СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 303.4 - 057.875
ДИНАМИКА ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
DYNAMICS FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENT COMMUNITY (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH)
Т.Н. Афонина, И.В. Гайдамакина T.N. Afonina, I.V. Gaydamakina
Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, 302028, г. Орел, б-р Победы, 5А Orel branch Russian Academy of National Economy and Public Administration under the auspices of the President of Russian Federation 5А Pobedy Boulevard, Orel, 302028, Russai
E-mail: akademmz@yandex.ru; gaydamakina@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблем социальной адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Представлены результаты социологических исследований адаптационных процессов в студенческой среде вузов Центрального региона России, рассматривается специфика адаптационных механизмов и динамика факторных оценок за период 2000-2015 гг.
Resume. The article is devoted to the problems of social adaptation of students to training conditions in high school. It deals with the results of sociological studies of adaptation processes among students of high schools of the Central region of Russia, the article touches upon the specifics of adaptive mechanisms and dynamics factor estimated for the period of 2000-2015.
Ключевые слова: социологическое исследование, социальная адаптация, обучение, высшее учебное заведение, студенты.
Keywords: sociological study, social adaptation, training, higher education, students.
Одной из актуальных задач современного подхода к организации образовательного процесса в высшей школе является формирование комфортных условий для наиболее полного раскрытия личностного потенциала и профессиональной идентификации молодых людей, оказавшихся в новой среде высшего учебного заведения.
В настоящее время, во многом характеризующееся кризисными явлениями в экономической обстановке, нестабильностью межличностных отношений, латентными изменениями в оценке жизненных целей новых поколений, вузовское образование осуществляется на фоне высокой неопределенности жизненных перспектив молодых людей. Вуз лишь временно предоставляет возможность освоения новых ролевых позиций в межличностных отношениях и пролонгирует формальную защиту от необходимости вступления в конкурентные отношения на рынке труда. Успешная адаптация студентов в новой для них среде во многом определяет результативность обучения, удовлетворенность профессиональным выбором, перспективами личностного роста, а, в конечном счете, и эффективность функционирования системы высшего профессионального образования [Редько Л.Л., Лобейко Ю.А., 2008; Росляков А. Е., 2003].
Проблема социальной адаптации молодежи особенно актуальна на современном этапе развития высшей школы, так как кардинальное реформирование российского образования породило свои особенности вхождение молодых людей в вузовскую систему обучения. Во-первых, высокий уровень миграции населения, в результате которой в российских вузах получают образование представители разных национальностей, для которых русский язык не является родным, что существенно осложняет общение, как с сокурсниками, так и с преподавателями. Во-вторых, введение ЕГЭ упростило процесс поступления в удаленные от дома вузы, что привело к резкому увеличению иногородних студентов, которым не только приходиться решать сложные учебные задачи, но и одновременно сталкиваться с непростыми проблемами жизнеобеспечения, связанными с проживанием в студенческом общежитии или на съемной квартире. Третьей причиной сложностей адаптации настоящего времени можно назвать демографический кризис,
Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36
который привел к значительному уменьшению числа абитуриентов, что не могло не сказаться на качественных характеристиках студенческих потоков. Сегодня в вузы принимают молодых людей, которые еще в школе испытывали трудности при обучении, сложные вузовские программы только усугубляют ситуацию [Бабинцев, Ушамирская, Макеева, 2008; Петров, Ракачев, Ракачева, Ващенко, 2009; Воловская, Плюснина, Русина, 2015].
Процесс социально-психологического вхождения молодых людей в вузовскую среду исследуется достаточно часто и довольно широко. Различные адаптационные проблемы студенчества изучали: Грибов В.Н., Дикая Л.Г., Зимичева А.М., Казакова О.Н., Каткова Т.И., Кузина Г.П., Литвак Р.А., Мудрик А.В., Рунова С.А., Семенов В.Д., Соловьева В.Н., Стафеева Ю.В., Степанова О.В., Яницкий М.С. и др. В имеющихся научно-исследовательских работах анализируются источники психолого-педагогических особенностей, определяющие трудности овладения студентами специфическими учебными приемами, а также, факторы, обеспечивающие эффективную социально-психологическую приспособляемость студентов к новой для них ситуации развития.
Большинство проводившихся исследований приспособляемости студентов к вузовским условиям, как правило, относятся к одному моменту времени и не рассматриваются в динамике. На наш взгляд, интересно выявить какие именно изменения произошли в адаптации студентов к организации учебного процесса, требованиям преподавателей, учебной нагрузке, социальному окружению, новым бытовым условиям за последние пятнадцать лет, а также раскрыть особенности протекания процесса адаптации сегодняшних студентов. Именно поэтому, многоэтапное исследование проблем социально-психологической и профессиональной адаптации студентов вузов Центрального региона России является особенно актуальным.
Исследование было начато в 2000 году в рамках проекта лаборатории социальных технологий Орловского государственного технического университета (грант РГНФ, рук. В.И. Уварова). Второй этап осуществлялся на базе кафедры математики и математических методов в управлении Орловской региональной академии государственной службы в 2010 году (рук. Т.Г. Гудова, В.Г. Шуметов). Третий этап датирован 2015 годом и проходил на кафедре прикладной информатики и математики в Орловском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (рук. Т.Н. Афонина). Целью данной статьи является ретроспективный анализ особенностей процесса адаптации студентов к условиям вуза в 20002015-х годах.
Объем выборочной совокупности составил 733 респондента в 2000 году, 858 респондентов в 2010 году и 552 респондента в 2015 году, что определяет ошибку выборки не более 4%.
Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
1) формальная адаптация, заключающаяся в познавательно-информационном приспособлении студентов к новому окружению, вузовской структуре, программам обучения, ее дисциплинарным требованиям;
2) общественная адаптация, т.е. процесс интеграции групп студентов-первокурсников и объединение этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация, основанная на использовании школьных навыков учебной работы и ее трансформация, ориентированная на новые формы и методы учебной работы в высшей школе [Росляков, 2003, с. 5].
Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на протекание и результативность всего вузовского обучения, является мотивация выбора специальности обучения. Как показало проведенное социологическое исследование, большинство студентов руководствуются при выборе специальности не одним, а сразу несколькими факторами. Наличие интереса к специальности, ее соответствие способностям и увлечениям молодого человека, выступают в качестве базовых мотивов успешного обучения. Существенными причинами выбора специальности обучения является престижность высшего образования как такового, рейтинг выбранного вуза, перспективы найти работу после завершения обучения, и советы родственников, знакомых и т.д. В процессе обучения осознание важности указанных факторов также помогает человеку в преодолении учебных и психологических проблем. Слабо адаптируются (а зачастую и не могут адаптироваться) студенты, которые руководствуются такими внешними мотивами, как предполагаемая легкость поступления и обучения, нежелание идти в армию, стремление продлить беззаботный период жизни, желание родителей и др. [Анисимова, 2013; Гудова, Шуметов, 2009].
Результаты анализа данных проведенных социологических исследований показали, что для большей части студентов на первом месте по степени влияния на выбор направления обучения стабильно находится мотив соответствия выбираемой специальности собственным познавательным интересам. Указанный мотив решающим в 2000 году назвали 28.7% опрошенных, в 2010 году - 26.7% и в 2015 году - 27.1% (таблица 1).
Таблица 1 Table 1
Мотивы поступления в вуз (% ответивших) Motives of enrollment in high school (respondents, %)
Мотив Год
2000 2010 2015
Интерес к специальности 28.7 26.7 27.1
Престижность специальности 12.7 18.9 21.9
Возможность последующего трудоустройства 12.4 18.9 28.8
Совет родителей 15-3 14.9 14.1
Отсрочка от службы в армии 5-0 12.7 6.0
Предполагаемая легкость поступления 7.6 10.1 11.6
Невозможность поступления на желаемую специальность 15-1 8.3 7.6
Советы друзей, знакомых 2.0 4.9 3.8
Выбор в качестве ведущих мотивов «престижности специальности» и «возможности последующего трудоустройства» (по 18.9% опрошенных в 2010 г. и 21.9% и 28.85% соответственно в 2015 г.), на наш взгляд, является тенденцией сегодняшнего времени и свидетельствует о большей обдуманности выбора и оценке профессиональных перспектив. И если оценка роли престижности выбираемого образования все же достаточно стабильна (с ростом в 3%), то более чем двукратное увеличение оценки перспектив последующей профессиональной реализации, является фактором, указывающим на осознание молодыми людьми важности овладения востребованными, перспективными специальностями. Об этом же, на наш взгляд, свидетельствует также двукратное сокращение доли лиц, оказавшихся в вузах по банальной причине - невозможности поступления на желаемую специальность (15.1% в 2000 году против 7.6% в 2015 году).
Хотя мотивы, относящиеся к влиянию мнения ближайшего окружения на выбор будущей профессии, зачастую относят к причинам пассивного выбора, достаточно высокая весовая оценка значимости родительского мнения на протяжении анализируемого периода (на уровне 14-15%) также свидетельствует об ответственном желании молодежи учесть советы опытных родственников.
Специфически мужской мотив поступления в вуз, связанный с получением отсрочки от службы в армии, как важнейший в 2000 г. отмечался у 5% опрошенных, в 2010 г. он стал значимым для 12.7% абитуриентов мужского пола. Интересным является факт, что в 2015 году этот показатель вновь снизился практически до уровня 2000 года и составил 6%. Положительная динамика последних пяти лет, скорее всего, связана с уменьшением срока службы в армии и серьезной работой на государственном уровне по повышению престижа вооруженных сил, ростом патриотических настроений в молодежной среде.
В процессе учебы студентам нередко приходится сталкиваться с разнообразными проблемами и трудностями. Как показывают исследования [Афонина, Иваненко, Уварова, Шуметов, 2001; Дикая, 2007], в процессе адаптации к вузу первокурсники обычно сталкиваются со следующими основными трудностями:
- психоэмоциональный дискомфорт, связанный с разрывом стабильных школьных взаимоотношений;
- недостаточная психологическая подготовка к условиям профессионального обучения, определяющего высокий уровень личной ответственности за результаты подготовки, нерациональная организация собственной учебной деятельности и самоконтроля без постоянного педагогического надзора;
- отсутствие навыков самостоятельной работы (в том числе, неумение работать с первоисточниками, справочниками и т.п.), использования рациональных приемов организации умственной работы;
- коммуникационные проблемы на уровне «взрослый-взрослый» в отношениях с преподавателями и сотрудниками администрации;
- физиологические проблемы смены режима в новых условиях (обучения или проживания), налаживание быта и самообслуживания при переходе к новым условиям проживания в общежитии или на съемной квартире и т.п.
Часть отмеченных проблем объективно неизбежны, переживаются многими молодыми людьми, другие носят субъективный характер, определяемый личностными особенностями человека, спецификой воспитания в семье и школе, дефектами школьной подготовки.
За последние пятнадцать лет произошли существенные изменения в структуре проблем и трудностей, с которыми сталкиваются студенты, получающие профессиональную подготовку в высшем учебном заведении.
В 2000 году самым большим препятствием для успешного овладения учебным материалом, с которой постоянно встречались 39.8% респондентов, являлся «недостаток учебной литературы». На втором месте по частоте упоминаний находилось субъективное «нежелание регулярно заниматься в течение семестра». Постоянство данной проблемы отмечал каждый четвертый студент, а периодически нежелание регулярно заниматься ощущали 59.1% опрошенных. Каждому пятому
Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36
студенту постоянно не хватало времени для подготовки к занятиям; такая же доля респондентов считала, что у них нет стимула для повышения своей успеваемости. Другие трудности, с которыми приходилось сталкиваться студентам в процессе учебы в 2000 году, не носили столь массового и регулярного характера. К ним относились: недостаточная подготовка, полученная в школе, из-за которой постоянно страдали 11.2% (и иногда еще 47.3%) опрошенных; слишком большая учебная нагрузка (соответственно 10.9% и 79.7%); сложность изучаемых дисциплин (7.6% и 76.0%).
Десятилетие спустя самой большой проблемой, отмеченной 27.3% респондентов, являлась «слишком большая учебная нагрузка». Второе место в списке проблем в 2010 году занимала «необходимость совмещать учебу в вузе с работой», четверть опрошенных сталкивались с этой сложностью студенческой жизни, что в три раза превышало долю студентов, указавших на данные затруднения 10 годами ранее. Каждый пятый студент ощущал нехватку времени для подготовки к занятиям и нежелание регулярно заниматься в течение семестра (21.7% и 21.8% соответственно).
По мнению первокурсников 2015 года «слишком большая учебная нагрузка» и «сложность изучаемых дисциплин» примерно в одинаковой степени затрудняют процесс обучения в вузе (89.8% и 88.6% соответственно). «Недостаток времени для подготовки к занятиям» и «нежелание регулярно заниматься в течение семестра» - вторая и третья причины проблем возникающих в процессе обучения (68.9% и 66.2% соответственно). Существенно превышает показатели предыдущих лет также низкая оценка школьной подготовки (60.7%).
«Необходимость совмещения учебы и работы» в 2015 году стала актуальной для 32.6% респондентов, что определяет рост показателя за 15 лет более чем в два раза. Для кого-то - это единственная возможность выживания в наше непростое время, для кого-то - желание получить как можно больше опыта и поскорей стать востребованным на рынке труда. Трудно сказать является ли данный факт недостатком или его можно отнести к позитивным изменениям сегодняшнего дня. С одной стороны, любая подработка воспитывает дисциплинированность, умение рассчитывать собственное время и силы, да и при трудоустройстве опыт работы даже не по профилю является плюсом для работодателя. С другой стороны, для процесса адаптации это скорее негативный фактор, ведь у работающего студента меньше времени для усвоения учебного материала, для общения с сокурсниками, для участия в общественной жизни в вузе.
Система обучения в вузе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательного отношения к учебе, ведь формально в ней отсутствует жесткая система ежедневного контроля со стороны преподавателя. Часть студентов, преодолев этап сдачи выпускного ЕГЭ и зачисления в вуз, оказывается неподготовленной к учебной работе в изменившихся условиях вузовской среды. В 2000 году 39.8% опрошенных указали на то, что им полностью удается планировать свое время, и лишь четверть современных студентов (25.9%) оптимально распределяют время своих занятий. Во многом умение, правильно распоряжаться своим временем, связано с общей успеваемостью студентов. Среди «отличников» только 4.8% опрошенных испытывают трудности в планировании своего времени, тогда как среди «троечников» их доля возрастает в пять раз (26.8%).
Как отмечалось выше, сложность адаптации определяется не только спецификой учебного процесса вуза, но и во многом проблемами установления межличностных контактов среди первокурсников, а также с преподавателями и администрацией вуза. Социальная составляющая процесса адаптации отражает изменение социальной роли, привыкание к статусу студента, необходимость более гибкой регуляции своего поведения [Редько, Лобейко, 2008, с. 124]. В новой среде изменяется круг общения, по-новому происходит ролевое распределение, студенту приходится самостоятельно «отстаивать» свое положение, самоутверждаться в новом коллективе. Ведь, адаптация - это и процесс вхождения новичка в студенческий коллектив, и активное, комфортное функционирование в нем.
Основными показателями социальной адаптации являются удовлетворенность студенческим коллективом и сложившимися в нем отношениями, взаимоотношениями с преподавателями и сотрудниками администрации, проявление студентами социальной активности в общественной жизни вуза.
Как показало проведенное исследование, самой редкой трудностью, с которой приходится сталкиваться студентам в процессе обучения в вузе, являются «сложные отношения с сокурсниками». Постоянно данная проблема присутствует в жизни лишь 2-3% студентов, иногда она затрагивает еще около 12-15%. Данная тенденция характерна как для 2000, 2010 так и для 2015 года. Сложности во взаимоотношениях с сокурсниками более распространены в женской среде, но это периодически возникающие конфликты. Что касается постоянных конфликтов, то на них чаще указывают юноши.
Согласно результатам исследования, студенты-современники дают более высокую оценку сложившимся взаимоотношениям с однокурсниками и преподавателями, чем их предшественники. Так, 61.7% опрошенных 2015 году студентов полностью удовлетворены отношениями с одногрупп-никами, 47.4% довольны тем, как складываются взаимоотношения с преподавателями (таблица 2).
Таблица 2 Table 2
Удовлетворенность отношениями в группе и с преподавателями
(% ответивших) Satisfaction with relationships in the group and with the teachers
(respondents, %)
Степень удовлетворенности Отношения в группе Отношения с преподавателями
Год Год
2000 2010 2015 2000 2010 2015
Полностью удовлетворен 41.5 47.5 61.7 16.1 26.7 47.4
В основном удовлетворен 43.9 41.6 32.2 51.0 54.8 45.8
Не вполне удовлетворен 10.8 8.7 4.5 24.8 15.7 5.2
Не удовлетворен 2.2 2.1 0.7 4.2 2.1 0.7
Более высокий уровень адаптированности в учебной группе сегодняшних студентов проявляется и в ответе на вопрос: «Как Вы чувствуете себя в группе?». В 2015 году 22.6% опрошенных оценили свое самочувствие как «очень комфортное», в то время как 2010 году такую оценку дали 16.1%, а в 2000 году еще меньше - 13.6%.
Немаловажным показателем социальной адаптации является социальная активность студентов. Согласно результатам последнего опроса, современные студенты более активно включены в общественную жизнь вуза. Так, в 2015 году 45.4% постоянно принимали в ней участие, тогда как в 2010 году данный показатель составлял 34%, а 2000 году доля социально активных студентов была лишь 31%. Существенно увеличился в 2015 году процент студентов высоко оценивающих внеучебную работу в вузе 56.1% (23.7% опрошенных в 2010 г. и 19.1% в 2000 г.).
Исследования, проведенные с пятнадцатилетним периодом, показали, что большая часть студентов изученных выборок связывает получение высшего образования с будущей профессией. Ведущими мотивами поступления в вуз для молодых людей выступают интерес к специальности обучения, престижность и возможность найти работу в выбранной профессиональной сфере, желание реализовать себя в профессии, что во многом определяет успешность адаптации в вузе. В выборке 2000 года преобладала доля студентов, которые сделали выбор под влиянием «пассивных» мотивов или из-за невозможности обучения желаемой специальности.
Обнаружены значимые сдвиги и в структуре проблем, с которыми сталкиваются студенты, начиная учебу в вузе. Самой большой трудностью для сегодняшних студентов является слишком большая учебная нагрузка, усугубляемая значительным падением оценки уровня довузовской учебной подготовки и коррелирующая с необходимостью совмещать учебу в вузе и работу, что приводит к нехватке времени для подготовки к занятиям. В силу большей занятости, значительная часть современных студентов не может оптимально распределять время своих занятий, а недостаточная школьная подготовка способствует восприятию вузовской программы как достаточно сложной.
Процесс общественной адаптации, т.е. адаптации студента к новому коллективу, протекает более успешно для студентов 2015 года. Молодые люди в больше мере удовлетворены отношениями с одногруппниками, каждый второй студент доволен тем, как складываются взаимоотношения с преподавателями, почти половина студентов активно участвует в общественной жизни вуза, что является немаловажным фактором их успешного обучения, профессионального и личностного роста.
В целом анализ динамики факторов социальной адаптации позволяет говорить об увеличении роли осознанных социально-позитивных мотивов получения профессионального образования.
Список литературы References
1. Анисимова Т.Г. Особенности адаптации столичных и провинциальных студентов в вузовской среде // Власть, 2013, №1. С. 95-98.
Anisimova T.G. Features of adaptation of the capital and provincial students in the college environment // Vlast, 2013, №1. P. 95-98. (in Russian)
2. Бабинцев В. П., Ушамирская Г.Ф., Макеева Т.Е. Образовательные стратегии современных школьников // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии, 2008, №2. С. 118-125.
Babintsev V.P., Ushamirskya G.F., Makeeva T.E., Educational strategies of modern schoolboys // Herald of Volgograd State University. Series 7: Philosophy. Sociology and Social Technology, 2008, №2. P. 118-125. (in Russian)
3. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Мотивация студентов в вузе: социологический аспект / / Теория и практика общественного развития, 2015, №15. С. 12-15.
Volovskya N.M., Plyusnina L.K., Rusina A.V. Motivating students in high school: sociological aspect // Theory and Practice of Community Development, 2015, №15. P. 12-15. (in Russian)
Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36
4. Гудова Т.Г., Шуметов В.Г. Методические вопросы оценки факторов социально-психологической адаптации студенческой молодежи // Вестник НИИРПО. Серия «Экономика и управление». Вып.2. М.: ИИЦ ННИРПО, 2009. С. 187-196.
Gudova T.G., Shumetov V.G. Methodological issues for evaluating factors of social and psychological adjustment of students // Vestnik NIIRPO. Series "Economics and Management." Publishing 2. M. IPC NNIRPO, 2009. P. 187-196. (in Russian)
5. Дикая Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.:Институт психологии РАН, 2007. С. 5-22.
Dikaja L.G. Adaptacija: metodologicheskie problemy i osnovnye napravlenija issledovanij / / Psihologija adaptacii i social'naja sreda: sovremennye podhody, problemy, perspektivy. M.:Institut psihologii RAN, 2007. S. 5-22. (in Russian)
6. Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 173-188.
Zotova O.I., Kryazheva I.K. Research methods of social and psychological aspects of the person's adaptation / / Methodology and methods of social psychology. M., 1977. P. 173-188. (in Russian)
7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования, 2013, №1. С. 78-90.
Zubok Y.A., Chuprov V.I. Socio-cultural mechanism of formation of young people's attitudes to education / / Sociological researches, 2013, №1. P. 78-90. (in Russian)
8. Петров В.Н., Ракачев В.Н., Ракачева В.А., Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. - 2009, №2. C. 117-121.
Petrov V.N., Rakachev V.N., Rakacheva V.A., Vashchenko A.V. Features of adaptation of foreign students // Sociological researches . - 2009, №2. P. 117-121. (in Russian)
9. Редько Л.Л., Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе. М.: Илекса. 2008. - 296 с.
Redko L.L., Lobeyko U.A. Psycho-pedagogical support for adaptation of a first-year student at the university. -Moscow: Ileksa. 2008. - 296 p. (in Russian)
10. Росляков А. Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях МПС // Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - Ярославль, 2003. - 10 с.
Roslyakov A.E. Socio-psychological integration of students under the conditions of Ministry of Transportation // Author of thesis, candidate of psychological sciences . - Yaroslavl , 2003. - 10 p. (in Russian)
11. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России (по материалам социологического исследования) / Т.Н. Афонина, Т.А. Иваненко, В.И. Уварова, В.Г. Шуметов. Под ред. канд. филос. наук В.И. Уваровой. Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2001. - 197 с.
Socio-psychological and professional adaptation of university students of the Central region of Russia (based on Sociological Research) / T.N Afonina, T.A Ivanenko, V.I Uvarova, V.G. Shumetov. Edited by Candidate of Philosophical Science V.I. Uvarova. Oryol; Publishing House OrelGAU, 2001. - 197 p. (in Russian)
12. Шаповалова И.С., Сапрыка В.А. Шмигирилова Л.Н. Концепция социологического мониторинга вузовской среды // Научные ведомости белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2012, №2. С. 59-71.
Shapovalova I.S., Sapryka V.A., Shmigirilova L.N. The concept of sociological monitoring university environment // Scientific statements of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Law. - 2012 , №2. P. 59-71. (in Russian)