УДК 316.7+316.3/.4
Барканова Ольга Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск.
Петрищев Владимир Иннокентьевич
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. астафьева, [email protected], Красноярск
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ1
аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями адаптации младших школьников из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы, на которой лежит огромная ответственность в адаптации и социализации детей коренного населения и детей-мигрантов, чтобы помочь им успешно адаптироваться к окружающей среде. Проведено эмпирическое исследование в ряде школ г. Красноярска и г. Со-сновоборска Красноярского края по выявлению социально-психологической адаптации младших школьников-мигрантов. На основании выдвинутой гипотезы была проведена проверка уровня социализированности детей из мигрантских и российских семей. Результаты исследования, представленных в статье, подтвердили, что уровень социализированности детей из российских семей выше. Дети-мигрантов, к сожалению, имеют более низкий уровень социализированности, менее адекватную самооценку и более высокий уровень тревожности. Авторы статьи рекомендуют проведение коррекционной работы с детьми из мигрантских семей, направленной на формирование адекватной самооценки и повышение общего уровня коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: социализация, социально-психологическая адаптация, поликультурное образовательное пространство, дети младшего школьного возраста из семей мигрантов, тревожность, самооценка
Оlga Vladimirovna Barkanova
Candidate of Psychological Sciences, associate professor at the Chair of Foreign Languages at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev [email protected], Krasnoyarsk
Vladimir Innokentievich Petrishchev
Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Head of the Chair of Foreign Languages at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk
PECULIARITIES OF SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN FROM MIGRANT FAMILIES2
Abstract. The article deals with the issues connected with the peculiarities of adaptation of junior migrant school children to the polycultural educational environment of schools in Russia which carry responsibility for the adaptation and socialization of Russian and migrant children. The study was conducted in a number of schools in Krasnoyarsk and Sosnovoborsk in Krasnoyarsk region to find out socio-psychological adaptation of junior migrant school children. On the basis of the formed hypothesis the level of socialization of Russian children was higher. Unfortunately migrant children have got less level of socialization, less adequate self-esteem and higher level of anxiety. Authors of the article recommend to conduct correction work with migrant children to form adequate self-appraisal and increase general level of communicative competency.
Keywords: socialization, socio-psychological adaptation polycultural educational environment, junior migrant school children, anxiety, self-esteem
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Программы стратегического развития КГПУ им. В. П. Астафьева, проект №06/12
2 Article is prepared with financial support of the Program of strategic development of KGPU named after V,P. Astafyev, the project No. 06/12
Последние несколько лет в Красноярском крае наблюдаются довольно значительные потоки мигрантов из стран бывшего СНГ, Китая и Северной Кореи. Не удивительно, ведь Красноярский край является стабильным в социально-экономическом отношении регионом. Поэтому мигранты охотно едут в Красноярский край и предлагают местным рынкам труда свои зачастую не всегда высококвалифицированные руки и головы.
С одной стороны, по утверждению А. Я. Макарова, «усиливающаяся миграция привела к появлению социальных проблем детей мигрантов, испытывающих огромные материальные, психологические и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Миграция отзывается эхом сразу во многих сферах жизни принимающей страны: экономической, политической, культурной, в области межгрупповых отношений, и в образовательном пространстве» [6].
С другой стороны, миграция не является исключительным злом: в ситуации быстрого старения населения большинства европейских стран она дает шанс на сохранение возрастного, и, следовательно, экономического баланса в обществе [9; 12]. В последнее время это правило становится применимым и к России.
Сегодня становится очевидным, что миграционная политика в России, отличавшаяся фрагментарностью и отсутствием развитого менеджмента, постепенно приобретает цивилизованное лицо. Хотя опыт выстраивания миграционной политики в России незначителен по сравнению с другими развитыми странами Запада и зачастую противоречив, тем не менее, государство стало более оперативно анализировать проблемы, связанные с мигрантами и принимать конкретные решения по ним в быстро меняющихся российских условиях.
Известно, что включение мигрантов в принимающее сообщество зачастую затруднено из-за культурной дистанции между мигрантами и коренными жителями (незнание языка, культуры, непонимание поведения местных жителей, ценностей общества и т. п.). Мигранты приносят с собой особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется, в первую очередь, с языковыми и образовательными проблемами.
Безусловно, наряду с семьей, огромную роль в адаптации и социализации ребенка-мигранта отводят общеобразовательной школе, справедливо считая, что на ней лежит часть общей ответственности за помощь в успешной адаптации ее учащихся к окружающей среде, ибо успех в этом направлении окажет влияние на достижение более специфичных целей в образовании и в жизни каждого индивида.
Таким образом, современная российская школа является полиэтнической, ее отличительными чертами можно считать многонациональный состав школы в целом и классов, в частности, разный уровень владения учащихся русским языком, разный уровень общей культуры. Для российских общеобразовательных школ, где численность детей из семей мигрантов составляет более половины от общего количества учащихся, задача социализации мигрантской молодежи стала решающей и требует серьезного внимания и незамедлительной помощи специалистов в данной области.
В силу возрастно-психологических особенностей адаптация детей будет протекать успешнее (быстрее и безболезненнее), если миграция происходит в детском возрасте (дошкольном и младшем школьном), и при этом с самого начала осуществляется психолого-педагогическое сопровождение таких детей [1; 2; 5; 8-11]. Исходя из этого, нами было организовано и проведено исследование особенностей социализации детей младшего школьного возраста из семей мигрантов. Задачами исследования стали диагностика особенностей социализации детей младшего школьного возраста из семей мигрантов по сравнению с детьми из российских семей, а также составление рекомендаций для педагогов по оказанию психолого-педагогической помощи детям мигрантов [1; 3; 4; 11].
На основе проведенного анализа научной литературы социализация в нашем исследовании рассматривается как социально-психологическая адаптация, проявляющаяся на поведенческом (социальном) и внутриличностном (собственно психологическом) уровнях [3; 7]. Теоретический анализ позволил выделить ряд значимых критериев оценки уровня социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста:
- на поведенческом уровне: уровень социальной активности, автономности, воспитанности и социализированности, особенно в ситуациях школьного общения (поскольку учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте);
- на психологическом уровне: эмоциональное и личностное благополучие, составляющие «адаптационный потенциал» личности и оцениваемые в нашем исследовании через уровень самооценки и тревожности ребенка. Эмпирическое исследование проведено в марте-июне 2012 года на базе МБОУ СОШ №150 г. Красноярска и МБОУ СОШ №4 г. Сосновоборска Красноярского края [4]. В исследовании принимали участие учащиеся в возрасте 8-9 лет, из них:
- 28 детей мигрантов (представители из семей трудовых мигрантов, приехавших в Сибирь из Киргизии, Таджикистана, Азербайджана и Армении и проживающих здесь в пределах 2-3-х лет).
- 28 детей из российских семей, проживающих в г. Красноярске с самого рождения.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что уровень социально-психологической адаптации у младших школьников из семей мигрантов значимо ниже, чем у детей из российских семей. В частности, дети из семей мигрантов менее социализированы, имеют менее адекватную самооценку и более высокий уровень тревожности по сравнению с детьми из российских семей.
Для реализации диагностической задачи и проверки гипотезы были использованы
следующие исследовательские методики:
1) методика для изучения социализиро-ванности личности учащегося М. И. Рож-кова, позволяющая выявить уровень социализации личности ребенка по показателям социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности;
2) детский тест тревожности М. Дорки, В. Амен;
3) методика диагностики самооценки и уровня притязаний Т. В. Дембо-С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан (исследовался только показатель самооценки ребенка).
С целью выявления достоверности различий использовался непараметрический метод сравнения независимых выборок -и-критерий Манна-Уитни.
В результате проведенного исследования нами были выявлены значимые различия особенностей социально-психологической адаптации детей мигрантов и детей из российских семей. Результаты по методике для изучения социализированности личности учащихся М. И. Рожкова в процентах от общей выборки представлены в Таблице 1 и на Рисунках 1, 2.
Из Таблицы 1 и Рисунков 1, 2 видно, что в целом уровень социализированности детей из российских семей выше, чем детей мигрантов. В частности, статистически значимыми являются различия по трем показателям социализированности: социальной адаптированности, социальной активности и нравственности личности учащихся. Боль-
80 70 60 50 40 30 20 10 0
адаптированностьМ адаптированностьР автономностьМ автономностьР
□ высокий Передний □ низкий
Рисунок 1 - Уровень социальной адаптированности и автономности личности учащегося, в % (М - дети мигрантов, Р - дети из российских семей)
_вопросы ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ_
Таблица 1 - Уровень социализированное™ личности учащихся, в %
—^^^^ уровень показатели Дети мигрантов Дети из российских семей
высокий средний низкий высокий средний низкий
социальная адаптированность 36 57 7 79 21 0
автономность 43 50 7 36 64 0
социальная активность 43 50 7 71 29 0
нравственность 29 64 7 86 14 0
100
80
60
40
20
активностям
актавностъР
нравственностьМ нравственностьР
I высокий Передний □ низкий
Рисунок 2 - Уровень социальной активности и нравственности личности учащегося, в % (М - дети мигрантов, Р - дети из российских семей)
0
шинство детей из российских семей (7186% опрошенных) демонстрируют высокий уровень развития социальных качеств. Они ответственны и целеустремленны в общественных делах и поручениях, для них значимы социальные достижения, похвала и оценка товарищей и взрослых (учителя, родителей), они стараются делать добрые дела, помогать окружающим, защищать слабых и обижаемых, умеют прощать и сопереживать другим, стараются дружить со сверстниками. Среди детей мигрантов таких около трети (29-43% опрошенных), а чуть более половины детей (50-64%) демонстрируют средний уровень развития социальных качеств. Низкий уровень со-циализированности личности был выявлен лишь среди 7% детей мигрантов, а среди детей из российских семей не был диагностирован совсем.
Все эти различия объясняются, на наш взгляд, разным культурным уровнем и содержанием фоновых знаний школьников: у
детей мигрантов вполне вероятно привиты иные представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, а их социальная активность ограничена недостаточной языковой и коммуникативной компетентностью. Соответственно, уровень их социальной адаптированности и социализированности в целом ниже, по сравнению с детьми из российских семей.
Расчет индекса тревожности по результатам анализа ситуаций теста М. Дорки, В. Амен показал (Таблица 2, Рисунок 3), что чуть более половины детей-мигрантов (57%) и лишь 14% детей из российских семей имеют высокий уровень тревожности. В процессе исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли беспокойство, неуверенность в себе, в правильности своих ответов. Их интересовало, что и как отвечали другие дети; они проявляли вредные привычки невротического характера - кусали ногти, качали ногой, покусывали нижнюю губу и т. п.
Таблица 2 - Индекс тревожности по тесту М. Дорки, В. Амен, в %
Уровень Дети из семей мигрантов Дети из российских семей
Высокий 57 14
Средний 43 72
Низкий 0 14
80 Н а
60 Ш
40 ■
20 | Ж Р *
0 Г 7
мигранты россияне
□ высокий Передний □ низкий
Рисунок 3 - Индекс тревожности по тесту М. Дорки, В. Амен, в %
Остальная часть детей мигрантов (43% опрошенных) и большинство российских детей (72%) имеют средний уровень тревожности. Только 14% детей из российских семей имеют низкий уровень тревожности и чувствуют себя очень комфортно в разных ситуациях социального взаимодействия. Полученные данные свидетельствуют о более высоком уровне эмоционального благополучия в группе российских детей, по сравнению с детьми мигрантов, повышенный уровень тревожности которых свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.
Наконец (Таблица 3, Рисунок 4), четыре пятых выборки детей мигрантов имеют адекватную самооценку: чуть более половины детей (58%) имеют высокую самооцен-
ку, 21% - среднюю самооценку. Оставшаяся часть выборки продемонстрировала неадекватную самооценку (7% заниженную и 14% завышенную). При этом подавляющее большинство школьников из российских семей (86%) имеют очень высокий показатель самооценки (что свидетельствует о неадекватной завышенной самооценке), и лишь 14% - адекватную (среднюю и высокую) самооценку.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать общий вывод об относительном благополучии в межличностной сфере младших школьников обеих выборок. Абсолютное большинство детей имеют высокий и средний уровень социализирован-ности личности, хотя школьники из российских семей имеют несколько более высокий уровень социальной адаптированности,
Таблица 3 - Общий показатель уровня самооценки детей, в %
Уровень Дети из семей мигрантов Дети из российских семей
Очень высокий 14 86
Высокий 58 7
Средний 21 7
Низкий 7 0
00 80
60 40 20 0
1 1
1 I
Г U 1
мигранты
россияне
□ очень высокий □ высокий □ средний □ низкий
Рисунок 4 - Общий показатель уровня самооценки детей, в %
социальной активности, нравственности, общительности и социальной смелости, по сравнению с детьми мигрантов. У детей-мигрантов наблюдается довольно высокий уровень тревожности и нервного напряжения, а большинство детей из российских семей имеют завышенную неадекватную самооценку. Для младших школьников из мигрантских семей последующая коррекци-онная работа должна быть направлена на повышение общего уровня коммуникативной компетентности и социализированности и снижение уровня тревожности.
Библиографический список
1. Авсарагова Т. К. Проект «Образовательная адаптация детей и молодежи из семей мигрантов и беженцев в Красноярском крае»: методические рекомендации по социальной и образовательной адаптации детей и молодежи из семей мигрантов / Фонд «Новая Евразия». Сборник 1. - Псков: «Дизайн экспресс», 2010. - 392 с.
2. Акмалова А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие. - М. ИНФРА-М, 2008. - 220 с.
3. Барканова О. В. Исследование социально-психологической адаптации в рамках проекта оказания психологической помощи мигрантской молодежи // «Образование и социализация личности в современном обществе»: материалы III Международной научной конференции / Крас-нояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Крас-
ноярск, 2012. - Т. 1. - С. 54-58.
4. Гатилова В. В. Социально-психологическая адаптация детей мигрантов младшего школьного возраста: выпускная квалификационная работа. - Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. - 128 с.
5. Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов: 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Форум, 2011. - 224 с.
6. Макаров А. Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде (на примере столичного мегаполиса): автореферат дисс. ... канд. социол. наук. - М, 2010. - 24 с.
7. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) . - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1998. - 236 с.
8. Омельченко Е. Л. Адаптация детей мигрантов в школе. - Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. ун-та, 2010. - 104 с.
9. Петрищев В. И. Проблема социокультурной адаптации мигрантской школьной молодежи из России и Китая в новой Зеландии // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 32-35.
10. Психологическая помощь мигрантам: учеб. пособие. - М.: Смысл, 2009. - 480 с.
11. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе: коррекци-онно-развивающие занятия. - Москва: АРКТИ, 2010. - 72 с.
12. Medlin R. Home schooling and the question of socialization // Peabody Journal of Education. 2000. 75 ( 1 & 2). PP. 107-123.