Научная статья на тему 'Особенности развития предикативной лексики у старших дошкольников с нарушением речи и зрения'

Особенности развития предикативной лексики у старших дошкольников с нарушением речи и зрения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1311
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предикативная лексика / нарушение речи / нарушение зрения / адаптация стимульного материала / predicative vocabulary / impaired speech / visual impairment / adaptation of stimulus material

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Радичко Екатерина Ивановна, Одинокова Наталья Александровна

Изучение особенностей нарушений глагольной лексики у детей с нарушением речи и зрения и разработка методов их преодоления и коррекции является одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике логопедии в настоящее время. В статье рассматривается организация деятельности в условиях дошкольного учреждения по данному направлению, предлагаются рекомендации по адаптации стимульного материала и условий проведения работы со старшими дошкольниками, имеющими сочетанное нарушение речи и зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Радичко Екатерина Ивановна, Одинокова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PREDICATIVE VOCABULARY AT SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITY OF SPEECH AND VISION

Studying the characteristics of verbal language disorders in children with speech and vision impairments and developing methods for overcoming and correcting them is one of the most pressing problems in the theory and practice of speech therapy at the present time. The article discusses the organization of activities in a preschool institution in this area, offers recommendations for the adaptation of stimulus material and conditions for working with older preschoolers who have a combined impairment of speech and vision

Текст научной работы на тему «Особенности развития предикативной лексики у старших дошкольников с нарушением речи и зрения»

УДК 376

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ И ЗРЕНИЯ

Радичко Екатерина Ивановна.

г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт детства, кафедра логопедии и детской речи, студент, amour14@bk.ru.

Одинокова Наталья Александровна.

г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт детства, кафедра логопедии и детской речи, научный руководитель, доцент, odinokova2008@mail.ru.

Аннотация. Изучение особенностей нарушений глагольной лексики у детей с нарушением речи и зрения и разработка методов их преодоления и коррекции является одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике логопедии в настоящее время. В статье рассматривается организация деятельности в условиях дошкольного учреждения по данному направлению, предлагаются рекомендации по адаптации стимульного материала и условий проведения работы со старшими дошкольниками, имеющими сочетанное нарушение речи и зрения.

Ключевые слова: предикативная лексика, нарушение речи, нарушение зрения, адаптация стимульного материала.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PREDICATIVE VOCABULARY AT SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITY OF SPEECH AND

VISION

Radichko Ekaterina Ivanovna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Childhood, Department of Speech Therapy and Children's Speech, student, amour14@bk.ru.

Odinokova Natalya Aleksandrovna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Childhood, Department of Speech Therapy and Children's Speech, Supervisor, Associate Professor, odinokova2008@mail.ru.

Abstract. Studying the characteristics of verbal language disorders in children with speech and vision impairments and developing methods for overcoming and correcting them is one of the most pressing problems in the theory and practice of speech therapy at the present time. The article discusses the organization of activities in a preschool institution in this area, offers recommendations for the adaptation of stimulus material and conditions for working with older preschoolers who have a combined impairment of speech and vision.

Key words: predicative vocabulary, impaired speech, visual impairment, adaptation of stimulus material.

Развитие лексической стороны речи является сложным, многогранным процессом. В дошкольном возрасте, по мнению ученых, речь является по преимуществу предикативной, то есть большинство знаменательных слов занято выражениями предикативных отношений, т. е. отношений объекта к действительности, суждений высказывания о предмете. Рассматривается с точки зрения двух позиций: семантической, где лексемы выражены в предложении сказуемым и морфологической, где предикативная лексика представлена прилагательными. Так В.В. Виноградов [3] понимает под предикативностью соотношение между основным содержанием предложения и действительностью, которое выражается в синтаксических категориях времени, лица и модальности.

Речь ребенка, имеющего одновременное нарушение речи и зрения, развивается в неравных условиях по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, сказывается, прежде всего, структура речевого и зрительного дефекта. Негативным последствием двойного нарушения, являются существенные отклонения от возрастных норм, у значительной части детей задерживается темп развития речи, проявляется выраженность нарушения речевого статуса в виде несформированности различных языковых систем. В силу сочетанного нарушения речи и зрения присутствует своеобразие овладения и использования словарного запаса, стойкие аграмматизмы, моторная несформированность, несформированность импрессивной и экспрессивной сторон речи, мыслительные операции сравнения и обобщения. Особую сложность для них представляет овладение лексико-грамматическими категориями.

У детей с двойным нарушением речи и зрения возникает дезорганизация развития лексики, отмечаются специфические трудности в овладении именно предикативной лексикой, что впоследствии проявляется в ограниченности словарного запаса, резких различиях объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, проблемах актуализации словаря, формировании лексической системности, становления связной речи в целом.

Данные проявления могут быть объяснены с точки зрения совокупности социально-культурных факторов, нарушении собственно речевой и зрительной патологии, ограниченной практики освоения окружающего мира в процессе речевой и неречевой деятельности, речевого общения и недостаточной целенаправленной коррекционной и профилактической работы в дошкольный период. Т.Б. Филичева обращает внимание, что вне занятий возможность активного употребления в речи разнообразных глаголов и построения на этой основе сложных высказываний для детей 5-7 лет ограничена, так как у детей не воспитан интерес к определенным видам деятельности, например, рассматриванию книг, картинок [8].

На современном этапе развития педагогики наблюдается дефицит методик для определения уровня развития предикативной лексики у детей с нарушением речи и зрения, а также методических рекомендаций для предупреждения возникновения возможных трудностей освоения предикативной лексики, необходимости своевременной организации и содержания коррекционно-логопедической работы по преодолению и коррекции возникших нарушений у данной группы детей.

В методических разработках, которые на данный момент предлагаются, предикативная лексика рассматривается как часть лексико-грамматического строя. Как следствие, имеется малое количество заданий для определения уровня ее развития, а также дальнейшей работы по ее формированию. Более того, не учитываются индивидуальные особенности психофизического развития детей, имеющих двойное нарушение речи и зрения, специфика использования дидактического материала для обследования, время проведения.

В тоже время, вовремя проведенное диагностические исследование позволит определить уровень развития предикативной лексики, выявит ее трудности и нарушения, что в результате позволит разработать организацию, направления, этапы, содержание коррекционно-логопедической работы. Для успешной работы нужна полноценная система, включающая специальные коррекционные занятия (индивидуальные, подгрупповые), необходимые игры и упражнения, адаптированный и модифицированный дидактический текстовый и картинный материал. Содержание совместной деятельности специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога) в сопровождении детей с нарушением речи и зрения необходимо дифференцировать в соответствии с типологическими и индивидуальными особенностями каждого ребенка и определять специфическими чертами их особых образовательных потребностей по степени, характеру нарушений [6; 7; 9]. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие и познавательное развитие каждого ребенка, побуждающие его к самореализации и самовыражению.

Для проведения исследования вполне можно использовать методику Е.Ф. Архиповой [1] «Исследование пассивного, активного словаря и семантической структуры слова и лексической системности», условия проведения которой и использование стимульного материала, необходимо адаптировать и модифицировать для детей с нарушением зрения согласно рекомендаций Л.И. Солнцевой [5], Л.Ф. Фомичёвой [9]. Данная методика позволяет наиболее полно обследовать предикативную лексику у детей 6-7 лет. Она включает в себя три блока заданий по 3-4 серии в каждом. Используя данные диагностические задания можно получить данные уровня развития пассивного словаря, активного словаря, семантической структуры слова и лексической системности. Впоследствии анализ полученных результатов позволит установить уровень развития предикативной лексики и на основе этого разработать индивидуально-логопедическую работу.

Е.Ф. Архипова [1], Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [4], Т.Б. Филичева [8] и другие выделяют следующие последовательные направления логопедического воздействия:

- развитие номинативного словаря;

- развитие атрибутивного словаря;

- развитие предикативного словаря;

- обогащение словаря антонимов;

- обогащение словаря синонимов;

- развитие словаря обобщающих слов.

Каждое направление, как считают авторы, должно осуществляться в два этапа: сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепление словаря.

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [4] рекомендуют развивать лексику по таким направлениям как:

- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

- формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

- уточнение значений слов;

- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;

- организация семантических полей, лексической системы;

- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр и специальных упражнений, которые позволяют педагогу расширить практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире. При работе с детьми, имеющими нарушения зрительного анализатора, важно учитывать то, что почти каждое слово подлежит подробному изучению [6; 7; 9].

Л.С. Волкова [3] рекомендует методику проведения игр по расширению словарного запаса через обеспечение максимально возможной двигательной активности ребенка (с использованием мяча, других предметов, провоцирующих двигательно-словесные действия) и манипулирование руками, предполагающую мыслительно-познавательную деятельность. Педагог должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть не слишком трудной, ни слишком легкой. Только в этом случае игра принесет детям пользу и радость. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержании, в других условиях.

Программу индивидуальной логопедической работы по развитию предикативной лексики у детей дошкольного возраста с нарушением речи и зрения можно условно разделить на четыре этапа.

На первом составляется примерный план подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию лексико-грамматических представлений, при этом учитываются требования программы. На данном этапе производится работа по обогащению объема словаря совместно с расширением представлений об окружающем мире, а также уточнение значений предиката в пассивном словаре: идет знакомство и сообщается значение нового слова через чувственнее познание, обогащение сенсорной сферы.

На втором этапе работы подбирается предикативный словарь и включается в подгрупповые занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью. Для каждой лексической темы составляется предикативный словарь. В процессе занятий происходит формирование синтагматических отношений глаголов, формирование парадигматических отношений глаголов и

организация семантических полей лексической системы. Идет компенсация зрительных нарушений, профилактика появления и коррекция вторичных нарушений.

На третьем этапе подбираются и проводятся игры, способствующие активному развитию предикативной лексики, развитию навыка употребления предиката в предложении, введение изученного детьми предикативного словаря во фразовую речь. Идет стимулирование и активизация предикативного словаря при помощи различных средств, введения их в различные речевые конструкции.

На четвертом этапе разрабатывается комплекс упражнений по активизации и закрепления предикативной лексики, формированию правильных грамматических форм предиката. Формируется целостная картина мира с расширением знаний и представлений о предметно-объектной, предметно-пространственной организации, причинно-следственных и логических связей.

Для достижения положительной динамики логопедической работы необходима следующая периодичность и продолжительность занятий: подгрупповые - 1 раз в неделю по 20-25 минут, индивидуальные 2 раза в неделю по 15-20 минут. На изучение каждой лексической темы отводится не менее четырех занятий в зависимости от накопления предикативного словаря детьми. Происходит постоянное повторение ранее изученных слов, с целью их активизации и закрепления. Для формирования полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но и методически грамотно преподнести ее. Важно учитывать своеобразие протекания зрительного восприятия у детей с патологией зрения, их эмоциональное и физическое состояние.

Педагоги могут использовать специально подобранные игры и упражнения по развитию предикативной лексики в режимных моментах, во время прогулок, во второй половине дня во время коррекционного часа, совместной деятельности с воспитателем, давая задания родителям, тем самым способствуя непрерывному процессу работы над развитием по данному направлению. Задания должны быть емкими, с четко сформулированной инструкцией, предъявлены в доступной форме, понятны для ребенка, их выполнение должно занимать небольшое количество времени. Необходимо также учитывать, что трудности координации движений, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, что требует увеличения временных норм на их выполнение по сравнению с нормально видящими детьми в 2-3 раза.

Ниже, в таблице 1, представлены примерные лексические темы, соответственно используемые дидактические игры и упражнения по развитию предикативной лексики у детей 6-7 лет с нарушением речи и зрения (на примере словаря глаголов).

Таблица 1

Примерный план лексических, дидактических игр и упражнений по развитию предикативной лексики у детей 6-7 лет с нарушением речи и зрения

Лексическая тема Дидактические игры и упражнения Словарь предикативной лексики Методы и приемы

«Времена года» «Овощи» «Посуда» «Делай и говори», «Как ты делал», «Приготовь», «Что ты можешь делать», «Составляй и рассказывай», «Готовим». Зима, лето, весна, осень, тает, цветёт, растёт, распускается, зеленеет, теплеет, холодает, падает, тарелка, варить, резать, чистить, кастрюля, сковорода, картошка, лук, капуста, помидор, огурец. Методы: наглядный, практический словесный (в комплексе). Выбор ведущего метода зависит от этапа обучения, а характер использования дополнительных - от конкретных дидактических задач и способов усвоения материала. Приемы: наблюдение, показ образца, беседа, объяснение, описание, пояснение, инструкция, указания, вопросы к детям, предметно- практические действия, чтение стихотворений, описательных загадок.

«Фрукты» «Животные» «Семья» «Мы скажем и покажем», «Поделись», «Кто больше», «Моя семья», «Кто что делает?», «Покажи пропущенные слова», «Кто как передвигается», «Какие действия», «Кто какой голос подает», «Что делают эти животные?» Апельсин, яблоко, банан, арбуз, мама, папа, бабушка, сестра, брат, дедушка, собака, кошка, корова, бегает, мычит.

«Птицы» «Профессии» «Транспорт» «Объясни разницу», «Кто как голос подает», «Кто что делает», «Скажи наоборот», «Подумай и ответь», «Кто больше назовёт слов», «Что делают эти птицы?», «Кто, чем занимается?», «Что умеет человек», «Собери конструктор». Прилетает, улетает, воркует, каркает, гогочет, кукарекает, квакает, кудахчет, чирикает, пищит, крякает, мычит, бегает, играет, прыгает, танцует, паровоз, машинист, машина, троллейбус, автобус, повар, летает, плывет.

Таким образом, логопедическая работа по развитию предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения имеет большую практическую значимость в их социализации и овладении коммуникативными умениями. Поэтому как можно более раннее обогащение речи дошкольников предикативным словарем, использование общедидактических методов и разнообразных приемов является одной наиболее значимых задач организации и проведения индивидуально-логопедической работы с детьми, имеющими комплексные нарушения речи и зрения.

Библиографический список:

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Астрель, 2008. - 320 с.

2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под ред. Г.А. Золотовой. - М.: Русский язык, 2001. - 120 с.

3. Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1983. - 32 с.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: Союз, 1999. - 160 с.

5. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - № 4. - С. 9-15.

6. Одинокова Н.А. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих сниженные зрительные возможности: учебное пособие / Под ред. Е.А. Омельченко. - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. - 192 с.

7. Одинокова Н.А. Значение развития познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № Б18. - С. 38-45.

8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2000. -320 с.

9. Фомичёва Л.В. Образование дошкольников с нарушением зрения: научные и прикладные аспекты: монография. - СПб.: РИО ИЦИПТ, 2018. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.