Научная статья на тему 'Системное педагогическое содействие становлению готовности учащихся старшей школы к профессиональному самоопределению'

Системное педагогическое содействие становлению готовности учащихся старшей школы к профессиональному самоопределению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьина Елена Вениаминовна

В статье обосновывается актуальность создания модели педагогического содействия становлению готовности учащихся старшей школы к профессиональному самоопределению; рассматриваются структура, компоненты и условия функционирования модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьина Елена Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системное педагогическое содействие становлению готовности учащихся старшей школы к профессиональному самоопределению»

Библиографический список

1. Пронина, И. А. О преподавании декоративно-прикладного искусства в XVIII в. [Текст] / И. А. Пронина // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т. В. Алексеевой. - М.: Наука, 1973. - С. 76-89.

2. Описание первой Публичной выставки Российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге 1829 года - СПб, 1829.

3. Пронина, И. А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII - первой половины XIX века [Текст] / И. А. Пронина. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 312 с., ил.

4. Пронина, И. А. Художественно-промышленные школы России в первой половине XIX века [Текст] / И. А. Пронина // Труды Академии художеств СССР. Вып. 3: Сб. статей. - М.: Изобраз. искусство, 1985. - С. 200-211.

5. Шульгина, Е. Н., История Строгановского училища. 1825 - 1918 [Текст] / Е. Н. Шульгина, И. А. Пронина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2002. - 336 с.

УДК 371.315

Ананьина Елена Вениаминовна

Старший преподаватель кафедры высшей математики Озёрского технологического института (филиала) ГОУ ВПО МИФИ (ГУ), учитель математики высшей категории МОУ «Лицей № 39», vitaminka_ozersk@mail.ru, Озёрск

СИСТЕМНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Ananina Elena Veniaminovna

A senior teacher of the chair of higher mathematics of Ozersk Technological Institute a branch of MEPhI (SU), a teacher of mathematics of higher category of lyceum № 39, vitaminka_ozersk@ mail.ru, Ozersk

TO THE PROBLEM OF THE MODEL OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO SENIOR PUPILS BECOMING PREPARED FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров ещё в большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессионального самоопределения молодёжи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся не соответствуют потребностям современного рынка труда.

Осуществляя свой профессиональный выбор, старшеклассникам приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем непросто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из средств массовой информации и т. д. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Педагогическая практика показывает, что выпускники средних школ часто перекладывают на родителей ответственность за свой жизненный выбор, не проявляют готовности и желания определить собственную судьбу. В результате, став студентами, меняют профессию ещё на стадии обучения либо после получения диплома устраиваются работать в совершенно другую отрасль [1; 6].

На все эти как негативные, так и позитивные изменения в обществе должна реагировать и общеобразовательная школа.

Школа должна связать систему образования с экономической системой, потребности учащихся с нуждами общества, настоящее учащихся с будущим. Выпускники школы должны быть информированы о спросе на профессии, о возможностях, которые даёт то или иное учебное заведение, о перспективах трудоустройства и вознаграждения за труд. Таким образом, общеобразовательная школа должна стать для своих учащихся неким навигатором в мире профессионального образования и работы, чтобы в одиннадцатом классе выпускник школы смог более внятно для себя сформулировать выбор профессии и соответствующего вуза для её получения.

Под готовностью старшеклассника к профессиональному самоопределению мы понимаем внутреннее качество учащегося старшей школы, которое приобретается в образовательном процессе, характеризующееся степенью сформированности обобщенных характеристик, благодаря которому обеспечивается возможность учащемуся старшей школы сознательно и обоснованно избрать вид профессиональной деятельности и соответствующей образовательной траектории. Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению в нашем исследовании рассматривается в аспекте образованности. Поэтому в качестве обобщенных характеристик готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению целесообразно использовать характеристики образованности: осведомленность, сознательность, действенность и умелость [7].

Проводимое нами исследование связано с разработкой модели педагогического содействия становлению готовности учащихся старшей школы к профессиональному самоопределению.

Мы поддерживаем точку зрения А. Я. Найна, в соответствии с которой под моделью понимается система, отражающая определенное явление или объект так, что это дает новую информацию о нем [3, с. 24]. При построении модели мы опираемся на следующие этапы моделирования, выделенные И. О. Котляровой: «построение модели, исследование модели, корректи-

ровка модели, применение модели» [2, с. 12]. До построения модели необходимо произвести анализ реальной ситуации и постановку задачи, что нами и было сделано. Следующий этап - разработка теоретического обоснования модели.

Нам представляется целесообразным перечислить те характеристики, на которые мы опирались при построении модели педагогического содействия становлению готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению: адекватность, простота, оптимальность, наглядность, конструктивность, присутствие элементов обобщенности, абстракции, возможность проведения измерений.

При построении модели мы опирались на системный подход (А. Н. Аверьянов, И. В. Блауберг, С. В. Ильин, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин и др.). Системный подход к отражению всякой реальности базируется на понятии системы. Системный подход в образовании базируется на понятии образовательной системы. Под образовательной системой будем понимать взаимосвязанное единство отдельных частей, аспектов образования, рассматриваемое как результат отражения соответствующих аспектов реального образования [5, с. 6].

В соответствии с первым положением системного подхода к отражению образования, всякий аспект образования необходимо рассматривать как некоторую образовательную систему. При проектировании своей системы мы стремимся построить образовательную систему как единый механизм, направленный на достижение определенной цели. Цель определим следующим образом: готовность учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению должна быть достаточной для осуществления профессионального самоопределения на этапе окончания средней школы. Цель является системообразующим компонентом. Но, в соответствии с третьим положением системного подхода, к любой системе нужно подходить как к общности, возникшей в соответствии с определенными основаниями. Поэтому модель проектируем по двум основаниям: нижним основанием является выявленное состояние готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; верхним основанием - проектируемое состояние готовности.

Определим теперь состав проектируемой системы, установим связь между ее компонентами и т. д. Вычленим естественную и искусственную составляющие. Естественными составляющими для проектируемой системы определим деятельность и взаимодействие участников образования. К искусственным составляющим отнесем содержание образования, формы и методы организации учебно-педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

Элементы всякой системы могут находиться в отношениях друг с другом в определенной соподчиненности. Организованные определенным образом элементы системы с указанием связей между ними представляют ее структуру. В естественной составляющей проектируемой нами системе основными

Измененное состояние готовности к профессиональному самоопределению

! ~

Профильный образовательный процесс

Модель педагогического содействия, сориентированная на становление готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению

элементами являются педагогическая профориентационная деятельность, направленная на становление готовности к профессиональному самоопределению, и деятельность учащихся, направленная на профессиональное самоопределение. Но на разных этапах педагогического содействия становления готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению деятельность педагогов и деятельность учащихся могут находиться на разных уровнях соподчиненности. Так, например, на начальном этапе педагогического содействия иногда имеет смысл приписать роль главного элемента педагогической деятельности, и, соответственно, соподчиненного - деятельности учащихся, то есть, другими словами, иногда целесообразно поставить учащегося в некоторые рамки реализации своей деятельности. Но в процессе развития соответствующей готовности на роль главного элемента перейдет деятельность учащихся. Таким образом, можно сказать, что между элементами естественной составляющей проектируемой в исследовании системы, оказывается, нецелесообразно устанавливать жесткую соподчи-ненность. Речь идет об отражении взаимоотношений субъектов деятельности на основе партнерства и равноправного сотрудничества [5, с. 11-12].

Более наглядно процесс педагогического содействия становлению готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению можно представить в виде модели (рис. 1).

Разработанная модель педагогического содействия становлению готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению представляет собой образовательную систему со следующими элементами: входная величина - выявленное состояние готовности учащихся к профессиональному самоопределению; выходная величина - проектируемое состояние готовности учащихся к профессиональному самоопределению; связующие компоненты: педагогическая профориентационная деятельность, направленная на становление готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению и деятельность учащихся, направленная на профессиональное самоопределение в учебнопедагогическом взаимодействии.

Модель педагогического содействия, сориентированная на становление готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению, предполагает отбор форм и методов организации учебно-педагогического взаимодействия, а также содержания образования на протяжении всего времени обучения учащихся в старшей профильной школе, в соответствии с изменением состояния готовности их к профессиональному самоопределению. Выявленное состояние готовности учащихся к профессиональному самоопределению влияет на отбор содержания образования, на педагогическую профориентационную деятельность, направленную на становление готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению и на деятельность учащихся, направленную на профессиональное самоопределение в учебно-педагогическом взаимодействии, на основе которых прогнозируется проектируемое

состояние готовности к профессиональному самоопределению. Опираясь на вышеизложенное, происходит совместное проектирование индивидуальной образовательной траектории учащегося, в результате реализации которой мы получаем изменённое состояние готовности к профессиональному самоопределению.

На следующем этапе становления готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению изменённое состояние готовности к профессиональному самоопределению предыдущего этапа становится выявленным состоянием готовности к профессиональному самоопределению, которое вновь влияет на отбор содержания образования, на педагогическую профориентационную деятельность, направленную на становление готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению, и на деятельность учащихся, направленную на профессиональное самоопределение в учебно-педагогическом взаимодействии. На этой основе происходит совместное проектирование индивидуальной образовательной траектории учащегося, прогнозируется проектируемое состояние готовности к профессиональному самоопределению следующего этапа. Таким образом, мы получаем новое изменённое состояние готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению.

Всякая образовательная система обладает признаком функционируе-мости, т. е. она выполняет в образовании определенные функции и обеспечивает в функциональном плане какой-то результат.

Так, на начальном этапе функционирования данной системы происходит выявление собственных потребностей, способностей, потенциалов учащихся, которыми наделила их природа.

Следующий этап - определение предполагаемой области профессионального самоопределения в соответствии с выявленными возможностями, способностями, потенциалами в здоровье и пр., а также с учетом характеристик современного рынка труда. Это происходит на основе ознакомления с учебным материалом, специально отобранным для этой работы.

Конечный этап - сам процесс профессионального самоопределения с использованием накопленных знаний и умений, необходимых для профессионального самоопределения в процессе изучения профильных, элективных и профориентационных курсов, участия в олимпиадах, участия в НОУ и различных конференциях и т. д.

Функционирование любой системы фактически заключается в том, что она реализует свои функции. Однако при этом она сама претерпевает определенные изменения, которые постепенно приводят к качественно иным свойствам самой системы. Другими словами, всякая система имеет свой генетический аспект. Для раскрытия этого аспекта воспользуемся вспомогательным понятием «состояние системы». Под состоянием системы понимают множество значений наиболее характерных для нее свойств, признаков. В качестве свойств, описывающих состояние системы, будем рассматривать

характерные особенности учащихся, педагогов, вовлеченность участников в образование, их отношение к образованию, их взаимоотношения и др. Всякое изменение состояний образовательной системы можно трактовать как ее переход от одного состояния к другому. Развитие образовательной системы означает ее переход в такие состояния, которые качественно отличаются от предыдущих.

Становление готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению происходит в три этапа.

На первом этапе становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в учебно-педагогическом взаимодействии происходит переход от выявленного состояния готовности к профессиональному самоопределению, то есть того состояния, с которым учащиеся поступили в старшую школу (определим его как низкое) к преддостаточ-ному. К концу первого этапа становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению мы получаем измененное состояние готовности, которое по основным характеристикам образованности должно приближаться к желаемому результату, то есть проектируемому.

На втором этапе становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению происходит переход к достаточному состоянию готовности.

Состояние третьего этапа становления старшеклассников к профессиональному самоопределению мы назвали высоким. Вся работа по достижению этого состояния происходит аналогично указанной выше.

Отметим, что на всем протяжении педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению важна постоянная корректировка как педагогической профориентационной деятельности, так и деятельности учащихся, а также содержания образования, форм и методов организации учебно-педагогического взаимодействия, направленных на становление готовности к профессиональному самоопределению в зависимости от данных, получаемых на каждом этапе становления названной готовности. Поэтому на каждом этапе является целесообразным организовывать совместное проектирование (педагоги, учащиеся, родители) индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося в соответствии с полученными данными, а также с учетом интересов, склонностей, способностей и здоровья учащихся.

Проектируемое состояние готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению представляется нам как идеальное состояние. Но различные внешние и внутренние факторы могут оказывать существенное влияние на процесс становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, и именно поэтому измененное состояние всегда будет отличаться от проектируемого, оно будет близким к нему, но не тождественным.

Переход от выявленного состояния к более высокому происходит на основе сравнения полученных результатов. В зависимости от них варьиру-

ются виды деятельности (учащихся и педагогов), направленной на становление готовности к профессиональному самоопределению, состав содержания образования, формы и методы организации учебно-педагогического взаимодействия. Варьирование необходимо осуществлять в соответствии с состоянием обобщенных характеристик (осведомленности, сознательности, действенности и умелости). Вполне вероятно, что данные характеристики могут развиваться неравномерно, поэтому виды деятельности, содержание образования, формы и методы организации учебно-педагогического взаимодействия важно отбирать таким образом, чтобы это способствовало равномерному развитию всех компонентов готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

В гуманно ориентированном образовании необходимо постоянно оказывать поддержку созидательной направленности деятельности учащихся к профессиональному самоопределению. Важно делать акцент не столько на усвоение знаний, сколько на мобилизацию креативных потенциалов учащегося.

Поэтому мы пришли к выводу, что при отборе содержания образования, способствующего становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, целесообразно выделить когнитивную и созидательную составляющие.

Предлагаемая нами когнитивная составляющая содержания образования способствует развитию таких компонентов готовности, как осведомлённость и сознательность. Это означает познавательную деятельность учащихся, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие. Имея в виду тему нашего исследования, когнитивную составляющую содержания образования определим следующим образом:

- научные основы и социальный опыт профессионального самоопределения;

- информация о типах профессий, сообразных выбранному профилю обучения;

- ограничения и риски, связанные с профессиями, на которые ориентируются учащиеся;

- востребованность современного рынка труда в специалистах тех или иных профессий;

- примеры конкретных учебных учреждений различных типов и уровней, выпускники которых востребованы на рынке труда региона и страны; условия приема и обучения студентов, возможности квалификационного роста;

- характеристика особенностей профессиональной деятельности в различных сферах производства;

- наиболее «яркие» или «типичные» примеры, свидетельствующие о путях достижения профессионального успеха бывшими выпускниками школы.

Данные знания будут приобретаться учащимися в рамках специального профориентационного курса.

Когнитивная составляющая содержания образования направлена не только на приобретение знаний, необходимых для профессионального самоопределения, но и на приобретение положительной мотивации к профессиональному самоопределению.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова [110] «созидательный» определяется как «создающий что-нибудь, творческий». Созидательная составляющая содержания образования способствует накоплению опыта творческой деятельности, что предполагает обеспечение готовности к поиску решений новых проблем, творческому преобразованию стремлений и идей по собственному профессиональному самоопределению. Опыт творческой деятельности, необходимый для профессионального самоопределения предполагает наличие следующих основных черт:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение различных способов решения существующей проблемы;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый, необходимый для решения существующей проблемы;

- нахождение различных способов решения существующей проблемы и альтернативных доказательств;

- построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.

Созидательная составляющая содержания образования предполагает направленность педагогического содействия на использование приобретённых знаний, необходимых для профессионального самоопределения в творческой деятельности, направленной на профессиональное самоопределение. Также предполагается формирование опыта практической деятельности учащихся по осуществлению своего профессионального самоопределения. При помощи созидательной составляющей содержания образования происходит развитие таких компонентов готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, как действенность и умелость. Действенность активизируется в сознательной направленности учащихся на профессиональное самоопределение. Они убеждаются в важности и необходимости приобретения знаний для дальнейшей деятельности. Принципиальное изменение умелости состоит в том, что учащиеся присваивают личный опыт в использовании полученных знаний применительно к своей деятельности, направленной на становление готовности к профессиональному самоопределению. Развитие действенности и умелости будет происходить при изучении профильных и смежных дисциплин, элективных курсов; при участии в предметных олимпиадах, научно-исследовательской деятельности и др.; в результате использования деловых игр при изучении профориентационного курса; при построении и реализации собственной индивидуальной образовательной траектории, направленной на становление готовности к профессиональному самоопределению. Всё это как раз предполагает при-

менение творческого подхода при решении задач и проблем, направленных на практическое осуществление становления готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Упорядочение содержания образования выстраивается на основании концепции педагогически целесообразной образовательной деятельности. Концепция педагогически целесообразной образовательной деятельности представляет собой специфический проект воображаемого поведения учащихся в процессе усвоения ими предъявляемого содержания образования. Другими словами, предполагается, что усвоение содержания образования необходимо (педагогически целесообразно) осуществлять по заранее разработанному плану (проекту) образовательной деятельности. Этим обосновывается совместное (педагоги, учащиеся и их родители) проектирование индивидуальной для каждого учащегося образовательной траектории с учетом его интересов, склонностей, способностей и здоровья.

Совместное проектирование индивидуальной образовательной траектории предполагает отбор форм и методов организации учебно-педагогического взаимодействия, направленного на становление готовности учащихся старшей школы к профессиональному самоопределению. При отборе этих форм и методов мы выделили положения, в соответствии с которыми используемые методы и формы в аспекте становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению должны:

- создавать атмосферу, в которой учащийся чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать потребность учиться, делая тем самым реальным достижение учащимся успеха в том или ином виде деятельности;

- затрагивать личность учащегося в целом, вовлекая в учебный процесс его эмоции, чувства, ощущения, соотносится с его реальными потребностями, стимулировать его творческие способности;

- активизировать учащихся, направляя их на активное взаимодействие с другими участниками этого процесса;

- создавать ситуации, в которых преподаватель является равноправным партнером в предполагаемой деятельности, направленной на профессиональное самоопределение; учащийся должен осознать, что успехи в профессиональном самоопределении и в изучении различных дисциплин в большей степени связаны с его личностью и интересами;

- предусматривать различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную в полной мере стимулирующие активность учащихся, их самостоятельность, творчество и т. д.

Перечислим методы и формы организации учебно-педагогического взаимодействия, направленного на становление профессионального самоопределения старшеклассников: изучение профильных и элективных курсов (уроки, включенные в строгое расписание, профильный отряд и др.); функционирование системы «учащийся-педагоги-родители»; метод исследования,

метод проектов (НОУ); метод работы с нестандартными задачами (олимпиады); стимулирование и самостимулирование, контроль и самоконтроль.

Таким образом, в представленной модели отдельные части находятся в функциональной зависимости, изменение одних элементов ведет к изменению других, то есть можно утверждать, что модель является целостной системой.

Построение опытно-экспериментальной работы осуществлялось на основе данной модели, что позволило:

- целенаправленно управлять процессом становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению;

- упорядочить содержание образования в едином методическом замысле на основе концепции педагогически целесообразной образовательной деятельности;

- осуществлять педагогическое содействие учащимся старшей школы в становлении их готовности к профессиональному самоопределению на основании учета их интересов, склонностей, способностей и здоровья;

- активизировать деятельность учащихся, направленную на становление готовности к профессиональному самоопределению;

- контролировать успешность оказания педагогического содействия старшеклассникам в становлении готовности к профессиональному самоопределению.

Этап функционирования предполагаемой модели начинается с ее внедрения в практику образования. Охарактеризованная нами модель педагогического содействия становлению готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению может служить основанием для отбора педагогических средств содействия старшеклассникам в становлении их готовности к профессиональному самоопределению.

Библиографический список

1. Быданова, Е. Анализ компетенций выпускников российских вузов [Текст] / Е. Быданова // Вопросы экономики. - 2007. - № 6. - С. 156-157.

2. Котлярова, И. О. Системное представление об исследовании [Текст] : учебное пособие / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. - Челябинск: ЧГТУ, 1996. - 81 с.

3. Найн, А. Я. Современный словарь справочник нового педагогического мышления [Текст] / А. Я. Найн - Челябинск: ЧелГНОУ УрО РАО, 2000., - 28 с.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, Российская АН.; Российский фонд культуры; 2-е изд.; испр. И доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.

5. Пичугина, И. В. Проектирование образовательного процесса как системы: учебное пособие [Текст] / И. В. Пичугина, Г. Н. Сериков - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - 76 с.

6. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб. / Росстат. - М., 2006. -806 с.

7. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения [Текст] / Г. Н. Сериков - Курган: «Зауралье», 1997. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.