Научная статья на тему 'Социальная адаптация выпускников вузов культуры и искусств'

Социальная адаптация выпускников вузов культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
287
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / ВУЗ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / HIGH SCHOOLS OF CULTURE AND ARTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Северова Людмила Александровна

В статье рассматривается сущность концепции социальной адаптации выпускников вузов культуры и искусств и анализируются характерные социальные и психологические факторы, влияющие на адаптацию молодых специалистов на будущем месте работы, с точки зрения работодателей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article is considered the pedagogical essence of concept social adaptation reveals and the analysis of features of preparation of graduates of high schools of culture and arts to real professional work. The social and psychological factors the resisting normal social adaptation of young experts are revealed.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация выпускников вузов культуры и искусств»

.....

I I I ■ M I I I I

224 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь ^

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Л. А. Северова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается сущность концепции социальной адаптации выпускников вузов культуры и искусств и анализируются характерные социальные и психологические факторы, влияющие на адаптацию молодых специалистов на будущем месте работы, с точки зрения работодателей.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, профессиональное обучение, вуз культуры и искусств.

In article is considered the pedagogical essence of concept social adaptation reveals and the analysis of features of preparation of graduates of high schools of culture and arts to real professional work. The social and psychological factors the resisting normal social adaptation of young experts are revealed.

Key words: adaptation, social adaptation, vocational training, high schools of culture and arts.

Термин «адаптация» был впервые введён в научную лексику немецким физиологом Г. Аубертом в 1865 году для характеристики явления «приспособления» чувствительных органов (зрения, слуха) к воздействию соответствующих раздражителей. Социальная адаптация - это приспособление личности к определённым видам деятельности, которые происходят в социуме, иными словами, «усвоение личностью социального опыта в целом, той среды (микросреды), к которой он принадлежит» (1).

Близка к этому определению формулировка Д.В. Ольшанского, по которой социальная адаптация - это «вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участников» (3).

Более подробно определение «социальной адаптации» трактует А.Г. Мороз: «Социальная адаптация - это многофакторный и многомерный процесс вхождения личности

в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды» (2). Из неё следует, что данный вид адаптации а) сложный; б) многомерный; в) педагогически корректируемый; г) двусторонний процесс -«личность - среда».

Из вышесказанного следует, что в рамках определения социальной адаптации наблюдается общность ключевых понятий: «приобщение» и «усвоение» (Г.П. Медведев), «вхождение» (А.Г. Мороз); «взаимодействие и согласованность» (Д.В. Ольшанский) человека в ту или иную социальную среду. Применительно к выпускникам вуза культуры и искусств по специальности «Социально-культурная деятельность» их социальная среда - это творческие коллективы, учреждения социально-культурной сферы, где они собираются начать свою трудовую деятельность.

Изучение трудов ряда ученых (Ю.А. Березина, А.В. Запорожца, И.А. Милославовой,

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 224-226

.....

I I I ■ М I I I

Образование в сфере культуры 225

В.А. Полякова, И.Д. Чечель и др.) позволяет сделать вывод о том, что процесс социально-психологической адаптации выпускника факультета социально-культурной деятельности к рынку труда будет проходить успешнее, если студенты будут иметь возможность в стенах высшего образовательного учреждения не только получать профессиональные знания, но с помощью педагогов познавать себя и обучаться активному поведению на рынке труда, мобилизуя при этом свои внутренние ресурсы. Адаптация, мотивированная ценностными ориентациями, носит активный характер и направлена на устранение недостаточной ориентированности человека. Социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к требованиям общества, установление соответствия определенным социальным нормам и требованиям посредством запретов со стороны окружающих на определенное поведение. Процесс адаптации - это первая фаза социализации, которая проходит через налаживание взаимоотношений с окружающими, при этом задействованы когнитивный, эмоциональный, волевой уровни личности.

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации выпускников чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную

терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, то есть признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, то есть полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от той стадии, какую в своем развитии общество переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов, адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

Жизненные позиции как совокупность оценок, мнений, ценностных установок могут рассматриваться в качестве результата социокультурной адаптации выпускников вузов культуры и искусства. Противоречивость, неоднородность преобразований, происходящих в современной России, отражаются на содержании жизненных позиций выпускников социально-культурной сферы. Согласно результатам социологических исследований, это, прежде всего, проявляется в сосуществовании противоположных оценок, установок, ценностей, в частности: коллективизм и индивидуализм, альтруизм и эгоизм, стремление к взаимопомощи и ориентация на прибыль, пассивность и предприимчивость.

В условиях рыночной экономики на первое место выдвигается качество подготовки выпускников социально-культурной деятельности, формирование саморазвивающихся творчески мыслящих людей, имеющих высокий культурный уровень, способных к совершенствованию и обновлению своих трудовых умений и навыков, поиску неординарных креативных решений.

Выпускники социально-культурной сферы отличаются открытостью, подвижностью,

11_ТабадТаа1ёа.р65 225 1 21.06.2011, 13:29

.....

I I I ■ М I I I

226 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

свободой творческого самовыражения, возможностью быстрого реагирования на изменения, происходящие в обществе, неформальным личным общением участников, индивидуальным подходом, сосредоточением интереса как на процессе, так и на результате, возможностью синтетических форм (слияние художественного творчества, просветительства, самообразования, самостоятельного научного поиска, волонтерской деятельности). Все это и определяет высокий потенциал для социальной адаптации личности. В социокультурной сфере инновационные программы, новые проекты и идеи, новое дело движет не организация как таковая, не отлаженные механизмы ее функционирования. Это может сделать только человек - организатор, творец, новатор, энтузиаст. Поэтому первостепенной задачей является диагностика и определение наличия профессиональных качеств у выпускников социально-культурной сферы, а также творческого потенциала, которые выпускник может развивать у себя в дальнейшем. В этом ему поможет обучение по профессии, работа над собой, желание и стремление стать профессионалом в интереснейшей и увлекательнейшей социально-культурной деятельности.

Стереотипизированные фрагменты сознания (возрастные, половые, статусные стереотипы, непоколебимые идеи, принципы, привычки и т.д.) существенно ограничивают поле, где можно применить творческий подход. Заниженная самооценка, отсутствие доверия к самому себе также становятся препятствиями на пути к свободному проявлению творческого начала в человеке.

Именно наличие многочисленных барьеров подобного рода мешает проявить выпускникам свой творческий потенциал. Поэтому Примечания

1. Медведев, Г. П. Адаптация - важная проблема высшей школы / Г.П. Медведев, Б.Г. рубин, Ю.С. Колесников // Советская педагогика. - 1969. - № 3. - С. 64-71.

2. Мороз, А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.Г. Морозо. - Киев: КТУ, 1983. - 50 с.

3. Ольшанский, Д. В. Адаптация / Д.И. Ольшанский // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.

систематическая, направленная на достижение определенных педагогических целей социально-культурная деятельность, выбор форм и содержания которой соответствует уровням социальной адаптированности выпускников, позволит наиболее успешно осуществить профессиональное и ценностное самоопределение, раскрыть творческий потенциал выпускников, сформировать потребность в социально значимой деятельности.

По мнению работодателей, существенными проблемами в адаптации молодых специалистов социально-культурной деятельности являются: пробелы в теоретической подготовке, неумение применять знания на практике, неспособность к самостоятельной работе, отсутствие реального представления о своих возможностях.

В свою очередь, молодые специалисты испытывают ряд психологических проблем: неуверенность в собственных силах, страх перед новой деятельностью, сложности в общении в коллективе. Все эти факторы подчеркивают необходимость социально-психологической адаптации и информационной поддержки выпускников вузов. Работодателям рекомендуется способствовать раскрытию творческих способностей выпускников, воплощению их идей, привлечению их к организации массовых мероприятий; посещению дополнительных учебных курсов; вовлечению в волонтерские проекты. Ожидаемым результатом является самостоятельность, ответственность, профессионализм, карьерный рост, овладение дополнительными компетенциями, развитие способности к лидерству, творчеству, саморазвитию, рефлексии, усвоение этических норм выпускников социально-культурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.