знания; поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса.
Библиографический список
1. Митрофанова, О. Д. Лингводидактическая категория учёта будущей специальности учащихся: вчера и сегодня [Текст] / О. Д. Митрофанова // Материалы Международной научно-практической конференции «Мотинские чтения». «Профессионально-педагогические традиции в преподавании русского языка как иностранного. Язык. - Речь. - Специальность». Ч. I. - М.: РУДН, 2005. - С. 278.
2. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов. [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - СПб: Златоуст. -С. 159.
3. Солганик, Г. Я. Лексика газеты. [Текст] / Г. Я. Солганик. - М., 1981. - С. 120.
4. Мотина, Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. [Текст] / Е. И. Мотина. - М.: РЯ, 1988. - С. 97
5. Черемисина, Н. А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению [Текст] / Н. А. Черемисина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 195-203.
6. Скрябина, О. А. О научном поиске в области развивающего потенциала письменной речи [Текст] / О. А. Скрябина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 195-203.
УДК 371
Л. Ю. Кобелева, L. Y. Kobeleva.
Учитель физики и математики Муниципального общеобразовательного учреждения Фершампенуазская средняя общеобразовательная школа Нагайбакского района Челябинской области, [email protected], Нагайбакскийрайон Челябинской области
The teacher of physic andmathematimaths ofMuncipal general institution Fershampenuazskaya seconderi general school of Nagaybak region Chelyabinsk area, [email protected], Nagaybaksk region Chelyabinsk area
Д. Ф. Ильясов, D. F. Il’asov.
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], Челябинск
The doctor of the pedagogical sciences, professor, the chair manager of pulpit pedagogigs and psychologis Chelyabinsk institute of the refresher course and increasing to qualifications thechers, [email protected], Chelyabinsk
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИМСЯ В ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
Характерной чертой современной школы является направленность на поддержку учащихся в их профессиональном самоопределении. Это положение находит свое подтверждение в Законе Российской Федерации «Об образовании», где ука-
177
зывается на необходимость создания основы для осознанного выбора и освоения учащимися профессиональных образовательных программ. Поэтому действующие концепции обучения и воспитания в качестве важнейших задач ставят формирование у учащихся гражданской ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Отечественная школа стоит перед необходимостью подготовки учащихся самостоятельно включать в систему профессионального выбора нарастающий поток информации, развивать свои знания и умения по профилирующим предметам, творчески подходить к любым изменениям рынка труда, нести ответственность за свой выбор. Решение этих задач зависит от того, насколько в общеобразовательном учреждении налажена система педагогического содействия учащимся в их профессиональном самоопределении.
По существу речь идет о целостной системе педагогического содействия. Заметим также, что соответствующая система педагогического содействия может развертываться на различных уровнях управления, в том числе и на уровне образовательного учреждения. Поскольку в нашем исследовании речь идет о системе педагогического содействия учащимся на уровне общеобразовательного учреждения, то мы, прежде всего, определимся с сущностью понятия «педагогическое содействие».
В «Словаре русского языка», вышедшем в 1961 г., термин «содействие» означает «помощь, поддержку в какой-нибудь деятельности». При этом подразумевается употребление данного термина в таких контекстах, как «оказать содействие», «товарищеское содействие», «комиссия содействия» [2, с. 732]. В более позднем его издании приводится уточненный вариант трактовки этого термина. Под содействием там понимается «помощь, поддержка в достижении, развитии чего-либо» [2, с. 748].
В таких же значениях термин «содействие» используется в «Новом словаре русского языка» (под ред. Т. Ф. Ефремовой). Помимо этого, там приводится еще одно его значение, а именно «совместное действие, соучастие» [1].
Заметим, однако, что в такой интерпретации термин «содействие» используется в педагогической литературе достаточно редко. Вместе с тем, подобная интерпретация содействия является вполне обоснованной и логичной. Подтверждением этому является то обстоятельство, что термин «содействие» является аналогом греческого слова «синергетика» (synergeia). Предложенный Г. Хакеном, это термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании единого целого [5].
В нормативно-правовых документах термин «содействие» используется, как правило, в значении «помощь». Речь идет, прежде всего, о безвозмездной помощи, т. е. содействие там используется в контексте «безвозмездная помощь». Так, в Федеральном законе «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации», принятом Государственной Думой в 1999 г., под содействием (безвозмездной помощью) понимаются средства, товары, предоставляемые Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления ..., а также выполняемые для них работы и оказываемые услуги в качестве гуманитарной или технической помощи на безвозмездной основе. При этом выделяются два вида содействия (безвозмездного содействия):
техническое содействие (техническая помощь) и гуманитарное содействие (гуманитарная помощь).
В практической психологии термин «содействие» появился в середине 80-х годов прошлого столетия. При этом предполагалось, что психологу следует работать не только с теми, у кого имеются какие-либо проблемы, но и со всеми людьми, оказывая содействие их развитию. Для психолога, работающего в общеобразовательном учреждении, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, оказывающего содействие детям, педагогам и родителям [4].
Итак, можно констатировать, что термин «содействие» используется в различных значениях. При этом выделяются следующие аспекты употребления этого термина:
- согласованное взаимодействие частей (данное значение обусловлено использованием, прежде всего, в управленческой литературе греческого аналога «синергетика»);
- совместное действие, соучастие (устаревшее значение слова «содействие», достаточно редко используется в научной литературе);
- оказание помощи, поддержки в какой-либо деятельности (данное сочетание уместно, когда речь идет о содействии какому-либо человеку, людям или их объединениям, например, «содействие педагогическим работникам», «содействие малому и среднему бизнесу» и т. п.);
- создание условий для осуществления какой-либо деятельности или процесса (используется чаще всего в тех случаях, когда речь идет о содействии в осуществлении какого-либо процесса, например, «содействие в становлении готовности», «содействие в развитии ребенка» и т. п.).
В нашей статье мы используем термин «содействие» только в значении «оказание помощи, поддержки кому-либо».
Опираясь на это уточнение, под педагогическим содействием учащимся в профессиональном самоопределении будем понимать систему объективно необходимой, адресной и целесообразной помощи, оказываемой им со стороны педагогических работников и администрации общеобразовательной школы.
Если опираться на выводы практических психологов о том, что содействие следует оказывать не только тем людям, которые испытывают какие-либо проблемы, но и вообще сопровождать деятельность этих людей, то становится очевидным, что педагогическим содействием (естественно в рассматриваемом аспекте) могут быть охвачены все учащиеся, которые, так или иначе, вовлечены в процесс профессионального самоопределения. Соответственно и мера помощи учащимся со стороны педагога может быть различной в зависимости от потребностей самих учащихся в профессиональном самоопределении.
Проектирование системы педагогического содействия осуществляется с учетом особенностей процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение представляет собой сложный и многоаспектный процесс. Являясь системным компонентом личностного самоопределения, профессиональное самоопределение имеет ярко выраженную социальную направленность и значимость. В психологии развития личности профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей человека. Следует отметить, что профессиональное самоопределение охватывает весь жиз-
ненный и трудовой путь человека и поэтому может рассматриваться как важная составная часть жизненного самоопределения, занятия определенного места в социальной структуре общества, вхождения в ту или иную социальную группу, выбора определенного образа жизни и, конечно, выбора сферы трудовой деятельности в конкретной профессии.
В данной статье профессиональное самоопределение понимается нами как активный и долговременный процесс выбора и освоения профессии, развития профессионально важных качеств личности для поиска себя в единстве (сосуществовании) с окружением.
Идея педагогического содействия в определенной мере согласуется с положениями гуманного образования, предусматривающего, в частности, учет индивидуальных способностей и возможностей учащихся как субъектов профессионального самоопределения. Необходимо помочь им определиться с предполагаемыми направлениями будущей профессиональной деятельности, максимально более полно учитывая при этом их индивидуальные особенности. В таком случае с большей долей уверенности можно говорить об адресности и целесообразности мероприятий, осуществляемых с точки зрения педагогического содействия. Иными словами, ожидаемым результатом осуществления педагогического содействия учащихся должна стать их готовность к профессиональному самоопределению.
Готовностью учащихся к профессиональному самоопределению мы определяем как психическое состояние, включающее механизмы удовлетворения потребностей, мотивов и возникновения деятельности по проектированию личного результата профессионального самоопределения, рефлексии и самооценки. Основными структурными компонентами готовности учащихся к профессиональному самоопределению являются: мотивационно-рефлексный, когнтивный и операциональный. При их выделении мы руководствовались исследованиями Н. И. Калугина,
А. П. Менщикова, А. Д. Сазонова и др.
Мотивационно-рефлексивный компонент проявляется в направленности учащегося на определение будущей профессиональной деятельности, а также оценке своих возможностей в избранной профессиональной деятельности и перспектив ее осуществления. В качестве показателей мы рассматривали желание учащегося осуществлять профессиональную деятельность, стремление к общественному признанию и саморазвитию.
Когнитивный компонент представлен знаниями учащихся о многообразии профессий, их особенностях, о будущей профессиональной деятельности и возможностях для самореализации в ней. Сформированность соответствующих знаний у учащихся определяется нами на основе таких показателей, как полнота, точность и осознанность.
Операциональный компонент предполагает осознанный выбор учащимися предполагаемой профессиональной деятельности, освоение ими первичных умений в выбранных профессиях. Показателями сформированности операционального компонента выступают обоснованность, реалистичность, количество освоенных операций, качество и точность выполнения действий.
Таким образом, мотивационно-рефлексивный, когнитивный и операциональный компоненты раскрывают содержание понятия «готовность учащегося к профессиональному самоопределению». Причем мотивационно-рефлексивный компонент осуществляет стимулирующую функцию, отражает потребности и мотивы учащегося в определении предполагаемого аспекта будущей профессиональной деятель-
ности. Когнитивный компонент выполняет информационную и ориентационную функции. Он включает в себя освоенные первичные знаний о будущей профессиональной деятельности, способах и методах ее осуществления. Операциональный компонент отражает степень освоенности учащимися первичных умений в области предполагаемой профессиональной деятельности.
Педагогическое содействие учащимся в их профессиональном самоопределении предполагает создание специальной системы, нацеленной на поддержку и оказание помощи учащимся в формировании их направленности на определение будущей профессии, овладение первичными знаниями и умениями предполагаемой профессиональной деятельности. Такая система нами была разработана.
При ее проектировании мы опирались на системный, деятельностный и лич-ностно ориентированный подходы. Нами были выделены следующие структурные компоненты системы: целевой (включающий все многообразие целей и конкретных задач), содержательный (отражающий многообразие аспектов взаимодействия и сотрудничества учащихся и педагогов), операционный (определяющий целесообразное сочетание форм, методов и средств взаимодействия учащихся и педагогов), результативный (отражающий конечный результат всей деятельности по формированию направленности на определение будущей профессии, первичных знаний и умений).
Особенностью разработанной нами системы была ее направленность на реализацию в условиях сельской общеобразовательной школы. Это обстоятельство было учтено нами при проектировании комплекса педагогических условий эффективной реализации системы педагогического содействия учащимся в их профессиональном самоопределении. В данный комплекс вошли следующие педагогические условия:
- формирование направленности учащихся на определение будущей профессиональной деятельности через поднятия престижа рабочих профессий в сельской местности;
- разработка индивидуальных траекторий предпрофильной подготовки на основе выявления потребностей и профессиональных склонностей учащихся;
- побуждение учащихся к проектированию перспектив своей жизнедеятельности в соответствии со стратегическими планами развития села.
Сущность первого педагогического условия заключается в мотивировании учащихся на сознательный выбор предстоящей профессиональной деятельности. Это предполагает спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Учащиеся и их родители должны получить сведения о различных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, где ребята смогут продолжить образование после основной школы. С целью оказания помощи учащимся в таком выборе предполагается проведение с ними целенаправленной, опережающей работы по освоению механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности», а именно: организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения; обучение учащихся способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности (проведение элективного курса «Мой выбор»); проведение классных
часов профориентационной направленности; проведение экскурсий; взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования.
Диагностика мотивов предстоящего выбора у учащихся, выявление их интересов и склонностей дают возможность проектировать индивидуальные траектории предпрофильной подготовки для каждого учащегося, что соотносится со вторым педагогическим условием. Осуществление данного условия предусматривает: проведение элективных курсов по выбору учащихся (на основании письменного анкетирования); анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения; реализация «проб выбора профиля обучения», а также диагностика соответствия возможностей учащихся требованиям избираемого профиля. Создаваемые при этом «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора позволяют формулировать, ранжировать и соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля, а также профессионального самоопределения.
Третье педагогическое условие предусматривает организацию специальных занятий с учащимися по изучению стратегических целей развития села, требуемых в будущем профессиях, социальных программах села для нужных специалистов. Кроме того, обязательными могут стать встречи с лучшими специалистами села. На таких встречах учащиеся имеют возможность получить интересующую их информацию. Как правило, учащиеся больше доверяют ответам специалистов, чем рассказам руководителей или учителей. На таких встречах целесообразно обсуждать такие вопросы, как: «Где лучше обучают по профессии?», «Какие есть перспективы в карьере и заработной плате?», «Как востребована эта профессия?», «Какие есть льготы или социальные пакеты по данной профессии?». Результаты таких встреч могут быть оформлены на одной из страниц «Альбома профессии». Мы склонны считать, что составление краткого резюме по профессии - это рефлексия услышанного и увиденного. При этом подобные записи могут посмотреть учащиеся других учебных заведений, что позволит им существенно повысить свою информированность о многообразии профессий и их роли в развитии села.
Таким образом, педагогическое содействие учащимся в их профессиональном самоопределении предполагает создание специальной системы, эффективная реализация которой осуществляется при наличии специальных условий. Обозначенные нами педагогические условия могут дать эффект только при наличии достаточного количества времени, так как весь период профессионального самоопределения учащихся сопровождается подъемами и спадами настроения, колебаниями в выборе и изменчивостью мотивации. Именно поэтому постоянная педагогическая поддержка учащихся в их профессиональном самоопределении жизненно необходима.
Библиографический список
1. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковый словообразовательный словарь: в 2 т. [Текст] / Т. Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. -1210 с.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Госуд. изд-во иностр. и нац. словарей, 1961. - 900 с.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, С. Ю. Шведова; Российская АН; Российский фонд культуры. - 2-е изд. исправ. и доп. - М.: ЯЗЪ, 1994. - 928 с.
4. Психологический словарь [Текст] / редколл.: В. В. Давыдов и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-пресс, 2001. - 438 с.
5. Хакен, Г. Синергетика [Текст] / Г. Хакен; под ред. Ю. Л. Климонтовича, С. М. Осовца. - М.: Мир, 1980. - 404 с.
6. Касаткина, Н. Э. К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников [Текст] / Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 297-307.
7. Ильиных, И. М. Дополнительное образование как пространство развития социальной активности молодежи [Текст] / И. М. Ильиных // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 327-337.
8. Нефедкина, И. А. Теоретические основы педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников [Текст] / И. А. Нефедкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.
УДК 373.3/.5
Н. В. Мартынова, N. V. Martinova.
Старший преподаватель кафедры психологии развития личности Магнитогорского государственного университета, [email protected], Магнитогорск
Senior Tutor Chair of Personality Development Psychology Magnitogorsk State University, [email protected], Magnitogorsk
СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К САМОИМДЖМЕЙКИНГУ
Педагогическую имиджелогию ученые (В. Л. Бозаджиев, В. П. Делия, Т. Е. Климова, А. А. Калюжный, Е. А. Петрова, Н. М. Шкурко и др.) относят сегодня к одному из наиболее интенсивно развивающихся направлений педагогической науки. В данной статье нами была поставлена задача уточнения определения понятия «готовность учителя к самоимиджмейкингу», раскрытия его структуры, содержания и функций.
По определению В. И. Даля, «готовность» - «состояние и свойство готового», а понятие «готовый» означает «сделавший все необходимые приготовления, приготовившийся к чему либо» [1, с. 387]. В психологических и педагогических словарях и энциклопедиях данному понятию не уделено внимания в самостоятельной статье. Между тем оно широко применяется психологами и педагогами, которые по-разному его трактуют.
Анализ научной литературы показал, что в психологии сложилось различные подходы к трактовке готовности (подготовленности) к деятельности. Для нашего исследования представляют значимость выводы психологов (П. С. Горностай, М. И. Дъяченко, Л. А. Кандыбович, Л. И. Кобзар, В. А. Крутецкий, Л. И. Король,
В. А. Моляко, С. И. Равикович, М. Л. Смульсон и др.) о том, что: