Научная статья на тему 'Банк социальных инициатив'

Банк социальных инициатив Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАСТЕР-КЛАСС / АЛГОРИТМ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / SOCIAL PROJECT / SOCIALY ORIENTED ACTIVITY / MASTER CLASS / ALGORITHM OF SOCIAL PLANNING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гузенко Алёна Петровна

Банк социальных инициатив. Социально ориентированная деятельность подростка. Цели, ожидаемые результаты, основные этапы. Включение подростков в социально значимую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банк социальных инициатив»

БАНК СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ

Алёна Петровна Гузенко,

заместитель начальника управления образовательных программ ВДЦ «Орлёнок» по образовательной работе

Банк социальных инициатив (БСИ) — методика, направленная на достижение результатов в области социально ориентированной деятельности подростка в детском лагере «Звёздный». В работе ребёнок в сотрудничестве со взрослым не только усваивает новые знания, но и достигает успеха в социально направленной деятельности. Предлагаем вниманию читателей алгоритм методики и основные документы.

• социальный проект • социально ориентированная деятельность

• мастер-класс • алгоритм социального проектирования

Обучить подростков основам проект-но-организационной деятельности и скоординировать их социально ориентированную деятельность в смене — такова цель Банка соци альных инициатив.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение социальной активности участников смены, их готовность принять личное участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2. Готовность администрации лагеря и органов детского самоуправления выслушать доводы

организаторов социального проекта и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

3. Реальный вклад участников смены в изменение социальной ситуации

в местном сообществе.

4. Положительные изменения в созна нии участников смены, повышение уровня общей культуры.

5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации своими силами реального социально-полезного дела.

Схема работы банка по включению подростка в социально-значимую деятельность

Шаг 1

Отряд Банк социальных инициатив

Содержание Информирование детей в отряде о тематике смены, о деятельности банка, о механизме попадания в состав его сотрудников, о возможном мотиве участия Выбор сотрудников в БСИ

Выдвижение сотрудников в банк на уровне отряда. Помощь ребёнку в составлении резюме

Форма Дело по вводу в тематику смены. Индивидуальная работа с детьми — соискателями должности сотрудника Открытый конкурс резюме и эссе на темы, заданные учредителями

Шаг 2

Банк социальных инициатив Отряд

Содерж. Разработка Устава, пакета документов БСИ, Положения об открытом конкурсе социальных проектов. Структурная организация банка (формирование отделов и служб) Консультирование ребёнка, выбранного в банк, его эмоциональная поддержка. Помощь ребёнку в работе с отрядом по разъяснению документов банка, в реализации поручения БСИ

Форма Учредительный сбор сотрудников банка (проводится учредителями) Поздравление ребёнка, попавшего в число сотрудников БСИ, на общем сборе отряда. Пресс-конференция сотрудника банка для отряда с коллективным обсуждением принятых уставных документов

Шаг 3

Отряд Банк социальных инициатив

Содержание Информирование ребёнка о деятельности мастер-классов. Сотрудник банка и педагог отряда объясняют, для чего мастер-классы необходимы ребёнку, какие знания он сможет получить, посещая их. Оформляется состав слушателей из отряда. Отрядный педагог обговаривает с руководителями мастер-классов, какие дети из отряда нуждаются в индивидуальной помощи педагога Объявление набора слушателей в мастер-классы по социальному проектированию

Форма Информационный сбор отряда «Что такое мастер-класс и для чего он нужен?» (проводится сотрудником банка совместно с вожатым) Реклама на уровне лагеря (информационный стенд, радио), оформление состава слушателей мастер-классов (осуществляется отделом рекламы и информации совместно с отделом регистрации банка)

Шаг 4

Банк социальных инициатив Отряд

Содержание Слушатели мастер-классов знакомятся с понятием «социальный проект», работают с проблемным полем социального проектирования, целями и задачами, структурой социального проекта и этапами его реализации Индивидуальная поддержка ребёнка-сотрудника банка в работе над проектом. Информирование детей о социальном проектировании, о выдвинутых банком проблемах, о первичных требованиях к команде. Организация работы с социально значимым проблемным полем

Форма Мастер-классы по социальному проектированию (проводятся учредителями банка совместно с сотрудниками, имеющими опыт социального проектирования) Круглый стол «Есть идея!». Анкетирование. Индивидуальная работа с детьми — разработчиками проектов

Шаг 5

Отряд Банк Социальных Инициатив

Содержание Работа с документами, помощь в подаче заявки на реализацию социального проекта. Организация работы по формированию команд социального проектирования по выдвинутым проблемам. Планирование реализации проекта: ресурсы, средства, временные рамки, составление индивидуального плана занятости подростка Ребёнок подаёт заявку в БСИ

Форма Реклама социального проекта разработчиками в отряде для формирования команды. Индивидуальное планирование подготовки и реализации проекта с командой Регистрация заявителя в банке (осуществляется Службой регистрации банка)

Шаг 6

Отрад Банк социальных инициатив

Содержание Информирование детей отряда о предстоящей защите социального проекта. Организация работы команды. Консультирование руководителя проекта. Получение полной информации от куратора о продвижении ребёнка. Информирование отряда о социальном проекте ребёнка и его команды. Оказание помощи и поддержки отряда при возникающих трудностях Защита социального проекта, выдача лицензии, позволяющей реализовать проект

Форма Предварительная защита проекта в отряде Защита в форме собеседования и оценки социального проекта в соответствии выдвинутым Банком критериям социальных проектов

Шаг 7

Банк социальных инициатив Отряд

Содерж. Подготовка и реализация социальной инициативы Активное участие в реализации проекта. Получение информации от ребёнка о том, как удалось реализовать проект. Эмоциональная поддержка ребёнка в отряде

Форма Банк работает в режиме консультаций для разработчиков социальных проектов, а также продолжает принимать заявки на реализацию проектов. На этом этапе работают все службы банка Работа по микрогруппам по реализации проекта. Ежедневный анализ процесса подготовки проекта. Поздравление детей, реализовавших проект, на общем сборе отряда

Шаг 8

Банк социальных инициатив Отряд

Содержание Анализ, отчёт о проведении социального проекта. Сертификация удачно реализованных проектов Анализ педагогом (что (не) получилось, почему). Работа с перспективами (сможет ли ребёнок реализовать проект в своём регионе). Определение проблемного поля для дальнейшей деятельности в регионе

Форма Собеседование команды, реализовавшей социальный проект, с Советом банка. Торжественное вручение Сертификата о реализации проекта Индивидуальная аналитическая работа с ребёнком по определению перспектив его дальнейшей деятельности, работа с целями на последействие.

Шаг 9

Банк социальных инициатив Отряд

Содержание Подведение итогов работы БСИ. Подведение итогов открытого конкурса социальных проектов. Награждение. Выражение благодарности за содействие Объявление результатов деятельности ребёнка. Награждение

Форма Итоговый сбор сотрудников БСИ Итоговый сбор отряда

219 Народное образование 3'2010

Положение о работе Банка социальных инициатив

Общие положения

Банк социальных инициатив — некоммерческое общественное учреждение, созданное в детском лагере «Звёздный» в рамках конкретной смены.

Учредитель банка — государственное учреждение дополнительного образования детей «Всероссийский детский центр «Орлёнок», детский лагерь «Звёздный».

Банк действует на основании Положения, принимаемого на первом учредительном собрании.

Цели и задачи банка

Цель деятельности банка: выявление, регистрация, классификация инициатив участников смены и оказание помощи в их проектировании и реализации.

Задачи деятельности банка:

• зарегистрировать и зафиксировать все предложенные инициативы;

• оказать консультативную помощь

в оформлении (проектировании) и поиске путей реализации инициатив;

• оказать помощь в поиске партнёров по реализации инициатив;

• стимулировать активность авторов в реализации проектов.

Принципы работы банка

Любой гражданин имеет возможность получить полную информацию о деятельности банка и всех инициативах, помещённых в банк.

Полномочием заполнения и внесения любых сведений о вкладах в сберегательные книжки команд обладают все члены правления банка социальных инициатив, а также его учредители.

Порядок работы банка

Каждая инициатива, которая реализуется в детском лагере «Звёздный», попадая в Банк, преодолевает несколько этапов:

• Регистрация.

• Выявление требуемых ресурсов.

• Составление плана реализации.

• Реализация проекта.

• Подготовка отчёта о реализации проекта.

• Сертификация удачно реализованного проекта.

Время и место работы банка.

1. Банк работает с момента учредительного собрания каждый день, в указанное время.

2. Место работы банка — детский лагерь «Звёздный», Палуба, комната

№ 38 (штаб БСИ).

Положение о наборе сотрудников в Банк социальных инициатив

1. Банк на добровольной основе принимает сотрудников на период смены.

2. Для того чтобы стать сотрудником банка, кандидат должен предоставить пакет документов:

• резюме;

• рекомендация от совета отряда;

• творческая работа по социально ориентированной тематике.

3. Учредителями банка рассматриваются все заявки кандидатов на основании следующих критериев:

• опыт организаторской работы в сфере социального проектирования;

• положительные рекомендации от совета отряда;

• интерес к социально-ориентированной деятельности.

4. Первый сбор сотрудников банка — это учредительное собрание, где принимается

Положение о деятельности банка, оговаривается порядок работы банка с заявителями, утверждается структура банка, а также Положение «Об открытом конкурсе социальных проектов», и программа дополнительных мастер-классов с заявителями.

Резюме сотрудника Банка социальны« инициатив

Ф.И.О.

Дата рождения: _ Место рождения:

Полный домашний адрес (с почтовым индексом) ______________________________

Домашний телефон (с кодом) Е-mail

Место учёбы:

Цель составления резюме:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общее образование (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего общеобразовательного учреждения, с указанием года и класса):

Годы учёбы_____

Номер школы, город___

Класс

Дополнительное образование (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего учреждения, с указанием предмета или творческого объединения):

Годы учёбы____________________

Наименование учреждения__________

Предмет, творческое объединение ____

Опыт работы (в обратном хронологическом порядке, начиная с последней работы, с указанием предприятия и выполняемой работы):

Годы работы____________________

Наименование предприятия__________

Выполняемая работа___

Опыт общественной работы (в обратном хронологическом порядке, начиная с последней работы, с указанием организации, движения и выполняемой работы):

Годы работы_

Дополнительная деловая информация (владение компьютером, иностранным языком и т.д.):

Наименование организации, движения

Выполняемая работа______

Опыт социальной практики:

Вид социальной практики_ Время и место работы_

Выполняемые обязанности_

Интересы, предпочтения, хобби:

Наиболее успешные виды деятельности:

Дата составления резюме_ Личная подпись__

Положение «Об открытом конкурсе социальны« проектов»

Конкурс социальных проектов в рамках смены проводит детский лагерь «Звёздный» Всероссийского детского центра «Орлёнок. Участниками конкурса могут стать все желающие авторы и разработчики социальных проектов, а также коллективы авторов.

Конкурс проводится по четырём номинациям: «Звёздные проекты», «Плечом к плечу», «Наследники», «Мастер-класс».

Порядок проведения конкурса по номинациям.

Номинация «Звёздные проекты»

В эту номинацию входят проекты различной направленности (экологические, благотворительные, творческие), реализующиеся на территории ВДЦ «Орлёнок» и Туапсин-ского района. Мероприятия проекта не должны занимать более двух часов в день. При реализации обязательна коллективная деятельность (не менее 20 человек). Все мероприятия должны соответствовать основным целям и задачам смены. В команду авторов проекта входят не более 10 человек.

Подведение итогов: присуждаются гранты по дополнительным номинациям: «Лучший экологический проект», «Лучший творческий проект», «Лучший благотворительный проект», «Самый оригинальный проект».

Номинация «Плечом к плечу»

В эту номинацию входят проекты детских и молодёжных организаций, реализуемые в регионах; совместные проекты нескольких организаций, направленные на развитие взаимодействия между регионами; проекты, направленные на взаимодействие между лагерями ВДЦ «Орлёнок». Все мероприятия проекта должны соответствовать основным целям и задачам смены. Длительность проекта: не более трёх месяцев. Проект реализуется на территории каждой организации-партнёра. Обязательно привлечение к реализации проекта людей, не состоящих в организации. Участники проекта могут быть любого возраста.

Подведение итогов. Присуждаются гранты по следующим дополнительным номинациям: «Лучший проект», «Самый привлекательный проект» (проект, привлёкший наибольшее количество участников), «Самый реалистичный проект», «Самый оригинальный проект».

Номинация «Наследники»

В данную номинацию входят проекты, связанные с изучением и реализацией прав;

проекты, связанные с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне; проекты, направленные на изучение своей родословной, истории своей семьи; проекты, связанные с изучением и описанием опыта детских и молодёжных организаций. Все мероприятия проекта должны соответствовать основным целям и задачам смены. Приоритетная задача проектов — развитие патриотизма. Срок реализации проекта: от месяца до года.

Номинация «Мастер-класс»

В данную номинацию входят проекты, связанные с обучением какому-либо виду деятельности. Проекты могут быть реализованы как на территории ВДЦ «Орлёнок», так и в школах Туапсинского района. Все мероприятия проекта должны соответствовать основным целям и задачам смены. Каждое занятие должно быть рассчитано не более чем на 1 час с учётом возраста обучаемых.

Подведение итогов. Присуждаются гранты по следующим дополнительным номинациям: «Лучший мастер-класс», «Самый оригинальный мастер-класс».

Условия регистрации проектов. Проект должен быть представлен в установленной форме на листах формата А-4. Проект представляется путём устной презентации. Проект представляют не более трёх человек. При регистрации присутствует вся группа разработчиков. Время представления проекта: 3—5 минут. Приветствуются наглядные материалы. Лучшие проекты рекомендуются к реализации.

Спустя три дня после окончания проекта производится отчёт о реализации проекта.

Заявка в Банк социальных инициатив №__

Фамилия, имя___

___ № отряда ___

Инициатива_________________________

Кол-во участников команды _____________

На что направлена инициатива (краткое содер жание) ____________________________

Проект оформляется на листах формата А4 по схеме:

• название проекта;

• автор(ы), состав команды;

• идея проекта, его цель и актуальность;

• необходимый реквизит, оборудование;

• дата и место реализации;

• механизм реализации, этапы;

• кураторы проекта (из числа взрослых д/л «Звёздный»).

Отчёт о реализации проекта №____

1. Номер выданной лицензии.

2. Название проекта.

3. Краткое описание проведения мероприятий.

4. Описание достигнутых результатов (в соответствии с постановленными задачами).

5. Количество участвовавших людей, в том числе взрослых.

В настоящее время проектная деятельность — один из основных способов решения уставных задач детских и молодёжных объединений. Данный курс включает в себя четыре часовых занятия, рассчитан на детей 12—15 лет, желающих научиться составлять и реализовывать социальные проекты.

Цель курса: научить основам проектно-орга-низационной деятельности.

Основные задачи: научить основам проектной деятельности, помочь ребятам освоить алгоритм написания проекта, его осуществления. Создать группу инструкторов по социальному проектированию для помощи и консультирова ния всех желающих по написанию проекта.

1-е занятие

Подготовка к работе над проектом

Задачи: ознакомить детей с понятиями «проект», «социальный проект», «социальная проблема», «социальная деятельность». Ввести детей в проблематику социального проектирования.

Результат: владение участников занятия понятиями, чёткое представление детей о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях администрации детского лагеря, умение общаться в группе, анализировать разнородный материал (статистика, СМИ, нормативные акты).

Ход занятия:

Вводная часть.

Оглашение цели сбора. Знакомство детей между собой: игра «Незаконченное предложение» («Я тот, который...»).

Основная часть.

1. Разделение на микрогруппы — по региональному представительству. Каждая группа-регион получает карточку, на которой зафиксировано задание: «Описать структуру власти в своём регионе». Время на работу в группе — 5 минут, после чего каждая группа отчитывается.

В каждой группе выбираются «аналитик», «проектировщик», «командир», которые оценивают материал исходя из своих ролей-заданий.

Аналитик: сопоставляет все структуры власти во всех регионах, соотносит и вычленяет общий функционал органов власти во всех регионах.

Проектировщик: описывает специфику работы и полномочия администрации детского лагеря.

Требования к оформлению проекта

Мастер-классы по социальному проектированию

Командир: описывает структуру детского самоуправления лагеря, функциональные обязанности ОСУ.

Остальные группы соотносят три структуры: органов власти, администрации лагеря, самоуправления лагеря.

Ведущий вычленяет зоны взаимной ответственности, в том числе обеспечение социальных нужд общественности, контроль над соблюдением социальной справедливости.

Вывод: органы власти должны работать на решение социальных проблем.

Аудитория делится на микрогруппы, каждая получает на руки печатный материал, в котором нужно вычленить проблему. Все проблемы, которые огласили группы, классифицируются. Таким образом, на примерах показывается, что такое социальные проблемы.

Вывод: решение социальных проблем — социальная деятельность.

Ведущий выделяет в аудитории тех ребят, которые у себя дома состоят в детских общественных организациях (ДОО). К ним присоединяются другие ребята, образуя микрогруппы. Если в аудитории нет ребят, которые состоят в ДОО, или их мало, группы получают на руки материалы о деятельности ДОО. Задача: проанализировать материал, выслушать ребят и ответить на вопрос: «На что направлена деятельность ДОО?»

Вывод: деятельность ДОО — это общественная деятельность, направленная на решение социальных проблем. Формой планирования социальной деятельности является социальное проектирование.

Социальный проект — программа действий, которая помогает изменить ситуацию в своём дворе, школе, лагере, районе, городе. Девизом проектной деятельности могут служить слова: «Помогая окружающим, мы помогаем и себе».

Заключительная часть.

Подведение итогов, опрос: «Я понял, что социальный проект — это ...», «Я хочу узнать о.».

2-е занятие

Выбор проблемы

Задача: анализ спектра проблем, которые значимы для лагеря, региона и требуют решения.

Результат: умение подростков собирать информацию и работать с ней, вычленять проблемы.

Подготовка: акция «Чёрный ящик». На этой стадии объявляется акция — сбор вопросов, предложений, пожеланий. После этого аналитическая группа классифицирует вопросы и составляется проблемное поле.

В проблемное поле добавляются проблемы, взятые из анализа прессы, и те вопросы, которые актуальны для администрации лагеря.

Ход занятия:

Вводная часть. Оглашается цель сбора. Аудитория делится на команды.

Основная часть. Командам представляется проблемное поле. Каждая команда получает маршрут движения по карте: «Экологический», «Благотворительный», «Творческий», «Тимуровский», «Клубный».

Задание команде: оценить спектр проблем своего маршрута, ресурсы решения проблемы и потенциал своей команды.

После работы каждая группа отчитывается о пройденном маршруте, отвечая на вопросы-задания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключительная часть. Краткая рефлексия: что было открытием? Что далось с наиболь шим трудом? Что в мастер-классе хотелось бы изменить?

3-е занятие

Шаги социального проекта

Цель: показать алгоритм социального проектирования.

Результат: овладение алгоритмом социального проектирования.

Ход занятия:

Вводная часть. Оглашение цели сбора.

Сначала обозначим полный перечень основных шагов, которые необходимо предпринять, чтобы:

а) качественно разработать социальный проект, составить его организационный план

и подготовить всё необходимое, включая ресурсы и кадры;

б) успешно реализовать намеченный план действий, получив максимально возможный для вас или вашей команды результат.

Основная часть. Любая деятельность может быть описана в следующем алгоритме:

Прежде чем что-то делать, мы анализируем сложившуюся ситуацию, выстраиваем совместные перспективы, ставим цель, пла нируем наши шаги и только потом реализуем то, что задумали, и анализируем то, что получилось.

Аудитория разбивается на группы по семь че ловек.

Задание: опираясь на эту схему, попробуйте описать пошаговый вариант деятельности. Каждая группа вырабатывает свой вариант, затем представляет его перед аудиторией. За писываются все варианты, они обобщаются — выводится единый, наиболее точный вариант проектной деятельности.

Перечень основных шагов.

Этап «Разработка социального проекта»:

Шаг 1. Изучение общественного мнения. Шаг 2. Определение социальной проблемы и её описание. Шаг 3. Определение целей и задач работы над выбранной социальной проблемой. Шаг 4. Составление плана работы. Шаг 5. Составление рабочего графика. Шаг 6. Распределение обязанностей внутри команды.

Шаг 7. Определение необходимых ресурсов и источников их получения. Шаг 8. Разработка системы оценки и описание ожидаемых результатов. Шаг 9. Разъяснение обязанностей и обучение членов команды.

Этап «Реализация проекта»:

Шаг 10. Составление предложений по проекту.

Шаг 11. Поиск партнёров. Шаг 12. Проведение официальных переговоров.

Шаг 13. Получение необходимых ресурсов. Шаг 14. Проведение плановых мероприятий.

Шаг 15. Оценка и контроль выполнения плана.

Шаг 16. Корректировка плана реализации проекта.

Шаг 17. Информирование общественности о результатах проекта. Шаг 18. Составление отчёта об итогах реализации проекта.

Участники мастер-класса фиксируют для себя шаги социального проекта.

Заключительная часть.

Обсуждение возможных тем проектов для написания и реализации в ВДЦ Орлёнок».

4-е занятие

Разработка проблематики, цели социального проекта

Цель: помочь в предварительной работе над проектом.

Результат: формирование проблемного поля, над которым будет работать банк.

Ход занятия:

Вводная часть. Оглашение цели сбора. Сегодня участники узнают, каким образом нужно разрабатывать и подготавливать проект.

Основная часть. Подготовительная часть проекта состоит из двух основных блоков: организационного, куда включается работа с командой, составление рабочего графика и другое; содержательный, где определяется направление работы, тема, проблематика проекта.

Основа содержательной работы — изучение общественного мнения. Социологическое исследование помогает сознательно и оптимально решать социальные проблемы, что и является основной целью любого социального проекта.

Цель исследования — это оформление проблемного поля и сопоставление его с мнением проектировщика.

Участники мастер-класса получают задание: необходимо поработать в библиотеке, посмотреть газеты, особенно «орлятские», справочники, составить представление и том, какие вообще социальные проблемы есть в «Орлёнке».

Через два часа участники мастер-класса встречаются и представляют результаты своей работы и ту проблему, которая вызвала у них наибольший интерес, ту, которой они

хотят заниматься. Участники делятся на группы с подобным содержанием проблем, либо по интересам — не проектные рабочие группы.

Группа получает следующее задание: изучить общественное мнение разными способами:

> анкетирование участников смены (проблемы, которые волнуют подростков лагеря);

> открытая дискуссия, в ходе которой можно выслушать всех желающих, поделиться своим представлением о современных социальных проблемах разного уровня, начиная от глобальных и общероссийских до региональных и местных, то есть присущих лагерю и отряду. Все высказывания и мнения участников необходимо тщательно записывать, не упуская ни одного предложения.

В конце дня группы собираются для подведения итогов.

Необходимо отобрать социальные проблемы по ряду критериев:

> Важность и острота проблемы для отряда, лагеря.

> Возможно ли решение в принципе?

> Что реально вы можете сделать?

> Сколько времени требуется для решения данной проблемы?

> Какие средства (материальные и финансовые ресурсы) нужны для её решения?

> Какими ресурсами вы располагаете?

После отбора наиболее актуальных проблем, в решение которых вы можете внести свою лепту, следует приступить к формулировке разных вариантов названия этих проблем.

Итог занятия. Оформляются актуальные, реальные социальные проекты, за которыми закрепляются проектные рабочие группы. Эти группы формируют заявку по тому образцу, который публикует Банк социальных инициатив, и отдают заявку в банк. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.