Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов педагогических специальностей к осуществлению профессиональной ориентации учащихся'

Формирование готовности студентов педагогических специальностей к осуществлению профессиональной ориентации учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Милена Александровна

В статье представлены основные подходы к формированию у студентов педагогических специальностей готовности к осуществлению профориентационной работы (прежде всего в форме профессионального просвещения и содействия профессиональному самоопределению). Предложены критерии оценки готовности студентов к осуществлению профессиональной ориентации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов педагогических специальностей к осуществлению профессиональной ориентации учащихся»

ББК 4481.2+4489.51

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

МЛ. Волкова ЮУрГУ

В статье представлены основные подходы к формированию у студентов педагогических специальностей готовности к осуществлению профориентационной работы (прежде всего в форме профессионального просвещения и содействия профессиональному самоопределению). Предложены критерии оценки готовности студентов к осуществлению профессиональной ориентации учащихся.

С начала 90-ых годов прошлого века проводятся исследования, посвященные проблемам ориентации учащихся в современных социально-экономических условиях, проходят научно-практические конференции, посвященные проблемам профессиональной ориентации учащихся, что свидетельствует об актуальности данного вопроса [1-3, 6].

О недостаточной эффективности профориентационной работы с учащимися говорят и результаты анкетирования студентов-первокурсников механико-технологического факультета ЮУрГУ, проведенного нами в 2006 году. Было опрошено 174 человека. Всего 51% отметили, что сделали выбор будущей профессии до начала работы приемной комиссии вуза. Остальные узнали о специальности, на которую поступили, лишь в дни работы приемной комиссии.

Все это доказывает важность формирования у студентов педагогических специальностей готовности к осуществлению профессиональной ориентации школьников с учетом интересов и потребностей как конкретной личности, так и общества в целом.

Осуществление профессиональной ориентации учащихся является одним из направлений воспитательной работы общеобразовательного учреждения. В осуществление профориентационной работы вносят свой вклад и учитель-предметник, и классный руководитель, и работники образовательного учреждения, курирующие внеучебную воспитательную деятельность коллектива учителей. К выполнению любой из этих ролей должен быть готов студент педагогической специальности.

Профессиональная ориентация, как известно, является не только педагогической, но

и социально-экономической проблемой. Осуществление профориентационной работы связано не только с профессиональной самореализацией личности, но и с планированием подготовки кадров по конкретным специальностям, последующим трудоустройством молодых специалистов, расширением общественного воспроизводства. В настоящее время значительное число семей могут себе позволить оплачивать обучение бывшего одиннадцатиклассника на контрактной основе, ориентируясь скорее на престижность той или иной специальности, чем на склонности, способности и интересы самого учащегося. Как следствие - перепроизводство выпускников вузов, выбравших экономические или юридические специальности. Такой дисбаланс является отражением недостаточной эффективности профориентационной работы образовательного учреждения.

Проблема профессиональной ориентации учащихся достаточно глубоко разработана в отечественной науке. Методологические основы профориентационной работы с учащимися раскрыты в исследованиях П.П. Блонского, Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, М.А. Данилова, В.П. Есипова, М.В. Ретивых, А.Д. Сазонова,

В.Ф. Сахарова и др.

Разработке психологических основ профессиональной ориентации способствовали труды Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, А.Н. Jle-онтева, К.К. Платонова, A.B. Петровского,

В.В. Чебышевой и др.

Собственно педагогический, воспитательный аспект профориентации сложился благодаря исследованиям П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, А.Е. Голомштока. Ю.К. Васильева, В.А. Полякова, М.Н. Скаткина, И.И. Зарецкой и др.

Изучению возможностей внеклассной и внешкольной работы по воспитанию у учащихся готовности к производственному труду посвящены работы М.Т. Благина, A.B. Дарин-ского, В.К. Розова и др.

Ряд исследователей (Л.П. Буева, И.С. Кон, И.Н. Назимов, М.Х. Титма, В.А. Ядов) рассматривают выбор профессии с позиций комплексного и системного подходов. Они выделяют в решении проблемы философский, социальный и экономический аспекты.

Разработка организационно-педагогичес-кого аспекта профориентационной работы представлена в исследованиях В.Ф. Витиньша, H.H. Захарова, С.Н. Чистяковой.

Основателен представленный работе Н.Д. Бобковой анализ вклада в развитие теории профессиональной ориентации таких ученых, как Е.А. Климов, Б.А. Федоришин, Н.Ф. Гейжан, Н.С. Пряжников, И.В. Кузнецова, А.К. Осинский, А.И. Сухарева, А.И. Рос-тунов. С.Н. Никифоров и др. [2].

Вопросы профессионального самоопределения рассмотрены в ряде кандидатских диссертаций, защищенных под руководством

Н.С. Пряжникова (С.В. Иванушкина «Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и их профессиональное самоопределение», В.Г. Семчук «Психологические условия формирования личной профессиональной перспективы у одаренных подростков».

Проблеме активизации школьников в профессиональном самоопределении посвящены работы Н.В. Самоукиной.

В психолого-педагогической литературе достаточно широко исследуется и проблема готовности личности к деятельности: готовность к педагогическому труду и какому-либо его виду (O.A. Абдуллина, Т.А. Воронова,

О.И. Горбуненко, K.M. Дурай-Новакова,

С.А. Николаенко, В.А. Сластенин, и т.д.), готовность к самообразованию (B.C. Ильин, А.К. Громцева, М.Г. Кузьмина, Б.Ф. Райский, Г.Н. Сериков и др.), готовность к аналитической деятельности (H.A. Катайцева и др.), готовности к педагогической деятельности, различным ее видам.

В большинстве работ (K.M. Дурай-Новаковой, М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбовича,

С.А. Николаенко, Г.Н. Серикова) готовность рассматривается как сложная многоуровневая система, имеющая целостный характер. В состав готовности входят убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интел-

лектуальные качества, умения, навыки, установки на определенное поведение. Такая готовность - результат всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями осуществляемой деятельности.

Под термином «готовность» мы понимаем, основываясь на работах Г.Н. Серикова, «интегративное состояние личности (характеризующее ее способности осуществлять требуемую деятельность), в котором она пребывает в конкретный момент времени» [4, с. 9]. Готовность к деятельности рассматривается в развитии как внутренний процесс, происходящий в личности. Результатом развития будет изменение качественного состояния системы, которое достигается путем последовательных преобразований.

Нам представляется, что для оценки готовности студентов к осуществлению профессиональной ориентации учащихся целесообразным является использование характеристик образованности, разработанных Г.Н. Сериковым: осведомленность, сознательность, действенность и умелость.

Осведомленность в вопросах профессиональной ориентации учащихся предполагает приобретение студентами соответствующей системы теоретических знаний, а именно:

- знания об истории вопроса профессиональной ориентации учащихся;

- знания о научных основах профориентации (содержание термина «профессиональная ориентация», знания о формах профессиональной ориентации (профессиональное просвещение; профессиональное самоопределение; профессиональное консультирование, трудоустройство, профессиональный отбор, профессиональная адаптация и др.); психологические основы профориентации, принципы профессиональной ориентации школьников, аспекты профориентации, основы профессио-графии, системная организация профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательном учреждении);

- знания о профессиональном просвещении учащихся (ознакомление учащихся с трудом и профессиями в процессе учебной работы, развитие интереса учащихся к профессиям в процессе внеклассной и внешкольной работы, факультативные занятия по выбору профессии);

- знания об организации практической деятельности учащихся в процессе изучения дисциплин соответствующей образовательной области, знания об организации трудовой дея-

Теория и методика профессионального образования

тельноети учащихся в летний период как одном из средств профессиональной ориентации;

- знания о профессиональном консультировании учащихся (сущность и задачи профессионального консультирования, изучение личности школьника с целью повышение эффективности профессиональной консультации);

- знания о системе работы по профессиональной ориентации родителей (педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации, формы массовой и индивидуальной работы с родителями по профессиональной ориентации, привлечение родителей к участию в профориентационной работе);

- знания об организации работы по профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательном учреждении (руководство работой педагогического коллектива по подготовке учащихся к выбору профессии, работа школьной библиотеки по оказанию помощи учащимся в выборе профессии, взаимодействие с консультационными центрами, учреждениями профессионального образования с целью совместного осуществления профессиональной ориентации учащихся).

Под сознательностью понимают «меру воздействия усваиваемого личностью социального опыта на ее способности выражать свое собственное отношение к себе и к окружению» [5, с. 108].

Исходя из того, что сознательность предполагает осмысление и понимание сути усваиваемых знаний, признаками сознательности будут:

- понимание важности осуществления профессиональной ориентации учащихся в интересах личности и общества;

- осознание необходимости осуществления профессиональной ориентации учащихся в интересах личности и общества;

- развитие способности к совершенствованию своих действий в области профессиональной ориентации учащихся в интересах личности и общества, включающее самоанализ и самооценку своей подготовленности в данной области и соответствия своих действий поставленным целям и задачам.

Осведомленность и сознательность характеризует образованность личности в аспекте усвоенности (присвоения личностью) тех знаний, которые необходимы ей при осуществлении профессиональной ориентации.

Действенность показывает «меру воздействия осведомленности и сознательности образовывающейся самости не только на ее от-

ношения к себе и к окружению, но и на вовлеченность в практическую реализацию аспектов своей жизнедеятельности» [5, с. 111]. Действенность проявляется во влиянии усвоенных знаний на отношение и вовлеченность личности в происходящие в ней и вокруг нее процессы, в различной степени активизации личности.

По отношению к профориентационной работе действенность проявится:

- в активности личности при осуществлении профориентационной работы учащихся (прежде всего в формах профессионального просвещения и содействия профессиональному самоопределению);

- в активности применения усвоенных знаний об осуществлении профориентационной работы.

Под умелостью человека понимается «мера его способностей выражать свои актуализированные потребности, пользоваться знаниями в процессе жизнедеятельности посредством обоснованных (в частности, усвоенными знаниями) действий» [5, с. 113]. Умелость проявляется через различные умения и навыки, присущие той или иной деятельности, оценивается по процессу реализации и, в большей степени, по результату деятельности. Таким образом, умелость означает приобретение, в процессе выполнения соответствующих заданий, опыта в проектировании и реализации системы профориентационной работы учащихся общеобразовательного учреждения. В частности, это формирование:

- умения ставить перед собой цель, определять задачи работы по профессиональной ориентации учащихся конкретного коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, иерархию этих задач;

- умения осуществлять проектирование и планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами, осуществлять педагогическое проектирование профориентационной работы учащихся совместно с учреждениями профессионального образования, профориентационными (консультационными) центрами, трудовыми коллективами предприятий и организаций и т.п.;

- умения конструировать содержание работы по профессиональной ориентации учащихся, подбирать адекватные цели и задачам формы, методы, средства осуществления профориентационной работы как одного из

направлений внеклассной и внешкольной воспитательной работы;

- умения конструировать содержание работы по педагогическому просвещению родителей по вопросам профессиональной ориентации;

- умения осуществлять профессиональную ориентацию учащихся при изучении конкретных дисциплин;

- умения осуществлять контроль собственных действий в ходе реализации плана профессиональной ориентации учащихся;

- умения корректировать собственные действия в соответствии с результатами контроля и соотнося их с поставленной целью.

Знания об осуществлении профориентационной работы, таким образом, составляют часть педагогической и гуманитарной культуры будущего специалиста. Практическая готовность к осуществлению работы по профессиональной ориентации учащихся предполагает развитие аналитических, прогностических и проективных умений при конструировании, мобилизационных, информационных, ориентационных и развивающих умений при организации работы по профессиональной ориентации учащихся, а также перцептивных умений, умений общения и педагогической техники при осуществлении коммуникативной деятельности в ходе профориентационной работы.

С целью формирования готовности студентов педагогических специальностей к осуществлению профессиональной ориентации учащихся представляется целесообразным активное включение студентов, начиная с первого курса, в участие в совместной профориентационной работе вуза и конкретных общеобразовательных учреждений.

Формирование осведомленности и сознательности студентов предполагает «профориентационный» акцент в содержании ряда тем следующих дисциплин: «Педагогика» (разделы «Введение в педагогическую деятельность», «Теория обучения», «Теория и методика воспитания», «История образования и педагогической мысли», «Педагогические технологии», «Управление образовательными системами»), «Психология» (разделы «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология»), методик соответствующих дисциплин, куров «Теория и практика инноваций», «Психодиагностика», «Информационно-документационное обеспечение управлением образованием». Формированию осведомленности и сознатель-

ности в области профессиональной ориентации учащихся способствует выполнение теоретической части курсовых и дипломных работ соответствующей тематики.

Формирование действенности и умелости студентов по осуществлению профессиональной ориентации учащихся осуществляется в ходе психолого-педагогического практикума, практикума соответствующих методик, практикума по психологии, практикума по информационным технологиям, в ходе ознакомительной, педагогической, преддипломной

практик, при выполнении экспериментальной работы в ходе создания курсовых и дипломных работ соответствующей тематики.

Представляется также целесообразным разработать программу спецкурса «Профессиональная ориентация учащихся», цель которого - систематизировать и углубить знания студентов, полученных при изучении указанных выше дисциплин, а также обеспечить выработку соответствующих умений, навыков и приобретения опыта творческой деятельности в ходе планирования и осуществления совместной работы по профориентации ряда образовательных школ и вуза.

Литература

1. Батурина, Л.В. Профориентационная работа с подростками в современных социально-экономических условиях: методические рекомендации / Л.В. Батурина, Л.В. Котов-ская. - Челябинск, 2003.

2. Бобкова, Н.Д. Профессиональное самоопределение подростков при изучении естественных наук в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук / К Д. Бобкова. -Курган, 2000.

3. Материалы IV областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы технологической подготовки и профессиональной ориентации учащихся». -Челябинск: Изд-во «Образование», 2004.

4. Сериков, Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов / Г.Н. Сериков. - Иркутск: Изд-во Иркутск, унта, 1991.

5. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.

6. Спирина, Л.М. Профессиональнодифференцированная ориентация учащихся общеобразовательной школы на социально-экономические профессии: дис. ... канд. пед. наук/Л.М. Спирина. - Челябинск, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.