Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДМЕТНОЕ ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИГРОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анохина Л.В., Кулясова С.Н., Мацнева Т.А.

В статье рассматриваются вопросы развития элементов социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья, предлагаются некоторые приемы работы, способствующие социализации этой группы детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 376

Анохина Л.В.

социальный педагог, учитель начальных классов ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань, Белгородская район, Белгородская область, РФ

Кулясова С.Н.

социальный педагог, учитель начальных классов ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань, Белгородская район, Белгородская область, РФ

Мацнева Т.А. социальный педагог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань, Белгородская район, Белгородская область, РФ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития элементов социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья, предлагаются некоторые приемы работы, способствующие социализации этой группы детей.

Ключевые слова

Социализация, индивидуализация, специальное предметное игровое пространство, игротерапия.

Социализация - это прогрессирование человека в процессе получения навыков для того, чтобы индивид стал личностью, приобрел знания, умения, навыки. Шипицына Л.И. представляет следующую трактовку социализации - формирование школьника в структуре социальных отношений как элемента системы, то есть ребенок становится частицей социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных ценностей и норм (4, с.155 - 156).

ОВЗ (ограничение возможности здоровья) - индивид, который не в состоянии выполнять основные обязанности или функции по причине индивидуального физического или психического состояния. Это состояние может быть общим или частичным, временным или хроническим.

Младший и средний школьный возраст является важным периодом становления личности ребенка. Именно в этот промежуток времени крайне интенсивно происходит развитие индивида, закладываются устойчивые личностные конструкторы, формируются ключевые паттерны социального поведения.

Проблема толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями остро поставлена в наше время. Статистика свидетельствует о неуклонном увеличении людей с различными дефектами здоровья. Чтобы развивать в обществе культуру отношения к таким детям, а им дать опыт общения в новой для себя среде, правительством было принято решение о совместном процессе обучения всех детей. В современных нормативно - правовых документах указано, что образовательные услуги должны оказываться всем детям, поэтому появилась концепция инклюзивного образования.

В связи с разнообразными объективными и субъективными причинами ребенку с ограниченными возможностями гораздо труднее (как физически, так и психологически) стать субъектом социализации. Этот процесс реализуется на протяжении всей жизнедеятельности индивида (в общении и самосознании). И представляет собой общность социальных процессов, именно благодаря им человек овладевает и репродуцирует систему знаний, ценностей и норм, которые предоставляют возможность ему функционировать в качестве полноправного члена общества, усваивая социальные роли и культурные

ценности.

При социализации важнейшую роль играет семья, ведь она является первоисточником знаний о системе ценностей, норм, социуме.

Вторым важным звеном социализации являются детские образовательные учреждения, а также реабилитационные центры, в которых дети данной группы оказываются перед социальным выбором.

Наивысшим уровнем социализации индивида является его реализация социального потенциала.

Большая проблема детей-инвалидов заключается в ограниченности мобильности, скудности контактов со сверстниками, недоступность общения с природой, получение образования, а также ряда культурник ценностей.

Исследователи данной проблемы вычленяют в личности ребенка с ОВЗ особенности, которые мешают его социальному прогрессу [1, с.67].

Очень важно убрать страх ребенка перед сложной средой, раскрывая его и освобождая его духовные и физические запасы, направляя их на прогрессирование и выражение задатков, талантов.

Разумеется, родители, растящие таких детей, направляют усилия на их лечение, оздоровление и реабилитацию. Но для социальной активности ребенка необходим второй важный фактор - социально-педагогическая развивающая среда, включающая специальное предметно-игровое пространство, обеспечение условий, для развития всех видов деятельности. Это важное обстоятельство обеспечивается семьей. Помощь опытных специалистов содержит разработку рекомендаций и консультаций, по приемам, направленных на формирование и развитие у ребенка игровой деятельности, речи, познавательной сферы, трудовые навыки и самообслуживание.

Самая яркая особенность таких детей, - указывает Кащенко, - выступают с позитивной жизненной позицией. Многие из них не стремятся изменять жизнь, считают себя неспособными на сложный шаг [2, с.56]. Этим детям требуется система психологической и социально-педагогической помощи, что будет способствовать формированию у них самостоятельности, навыков трудовой деятельности и культуры поведения. Они не могут решить, к какой группе отнести себя - к «миру нормальных» или к «миру неполноценных». Практика показывает, что большинство индивидов стремятся скрыть свои дефекты, чтобы в глазах окружающих стать частью мира «нормальных» людей. Если не удается, то человек, либо удаляется в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя неполноценным [3, с. 304].

Даже частичная изоляция такого ребенка от нормально развивающихся сверстников, приводит, как следствие, к отставаниям в психическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии по сравнению с возрастной нормой. Ограничение во внешнем взаимодействии с окружающими в силу ограничений по состоянию здоровья, изолированность индивида от общества и постоянное пребывание только в своей семье, общение только с членами своей семьи приводит к тому, что ребенок, не имея опыта общения с представителями иных социальных групп, чувствует себя некомфортно и в реабилитационном центре. Все названные причины оказывают влияние на формы его общения.

Одним из средств работы с детьми в такой ситуации могут стать игры- драматизации, сюжетно-ролевые игры, пантомимики, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, речи и многое другое. Эффективным средством многие практики считают игротерапию, благодаря использованию которой реализуются три функции: диагностическая, терапевтическая и обучающая.

Ведущее место в работе с детьми с ОВЗ принадлежит осуществлению индивидуального подхода с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Обязательно в процессе занятий использовать релаксирующие упражнения, пескотерапию, постоянно менять виды деятельности, использовать пальчиковую гимнастику.

Индивидуализация представляет собой сотрудничество взрослого и ребенка во всех видах деятельности, способствует поддержке и развитию тех способностей, которые заложены от природы. Этот процесс воспитания строится дифференцированно с учетом физических и умственных способностей, уровня развития ребенка.

Таким образом, при работе с детьми, имеющими особенности в развитии, необходимо использовать

единство двух подходов: дифференцированного (индивидуализации) и социального (социализации), сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья требует обязательной систематической педагогической и психологической коррекции, позволяет раскрывать и реализовывать потенциал таких детей в разных видах деятельности. Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - М., 2003.

2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенкою - М., 2000.

3. Новосёлова Г.А. Подготовка будущих учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Г.А. Новоселова // В мире научных открытий. - М., 2010.

4. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - М., 2005.

©Анохина Л.В., Кулясова С.Н., Мацнева Т.А., 2021

УДК37

Балашова Е.В.

студент УРФУ Маняшина П.В.

студент УРФУ

ПРОДВИЖЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ЧЕРЕЗ ПРИЛОЖЕНИЕ FITBIT COACH,

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

В современном мире спорт стал незаметной часть общества. В настоящее время люди стремятся к развитию, и физическое развитие это не обходит. Пропаганда здорового образа жизни является актуальным направлением. Современные люди стремятся заниматься физической активностью: фитнес, бег, йога, групповые занятия спортом, ходьба и остальные всевозможные активности. Сейчас идёт тенденция на то, чтобы быть в хорошей форме, правильно питаться, принимать биологические активные вещества и т.д. Однако не все население это делает, из-за нехватки времени, незнании, лени, нежелании. Люди не принимают тот факт, что физическая активность - залог долгожительства, поддержания здоровья, сохранение фигуры, молодости и заряд энергии. А также это здоровье нации в совокупности! Сейчас общество и интернет-пространство нацелено привить у людей норму занятиями физкультуры. Спортивный маркетинг - это продвижение спорта в целом и продвижение товаров через спорт.

Для развития спорта существуют различные инструменты маркетинга. Какие методы используются: -Фитнес браслеты -Тренажерные залы -Групповые занятия -Городские забеги

-Социальные сети переполнены рекламой здорового образа жизни -Блогеры продвигают спорт -Физкультура в школах и институтах

Всевозможные каналы продвижения активно используются для того, чтобы вовлечь людей в тему спорта. В спортивном маркетинге используется продвижение товаров и услуг спортивного характера.

Давайте разберем, какие способы продвижения существуют и как можно продвигать приложение FitBit Coach в социальных сетях.

Способы продвижения в интернете: -Сайт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.