ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СПОСОБ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ МИГРАНТОВ В США И ГЕРМАНИИ1
ENTREPRENEURIAL ACTIVITY
AS A MEANS OF MIGRANT RESOCIALIZATION
IN THE USA AND GERMANY
Т.П. Грасс, В.И. Петрищев, Ю.Н. Колесникова
Т.Р. Grass, V.l. Petrishchev, Yu. N. Kolesnikova
Мигрант, ресоциализация, предпринимательство, культура предпринимательства, предпринимательская активность, развитие, коренная и мигрантская молодежь, школа.
В статье рассматриваются вопросы развития предпринимательской активности молодых мигрантов, которые приехали в экономически развитые западные страны, как одного из способов ресоциализации. Дается определение понятию «предпринимательская активность» и анализируется современная ситуация, связанная с развитием данной активности и культуры предпринимательства у коренной и мигрантской молодежи.
Migrant, resocialization, entrepreneurship, the culture of entrepreneurship, entrepreneurial activity, development, native and migrant youth, school.
The article considers the issues of entrepreneurial activity of young migrants who came to economically developed countries as a means of resocialization. It specifies the notion of entrepreneurial activity and analyzes the current situation connected with the development of this activity and the culture of entrepreneurship of native and migrant youth.
В XXI в. поток мигрантов, приезжающих вместе с детьми в такие страны, как США и Германия, резко возрос. Попадая в общеобразовательные школы после интенсивного изучения языка принимающего общества, мигранты проходят непростой процесс ресоциализации, который связан со вторичным вхождением индивида в социальную среду
В новом тысячелетии изменился социальный заказ на подготовку молодого человека. Он должен обладать экономическими знаниями, умениями, навыками, быть способным выбрать индивидуальный жизненный путь.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. многие развитые западные страны начали испытывать нехватку молодых людей с деловыми качествами, способных работать в предпринимательских фирмах, где нет
четких инструкций, как вести бизнес, но существует значительная свобода выбора и инициативы.
Немаловажным является то, что модернизация всех сфер жизни общества требует новых лидеров, новых идей, эффективных бизнес-моделей и т.д. Поэтому молодежная среда может рассматриваться как стратегически значимый трудовой ресурс общества. Уже сейчас молодежное предпринимательство играет особую роль в решении ряда социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест, сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров и ускорение перехода страны к инновационному экономическому развитию государства [Карпунина и др., 2014].
Ю.И. Панов под предпринимательской активностью понимает инициативную самостоятельную
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н U
Рч < ^
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-06-00084.
S
д
н и
щ
PQ
деятельность, направленную на удовлетворение потребности и получение прибыли. Предпринимательство в образовании понимается как деятельность, направленная на разработку и воплощение в жизнь новаторских идей в условиях постоянных изменений в обществе и экономике с целью личной самореализации. Неотъемлемыми качествами специалиста, обладающего предпринимательскими навыками, должны стать высокая мотивация на достижение успеха, готовность действовать в условиях предполагаемого риска, умения и навыки решения актуальных задач, творческий подход, коммуникативные умения, способность принимать на себя ответственность, умение строить конструктивно-деловые и межличностные отношения, умение управлять стрессовыми ситуациями и т.д. [Панов, 2008].
В Глобальном мониторинге предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor) под предпринимательской активностью понимается динамический процесс, который анализирует различные стадии развития предпринимательства: от замысла создания компании к нарождающимся предпринимателям и до ранних и устоявшихся компаний. Исследование многообразия составляющих предпринимательской активности позволяет увидеть отличия в процессе создания новых компаний в странах с разным уровнем экономического развития [Национальный отчет..., 2013].
В исследуемых нами странах в школах существуют соответствующие программы, способствующие подготовке детей и подростков к жизни в рыночных экономических условиях, созданию условий и стимулов с юного возраста приобретать опыт работы, ориентироваться в новых жизненных ситуациях.
В XXI в. в США уровень предпринимательской активности среди подрастающих поколений оказался достаточно высоким. На наш взгляд, этому способствует ряд факторов: цивилизованная внешняя предпринимательская среда, национальный менталитет, отношение государства к предпринимательской деятельности, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права и обязанности предпринимателя.
Эти характеристики способствуют решению двух чрезвычайно важных задач подрастающих поколений: 1) выжить в социально-экономических и культурных условиях в этой стране через создание рыночных продуктов труда; 2) сблизить и интегрировать индивидов и их культуры для достижения намеченных целей.
55,6 % опрашиваемых нами американских школьников в возрасте 14-18 лет на вопрос о влиянии средней общеобразовательной школы на формирование культуры предпринимательства ответили, что школа способствует этому [Грасс, 2015].
Мы можем сделать вывод, что в целом школа в США формирует предпринимательскую среду, повышает мотивацию школьников к участию в предпринимательской деятельности, воспитывает предприимчивость, что позволяет выбрать в качестве будущей карьеры предпринимательство или работать наемным работником в сфере предпринимательских услуг, формирует культуру предпринимательства у подрастающих поколений, учебный план становится более гибким и более насыщенным предметами с экономической составляющей, система создания мини-предприятий работает не для получения специального эффекта - она направлена на конкретного молодого потребителя данной системы, комплекс многих компетенций совершенствуется (общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникационные, предпринимательские и т.п.).
Не случайно молодежь, которая собирается заниматься предпринимательской деятельностью, должна осознавать инновационный эффект предпринимательского поведения, складывающегося как минимум из трех составляющих: 1) уникальных личностных качеств; 2) рыночной среды, являющейся многоальтернативным полем предпринимательского выбора; 3) предпринимательской культуры, включающей в себя инструментальные и терминальные ценности, стандарты и образцы поведения, которые инициируют венчурный модус социальных действий [Верховин, 1994].
Следует согласиться со словами американского исследователя Р. Трейчела, который ска-
зал, что: «...мы хотим, чтобы они учились предпринимательству в классах, а затем применяли эти знания как можно быстрее на практике, чтобы посмотреть, как они усвоили урок» [White, Kenyon, 2001].
Если рассматривать Германию с точки зрения предпринимательской активности мигрантов, то мы увидим, что она располагает, казалось бы, целым рядом неоспоримых плюсов: хороший профессиональный уровень рабочей силы и высокая степень мотивации к труду среди работающих.
В действительности положение с предпринимательской активностью не совсем обнадеживающее. Германия имеет относительно низкий уровень предпринимательской активности даже по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Это не из-за отсутствия государственной поддержки, а скорее из-за отсутствия предпринимательского духа среди большинства населения. Движущими силами развития предпринимательства в Германии являются хорошая материальная инфраструктура и государственная поддержка предпринимателей. В качестве ограничений для развития предпринимательства выступают профицит рабочих мест (что снижает уровень предпринимательства), отсутствие культурных и социальных ценностей и норм в обществе, связанных с предпринимательством, и плохой предпринимательский климат в системе образования. По результатам исследований, проведенных Европейской комиссией в 2004 г., немцы не относятся к увлеченным предпринимателям. Связано это прежде всего с тем, что они боятся потерпеть неудачу. На вопрос, целесообразно ли создавать собственный бизнес даже при минимальном риске неудачи, 61 % респондентов отвечали отрицательно. Ни в одной другой европейской стране люди не относятся настолько настороженно к предпринимательской деятельности, как в Германии [Europäische Kommission..., 2004].
М. Сизова и другие исследователи, анализируя ряд эффективных зарубежных программ по основам предпринимательской деятельности среди старшеклассников, считают, что «пред-
принимательское образование» как самостоятельная образовательная сфера в школах Германии не выделяется. Предпринимательская подготовка немецких школьников осуществляется в рамках обучения экономике. Специфика школьной предпринимательской подготовки в Германии заключается в следующем. Школьники должны понимать суть основных производственных процессов и связанные с ними проблемы. Главная цель модуля «предприятия» (предпринимательство) - это понимание фирмы как важного субъекта экономических и социальных процессов, рассматриваемых на внутреннем, национальном и международном уровнях. Необходимо учитывать, что особое значение приобретают сейчас информационные и коммуникационные технологии, что оказывает соответствующее влияние на выбор профессии и требования к образованию [Сизова и др.].
Сегодня, безусловно, есть определенные подвижки в плане совершенствования обучения школьников-мигрантов предпринимательству в Германии.
В 2014 году Федеральное министерство по экономике и энергетике внедряет ряд инициатив, направленных на осознание важности потенциала предпринимательского образования.
Эти инициативы начали реализовывать непосредственно в административных территориальных единицах (землях). Все программы были основаны на положении «Внедрение духа предпринимательства в школы» (Unternehmergeistmacht Schule / Entrepreneurial Spirit in Schools), суть их заключалась в организации тесного сотрудничества между школами и предприятиями, чтобы помочь каждому школьнику проявить гибкость, ответственность, продуктивность и предприимчивость. В рамках этих программ организуется инициатива «Школа в действии» (School on the Move), направленная на создание специальной обучающейся среды в школе, чтобы помочь как коренным школьникам, так и мигрантам развить их потенциал. Школы, участвующие в данном движении, представляют собой обычные общеобразовательные школы, которые создают образовательную среду, направлен-
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
ную на самообразование и мотивацию школьников. В настоящее время данное движение охватило свыше 300 школ по всей Германии, которые прямо или косвенно принимают в этом участие. Инициатива «Школа в движении» ориентирована на то, чтобы помочь другим школам стать тем специфическим местом, в котором непрерывное образование способствует самореализации личности, развитию ее социальной ответственности, сознательному отношению к существующим ценностям. Такая школа отходит просто от передачи знаний обучающимся, она непосредственно способствует воспитанию всего потенциала индивида. [Карпунина и др., 2014].
На базе этой школы проводятся всевозможные теоретические и практические мероприятия, направленные на знакомство с финансовой грамотностью и основами предпринимательской деятельности, которые, безусловно, способствуют развитию предпринимательской активности у школьников, включая мигрантов. Взять, к примеру, игру управления банком «Школа-банк». Она предназначена для знакомства школьников с реальной практикой управления банком и работы в нем, поддерживается Ассоциацией немецких банков. Потенциальные учащиеся, зарегистрировавшись online, получают полную поддержку от учителей и наставников. Программа этой игры помогает школьникам развить стратегическое мышление, лидерские качества, самостоятельно принять решения, управлять командой и осознать понимание ценности денег и рынка. В игре приняло участие около 70 тыс. школьников из более чем 6 тыс. школ, поддержку в этом проекте им оказывали свыше 6,5 тыс. учителей и наставников.
Как пишет газета Die Welt, из-за существующей демографической ситуации Германия зависит от иммиграции. Именно так видит эту проблему и большинство населения страны, но и существующие риски не ускользают от внимания людей. Многие немцы по-прежнему сдержанно относятся к иммиграции. Тем не менее 62 % опрошенных считают, что иммиграция предоставляет шанс смягчить проблему старения общества. Об этом заявили в городе Гютерсло
(Guehtersloh) сотрудники фонда Bertelsmann в ходе представления результатов проведенного репрезентативного исследования. Вместе с тем две трети граждан страны опасаются возникновения дополнительной нагрузки на систему социального обеспечения и усугубления существующих проблем в школе. Фонд Bertelsmann призывает повысить «культуру гостеприимности» (Willkommens kultur) по отношению к иммигрантам [Deutsche..., 2012]. В этом фонд поддерживает коренная молодежь, которая выступает за облегчение процедуры получения гражданства, а также за изменение законов, ущемляющих права приезжих. 74 % населения в возрасте старше 60 лет считают школьную интеграцию самым негативным аспектом иммиграции. Среди молодого поколения только 46 % жителей страны придерживаются подобной точки зрения. По данным немецкого Фонда Bertelsmann (Бертельсманна), мигранты становятся мощным локомотивом роста для экономики Германии [Bertelsmann Stiftung..., 2012]. Причем иностранные граждане вносят свой вклад в ВВП ФРГ не только как дешевая и неквалифицированная рабочая сила. Они активно трудятся на ниве предпринимательства и создают новые рабочие места. Получается, что сегодня в Берлине каждый предприниматель иностранного происхождения обеспечивает в среднем шесть рабочих мест. Подобного не наблюдается ни в одной другой стране. В Германии, согласно последним исследованиям Министерства экономики, за 10 лет, в периоде 2005 по 2015 г., число мигрантов-предпринимателей выросло с 171000 до 737 000, то есть на 30 % [Leicht, Berwing, 2016].
При сравнении развития предпринимательской активности среди мигрантов в двух экономически развитых странах становится очевидно, что в США традиционно большое количество молодых людей выражают готовность начать собственное дело, поскольку система приобщения взрослых и подрастающих поколений в этой стране более эффективна, чем в Германии. Тем не менее в Германии в последнее время наблюдается все возрастающий тренд развития предпринимательской активности населения и вовлечения
в предпринимательство как коренных жителеи,
так и мигрантов, включая школьников, что свидетельствует об изменении менталитета людей.
Библиографический список
1. Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 120-125.
2. ГрассТ.П. Великобритания, США и Новая Зеландия: формирование культуры предпринимательства у школьников. Красноярск, 2015. С. 131.
3. Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/116-12360 (дата обращения: 18.1.2017).
4. Национальный отчет Глобального мониторинга предпринимательства. Россия. 2013. С. 11.
5. Панов Ю.И. Развитие предпринимательской активности современной молодежи в процессе обучения //Академический вестник
Института образования взрослых Российской академии образования. 2008. № 4 (17). С. 94-99.
6. Сизова М. и др. Информационно-аналитический обзор международного и российского опыта преподавания основ предпринимательства среди старшеклассников. URL: www. lib.convdocs.org/docs/index-166276html
7. Bertelsmann Stiftung: Willkommenskultur in Deutschland. Ergebnisse einer representative Bevolkerungsumfrage in Deutschland. TNS Emnid im Auftrag der Bertelsmann Stiftung. Gütersloh, 2012. S. 7.
Deutsche sehen Zuwanderung skeptisch // Die Welt. Veröffentlicht am 18.12.2012. Europäische Kommission: Flash Eurobarometer 160. Entrepreneurship. 2004.
10. Leicht R., Berwing S. Grundungspotenziale von Menschen mit ausländischen Wurzeln: Entwicklungen, Erfolgsfaktoren, Hemmnisse // Studie im Auftrag des Bundesministeriums fur Wirtschaft und Energie. Institut fur Mittelstandsforschung, Universität Mannheim. 2016. November. S. 1.
11. White S., Kenyon P. Initiatives for the development of enterprise action and strategies. Geneva, 2001. P. 7.
8.
9.
<C
с m
о
ь
X
Щ
w m H
о
Рч < ^
о ^ о о
О Й
Ei
w
H
к о
Рч
w
I
0
1
X %
«
о w
V
к
Ь
1-4
<c n w с
s
X
H
и
w
PQ