Научная статья на тему 'Социализация учащихся средних классов национальных школ на культурологических традициях в процессе профессионального самоопределения'

Социализация учащихся средних классов национальных школ на культурологических традициях в процессе профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ / НРАВСТВЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / SOCIALIZATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / READINESS TO THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / MORAL READINESS / CULTURAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзрахманов Ирек Магсумович, Файзрахманова Айгуль Линаровна

В данной статье рассмотрена роль культурологических традиций в процессе профессионального самоопределения учащихся средних классов национальных школ, предложены педагогические условия формирования нравственной готовности учащихся к профессиональному самоопределению, а также дается краткий анализ нравственных традиций ислама, способствующих повышению уровня социализированности учащихся средних классов в процессе профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файзрахманов Ирек Магсумович, Файзрахманова Айгуль Линаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF THE MIDDLE GRADES PUPILS OF THE NATIONAL SCHOOLS ON THE BASIS OF THE CULTURAL TRADITIONS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The article considers role of the cultural traditions in the process of professional self-determination of the middle grades pupils at the national schools. The authors suggest educational conditions for development of the moral readiness to the professional selfdetermination. The paper also gives a brief analysis of the Islamic moral traditions promoting growth of the pupils’ socialization level in the course of the professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Социализация учащихся средних классов национальных школ на культурологических традициях в процессе профессионального самоопределения»

УДК 37.032

Файзрахманов Ирек Магсумович

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования Казанского федерального университета [email protected]

Файзрахманова Айгуль Линаровна

ассистент кафедры теории и методики профессионального образования Казанского федерального университета [email protected]

СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ НА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Fayzrakhmanov Irek Magsumovich

PhD in Education Science, Senior Lecturer of the Theory and Methodology of Vocational Education Department, Kazan Federal University [email protected]

Fayzrakhmanova Aygul Linarovna

Assistant of the Theory and Methodology of Vocational Education Department, Kazan Federal University [email protected]

SOCIALIZATION OF THE MIDDLE GRADES PUPILS OF THE NATIONAL SCHOOLS ON THE BASIS OF THE CULTURAL TRADITIONS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация:

В данной статье рассмотрена роль культурологических традиций в процессе профессионального самоопределения учащихся средних классов национальных школ, предложены педагогические условия формирования нравственной готовности учащихся к профессиональному самоопределению, а также дается краткий анализ нравственных традиций ислама, способствующих повышению уровня социализированности учащихся средних классов в процессе профессионального самоопределения.

Ключевые слова:

социализация, профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному самоопределению, нравственная готовность, культурологические традиции.

Summary:

The article considers role of the cultural traditions in the process of professional self-determination of the middle grades pupils at the national schools. The authors suggest educational conditions for development of the moral readiness to the professional selfdetermination. The paper also gives a brief analysis of the Islamic moral traditions promoting growth of the pupils’ socialization level in the course of the professional self-determination.

Keywords:

socialization, professional self-determination, readiness to the professional self-determination, moral readiness, cultural traditions.

Профессиональное самоопределение и выбор профессии являются основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Анализ и обобщение различных взглядов на сущность профессиональной социализации доказывает, что она является составной частью социализации личности, заключающейся в приобщении ее к избранной или просто привлекшей внимание профессии. Она осуществляется стихийно в ходе взаимодействия людей в жизни и в процессе целенаправленно организованной деятельности [1, с. 242].

Перед общеобразовательной школой ставится задача способствовать формированию у учащихся готовности к профессиональному самоопределению. Учитывая то, что готовность к профессиональному выбору является важным показателем того, что социализация учащегося все-таки состоялась, и подросток смог понять особенности нынешнего понимания роли профессии, карьерной перспективы, ситуации на рынке и в обществе и соотнести эти особенности со своими взглядами, жизненными планами и ценностями [2].

Понятие «готовность» не имеет точного и единственного трактования. Ряд исследователей определяют готовность лишь как условие выполнения деятельности, как избирательную активность, опытность и мастерство. Другие выделяют, кроме вышесказанного, внутренние силы и потенциал личности, которые существенны для успешной профессиональной деятельности в будущем.

Изучив различные взгляды, мы придерживаемся мнения, что «готовность» - это и результат специальной организованной педагогической деятельности, так как подготовить - зна-

чит обучить, дать необходимые знания, и, во-вторых, сконцентрированное качество личности, включающее сформированность индивидуально-психологических и волевых черт личности, которые обеспечивают успешное включение человека в новую сферу деятельности [3].

Анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что готовность к профессиональному самоопределению - это интегративное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, это результат целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессиональному самоопределению; одно из проявлений уровня социализированности школьника. Данное многогранное психологическое явление состоит из таких компонентов, как устойчивый профессиональный интерес; уровень достоверности информации о предполагаемой профессиональной деятельности; личную самооценку своего соответствия профессии; степень уверенности в овладении профессией; потребность в получении профессии [4, с. 19].

М.В. Ретивым и рядом ученых представлены такие показатели готовности учащихся к профессиональному самоопределению, как нравственная, психофизиологическая и практическая готовность [5].

В рамках нашего исследования нас интересует нравственная готовность учащихся к профессиональной деятельности, определяемая как личностное качество, которое характеризуется сформированностью устойчивых нравственных мотивов, отражающих характер нравственных поступков; действенностью нравственно-этических знаний, определяющих отношение к окружающим людям и самому себе; обоснованностью способов осуществления профессиональных действий, обеспечивающих нравственно осознанное отношение к педагогической деятельности. Содержательными характеристиками нравственной готовности учащихся к профессиональной деятельности как личностного качества являются: выраженная комплексом нравственно-этических знаний о мире нравственная восприимчивость, которая сказывается на возрастании интереса к профессиональной деятельности; нравственная ориентированность и самооценка, побуждающие к системным профессиональным действиям и другое.

Исследования учащихся средних классов национальных школ Республики Татарстан показали ослабление внимания родителей к средствам трудового воспитания детей в семье. 38 % учащихся средних классов татарских гимназий и школ указали, что вообще не имеют никаких трудовых обязанностей по дому. Систематически выполняют трудовые обязанности в семье лишь 23 % учащихся. Очень высокие показатели использования труда как средства воспитания детей зафиксированы нами по учащимся, обучающимся в сельских татарских школах. Беседа показала, что с миром профессий знакомятся учащиеся в семье, в основном, примером родителей и близких, а также на уроках технологии, географии, биологии, то есть на уроках естественнонаучного цикла. 15 % обследуемых учащихся городских школ уже определились с будущей профессией, при этом лишь 8 % - учащихся сельских школ.

Решению данных проблем будет способствовать органическая планомерная работа педагогическая деятельность в национальных школах на основе культурологических трудовых традиций, направленная на профессиональное самоопределение учащихся и, как следствие, на повышение уровня их социализированности.

Необходимыми педагогическими условиями формирования нравственной готовности учащихся национальных школ к профессиональному самоопределению являются:

- включение трудовых традиций в общую систему задач развития школы на основе принципов культуросообразности и уважения к духовному наследию народа;

- органическое включение в план воспитательной работы школы вопросов, связанных с религиозно-культурологическими традициями (трудовыми традициями по исламу);

- обогащение школьных предметов нравственно-этическими понятиями и категориями («нравственность», «нравственная готовность», «нравственный выбор», «нравственное содержание профессии», «нравственные нормы и принципы поведения»), мотивирующими учащихся на формирование нравственной готовности к профессиональной деятельности;

- обеспечение участия школьников во внеклассной общественно-полезной деятельности, соответствующей содержанию трудовых традиций ислама;

- взаимоотношения школы, семьи и общественности на основе культурологических трудовых традиций;

- организация просвещения учителей национальных школ с целью повышения уровня их компетентности в области культурологических трудовых традиций ислама.

Более подробно остановимся на рассмотрении нравственных традиций ислама, способствующих повышению уровня социализированности учащихся средних классов в процессе профессионального самоопределения.

В соответствии с нравственными традициями ислама, воспитание в семье должно быть основано на ценностях любви друг к другу, сочувствии, взаимопомощи, культа старших по возрасту членов семьи, почитании детьми своих родителей, наличии постоянных трудовых обязанностей в семье. В исламе категория «труд» считается основополагающей. Труд есть способ удовлетворения потребности общества, основа его богатства. Труд является средством воспитания самого человека, который только с его помощью становится человеком мыслящим. Когда человек мыслит, он может отличить добро от зла, пользу от вреда [6, с. 69].

По исламу воспитание в труде - это, прежде всего, воспитание любви к труду. Труд - это и развитие склонностей, воспитание характера, нравственности, убеждений - все педагогические задачи и цели сводятся к одному - к труду.

Как известно, труд входит в духовную жизнь человека, и первым шагом в исламском воспитании является предельное сближение умственного и физического труда. Ведь, как известно, умственный труд имеет такое же значение для воспитания, как и физический. Человек должен понимать, что и для чего он делает.

Люди должны научиться переживать радость труда, понимать его значение. В меру своих возможностей человек создает себе комфортные условия, накапливает материальные богатства. Но в обществе люди, как известно, разные по своим возможностям как физическим, так и умственным, поэтому исламом предусмотрено следующее положение: часть производимого или накопленного посредством своего труда человек обязан жертвовать ради общества, в пользу этого общества, во благо этого общества.

Однако следует понимать, что воспитательным является тот труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы.

Таким образом, труд дисциплинирует человека, является той силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания. Ведь чем сильнее человек понимает возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что трудовые традиции ислама являются идеологической базой, ориентиром профессионального самоопределения учащихся, в первую очередь, в определении значимости трудовой и профессиональной деятельности в жизни человека.

В заключение необходимо отметить, что сегодня жизнеспособность общества зависит от успешной социализации молодого поколения и от сформированности у него нравственных позиций на основе традиций и многовековой культуры собственного народа. Осознание данного факта получило отражение в принятой «Национальной доктрине образования в РФ», в которой к приоритетным задачам деятельности учреждения относится создание оптимальных условий для формирования социально зрелой, высоко образованной личности, ориентированной на гуманистические ценности в выборе решений, осознающей ценности традиционной народной культуры, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях постоянно меняющегося мира [7].

Ссылки:

1. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2005.

2. Файзрахманова А.Л. Средний школьный возраст как период первичной социализации в процессе профессионального самоопределения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 30. С. 54-58.

3. Файзрахманов И.М., Файзрахманова А.Л. Готовность одаренных детей к профессиональному самоопределению // Актуальные задачи педагогики (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. 2013. С. 125-127.

4. Чистякова С.Н. Выбор профессии: оценка готовности школьников. М., 2009.

5. Ретивых М.В., Симоненко М.Д. Профессиональное самоопределение школьников. М., 2005.

6. Шаяхметова Р.И. Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников. Казань, 2003.

7. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368 (дата обращения: 09.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.