УДК 159.922
ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИЙ
А.П. Жавнерко
Аннотация. Исследование социализации эмоций детей с задержкой психического развития имеет большое значение для выявления особенностей установления межличностных отношений между ребенком и ближайшим социальным окружением. Содержание и качество межличностных отношений и социальных связей способствуют компенсации нарушений развития данной категории детей. В статье приводятся данные психологического изучения понимания эмоций детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития, подчеркивается связь между данными особенностями и характером социальных отношений. Было выявлено, что дети с задержкой психического развития ассоциируют эмоцию, прежде всего, с ее экспрессивными компонентами; они менее склонны анализировать эмоциогенную ситуацию и эмоциональные состояния других людей.
Ключевые слова: социализация, эмоция, дети с задержкой психического развития, младший школьный возраст, понимание эмоций.
ASPECTS OF UNDERSTANDING THE EMOTIONS BY CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH MENTAL RETARDATION IN THE CONTEXT OF THE SOCIALIZATION OF EMOTIONS
A. Zhavnerko
Abstract. The study of socialization of emotions of children with mental retardation is essential to identify the characteristics of the establishment of interpersonal relationships between the child and the immediate social environment. This, in turn, leads to a compensation of primary disorders specific to this category of children, and secondary prevention related to social maladjustment. The article presents the data of the psychological study of the features of understanding the emotions of children of primary school age with mental retardation, emphasizes the connection between the characteristics and the nature of social relations.
Keywords: socialization, emotion, children with mental retardation, younger school age, understanding emotions.
Дети с задержкой психического развития находятся в поле научного исследования достаточно давно [1;3;5]. Сам термин -«задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой вследствие наличия различных терминов для обозначения детей с похожими особенностями развития.
Актуальность исследования особенностей эмоций детей с задержкой психического развития определяется не только значением эмоций в развитии познавательной деятельности, но и еще и тем, что в сложной структуре дефекта развития детей с задержкой психического развития нарушения
эмоционально-волевой сферы имеют важное самостоятельное значение [3]. Ряд клиницистов и психологов (М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Н.Л. Белопольская и др.) указывают на специфику эмоций в качестве одного из дифференциальных признаков задержки психического развития [7, ^79].
Вместе с тем, ряд вопросов, связанных с исследованием эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, остается
еще не раскрытым [2]. Выявление особенностей эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития обычно оказывается второстепенной задачей при изучении особенностей развития детей с задержкой психического развития -таких психических процессов, как мышление, внимание, память и т.д.
Вместе с тем, развитие знания об особенностях эмоционального развития детей с задержкой психического развития могло бы существенно повлиять на решение проблем их диагностики и коррекции [5]. Создание системной модели социализации эмоций позволило бы разработать оригинальные и эффективные способы помощи детям с задержкой развития в их социализации. Изучение аффективной сферы как активной системы, включающей в себя как элементарные влечения, так и высшие социальные эмоции [6, ^79], может способствовать пониманию генеза личностных особенностей таких детей, выявлению и квалификации не только отдельных
недостатков развития, но и выработки подхода к пониманию общих особенностей эмоционального становления детей с задержкой психического развития [1;2].
Развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития имеет большое значение для их успешной социализации [5]. Дети с задержкой психического развития крайне чувствительны к условиям социализирующей среды. Так, в младшем школьном возрасте для детей с задержкой психического развития важную роль играют отношения с родителями и сверстниками [4]. При этом умение регулировать и правильно идентифицировать свои эмоции и эмоции других людей, понимать их смысл - одни из важнейших качеств установления позитивных
межличностных отношений и сотрудничества с другими людьми. Эти качества также могут рассматриваться как источник социализации для детей с задержкой психического развития
[7].
Перед нами стояла задача исследовать особенности понимания эмоций детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Исследование проводилось на базе ГБОУ г. Москвы «Школа № 2025». В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 6 - 7 лет, обучающихся в первых классах начального отделения, и 14 детей в возрасте 7 - 8 лет, обучающиеся в первых классах интегрированного типа, которые были определены в классы для детей с нарушениями познавательного развития.
Процедура исследования состояла из групповых занятий по 4 - 5 человек. Отдельно исследование проводилось с детьми с нормальным развитием и с задержкой психического развития. Программа исследования включала в себя беседу о том, что такое эмоции, когда они возникают; как эмоции влияют на поведение и жизнь ребенка в целом.
Результаты исследования. Каждое задание исследования было направлено на актуализацию различных аспектов
социализации эмоций. На всем протяжении беседы активизировалось представление детей об эмоциональных явлениях. Анализу подвергалось то, как ребенок понимает и определяет эмоцию - через ситуацию, собственное состояние или состояние других людей, настроение и т.д. Также фиксировалось, сколько и какие эмоции мог
назвать ребенок, а также понимание им влияния эмоций на его поведение.
По результатам исследования были выявлены количественные и качественные отличия детей с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития.
В первом задании детям необходимо было ответить на вопрос, что такое эмоция; как они понимают это слово. Все полученные ответы были разделены на несколько типов:
- определение эмоций через экспрессию (мимика и жесты) было характерно для 30% детей в контрольной и 60% детей экспериментальной группы. Типичными ответами в данной категории были «эмоции -это когда смеются или плачут», «я радуюсь, это и есть эмоции», «люди плачут или прыгают» и т.д.
- определение эмоции как связи между событиями окружающего мира и собственного эмоционального состояния. Ответы данной категории были выявлены у 52% «детей в норме» и 5% детей с задержкой психического развития. Примерами таких ответов были высказывания «меня наругали, и мне стало грустно», «когда приезжает в гости бабушка, я всегда радуюсь» и т.д.
- указание на эмоциогенное событие без обозначения эмоции было характерно для 15% детей с нормальным развитием и 25% детей с задержкой психического развития. Сюда относились высказывания «я потерял книжку», «когда был дождливый денек» и т.д.
- затруднились дать определение или просто перечислили название эмоций 3% детей с нормальным и 10% детей с задержкой психического развития.
Вторым заданием было назвать все эмоции, известные детям. Каждый ребенок называл одну эмоцию и передавал слово другому, чтобы избежать механического повторения списка эмоций у всех детей.
Количественные данные, полученные при анализе данного задания, представлены в диаграмме 1.
Таким образом, наиболее доступными эмоциями для понимания у детей младшего школьного возраста являются радость, гнев и страх, вне зависимости от типа психического развития. Вместе с тем, спектр актуализируемых эмоций у детей с задержкой психического развития снижен, в первую очередь, это касается таких сложных и онтогенетически поздних эмоций как удивление и стыд.
Диаграмма 1. - Распределение частоты называния детьми эмоций
В третьем задании ответы детей касались проявления эмоций в деятельности и жизни ребенка в целом и были отнесены к двум группам в зависимости от направленности ответов:
- ответы, направленные на себя и свое состояние. Примером таких ответов стали высказывания «когда мне плохо, я грущу и сижу дома»; «я радуюсь и улыбаюсь, когда испытываю радость и счастье» и т.д.;
Таблица 1. - Распределение ответов детей в зависимости от направленности эмоций
- ответы, направленные на социальное окружение: «я рада, когда могу поиграть со своими друзьями»; «мы любим кататься с мамой и папой на каруселях, от этого нам весело»; «когда мне грустно, то не хочется ни с кем разговаривать» и т.д.
Ответы детей распределились следующим образом, см. табл. 1.
Направленность эмоций на себя Направленность эмоций на других Отказ от ответа, стереотипия в ответах
Дети из экспериментальной группы 46% 11% 43%
Дети из контрольной группы 48% 42% 10%
Как видно из данных таблицы 1, дети с задержкой психического развития испытывают сложности в понимании роли эмоций в регулировании собственного поведения, для их ответов характерны стереотипия и шаблонность. Также большинство ответов данной категории детей указывает на эмоциональный эгоцентризм и отсутствие понимания связи между эмоциональными явлениями и отношениями между людьми.
Для детей с нормальным развитием при наличии большого количества эгоцентрических высказываний характерны также большая доля высказываний, направленных на других людей, и маленький процент отказа от ответов на задание. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей представление об эмоциях наполнено конкретным содержанием и направлено либо на собственное состояние,
выступающее основанием эмоции, либо на других людей.
Выводы. Полученные данные позволили нам сделать ряд выводов в отношении понимания детьми с задержкой психического развития эмоций.
Для детей с задержкой психического развития эмоции определяются, в первую очередь, через внешние их признаки - жесты, мимику и отдельные действия; либо дети указывают на какое-либо событие, носящее эмоциональную окраску, без указания эмоции. Таким образом, для детей данной категории характерно отсутствие целостного образа эмоции. Собственное эмоциональное состояние недостаточно отчетливо воспринимается такими детьми, что ведет к ошибкам в оценке эмоциональных состояний других людей и, в целом, к затруднениям в общении.
Основными эмоциями, доступными для понимания детьми с задержкой психического развития, являются радость, гнев и страх. В гораздо меньшей степени дети могут назвать такие сложные социальные эмоции как стыд и удивление. Полученные данные отражают нарушение социальных отношений с другими людьми, приводящими к замедлению восприятия сложных эмоциональных явлений.
Дети с задержкой психического развития осознают связь эмоций со своим поведением посредством познания собственных
эмоциональных состояний. Их понимание эмоций, таким образом, носит эгоцентрический характер и не включает знание об эмоциональных состояниях других людей.
Описанная выше процедура исследования является одним из этапов целостного изучения особенностей социализации эмоций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Однако уже на данном этапе было выявлено качественное своеобразие особенностей понимания эмоций детьми с отставанием в развитии. Обозначенные особенности развития не только указывают на отставание от возрастной нормы, но и
непосредственно связаны с качеством межличностных отношений.
Умение выделять эмоции как собственные в виде переживаний, так и эмоциональное состояние других людей - важный компонент межличностных отношений. Понимание смысла эмоций в конкретной ситуации обеспечивает успешное взаимодействие субъектов общения и способствует развитию устойчивых отношений между ними. Дети младшего школьного возраста оказываются вовлеченными в широкий диапазон общения, связанного с учебной деятельностью. Умение понимать эмоции и управлять ими оказывается условием успешной социализации ребенка в новой для него социальной ситуации развития и является широкой областью для изучения и воздействия со стороны педагогов и психологов.
В свою очередь, ближайшее социальное окружение является источником социализации детей, а в случае детей с задержкой психического развития - и потенциальным источником коррекционного воздействия. Именно поэтому исследование и формирование эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития играет важную и актуальную роль в их успешной социализации.
Литература:
1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во Эксмо. - 2006. - 1136 с.
2. Горбунова М.Ю. Междисциплинарные основы социологического исследования эмоций [Электронный ресурс] / М.Ю. Горбунова // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 11. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/ 2012/11/1195
3. Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка ЗПР [Электронный ресурс] // Дошкольное детство: эл. журн. - 2004. - № 14. - Режим доступа: http://dob.1september.ru
4. Карелина И.О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста / И.О. Карелина /
Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4. -Т. 2. - С. 240-247.
5. Кочегарова Ю.С. Изучение особенностей эмоциональной сферы у младших школьников с ЗПР [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 4. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/49965
6. Поляков А.М. Символическая функция сознания как основа развития субъектности / А.М. Поляков // Философия и социальные науки. - Минск. - 2008. - № 1. - С. 76-81.
7. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
Сведения об авторе:
Жавнерко Анастасия Павловна (г. Минск, Республика Беларусь), аспирант кафедры психологии, факультет философии и социальных наук, Белорусский государственный университет, e-mail: nastasi_ya 13@mail.ru
Data about the author:
A. Zhavnerko (Minsk, Belarus), postgraduate student at the Department of Psychology, Faculty of Philosophy and Social Sciences, Belarusian State University, e-mail: nastasi_ya13@mail.ru