / под ред. В.И. Уваровой. — Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2001.
3 Абрамова А.В. Управление социальнопедагогической адаптацией женщин группы социального риска : автореф. дис. . к.пед.н. — Челябинск, 2011.
цией обеспечивает сохранение ее определенной структуры, способствует поддержанию режима деятельности, реализации программы и цели деятельности, а также способствует развитию тех качеств студентов, которые позволяют им оптимально ориентироваться в окружающей действительности, активно решать возникающие проблемные ситуации.
Очевидно, что в качестве доминирующей специфической среды, осуществляющей основные управляющие воздействя на социальную адаптацию студенческой молодежи, необходимо рассматривать высшее учебное заведение и, в частности, его организационную культуру.
Организационная культура вуза есть система определенных ценностей, убеждений, обычаев и традиций, разделяемых сотрудниками и студентами вуза, выраженных в нормах, образцах, стандартах и стереотипах деятельности и мышления, которые наследуются ими в форме поведения и отношений, а также взаимных ожиданий руководителей, сотрудников и студентов вуза. Специфическими особенностями организационной культуры вуза являются1:
— особая цель и смысл существования вуза как организации, которые заклю-
1 Цикалюк Е.В. Указ. соч. — Чита, 2012.
чаются главным образом в укреплении интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала общества;
— особая система управления, т.к. вуз является сложной учебной, воспитательной, научной, социальной и хозяйственной структурой;
— специфическая социальная структура, т.к. в нее входит не только коллектив сотрудников, но и ежегодно обновляющийся состав студентов.
Именно организационная культура посредством объединения интересов студентов и персонала вуза всех уровней за счет формирования ощущения принадлежности, идентичности, вовлеченности в дела вуза и приверженности ему способствует успешному прохождению студентами всех стадий социальной адаптации. Она позволяет каждому студенту лучше осознать цели деятельности вуза, сформировать позитивное отношение к вузу, в котором они учатся, ощутить себя частью единой системы и определить ответственность перед ней.
Таким образом, социальная адаптация в вузовской среде, индивидуализация личности студента, интеграция в вузовскую среду являются важнейшими факторами социального функционирования студенческой молодежи в вузе.