Научная статья на тему 'Диагностика сформированности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи'

Диагностика сформированности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2888
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЛЕКСИКОГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Захарова Алена Игоревна

В материалах статьи обоснована актуальность исследования глагольного словаря и представлен комплексдиагностических методик для выявления особенностей сформированности глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Захарова Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи»

134

УДК 376.3

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Брюховских Л.А., к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики института социально-гуманитарных технологий, Красноярский

государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева;

Захарова А.И., магистрант II курса ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»

В материалах статьи обоснована актуальность исследования глагольного словаря и представлен комплексдиагностических методик для выявления особенностей сформированности

глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: глагольный словарь, дошкольники, общее недоразвитие речи, лексико-грамматические нарушения, диагностические методики.

На сегодняшний день количество детей с общим недоразвитием речи увеличивается. Дети с третьим уровнем общего недоразвития речи характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности, лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря. Многие авторы указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а также на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам. На специфику аграмматичного построения высказывания и несформированность предикативных связей, (а значит и глагольной лексики), в конструкциях различной структуры влияет не только уровень речевого развития детей, но и форма речевой патологии. В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Ребенок не владеет близкими по смыслу глаголами. Название действий заменяет словами близкими по внешним признакам и ситуации, У детей с ОНР III уровня выявлен малый объём семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. У детей преобладают отношения аналогии, а отношения противопоставления и родовидовые встречаются редко, что не согласуется с нормой. Большие затруднения встречаются при префиксальном образовании глаголов, в различении вида. Появляющиеся названия действий используются в форме инфинитива или императива. Какое-то время глагол не согласуется с тем словом, к которому он относится. Нарушения в глагольном словаре существенно затрудняет общение, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так в

дальнейшем и письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой [5,8].

Глагол-сказуемое представляет собой структурный член предложения, который образует смысловую связь с подлежащим, и занимает ведущее положение в системе языка. Именно предикату отводится центральная роль в организации синтаксических единиц, которые являются основой последующей коммуникации (В.В. Виноградов, Г.А.Золотова, Ю.А. Левицкий, А.А. Шахматов). Ядром предикативной лексики являются глаголы, организующие в определённую систему другие части речи. Была выдвинута теория о предикативном характере внутренней речи и на ее основе проанализирован механизм речепорождения. В психолингвистических моделях (Л.С. Выготский, Н.И.Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.) лексико-грамматическая организация речевого высказывания рассматривается как сложное структурное образование, основанное на слиянии актов номинации и предикации, и связанное с когнитивным развитием ребёнка. Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи. Несмотря на такое повышенное внимание к предикату, специальных исследований, посвященных изучению глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи в настоящее время недостаточно [2].

С целью изучения сформированности глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня был подобран диагностический комплекс на основе традиционных в логопедической практике методик. Некоторые приемы исследования пассивного и активного словаря глаголов взяты из методики Архиповой Е.Ф, Лалаевой Р.И, Серебряковой Н.В[1,3,4,5,7,].

Диагностический комплекс состоит из блоков, которые включают серии заданий. Первый блок -исследование словаря глаголов. Второй блок — словоизменение глаголов. Третий блок -

словообразование глаголов.

Первый блок - исследование словаря

глаголов.

1. Исследование пассивного глагольного словаря. Детям предлагают рассмотреть сюжетные картинки с изображением действий. Инструкция: покажи, где....?

Лексический материал: скачет, прыгает, ползает, летает; стирает, вяжет, причесывается, рубит, моется, моет, подметает, режет; воркует, кудахчет, каркает, чирикает, гогочет, пищит, кукарекает, крякает, рычит, воет, квакает, мычит; варит (повар), пашет (тракторист), учит (учитель), летает (летчик), работает (рабочий), лечит (врач), шьет (портниха), продает (продавец); пилят, вытираются, подметают, шьют, рубят, причесывают, гладят, рисуют , прибивают,

режут, красят, копают

2. Исследование активного глагольного словаря. Детям предлагаются предметные картинки с изображением животных, предметов. Инструкция:

скажи, как передвигается (что делает, как подаёт голос, что делают этими предметами.?

Лексический материал: щука - (плавает), ласточка - (летает), кузнечик - (прыгает), змея -(ползет), лошадь - (скачет) собака - (бежит), дятел -(стучит) мальчик - (рисует), рыба - (плавает), девочка-(сидит);

рыбак - (ловит рыбу), строитель - (строит), врач - (лечит), продавец - (продает), спортсмен -(соревнуется), учитель - (учит);

кукушка - (кукует), голубь - (воркует), лягушка - (квакает), медведь - (рычит), ворона -(каркает), мышка - (пищит), собака - (лает), воробей - (чирикает), волк - (воет), петух -(кукарекает), соловей - (поет);

ручка, утюг, пила, игла, молоток, ножницы, топор, карандаш, ложка, нож, расческа.

3. Называние близких по значению слов-действий.

Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий. Девочка шьет -Бабушка вяжет - Девочка вышивает.

Мама варит - Бабушка жарит - Бабушка

печет.

4. Использование переносного значения глагола.

Материал для исследования: глаголы: «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит».

Инструкция: «Назови как можно больше слов.

135 Например, идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь» и т.п.

сидит - светит - стучит -растет - умывается - летит -лежит - бежит - плывет -Второй блок - словоизменение глаголов.

1. Изменение глаголов по лицам. Лексический материал: иду, стою, сижу. (ты, он, она, они). Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончи фразу, например, я иду и ты ...идёшь, и он.....».

2. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Материал для исследования: слова, обозначающие действия в прошедшем времени мужского или женского рода.

Глаголы мужского рода: мыл руки, поливал цветы, пел песню писал письмо. Глаголы женского рода: подметала пол, убирала игрушки, надевала пальто. Инструкция: «Послушай внимательно, я буду говорить про мальчика, например, мальчик упал. А ты будешь говорить про девочку, например: девочка. упала».

3. Изменение глаголов по временам. Материал для исследования: серии сюжетных картинок с изображением действий в настоящем, прошедшем времени. Сюжетные картинки:

Девочка поливает цветы - Девочка полила

цветы

Девочка рисует - Девочка нарисовала Девочка моет посуду - Девочка вымыла

посуду

Мальчик делает стул - Мальчик сделал стул. Девочка пишет - Девочка написала. Девочка спит - Девочка проснулась. Девочка шьет - Девочка сшила. 4. Глаголы единственного и

множественного числа.

Материал для исследования: парные картинки, где одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами. Парные картинки: Самолет летит - самолеты летят Ракета взлетает- ракеты взлетают Солдат марширует- солдаты маршируют Бабочка машет крыльями - бабочки машут крыльями

Мальчик играет - мальчики играют Девочка идет - Девочки идут Третий блок - словообразование глаголов 1.Образование глаголов с помощью суффиксов от существительных. Материалом исследования являются слова: друг-дружить, завтрак -завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить. В начале исследования формируется ориентировка в задании.

2.Образование приставочных глаголов совершенного вида.

Материал для исследования: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия. Используются глаголы настоящего и прошедшего времени 3-го лица ед. числа (окончание -ет, -ит, -а)

Эта девочка пишет, а эта уже ... Этот мальчик делает, а этот уже ... Эта спит, а эта уже .. Эта поливает, а эта уже . Эта моет, а эта уже . Эта рисует, а эта уже . Эта шьет, а эта уже ..

З.Образование приставочных глаголов с противоположным значением. Материал для исследования: закрывать, входить, говорить, включать, застегивать, наливать, ушел, ложиться, приклеить, приехал, бежать.

Таким образом, данный диагностический комплекс позволяет изучить состояние глагольного словаря в разных аспектах, выявить особенности как активного, так и пассивного словаря, сформированность навыков словообразования и словоизменения глаголов

Истчники и литература:

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.

2. Брюховских Л.А., Козырева О.А. Лексическое развитие ребёнка в онтогенезе. // Современная наука. Актуальные проблемы науки и образования. № 5-6 2015.С.38-40.

3. Брюховских Л.А. Нейропсихологический метод в диагностике речевых нарушений // Инновационное развитие современной науки: по материалам Научно-практической

конференции г.Уфа. 31 .01.2014 в 9 ч., Ч 9./ отв.ред. А.А Сукиасян.-Уфа: РИЦ БашГУ,- 2014, С.53-58.

4. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: КнигоМир, 2011. — 320 с.

5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001. - 222с.

6. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПб., 2007

7. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации- М: Дрофа, 2010.

8. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Айрис-Пресс, 2008 — 224 с.

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.