Научная статья на тему 'Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности'

Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
706
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / АРТ-ТЕРАПИЯ / SOCIALIZATION / MENTAL RETARDATION / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / PERSONALITY TRAITS / ART THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батуева С. В.

Данная статья посвящена проблеме социализации младших подростков с задержкой психического развития. В статье рассматриваются возможности социализации детей средствами социокультурной деятельности в. Предложена к рассмотрению программа по социализации младших подростков, и ее составляющие блоки. В программу включена подборка методик по определению уровней социализирующих качеств личности. Приведены результаты формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Батуева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF YOUNGER ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION ART THERAPEUTIC AGENTS SOCIOCULTURAL ACTIVITY

This article is devoted to the socialization of young adolescents with mental retardation. The article discusses the possibility of socialization of children by means of social and cultural activities. We propose to consider the program for the socialization of young adolescents, and its constituent units. The program includes a selection of methods to determine the levels of socializing personality traits. The results of the formative experiment

Текст научной работы на тему «Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности»

УДК 740 ББК 88.5

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.В. БАТУЕВА - ГБОУ ВПО ЮГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме социализации младших подростков с задержкой психического развития. В статье рассматриваются возможности социализации детей средствами социокультурной деятельности в. Предложена к рассмотрению программа по социализации младших подростков, и ее составляющие блоки. В программу включена подборка методик по определению уровней социализирующих качеств личности. Приведены результаты формирующего эксперимента.

Ключевые слова: социализация, задержка психического развития, социокультурная деятельность, качества личности, арт-терапия.

Современный этап социально-экономического развития России характерен коренными преобразованиями во всех общественных структурах, сменой образовательных приоритетов, доминантой которых становится развитие активной личности, способной успешно .социализироваться в обществе. Решение проблемы социализации должно осуществляться поэтапно и различными образовательными структурами. Особое внимание, следует уделять младшим подросткам с ослабленным здоровьем.

Педагоги и психологи отмечают рост количества старших подростков с диагнозом задержка психического развития.

Дети с нарушением данного вида отличаются от здоровых учащихся. Им сложнее усвоить учебный материал, из-за характерных нарушений в деятельности центральной нервной системы. У таких детей повышенная утомляемость, низкая способность эмоционально-волевой регуляции, проблемы с выполнением школьных режимных требований. Сравнивая себя с другими одноклассниками, старшие подростки с задержкой психического развития часто оказываются в ситуацию неуспеха, из-за этого мотивация к обучению снижается, дети отказываются посещать школу, конфликтуют с педагогами, или отказываются от общения с ними. Психологи обращают внимание на возникновение проблем у младших подростков социального и личностного характера. Проблемы социального характера часто бывают амбивалентными один и тот же ребенок может проявлять вспыльчивость и заторможенность; конфликтность и чрезмерную открытость к окружающим. К личностным проблемам, как правило относится несформированность личностных структур, неадекватная самооценка, личностная тревожность.

Проблему развития детей с задержкой психического развития изучали (Л.О. Бадалян, С.В. Батуева Н.Л. Белопольская, М.И. Мамайчук и др.) [2,3,4,8]. Однако на сегодняшний день, главной задачей современных образовательных учреждений является поиск новых форм, способствующих успешной социализации младших подростков с ЗПР.

Широкие социализирующие возможности может предоставить социокультурная деятельность. Особенностью которой является способность объединенить в комплексную систему различные виды искусства, способных целостно воздействовать на личность ребенка. Таким образом, изучив влияние социокультурной деятельности на развитие ребенка, можно сделать вывод, что социокультурная деятельность имеет арт-

терапевтические возможности. С помощью арт-технологий у ребенка, происходят личностные изменения - снижается агрессия и тревожность, повышается интерес к освоению нового. [1;7,10]. В процессе социокультурной деятельности ребенок участвует в различных видах творческой деятельности. В свою очередь, творческая деятельность развивает коммуникативные, когнитивные эмоционально-волевые сферы личности младшего подростка с ЗПР. Помимо личностного развития, происходит включение ребенка в процесс социальной активности. Ребенок на практике усваивает новые социальные роли, учится творчески взаимодействовать с ровесниками. Таким образом, социокультурная деятельность способствует личностному росту, позволяет создать благоприятный микроклимат в коллективе.

Проблему социализации учащихся изучали такие ученые как Л.С.Выготский (Вопросы детской психологии), И.С.Кон (Социология личности) и многие другие [6,9] .Вопросы социализации детей средствами социокультурной деятельности были подробно изучены А. В. Мудриком (Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования) [10]. В психолого-педагогической литературе определение понятия социализация не имеет общего определения. Проанализировав специальную литературу[5,9,10], мы определили общие признаки данного понятия, которые заключаются в следующем: успешное усвоение социальных ролей; успешная интеграция в социальную среду; сформированность личностных качеств, позволяющих успешно взаимодействовать в обществе и осваивать культурный опыт. Общие признаки понятия «социализация», позволили нам уточнить данное понятие, как сформированность качеств личности, способствующих успешному усвоению культурного опыта поколений и преобразованию социальной среды. Социализирующие качества личности целесообразно сопоставить с эмоционально-регуляционным, коммуникативным и деятельностно-творческим компонентами. Потому что именно эти компоненты являются составляющими компонентами личностной структуры. Развитие структурных личностных компонентов осуществляется поэтапно и проходит через несколько уровней. Проанализировав специальную литературу [2,6,9], нами были определены и подробно описаны уровни социализации младших подростков с ЗПР -высокий, средний и низкий.

Эмоционально-регуляционный компонент включает в свое содержание эмоционально-волевую регуляцию, адекватное проявление эмоций на различные события. Основу коммуникативно компонента составляет взаимодействие ребенка с ровесниками и взрослыми, умение понимать информацию и грамотно ее передавать кружающим.

Деятельностно-творческий компонент предполагает включение младших подростков в творческие виды деятельности. Участие в творческой деятельности способствует раскрытию и развитию различных способностей, творческой самореализации .

Нами были разработаны и подробно описаны критериальные показатели уровней сформированности компонентов социализации младших подростков с ЗПР и представлены в таблице (Таблица 1).

Таблица 1. Показатели уровней сформированности компонентов социализации младших подростков с ЗПР_

Структурные компоненты личности Низкий уровень социализации Средний уровень социализации Высокий уровень социализации

Показатели

Эмоционально-регуляционный компонент Несформированносгь ценностных ориентаций, слабое усвоение социальных норм. Ребенок не способен критически оценивать поведение Ребенок может оценить поступки как положительные или отрицательные (правильные или неправильные, хорошие или Ребенок называет нравственные нормы, оценивает положительные и отрицательные поступки. Способен выполнять

сверстников и дифференцировать их отрицательные и положительные и поступки. плохие), но оценку не дает, нравственную норма не имеет четкой формулировки требования школы. В коллективе чувствует себя уверенно

Коммуникативый компонент Неумение выстраивать отношения со одноклассниками, зажатость. Нежелание идти на контакт. Бедная речь. Интерес в отношении новой информации, но сам редко проявляет активность. В зависимости от ситуации, вступает во взаимодействие со взрослыми и со сверстниками. Ярко выраженное стремление к общению с ровесниками и взрослыми. Активен, умеет наладить контакт со взрослыми и сверстниками; богатый словарный запас

Деятельностно- творческий компонент Действует по стандарту, как все, в процессе творчества копирует деятельность педагога, не способен выдвигать творческие идеи.. Стремиться к самостоятельному творчеству, но.не справляется без помощи старших Способен самостоятельно выдвигать креативные идеи и воплощать их в процессе деятельности. Может действовать самостоятельно.

Анализируя понятие - «социокультурная деятельность», мы выявили ее социализирующие возможности [3]. Назовем их:

1) способствует активному включению в различные виды творческой деятельности;

2) оказывает релаксационное воздействие на ребенка, помогая освободиться от комплексов;

3) развивает социализирующие качества личности;

4) позволяет учитывать индивидуальные способности ребенка и осуществлять личностно-ориентированный подход на х занятиях.

Таким образом, учитывая синтетичность социокультурной деятельности, мы можем предположить, что данный вид деятельности способствует успешной социализации ребенка с ЗПР.

Прежде чем организовать включение младших подростков с ЗПР в социокультурную деятельность, психолог должен осуществить планирование и подобрать материал. Планирование следует осуществлять по следующему алгоритму:

1) анализ специальной литературы, изучение практического опыта педагогов-психологов,;

2) выборка материала должна соответствовать по уровню развития и возрасту воспитуемых.

3) планомерное распределение теоретических и практических занятий.

4) тематическое конструирование занятий подробно расписывается на каждый месяц обучения.

Творческие занятия ориентированы на освоение различных игровых технологий. К игровым технологиям мы отнесли игры-тренинги, игры по ритмопластике, игры на взаимодействия и др. Эти игры имеют арт-терапевтические возможности. Они раскрепощают детей , дают возможность освободиться от отрицательных эмоций, получить положительный опыт общения, научиться творческому самовыражению. У детей появляется возможность

проявить себя и при этом не бояться быть не понятыми. Мы разработали программу социализации младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокульторноой деятельности, как сложную многоуровневую структуру, определив в ней следующие структурные блоки: целеполагание, содержательный, оценочно-рефлексивный. На каждом этапе перед ребенком ставятся определенные задачи, это определяет формы организации творческой деятельности, методы и приемы работы с детьми.

Исходя из логики нашего исследования, мы выделяем в качестве первого - блок целеполагания. Он содержит определение целей и задач. Во второй блок программы -содержательный-коррекционый. Содержательно-коррекционный блок, подразумевает разработку и реализацию программы социализации младших подростков с ЗПР к школе средствами социокультурной деятельности , выработку новых стратегий поведения. Содержательно-коррекционный блок включил следующие этапы:

1) реализация игровых технологий;

2) развитие личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию;

3) повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов, руководителей творческих коллективов.

Последний блок - оценочно-рефлексивный предполагает диагностику на контрольном и формирующем этапе исследования и анализ эффективности программы, направленной на успешную социализацию.

В ходе реализации программы приняли участие 30 человек из них 17 мальчиков и 13 девочек с уже поставленным диагнозом задержка психического развития - недоразвитие эмоциональной сферы (психический и психологический инфантилизм). У четырех испытуемых вывялены хронические заболевания:.

В начале внедрения программы «Социализация младших подростков с задержкой психического развития» был исследован уровень сформированности социализирующих качеств личности, которые были определены ранее. Каждое качество личности относится к определенному структурному компоненту социализации.

К деятельностно-творческому компоненту мы отнесли такое личностное качество как креативность; к коммуникативному компоненту - общительность; к эмоционально-регуляционному - саморегуляцию.

Исследование сформированности личностных качеств, проводилось по нескольким методикам:

1. Цветовая методика Люшера (эмоциональная регуляция»).

2. Проективная методика определения «Кружки» (креативность).

3. Социометрическая методика на определение уровня общительности и принятия ребенка в коллективе.

В процессе реализации наблюдалась положительная динамика формирования социализирующих качеств личности младших подростков . Для определения положительной динамики в уровне социализирующих качеств личности младших подростков с ЗПР, было осуществлено повторное исследование уровня социализирующих качеств личности на той же самой выборке испытуемых. Процедура исследования аналогична первичному исследованию, были применены те же методики исследования социализирующих качеств личности младших подростков с ЗПР

Анализ результатов исследования проводился как по отдельным параметрам, так и в целом по заключению об уровне социализации младших подростков. Анализируя результаты диагностики трех методик, был определен общий уровень социализации младших подростков с ЗПР до коррекционной программы и после нее. Так как после организации и проведении формирующего эксперимента (программы социализации младших подростков с ЗПР социокультурной деятельности ), мы видим положительную динамику. Общий уровень изменения социализирующих качеств после проведения эксперимента. Основную группу составили испытуемые со средним уровнем социализирующих качеств личности. Их общий

рост составил 63%. Показатель низкого уровня социализирующих качеств снизился на 41%. Высокий уровень социально-психологической адаптации после проведения эксперимента изменился незначительно - на 5%.

По результатам двух исследований (до эксперимента и после него), , мы убеждаемся в том, что, благодаря разработанной программе социализации младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокульторноой деятельности повышается уровень социализирующих качеств личности.

Список литературы

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. - М.: «Академия», 2001

2. Бадалян, Л.О. Детская неврология : учеб. пособие. - М. : МЕДпресс-информ, 2010

3. Батуева С.В. Конкретизация понятия «социализация» в педагогическом аспекте // Теория и практика формирования культуры детей и подростков : вестник Ин-та культуры детства / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челяби-ск, 2006. - Вып.24 (4). - С. 26-29.

4. Белопольская, Н.Л. Такие нейогтаШые дети. - М.: «Когнито-Центр»,

5. .Бим-Бад, Б.М. Образование в контексте социализации. // Педагогика. - 1996. - № 1. -С.3-8.

6. 2007 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991

7. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Владос, 2000

8. Мамайчук, И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2008

9. Кон, И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967

10. Мудрик, А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования: учеб. пособие. - М.: Академия, 2004

SOCIALIZATION OF YOUNGER ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION ART THERAPEUTIC AGENTS SOCIOCULTURAL ACTIVITY

S.V. BATUEVA - SUSMU, Chelyabinsk, Russia

Аbstract

This article is devoted to the socialization of young adolescents with mental retardation. The article discusses the possibility of socialization of children by means of social and cultural activities. We propose to consider the program for the socialization of young adolescents, and its constituent units. The program includes a selection of methods to determine the levels of socializing personality traits. The results of the formative experiment.

Keywords: socialization, mental retardation, social and cultural activities, personality traits, art therapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.