Научная статья на тему 'Формирование другодоминантности: идеи и практика загородного лагеря им. Ю. А. Гагарина в Тюменской области'

Формирование другодоминантности: идеи и практика загородного лагеря им. Ю. А. Гагарина в Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГОРОДНЫЙ ЛАГЕРЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДРУГОДОМИНАНТНОСТЬ (НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ДРУГОГО) / РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ / OUT-OF-TOWN CAMP / SOCIAL ENVIRONMENT / SOCIAL COMPETENCES / OTHER-PERSON DOMINANCY (ORIENTATION ON THE OTHER PERSON) / DEVELOPMENTAL CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старокорова Наталья Михайловна

В статье представлен опыт загородного детского образовательно-оздоровительного лагеря по формированию социальных компетенций отдыхающих детей средствами развивающих центров, социальному партнерству вожатых и педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of other-person dominancy: ideas and practice of Y.A. Gagarin out-of-town camp of the Tyumen region

The article reviews experience of the out-of-town children's educational resort camp on development of social competences of children by means of the developmental centers, social partnership of leaders and teachers of additional education.

Текст научной работы на тему «Формирование другодоминантности: идеи и практика загородного лагеря им. Ю. А. Гагарина в Тюменской области»

УДК 371.217.3(571.12)

Старокорова Наталья Михайловна

директор санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия им. Ю.А. Гагарина в Тюменской области,

заслуженный учитель Российской Федерации

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУГОДОМИНАНТНОСТИ: ИДЕИ И ПРАКТИКА ЗАГОРОДНОГО ЛАГЕРЯ ИМ. Ю.А. ГАГАРИНА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Starokorova Natalia Mikhailovna

Director of Y.A. Gagarin All-Season Health Resort Camp in the Tyumen Region, Honoured Teacher of the Russian Federation

FORMATION OF OTHER-PERSON DOMINANCY: IDEAS AND PRACTICE OF Y^. GAGARIN OUT-OF-TOWN CAMP OF THE TYUMEN REGION

Аннотация:

В статье представлен опыт загородного детского образовательно-оздоровительного лагеря по формированию социальных компетенций отдыхающих детей средствами развивающих центров, социальному партнерству вожатых и педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова:

загородный лагерь, социальная среда, социальные компетенции, другодоминантность (направленность на другого), развивающие центры.

Summary:

The article reviews experience of the out-of-town children's educational resort camp on development of social competences of children by means of the developmental centers, social partnership of leaders and teachers of additional education.

Keywords:

out-of-town camp, social environment, social competences, other-person dominancy (orientation on the other person), developmental centers.

Двадцать первый век не может быть иным, как веком качества. Высокое качество результатов деятельности - гарант устойчивого развития и благополучия. Ориентир на высокое качество должен стать целевой установкой во всех сферах деятельности, включая такую область, как летний отдых населения в Российской Федерации. Хорошо отдохнувший, получивший в летний период мощный заряд положительных эмоций ребенок становится более здоровым. Во временном детском коллективе он приобретает важнейшие социальные навыки самоорганизации и самообслуживания, социальной закалки. Чувствительным индикатором качества отдыха и его организации в условиях загородного лагеря является рецидивность заезда детей (от лат. recidivus -'возвращающийся') - повторное, многократное посещение этого центра [1, с. 18].

Подростки предпочитают отдыхать в том месте, где им психологически комфортно, интересно, где они смогут проявить себя и получить позитивную обратную связь от взрослых и сверстников. Санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия им. Ю.А. Гагарина в Тюменской области (СОЛКГД им. Ю.А. Гагарина) можно вполне отнести к таковым. За 2016 г. (зима, весна, лето) здесь отдохнуло 1 777 детей с юга и северных территорий Тюменской области, из них 1 270 человек - в период четырех летних смен. Поразительно, что 904 чел. (50,9 %) приезжают не в первый раз, 683 чел. (38,4 %) - в третий и более раз. «В этот лагерь я приехала в пятый раз, - пишет Ангелина Королёва, 14 лет, г. Сургут. - Это не лагерь, а просто мечта каждого ребенка. И я обязательно приеду сюда еще много-много раз». Это один из сотен отзывов, написанных отдохнувшими в СОЛКГД им. Ю.А. Гагарина.

За 24 года своего существования мы сумели из часто заезжающих детей вырастить высококлассных педагогов, для которых педагогика летнего отдыха стала профессией, источником профессиональной самореализации. Яркий пример - Пчелова Ольга Михайловна. Еще ребенком она отдыхала в лагере 12 смен. Попробовав себя в роли вожатой, Ольга окончательно привязалась к лагерю, отработала 10 смен наставником ребят. В настоящее время О.М. Пчелова продолжает трудовую деятельность в качестве педагога-организатора, активно поддерживает связь с когда-то отдыхавшими в лагере детьми, выезжает на организованные встречи в города, где проживают ее воспитанники (Сургут, Урай, Тюмень).

Отдых в загородном лагере предполагает не только организацию развлечений детей, но и развитие у них жизненно важных социальных навыков, повышение уровня социальной состоятельности отдыхающих. На наш взгляд, к одному из весомых компонентов социальной состоятельности можно отнести способность выстраивать партнерские отношения, быть чутким, деятельно внимательным к тем людям, которые тебя окружают. По мнению Н.А. Голикова, «деятель-

ная внимательность - это социально-психологический феномен, обозначающий другодоминант-ность, направленность субъекта деятельности и общения на самореализацию в другом человеке попечением и заботой не на словах, а конкретным делом» [2, с. 104]. Эта идея стала концептуальной основой воспитательного процесса в лагере, ее принял абсолютно весь коллектив.

Формирование другодоминантности - сложный процесс. Современный подросток заражен эгоизмом, погружен в собственные переживания, в отношении других проявляет индифферентность. Его непросто приобщить к общественно полезному труду, побудить оказывать помощь другим детям в отряде [3]. Эмоциональная холодность мешает выстраиванию конструктивных отношений во временном детском коллективе. И дети, скорее всего, в этом не виноваты. Социальная среда, прежде всего близкое окружение - семья, культивировали то, что получено «в сухом остатке», то, что реально демонстрируется ребенком «здесь и сейчас». Другодоминантность предполагает не просто включенность в решение проблемы окружающих, но ее предвосхищение. Нужно суметь помочь личности сформировать подушку безопасности, т. е. создать персональный прецедент эффективной самозащиты, обеспечивающий выход из затруднительной ситуации с меньшими социально-психологическими болезненными издержками. Это возможно при ощущении своей значимости и гарантированной защищенности [4, с. 20]. Значимость и защищенность имеют место тогда, когда индивид чувствует неравнодушие с другой стороны, внимательное отношение к себе.

Внимание должно быть опредмечено, т. е. приобрести конкретные формы, действия [5; 6; 7]. В СОЛКГД им. Ю.А. Гагарина взрослые, демонстрируя внимательность и создавая поле положительных эмоций не только словом, но и поступками, стараются научить детей реальной заботе друг о друге. Детей учат делать друг другу сюрпризы, маленькие приятные неожиданности. Деятельная забота в отряде начинается с мелочей, но они действительно имеют большую ценность для конкретного ребенка. Формируется осознание общности и своей значимости, что в свою очередь создает основу для ощущения безопасности. «Дарите окружающим тепло, радость. Это несложно, но высоко ценится» - это девиз каждодневной кропотливой работы педагогов в отряде.

В лагере стало традиционным коллективное творческое дело «Подарок другу», когда дети, заметив у кого-то плохое настроение, могут проявить заботу о других, оказать внимание, сделать что-то приятное. Трудно описать, с какими чувствами дети получают эти подарки от неизвестного друга, сколько теплых слов произносится на вечернем огоньке. Таким образом закрепляется позиция «быть внимательным».

Но эта игра должна быть тщательно подготовлена. Без педагогического управления процессом игры можно кого-то больно ранить, хорошая задумка может обернуться педагогическим фиаско. Этот процесс должен находиться под контролем вожатых. Важно внимательно отслеживать ситуацию, чтобы каждый ребенок был одарен вниманием окружающих. Это тонкая психологическая работа, требующая высокого уровня педагогического мастерства. Она обеспечивается тщательной индивидуальной работой с детьми, как с потенциально дарящими, так и одариваемыми. У вожатых всегда должен быть запас маленьких безделиц, которые можно направить какому-нибудь адресату, если станет очевидным игнорирование его другими ребятами. Возможно, для кого-то ситуация игнорирования другими необходима как повод для начала разговора. И в этом случае вожатый наедине поговорит с ребенком, поможет ему понять, что этот момент нужно пережить, посмотреть на свое поведение со стороны, поможет найти конкретные способы изменить ситуацию, изменившись самому.

Для того чтобы оказывать внимание опредмеченно (было чем одаривать), мы обучаем детей делать сувениры-сюрпризы, подарки своими руками. С этой целью функционирует центр творчества «Радуга» с шестью кабинетами для кружковой работы: мастерская «Оч'умелые ручки» (автор и руководитель - И.Г. Субботин), «Мастерская подарков» (автор и руководитель -А.М. Гуляева), «Стильные штучки» (автор и руководитель - И.В. Пинигина). В «Мастерской подарков» детей учат изготовлению рамок, шкатулок, композиций из различных подручных материалов, вязанию, квиллингу, изонити. Особой популярностью у девочек пользуется студия «Стильные штучки». Ребят обучают гильошированию, канзаши, технике «артишок», модульному оригами, плетению из газетной лозы, изготовлению цветов из желатинной ткани. На занятиях клуба «Мы веселые умейки» обучают мастерству бумагопластики, работе с природными материалами, моделированию и портновскому искусству. Конечно же, настоящим событием в жизни мальчиков становится погружение в ремесло в мастерской «Оч'умелые ручки», где представителей сильного пола обучают мастерить руками (выпиливание и выжигание по дереву, художественная обработка древесины). Ребята часто слышат вопрос от педагогов: «А кому ты хотел посвятить эту работу?» Несомненно, ребят поддерживают, когда они говорят, что посвящают свой труд маме.

По рейтингу популярности самым востребованным кружком является «Выжигание по дереву». Каждый второй ребенок посещает эту секцию и увозит домой до десяти поделок (подковы

на счастье, сувенирные картины по тематике смены, работы с героями любимых книг, кинофильмов, а также домашних и диких животных). Часто дети рисуют и составляют свои композиции, оформляя выполненные работы в рамки. Они не только занимаются выжиганием, еще и работают по подбору и нанесению света и тени, используя разные цвета морилок, художественных красок и гуаши.

Студия «Стильные штучки» включает несколько направлений. Выделить какое-либо невозможно, так как на одной смене детям может больше нравиться работать с газетными трубочками и бумажными модулями, на другой - изготавливать поделки из ткани и заниматься выжиганием (гильошированием). На занятиях студии можно сделать множество уникальных вещей - от изящного платочка и оригинальной открытки с объемными цветами до крупных изделий с ажурным или многоцветным орнаментом (топов, жилеток, блузок, скатертей, салфеток, панно, штор). Выжигание позволяет создавать клипсы, серьги, броши, прозрачные (на сетке) салфетки, воротнички, композиции на плоскости и на объемных деталях.

«Оч'умелые ручки» - это не просто развитие у детей умений мастерить приятные и полезные вещи. Это гораздо глубже. Это уникальная возможность проявить реальное внимание к другому, поддержать его в трудную минуту. Посредством кружковой работы при педагогической поддержке вожатых это становится реальным педагогическим инструментом формирования социальной состоятельности, так необходимой сегодня.

Ссылки:

1. Голиков Н.А., Музыро Н.С., Мясников А.Ю. Психология и педагогика летнего отдыха : учеб. для вожатых / под ред. Н.А. Голикова. Тюмень, 2016.

2. Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога // Образование и наука. 2004. № 4 (28). С. 103-113.

3. Голиков Н.А., Музыро Н.С., Мясников А.Ю. Указ. соч.

4. Там же. С. 20.

5. Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. М., 2008.

6. Моложавенко В.Л., Верховцев К.Н. Проблемы постановки диагностических целей при реализации компетентностного подхода // Казанская наука. 2015. № 5. С. 163-165.

7. Голиков Н.А., Мясников А.Ю. Приобщение детей к труду в условиях загородного лагеря: проблемы и перспективы // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 6. С. 52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.