Научная статья на тему 'Доброровольчество и молодёжь'

Доброровольчество и молодёжь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЭФФЕКТ «СОЦИАЛЬНОЙ ЗАРАЖЁННОСТИ» / ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОЕКТЫ / EFFECT OF «SOCIAL INFECTION» / VOLUNTEERISM / CIVIC FORMATION OF PERSONALITY / HUMANITARIAN PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Мария Ивановна

Как вернуть утерянную значимость живого общения, дружбы, взаимовыручки, альтруизма, бескорыстной помощи? Добровольчество. Гражданское становление личности. Эффект «социальной заражённости». Гуманитарные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доброровольчество и молодёжь»

ДОБ

РОВОЛЬЧЕСТВО И МОЛОДЁЖЬ

Мария Ивановна Климова,

вожатая Всероссийского детского центра «Океан»

«Смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей...»

СА Рубинштейн

Во все времена людьми ценились доброе отношение друг к другу, взаимопомощь, поддержка и понимание. Милосердие, доброта, стремление творить добрые дела, не задумываясь, протянуть руку помощи — неотъемлемые черты русского человека. Между тем в современном мире индустрии развлечений, шоу и денег утеряна значимость живого общения, дружбы, взаимовыручки, альтруизма, бескорыстной помощи.

• добровольчество • гражданское становление личности

• эффект «социальной заражённости» • гуманитарные проекты

В этой связи заслуженно важную роль в воспитании молодых граждан имеет добровольчество, как жест доброй воли по отношению к окружающему миру, как действенное поле самореализации молодёжи и важный компонент гражданско-па-триотической работы. Добровольческая деятельность — одно из условий гражданского становления личности.

Несмотря на то, что волонтёрская деятельность в российском обществе существует уже более десятка лет, всё же она не приобрела широкого распространения: 60% старшеклассников не слышали о добровольческой деятельности, 17% членов молодёжных и детских объединений проявляют интерес к добровольческой деятельности, опыт участия в добровольческих акциях имеют 12% из числа опрошенных. Одной из причин является то, что молодёжь не информирована о сути добровольческого движения.

Условия Всероссийского детского центра «Океан» — хорошая почва для популяризации идей добровольчества и граж-данско-патриотического воспитания. Временный детский коллектив характеризуется динамичностью, интенсивностью процессов жизнедеятельности, что позволяет добиться значимых результатов за более короткий срок. Автономность существования создаёт благоприятные условия для более тесного общения внутри определённой группы. Сборный состав — в «Океан» приезжают дети из всех регионов России, с разным опытом участия в общественной жизни — позволяет беспрепятственно обогащать собственный опыт, получать новые знания, инициировать новые идеи. Немаловажное значение для развития социальной активности, в том числе и стремления участвовать в добровольческой деятельности, имеет эффект «социальной заражённости», когда старшеклассники «заражаются» идеями быть социально полезными, лидерами, активистами.

4ародное образование 3'2013

М.И. Климова. Добровольчество и молодёжь

«Океан» обладает всеми необходимыми ресурсами для популяризации добровольческого движения: квалифицированный педагогический состав, информационное и методическое оснащение (библиотека, интернет-центр, методисты дружин, научно-методический центр по работе с молодёжью), производственные площадки (кабинеты и студии «Школы добра», в которых можно производить сувенирную продукцию), материальная база (высо-кооснащённые компьютерные классы с выходом в Интернет, автобаза, детский общественный торговый комплекс), партнёрские связи центра с различными социальными организациями города Владивостока и края. Центр реализует социально-ориентированные образовательные программы, на основании которых каждый педагог строит свою педагогическую деятельность.

Мы разработали программу «Школа добровольца» в смене ВДЦ «Океан» «Моя Федерация». Её цель: популяризация добровольческой деятельности среди молодёжи. Она включает в себя спецкурс «Школа добровольца», игры, КТД, тематические «огоньки» и экскурсии. В ходе реализации спецкурса дети знакомятся с понятиями «добровольчество», «добровольческое движение» и его развитием на современном этапе, узнают о том, что такое добровольческий отряд и каковы основные этапы организации добровольческого объединения, знакомятся с технологиями добровольческой деятельности (акция, социальный проект, тематический день).

К началу реализации программы её участники ничего не знали о развитии добровольческого движения, 90% не подозревало о существовании добровольческих отрядов. Итоговым делом программы стал тематический день «Подари частичку тепла», организованный членами отряда для дружины «Бригантина», в ходе которого старшеклассники проводили агитбригады по популяризации добровольческого движения, раздавали заранее разработанные, листовки, провели экологический десант. Итогом реа-

лизации программы стал тематический час-проектирование «Добрые дела — каждый день», на котором члены отряда самостоятельно рассказали и в творческой форме оказали приглашённому отряду о добровольчестве, а также помогли создать свою социальную акцию и написать мини-проект, который был реализован на базе центра.

Диагностические данные подтвердили эффективность программы. Её опыт позволил внести в неё коррективы, что привело к получению положительных результатов в смене «Вожатская академия». Результаты положительной динамики были примерно одинаковы, но дополнительным значимым результатом стало то, что участниками программы была инициирована и проведена добровольческая акция «Подарок «Океана» с выездом в г. Владивосток в городскую клиническую больницу, реабилитационный центр «Парус надежды» и детский дом. В рамках акции был организован сбор сувениров, разработана игровая программа. По завершении акции в каждом из участников акции укрепилась уверенность в необходимости взаимопомощи, поддержки и нужности подобных добровольческих объединений, и тому подтверждением стала награда: значок «Доброволец «Океана», который был вручён 33 участникам.

Ещё одной формой популяризации добровольческого движения стало дружинное дело «Урок добровольчества» на смене «Слёт лидеров школьного самоуправления». Он включал ознакомительную часть, на которой ребята познакомились с понятием добровольчества, его многогранностью, и работу на площадках в соответствии с знаниями, опытом и потребностями участников смены. В ходе информационной части ребята смогли получить не только новые знания, но и имели возможность выступить с сообщениями о собственном опыте участия в добровольческой деятельности. Интерес всего зала вызвали выступления Алины Ращупкиной (Новосибирская область)

Сродное образование 3'2013

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

и Дарьи Редькиной (Республика Хакасия) — по экологическому направлению, Влада Че (Сахалинская область) и Андрея Федотенко (Челябинская область) — о проектах социально-культурного содержания, Максима Погорелого (Приморский край) — о проведении гуманитарных проектов.

На смену была приглашена Подпругина Ксения, председатель корпуса волонтёров Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, участница проекта «Центр подготовки волонтёров к Олимпиаде в Сочи 2014», которая поделилась информацией о процессе подготовки волонтёров к Сочи-2014 и Саммиту АТЭС-2012.

Удовлетворить свои информационные и познавательные запросы участники дружинного дела могли в ходе работы коммуникативной площадки «Обмен опытом в добровольческой деятельности»; информационных площадок «Участие добровольцах в международных, всероссийских проектах «Саммит АТЭС-2012», «Сочи-2014», «Зарубежный опыт организации добровольческой деятельности»; дискуссионной площадки «Может ли добровольчество быть ступенью в построении личностной карьеры»; творческой площадки «Социальная реклама», мастер-классе «Фандрайзинг добровольческого движения».

По возвращении с площадок ребята поделились результатами работы и посоревновались в знаниях о технологии проведения, организации и проведения добровольческой акции.

«Урок добровольчества» получил широкий резонанс, а в качестве одного из результатов мы расцениваем выезд инициативной группы старшеклассников с добровольческой акцией в детский дом № 2 г. Владивостока.

Одна из инновационных форм гражданско-па-триотического воспитания молодёжи — создание виртуального музея «Молодые герои России» ребятами-добровольцами. Созданы два

зала славы: «Молодые герои России» и «Герои-комсомольцы Великой Отечественной войны Проведённый по окончании работы соцопрос показал, что школьники проявили заинтересованное отношение к проблеме патриотического воспитания современной молодёжи и выразили готовность присоединиться к созданию новых залов Славы на добровольческих началах.

В течение четырёх лет во Всероссийском детском центре «Океан» работает студенческий отряд добровольцев-переводчиков. Ребята приезжают в центр на смену «Дети мира», участниками которой являются дети стран АТР (КНР, КНДР, СРВ, Япония) и США. Начало этой доброй традиции было заложено в 2008 году, когда был осуществлён первый набор добровольцев для работы с детьми из пострадавшей от землетрясения провинции Сычуань (КНР). В их числе 38 студентов из Дальневосточного государственного университета, Дальневосточного государственного технического университета, Уссурийского государственного педагогического института, Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии, Читинского государственного университета. За четыре года в центре работали 133 студента-добровольца, которые отлично выполняли и продолжают выполнять свою работу, что свидетельствует о росте популярности в молодёжной студенческой среде идей добровольческой деятельности в программах ВДЦ «Океан».

Добровольческая деятельность имеет большое значение в гражданском воспитании молодёжи, способствует формированию гражданского самосознания, развитию активной жизненной позиции, профессиональному, личностному саморазвитию. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.