Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация в условиях детского лагеря: проблемы и перспективы развития'

Социально-психологическая адаптация в условиях детского лагеря: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2843
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛЕТНЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЛАГЕРЬ / ДОСУГ / ОТДЫХ / УЧИТЕЛЬ / ШКОЛА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / ADAPTATION / SOCIALIZATION / SUMMER INSTITUTION / CAMP / LEISURE / VACATION / TEACHER / SCHOOL / SOCIAL WORK / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова М. С.

В статье рассматриваются особенности адаптации детей и взрослых в условиях загородного лагеря, представлены характеристики учреждения как специфической среды, требующей особого приспособления. Описаны основные периоды образовательно-оздоровительной смены, в соответствии с которыми меняется поведение детей и взрослых, а это в свою очередь, определяет формы и методы работы, направленные на содействие успешной адаптации и реадаптации. Опираясь на опыт работы, автором выявлены риски, препятствующие нормальному взаимодействию с детьми, а также описаны некоторые инновационные формы организации деятельности, направленные на создание благоприятных условий для детей в загородном стационарном детском лагере, способствующие их социализации и самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological adaptation in conditions of the children’s camp: problems and development prospects

The article discusses the features of adaptation of children and adults in conditions suburban stationary children’s camp, shows the characteristics of the institution as a specific medium, calls for the adaptation. Describes the main periods of educational and recreational period, according to which change the behavior of children and adults, and this in turn determines the forms and methods of work with children, designed to promote their successful adaptation and readaptation. Based on the experience in the children’s institution, author revealed the risks, preventing the normal interaction with children, and also describes some innovative forms of organizational activity, which aims to create favorable conditions for children in the country children’s camp contributing to their socialization and self-determination.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация в условиях детского лагеря: проблемы и перспективы развития»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Попова М.С.

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Российская Федерация

В статье рассматриваются особенности адаптации детей и взрослых в условиях загородного лагеря, представлены характеристики учреждения как специфической среды, требующей особого приспособления. Описаны основные периоды образовательно-оздоровительной смены, в соответствии с которыми меняется поведение детей и взрослых, а это в свою очередь, определяет формы и методы работы, направленные на содействие успешной адаптации и реадаптации.

Опираясь на опыт работы, автором выявлены риски, препятствующие нормальному взаимодействию с детьми, а также описаны некоторые инновационные формы организации деятельности, направленные на создание благоприятных условий для детей в загородном стационарном детском лагере, способствующие их социализации и самоопределению.

Ключевые слова: адаптация; социализация; летнее учреждение; лагерь; досуг; отдых; учитель; школа; социальная работа; студенты.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN CONDITIONS OF THE CHILDREN'S CAMP: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Popova M.S.

Siberian Federal University (SibFU), Krasnoyarsk, Russian Federation

The article discusses the features of adaptation of children and adults in conditions suburban stationary children's camp, shows the characteristics of the institution as a specific medium, calls for the adaptation. Describes the main periods of educational and recreational period, according to which change the behavior of children and adults, and this in turn determines the forms and methods of work with children, designed to promote their successful adaptation and readaptation. Based on the experience in the children's institution, author revealed the risks, preventing the normal interaction with children, and also describes some innovative

forms of organizational activity, which aims to create favorable conditions for children in the country children's camp contributing to their socialization and self-determination.

Keywords: adaptation; socialization; summer institution; camp; leisure; vacation; teacher; school; social work; students.

В современном мире нам постоянно приходится приспосабливаться к окружающей среде. Процесс приспособления представляет собой процесс адаптации к внешним условиям. Для успешной социализации и функционирования в обществе важно обладать адаптационными способностями. Представитель необихевиоризма Г. Айзенк и его последователи определяют адаптацию двояко: во-первых, это состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; во-вторых, это процесс, посредством которого данное гармоничное состояние достигается [1].

Как отмечает Л.А. Гордон, адаптация заключается не столько в принятии отдельных элементов, сколько в социальном и психологическом освоении меняющегося типа целостной системы общественных отношений (адаптация к новому строю), а также в социальной и психологической способности пережить чрезвычайную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим (адаптация к переходному кризису) [2].

Если во взрослом состоянии личность более успешно преодолевает приспособление к новым условиям, то детям сделать это представляется трудным, в силу недостаточности жизненного опыта и адаптационных ресурсов. Для формирования полноценно развитой личности ребенку должны создаваться ситуации для приспособления его к нестандартным или непривычным условиям. Это позволит сформировать у ребенка определенные качества, которые пригодятся ему во «взрослом» мире. Еще более важным в жизни ребенка становится приспособление не только к условиям, но и людям, находящимся рядом с ними, потому что нас не всегда окружают люди, с которыми нам хочется общаться или находиться рядом, но как правило, того требует ситуация. Поэтому очень важно научить ребенка находиться с теми людьми, которые по тем или иным причинам могут быть ему неприятны.

Для изучения особенностей приспособления и использования адаптационных ресурсов детей и взрослых было проведено исследование в рамках загородного оздоровительного лагеря. Методы исследования - включенное наблюдение, интервьюирование и опрос. Наблюдение происходило в период работы и непосредственного взаимодействия с детьми и педагогическим составом. Характеризуя исследуемую среду, отметим, что это учреждение стационарного типа рассчитано на 100 детей в возрасте от 7 до 16 лет (в среднем возраст 12-14 лет, однако в последнее время наблюдается тенденция к возрастной границе 10-12 лет); смена в течение 21 дня, проживание организовано в 10 домиках по 10 человек плюс воспитатель или вожатый; расселение про-

исходит ио возрастному принципу, мальчики и девочки проживают раздельно. Особенностью учреждения является и то, что дети комплектуются из одних и тех же школ Железнодорожного района г. Красноярска, благодаря чему несколько снижена проблема знакомства и построения взаимоотношений. Но не стоит забывать о том, что в течение учебного года в школе поведение детей формируется несколько иным образом в силу того, что они находятся под ежедневным контролем родителей, и ведущей деятельностью выступает процесс обучения и воспитания.

Каникулярный же период ориентирован на оздоровление, развитие и организацию досуга ребенка. В период пребывания в лагере ослабевает контроль со стороны родителей и поведение детей меняется, таким образом расширяются «границы» дозволенного поведения ребенка. В данном контексте можно выделить 3 группы детей в зависимости от изменений в поведении: первую группу составляют учащиеся, поведение которых меняется кардинально противоположным образом со знаком «минус», и это выглядит как некоторый протест тому образу, который является привычным для ребенка в повседневной жизни. Как правило, это относится к так называемым «правильным» детям с высокой успеваемостью в школе и достаточно успешным во внешкольной жизни. Вторую группу представляют дети, которые в школе характеризуются как «слабые», они не имеют высокой успеваемости, не характеризуются значительными достижениями в спорте, творчестве или иной деятельности. Однако лагерь выступает для них как площадка социальных и психологических проб, ребенок начинает раскрываться и в среде загородного учреждения характеризуется как успешный, интересный и активный. И третью группу включают дети с незначительными изменениями в поведении. В условиях летнего лагеря они становятся более раскрепощенными, общительными и ведут себя активно, как и в повседневной жизни, либо это дети неактивные, и в условиях детского лагеря они так и продолжают «течь по течению».

Отличительной особенностью организованного активного детского отдыха в условиях загородного лагеря является неформальный характер организации самодеятельности детей на основе принципов самоопределения и самореализации. Во время пребывания детей в летнем лагере развертывается деятельность, направленная на социализацию и самоопределение личности ребенка через сотрудничество, сотворчество и межличностное общение, более глубокое, чем в школе. Жизнь в детском загородном учреждении представляет собой структуру с особыми условиями, среди которых режим, традиции лагеря, внутренние правила сожительства, определенная временная изоляция от города, природно-климатические условия, расположение хозяйственных и бытовых объектов. Все это формирует несколько иной тип поведения, чем в повседневной жизни, который проявляется как у детей, так и у взрослых.

Всю образовательно-оздоровительную смену в летнем стационарном учреждении можно разделить на 3 периода: организационный {адаптационный), основной {интеграционный), заключительный {итоговый). Эти периоды определяют набор форм и методов работы с детьми, а также особенности поведения.

В организационный (адаптационный) период необходимо обеспечить формирование комфортного для ребенка социально-психологического климата во временном детском коллективе; познакомить детей с особенностями новой среды, помочь найти каждому занятие и группу по интересам; выработать и принять общие нормы и требования, заложить основы совместной коллективной деятельности участников временного детского коллектива. Адаптация детей к условиям и специфике учреждения - это самый значимый период в налаживании контактов воспитателя (вожатого) с воспитанниками и включения их в продуктивную жизнедеятельность лагеря. От того как будут организованы первые дни совместного проживания, будет зависеть общая атмосфера, взаимоотношения детей друг с другом и вся образовательно-оздоровительная смена.

Основные характеристики организационного периода:

— это период адаптации воспитанников к лагерным условиям: режиму дня, рациону питания, новым требованиям;

- это первая стадия формирования детского коллектива - отряда (стадия его образования), образования системы взаимодействия, взаимоотношений взрослых и детей; установление положительного социально-психологического климата в отряде;

— это период согласования целей продуктивной совместной творческой деятельности педагогов и воспитанников, старт реализации программы совместной жизнедеятельности детей и взрослых;

- как правило, длится 3—4 дня от заезда детей.

Как уже говорилось ранее, в этот период основная роль ложится на воспитателя (вожатого) отряда, т.е. временного коллектива детей. Важно сразу определить социальную роль, которую воспитатель будет выполнять внутри отряда. Так задается общий тон взаимодействия с детьми, проводятся различные игры на знакомство друг с другом, территорией лагеря. Совместно с детьми могут быть придуманы общие правила совместного проживания, традиции и события. И как показывает практика, все, что организовано и придумано вместе с детьми, то наиболее эффективно соблюдается и работает.

Важно также отметить, что в организационный период дети, как правило, достаточно спокойные, сдержанные, закрытые, они начинают искать «точки соприкосновения со средой». Показателем успешной адаптации в организационные период является: хорошее настроение у ребенка, нахождение друзей, выбор кружка, творческой площадки, посещение мастер-классов, активное участие в творческих номерах и общелагерных мероприятиях. Важно установить прочные связи именно внутри отряда, организовав для ребенка комфортное, «безопасное» пространство.

Практика показывает, что всегда на образовательно-оздоровительной смене присутствует небольшой процент детей (2-3% от общего числа), которые не справляются с этим адаптационным периодом и выезжают из детского лагеря до окончания смены; как правило, в первую неделю. Так, при первых жалобах ребенка на то, что ему скучно, неинтересно, следует «спаса-

тельная» реакция родителей, а следовательно возникает ситуация, при которой сами родители не дают шансов ребенку на приспособление к новым для него условиям.

Анализируя практику своей работы, можно выделить 3 категории детей, которые входят в «группу риска»: дети, впервые уезжающие из родительского дома; дети, имеющие «зависимость» от компьютера, компьютерных игр и не способные иным образом организовать свое свободное время; «бегучие» дети, последние встречаются значительно реже.

Подводя итог характеристике адаптационного этапа, отметим, что 3—4 дня, отводящиеся на адаптацию, это средний показатель, который не может распространяться на всех детей. Поэтому в этом случае значима работа с родителями по формированию адекватной реакции на первые «жалобы» ребенка о его настроении.

Далее следует основной (интеграционный) период смены, который подразумевает управление воспитательным процессом, которое происходит через организацию самоуправляющих структур отряда, разностороннюю социально и личностно значимую творческую деятельность коллектива. На этом этапе необходимо регулировать межличностные отношения, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций; очень важно демонстрировать достижения детей в совместной деятельности, умения и навыки, приобретенные в ходе посещения кружков, творческих объединений, стимулировать успешность детей, анализировать индивидуальные и коллективные действия.

Основной интеграционный период характеризуется реализацией воспитательных замыслов педагогов лагеря и отрядного вожатого; организацией и проведением коллективно-творческих дел в отряде и лагере; включением детей в образовательные площадки, кружковую деятельность; включением детей в систему физкультурно-оздоровительной работы отряда, лагеря; развитием творческого потенциала воспитанников в отряде и лагере; активным общением и конфликтами воспитанников; формированием и воздействием общественного мнения на отношения детей в отряде. Этот период длится около 14 дней, на данном этапе важно выстраивать коллективные взаимоотношения с другими отрядами, выходить на активную деятельность в лагере. Это один из самых динамичных периодов летней смены, поэтому взаимодействие и активность детей также возрастает. В это время дети могут проявить себя в самых различных сферах, так, реализуются такие обгцелагерные мероприятия и авторские проекты как «Реальные парни», «Маскарад», фитнес-марафон «Танцуют все», музыкальный фестиваль «Юность БМ», конкурс пар «Они и Мы», День открытых дверей «Дом, в котором мы живем» и др.

Как отмечалось ранее, интеграционный этап - это период, который предполагает активное участие всех субъектов, включенных в процесс жизнедеятельности. С одной стороны, уже решены вопросы первичной адаптации детей и воспитателей (вожатых) к жизни в лагере и общему режиму пребывания, с другой - возможны столкновения интересов в процессе совместной деятельности. Все это способствует усиленному вниманию со стороны педагогического коллектива или команды воспитателей для регулирования ситуации, важно выступать в роли стороннего наблю-

дателя и давать возможность детям самостоятельно принимать решения и разрешать возможные проблемы, и при необходимости выступать в роли посредника между сторонами конфликта.

Далее следует третий заключительный (итоговый) период, в течение которого необходимо создать атмосферу успешного завершения смены, поощрить наиболее активных участников органов самоуправления и ключевых дел, помочь ребенку определить перспективу своего дальнейшего развития; усилить концентрацию внимания на поведении, активности детей и предупреждении травматизма; усилить саморегуляцию и эмоциональную составляющую у воспитателей (вожатых) для предотвращения возникновения конфликтных ситуаций. Данный период характеризуется эмоциональной активностью; эмоциональной напряженностью от предстоящей разлуки; временем подведения итогов деятельности отряда, самоанализа деятельности, как воспитанниками, так и воспитателями (вожатыми); подведение итогов.

Для реализации вышеназванных этапов организуются различные мастер-классы, творческие площадки и кружки, проекты, которые соответствуют профилю подготовки и профессиональным интересам коллектива, работающего с детьми. В 2015 году функционировали психологический кружок «Наедине со всеми», мастер-класс «Фитнес в жизни каждого», «Спортивно-бальные танцы», пресс-центр «Непутевые заметки», творческая мастерская «Голос Юности», образовательные площадки «Виртуальные экскурсии», «Оттайте», авторский проект «Топ-модель в «Юности», дизайн-студия.

Важную роль в общем процессе играет педагогическая команда. В настоящее время работа с детьми организована за счет привлечения заинтересованных и адаптированных к условиям летнего учреждения учителей, выпускников и студентов отделения социальной работы и психологического профиля. Причем подбор осуществляется таким образом, чтобы они обладали положительными качествами, творческими способностями, достижениями в различных сферах жизнедеятельности. Все это позволяет на собственном примере формировать у детей активную жизненную позицию, творческий подход к делу и стремление к новым вершинам.

Ранее воспитатели, вожатые и педагоги приглашались исключительно из числа учителей пребывающей школы. Практика показала, что, во-первых, чаще всего соглашаются работать учителя предпенсионного и/или пенсионного возраста. Эта категория работников обладает жизненным и педагогическим опытом, но достаточно сложно взаимодействует с молодежью. Во-вторых, достаточно сложной выступает категория учителей младшей школьной ступени, потому что, привыкнув работать с маленькими детьми, которые практически всегда находятся в подчинении, они не способны к гибкости в общении и творческому подходу. Во избежание различных конфликтных ситуаций и более интересного и комфортного пребывания в лагере, стали привлекаться студенты педагогических, психологических институтов и отделения социальной работы либо зарекомендовавшие себя специалисты из других смежных областей. В данном случае большая ответственность возлагается на руководителя учреждения, как работодателя и старшего воспита-

теля, как ответственного за разработку и реализацию образовательно-оздоровительной программы смены. От того как будет подобрана педагогическая команда будет зависеть общая атмосфера в учреждении, а следовательно и социально-психологическое здоровье детей и подростков.

Анализируя вышесказанное, стоит отметить, что не всегда используемые формы и методы работы с детьми, направленные на содействие успешной социально-психологической адаптации имеют высокую эффективность; механизм взаимодействия необходимо совершенствовать. В этом направлении могут быть сделаны следующие шаги:

— во-первых, введение в детских оздоровительно-образовательных лагерях штатной единицы «социальный работник», «специалист по социальной работе» на летний период. В период оздоровительной смены воспитатели и вожатые имеют высокую занятость и ненормированный график работы, поэтому не всегда имеют физическую возможность в должной мере уделить внимание ребенку к решению проблемы социально-психологической адаптации и иным социально-психологическим проблемам. Также в силу специфики работы, возможны ситуации, когда и сами сотрудники могут нуждаться в квалифицированной помощи специалиста.

— во-вторых, проведение дебатов, игр и упражнений, направленных на содействие социально-психологической адаптации. Это может быть организовано в рамках деятельности психологического кружка и/или лагерных мероприятий. Так, могут быть озвучены такие вопросы: «почему возникают проблемы адаптации к новым условиям?», «какие дети наиболее подвержены возможным проблемам?», «как помочь ребенку в успешной адаптации?», «каковы ошибки поведения детей и взрослых» и т.п. Совместное обсуждение и деятельность, а также правильная корректировка со стороны специалиста и/или взрослых, позволит посмотреть на проблемы изнутри и прийти к общему решению проблемы.

— в-третьих, использование «телефона доверия». Это позволит избежать и минимизировать многие проблемы, ведь порой ребенку достаточно сложно открыто сказать о своих проблемах.

Перечисленные выше рекомендации показали высокую эффективность использования в других областях, поэтому назвать их совершенно новыми нельзя, однако в системе загородных летних детских учреждений эта практика не имеет широкого применения. Мы надеемся, что это принесет положительные плоды в практике загородных стационарных детских образовательно-оздоровительных лагерей.

Список литературы

1. Encyclopedia of Psychology. H.J. Eysenck, W. Arnold, R. Meili (EDS.), Herder &Herder, N-Y,

1972, vol.1, p. 25.

2. Гордон Л.А. Социальные реалии: вчера и сегодня / Л.А. Гордон II Социологические исследования. 1994. С. 3-15 (С. 4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.