Научная статья на тему 'Социализированные смены в «Орлёнке»'

Социализированные смены в «Орлёнке» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
«ОРЛЯТСКИЕ» СМЕНЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ НАВЫКОВ / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЁЖЬ / КОЛЛЕКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / «EAGLET'S» CHANGES / SOCIAL ACTIVITY / LEADERSHIP DEVELOPMENT / TALENTED YOUTH / COLLECTIVE PARTICIPATION IN PUBLIC LIFE / VOLUNTARY INITIATIVES / SOCIAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Елена Николаевна

«Орлятские» смены. Социальная активность. Тренинг лидерских навыков. Коллективное участие в общественной жизни. Добровольческие инициативы. Разработка и реализация социальных проектов. Содержательный и интересный отдых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализированные смены в «Орлёнке»»

СПЕ ЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СМЕНЫ в «Орлёнке»

Елена Николаевна Денисова,

директор Центра организации детского и семейного отдыха «Развитие», Калужская область

Молодое поколение страны за последние годы принципиально изменилось. Оно живёт в условиях демократизации, формирования гражданского общества и правового государства. Меняющиеся условия требуют от подростков и молодёжи проявления личной и гражданской активности, внимания к общественно-политическим процессам, происходящим в стране. В начале лета на базе Всероссийского детского центра «Орлёнок» проходили одновременно три специализированные смены Федерального агентства по делам молодёжи — «Команда XXI века», «Узнай Россию», «Политсеть».

• «орлятские» смены • социальная активность • развитие лидерских навыков • талантливая молодёжь • коллективное участие в общественной жизни • добровольческие инициативы • социальные проекты

частниками специализированных смен в «Орлёнке» становятся наиболее активные и целеустремлённые подростки из различных регионов страны. Чаще всего это лидеры детских общественных объединений, руководители детских социальных и добровольческих проектов, победители региональных конкурсов.

Несмотря на юный возраст, эти ребята готовы размышлять над сложными вопросами общественной жизни, говорить на серьёзные темы и предлагать свои способы преодоления общественных противоречий. Основная тема специализированных смен Росмолодёжи — идея развития подросткового и молодёжного добровольческого движения.

Чтобы стать участниками смены, ребята прошли отбор, основным требованием которого выступали

разработка и реализация добровольческого проекта. Отбор участников Федеральное агентство по делам молодёжи провело двумя способами. Первый — традиционный: оповестили комитеты по делам молодёжи субъектов РФ, там провели отборочные туры и организовали распространение информации в регионе. И второй способ — социально ориентированный: параллельно с информированием органов по делам молодёжи проинформировали всероссийские, межрегиональные, региональные общественные объединения, занимающиеся работой с детьми, активисты которых стали самыми активными участниками конкурсного отбора. В сменах приняли участие ребята из 30 общественных объединений.

Представители общественных объединений заняли более активные позиции

в сменах, старались достойно представить свою организацию, охотнее брали на себя организаторские, лидерские функции. Прямое информирование общественных объединений позволило в короткие сроки собрать оптимальный состав и количество участников. Проекты из общественных объединений чаще всего представляли собственную инициативу подростков.

Для участия в конкурсном отборе было подано более 1000 заявок. Жюри конкурса отобрало 350 проектов. Участниками смен стали 650 ребят из 42 субъектов Российской Федерации. При оценке конкурсных работ исходили из следующих критериев:

• актуальность проекта для территории, которую представляет автор;

• роль и место автора в реализации проекта;

• новизна проектной идеи.

Многие заявки представляли собой работу педагогов, в которую в качестве исполнителя был включён претендент на участие. Заявки, в которых участие подростка было минимальным, сразу снимались с конкурса. Предпочтение отдавалось самостоятельно подготовленным заявкам, направленным на решение конкретной социальной задачи. Были работы, в которых авторы заявляли острую социальную проблематику и предлагали механизм реализации, но подростку в проекте отводилась роль активного исполнителя и участника. Некоторые участники таких проектов попали в смены и проявили там свои способности.

Высокие требования к активной позиции участников объясняются насыщенностью программы. В ходе смен ребята приобретали навыки социального проектирования, получали экспертную оценку своих проектов, пытались разработать и реализовать краткосрочные добровольческие проекты, знакомились с тенденциями и перспективами развития добровольчества в нашей стране. Участникам смен предлагались разнообразные формы образовательной, творческой, социальной активности.

Но если все смены были объединены одной тематикой, то почему их было три? У каждой смены была своя «изюминка», которая предоставляла возможности саморазвития. В смене «Команда XXI века» моделировалась работа детской общественной организации и детально изучались вопросы организации и развития детских добровольческих инициатив и проектов. В рамках смены проходил финал Всероссийского конкурса лидеров детских общественных объединений «Лидер XXI века», участниками которого стали наиболее активные и конструктивные лидеры смены.

В смене «Узнай Россию», кроме работы над социальными проектами, ребята имели возможность получить обширные знания об особенностях и достопримечательностях различных уголков нашей страны, а также проявить свои творческие таланты. Эта смена носила ярко выраженный патриотический характер и была направлена на формирование чувства национального гордости. Ребята своими руками создавали объёмную модель «Первого всероссийского детского парка».

Смена «Политсеть» посредством добровольческой и социальной деятельности подростков занималась подготовкой будущей политической элиты страны. Участники смены получили возможность оценить достоинства и недостатки различных политических систем и приобрести опыт, необходимый для активной общественно-политической деятельности.

Образовательная программа

Она обязательна для всех участников. В образовательную программу входили четыре курса:

• «Россия и современный мир.

• «Лидерство и командообразование.

• «Управление проектами».

• «Деловые коммуникации».

На каждый курс отводилось 6 академических часов. Адаптированные курсы

были рассчитаны на подростков 14—16 лет. Для занятий были подготовлены рабочие тетради, в которые включались краткие конспекты лекций, задания для интерактивной работы.

По итогам анкетирования участников смен 21% ребят отметили, что курсы были нужны и интересны; 39% — было интересно, но сложно; 25% — курсы были сложными, поэтому удержать интерес было трудно; 15% — было не интересно. Большинство ребят с интересом отнеслись к образовательной программе. Трудности она вызвала у участников младшего подросткового возраста (11—13 лет) и у тех, кто имел слабую мотивацию к самосовершенствованию. Те же, кто был ориентирован на активное участие, включался в работу, выполнял задания, задавал вопросы.

Чтобы избежать напряжённости, связанной со сложностью программ смен, руководители и педагогический состав в организационный период провели диагностику участников смены, определили степень активности и мотивированности ребят для участия в социально-проектной деятельности. По итогам такой диагностики участников отнесли к трём уровням.

Уровень 1 — продвинутый. Это те, кто

имеет богатый опыт проектной деятельности, является автором социальных проектов, победителем отборочных туров, победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века». Те, кому важно реализовать свой проект, принять участие в финале конкурса, занять активную позицию в смене. Им предлагалось не просто участвовать в жизни лагеря, но и примкнуть к команде экспертов-организаторов, в том числе включиться в работу органа самоуправления — добровольческого штаба. Эти участники смены могли стать ведущими мастер-класса, провести презентацию результатов своего проекта.

Уровень 2 — включённый. Это те, кто всерьёз хочет разобраться... Те, кто имеет некоторый опыт разработки проектов и делает первые шаги по их реализации. В ходе лагерной смены они могли усовершенствовать свой проект, довести его до состояния, когда есть чёткое понимание: что, с кем, как и когда нужно сделать, чтоб получить эффективный результат.

Ребятам этого уровня предлагалось провести презентацию тех успехов и результатов, которых уже удалось достичь.

Уровень 3 — начинающий. Это те,

кто имеет малый опыт проектной деятельности. Им не обязательно в ходе лагерной смены создавать собственный проект, можно просто оставаться участником, учиться, наблюдать за деятельностью других, помогать. Можно присоединиться к более опытным участникам смены и стать соавтором социального проекта.

Учебные и проектные группы удалось сформировать таким образом, чтобы дать возможность тем, кто готов самостоятельно, активно развиваться, получить максимум знаний и навыков, а тем, кто ещё не включился в работу, создать ситуации успеха в совместной деятельности проектных команд.

«Команда XXI века»

Эта смена имеет самую долгую историю среди специализированных смен Федерального агентства по делам молодёжи. Старт ей был дан в 2002 году руководителями Международного союза пионерских организаций (Федерации детских организаций), совместно с ВДЦ

Орлёнок» и при поддержке Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ.

Ежегодно на смену «Команда XXI века» собираются подростки — лидеры детских общественных объединений, органов самоуправления, гражданско-пат-риотических, спортивных клубов и кружков, клубов по месту жительства, центров национальных культур, фольклорных коллективов. Программа связана с воспитанием детей и подростков как активных субъектов социального действия, с поиском, апробацией и пропагандой механизмов самоорганизации детей и молодёжи.

Цели смены:

• поддержка и стимулирование деятельности детских и молодёжных общественных объединений;

• привлечение молодёжи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности;

• популяризация и стимулирование развития молодёжного добровольчества.

Задачи:

• развитие лидерских навыков участников;

• поддержка социальных инициатив талантливой молодёжи;

• развитие у молодых людей положительных навыков коллективного участия в общественной жизни;

• знакомство с возможностями развития молодёжных добровольческих инициатив;

• получение участниками навыков разработки и реализации социальных проектов;

• организация содержательного и интересного отдыха участников смены.

Логика смены основывалась на реализации большой деловой игры «Добрый лагерь — добрая страна» и выстраивалась вокруг ключевых тематических мероприятий:

1. Работа «Проектного конвейера» — экспертиза и модернизация «домашних» добровольческих проектов и подготовка «орлят-ских» проектов. Для совершенствования детских проектов организуется работа мастер-сервисов. В ходе сервисов участники получали навыки организации и управления проектами, анализа ситуации, создания эффективных команд.

2. День бескорыстной помощи — экзамен по итогам прохождения «проектного конвейера».

В этот день все отряды и участники предлагали свою помощь ВДЦ «Орлёнок», придумывали различные виды добровольческой активности, в том числе и за территорией лагеря.

3. Фестиваль социальной рекламы «Добрая страна». Команды готовили видеосюжеты о важности развития различных направ-

лений добровольчества. Происходит осмысление и принятие ценностей добровольчества. Формируется навык включённого восприятия социальной действительности, ведётся профилактика социального равнодушия.

4. Финал Всероссийского конкурса лидеров детских общественных объединений «Лидер XXI века». Определяются наиболее эффективные, конструктивные

и активные участники смены.

5. Выставка «Технологии добра глазами детей». На выставке были представлены лучшие добровольческие проекты участников смены. Они получили публичное одобрение со стороны сверстников, администрации «Орлёнка», экспертов

и педагогов, гостей — представителей государственной власти, бизнеса, культуры.

Ребята представляли интересные проекты. Вот некоторые из них.

«Мир сквозь тьму»

Автор: Антон Леонов, г. Москва

Цель — обеспечить незрячих и слабовидящих людей аудиокнигами, которые позволят расширить их возможности и помогут адаптироваться в социуме.

Актуальность. Возможности незрячих людей сильно ограничены. Для того чтобы расширить их, необходимо разрабатывать новые технологии и методы, так как старые технические средства не совсем удобны в современных условиях жизни. Современные технологии позволяют повысить комфорт незрячих людей, а с помощью компьютерных методов можно перевести в ау-диоформат большое количество как художественной, так и специальной литературы.

Первые результаты. Получено экспертное одобрение проекта со стороны МДМОО «Мишки» и школьной организации. Переведено несколько книг в специальные аудиоформат для мамы автора.

Необходимая поддержка. Техническое оснащение проекта и продвижение проекта на системном уровне.

Социальный проект-акция «Россия — это мы»

Авторы: инициативная группа участников смены «Команда XXI века»

Цель — содействие терпимому отношению к представителям различных национальностей России и знакомство с традициями и особенностями их культуры

Актуальность. В смене «Команда XXI века» принимают участие представители многонациональной России — носители традиций, истории и культуры. Благодаря акции можно будет не только представить особенности своего народа, но и осознать всё многообразие великой России, ощутить себя частью целой страны.

Первые результаты:

• Проведён опрос «Национальный колорит моего региона».

• Разработан сценарий акции.

• Проведён анализ ресурсов детского лагеря «Комсомольский».

• Организован «Парад национальностей» — 400 участников.

• Смонтирована выставка детских добровольческих инициатив «Добрые дела — доброй стране».

• Оформлена «Карта добра».

Привлечённые ресурсы. Администрация и педагогический коллектив детского лагеря «Комсомольский» — организационная помощь: канцтовары, звуковая аппаратура.

Костюмерная ВДЦ «Орлёнок» — предоставлены национальные костюмы. Добровольцы — участники специализированных смен Росмолодёжи — 400 человек.

«Путешествие в страну глухих»

Автор: Алёна Агафонова, Краснодарский край

Цель — интеграция в общество детей с ограниченными возможностями из коррекционных

школ, создание условий для разнообразия их досуга путём спортивного, игрового, познавательно-развлекательного взаимодействия с ребятами из общеобразовательных школ Краснодарского края.

Актуальность. В Краснодарском крае есть несколько коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями. Значительная часть из них имеет круг общения исключительно внутри своих школ. Изменить это можно, только сделав шаг навстречу.

Первые результаты. Организованы встречи, совместные спортивные и досу-говые мероприятия ребят из общеобразовательных школ города Армавира с ребятами из школы для глухих и слабослышащих. Это позволило им лучше узнать друг друга. Теперь общение продолжается и вне стен учебных заведений, во время совместных прогулок по выходным.

Привлечённые ресурсы. Проект поддержан общественной организацией

Единство» (город Армавир). В настоящее время проект рассматривается в администрации города Армавира.

Необходимая поддержка. Распространение опыта и поддержка проекта на территории города Армавира и всего Краснодарского края.

Социальный проект «Цветик-семицветик»

Авторы: Ольга Боскина, Софья Бодалова, Анастасия Никитина, Роман Половников

Цель — сбор благотворительных пожертвований в помощь тяжелобольным детям.

Актуальность. В Краснодарском крае по инициативе губернатора организован сбор средств в помощь тяжелобольным детям. Добровольцы — участники смены «Команда XXI века» поддержали эту инициативу и подключились к акции

своим творчеством и талантом, организовав благотворительные концерты.

Первые результаты. Проведён фестиваль Добрых талантов по отбору участников акции. Организованы и подготовлены агитационные группы акции. Проведено три благотворительных концерта. Собраны и переведены на расчётный счёт акции 40 тысяч рублей.

Привлечённые ресурсы. Администрация ВДЦ «Орлёнок» предоставила автобус, содействовала организационному продвижению акции. Депутат Новомихайловского сельского поселения И.В. Беликов оказал содействие в проведении благотворительного концерта в п. Новомихайловский. Добровольцы — участники смены «Команда XXI века» — 53 человека.

«Игровая комната»

Авторы: Мария Горлова, Раиль Муфаздалов, Республика Чувашия

Цель — помочь детям, находящимся на лечении, легче перенести разлуку с домом и разнообразить их досуг. Для этого в здании детского отделения Кулундинской районной больницы оформить и преобразить детскую игровую комнату, наполнить её игрушками. Привлечь внимание общественности к проблемам детского отделения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность. В летний период, когда проходят три оздоровительные смены для детей с хроническими заболеваниями, в стенах детского отделения могут подолгу находиться дети, оторванные от семьи, оставшиеся без попечения родителей. Игровая комната используется не по прямому назначению и не привлекает внимания ребят из-за отсутствия игрушек, мебели и удручающего внешнего вида.

Первые результаты. Проведён опрос общественного мнения, по итогам разработан проект оформления игровой комнаты, изготовлены и распространены по предприятиям села листовки с предложением внести посильный

вклад в проект. Собрали средства для ремонта. В итоге комната была ярко и красочно оформлена. Районная газета дважды освещала реализацию проекта.

Инициативная группа профильного класса КСОШ № 1 получила от руководства больницы предложение о дальнейшем сотрудничестве и работе в отделении в летнее время.

Привлечённые ресурсы. Необходимые материалы для оформления комнаты. Добровольческий ресурс в лице учащихся

КСОШ № 1.

Необходимая поддержка. Помощь в приобретении развивающих игр, игрушек для детской комнаты.

«Музыкальный город»

Автор: Елена Матюшина, г. Ярославль

Цель — создание позитивного настроения жителям города Ярославля посредством исполнения авторских, походных песен под гитару в общественных местах.

Алгоритм реализации. Песня улучшает настроение, поднимает командный дух, помогает в решении различных проблем. В рамках работы проекта реализуются три акции: «Музыкальный троллейбус» — исполнение песен под гитару в троллейбусах города; «Музыкальный город» — благотворительные концерты для школ, детских домов, детских садов; «Музыка в жизнь» — знакомство жителей города Ярославля с бардовской песней.

Первые результаты. За время реализации проекта прошло 25 музыкальных концертов в троллейбусах, проведено 14 акций в школах, детских садах и детских домах и более сорока концертов во дворах Ярославля.

Привлечённые ресурсы. Гитары участников проекта; договорённость с руководством МУП ЯрГЭТ.

Необходимая поддержка. Выпуск сборников авторской песни для распространения среди жителей города.

Цель — обучение детей младшего школьного возраста в школах и социальных центрах Эж-винского района города Сыктывкара правилам поведения в чрезвычайных ситуациях.

Актуальность. Причина травм детей в чрезвычайных ситуациях — незнание детьми элементарных правил поведения в подобных обстоятельствах.

Первые результаты. В 2009 году проект стартовал в гимназии № 1г. Сыктывкара. Проведены беседы и игры в начальных классах. С 2010 года проект вышел на районный уровень. Проект активно поддерживается отделом ГО и ЧС г. Сыктывкара.

Привлечённые ресурсы. Благодаря взаимодействию вожатского отряда гимназии № 1 г. Сыктывкара, отдела ГО и ЧС и администрации города было проведено более 40 классных часов и бесед с детьми.

Необходимая поддержка. Привлечение узнаваемых образов «Смешариков» для расширения возможностей реализации и популяризации проекта.

Цель — помощь пожилым жителям села Орловка Тунаевского района Республики Татарстан: расчистка двора и прилегающей к дому территории от снега и осенней листвы, оказание необходимой помощи по хозяйству.

Актуальность. В сельских районах нашей области проживает много одиноких престарелых жителей. Они нуждаются в помощи, особенно в зимние месяцы, когда погодные условия дополнительно ограничивают их воз можности.

Первые результаты. С декабря 2009 по февраль 2010 гг. было расчищено семь дворов в селе Орловка.

Привлечённые ресурсы. 13500 рублей на проезд, приобретение инвентаря и спецодежды.

Необходимая поддержка. Распространение опыта реализации проекта в другие районы Тунаевского района и Республики Татарстан. Транспортное обеспечение проекта.

«Городской киноклуб «ГЛАККИНО»

Автор: Лунева Любовь, Тюменская область

Цель — открыть в городе Ишим Тюменской области киноклуб для организации досуга молодёжи, привлечения внимания к киноискусству, проведения образовательно-просветительской работы и обсуждения актуальных социальных проблем на примере отечественных и зарубежных кинопроизведений.

Актуальность. В городе Ишим не работает кинотеатр. Открытие киноклуба позволит организовать совместный досуг молодёжи и осуществлять совместные просмотры интересных фильмов, с последующим их обсуждением.

Первые результаты. Киноклуб начал свою работу. В еженедельном режиме проводится просмотр интересного фильма. Объявления об этом вывешиваются в социальных сетях. После просмотра фильма проходит его живое обсуждение (обычно 1 — 1,5 часа), которое позже перетекает в социальные сети. Проект позволяет привлекать молодёжь к добровольческой деятельности в общественных организациях города.

Привлечённые ресурсы. Проект поддержан администрацией города Ишим.

«Правила безопасности в чрезвычайных ситуациях»

Автор: Валерия Облизова, г. Сыктывкар

«Буран»

Автор: Андрей Лихачёв, Республика Татарстан

Необходимая поддержка. Подборка интересных, познавательных фильмов.

Проекты, предложенные участниками, это только первая «проба пера», но уже сейчас в некоторых из них чувствуется стремление глубоко разобраться в ситуации, понять проблему и улучшить жизнь людей в нашей стране.

Специализированные смены закладывают основы для отбора и поддержки инициативных подростков. Смены — действенный механизм выявления заинтересованных в общественной жизни подростков активной жизненной и гражданской позицией. Смены — это импульс к дальнейшему развитию ребят. Получив в «Орлёнке» поддержку и одобрение со стороны специалистов, экспертов, представителей властей, они с новыми силами берутся за социально значимые проекты в своём регионе, в общественной организации.

Специализированные смены создают базис для дальнейшего образования подростков. Познакомившись с курсами, которые в силу возраста им ещё нигде не преподавали, ребята с большим интересом начинают искать дополнительные источники информации и средства для самосовершенствования. Приняв участие в реализации социальных проектов и попробовав себя в роли добровольца, ребята становятся проводниками идей добровольчества в своих регионах. Вернувшись домой, многие выказывают готовность и желание стать лидерами и организаторами добровольческих акций и проектов. Результаты работы смен отсрочены и дадут свои плоды в будущем. Но уже сегодня можно говорить о том, что участниками смен стали самые активные ребята, которые своими делами и поступками заслужили право находиться в «Орлёнке». Это те подростки, которые завтра станут лидерами молодёжных движений и составят золотой кадровый корпус страны. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.