Научная статья на тему 'Учимся, созидая'

Учимся, созидая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВРЕМЕННОЕ ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / TEMPORAL CHILDREN'S ASSOCIATION / NON-FORMAL EDUCATION / A SYSTEM OF INDIVIDUAL GROWTH / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фришман Ирина Игоревна

За обилием скрытых и явных требований к пребыванию ребёнка в детском лагере авторы Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» обошли вниманием особенности деятельности временного детского объединения. Остаётся открытым широкое пространство для дискуссий и мнений тех, перед кем ежегодно встаёт вопрос: «Что делать с детьми в лагере?».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учимся, созидая»

Пятая ЧЕТВЕРТЬ

УЧИМСЯ, СОЗИДАЯ

Ирина Игоревна Фришман,

заместитель директора Научно-практического центра «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций», профессор, доктор педагогических наук

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» под отдыхом и оздоровлением детей понимается «комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, закаливание организма, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование здорового образа жизни, режим питания и жизнедеятельности в экологически благоприятной среде».

• временное детское объединение • неформальное образование • система личностного роста • образовательная программа

3

а обилием скрытых и явных требований к пребыванию ребёнка в детском лагере авторы важного государственного документа обошли вниманием особенности деятельности временного детского объединения. Остаётся открытым широкое пространство

для дискуссий и мнений тех, перед кем ежегодно встаёт вопрос: что делать с детьми в лагере?

Действительно, как оценить и измерить «полезность» и «эффективность» отдыха

и оздоровление ребёнка? Почему если «удовлетворённость ребёнка от лагеря» замеряется индивидуально, то социальная значимость деятельности временного детского объединения оценивается редко и зачастую субъективно?

Известно, что подросткам комфортнее всего в группе. Психологи объясняют это стремлением личности к самоутверждению. Именно в группе сверстников удовлетворяются социальные потребности подростка — в заботе и защите, принадлежности, признании, достижении, выборе разнообразной деятельности, общении и понимании.

Чтобы социальные потребности стали знаниями и представлениями подростка о жизненных и профессиональных планах, необходимо разработать и апробировать программы особого вида образования — неформального. Базой для реализации таких программ могли бы стать временные детские объединения во время каникул. Реализация программ неформального образования станет ответом теоретикам и практикам о содержании каникулярного времени, может послужить основой разработки критериев и показателей эффективности отдыха и оздоровления детей.

Неформальное образование

Под ним мы понимаем вид образовательной деятельности, направленной на становление социальной компетентности личности. Неслучайно в рекомендациях Совета Европы содержание понятия «социальная компетентность» раскрывается как многоуровневая категория, которая обусловлена жизненным опытом личности, требованиями к социальным ролям, которые присущи ей в том или ином возрасте.

Социальная компетентность ориентирована на развитие основных умений личности: учиться, трудиться, сотрудничать, жить.

На наш взгляд, социальная компетентность как ключевое понятие может лечь в основу разработки программ неформального образования для подростков в детском временном объединении, ибо все эти умения возможно раскрыть и развить в течение лагерной смены.

Умение учиться связано со способностями личности решать проблемы, извлекать знания из прошлого опыта, критически относиться к действительности, оценивать эффективность происходящих изменений.

Умение трудиться отражает способности нести нагрузку, организовывать свою работу, деятельность других, использовать новое для получения лучшего результата.

Умение сотрудничать раскрывается в способности работать в группе, улаживать конфликты, договариваться, нести ответственность.

Умение жить означает овладение навыками безопасного поведения, стойкость в преодолении трудностей, умение адаптироваться к меняющимся социокультурным условиям.

Сегодня существует немало программ неформального образования подростков, где формированию социальной компетентности уделяется большое внимание. Между тем проблема обмена опытом, социальной активности остаётся открытой и перспективной для изучения как в постоянных, так и во временных детских сообществах. Причиной тому — динамика социальных преобразований, изменения норм отношений и деятельности, которые связаны с ростом влияния традиционных институтов социализации на подрастающее поколение. Поиск направлений взаимодействия постоянных и временных коллективов очевиден для изучения, описания и внедрения. На специализированных сменах СПО-ФДО во Всероссийском детском центре «Орлёнок» идёт поиск методов формирования социальной компетентности подростков.

Научно-практический центр Международного союза СПО-ФДО ведёт исследовательскую деятельность с 1991 года, разрабатывая, адаптируя и апробируя социально-педагогические технологии работы с постоянными и временными коллективами подростков-лидеров, в том числе и в условиях их гражданского выбора. Совместный с Всероссийским детским центром «Орлёнок» поиск на протяжении более 20 лет даёт позитивные результаты. За годы совместных исследований с детскими лагерями «Орлёнка» были подготовлены и рекомендованы для реализации в регионах Российской Федерации программные документы и материалы, внедрение которых позитивно повлияло на рост активности детей, подростков и молодёжи, активизировало необходимость взаимного сотрудничества, способствовало росту детского общественного движения в стране.

Переход «Орлёнка» на программы социально значимой деятельности детских лагерей круглогодичного типа потребовал дальнейшей разработки методов по организации деятельности участников временных детских объединений. Апробация методик, используемых в ходе сбора «Общественной палаты юных граждан России» 2009 года, о которых мы писали на страницах журнала «Народное образование» в прошлом году, позволила обобщить имеющийся опыт. Мы наметили пути дальнейшего формирования условий и разнообразия возможностей для общественно значимых видов деятельности, доступных подросткам, и передачи их друг другу с целью оказания помощи ближайшему социальному окружению.

Базой для разработки программы неформального образования юных лидеров «Пять колец достижений юных «Равный — равному» послужили следующие нормативно-правовые документы: государственные проекты и программы, стратегия образования и развития государственной политики; документы Ассамблеи СПО-ФДО 2009 года; Концепция развития и программа лидерского образования детей и подростков ВДЦ «Орлёнок»; Концепция социализации ребёнка в деятельности детских общественных объединений.

Специализированные смены СПО-ФДО в сотрудничестве с ВДЦ «Орлёнок» доказы-

вают, что становление и выбор позитивных социальных ориентаций подрастающего поколения проходят успешно при активном участии детей и подростков в социально значимой деятельности. Неразработанность программ поддержки детских проектов и инициатив, механизма участия детей и подростков в решении актуальных проблем общества и государства влечёт за собой снижение эффективности общественной практики юных граждан.

Выбор цели и задач специализированной смены «Пять колец достижений юных «Равный — равному» был связан с созданием условий для расширения представлений подростков о видах и направлениях организации общественно полезной, социально значимой деятельности (см табл. 1).

На всех этапах смены участникам программы была представлена возможность самореализации по следующим направлениям:

• личностный рост (организация обучающих занятий по выбору, реализация инициативных проектов);

• общественная деятельность (участие в ключевых мероприятиях программы, творческих группах, органах самоуправления);

• творческая самореализация (демонстрация творческих способностей в различных видах деятельности);

• спортивно-оздоровительная деятельность (участие в мероприятиях, формирующих здоровый образ жизни);

• аналитическая деятельность (участие в обсуждении материалов и документов по проблемам детского движения, организации общественных объединений).

Программа включала пять этапов, которые соответствовали периодам лагерной смены, обеспечивали формирование компонентов подготовки подростков к организации общественно полезной деятельности (табл. 2).

Таблица 1

Задачи программы Методы решения Показатели достижения результата

1. Освоение методик орлятской, коллективно-творческой деятельности, технологий общественно значимой, интеллектуально-игровой деятельности • анализ и обобщение опыта деятельности детских общественных объединений; • разработка инициативных проектов участниками смены; • организация социально значимых акций; • оценка произошедших изменений с участниками программы • оценка численности реализуемых проектов в период смены; • количество участников — авторов инициативных проектов; • повышение образовательной и социальной активности участников смены

2. Актуализация у подростков интереса к проектировочной деятельности по развитию ВДЦ «Орлёнок» в год 50-летия (акция «Ожерелье России»), СПО—ФДО в год 20-летия (акция «Друзья, прекрасен наш Союз»), по подготовке команды добровольцев-волонтеров к работе на Олимпиаде в Сочи в составе группы волонтёров от СПО-ФДО • разработка, защита и реализация инициативных проектов; • деятельность инициативных, творческих групп, органов самоуправления, временных объединений, союзов единомышленников • участие большинства детей и подростков в разработке и реализации ключевых мероприятий программы; • наличие тенденций личностного роста и творческой активности участников смены; • оценка численности участников, организаторов, авторов идей ключевых мероприятий программы

3. Разработка предложений в адрес лидеров СПО-ФДО, органов государственной власти по программе государственной поддержки в год 20-летия СПО-ФДО, подготовки к 90-летию ВПО им В.И. Ленина • организация, методическое и информационное обеспечение ключевых мероприятий программы; • мониторинг их эффективности, оценка и самооценка изменений в лидерском и творческом потенциале участников смены • участие большинства детей и подростков в разработке и реализации ключевых мероприятий программы; • наличие тенденций личностного роста и творческой активности участников смены; • оценка численности участников, организаторов, авторов идей ключевых мероприятий программы

4. Формирование подарочного фонда от СПО-ФДО в библиотеку, музей ВДЦ «Орлёнок», разбивание клумб, посадки деревьев из регионов России и стран СНГ в дендрарий, проведение социально значимых акций для ветеранов «Орлёнка» • формирование экспертных, творческих групп, советов; • использование методов «мозгового штурма», «банка идей», «вертушки», дискуссии повышение уровня представлений подростков о видах и формах их участия в общественной деятельности, нормах взаимодействия с органами государственной власти для решения социальных проблем

Структура взаимодействия участников смены и педагогического коллектива сочетала в себе деятельность постоянных и временных объединений, раскрывала возможности демонстрации опыта общественной деятельности детей и подростков в детских лагерях ВДЦ «Орлёнок» (было сформировано пять агентств по возрастам, 14 служб, работало 20 клубов).

Советом лагеря были разработаны положения о системе личностного роста и рейтинге команд (отрядов), защите инициативных

проектов «Дети — детям», конкурсно-игровой программе, награждениях участников программы «Пять колец достижений юных «Равный — равному».

У участников программы была возможность проявить свои качеств и способности в различных группах сверстников и взрослых. Во время проведения всех этапов смены были созданы творческие группы, переговорные площадки для наиболее полного раскрытия лидерского и творческого потенциала участников смены, педагогического коллектива.

Таблица 2

Этапы Ключевые дела этапов Предполагаемый результат

1-й этап — старт программы «Пять колец достижений юных «Равный — Равному» Выставка опыта деятельности детских общественных объединений Создание условий для взаимообогащения и взаимовлияния, выработки новых идей общественной деятельности

2-й — 3-й этапы — реализация 5 направлений (командные и личные первенства) — «Общественная палата юных граждан» Переговорные, дискуссионные, творческие, образовательные площадки. Акция «Дети — детям» Реализация лидерского и творческого потенциала участников смены

4-й этап — «3а Родину добро и справедливость» (подарки, обмен опытом) Конкурсно-игровая программа, творческая презентация «Мы — Союз СПО-ФДО» Подготовка и выпуск итоговых материалов смены (методических, аналитических, информационных)

5-й этап «Друзья, прекрасен наш Союз» Утверждение программы акции единых действий к 20-летию СПО-ФДО Проведение общелагерных мероприятий и дискуссий

Кадровое обеспечение смены включало в себя социально разработанный комплекс мер, направленный на рост профессионального мастерства педагогов-воспитателей детского лагеря «Солнечный».

* * *

Успешное проведение специализированных смен СПО — ФДО в «Орлёнке» позволяет развивать организацию профильных смен в различных регионах РФ. Это и деятельность экологических лагерей, историко-патриотических центров и клубов, детских и молодёжных лагерей актива участников программ общественных объединений. Подобный опыт широко развивается в Республике Башкортостан (Фестиваль «Пионеры третьего тысячелетия», на котором обсуждаются вопросы взаимодействия детских общественных объединений и местного сообщества); в Алтайском крае успешно действует детская деревня «Алтай», в Волгоградской области пятнадцать лет подряд в каникулы действует областной профильный центр общения и развития «Детские творческие дачи», участники которых безусловно развивают свой творческий потенциал, участвуя в калейдоскопе событий и дел, которые наполняют жизнь «дачников». За 15 сезонов участниками программы были победители конкурсов, ведущие творческие коллективы Волгоградской области, начинающие вокалисты, юные художники, конструкторы, писатели. Проект объединяет ребят на основе творческой деятельности, реализует до-суговые и социально значимые мероприятия.

В Тамбовской области найдена и успешно развивается особая форма сбора актива Союза детских организаций «Ассамблеи». На этих ассамблеях рассматривают самые трудные вопросы, найти ответы можно, только объединившись вместе, создавая новое и воплощая задуманное вместе.

В Воронежской области ежегодно встречают новых участников профильные лагеря «Искра», «Звёздный», «Академия 555». Визитной карточкой Курской области на протяжении двадцатилетия остаются профильные лагеря «Гайдаровец», «Вертикаль», «Монолит», «Комсорг», «Славянское содружество». Костромская область славится программами: «Комсорг», «Соколёнок», «Кентавр», «Город мастеров», где работают уникальные педагогические отряды. Томская область успешно проводит встречи, «чудо-программы» и «чудо-каникулы» для тех, кто готов активно и творчески отдыхать в Сибири. Деятельностью круглогодичных лагерей «Зеркальный», «Лазурный» и «Юность» славятся Санкт-Петербург, Нижегородская и Ульяновская области. В Татарстане успешно действует авторская программа «Заповедник» для повышения социальной и профессиональной компетентности старшеклассников. В ней принимают участие целые классы и школы республик Татарстан и Марий Эл. Этот список можно и нужно продолжать. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.