Научная статья на тему 'Изучение сформированности предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией'

Изучение сформированности предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДИКАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / PREDICATIVE DICTIONARY / SPEECH ACTIVITY / SENIOR PRESCHOOL AGE / SEVERE SPEECH IMPAIRMENT / STATING EXPERIMENT / RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходюкова Нина Юрьевна

В статье рассмотрена проблема формирования предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией. Предикативный словарь -вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке. Формирование предикативного словаря играет важную роль в подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста, так как положительно влияет на познавательное развитие, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Поскольку дети с речевой патологией относятся к лицам с ОВЗ, то можно смело говорить о том, что данная категория детей являются активными участниками образовательного процесса. Результаты исследования показали, что речь детей с ОНР II уровня и дизартрией развита недостаточно. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый предикативный словарь. На основе полученных данных, были разработаны методические рекомендации по формированию предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией и создан проект «Открывая мир с мамой и папой», с целью расширения предикативного словаря, через работу с родителями. Систематическая и организованная работа над предикативным словарем дает положительные результаты, что подтвердили результаты повторного проведения обследование предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES OF THE PREDICATIVE DICTIONARY OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE SECOND LEVEL AND DYSARTHRIA

The article touches upon the problem of the predicative dictionary formation among senior preschoolers with general speech underdevelopment of the second level and dysarthria. Predicative dictionary is the entire set of words denoting the action or condition of an object in a certain language. The formation of a predicative dictionary plays an important role in the preparation for school of senior preschoolers, as it positively affects cognitive development, the development of thinking and verbal communication. Since children with speech pathology belong to persons with disabilities, we can state that this category of children are active participants of the educational process. The research results showed that the speech of children with general speech underdevelopment of the second level and dysarthria is not developed sufficiently. First of all it’s necessary to form a rich enough predicative dictionary for fully mastery of a coherent speech. Recommendations were developed on the basis of the data obtained for the predicative dictionary formation of senior preschoolers with general speech underdevelopment of the second level and dysarthria and the project «Discovering the world with mom and dad» was created to expand the predicative dictionary through work with parents. Systematic and organized working on the predicative dictionary gives positive results, it was confirmed by the results of the repeated examination of the predicative dictionary of senior preschoolers with general speech underdevelopment of the second level and dysarthria.

Текст научной работы на тему «Изучение сформированности предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией»

СПЕЦ.РУБРИКА: РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

ШШ

The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.

72

УДК: 370.153

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ

© Ходюкова Нина Юрьевна1

Козырева Ольга Анатольевна2

'студент-магистрант института социально-гуманитарных технологий

2научный руководитель, кандидат

педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики

Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией. Предикативный словарь -вся совокупность слов, обозначающих действи е или состояние предмета, в данном языке. Формирование предикативного словаря играет важную роль в подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста, так как положительно влияет на познавательное развитие, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Поскольку дети с речевой патологией относятся к лицам с ОВЗ, то можно смело говорить о том, что данная категория детей являются активными участниками образовательного процесса. Результаты исследования показали, что речь детей с ОНР II уровня и дизартрией развита недостаточно. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый предикативный словарь. На основе полученных данных, были разработаны методические рекомендации по формированию предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией и создан проект «Открывая мир с мамой и папой», с целью расширения предикативного словаря, через работу с родителями. Систематическая и

организованная работа над предикативным словарем дает положительные результаты, что подтвердили результаты повторного проведения обследование предикативного

словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIуровня и дизартрией.

Ключевые слова: Предикативный словарь, речевая деятельность, старший дошкольный возраст, тяжелые нарушения речи, констатирующий эксперимент, методические рекомендации.

На сегодняшний день, одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи, то есть нарушение формирования всех компонентов речи. При этом одной из основных потребностей детей в старшем дошкольном возрасте является общение, познание и ознакомление с окружающим миром.

Работая с детьми, которые имеют тяжелые нарушения речи и посещают, группу компенсирующей направленности, мы заметили, что речь детей с ОНР II уровня и дизартрией развита недостаточно, низкие возможности самостоятельной речевой продукции, в общении со сверстниками и взрослыми; детям легче использовать жестикуляцию, чем подобрать слово. Разговорная речь представляет собой простую фразу, а порой и ограничивается отдельными словами не организованными в высказывания. Фраза ребенка с ОНР II уровня и дизартрией изобилует вербальными

ошибками, аграмматизмами. Словарный запас беден, навыки словообразования и

словоизменения не сформированы.

По словам ученых, развитие лексико-грамматической стороны речи является ключевым и образующим элементом коррекционной системы [Жукова, 2018].

Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый предикативный словарь, поскольку действия является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета; глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Поэтому, на наш взгляд, развитие предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста должно быть в приоритете.

При работе работе над магистерской диссертацией по данной теме перед нами стояла цель - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность логопедического обучения, направленного на формирование

The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.

73

предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией.

Результаты проведенного

констатирующего эксперимента подтвердили наши предположения об уровни развития предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией. Объем предикативного запаса ограничивается узко бытовым уровнем, и низкой дифференциацией глаголов. Детям старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией трудно различить смежные действия, близких по ситуации (умывается - вытирается). Особенную трудность дети испытывают при разделении глаголов: бежит - прыгает, ест - пьет, лежит -спит. Дети затрудняются употреблять глагол соответствующего рода, употребляют, в основном, глаголы в том роду, который соответствует полу ребенка. Разговорная речь детей, соответственно и используемая предикативная лексика, бедны. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией понимают значение глаголов, однако в их речи преобладают слова, обозначающие бытовые действия (спать, ходить, ехать, купить, рисовать, носить). Слова эти употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений. Дети часто заменяют глаголы, используя похожие по значению, не понимая точного смысла, путают, смежные действия, близкими по ситуации. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные - с другой, а также выделять оттенки значений. Дети испытывают трудности в актуализации словаря.

Перед началом формирующего эксперимента, нами были тщательно проанализированы результаты

констатирующего эксперимента, подобрана и внимательна, изучена соответствующая методическая, психо лого -педагогическая

литература [Викжанович. 2015; Козырева, 2004].

На основе всех выше изложенных составляющих нами были разработаны методические рекомендации по формированию предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией, включающие в себя два блока: задания первого блока - расширение пассивного словаря; задания второго блока -

формирование и развитие предикативного словаря в экспрессивной речи. Каждое задание представляет собой систему, в которой представленное упражнение постепенно усложняется. На первом этапе педагог ребенку предлагает простую сюжетную картинку и задает вопрос, ответ на который находился в самом вопросе. Затем, когда ребенок без видимых затруднений справляется с предложенным заданием, педагог убирает из вопроса слова-подсказки, оставляя предыдущую сюжетную картинку. Ребенку, успешно справившемуся с заданием, педагог усложняет задачу. На заключительном этапе, педагог задает ребенку вопрос без слов -подсказок и предлагает другую сюжетную картинку.

Кроме наглядного материала (простые сюжетные картинки, выполненные как в цветном формате, так и в черно белом), на занятиях используется разнообразный игровой материал (куклы, машинки, персонажи и т.п.). Формирование и развитие предикативного словаря проводится с помощью предметов окружающего мира.

Помимо этого, был создан проект «Открывая мир с мамой и папой», целью которого - расширение предикативного словаря, через работу с родителями. Родители активно включились в систему занятий, предложенную нами, внимательно отнеслись к нашим рекомендациям. Результаты проекта являются положительными. По наблюдениям педагогов и родителей, дети стали активнее вступать в контакт, чаще задавать вопросы взрослым и сверстникам, что способствовало повышению коммуникативной, познавательной и речевой активности. Особенно повлияло на развитие предикативного словаря, потому как в ходе проведения опытов дети совместно с родителями совершали различные действия и проговаривали это вслух.

В конце формирующего эксперимента нами повторно было проведено обследование предикативного словаря. В заключении, проведен сравнительный анализ результатов первого и второго обследования. Результаты обследования позволяет нам с уверенность сказать, что цель, поставленная нами, достигнута.

Пассивный предикативный словарь у детей стал шире, дети лучше стали понимать глаголы, дифференцировать действия. Произошли и заметные улучшения в активном словаре. Дети научились: отвечать на

The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.

74

поставленные вопросы; дифференцировать близкие по ситуации, по звучанию глаголы; мы сформировали навыки словообразования (образовывать глагол от звукоподражательных слов); сопоставлять грамматические формы одних глаголов повелительного наклонения 2-го лица ед. ч. и изъявительного наклонения 3-го лица ед. ч. настоящего времени, употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени.

Таким образом, систематическая и организованная работа над предикативным словарем дает положительные результаты. Предикативный словарь детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией получил существенное развитие. Это отразилось на речевой деятельности - дети стали активно общаться между собой и с взрослыми, при общении активно включают в речевую деятельность фразовую речь, дети стали более активны и социализированы.

Список сокращений

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья. ОНР - общее недоразвитие речи.

Список источников и литературы:

1. Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм. М.: Национальный книжный центр, 2016. 176 с.

2. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 2018. 288 с.

3. Козырева О.А., Дьякова Н.И., Васильева О.Н., Голосова Е.А. Украинцева Ю.С., Ходюкова Н.Ю. Обзор инклюзивных образовательных технологий// Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. № 4. С. 9-14. URL: 10.12737/article 5d2daec39fd794.29373747 Пдата обращения: 19.04.2020).

4. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ № 1. 2014. С.112-115.

5. Коновалова С.Н. К вопросу о методике формирования предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2004. № 5. С. 50-55.

1 graduate student of the Institute of Social and Humanitarian Technologies

2 scientific adviser, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of correctional pedagogy

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva

Abstract. The article touches upon the problem of the predicative dictionary formation among senior preschoolers with general speech underdevelopment of the second level and dysarthria. Predicative dictionary is the entire set of words denoting the action or condition of an object in a certain language. The formation of a predicative dictionary plays an important role in the preparation for school of senior preschoolers, as it positively affects cognitive development, the development of thinking and verbal communication. Since children with speech pathology belong to persons with disabilities, we can state that this category of children are active participants of the educational process. The research results showed that the speech of children with general speech underdevelopment of the second level and dysarthria is not developed sufficiently. First of all it's necessary to form a rich enough predicative dictionary for fully mastery of a coherent speech. Recommendations were developed on the basis of the data obtained for the predicative dictionary formation of senior preschoolers with general speech underdevelopment of the second level and dysarthria and the project «Discovering the world with mom and dad» was created to expand the predicative dictionary through work with parents. Systematic and organized working on the predicative dictionary gives positive results, it was confirmed by the results of the repeated examination of the predicative dictionary of senior preschoolers with general speech underdevelopment of the second level and dysarthria.

Keywords: Predicative dictionary, speech activity, senior preschool age, severe speech impairment, stating experiment, recommendations.

Рукопись поступила: 18 июня 2020 г. Submitted: 18 June 2020

STUDIES OF THE PREDICATIVE DICTIONARY OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE SECOND LEVEL AND DYSARTHRIA

Hodyukova Nina Yuryevna' Kozyreva Olga Anatolyevna2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.