ART 75038
научно-методический электронный журнал
УДК 159.9
Щербакова Т. В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75038. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2015/75038.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Щербакова Татьяна Вячеславовна,
студентка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск [email protected]
Особенности профессионального самоопределения старших школьников
Аннотация. Профессиональное самоопределение влияет не только на выбор места обучения после окончания школы, но и дальнейшую судьбу человека: удовлетворение своей профессиональной деятельностью, своим статусом в обществе, своей жизнью в целом. В статье представлен анализ особенностей профессионального самоопределения (учащихся гимназии № 1 г. Челябинска). Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, профессионально важные качества.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Выбор профессии - один из главных выборов, которые делает человек в своей жизни. Первоначальный выбор приходится на старший школьный возраст, и в этом сложность. Общественная значимость проблемы профессионального самоопределения старшеклассников проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть, по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптации ее к профессии. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса (Алексеев В. Г., Долгова В. И., Аркаева Н. И., Орди-на И. П., Зеер Э. Ф., Климов Е. А., Никиреев Е. М., Пряжников Н. С., Савченко М. Ю. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]).
Наиболее остро проблемы профессионального выбора стоят перед учащимися старших классов средней школы, осуществляющими первичное профессиональное самоопределение, которое включает в себя теоретическое ознакомление с миром профессий, формирование профессиональных намерений и выбор соответствующей сферы профессионального обучения. В связи с этим существует необходимость оказания помощи со стороны взрослых, особенно в области профориентации и профессионального самоопределения. В современном информационном обществе данное влияние осуществляется чаще всего посредством СМИ, в которых можно встретить не только новости о состоянии рынка труда, но и своеобразное культивирование некоторых групп профессий и описание образа профессионала (Ремшмидт Х., Шаповаленко И. В., Шумилин Е. А. [9, 11, 12]).
Главная цель профессионального самоопределения - постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионально, жизненного, личностного) [8].
f\j ■Л f\j
ART 75038
науш.о-методический электронный журнал
УДК 159.9
Щербакова Т. В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75038. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2015/75038.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Особенности психического развития в старшем школьном возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора [12].
Причем этот выбор осуществляется дважды: первый раз - в 9-м классе, когда школьник выбирает форму завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т. п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй - в XI классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня родители зачастую оказываются неавторитетными в вопросе выбора профессии в глазах ребенка; школа также не оказывает ученику решающей помощи - отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг.
Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович в своей работе «Проблемы формирования личности» указала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового возраста она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего [9].
Материалы и методы.
Исследование профессионального самоопределения старших школьников проходило в естественных условиях учебно-воспитательного процесса гимназии № 1 г. Челябинска, оно заключалось в трёх этапах.
1. Подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по заданной проблеме, подбор методик для исследования. Были выявлены основные характеристики старшего школьного возраста, а так же особенности профессионального самоопределения в данном возрастном периоде, подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.
2. Диагностирующий этап: проведение диагностик, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по трём методикам, а именно Профессиональный опросник Е. А. Климова, Методика изучения статусов профессиональной идентичности. А. А. Азбель, Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера.
3. Заключительный этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов.
Результаты
Профессиональное самоопределение не формируется спонтанно и стихийно, это долгосрочный процесс, на который психолог в образовательном учреждении имеет прямое влияние. Для этого необходимо разработать определённую программу. Но для начала мы определили уровень сформированности профессиональной идентичности у учащихся 10-го класса. Выбор этого звена был сделан не случайно: окончание школы уже близко, но все же ещё есть время подумать, и сделать осо-
КОНЦЕПТ
Щербакова Т. В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75038. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2015/75038.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75038 УДК 159.9
знанный выбор. В этом нам помогла Методика изучения статусов профессиональной идентичности. А. А. Азбель. Система наиболее общих представлений о самом себе и своем месте в мире называется идентичностью. Она предполагает также осознание себя как профессионала. Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения. Профессиональная принадлежность - одна из самых значимых характеристик любого человека.
Учащиеся 10-го класса в количестве 25 человек ответили на вопросы теста, в итоге получились следующие результаты:
Таблица 1
Статус профессиональной идентичности
Статус проф. идентичности Мораторий Сформированный Навязанный Неопределённый
% 64 32 4
Кол-во 16 8 1
Видно, что в статусе «мораторий» находится 64% учащихся. Данный статус характеризуется кризисом выбора: учащийся осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен. Только 32% школьников в классе уже окончательно определились с профессиональными планами, что стало результатом самостоятельного осознанного решения, они имеют сформированный статус идентичности. Следовательно, большая часть учащихся в классе ещё не пришли к окончательному решению и находятся в статусе активного поиска себя и выбора.
Так же были проанализированы профессиональные типы личности по опроснику Е. А. Климова. Среди учащихся в данном классе было выявлено:
Таблица 2
Профессиональные типы личности
Профессиональные Человек - Человек - Человек - Человек - Человек -
типы человек природа техника знаковая художественный
система образ
% 8 12 16 16 48
Кол-во 2 3 4 4 11
Как мы видим, 48% учащихся по профессиональному типу близки к Художественным образам и профессиям, смежных областей. «Человек - знаковая система», а также Человек - технкика подходят 4% школьников. Меньше всего учащихся с типом профессии «Человек-человек», и «Человек - природа». Эти данные необходимо учитывать при разработке программы.
Программа, которая была разработана для школьников, особенно актуальна для учащихся, находящихся в «неопределённом» статусе и в кризисе выбора.
Цели программы:
1. Оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х, 10-х, 11 -х классов.
2. Объединить работу психолога и классного руководителя в выполнении и достижении задач профориентации личности.
3. Открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии.
м Q м
ART 75038
научно-лштодический электронный журнал
УДК 159.9
Щербакова Т. В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75038. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2015/75038.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
4. Помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи программы:
1. Формирование актуального для подростков «информационного поля».
2. Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по планированию.
3. Формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
4. Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
5. Получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения профиля обучения.
6. Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы.
7. Дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства - учащихся коррекционных классов и школ и др.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Суть программы в занятиях, упражнениях, которые проходят в различной форме: тесты, тренинги, тематические беседы, встречи с представителями различных профессий, научно - исследовательская работа, родительские собрания и др. Они направлены на познание себя, своих интересов, профессиональных предпочтений и стремлений, знакомство с миром профессий с различных сторон.
Профессиональное самоопределение - долгосрочный процесс, результаты которого видны не сразу. Работу по профессиональной ориентации необходимо начинать уже в среднем школьном звене, чтобы итоги работы дали свои результаты. В ходе работы со школьниками гимназии № 1 были выявлены уровни профессиональной идентичности школьников, предпочтения по типам профессий Е. Климова и уровни мышления и креативности.
Таким образом, данные полученные при исследовании профессионально самоопределения учащихся гимназии № 1, а также программа, разработанная для школьников, помогут учащимся, педагогам, психологам и родителям в работе с учащимися по данному направлению.
Ссылки на источники
1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Педагогика,
2. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие (монография) - Челябинск: Искра, 2012 - 229 с.
3. Долгова В. И., Ордина И. П. Формирование позитивной Я-концепции старших школьни-ков//Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. - 2012. - № 4. - С. 63-65.
4. Долгова В. И., Ткаченко В. А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение. 2012. № 8. С. 89-103.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения / Э. Ф. Зеер. - М., Воронеж, 2008. -480 с.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО»МОДЭК», 2003.
7. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования: Учебное пособие. - М.: МПСИ, 2004. - 194 с.
Выводы
2002.
ГУ r\J
ART 75038
научно-методический электронный журнал
УДК 159.9
Щербакова Т. В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75038. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2015/75038.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
8. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение: Воронеж: НПО «МОДЭК»,
9. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности/пер. с нем. -М.: Просвещение, 2004.
10. Савченко М. Ю. Профориентация и выбор профессии: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. - М.: Вако, 2005, - 240 с. 45.
11. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
12. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. - М.: Педагогика, 2000.
Tatyana Shcherbakova, issn 2304-120х
a student, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk 3
Features of professional self-determination of senior pupils Abstract. Professional self-determination affects not only the choice between one hundred and training after high school, but also the further destiny of man: meet- 9 the creation of their professional activities, their status in society, their lives in
General. The article presents the analysis of the features of professional self-determination (pupils of gymnasium № 1, Chelyabinsk).
Key words: professional identity, professional Eden tecnost, professionally important qualities. Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
2006.
PU Г М
9772304120159