Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

ПРИОБЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЦП / ИГРА / СОЛЕНОЕ ТЕСТО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулясова С.Н., Анохина Л.В., Гончарова И.Н.

В статье говорится о способах мотивации ребенка с ДЦП к различным видам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулясова С.Н., Анохина Л.В., Гончарова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

в организации дифференцированного обучения становится стремление соединить обучение с производительным трудом на основе выбора учащимися для углубленного изучения общеобразовательных и общетехнических дисциплин с учетом профессионального обучения. Появляется сеть экспериментальных школ с двумя-тремя уклонами (физико-технический, естественно-агрономический, гуманитарный), которые решали триединую задачу - давали общее, политехническое и профессиональное образование. Как показал опыт экспериментальных школ, 90% выпускников продолжили свое образование по выбранному профилю. Успех школ с дифференцированным обучением объясняется тем, что они обеспечивали наиболее тесную связь обучения с производительным трудом и вместе с тем способствовали развитию индивидуальных интересов и способностей учащихся.

Список использованной литературы:

1. Вендровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения // Советская педагогика, 1990, №11.

2. Сборник приказов и распоряжений Министерства РСФСР. - М.: Учпедгиз, 1954, № 39.

3. Материалы XX съезда КПСС / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.6. - М.: Политиздат, 1971.

4. Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования в СССР // Советская педагогика, 1959, №2.

5. Гончаров Н.К. О введении фуркации в старших классах средней школы // Советская педагогика, 1958, №6.

6. Гончаров Н.К. Еще раз о дифференцированном обучении в старших классах общеобразовательной школы // Советская педагогика, 1963, №2.

© Кувшинова Г.А., 2021

УДК 376

Кулясова С.Н.

социальный педагог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

Анохина Л.В. социальный педагог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского»

Гончарова И.Н. социальный педагог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

ПРИОБЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье говорится о способах мотивации ребенка с ДЦП к различным видам деятельности.

Ключевые слова реабилитация, ДЦП, игра, соленое тесто

Нередко мы задумываемся отчего некоторые дети так не любят заниматься? Особенно дети с ОВЗ.

Возможно здесь причина в незрелой ЦНС и отсутствии мотивации. Как мотивировать ребенка к занятиям? Рассмотрим пример из личной практики социальных педагогов реабилитационного центра.

Мальчик 10 лет, с ДЦП и ЗПРР: ручки практически не работают, на занятиях вял, безразличен, всеми силами старается показать, что хочет уйти с занятия, капризничает. И так у всех педагогов.

Мы, не долго думая, записали мальчика во все творческие кружки. Что он мог сделать?

Включили в начало занятия легкий массаж ручек с пением песенок. Мальчик заинтересовался мелодией, звуками, стал проявлять интерес. Включили в занятие легкую разминку - зарядку для пальчиков в виде сказки. Рассматривали картинки, старались придумать новую, подключая фантазию. Мы понимали, что ребенок находится на уровне младенческого возраста и ведущим видом деятельности у него является предметно манипулятивная деятельность, эмоциональное общение и игра. Через некоторое время мальчик научился сжимать и разжимать кулачок, удерживать стек и кисточку, пуговицы и петельки, раскатывать скалкой лепешку на занятиях лепкой, поднимать и отпускать кусочек теста для лепки. Соленое тесто подходит для занятий с детьми, у которых тяжелая форма ДЦП со спастикой.

Мы - педагоги стали хвалить ребенка при маме, других своих коллегах, при других детях. Попросили детей здороваться с мальчиком, когда он приходит на занятие и когда уходит говорить «до свидания». Также просили детей хвалить его, когда у него что - то получается. Дети с удовольствием и полной серьезностью выполняли порученное им дело. Для них это было взрослой деятельностью и каждый знал, что он способен это сделать, и достоин любви и признания.

В данном случае полезное развитие и формирование новых качеств личности получали все участники педагогического процесса. Воспитывались духовно - нравственные качества во время такой игры.

Вообще, детскую игру можно рассматривать как необходимую ступень приобщения к жизни взрослых. Ведь в игре дети воспроизводят социальные отношения, осваивают взрослые роли, овладевают действиями и поступками, недоступными им пока в реальной жизни.

В игре дети самоосуществляются, как бы «собирают» свою личность, свое «Я». Игра облегчает осознание собственных качеств, благодаря чему у детей реализуется личное сознание и чувство своей адекватности.

Если детей лишить игры, то разовьется «игровой голод», негативные последствия которого будут сказываться в течение всей жизни.

Особенно важно в создании мотивации для овладения различными видами деятельностей общение со значимыми взрослыми и сверстниками. Потребность в таком общении берет свое начало в раннем детстве, где - то в 1 -3 года. Взаимоотношения со сверстниками пронизывает все стороны жизнедеятельности детей. И также общение со сверстниками служит стимулом для личностного роста.

Также поддержка взрослого и его постоянная помощь являются важным условием развития мышления детей, укрепления у них чувства собственной интеллектуальной полноценности.

Тут нужно, чтобы взрослые внимательно относились к детям. Ежели наоборот, если будут раздражаться, отчуждаться, то дети замкнутся. В результате у них могут развиться такие нежелательные качества, как агрессия, ложь, покорность. Это так называемые средства адаптации к неблагоприятной ситуации.

Да, наш мальчик испытывал трудности в овладении всеми видами деятельностей, чувствовал себя неумелым и неспособным, у него развивалось чувство глубокого отчаяния, пропадало всякое желание заниматься, учиться и играть.

Наш ребенок ко всему прочему еще и не разговаривал, хотя понимал обращенную к нему речь.

Подключая сверстников к общению, похвалам, вниманию, взаимопомощи, вежливым приветствиям и действию рядом со взрослыми (родителями и педагогами) у мальчика и его сверстников формировалась мотивация принимать самих себя как полноценных субъектов. А это очень важно на пути достижения адаптации ко взрослой жизни.

Во многом большой успех был достигнут через то, что любое действие нашего мальчика

осознавалось им как ценность и важность не только для себя, но и для других.

Через некоторое время наш мальчик стал произносить отдельные слова. Но пока запас их очень мал. Впереди у нас - педагогов еще много работы по реабилитации нашего мальчика - это и воспитание трудолюбия и умения планировать и осуществлять свою деятельность, научить его играть и фантазировать, то есть строить себя как личность. Список использованной литературы:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2004.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2003.

3. Марина Рау. Лепка. Аппликация. Рисунок. Альбом для организации творческой деятельности младших школьников с ОВЗ. - Владос, 2013.

© Кулясова С.Н., Анохина Л.В., Гончарова И.Н., 2021

УДК 373.21

Макарова А.Б.

ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова ИНПО,

г. Абакан, Россия Научный руководитель: Дорофеева Т.А.

канд. пед. наук, доцент

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация

В статье говорится о специфике в развитии глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова:

глагольный словарь; общие недоразвитие речи III уровня.

На сегодняшний день число детей с речевыми нарушениями очень велико. У таких детей нарушены основные компоненты речи: лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, а именно с общим недоразвитием речи. Колоссальное значение в единой системе речевой работы преобладает пополнение словарного запаса, его активация и интеграция. Развитие словарного запаса напрямую связано с формированием его познавательной активности. Рождение лексики обуславливается формированием представлений ребенка об находящейся вокруг действительности. Лексика представляет тем основным несформированным элементом, что оказывает значительное воздействие на формирование речи детей, так как значение непосредственно слова, согласно суждению Л.С. Выготского, считается "единицей речевого мышления"[4].

Характерными отличительными чертами в формировании словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи является: бедность словарного запаса.

Исследованием детской глагольной лексики занимались многие ученые, такие авторы как: А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, С.Н. Цейтлин, А.И. Максаков, В.В. Гербова, Т.В. Туманова, Т.А. Матросова, Н.Ю. Борякова, и т.д.

Согласно Г.А. Волковой, состав словарного запаса для детей с тяжелыми нарушениями должен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.