УДК 316.472
СБ. Котуа СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме социализации детей-мигрантов. Рассматривается вопрос взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования в процессе формирования социализированной личности подростка-мигранта.
Ключевые слова: социализация, учреждения дополнительного образования, социальныш институты, взаимодействие, дети-мигранты.
Sarangua K^ua SOCIALIZATION OF MIGRANT CHILDREN
IN THE PROCESS OF INTERACTION WITH SOCIAL INSTITUTIONS
Annotation. The article deals with the problem of socialization of children of migrants. The question of the interaction between schools and institutions of further education with in the process of forming the socialized personality of a teen worker is investigated. Keywords: socialization, institutions of further education, social institutions, interaction, migrant children.
Развитие процессов миграции в современном российском обществе обострило проблемы адаптации детей-мигрантов в культурной среде. Школа - один из основных институтов общества, через который осуществляются адаптация и интеграция детей-мигрантов. Дети оказываются в непривычной для них социокультурной, языковой и национальной среде, к которой им предстоит адаптироваться в кратчайшие сроки. Наиболее выраженные трудности социализации: недостаточное владение русским языком, отличие форм и методов обучения, отсутствие навыков самостоятельной работы, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. Следствие - перегрузка учебными материалами и накопление непонятого и неосвоенного объема информации, отрицательный опыт обучения. Многие дети-мигранты испытывают дискомфорт, оказываются в ситуации культурного шока, вызванного воздействием иной культуры. Они испытывают затруднения при культурно-образовательной адаптации чаще всего по причине отсутствия навыков вербального общения на языке большинства [6, с. 265].
Современная общеобразовательная система, стремящаяся к построению цивилизованных, толерантных отношений, должна реализовывать принцип межкультурного образования, который станет основным в организации образовательной системы. Коммуникативные навыки ребенка, его речевая подготовка, стремление общаться со сверстниками являются важным аспектом готовности к школьному обучению. Однако именно проблемы, связанные с общением, занимают важное место среди эмоциональных и поведенческих нарушений у детей мигрантов.
Основная проблема детей иноэтнических мигрантов - социализация и интеграция в новое общество [5, с. 11]. Формирование социализированной личности - это прежде всего социальная проблема.
Исходя из понимания положения детей-мигрантов в нашем обществе и учитывая сложность для них обучения по традиционным учебным технологиям, главная задача образовательной среды - организация системы воспитания и образования, имеющая целью комплексную подготовку детей-мигрантов к полноценной самостоятельной жизни в новой социальной среде. К сожалению, школа не может в полной мере самостоятельно решить эту проблему. Таким образом, необходимо
© Котуа С.Б., 2014
разрабатывать качественно иной подход к формированию социализированной личности ребенка-мигранта.
Формирование социализированной личности происходит под влиянием определенных форм социального бытия человека, под воздействием социальной среды, в которой личность функционирует, и образа жизни. Без учета и анализа различных уровней функционирования социальной среды, в которой находится личность, невозможно решить вопрос о характере воздействия общества на формирование социально-адаптированной к этой среде личности. Г.Н. Филонов представляет сущность социально-адаптированной личности как «совокупность всех общественных отношений» [4, с. 17].
На наш взгляд, основным элементом воспитательной работы образовательных учреждений должна быть работа, направленная на формирование социализированной личности, чтобы по окончании среднего учебного заведения выпускник-мигрант не потерялся в современном мире, а смог устроить свою жизнь согласно правилам и нормам, царящим в новом для него обществе. Школа как таковая без поддержки из вне не сможет сформировать личность, способную адекватно отвечать требованиям современного общества. Особенно это касается учащихся-мигрантов.
Социальное партнерство по отношению к образованию - это особая сфера социальной жизни, вносящая вклад в становление гражданского общества [2]. Сотрудничество с различными учреждениями социума, будь-то учреждения дополнительного образования, досуговые, спортивные или клубы по интересам, благоприятно влияет на развитие личности учащихся. Учащиеся общеобразовательной школы во внеурочное время занимаются в секциях, кружках, клубах по интересам, работу которых обеспечивают учреждения дополнительного образования.
Одним из источников формирования и развития социализированной личности ребенка-мигранта является социальная среда. Воспитательное влияние среды проявляется в обычаях, нравах, традициях, в общественном сознании, настроении, эмоциях, чувствах членов общества. Социальная среда создает условия жизнедеятельности формирующейся личности, условия обучения и воспитания человека. Специфика социальной среды ребенка-мигранта меняется в связи с переездом на новое место жительства, и это коренным образом влияет на взаимодействие детей-мигрантов с социумом, т.е. у ребенка происходит разрыв социальных связей, в результате чего нарушается полноценное развитие личности [1, с. 24].
Понятие «взаимодействия» означает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменения состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения связи. Свойства объекта познаются и могут быть познанными только во взаимодействии [7, с. 26].
По нашему мнению, основательная, а главное, своевременная работа с детьми-мигрантами по формированию их социализации в новом для них социуме должна включать в себя ознакомительные, познавательные моменты, нести положительные эмоции, дух сотрудничества, стимулировать взаимодействие детей-мигрантов и детей из местного населения. Данный вид работы должен предусматривать непосредственную активность самих участников в процессе деятельности, игровые моменты (с учетом возраста) и общение всех участников, включая взрослых, экскурсоводов, случайных прохожих, родителей и т.д. При комплексном подходе к решению проблемы социализации ребенка-мигранта будут задействованы все стороны и уровни жизни ребенка. Таким образом, социализация ребенка-мигранта в образовательной среде - это социальное явление в социологической практике, представляющее собой определенную систему воспитания, развития, формирования личности. В результате такого процесса социализации в личности ребенка-мигранта происходят изменения, проявляющиеся в социализации. Успешная организация взаимодействия предполагает влияние на показатели социализированной сформированности ребенка-мигранта.
На основе программы по формированию социализированной личности ребенка-мигранта «Новая жизнь», внедренной в практику Санкт-Петербурского государственного бюджетного учреждения «Центр культуры и досуга «Кировец», в процессе формирующего эксперимента нами были получены определенные результаты. Диагностирование проводилось в целях выявления уровня сфор-мированности социализированности. Полученные данные мы рассматриваем по трем выделенным показателям социальной адаптации ребенка-мигранта: социальной адаптированности, коммуникативности, ценностным ориентациям.
В экспериментальной группе увеличилось число учащихся с высоким уровнем социальной адаптированности. Если до начала эксперимента этот уровень составлял 17 % от общего числа подростков, то по окончании он достиг 44 %. Уровень статистической значимости при этом имеет достаточно большое значение (р < 0,01).
Также выросло число учащихся со средним уровнем социальной адаптированности с 26 до 58 %, уровень значимости р < 0,05. На наш взгляд, это произошло за счет снижения числа учащихся с низким уровнем социальной адаптированности. Необходимо заметить, что статистическая значимость таких изменений р < 0,01. То есть в данном показателе обнаруживается внутреннее движение: воспитанники с низким уровнем социальной адаптированности в процессе реализации программы формирования социализированной личности ребенка-мигранта, повышая свой уровень социальной адаптированности, переходят из одной группы в другую. Таким образом, происходит замещение этих двух уровней за счет друг друга.
В экспериментальной группе произошли статистически значимые изменения по двум показателям уровня социальной адаптированности: высокий уровень стал выше первоначального. Если до начала эксперимента он составлял 17 %, то по окончании эксперимента повысился до 28 %. Статистическое значение данного преобразования р < 0,05. Низкий уровень социальной адаптированности у экспериментальной группы подростков стал ниже. С 58 % он понизился до 31 %. Уровень статистической значимости при таких изменениях р < 0,01. Мы считаем, что такие различия в значениях уровней социальной адаптированности в обеих выборках подростков имеют под собой определенную основу, т.е. направленное, специально-организованное влияние из вне на детей-мигрантов дает результаты, которые можно интерпретировать как достаточно значимые.
По среднему показателю уровня социальной адптированности статистически значимых различий выявлено не было. Однако, на наш взгляд, изменения в количественном отношении тоже достаточно велики: в контрольной группе средний уровень составляет 29 %, в то время как в экспериментальной - 36 %. Более того, если в сравнении с контрольной группой данные изменения не значимы, то для самой экспериментальной группы эти изменения имеют статистически значимые различия (р < 0,05).
По показателю «коммуникативность личности» были получены достаточно интересные результаты. Несмотря на то, что подростки увлеченно принимали участие во всех предлагаемых заданиях в процессе реализации программы, активно общались со всеми представителями учреждений, были вовлечены в различные игровые мероприятия, никаких значимых изменений ни по одной из шкал не произошло. Количественные изменения, которые нами были обнаружены, колеблются в пределах 7-9 %.
Мы считаем, что такие результаты могут зависеть, прежде всего, от социальных особенностей жизнеустройства детей-мигрантов, а также от их индивидуальных психологических особенностей, на которых отражается специфика организации их жизнедеятельности в новой стране. Если в первом случае (до эксперимента) причиной такого невысокого уровня развития коммуникативных навыков были специфическая ситуация развития, отсутствие опыта пополнения информации за счет других представителей общества, то теперь (после эксперимента) ко всему этому добавляется другая причи-
на - новая освоенная социальная роль подростка, которая, судя по результатам исследования, ему приносит другое представление о самом себе.
В результате сравнительного анализа обеих выборок мы обнаружили, что статистически значимых различий в экспериментальной и контрольной группах нет. Более того, изменения, произошедшие в экспериментальной группе, в сравнении с контрольной составляют в среднем 2-4 %.
Нами обнаружены статистически значимые изменения на всех уровнях социальной адапти-рованности в экспериментальной группе: высокий уровень повысился (р < 0,05), средний также повысился (р < 0,01), низкий уровень значительно снизился (р < 0,01) за счет качественных изменений в группе - перехода воспитанников с одного уровня развития социальной адаптированности на другой, более высокий.
Таким образом, мы можем наблюдать те качественные изменения, которые произошли в уровне развития социализированности детей-мигрантов в ходе реализации программы, направленной на формирование социализированной личности ребенка-мигранта в процессе взаимодействия с социальными институтами.
Библиографический список
1. Бадыштова И.М. Толерантность городского социума к мигрантам // Миграционная ситуация в регионах России / под ред. С.Н. Артоболевского и Ж. А. Зайончковской. - М., 2004.
2. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников // Педагогика. -2006. - № 6.
3. Тюркин М.Л. Сущность, структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в Российской Федерации // Государство и право. - 2004. - № 9.
4. Филонов Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Г.Н. Филонов. - М.: Педагогика, 2011. - 256 с.
5. Шпак JI.II. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Кемерово, 1992.
6. Юдина Т.Н. Социология миграции / Т.Н. Юдина. - М.: Акад. проект, 2006.