Научная статья на тему 'Influence of immigrants on the entrepreneurship development in the host countries'

Influence of immigrants on the entrepreneurship development in the host countries Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
international migration / entrepreneurship / migrants / migration policy / OECD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Roman Stakanov

Research subject. In the economic literature the question under discussion is whether the migrant entrepreneurs are more active in business and self-employment than native, as well as what role government should play when receiving entrepreneur migrants. This paper should provide answers to the abovementioned questions, and give recommendations to the governments of the host countries on migration policy taking into account the results obtained. The purpose of this article is to investigate the entrepreneurial activity of immigrants in the host countries, and to analyze the migration policy of the host countries concerning migrant entrepreneurs. Survey methodology. We used theoretical and empirical research methods; provided analysis of recent publications of scientists on the discussed subject, comparing the results obtained with statistical data, and provided practical recommendations based on survey results. Results. Migrants are often seen as those who have a considerable propensity for entrepreneurial activity. Proponents of this point of view suggested the case of migrant entrepreneurs’ success in China and the United States, arguing that workers may not need work with a formalized salary because of theirs entrepreneurial independence. Despite the theoretical basis of higher business activity, empirical studies of entrepreneurial activity of migrants are not clear. One of the arguments, which determine the attitude towards migrants, as more capable of entrepreneurship, based on the selectivity. The fact that a person has taken a relatively risky decision to migrate, ensure its stronger business activity and, consequently, the share of businessmen in this category of the labor force must be greater than the average for the country of immigration. Host governments often use both specific and general business support programs. Specific programs include the expansion of linguistic knowledge, business skills, and professional contacts of migrants’ labor force importer countries. Migrant entrepreneurs, especially when they work in the field of innovation or in sectors with high added value, play a great potential role in economic growth and competitiveness of host countries. Such migration can make a significant contribution in supporting economic activity and contribute to the social adaptation of migrants in destination countries. Conclusion. Entrepreneur migrants can help to stabilize the labor market, which will benefit both migrant workers and local residents. Given the fact that not all immigrants have the appropriate skills, ability, desire and opportunity to be entrepreneurs in the host countries, the introduction of a single incentive policy for immigration only entrepreneurs and investors, without taking into account the needs of the labor market seems to be counterproductive.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ВЛИЯНИЕ ИММИГРАНТОВ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ ПРЕБЫВАНИЯ

Предмет исследования. В экономической литературе дискутируется вопрос о том, являются ли мигранты предприниматели более предрасположенными к бизнесу и самостоятельной занятости в силу своей большей экономической активности, а также какую роль должно играть правительство при приеме иммигрантов. Проведенное исследование должно дать ответы на вышеприведенные вопросы, а также дать рекомендации правительствам принимающих стран с учетом полученных результатов. Целью данной статьи является исследование предпринимательской активности иммигрантов в странах пребывания, а также анализ миграционной политики принимающих стран касательно предпринимателей мигрантов. Методология исследования. В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования, которые предусматривают анализ последних публикаций ученых по теме статьи, сравнение полученных результатов с данными статистики, а также обобщение полученных данных в виде практических рекомендаций. Результаты исследования автора. Мигранты зачастую рассматриваются, как такие кто имеют значительную склонность к предпринимательской деятельности. Сторонники этой точки зрения отмечают успех предпринимателей мигрантов в Китае и США, утверждая, что мигранты могут не нуждаться работе с формализованной оплатой труда. Несмотря на теоретическое обоснование более высокой предпринимательской активности, эмпирические исследования предпринимательской активности мигрантов не однозначны. Один из аргументов, который определяет отношение к мигрантам, как к более склонным к предпринимательству по сравнению с местными жителями, базируется на селективности. Тот факт, что лицо приняло относительно рисковое решение о миграции, говорит о более высокой ее деловой активности, а, следовательно, склонность к предпринимательству в данной категории трудовых ресурсов должна быть больше, чем в среднем по стране иммиграции. Правительства принимающих стран часто используют одновременно специфические и общие программы поддержки бизнеса. Специфические целевые программы для предпринимателей иммигрантов предусматривают расширение языковых знаний, бизнес умений, а также профессиональных контактов. Иммиграция предпринимателей, в первую очередь, когда они работают в сфере инноваций или в отраслях с высокой добавленной стоимостью, имеет большое потенциальное значение для экономического роста и обеспечения конкурентоспособности принимающих стран. Такая миграция может сделать значительный вклад в поддержку экономической активности, а также способствовать социальной адаптации мигрантов в странах пребывания. Выводы. Несмотря на то, что значительная часть стран-импортеров рабочей силы все еще не поборола последствия экономического кризиса, предприниматели мигранты могут помочь в стабилизации рынка труда, что принесет пользу, как рабочим мигрантам, так и местным жителям. С учетом того, что не все иммигранты обладают соответствующими способностями, умениями, желанием и возможностями быть предпринимателями в принимающих странах, введение отдельной стимулирующей политики для иммиграции исключительно предпринимателей и инвесторов, без учета потребностей рынка труда представляется автору контрпродуктивным.

Текст научной работы на тему «Influence of immigrants on the entrepreneurship development in the host countries»

INFLUENCE OF IMMIGRANTS ON THE ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN THE HOST COUNTRIES

Roman STAKANOV1

Institute of International Relations of Taras Shevchenko National University of Kyiv, Ukraine

Abstract. Research subject. In the economic literature the question under discussion is whether the migrant entrepreneurs are more active in business and self-employment than native, as well as what role government should play when receiving entrepreneur migrants. This paper should provide answers to the abovementioned questions, and give recommendations to the governments of the host countries on migration policy taking into account the results obtained. The purpose of this article is to investigate the entrepreneurial activity of immigrants in the host countries, and to analyze the migration policy of the host countries concerning migrant entrepreneurs. Survey methodology. We used theoretical and empirical research methods; provided analysis of recent publications of scientists on the discussed subject, comparing the results obtained with statistical data, and provided practical recommendations based on survey results. Results. Migrants are often seen as those who have a considerable propensity for entrepreneurial activity. Proponents of this point of view suggested the case of migrant entrepreneurs' success in China and the United States, arguing that workers may not need work with a formalized salary because of theirs entrepreneurial independence. Despite the theoretical basis of higher business activity, empirical studies of entrepreneurial activity of migrants are not clear. One of the arguments, which determine the attitude towards migrants, as more capable of entrepreneurship, based on the selectivity. The fact that a person has taken a relatively risky decision to migrate, ensure its stronger business activity and, consequently, the share of businessmen in this category of the labor force must be greater than the average for the country of immigration. Host governments often use both specific and general business support programs. Specific programs include the expansion of linguistic knowledge, business skills, and professional contacts of migrants' labor force importer countries. Migrant entrepreneurs, especially when they work in the field of innovation or in sectors with high added value, play a great potential role in economic growth and competitiveness of host countries. Such migration can make a significant contribution in supporting economic activity and contribute to the social adaptation of migrants in destination countries. Conclusion. Entrepreneur migrants can help to stabilize the labor market, which will benefit both migrant workers and local residents. Given the fact that not all immigrants have the appropriate skills, ability, desire and opportunity to be entrepreneurs in the host countries, the introduction of a single incentive policy for immigration only entrepreneurs and investors, without taking into account the needs of the labor market seems to be counterproductive.

Key words: international migration, entrepreneurship, migrants, migration policy, OECD.

JEL Classification: F22, L26, F22, F22, F02

1. Вступление

Принимающие мигрантов страны всегда заинтересованы в наиболее качественном человеческом ресурсе. Большинство развитых стран испытывают потребность в импорте иностранной рабочей силы в силу демографических причин или же несоответствия спроса и предложения на национальном рынке рабочей силы. Однако если иммиграция малоквалифицированной рабочей силы является постоянным предметом рестрикционной миграционной поли-

тики, то адмиссия работников высокой квалификации, инвесторов и предпринимателей традиционно поощряется принимающими странами. В данной статье будет проанализировано эффективность использования предпринимательского ресурса иммигрантов в странах пребывания, имеют ли объективные преимущества мигранты по сравнению с местными жителями в бизнес среде, а также какие инструменты используются странами иммиграции для оптимизации эффекта деятельности предпринимателей иммигрантов.

Corresponding author:

1 Department of World Economy and International Economic Relations, Institute of International Relations of Taras Shevchenko National University of Kyiv. E-mail: [email protected]

В экономической литературе дискутируется вопрос о том, являются ли мигранты предприниматели более предрасположенными к бизнесу и самостоятельной занятости в силу своей большей экономической активности, а также какую роль должно играть правительство при приеме иммигрантов. Проведенное исследование должно дать ответы на вышеприведенные вопросы, а также дать рекомендации правительствам принимающих стран с учетом полученных результатов.

Целью данной статьи является исследование предпринимательской активности иммигрантов в странах пребывания, а также анализ миграционной политики принимающих стран касательно предпринимателей мигрантов.

В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования, которые предусматривают анализ последних публикаций ученых по теме статьи, сравнение полученных результатов с данными статистики, а также обобщение полученных данных в виде практических рекомендаций.

2. Анализ последних публикаций

Международная трудовая миграция, глобальный и региональные рынки труда, а также миграционная политика отдельных стран и регионов, в том числе и стран ОЭСР, исследовались рядом ученых, среди которых, в первую очередь, следует выделить Дж. Борхаса, А. Гайдуцкого, С. Дринквотера, И. Ивахнюка, Э. Либанову, А. Малиновскую, С. Мете-лева, Д. Рата, А. Румянцева, А. Старка, А. Уинтерса,

A. Филиппенко, Дж. Флореса, Р. Чами. Отдельно вопросами взаимосвязи миграции, предпринимательства и экономического развития в странах иммиграции и эмиграции занимались М. Дезидерио,

B. Науде, К. Марчанд, М. Сигел. Также значительное внимание данной проблематике было уделено в отчетах международных организаций, таких как МОП и ОЭСР, а также отдельных институтов региональных интеграционных объединений, в частности Европейской Комиссией.

Иммиграционный приток имеет потенциально положительное влияние на принимающие страны. В то же время, не все страны автоматически выигрывают от миграционных процессов. В связи с этим, Г. де Хаас (de Haas, 2010) предостерегает от упрощающих предположений об автоматическом влиянии миграции на экономическое развитие. Большое значение для эффективности такой взаимосвязи имеет экономическая политика государства.

Мигранты зачастую рассматриваются, как такие кто имеют значительную склонность к предпринимательской деятельности. Сторонники этой точки зрения отмечают успех предпринимателей мигрантов в Китае и США, утверждая, что мигранты могут не нуждаться работе с формализованной оплатой

труда. Например, С. Гиулиетти (Giulietti, 2011) отмечает, что в таких успешных развивающихся как Китай, 25% мигрантов самозанятыми. А. Саксениан (Saxenian, 2006) выделил значительную роль иммигрантов в развитии Силиконовой Долины в США, где около одной трети технологического бизнеса находилось в собственности иммигрантов.

Дж. Хант и М. Гаузиер (Hunt, 2009) обнаружили, что иммигранты были владельцами 24% патентов в США, что в два раза превышает их долю в структуре населения страны. С другой стороны, работа Д. Херта (Hart, 2009) показала, что в сфере высокотехнологического предпринимательства США мигранты не являются более активными в регистрации патентов, чем местные жители, а предыдущие исследования, по мнению Херта, переоценивали значение иммигрантов для данного сегмента экономики. Аналогично, Ф. Невилл [W113] исследуя ситуацию со стартапами в Канаде не нашел подтверждения тому, что такие показатели как объем продаж и объем прибыли новых предприятий зависят от того владеют ими иммигранты или местные жители.

3. Результаты исследования автора

Несмотря на теоретическое обоснование более высокой предпринимательской активности, эмпирические исследования предпринимательской активности мигрантов не однозначны. Исследование ОЭСР (OECD, 2011) указывает на то, что мигранты являются более активными по сравнению с местным населением всего в 13 из 25 исследуемых стран. Также в странах со значительными объемами иммигрантов, таких как Германия, Италия, Испания, Швейцария или Нидерланды мигранты имеют значительно меньшую склонность к самостоятельной занятости, чем местные жители. В случае с иммиграцией в Германии, У Брикси (Brixy, 2013) отмечает, что мигранты в меньшей степени склонны считать, что они имеют необходимые качества для открытия бизнеса. Также М. Янсен, исследуя случай Нидерландов (Jansen, 2003) обнаружил, что уровень предпринимательской активности среди местного населения, как и турецких иммигрантов, вдвое выше аналогичных показателей иммигрантов из Марокко, Суринама и Антильских островов.

Один из аргументов, который определяет отношение к мигрантам, как к более склонным к предпринимательству по сравнению с местными жителями, базируется на селективности. Тот факт, что лицо приняло относительно рисковое решение о миграции, говорит о более высокой ее деловой активности, а, следовательно, склонность к предпринимательству в данной категории трудовых ресурсов должна быть больше, чем в среднем по стране иммиграции (Neville, 2014). С другой стороны, иммигранты в большей степени представлены среди самозаня-

тых поскольку они могут быть исключены из более формальных возможностей трудоустройства, таким образом, они вынуждены переходить в сегмент самозанятости поскольку испытают потребность в более креативном решении проблемы поиска финансовых ресурсов (Brixy, 2013). Одним из преимуществ мигрантов предпринимателей является их более развитые социальные международные связи, что позволяет предприятиям мигрантов быть более успешными при осуществлении внешнеэкономических операций (Naude, 2015).

В рамках проведенного в 2012 г. Исследования Глобального мониторинга предпринимательства (Vorderwuelbecke, 2012) было обнаружено, что общий уровень стратапов среди иммигрантов и местного населения находится на одном уровне, хотя он и варьируется в разных странах, как для мигрантов, так и для местной рабочей силы. Исследование показало, что лишь 1,8% мигрантов в первом поколении в Африке к югу от Сахары были задействованы в учреждении бизнеса. В то же время данный показатель в США и Западной Европе колеблется в районе 10-11%. Однако, А. Вордервуелбекке (Vorderwuelbecke, 2012) также обнаружил, что в среднем предприятия, которые находятся в собственности мигрантов, должны создать 10 и более рабочих мест в течение 5 лет. В то время как аналогичный показатель среди местных жителей составляет лишь 14%. Около 16% высокотехнологичных фирм в США находились в собственности мигрантов (Naude, 2015). А. Саксениан (Saxenian, 2006) утверждал, что развитие высокотехнологичного сектора и инновационных кластеров в таких странах как Китай, Индия и Тайвань происходили вследствие реэмиграции транснациональных предпринимателей из США.

К типичным проблемам предпринимателей мигрантов добавляется сложность в получении кредитов официальных финансовых институтов. Для того чтобы побороть эти преграды правительства принимающих стран часто используют одновременно специфические и общие программы поддержки бизнеса. Специфические целевые программы для предпринимателей иммигрантов предусматривают расширение языковых знаний, бизнес умений, а также профессиональных контактов. Также довольно распространенным являются меры по улучшению кредитоспособности иммигрантов и их бизнеса, а также облегчение доступа к капитальным ресурсам для создания и развития предприятий. Такие инициативы могут положительно повлиять как на самих мигрантов, так и на развитие регионов их концентрации, а также соседних регионов

Еще одной проблемой для предприятий мигрантов является тот факт, что их бизнес в среднем демонстрирует более низкие показатели длительности функционирования после основания по сравнению

с местными предприятиями. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР предприятия мигрантов концентрируются в секторах с низкой добавленной стоимостью. Специфические препятствия в деятельности таких предприятий имеют тенденцию сокращаться с ростом срока проживания мигранта в принимающей стране (Desiderio, 2014).

Недостаток уровня финансирования является главным препятствием для развития малого и среднего предпринимательства, как для предприятий иммигрантов, так и для местных владельцев. Однако для иммигрантов данная проблема усугубляется наличием менее длительной кредитной истории в принимающей стране, а наличие кредитной истории в стране происхождения, в силу отсутствия механизмов обмена такой информацией, не может им помочь в стране пребывания. Также довольно часто доступ к бизнес среде является обусловленным требованием к капиталу. Таким образом, ограниченный доступ к кредитам официальных финансовых институтов стимулирует предприятия иммигрантов оставаться в секторах экономики с низкой добавленной стоимостью, где барьеры для доступа на рынок существенно ниже. К таким секторам, в частности, относятся строительство, розничная торговля, общественное питание и др. Предприниматели мигранты в большей степени, чем местные жители полагаются на собственные, семейные ресурсы и средства своего сообщества. Это, в свою очередь, формирует условия для локализации бизнеса иммигрантов в рамках их диаспор и ограничивает возможности для развития и расширения деятельности за ее пределы. С целью устранения такого финансового барьера, одним из видов целевых программ помощи мигрантам-предпринимателям являются меры по содействию доступа к кредитам. Такие меры предусматривают предоставление гарантий и знаков качества. Например, в Испании Муниципальный Институт экономики и рынка труда города Террасса ставит печати качества на бизнес-планы, которые были написаны мигрантами в сотрудничестве с Институтом (Desiderio, 2014).

С 2000 г. страны ОЭСР активно вводили новую или реформировали существующие политики привлечения мигрантов предпринимателей и инвесторов. Такая целевая политика была в первую очередь направлена на адмиссию иммигрантов со значительным человеческим и финансовым капиталом, таким образом, повышая конкурентоспособность и стимулируя экономический рост принимающих стран. В отдельных странах такая политика имела целью стимулировать мигрантов поселяться и инвестировать в отдельные зоны, способствуя экономическому развитию депрессивных регионов, а также развитию деловых и технологических кластеров. Например, Австралия и Канада имеют программы, которые передают отдельные полномочия по иммиграции владельцев бизнеса свои штатам, территориям или

провинциям. Однако, среди стран ОЭСР лишь незначительная часть иммигрантов попала в страну назначения, пользуясь специальными разрешениями для миграции с целью осуществления предпринимательской деятельности. Большинство мигрантов, которые основали предприятия в принимающих странах, сначала въехали через другие миграционные потоки, такие как занятость или учебы (Desiderio, 2014).

Ключевые страны иммиграции, такие как Канада, Австралия, США, были одними из первых, кто начали принимать меры по привлечению талантливых иностранцев с предпринимательскими способностями и продолжали это делать и в кризисный период после 2008 (Desiderio, 2014). В рамках ЕС мигранты составляют значительный объем потенциальных предпринимателей, которые, однако, в большей степени подпадают род разные виды ограничений в своей деятельности (законодательные, культурные, лингвистические). Это, в свою очередь, снижает эффективность их деятельности и требует стимулирующего вмешательства со стороны государственных и надгосударственных органов (European Commission, 2016).

Содействие предпринимательству предусмотрено Стратегией Европа-2020, целью которой является создание условий для разумного, устойчивого и инклюзивного роста в ЕС. В рамках Стратегии был принят План действий Предпринимательство-2020. Целью данного Плана является стимулирование создания нового бизнеса, а также формирование значительно более благоприятной среды для функционирования уже существующего. Отдельное обязательства в рамках Плана действий предусматривается по содействию предпринимательства среди мигрантов, которые уже присутствуют на территории ЕС. Документом предусмотрено проведение бизнес тренингов и наставничество, а также открытие доступа для иммигрантов ключевых структур поддержки. Европейская Комиссия определяет лучшую практику с целью содействия и поддержки предпринимательской деятельности мигрантов и финансирует пилотные проекты с целью ее распространения (European Commission, 2016).

Отдельными странами ЕС была введена политика, специально направленная на привлечение в страну мигрантов предпринимателей, в том числе через введение специального визового регулирования для данной категории мигрантов. Такие мигранты рассматривались, например, такими странами как Нидерланды и Германия (OECD, 2011), в качестве потенциального драйвера местной экономики и соответственно они получали режим максимального благоприятствования со стороны правительств. Такая политика является селективным отбором, в основе которого лежит принцип принятия именно тех мигрантов, которые прибывая в страну, приносят вместе с собой достаточное количество финансового

или человеческого капитала, таким образом, обеспечивая достаточный вклад в экономику принимающей страны (Naude, 2015).

Общие программы поддержки предпринимателей являются доступными для всего населения, проживающего в стране, они также могут способствовать развитию предпринимательства мигрантов, в том случае, если иммигранты имеют к ним свободный доступ. Такие программы ориентируются на предоставление более совершенных услуг поддержки бизнеса, таких как инкубаторы для высокотехнологичных стартапов, а не целевой поддержки иммигрантов. Оба способа поддержки могут выступать взаимодополняющими механизмами. Такие программы также должны быть стать составной частью более широких стратегий по созданию среды благоприятной для предпринимательства

В феврале 2016 состоялась Европейская конференция по предпринимательской деятельности мигрантов. На ней отмечалось, что мигрантам зачастую не хватает знаний и информации о культуре бизнеса, регуляторной среде в стране назначения. Административные и социокультурные сложности могут нивелировать потенциальные перспективы роста новосозданного бизнеса, что, в свою очередь, уменьшает положительное влияние деятельности мигрантов предпринимателей на экономическое развитие страны-импортера рабочей силы. Таким образом, на конференции была поддержана позиция о необходимости развития схем по целевой поддержке мигрантов предпринимателей в Европе (European Commission, 2016).

4. Выводы

Иммиграция предпринимателей, в первую очередь, когда они работают в сфере инноваций или в отраслях с высокой добавленной стоимостью, имеет большое потенциальное значение для экономического роста и обеспечения конкурентоспособности принимающих стран. Такая миграция может сделать значительный вклад в поддержку экономической активности, а также способствовать социальной адаптации мигрантов в странах пребывания. Несмотря на то, что значительная часть стран-импортеров рабочей силы все еще не поборола последствия экономического кризиса, предприниматели мигранты могут помочь в стабилизации рынка труда, что принесет пользу, как рабочим мигрантам, так и местным жителям.

Однако проведенные исследования указывают на то, что нельзя полностью отождествлять прирост иммиграции с ростом предпринимательства во всех принимающих странах. Вполне очевидным представляется, что предпринимательство и самозанятость мигрантов не всегда происходит от их желания, а достаточно часто является вынужденной необходимостью. В то же время, ряд данных указывают на то,

что мигранты проявляют существенно более высокую инновационную активность в отдельных странах, в частности в США. Роль иммигрантов также является весомой для развития высокотехнологичных, биотехнических, венчурных компаний. При этом проведенные исследования четко не указывают на то, что количество новых товаров или услуг в большей степени производятся инновационными предпринимателями мигрантами по сравнению с местными жителями.

Целевые программы поддержки иммигрантов-предпринимателей являются весомым способом обеспечения равных возможностей для иммигрантов, которые начинают, продолжают или расширяют свой бизнес, поскольку они помогают нивелировать неравные условия, в которые они попадают, конкурируя с местными предпринимателями. Благодаря таким программам достигается широкая экономическая интеграция, что, в конце концов, позволяет мигрантам получить доступ, в том числе и к общим программам поддержки предпринимателей в принимающих странах.

Наиболее эффективным способом поддержки бизнеса мигрантов является объединение усилий

различных субъектов рынка. К таким институтам можно отнести национальное правительство, местные органы власти, государственные учреждения ответственные за различные аспекты национальной экономической политики (в частности в сфере образования, науки, экономической, налоговой и миграционной политик), отдельные негосударственные учреждения, такие как торгово-промышленные палаты, профсоюзы, неправительственные организации, а также представителей бизнес среды. Такое частно-государственное партнерство способствует уменьшению государственных расходов на поддержку бизнеса, а также на специальные программы по интеграции мигрантов.

С учетом того, что не все иммигранты обладают соответствующими способностями, умениями, желанием и возможностями быть предпринимателями в принимающих странах, введение отдельной стимулирующей политики для иммиграции исключительно предпринимателей и инвесторов, без учета потребностей рынка труда (в том числе и структурных потребностей в низкоквалифицированной рабочей силе в долгосрочной перспективе) представляется автору контрпродуктивным.

References

Brixy, U., Sternberg, R., Vorderwlbecke, A. (2013). Business start-ups by migrants. IAB Brief Report 25. Nrnberg: Institute for Employment Research.

Desiderio, M. (2014). Migrant Entrepreneurship: An Overview Retrieved from http://www.immigrationresearch-info.org/report/migration-policy-institute/policies-support-immigrant-entrepreneurship

Giulietti, C., Ning, G., Zimmermann, K. (2011). Self-employment of rural-to-urban migrants in China. IZA Discussion Paper No. 5805. Bonn: Institute for the Study of Labor. European Commission (2016). Migrant entrepreneurs. Retrieved Septmber 21, 2016, from https://ec.europa.eu/growth/smes/promoting-entrepreneurship/we-work-for/migrants_en

de Haas, H. (2010). Migration and development: A theoretical perspective. International Migration Review, 44(1):227-264.

Hart, D. (2009). High-tech immigrant entrepreneurship in the us: A preliminary report. Industry Studies Annual Conference, 20 May, Chicago.

Hunt, J. and Gauthier-Loiselle, M. (2009). How much does immigration boost innovation? IZA Discussion Paper No. 3921. Bonn: Institute for the Study of Labor.

Jansen, M., de Kok, J., van Spronsen, J., Willemsen, S. (2003). Immigrant entrepreneurship in the netherlands. Research Report H200304, SCALES

Naude, W., Siegel M., Marchand K. (2015). A Critical Review. Migration, Entrepreneurship and Development. Retrieved from http://ftp.iza.org/dp9284.pdf

Neville, F., Orse, B., Riding, A., Jung, O. (2014). , Do young firms owned by recent immigrants outperform other young firms? Journal of Business Venturing, 29(1):55-71.

OECD (2011). Divided We Stand: Why Inequality Keeps Rising. Paris: Organization for Economic Development and Cooperation.

Saxenian, A. (2006). The new argonauts. Cambridge MA: Harvard University Press

Vorderwuelbecke, A. (2012). Global Entrepreneurship Monitor - 2012 Global Report, chapter Entrepreneurship and Migration, pages 42-50. Global Entrepreneurship Consortium.

Baltic Journal of Economic Studies , -J--Vol. 2, No. 4, 2016

Роман СТАКАНОВ

ВЛИЯНИЕ ИММИГРАНТОВ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ ПРЕБЫВАНИЯ

Аннотация. Предмет исследования. В экономической литературе дискутируется вопрос о том, являются ли мигранты предприниматели более предрасположенными к бизнесу и самостоятельной занятости в силу своей большей экономической активности, а также какую роль должно играть правительство при приеме иммигрантов. Проведенное исследование должно дать ответы на вышеприведенные вопросы, а также дать рекомендации правительствам принимающих стран с учетом полученных результатов. Целью данной статьи является исследование предпринимательской активности иммигрантов в странах пребывания, а также анализ миграционной политики принимающих стран касательно предпринимателей мигрантов. Методология исследования. В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования, которые предусматривают анализ последних публикаций ученых по теме статьи, сравнение полученных результатов с данными статистики, а также обобщение полученных данных в виде практических рекомендаций. Результаты исследования автора. Мигранты зачастую рассматриваются, как такие кто имеют значительную склонность к предпринимательской деятельности. Сторонники этой точки зрения отмечают успех предпринимателей мигрантов в Китае и США, утверждая, что мигранты могут не нуждаться работе с формализованной оплатой труда. Несмотря на теоретическое обоснование более высокой предпринимательской активности, эмпирические исследования предпринимательской активности мигрантов не однозначны. Один из аргументов, который определяет отношение к мигрантам, как к более склонным к предпринимательству по сравнению с местными жителями, базируется на селективности. Тот факт, что лицо приняло относительно рисковое решение о миграции, говорит о более высокой ее деловой активности, а, следовательно, склонность к предпринимательству в данной категории трудовых ресурсов должна быть больше, чем в среднем по стране иммиграции. Правительства принимающих стран часто используют одновременно специфические и общие программы поддержки бизнеса. Специфические целевые программы для предпринимателей иммигрантов предусматривают расширение языковых знаний, бизнес умений, а также профессиональных контактов. Иммиграция предпринимателей, в первую очередь, когда они работают в сфере инноваций или в отраслях с высокой добавленной стоимостью, имеет большое потенциальное значение для экономического роста и обеспечения конкурентоспособности принимающих стран. Такая миграция может сделать значительный вклад в поддержку экономической активности, а также способствовать социальной адаптации мигрантов в странах пребывания. Выводы. Несмотря на то, что значительная часть стран-импортеров рабочей силы все еще не поборола последствия экономического кризиса, предприниматели мигранты могут помочь в стабилизации рынка труда, что принесет пользу, как рабочим мигрантам, так и местным жителям. С учетом того, что не все иммигранты обладают соответствующими способностями, умениями, желанием и возможностями быть предпринимателями в принимающих странах, введение отдельной стимулирующей политики для иммиграции исключительно предпринимателей и инвесторов, без учета потребностей рынка труда представляется автору контрпродуктивным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.