контекстный подход как средство повышения качества проектов по профессиональной ориентации
А.А. Симонова
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практики управления в образовании Уральского государственного педагогического университета E-mail: [email protected]
В статье раскрываются пути профессионального самоопределения учащихся, приводятся примеры перспективных образовательных проектов, ориентированных на профессиональное самоопределение учащихся в г. Екатеринбурге.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, рынок труда, принципы профессионального самоопределения учащихся.
При построении планов получения профессионального образования необходимо ориентировать учащихся на глубокий анализ их реальной ситуации, формировать у них реалистические ожидания в отношении возможности удовлетворения наиболее важных потребностей молодого человека на различных этапах профессионального становления.
Необходимой процедурой, позволяющей более квалифицированно оказать помощь в профессиональном самоопределении учащегося, является уточнение образа, с его точки зрения, работы идеальной. В сущности основная задача профориентации заключается в том, чтобы помочь формированию у учащихся эффективного решения при выборе профессии, отражающего как индивидуальные, так и общественные потребности.
Прогнозирование рынка труда в современных рыночных условиях необходимо не только для профессионалов в подготовке кадров, но и для широких слоев населения в целях разумной организации профессиональной жизни. В современных условиях человек сам ответственен за свою жизнь и профессиональный успех, поэтому ему нужна объективная информация о динамике спроса на его услуги и умения. В данном контексте важную роль играют просветительские проекты о прогнозах развития рынка труда для широких слоев населения, особенно для родителей.
Традиционное рассмотрение проблем подготовки кадров и кадрового обеспечения в рамках двух субъектов - профессиональ-
ного образования как поставщика кадров и производства как потребителя трудовых ресурсов - представляется достаточно упрощенным. Профессиональное самоопределение человека происходит также в системе дошкольного и общего образования. Уже в дошкольном детстве ребенок примеряет к себе различные профессии через выбор и создание различных образцов ситуаций деятельности и поведения. Известное выражение «все мы родом из детства» в полной мере относится и к сфере профессионального определения и самоопределения человека. К девятому классу жизнь выдвигает проблему достаточно четкого определения будущей профессии. Профильная средняя школа для одних - профессиональные учебные заведения для других. В наше динамичное время чем раньше определился человек в выборе сферы профессиональной деятельности, тем раньше он достигнет профессионального успеха. Образование через всю жизнь, провозглашаемое ЮНЕСКО, будет иметь более продуктивные направления - развитие, совершенствование, а не бесконечную беспорядочную смену сфер деятельности.
Как правило, в практических целях изучается собственно динамика кадрового обеспечения; в процессе разработки различных проективных документов данная динамика рассматривается в контексте экономического развития. В современных условиях представляется продуктивным прогнозирование динамики спроса на кадровое обеспечение в контексте всей жизнедеятельности человека,
совершенствования качества жизни людей. Человеческая жизнь целостна и системна, проявляется в различных аспектах: человек как личность, семьянин, гражданин, работник. Рассмотрим подробнее эти аспекты.
Человек как личность. Бог дал жизнь людям для духовного развития, развития человека как личности. Люди, внесшие значительный вклад в улучшение качества жизни человечества, сами были яркими личностями. Их системный, оптимистичный подход к организации жизнедеятельности позволил найти неиспользованные резервы в мировом сообществе. В то же время большинство проблем мирового уровня (терроризм, экологические проблемы и т. п.) порождены людьми с деформированной личностью. Рабочее место предъявляет в большинстве профессий достаточно жесткие требования к специфике человеческих качеств, поэтому в описании качества рабочего места необходимо уделять повышенное внимание личностным особенностям работника. На уровне профессио-грамм, квалификационных характеристик и инструкций о поведении специалиста на рабочем месте на первый план выдвигаются функциональные требования к определенной профессии и должности. На уровне реального рабочего места важное значение имеет детализация требований к работнику в контексте его личностных особенностей: познавательных интересов, ответственности, эмоционального равновесия, психосоматического здоровья и т. п. Проблема регулярной занятости и незанятости населения возникает прежде всего в связи с личностными аспектами, потребностью и умением человека вписать себя в организованную жизнедеятельность делового социума. Думается, что объективная информация о развитии потребности в персонале с определенными личностными качествами будет интересна специалистам и населению.
Человек как семьянин. Мужчины, женщины и дети выполняют разные социальные функции в семье. Женщинам в семье, как правило, принадлежит функция системообразующего фактора. Женщина прежде всего мать, так распорядилась природа. В контексте рассматриваемой проблемы встает проблема занятости женщин, имеющих детей, формирования гибкого графика работы, неполного рабочего дня, надомного труда. В этой связи актуален прогноз спроса рынка труда на услуги данной категории населения.
Человек как гражданин. Обозначу только один аспект - формирование социальной ответственности работников и работодателей. Это одна из очень важных и наименее рассматриваемая в практике и теории проблема.
Человек как работник, трудовой ресурс. Рассмотрение человека только как работника приводит к тенденции его превращения в рабочую машину. Машине свойственно функционирование только в рамках задаваемой программы. Подобный работник выполняет лишь свою функцию, а не формирует «город» для человека, удобной жизни в нем. Выход изделий российского производства на мировой рынок зависит также от умения и потребности человека жить в комфортных условиях. Непритязательность населения, привычка жить в условиях дефицита и житейских неудобств, недостаточная мобильность человека, неумение быстро перестроиться напрямую влияют на качество продукции. Стабильность в обществе во многом зависит от уровня и качества трудовой мотивации. Деформация трудовой мотивации населения приводит к ухудшению качества жизни. Очевидно, что проблема детской безнадзорности выльется в проблему взрослой незанятости и деформированной трудовой мотивации. В системе управления персоналом необходимы специалисты по формированию трудовой мотивации нужной структуры и качества.
Многое в выполнении трудовых функций зависит от внутренней культуры человека, становление которой происходит в детские и юношеские годы, прежде всего, благодаря системе общего образования.
Система общего образования объективно является основой профессионального образования. В то же время в современных условиях профессиональные учебные заведения озабочены не столько тем, чтобы к ним поступили наиболее пригодные к их сфере деятельности люди, сколько созданием системы приема и содержания вступительных программ, освоить которые можно лишь через систему подготовительных курсов и репетиторства. Введение в программы вступительных экзаменов вопросов, не входящих в школьную программу, ведет к нарушению государственного стандарта образования, провоцирует развитие репетиторства как теневого бизнеса в системе образования. Система отбора абитуриентов
требует пересмотра, более активного участия в этом процессе заказчиков кадрового обеспечения.
К сожалению, современная система налоговых льгот не способствует формированию прослойки производственников и коммерсантов, заинтересованных в развитии системы образования как основы развивающегося производства и стабилизации общества
Рынок труда чаще всего обсуждается по отношению к платежеспособным отраслям, а социальная сфера находится вне поля зрения, хотя от ее развития зависит качество жизни населения. В обсуждении проблем подготовки кадров отражаются потребности промышленных предприятий, а не потребности жизни.
В Екатеринбурге действуют несколько достаточно перспективных образовательных проектов, ориентированных на решение заявленной проблемы. Во-первых, в школах города в преподавании курса «Основы выбора профессии» используется электронное учебно-справочное пособие. Во-вторых, в Программе развития системы образования Екатеринбурга определены основные принципы, а также реальные направления работы по профессиональному и личностному самоопределению детей разных возрастов и категорий [1]. Из многолетнего опыта работы по профессиональной ориентации учащихся нами выделены некоторые предложения по ее усовершенствованию:
- разработка и реализация просветительских проектов - прогнозы развития рынка труда для широких слоев населения, особенно для родителей;
- введение в системы управления персоналом специалистов по формированию у работников трудовой мотивации нужной структуры и качества;
- создание системы информации о развитии потребности предприятий в персонале с определенными личностными качествами;
- разработка проектов по разрешению проблемы занятости женщин, имеющих детей;
- проект развития социального партнерства по проблемам образования.
Каждому взрослому человеку ясно, что воплощение в действительность определенных планов и решений требует известных «затрат» - больших или меньших усилий, большего или меньшего самоограничения, самодисциплины. Эти затраты различны с учетом пред-
ставленности в их структуре волевых усилий личности, материальных затрат семьи, затрат времени. Поэтому оценка вариантов решений не может осуществляться полноценно, если отсутствует модель «затрат» для достижения определенных по уровню удовлетворенности целей, если человек не может четко ответить на вопрос, чем он готов пожертвовать во имя достижения намеченной цели.
Подготовка подрастающего поколения к успешной социализации, развитие индивидуальности детей и юношества как активных субъектов общественной, научной, технической деятельности в полной мере зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Большинство современных технологий требуют и от родителей активного участия в обучении и воспитании детей, так как именно они должны будут создать детям условия для успешной учебы. Поэтому важным является оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием, а также родителям в овладении современными методами решения приоритетных проблем образовательного процесса и управления образовательными системами. Нами разработана и апробирована программа городского семинара, позволяющего осуществлять систематическое, целенаправленное профессиональное просвещение всех субъектов образовательной системы. Научно-методическая идея семинара - развивающее личность и деятельность ребенка и педагога содержание образования; при этом педагогические и управленческие технологии как нормативные образцы педагогической практики городской системы образования являются условиями обеспечения необходимого качества образования.
Научно-методический семинар реализуется через систему модульных программ:
- «Методист-1» - для работников методических служб различных учреждений общего образования;
- «Методист-2» - для руководителей методических объединений образовательных учреждений;
- «Управленец» - для руководителей всех типов образовательных учреждений;
- «Педагог» - для педагогов всех типов образовательных учреждений;
- «Психолог» - для практических психологов системы образования;
- «Семья» - для детей и их родителей;
- «Информация» - для работников информационно-социологических служб образовательных учреждений.
При проведении таких семинаров используются различные формы организации учебного процесса:
- теоретические лекции ведущих специалистов по проблемам образования;
- практические занятия по освоению новых педагогических технологий и содержания образования;
- изучение опыта управления образовательными учреждениями;
- изучение опыта организации образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа;
- изучение опыта семейного воспитания;
- групповые консультации по запросам детей, родителей, работников образовательных учреждений;
- индивидуальные консультации.
В результате многолетнего опыта проведения такой работы и разработки критериев, по которым оценивалась эффективность профессиональной ориентации учащихся, мы убедились в том, что:
- происходит активизация сотрудничества всех субъектов образовательной системы;
- реализованные в полном объеме и в установленные сроки методические программы содействуют профессиональной ориентации учащихся;
- разработанные участниками программ методические материалы позволяют расширить возможности профессиональной ориентации учащихся;
- формируются команды педагогов, управленцев, родителей, заинтересованных и способных разрабатывать и осуществлять образовательную практику, ориентированных на развитие личности и деятельности ребенка.
Ниже приводятся некоторые программы модульной программы образовательной политики в процессе профориентации учащихся.
Модуль 2. Проблемы стандартизации в образовании.
Модуль 3. Проектирование системы подготовки и переподготовки кадров в районе.
Модуль 4. Управление системой повышения квалификации в регионе.
Модуль 5. Управление введением новых педагогических технологий и обновление содержания образования в образовательных учреждениях региона.
Модуль 6. Мониторинг эффективности образовательных систем.
Программа «Педагог»
Модуль 1. Создание условий обучения и воспитания, обеспечивающих раскрытие и развитие личности и деятельности детей.
Модуль 2. Современные тенденции развития содержания обучения и воспитания детей.
Модуль 3. Способы осуществления диагностической, методической, управленческой деятельности педагогов по организации самостоятельного обучения школьников.
Модуль 4. Современные технологии обучения: модульное обучение, междисциплинарное обучение, адаптивное обучение, обучение в совместной деятельности, личност-но-ориентированное обучение, развивающее обучение и др.
Модуль 5. Современные технологии организации внеучебной деятельности детей: досуговая, социально-ориентирующая, профессиональная ориентация, технология лидерства, развитие индивидуальных возможностей и способностей.
Программа «Семья»
Модуль 1. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в современных условиях.
Модуль 2. Проблемы школьной неуспеваемости и способы ее преодоления.
Модуль 3. Роль семьи в развитии одаренных детей.
Модуль 4. Формирование педагогической системы семьи.
ЛИТЕРАТУРА
Программа «Методист» Модуль 1. Тенденции развития образования современного периода, связь социокультурной и образовательной политики региона.
1. Карьера. Основы профессионального самоопределения учащихся / Под ред. А.А. Симоновой. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
contextual approach as a mean of improving the quality of projects on professional orientation
A.A. Simonova
candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of Theory and Practice of Management in Education of the Ural State Pedagogical University
The ways of professional self-determination of students are described in the article, the examples of prospective educational projects focused on professional self-determination of students in Yekaterinburg are provided.
Key words: professional orientation, professional self-determination, labor market, the principles of professional self-determination of students.
методологические подходы к изучению качества инновационного образовательного процесса
в техническом вузе
С.В. Филатов
проректор по международным связям Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета)
Тел.: (495) 434-94-34
Т.Г. Цуникова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета)
Тел.: 8-916-380-52-71
В статье анализируются вопросы социально-педагогического проектирования и моделирования управления образовательным процессом при организации обучения в техническом вузе.
Ключевые слова: параметрические модели качества подготовки специалистов, квалито-логия образования, стандартизация, аттестация, лицензирование, аккредитация, качество академической подготовки студентов, социально-педагогическое проектирование, моделирование управления образовательным процессом.
В настоящее время наметились пути решения задач управления качеством инновационного образовательного процесса как в области теоретико-методологических исследований, так и в научно-методической сфере, включая социально-педагогическое проектирование и моделирование [1].
Второе направление (в частности, социально-педагогическое проектирование и мо-
делирование) сосредоточено на следующих путях решения проблем управления:
- научно-методическое обеспечение системных исследований тенденций в развитии высшего образования и новых требований к качеству подготовки специалистов;
- методическое обеспечение построения структурно-параметрических моделей качества подготовки специалистов с высшим образованием;