Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
900
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ / ОБЩИЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова А.Б.

В статье говорится о специфике в развитии глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

осознавалось им как ценность и важность не только для себя, но и для других.

Через некоторое время наш мальчик стал произносить отдельные слова. Но пока запас их очень мал. Впереди у нас - педагогов еще много работы по реабилитации нашего мальчика - это и воспитание трудолюбия и умения планировать и осуществлять свою деятельность, научить его играть и фантазировать, то есть строить себя как личность. Список использованной литературы:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2004.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2003.

3. Марина Рау. Лепка. Аппликация. Рисунок. Альбом для организации творческой деятельности младших школьников с ОВЗ. - Владос, 2013.

© Кулясова С.Н., Анохина Л.В., Гончарова И.Н., 2021

УДК 373.21

Макарова А.Б.

ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова ИНПО,

г. Абакан, Россия Научный руководитель: Дорофеева Т.А.

канд. пед. наук, доцент

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация

В статье говорится о специфике в развитии глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова:

глагольный словарь; общие недоразвитие речи III уровня.

На сегодняшний день число детей с речевыми нарушениями очень велико. У таких детей нарушены основные компоненты речи: лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, а именно с общим недоразвитием речи. Колоссальное значение в единой системе речевой работы преобладает пополнение словарного запаса, его активация и интеграция. Развитие словарного запаса напрямую связано с формированием его познавательной активности. Рождение лексики обуславливается формированием представлений ребенка об находящейся вокруг действительности. Лексика представляет тем основным несформированным элементом, что оказывает значительное воздействие на формирование речи детей, так как значение непосредственно слова, согласно суждению Л.С. Выготского, считается "единицей речевого мышления"[4].

Характерными отличительными чертами в формировании словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи является: бедность словарного запаса.

Исследованием детской глагольной лексики занимались многие ученые, такие авторы как: А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, С.Н. Цейтлин, А.И. Максаков, В.В. Гербова, Т.В. Туманова, Т.А. Матросова, Н.Ю. Борякова, и т.д.

Согласно Г.А. Волковой, состав словарного запаса для детей с тяжелыми нарушениями должен

включать формирование и развитие словарной системы предикатов: «Предикат - это основа фразы и основа внутренней речи» [3].

Согласно словам ученых (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), формирование лексико-грамматической стороны речи считается основным и образующим компонентом коррекционной системы. Нужно отметить, что на сегодняшний день педагогами и логопедами не в полностью учитывается особенность формирования глагольного словарного запаса, отсутствуют целевые практические советы по совершенствованию морфолого-синтаксической и лексико-семантической языковых систем.

В связи с этим, изучение специфических особенностей патологий глагольной лексики у детей с ОНР третьего уровня считается важным вопросом данного исследования.

Задачи по развитию речи - расширение словарного запаса, интеграция и активация. Словарь - это слова (базовые речевые единицы), которые описывают реальные объекты, явления, действия и свойства вокруг вас.

Словарь содержит два понятия - активный словарь и пассивный словарь.

Активный словарный запас - это слова, которые говорящий использует так же хорошо, как понимает.

Пассивный словарный запас - слова, которые говорящий понимает, но не использует. Пассивный словарный запас намного активнее. Сюда входят слова, которые можно угадать в зависимости от контекста. Если пассивная лексика взрослых чаще всего содержит специализированные определения, диалекты и архаизм, то у детей она является частью общей лексики и более сложна по содержанию.

Обогащение словарного запаса, его закрепление и стимулирование занимают важное место в общей системе языковой работы в детском саду.

Дидактическая игра - это образовательная и познавательная игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию, развитие познавательных интересов и развитие познавательных навыков детей по отношению к окружающей среде [1].

Дидактическая игра - один из способов разнообразить словарный запас. В играх для развития словаря обязательно используются игрушки, муляжи, картинки. Лексические игры в первую очередь побуждают имеющийся пассивный словарный запас. Эти игры ставят дошкольника в условия, когда ему необходимо применить на практике те знания что он приобрел ранее. В педагогике имеется огромный выбор дидактических игр для детей разного дошкольного возраста: «Магазин», «Больница», «Волшебный мешочек» и др.

Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ «Д/с «Капитошка» г. Абакан. Всего участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста:

• экспериментальная группа, в которую были включены 10 детей с ОНР;

• контрольная группа - 10 детей с нормальным речевым развитием.

Для изучения глагольной лексики была выбрана методика исследования Л.А. Брюховской, А.И Захаровой [2].

Для удобства диагностический комплекс разделен на блоки. Первый блок - исследование словаря глаголов. Второй блок - словоизменение глаголов. Третий блок - словообразование глаголов.

Оценка успешности выполнения задания осуществляется по бальной системе:

2 балла (высокий уровень) - верное, полностью самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений педагогом.

1 балл (средний уровень) - более половины предложенных заданий ребенок выполняет самостоятельно, с небольшими дополнительными вопросами от педагога.

0 баллов (низкий уровень) - ребенок правильно выполняет менее половины предложенных заданий с помощью педагога или отказывается выполнять задание.

Были специально подобраны иллюстрации, означающие предметы, действия и признаки, кроме того, применялись настоящие объекты. Данная методика помогла нам выявить исходный уровень сформированности глагольного словаря в контрольной и экспериментальной группе.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о том, что исходный уровень

глагольного словаря в экспериментальной группе детей с ОНР III уровня заметно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием в контрольной группе. Наибольшие трудности у детей экспериментальной группы возникали при словообразовании глагола - в основном дети показали низкий уровень - 53%, при исследовании словаря глаголов 55% детей показали средний уровень. Самый лучший результат 65%, дети экспериментальной группы показали при словоизменении глаголов. Анализ ошибок позволяет сделать вывод о недостаточной сформированное ги глагольной лексики у детей с ОНР III уровня. Это говорит об необходимости коррекционной работы по развитию глагольного словаря с данными детьми.

При разработке содержания экспериментальной методики мы опирались на работы Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, С.Д. Мироновой. Т.Л Ткаченко, И.Л. Чистяковой, Т.В. Волосовец, В.В. Коновалепко, О.И. Крупенчук, Г.А. Каше, U.E. Ильяковой. Е.Ф. Соботович, Л.Г. Кобзарева. Логопедическая работа для обогащения объема глагольного словаря состояла из уточнения значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, усвоение новых слов с учетом программы развития и обучения детей в детском саду

Для достижения необходимого результата была построена логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня по следующим направлениям:

1) Расширение объема словаря (активного и пассивного);

2) Формирование структуры значения слова;

3) Развитие синонимии и антонимии;

4) Формирование словообразования;

5)Формирование словоизменения;

6) Формирование близких по значению слов-действий.

Результаты контрольного эксперимента наглядно представлены на рисунке 1.

80

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ГЛАГОЛОВ ГЛАГОЛОВ ГЛАГОЛОВ

□ Констатирующий эксперимент □ Контрольный эксперимент

Рисунок 1 - Сравнительный анализ результатов сформированности глагольного словаря

у детей с ОНР III уровня

Таким образом, можно сделать вывод, что на формирующем этапе развития необходимо создание полноценной целенаправленной работы п формированию предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В то же время важно использовать на занятиях разные наглядные пособия, создать специальную среду для развития предмета и учитывать модели развития словарного запаса и различные состояния языковой неспособности.

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя дет.сада. - 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

2. Брюховской Л.А., Захаровой А.И. Диагностика сформированности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи URL: - https://cyberieninka.ru/artide/n/diagnostika-sformirovannosti-glagolnogo-slovarya-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi/viewer (дата обращения 16.05.2021)

3. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб. - метод. пособие / Г.А. Волкова - СПб.: Детство - пресс, 2009 - 144 с.

4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Собр. соч. - М., 1982. - Т. 6. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - 114с.

© Макарова А.Б., 2021

УДК 376.22

Мацнева Т.А., социальный педагог Ковтун Ю.И., педагог-организатор Гилеско О.Н., воспитатель ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З.Гетманского»

ТВОРЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИАЦИИ

Ключевые слова:

дети с ОВЗ; социокультурная реабилитация; творческое развитие; досуговая реабилитация.

Актуальность темы исследования: Проблемы со здоровьем у детей представляет собой одну из наиболее острых проблем современного общества, требующих пристального внимания со стороны учреждений здравоохранения, социальной защиты населения и образования. У детей с ограниченными возможностями затруднена возможность полноценных социальных контактов, наблюдаются социально-психологические и педагогические нарушения. В результате у них не формируются социальные связи, понижается социальный статус, что обусловливает необходимость оптимизации условий жизнедеятельности данной категории, для реализации и развития их потенциальных способностей.

Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями предполагает системное воздействие на различные сферы деятельности: на коммуникативную, на эмоционально-волевую, мотивационную сферу личности и направлена на создание условий, максимально благоприятных для социализации детей-инвалидов.

В научной литературе проблеме использования методов социокультурной реабилитации детей посвящено достаточно много исследований.

Вопросы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в различных аспектах и проблемы их статуса в обществе рассматриваются в трудах отечественных исследователей: П.К. Анохин, В.П. Белов, Н.Ф. Дементьева, А.А. Дыскин, Е.И. Ким, В.И. Мухлаева, А.И. Осадчих, Л.П. Храпылина и др.

Развитие концептуального подхода в социальной реабилитации нашло отражение в исследованиях немецких авторов (К. Киснер, Г. Фрайбергер, Г.К. Розе и др.). Отдельные аспекты психоцоциальной поддержки детей с ограниченными возможностями освещаются в диссертационных работах О.О. Андреевой, Л.В. Анниковой, М.А. Беляевой, С.В. Вахромеева, Г.И. Спиридоновой, Е.А. Лаврентьевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.