УДК 37.068
Голиков Николай Алексеевич
кандидат педагогических наук, профессор, директор общеобразовательного лицея Тюменского индустриального университета, заслуженный работник науки и образования Российской академии естествознания, почетный работник общего образования РФ
Мясников Александр Юрьевич
генеральный директор детского образовательно-оздоровительного центра «Алые паруса»
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРУДУ В УСЛОВИЯХ ЗАГОРОДНОГО ЛАГЕРЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Golikov Nikolay Alekseyevich
PhD in Education Science, Professor, Headmaster at Comprehensive Lyceum of Industrial University of Tyumen, Honoured Worker of Science and Education of Russian Academy of Natural History, Honoured Worker of General Education of the Russian Federation
Myasnikov Alexander Yuryevich
General Director at Recreational and Educational Centre for Children "Alye Parusa"
FAMILIARIZATION OF CHILDREN WITH WORK IN THE OUT-OF-TOWN CAMP: CHALLENGES AND PROSPECTS
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы трудового воспитания, представлены теоретические основы и реальный опыт педагогического коллектива тюменского загородного лагеря по приобщению детей к труду. Представлена и поэтапно охарактеризована авторская социально-педагогическая технология сопровождения приобщения к труду.
Ключевые слова:
загородный детский образовательно-оздоровительный лагерь, трудовая деятельность, общественно полезный труд, социально-педагогическая технология, сопровождение.
Summary:
The article deals with the labour education, reviews the theoretical bases and the experience of the teaching staff of the Tyumen out-of-town camp on familiarization of children with work. The authors present and describe the stages of the original socio-pedagogical technology supporting the familiarization with work.
Keywords:
children's out-of-town educational and recreation camp, labour activity, socially useful work, socially-pedagogical technology, support.
- Ребята, пойдемте на операцию «Чистотка», - бодро и с каким-то неестественным оптимизмом вожатая пригласила подростков на уборку закрепленной за отрядом территории.
- Ага, чесотка. У кого чешется, тот пусть и идет на операцию, - съязвил отрядный пересмешник Колька. Подростки засмеялись, с интересом наблюдая за реакцией девушки.
- «Чистотка» от слова «чисто», - обиженно поджав губы, ответила вожатая. - Ну, пойдемте, наши уже там.
Девушка боковым зрением заметила, как Сергей, неформальный лидер отряда, каким-то едва уловимым сигналом пресек желание некоторых ребят откликнуться на ее просьбу.
- Вам же самим будет приятно гулять по чистой территории. Пойдемте.
- Вот еще. Мы бабло вбухали за путевку, приехали отдыхать, а не вкалывать. Никто не спорит, гораздо приятнее, когда территория убрана. Но для этого есть дворники. Зачем их лишать удовольствия трудиться на свежем воздухе? - скривился в ухмылке Сергей. - Они еще за это деньги получают. Причем, наши деньги.
Подростки «включили» ставшим уже типичным в таких ситуациях игнор. Вожатая растерянно смотрела по сторонам, отыскивая в ком-нибудь из ребят поддержку, сочувствие. Попыталась в очередной раз достучаться до совести этих 15-16-летних парней:
- Ну ладно, я сама пойду убирать территорию. Мне, слабой девушке, нетрудно...
Чем дальше она отходила от ребят, тем отчетливее появлялось желание повернуть голову и полюбопытствовать, может быть, кто-нибудь все-таки решился догнать ее и принять участие в трудовом десанте. Повернув голову, она увидела, что ребята по-прежнему сидели на месте.
Подобную этой реакцию на ситуацию, связанную с привлечением детей к общественно полезному труду, можно увидеть практически в каждом загородном лагере, исключая летние трудовые. Там ребята изначально мотивированы и сориентированы на труд. А представленная выше модель поведения подростков вполне вписывается в типичный поведенческий репертуар представителей современного подрастающего поколения. Изучение причинности этого явления, глубины проблемы, поиск способов выхода из нее сегодня должны стать приоритетными направлениями психолого-педагогических и социологических исследований.
Трудовая активность по наследству (генетически) не передается, поэтому любить труд могут немногие, подавляющее большинство людей к труду относятся как к работе, средству выживания [1, с. 75]. Ограждая детей от общественно полезного труда, не приобщая к семейным трудовым будням, целенаправленно не развивая навыки самообслуживания, прежде всего родители, а потом и педагоги искусственно ограничивают возможности ребенка стать оптимально адаптированным и социально состоятельным в будущем. Сколько тому примеров, когда приезжающие в лагерь подростки попадают в непривычную для себя ситуацию необходимости элементарного самообслуживания. Это касается не только уборки постельного белья и оформления кровати «по правилам», но и вопросов ухода за личными вещами, соблюдения правил личной гигиены. Не готовый к этому ребенок попадает в невыгодную для себя ситуацию оценивания окружающими (взрослыми и сверстниками). Неаккуратный подросток может оказаться игнорируемым, в полном одиночестве, с самоуничижающим хаосом в душе.
В.П. Бедерханова, известный всему профессионально-педагогическому сообществу теоретик и методист педагогики лета, автор пособия «Летний дом: концептуальный проект летней деревни и его методическое обеспечение (в помощь организаторам летнего отдыха детей)», обратилась к читателям со словами: «Давайте друг другу говорить правду, прежде всего правду. Детство сегодня в опасности, если оно живет без игры, без поэзии, без свободы. Детство как никогда нуждается в защите» [2, с. 58]. Это обращение было сделано в 1993 г. Прошло более 20 лет. Как показывает практика, еще большей опасностью для детства является ситуация, когда дети не приобщены к труду, когда труд для них лишен романтики, радости, энергии позитива. Когда метафоры «Без труда не вынешь рыбку из пруда» и «Любишь на саночках кататься, люби и саночки возить» остаются лишь набором слов без пережитого и понятого смысла. Еще отвратительней и безобразней становится ситуация, когда для подростка любимым персонажем становится Емеля из сказки «По щучьему велению», а в жизни - доминантной мысль «Чтобы такое сделать, чтобы ничего не делать?», поскольку молодой человек не полюбил труд и у него не сформирована мотивация трудиться на благо других: «А я меценатством не занимаюсь...»
Безусловно, в описанном выше сюжете (педагогической ситуации) вожатая изначально не владела контролем над ситуацией. Педагог допустил следующие психолого-педагогические просчеты:
1. Вожатая заранее не мотивировала воспитанников на участие в трудовом десанте, дети оказались психологически не готовы, у них отсутствовал мотив.
2. Она не предвосхитила и не обеспечила превенцию негативной реакции со стороны неформального лидера в отряде (следовало заранее обсудить с ним вероятность осуществления задуманного дела, предложить возглавить его, подключить к ситуации распределения трудовых ресурсов).
3. Деятельность навязывалась «сверху», а не искусно «вызрела в сознании детей» под чутким руководством взрослых; не использован педагогически эффективный принцип «Четырех "сами"» (сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами анализируем).
4. Отсутствовал позитивный многоэтапный настрой на нелюбимое (ставшее нетипичным для большинства современных подростков) многими дело, не выстроена его сюжетная линия. Кстати, часто в лагерях в последний день смены проводят дело «Нас здесь не было!», цель которого - привести в порядок помещение, территорию. Сам психологический посыл к детям вызывает удивление и побуждает к критике сюжета дела. Во-первых, взрослые не учитывают «архитипические» потребности подростков. Как раз им-то и хочется указать, что они были. Не случайно в самых различных местах встречаются надписи вроде «Здесь был Вася». Согласитесь, это характерно и не только для детей. Во-вторых, нужно вводить иной посыл, он должен мотивировать ребят на активное участие в труде, и провести коллективное творческое дело с названием «Мы здесь были!», чтобы ребята оставили свой след для будущих заезжающих на отдых сверстников. Им же здесь было хорошо! Они могут создать радостное настроение вновь приехавшим. Возможно, ребята сами вспомнят, как тревожились, переживали в первые дни прибытия в лагерь. Вместе с вожатыми на вечернем огоньке порассуждают, что можно сделать приятное для других завтра, чтобы снять какие-то психологические барьеры. Может быть, у кого-то возникнет идея разукрасить в разные цвета гальку на отрядном месте, сделать своеобразную праздничную мозаику, выпустить газету о своей жизни в лагере и оставить напутствия, а может быть «маленькие секретики - теплые отзывы о вожатых и рецепты выстраивания с ними эффективных отношений» в тайнике с засекреченной маршрутной картой. Не просто навести чистоту и порядок, а написать приветственные письма-пожелания, приготовить приятные сюрпризы. А это уже забота о другом человеке, т. е. другодоминантность, обернутая в радость соучастия и фантазию.
Не бывает воспитания, повсеместно пригодного для всего человеческого рода; более того, не бывает в известном смысле общества, где бы различные педагогические системы не функционировали параллельно [3, с. 254]. Поэтому в АНО ДООЦ «Алые паруса» была разработана система сопровождения приобщения детей к труду, поскольку опыт, уровень навыков самообслу-
живания и участия в общественно полезном труде у воспитанников совершенно различный. Технологии, приемы, подходы воспитания не могут быть унифицированы, поскольку дети априори разные. Важнейшее «слагаемое» высокого профессионализма - умение привести в действие внутренние источники воспитательного процесса, т. е. самовоспитание [4, с. 20]. Поэтому в качестве базового положения разработанной нами системы органично использовано положение: «Система психологического сопровождения призвана не изменять, а побуждать» [5, с. 149].
В чем психологическая сущность социально-педагогической технологии сопровождения приобщения к труду? Коротко - узнав кто, подумаем вместе как. В более развернутом виде технология сопровождения представляет собой непрерывное педагогическое действо в четырех этапах.
I этап «Организационно-диагностический»
1. Установление социального партнерства с семьей в отношении организации и осуществления трудового воспитания заезжающего в лагерь ребенка, обеспечение взаимопонимания и определение возможного диапазона будущей трудовой деятельности в условиях лагеря (самообслуживание, общественно полезный труд), «очерчивание ее границ» - собеседование при приобретении путевки и оформлении документов, заполнение анкет.
2. Уточнение у родителей информации об уровне сформированности у ребенка навыков самообслуживания - заполнение анкет, собеседование (нужна ли семье помощь в трудовом воспитании ребенка; есть ли затруднения, пробелы и в чем они выражаются; с какими возможными трудностями может встретиться ребенок в лагере в сфере самостоятельного бытия).
3. Определение зоны актуального и ближайшего развития ребенка посредством диагностики его отношения к различным видам труда, включая самообслуживание; наличие трудовых навыков, приоритетов, желаний, т. е. проведение «инвентаризации» отдельных знаний, умений, навыков - заполнение анкет, наблюдение, экспертная оценка.
4. Обсуждение результатов диагностики с напарником вожатского дуэта, руководителем смены, при необходимости консультация со смежными специалистами (психологами, руководителями развивающих центров). Формирование «группы риска» из числа детей с несформирован-ными навыками самообслуживания и негативным отношением к общественно полезному труду.
II этап «Социально-педагогическое проектирование»
1. Проектирование индивидуальной версии расширения возможностей зачисленного в отряд ребенка с учетом совокупности всей полученной информации в зоне его ближайшего развития.
2. Планирование включения конкретного ребенка в канву отрядных дел и определение степени его участия с целью расширения зоны его успеха.
3. Превенция возникновения непреодолимых ситуаций негативного отношения сверстников; точное, выверенное воздействие «допущения мотивирующих отрицательных сигналов» (не нормоцентрический, а исключительно персонологический подход) [6, с. 6].
III этап «Деятельно-преобразующий»
1. Реализация педагогического замысла - проекта приобщения к труду конкретного ребенка. Ненавязчивый патронаж при овладении навыками самообслуживания, поддержка и фаси-литация; минимизация или устранение дискомфорта от предвестников необходимости заниматься этими видами деятельности.
2. Зарождение мотивации «преображения себя» (побуждение ребенка стать лучше). Оказание индивидуальной помощи в «преодолении себя» и становлении «ремесленника» (усвоение конкретных важных навыков (например, изготовление подарочной открытки) посредством участия в развивающем центре, встраивания ребенка в собственный успех, сопереживание, со-радость). Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах, формирует позитивный настрой на участие в труде [7, с. 17].
3. Промежуточная диагностика отношения ребенка к различным видам труда и самому себе в трудовой деятельности - наблюдение, экспертная оценка, самоаудит ребенка.
4. Обработка результатов диагностики. Внесение изменения в замысел «трудового окультуривания ребенка».
IV этап «Итоговый»
1. Проведение итоговой диагностики, обработка результатов.
2. Сравнительный анализ реализации и замысла проекта (помощь взрослого в распознавании динамики позитива, акцент на успех).
3. Корректная вдохновляющая беседа с ребенком и его родителями (по согласованию).
В исследовании Т. Нийта среди значимых факторов влияния непосредственной среды обитания на становление образа «я» определяется эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие у человека своей «территории». Для субъекта деятельности и общения, безусловно, значимо место, где он чувствует себя свободным, принятым, понимаемым, где у него есть реальная возможность удовлетворения персональных потребностей в самореализации, отдыхе, вос-
становлении психофизических ресурсов, овладении жизненно необходимыми навыками, к которым относятся навыки самообслуживания. Такой территорией однозначно может и должен стать летний загородный лагерь как пространство социального партнерства и личностного роста, наращивания социальной состоятельности и оптимизации качества жизни детей и приобщения их к труду. Эффективный педагогический инструмент для этого - сбалансированность личностно [8] и социально ориентированного подходов.
Ссылки:
1. Семенов В.Д. Человек: его образование в культуре // Образование и наука. 1999. № 2 (2). С. 69-76.
2. Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект летней деревни и его методическое обеспечение (в помощь организаторам летнего отдыха детей). Краснодар, 1993.
3. Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Дюркгейм Э. Социология. М., 1995.
4. Пищулин Н.П., Ананишнев В.М. Моделирование как элемент управленческой деятельности // Школьные технологии. 2001. № 3. С. 3-23.
5. Глуханюк Н.С. Психологическое сопровождение и поддержка профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 1999. № 2 (2). С. 143-151.
6. Голиков Н.А. Культура здоровья школьников: сущность, проблемы, стратегии решения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. № 4. С. 5-8.
7. Голиков Н.А., Музыро Н.С., Мясников А.Ю. Психология и педагогика летнего отдыха. Учебник для вожатых. Тюмень, 2016.
8. Моложавенко В.Л. Педагогические условия оптимального взаимодействия субъектов обучения при организации личностно ориентированного образовательного процесса : дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 1998.
References:
Semenov, VD 1999, 'Man: his education in culture', Obrazovaniye i nauka, no. 2 (2), pp. 69-76, (in Russian). Bederhanova, VP 1993, Summer house: conceptual project year old village and its methodological support (to assist the organizers of summer camps for children), Krasnodar, (in Russian).
Durkheim, E 1995, 'Pedagogy and Sociology', Sociology, Moscow, (in Russian).
Pishchulin, NP & Ananishnov, VM 2001, 'Simulation as an element of administrative activity', School technology, no. 3, pp. 323, (in Russian).
Gluhanyuk, NS 1999, 'Psychological support and support for vocational teacher education', Obrazovaniye inauka, no. 2 (2), pp. 143-151, (in Russian).
Golikov, NA 2002, 'Culture school health: essence, problems, strategies, solutions', Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obra-zovaniye, trenirovka, no. 4, pp. 5-8, (in Russian).
Golikov, NA, Muzyrya, NS & Myasnikov, AY 2016, Psychology and Pedagogy summer holiday. Textbook for counselors, Tyumen, (in Russian).
Molozhavenko, VL 1998, Pedagogical conditions of optimal interaction of subjects of training in the organization individually oriented educational process, PhD thesis, Tyumen, (in Russian).