Научная статья на тему 'Социализация подростков в условиях загородного образовательно-оздоровительного центра'

Социализация подростков в условиях загородного образовательно-оздоровительного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЕТНИЙ ОТДЫХ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / QUALITY OF STUDENTS' LIFE / ADDITIONAL EDUCATION / SUMMER VACATION / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL AND EDUCATIONAL PROJECT / SOCIAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясников Александр Юрьевич

В статье раскрываются особенности социализации подростков в условиях загородного образовательно-оздоровительного центра, представлены преимущества социализации учреждений дополнительного образования по сравнению с учреждениями общего образования. Показаны организационные и социальные подходы оптимизации качества жизни воспитанников, система подготовки специалистов к эффективному взаимодействию с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN CONDITIONS OF SUBURBAN EDUCATIONAL AND RECREATIONAL CENTER

The article describes the features of socialization of teenagers in suburban educational and recreational center, there are presented the benefits of socializing institutions for additional education compared with general education. The organizational and social approaches to optimize the quality of students' life, the system of training to work effectively with adolescents are showned.

Текст научной работы на тему «Социализация подростков в условиях загородного образовательно-оздоровительного центра»

УДК 316.614.5

Мясников Александр Юрьевич

директор автономной

некоммерческой организации

Детский образовательно-оздоровительный центр

«Алые паруса», г. Тюмень

nikgol2004@mail.ru

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАГОРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНООЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

Myasnikov Alexander Yuryevich

Director of autonomous non-commercial organization Children’s educational and recreational center “Alye Parusa”, Tyumen nikgol2004@mail.ru

SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN CONDITIONS OF SUBURBAN EDUCATIONAL AND RECREATIONAL CENTER

Аннотация:

В статье раскрываются особенности социализации подростков в условиях загородного образовательно-оздоровительного центра, представлены преимущества социализации учреждений дополнительного образования по сравнению с учреждениями общего образования. Показаны организационные и социальные подходы оптимизации качества жизни воспитанников, система подготовки специалистов к эффективному взаимодействию с подростками.

Ключевые слова:

дополнительное образование, летний отдых, качество жизни воспитанников, социальное партнерство, социально-образовательный проект, социальные практики.

The summary:

The article describes the features of socialization of teenagers in suburban educational and recreational center, there are presented the benefits of socializing institutions for additional education compared with general education. The organizational and social approaches to optimize the quality of students’ life, the system of training to work effectively with adolescents are showned.

Keywords:

additional education, summer vacation, quality of students’ life, social partnership, social and educational project, social practices.

Окружающая действительность нового тысячелетия ставит перед человечеством острые проблемы, решение которых зависит не только от правительств, действующей системы законодательства и развитости общества, но и от готовности каждого субъекта деятельности и общения самостоятельно решать затруднительные жизненные ситуации конструктивным способом, в основе которого лежат процессы интеграции и созидания. Нет сомнений, что обеспечить подготовку подрастающего поколения к решению чрезвычайно сложных экологических, политических, культурологических и социальных проблем должны семья и система образования. Однако, как показывает анализ практики, ни тот, ни другой институты социализации не всегда качественно решают эти задачи. Чаще и семья, и школа игнорируют реальные потребности и интересы большинства детей, подавляя у них инициативность, самостоятельность, креативность, делая их жизнь чрезвычайно заформализованной, инертной.

Отсутствие самореализации, неудовлетворенность потребностей, деструктивность во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми может восприниматься ребенком как непереносимые. Специалисты системы общего образования, формально включаясь в проблемное поле ребенка, нередко принимают непрофессиональные и небезопасные для развития личности решения, отчуждают, «выталкивают» его из стен школы по принципу «нет «трудного» ребенка -нет проблемы». Разобщенность в деятельности очевидных потенциальных социальных партнеров усугубляет сложность ситуации, становится помехой в поиске эффективных решений социализации молодежи. На мой взгляд, минимизировать проблемное поле и последствия возникновения этих проблем возможно посредством участия подростков в социальных практиках учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование в современном обществе занимает значительное место в формировании личности «нового» человека, способного адекватно отвечать на вызовы возрастающих требований во всех сферах общественного бытия. Именно дополнительному образованию как социальному институту, способствующему качественной социализации детей и подростков, удается расширить границы возможностей подрастающего поколения, включая в разнообразные социальные практики, грамотно направляя его на созидательную деятельность.

В условиях образовательно-оздоровительных учреждений (детские загородные лагеря) воспитанник, включаясь в сложное субкультурное пространство, попадает в нетипичные для

него условия отдаленности от семьи, привычного окружения, психологического экстрима и неизвестности, ситуацию потенциального социального риска. Подростку предоставляется возможность вырваться из-под жесткого контроля школы и опеки семьи, подчас ограничивающих его стремление к саморазвитию. Перед ним, как перед субъектом деятельности и общения, открываются эксклюзивные возможности свободного выбора действий, форм творческой деятельности, способствующих саморазвитию и самореализации личности. Он может включиться в сюжет игровой деятельности и апробацию пока несвойственных для него моделей поведения, стать соавтором и участником разнообразных социальных практик, оптимальным (дозировано, самостоятельно определяя при патронаже взрослого) для себя способом проявить самостоятельность и созидательную активность, овладения остро необходимыми на всех этапах своего жизненного пути навыками социального партнерства [1, т. 1]. Под социальным партнерством Н.А. Голиков [2] понимает социально-психологическое явление, сущность которого заключается в интеграции деятельности и обеспечении удовлетворения потребностей партнеров по взаимодействию посредством стратегии движения к согласию, сотрудничества, развития всех субъектов данного процесса. Социальное партнерство способно обеспечить синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов в «выгодное» каждой из сторон. В процесс взаимодействия детей наставник-вожатый не спешит вмешиваться, помогает в случае необходимости (если есть запрос от подростка или модель его поведения является небезопасной и сам воспитанник в силу возрастных особенностей, обстоятельств не в состоянии самостоятельно справиться с психологической нагрузкой). Сложные ситуации, встречающиеся в ходе жизнедеятельности в условиях лагеря (в комнате, где проживают от 3 до 7 человек, в игровой деятельности, трудовых десантах и т.д.), рассматриваются нами как «социальные прививки» от негативных ситуаций, с которыми, возможно, отдыхающий ребенок встретится «за бортом» оздоровительной кампании. Проживание возникшей сложной ситуации, нахождение способов самостоятельного ее урегулирования и разрешения, своевременная психологическая поддержка, коллективная рефлексия поступков участников конфликтной ситуации на вечернем огоньке обеспечивают развитие у подростков социального интеллекта, навыков социального партнерства, приобщают к культуре разрешения конфликтов ненасильственным способом.

Коллектив сотрудников АНО ДООЦ «Алые паруса», реализуя проект «Оптимизация качества жизни воспитанников в условиях загородного образовательно-оздоровительного центра» (научный консультант доц. Н.А. Голиков), предельно внимательно относится к самоощущениям отдыхающих в лагере детей, их оздоровлению, качеству жизни в целом. Под качеством жизни воспитанников понимается комплексный социально-психологический феномен, сущность которого заключается в особом отношении субъекта деятельности и общения к окружающему миру, месту своей личности в нем, выражающемся в стремлении (или отсутствии такового) взаимодействовать, преобразовывать, совершенствовать, функционировать в различных сферах жизнедеятельности, удовлетворять персональные потребности. В этом определении делается попытка обосновать психологический механизм оптимизации качества жизни воспитанника посредством его отношений, активности, преобразовательной деятельности. С точки зрения В.П. Иванова (1977), «отношение» есть активность особого рода, ибо она, во-первых, любую связь трансформирует в плоскость «для меня», то есть возводит источник активности в ранг субъекта, во-вторых, она равным образом выносит вовне другую сторону отношения, превращая ее в объект, наконец, в-третьих, эта активность, тем самым, определяется как отношение неравноправных сторон - внутренней и внешней, субъективной и объективной, причем единственным носителем «отношения» выступает субъект, поскольку лишь он вносит в мир аспект бытия «для себя». В конечном итоге, это значит, что отношение, исходящее из подобного эпицентра активности, приобретает все основные черты деятельности и полагания» [3, с. 48]. Включение детей в новый социальный опыт, безусловно, оказывает значительное влияние на психологическое состояние воспитанников. И от того, какая в загородном центре сформирована оздоровительно-образовательная среда, насколько комфортно и социально психологически безопасно ребенок себя в ней ощущает, зависит и его отношение к лагерю, окружающим, самому себе, качество его жизни на период отдыха в лагере и последующее время.

АНО ДООЦ «Алые паруса» на протяжении 17 лет успешно решает задачу обеспечения максимально комфортных условий отдыха воспитанникам в лагере, наполняя их жизнь событиями и специально смоделированными ситуациями, при которых они получают социальнопсихологический опыт, качественно усваивают жизненно необходимые социальные нормы. Включаясь в разнообразную деятельность, приобретают навыки социального партнерства, развивают адаптивность к новым социально-психологическим условиям, апробируют, «отрабатывают» пока еще для них несвойственный поведенческий репертуар. Отдыхающий ребенок в процессе проживания своей жизни познает себя посредством обратной связи, полученной от

ребят в отряде, взрослых (вожатых, руководителей развивающих центров), обучается моделировать ситуации «встреч», предвосхищать, прогнозировать последствия своего поведения, конструктивно управлять конфликтами, оптимизировать качество своей жизни ни в далеком необозримом будущем, а уже сегодня, в режиме реального времени. Мы акцентируем внимание: улучшение качества жизни не «завтра», а уже сегодня в условиях лагеря потому, что ребенок живет «здесь и теперь», вступает в многообразные контакты со сверстниками, взрослыми, обменивается информацией, планирует и реализует необходимые для удовлетворения своих потребностей персональные социальные проекты. И от того, каково их качество, продуктивность и совершенство, зависит его физическое, эмоциональное самочувствие. Это приводит к улучшению качества жизни - не соседа, не кого-то другого - своей. Но если каждый человек повысит качество своей жизни, то сумма этих усилий, безусловно, окажет влияние на качество жизни всего сообщества. Не случайно Э. Фромм (1998) писал: «Уважение к своей личности, ее полноте и уникальности, любовь к себе, понимание своего собственного «Я» неотделимы от уважения, любви и понимания другого. Любовь к собственной личности нераздельно связана с любовью к личности другого» [4, с. 167].

Формирование социально и психологически безопасной комфортной оздоровительнообразовательной среды, создание условий для максимального наполнения позитивными эмоциями, безусловно, повысит уровень самовосприятия и, естественно, самоотношения подростка. При этом оптимизируется процесс саморазвития личности. Индивид полнее развертывает природой заложенный потенциал, направляет активность исключительно в созидательное, конструктивное русло, избегая психотравмирующих для себя и окружающих ситуаций. Более того, в условиях загородного центра, в отличие от школы, отсутствует один из генеральных факторов снижения качества жизни - самоощущение неудачника в процессе учебной деятельности ребенка при его выраженной неуспешности и ситуации невыгодного для его самовосприятия оценивания взрослыми. Не отягощенные грузом сформированного за годы обучения имиджа неудачника в учебной деятельности подростки в условиях ДООЦ «Алые паруса» общаются «на равных». Следовательно, у педагогов дополнительного образования, руководителей развивающих центров, вожатых есть возможность предоставить ребенку шанс «переписать» свою персональную историю, предоставив право выбора и включив его в многообразие социальных практик, новые для него виды деятельности с целью освоения доселе неизвестного (это не означает негативного) социального пространства в поисках своей социально-психологической ниши. Специалистов ДООЦ, кстати, неоднократно удивляло, как некоторые дети, пораженные «ржавчиной» хронических неудач (выученная беспомощность) и негативного самовосприятия, недоверчиво относятся даже к собственному успеху! И сколько нужно усилий, чуткости педагогам, профессионализма психологам, чтобы за первые часы и дни пребывания ребенка в лагере понять особенности его личности, научиться видеть его первые победы над самим собой, использовать социальные технологии формирования верования в свои силы, затем закрепить это состояние, разорвав порочный круг негативного самовосприятия. Позитивное самоощущение может стать трамплином изменения его жизни в условиях семьи, школы по приезду домой.

Используя разработанные Н.А. Голиковым социальные технологии [5] специалисты ДО-ОЦ создают особые «помогающие отношения», в которых «по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, в умении ладить с другими» [6, с. 126]. По мнению И.А. Баевой [7, с. 55], способность педагога быть фасилитато-ром ребенка (то есть помогать его становлению и личностному росту) можно представить в виде пяти «искусств»: искусства уважения, искусства понимания, искусства помощи и поддержки, искусства договора, искусства быть собой. В процесс социализации, оптимизации качества жизни детей включен весь коллектив ДООЦ: педагоги, медицинские специалисты, психологи. Даже кухонные работники и те создают комфортную, эстетическую среду принятия пищи. Приятная, с заботой о детях оформленная обеденная зона, вкусные блюда, чуткость обслуживания также рассматриваются администрацией лагеря как ресурс повышения качества жизни отдыхающих детей и подростков.

Как показала наша практика, непременным условием реализации концепции качественной социализации и оптимизации качества жизни воспитанников в условиях загородного центра является готовность сотрудников к взаимодействию с воспитанниками в новом формате. Обеспечить процесс оптимизации качества жизни детей способны педагоги, обладающие высоким уровнем профессионализма и психологической культуры. У них должны быть развиты: социальный интеллект, эмпатия, толерантность, аутентичность, креативность, оперативность, критичность мышления, рефлексивность, способность предвидения, предвосхищения результатов своего влияния на детей. Администрацией было принято решение обеспечить качественную систему повышения профессионального мастерства посредством постоянно действующего

психолого-педагогического семинара «Психологизация - основа нового педагогического мышления». Практически в ежемесячном режиме занятий рассматриваются вопросы социологии детства, детской психологии, теории и методологии становления качества жизни, психологической и социальной безопасности в оздоровительно-образовательной среде, культура общения, социально-психологическая диагностика, развитие навыков социального партнерства, организация социальных практик, вопросы педагогического проектирования и т.д. Существенную роль в подготовке специалистов к работе в новых условиях сыграли индивидуальные консультации специалистов, психологические тренинги (коммуникативных навыков, балинтовская группа, тренинг асертивности, группа личностного роста, развития рефлексивных способностей). На тренингах создается атмосфера эмоциональной поддержки и понимания; отрабатываются практические навыки, необходимые для успешной работы с детьми и подростками; предоставляется возможность высказывать свое мнение, обсуждаются возможные затруднения в общении с «трудными» подростками, партнерами «по профессиональному цеху»; формируется совершенно новый по качеству коллектив энтузиастов-единомышленников. Для временных сотрудников (а это в основном вожатые, которые сезонно работают в ДООЦ) организуются занятия «Школы вожатых». Ежемесячные тематические занятия, недельное погружение в философию «Алых парусов» в условиях будущей трудовой деятельности, двухдневный поход с преодолением различных сложностей с целью командообразования и «взаимопроникновения во внутренний мир» друг друга в реальных, подчас экстремальных условиях. Руководители стремятся стимулировать будущих вожатых к открытости, свободному выражению своих мыслей, чувств. При этом разъясняют, что мысли и чувства - это еще не дела и поступки; создают условия для свободного обмена мыслями и чувствами.

Невозможно достичь высокого результата в профессиональной деятельности, если педагог не обучится своевременно получать информацию об эмоциональном состоянии детей в отряде, их переживаниях, складывающихся между ребятами отношениях. С этой целью сотрудники обучаются квалифицированно наблюдать за жизнью детей в отряде, давать экспертную оценку тем явлениям, которые фиксируются и не ускользают от их внимания. Собрать информацию о ребенке от медика, психолога для принятия педагогически целесообразных решений еще не достаточно, надо уметь пользоваться ею во благо самого ребенка. Поэтому в процессе реализации опытно-экспериментальной работы ставилась и успешно реализована задача развития специальных рефлексивных способностей вожатых. Разработанная система повышения профессионального мастерства позволяет сотрудникам ДООЦ гармонично профессионально идентифицироваться, приобрести чувство уверенности, доверия друг к другу, потребность профессионально и личностно совершенствоваться.

Дополнительное образование не должно конкурировать с общим образованием, хотя некоторые его адепты утверждают обратное, подчеркивая несостоятельность последнего в гармоничном развитии личности. Наша опытно-экспериментальная работа позволяет сделать вывод, что при множестве достоинств по сравнению с общим образованием: повышенный интерес детей, мотивированность участия в социально-значимых проектах, активный отклик воспитанников на предоставляемые специалистами возможности, эффективность дополнительного образования выше не в ситуации конкуренции с общим образованием, а в ситуации установления с ним социально партнерских отношений. Для нашей практики представляет интерес разработанный Н.А. Голиковым [8] механизм реализации социального партнерства: 1) осознание необходимости отношений с другим субъектом деятельности и общения; 2) наличие мотива паритетности отношений с другим; 3) формулирование партнерами собственных потребностей, притязаний; 4) «взвешивание» партнерами потребностей и степени собственных затрат; 5) «борьба мотивов» - уточнение степени необходимости и возможности их принятия; 6) заключение «контракта», договоренностей между партнерами; 7) реализация партнерских действий при соблюдении договоренностей о паритетных условиях «контракта»; 8) рефлексия промежуточных результатов, в случае необходимости коррекция замысла или расторжение «контракта».

Разработка и реализация совместных образовательных проектов, их грамотное методическое сопровождение позволяет объединить ресурсы партнеров: интеллектуальные, материальные, духовные во благо развития воспитанников. В качестве примера можно представить организацию традиционной выездной адаптационно-игровой смены десятиклассников общеобразовательного лицея Тюменского государственного нефтегазового университета и АНО ДООЦ «Алые паруса». Цель этого проекта - создание благоприятной, социально психологически безопасной предметно-развивающей среды для успешной адаптации старшеклассников к условиям обучения в университетском комплексе. Акцент ставится на оптимальности (качественно и в короткие сроки) обеспечения социально-психологического сопровождения интериоризации

140 лицеистами корпоративных ценностей, культивируемых в структурном подразделении ТюмГНГУ, ранее обучавшихся в различных образовательных учреждениях города и области.

Содержание адаптационно-игровой смены в соответствии с указанной выше целью направлено на решение следующих задач: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей, способностей обучающихся; формирование гармоничных взаимоотношений в классных (групповых) коллективах; предупреждение возникновения деструктивных неуправляемых конфликтов; предоставление возможностей тьюторам (освобожденный классный руководитель) при участии психологов в максимально короткие сроки изучить индивидуальные психологические особенности ребят; зафиксировать и осознать их реакции в нестандартных (иногда специально искусственно созданных) условиях пребывания в загородном лагере с целью минимизации или устранения деструктивных явлений, уточнения индивидуального порога самообладания подростков, разработки педагогических рекомендаций педагогом образовательного учреждения с целью развертывания системной деятельности по управлению процессом дальнейшей социализации и развития социальных компетенций. С другой стороны - предоставление возможностей подросткам активного знакомства друг с другом, тьюторами, курирующими от 2 до 4 учебных групп, адаптации к их требованиями. В качестве ресурсов для реализации поставленных задач выступают: система коллективно-творческих дел организационного характера; подготовка и презентация группы в общелагерных мероприятиях; тренинги развития коммуникативных навыков; психологические игры на командообразование; отрядные огоньки «Расскажи мне о себе» и рефлексия происшедших за день событий; спортивные мероприятия с участием целой группы и организация индивидуальных единоборств; участие в творческих конкурсах и интеллектуальных соревнованиях. Адаптационно-игровая смена в условиях пребывания подростков в загородном центре - это особая жизненная ситуация, которая предполагает получение нового опыта, проверку себя на самостоятельность и способность адаптироваться к новым условиям жизнесуществования. Перед приехавшими на адаптационно-игровую смену в лагерь старшеклассниками, как перед субъектами деятельности и общения, открываются эксклюзивные возможности свободного выбора действий, форм творческой деятельности, способствующих саморазвитию и самореализации личности. Они могут включаться в сюжет игровой деятельности и апробацию пока несвойственных для них моделей поведения, стать соавтором и участником разнообразных социальных практик, оптимальным (дозировано, самостоятельно определяя при патронаже взрослых) для себя способом проявить самостоятельность и созидательную активность, овладения остро необходимыми на всех этапах своего жизненного пути навыками социального партнерства.

Оперативное мониторирование процесса адаптации осуществляется посредством психо-лого-педагогического наблюдения за эмоциональным самочувствием подростков, их поведением и эмоционального самоаудита - «рисование настроения» и т.д. Полученная информация позволяет оперативно принимать решения, вносить поправки и коррективы в запланированные мероприятия, выявлять факторы риска и осуществлять превентивные меры.

Ссылки:

1. Мясников А.Ю. Социальное партнерство в условиях

детского образовательно-оздоровительного центра: Материалы I Международной научно-

правктической конференции «Современная наука: теория и практика». Ставрополь, 2010. С. 271-274.

2. Голиков Н.А. Социальное партнерство в школе как фактор повышения качества жизни школьников: проблемы, опыт решения // Социология образования. 2006. № 7. С. 19-21.

3. Иванов В.П. Человеческая деятельность - познание - искусство. Киев, 1977.

4. Фромм Э. Человек для самого себя // Психоанализ и тика. М., 1998.

5. Голиков Н.А. Качество жизни учащейся молодежи: социальные механизмы управления и оптимизация // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 60-64.

6. Rogers C.R. Carl Rogers on Personal Power. N.Y., 1994.

7. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.

8. Голиков Н.А. Образовательная среда как пространство социального партнерства: учебно-

методическое пособие. Тюмень, 2008.

References (transliterated):

1. Myasnikov A.Y. Sotsial'noe partnerstvo v usloviyah

detskogo obrazovatel'no-ozdorovitel'nogo tsentra: Materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-pravkticheskoy konferentsii «Sovremennaya nauka: teoriya i

praktika». Stavropol', 2010. P. 271-274.

2. Golikov N.A. Sotsial'noe partnerstvo v shkole kak faktor povysheniya kachestva zhizni shkol'nikov: problemy, opyt resheniya // Sotsiologiya obrazovani-ya. 2006. No. 7. P. 19-21.

3. Ivanov V.P. Chelovecheskaya deyatel'nost' - poz-nanie - iskusstvo. Kiev, 1977.

4. Fromm E. Chelovek dlya samogo sebya // Psihoanaliz i tika. M., 1998.

5. Golikov N.A. Kachestvo zhizni uchashcheysya mo-lodezhi: sotsial'nye mehanizmy upravleniya i optimi-zatsiya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011. No. 2. P. 60-64.

6. Rogers C.R. Carl Rogers on Personal Power. N.Y., 1994.

7. Baeva I.A. Psihologicheskaya bezopasnost' v obra-zovanii. SPb., 2002.

8. Golikov N.A. Obrazovatel'naya sreda kak prostranstvo

sotsial'nogo partnerstva: uchebno-metodicheskoe

posobie. Tyumen', 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.