При обработке шлама концентрированной азотной кислотой (65 %) при Т:Ж = 1:1,2 в течение 1 часа и далее при смешивании с двумя объемами воды содержание кальция в растворе составило 84 г/л, а извлечение его - вместо 50 % получено 94 %. Снижение объёма воды до Т:Ж = 1:0,85 позволило увеличить содержание кальция в растворе почти до 150 г/л - то есть получить практически насыщенный раствор нитрата кальция. Правда, в этих условиях извлечение кальция в раствор составило только 75 %.
Продукты получены по схеме (см. рисунок).
На первой стадии шлам смешивают с концентрированной азотной кислотой (65 %) приблизительно в соотношении 1:1,4 (масс.). Соотношение определяется получением раствора с рН = 4 - 5. Массу выдерживают 1 час, затем репульпируют водой (соотношение Т:Ж приблизительно 1:1). Пульпу подвергают центрифугированию. Влажный твердый остаток сушат и получают продукт НКШ-1 (смесь силикатов с твердым нитратом кальция) в количестве около 0,8 т. Содержание в продукте нитратов составляет около 40 %. Водный раствор нитрата кальция (РНК-1) может быть использован напрямую в качестве товарной продукции. Для его кристаллизации раствор упаривают приблизительно в 2 раза по массе. На этой стадии выделяют твердый нитрат кальция (ТНК-1) в количестве около 1 т.
Подтверждена эффективность технических решений по новому способу получения нитрата кальция из промышленных отходов - нефелиновых шламов. Для
выбора основных направлений экспериментальной работы был выполнен анализ физико-химических свойств нефелиновых намов, особенностей утилизации некондиционных азотнокислотных окислителей ракетного топлива и известных вариантов получения активных минеральных добавок к тонным смесям и цементным растворам.
Предлагаемый в работе способ получения нитрата кальция выщелачиванием азотной кислотой нефелиновых шламов, содержащих двухкальциевые силикаты, отличающийся тем, что выщелачивание проводят последовательно в две стадии, на первой стадии -раствором азотной кислоты 60-65 % при соотношении Т:Ж = 1:1,5, а на второй стадии - водой с получением концентрированного раствора нитрата кальция и вторичного шлама микрокремнезёма.
Разработанная технология позволяет эффективно утилизировать некондиционные окислители ракетного топлива совместно с переработкой нефелинового шлама глиноземного производства и обеспечить отечественную нефтегазоаую отрасль активными добавками для буровых и тампонажных растворов.
Библиографическая ссылка
1. Утилизация некондиционных окислителей ракетного топлива / Г. Л. Пашков, В. И. Кузьмин, Ю. С. Кононов, Ю. Т. Филатов, С. Г. Богданов // Вестник СибГАУ. 2012. № 4 (44).
G. L. Pashkov, V. I. Kuzmin, S. G. Bogdanov, D. V. Kuzmin, L. K. Nikivorova
GETTING NITRATE ADDITIVES FOR CEMENT IN THE DISPOSAL OF NEPHELINE SLUDGE OF ALUMINA PRODUCTION
Utilization tasks of industrial waste of alumina production are considered. Technological scheme of obtaining nitrate additives for cement during the proceeding of nepheline sludge is suggested.
Keywords: waste recycling, nitric acid, disperse systems, mud of alumina production.
© Пашков Г. Л., Кузьмин В. И., Богданов С. Г., Кузьмин Д. В., Никифорова Л. К., 2012
УДК 347 (42)
В. И. Петрищев, Е. В. Семенова, Т. П. Грасс
ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В МАЛОМ СИБИРСКОМ ГОРОДЕ*
Раскрывается специфика ресоциализации детей мигрантов в условиях малого сибирского города. Анализ данных анкетирования детей мигрантов средних учебных заведений г. Лесосибирска Красноярского края позволил обосновать приобщения к предпринимательству как фактору более успешной адаптации мигрантской молодежи.
Ключевые слова: миграция, ресоциализация, адаптация, предпринимательство, мигрантская молодежь.
На рубеже ХХ1 в. миграционные потоки в Красно- проблемы ресоциализации мигрантской молодежи к ярском крае приобрели масштабный, многообразный условиям инокультурной среды. В 2012 г. край посе-характер и одновременно породили многочисленные тило свыше 150 тысяч мигрантов. Усиливающаяся
* Статья подготовлена при финансовой поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».
миграция привела к появлению социальных проблем детей мигрантов, испытывающих огромные материальные, психологические и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре. По словам С. К. Бондыревой, «миграция - естественное проявление мобильности человека, мотивированное его стремление к улучшению условий своего существования, к более полному и надежному удовлетворению своих потребностей. При этом существенную роль играет уровень притязаний индивида и изначальная его способность вообще быть удовлетворенным чем-либо» [1]. Попав в новую для него экономическую, социально-культурную и образовательную среду, индивид проходит сложный процесс ресоциализации.
Ресоциализация, ставшая в последнее время объектом исследований многих гуманитарных дисциплин, до сих пор не находит целостного научного культурологического и философского обоснования применительно к специфическим условиям сегодняшней России.
Ресоциализация, по Н. Смелзеру, - это усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных, или устаревших [2].
Ю. М. Антонян дает почти идентичное Смелзеру определение ресоциализации. Под ресоциализацией он понимает процесс социальной адаптации к новым условиям, активное участие в новой жизни, в новой жизни, восстановление или приобретение новых ролей, статусов, функций [3].
Следует сразу оговориться, что нашей задачей не является оценка динамики количества этнических групп в малых годах Красноярского края. Наш интерес представляет анализ особенностей ресоциализации мигрантской школьной молодежи на примере одного небольшого сибирского города Лесосибирска, расположенного в 300 км к северу от Красноярска. Лесоси-бирск вот уже на протяжении многих лет является полиэтническим городом, в котором довольно мирно проживают представители многих национальностей.
Следует подчеркнуть, что большинство мигрантов приезжают в этот небольшой город вместе с семьей. В малых городках есть своя специфика взаимоотношений между жителями. А. В. Мудрик подметил, что «для малых городов, как и для сел, характеры открытость общения, отсутствия большой социальной и возрастной дистанции между жителями, их относительная близость, немногочисленность реальных и возможных контактов, социально-культурная ограниченность круга общения».
В этой среде у вновь приехавших этнических мигрантов (как взрослых, так и детей) совсем не просто проходит процесс адаптации и ресоциализации к новому социально-экономическому, образовательному и культурному социуму. Зачастую наблюдается картина разделения на «своих» мигрантов, которые прожили в этом городе десятки лет и на «чужых», только приехавших, к которым местное население относится крайне настороженно. «Приток мигрантов воспринимается россиянами как нарушение сложившегося общественного порядка, пусть хрупкого и неустойчивого. И как следствие - противодействие мигрантам
рассматривается принимающим населением как восстановление статус-кво. Огромную роль играет специфика нашего социального обустройства. В обществе отсутствует вера в себя, в других людей, в совместно построенные институты; люди доверяют лишь ближайшему окружению - семье, родственникам, друзьям; отторжение «чужих» становится «естественной» реакцией на бессилие личности и социальной группы.
Линия противостояния проходит в социокультурной сфере. Россияне убеждены, что культуры мигрантов размывают культурное ядро локальных сообществ, что их приток угрожает социальной стабильности, провоцирует конфликты между принимающим населением и мигрантами; что мигранты не уважают традиции и нормы поведения, принятые в их сообществе» [4]. Какие же особенности ресоциализации и социализации испытывают дети-мигранты, которые приехали вместе с родителями в этой городок. Согласно российскому законодательству, дети мигрантов обязаны посещать школу.
Известно, что подростки-мигранты, особенно в возрасте до 14-17 лет, представляют объективно наиболее социально уязвимую группу. На фоне переживаемой ими стрессовой ситуации в их жизни происходят существенные изменения. В новой социальной и языковой среде они подвержены культурной дезадаптации. Отличие привычного для них стиля жизни, от родного языка, на котором велось обучение, самих учебных программ, которые были у них на родине, иногда длительный перерыв в учебной деятельности (из-за переезда и адаптационного периода), утрата личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимость установления новых ролевых отношений, иное вероисповедание - вот наиболее типичные трудности детей-мигрантов.
В 2012 г. мы опросили 60 учеников в ряде школ г. Лесосибирска. Целью анкетного опроса было получение количественных данных о детях, их образовательных успехах и планах, предпринимательскому поведению, нормах и ценностях, а также этнических, языковых и социально-экономических характеристиках их семей.
Мы выяснили, что дети - мигранты, попавшие в российские школы Сибирского региона не испытывают явного неприязненного отношения со стороны русскоязычного населения. По свидетельству родителей и самих школьников-мигрантов, отношение к ним в школах вполне доброжелательное (так ответили около 80 % опрошенных мигрантов). Из этого следует, что российские школьники к своим сверстникам-мигрантам относятся гораздо лучше, чем российское общество к взрослым мигрантам. Хотя на вопрос: «Ощущаете ли вы презрительное отношение со стороны сверстников в школе?». Из 60 школьников 22 % учащихся - мигранта ответили утвердительно, что они постоянно ощущают такое отношение, 24 % сказали, что они не испытывают к себе презрительного отношения,14 % все же подтвердили, что время от времени они все же испытывают к себе неприязненное отношение со стороны сверстников.
На вопрос «Принимаете ли вы культуру и язык России?» 28 % из общего числа респондентов, ответили утвердительно, 17 % сказали, что, вероятно, они принимают, а 15 % заявили, что они не принимают ни язык, ни культуру России. На основе этих данных, все же можно констатировать, что большая часть опрошенных нами мигрантов-школьников в целом принимают русский язык и культуру. Проводя опросы в школах, мы заметили, что обычно русскоязычные сверстники незлобно подшучивают друг над другом над какими-то незначительными промахами, например, в одежде, либо в языке и т. п., особенно заметно, как они шутят над языковыми ошибками мигрантов. Такие на первый взгляд, казалось бы, безобидные подтрунивания вызывали обиду со стороны последних. В этой связи школьная среда может стать для учащихся-мигрантов источником стресса, выступая барьером в общении с детьми коренного населения, не способствуя мотивации к учебе.
Другим, чрезвычайно важным фактором социализации для детей мигрантов, является уровень владения русским языком. Известно, что язык есть сложный и тонкий инструмент национальной идентификации человека. Для детей мигрантов владение русским языком напрямую связано с возможностью, прежде всего, успешно учиться в школе, вступать в нормальное общение со сверстниками и учителями. К сожалению, в школах г. Лесосибирска нет специальных курсов русского языка для детей мигрантов, что отмечают респонденты. Возможно, это связано с относительно небольшим количеством таких детей в школах города по сравнению с другими крупными городами в Сибирском регионе. Во всяком случае, дети мигрантов оказываются в большинстве случаев один на один с проблемой овладения русским языком. Большую роль здесь играет семья, которая поддерживает ребенка, хорошо понимая, что владение русским языком есть непременное условие для дальнейшего образования ребенка и успешного его развития в новой среде. Немалое значение имеет желание самого ребенка, его способности, усердие и воля.
Особенность ресоциализации мигрантов заключается еще в одном аспекте. Большинство родителей-
мигрантов вынуждены заниматься мелким бизнесом, работая в кафе, магазинчиках или на рынке у своих соотечественников, поскольку им приходится преодолевать трудности в новой социально-культурной и экономической среде. К слову сказать, этническое сообщество в любом социуме старается поддержать своего соотечественника на первых порах, давая ему работу или помогая с финансами на открытие какого-нибудь малого бизнеса. Таким образом, получается, что для многих мигрантов предпринимательство становится тем образом жизни и фактором адаптации, который предоставляет возможность экономического выживания.
Согласно существующим традициям у этнических мигрантов их дети должны помогать родителям после учебы в их семейном бизнесе, выполняя какие-нибудь разовые поручения или отвечая за какое-то конкретное направление. Приобщаясь к предпринимательству с самого раннего детства, подростки стараются более серьезно обращать внимание на этот довольно сложный бизнес. Так, на вопрос «Хотели бы вы открыть свое собственное дело?» из 60 опрошенных школьников-мигрантов 68 % выразили твердое желание иметь собственный бизнес.
По нашему глубокому убеждению, участие в семейном бизнесе помогает подростку более успешно и быстрее пройти процесс ресоциализации и позднее стать самозанятым.
Библиографические ссылки
1. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Миграция (сущность и явление). М. : МПСИ, МОДЭК. 2007. С. 118.
2. Смелзер Н. Социология : пер. с англ. М. : Феникс. 1994. С. 112.
3. Антонян Ю. М. Взаимодействие личности преступника и социальной среды // Проблемы борьбы с рецидивной преступностью. М. 1980. С. 27-38.
4. Мукомель В. И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. 2011. № 1. С. 37.
V. I. Petrichtchev, E. V. Semenova, Т. P. Grass
PECULARITIES OF RESOCIALIZATION OF MIGRANTS YOUTH IN THE SMALL SIBERIAN TOWN
The article deals with the problem of specific features of resocialization of migrants' youth in the small Siberian town. The analysis of migrant youth data in Lesosibirsk of Krasnoyarsk region allows to ground joining in entrepre-neurship as the factor of more successful adaptation of migrant youth.
Keywords: migration, adaptation, resocialization, entrepreneurship, migrant youth.
© Петрищев В. И., Семенова Е. В., Грасс Т. П., 2012