Научная статья на тему 'Социализации школьников на основе народных традиций в Республике Ингушетия'

Социализации школьников на основе народных традиций в Республике Ингушетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализации школьников на основе народных традиций в Республике Ингушетия»

18. Основы современной философии / Отв. ред. М.Н. Росенко. - СПб Лань, 1997 - 304 с.

19. Основы социологии. Курс лекций. Изд-е 2-е, испр. В 2-х ч.,' Отв. ред. А.Г. Эфендиев. -М.: Общ-во «Знание» России, 1994. - 160 с.

20. Петровский A.B. Введение в психологию. -М.: Изд. центр «Академия» 1995.-496 с.

21. Батенин С.С. Социализация в антропогенезе // Социальная психология и философия. Выпуск 1. Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 444 - Л., 1971.

A.A. Аушев

СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РЕСШ'БЛИКГ ИНГУШЕТИЯ

Образование личности формируется в процессе активное диалога с социальной средой, эмоционально-ценностного усвоения общественных норм и правил поведения. Результатом данного процесса является усвоение картины мира и выражающей ее структуры языка. Именно освоение языка (родного, науки, искусства, профессиональной деятельности и т.д.) выступает основой овладения реалиями культурой, а сам процесс интериоризации связан с переводом внешних знаков «объективной» культуры в субъективные симвилы индивидуальной культу ры.

Определяя «воспитание» как наиболее общую категорию педагогической науки, следует рассмотреть степень соответствия данного понятия понятию «социализация». Под социализацией нами понимается развитие индивидуальных свойств и качеств человека, прочс ;одящее под воздействием факторов социального хаоак-тера. Социализация осуществляется посредством ряда условий, среди которых наиболее значимыми являются: целенаправленное воспитание, обучение и с тучайныс социальные воздействия в деяте.п>ности и общении.

Процесс социализации личности связан с достижением определенных уровней воспитанности. В исследовании мы выделяем следующие социальные критерии оценки воспитанности старшеклассников: патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманность, честность, добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность, принципиальность, целеустремленность, активность, любознательность. эстетическое развитие, стремление к физическому совершенству. Данные критерии составили программу изучения воспитанности старшеклассников в процессе изучения механизмов социализации. Вместе с тем, данные критерии выступали конкретными ,адачами проводимой нами работы с учащимися, реализация ко-

торых содействовала формированию и развитию соответствующих качеств личности.

При анализе уровней нравственной воспитанности старшеклассников нами использовалась система критериев, которая включает в себя когнитивный, оценочно-эмоциональный и мировоззренческий критерии. Каждый из данных критериев имеет следующие формы проявления:

1. Когнитивный критерий а; самостоятельность и устойчивость суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей; б) умение давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.

2. Оценочно-эмопиональныи критерий:

давать оценочные суждения, хараю еризующие отношение к нравственным ценностям: устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний.

3 Мировоззренческий критерий: проявления нравственных убеждений в поведении.

Как показали проведенные в 2007 гг. исследования на базе общеобразовательных школ Республики Ингушетия (выборка составила 665 человек), когнитивный критерий прояа^ялся у 59% старшеклассников, оценочно-содержательный -у 36%; мировоззренческий критерий проявлялся только у 5% испытуемых. Следует отметить, что после проведения экспериментальной работы со старшеклассниками проявление мировоззренческого кршгрия наблюдалось уже у 23% школьников.

Как показало проведенное исследование, около 55% старшеклассников школ Республики Ингушетия отличает отсутствие самоидентификации, доминирование поведенческих стереотипов, обусловливающих деперсонализацию ориентации. Достаточно выражено проявление позиции отчуждения как по отношению к социуму, так и в межнациональном и межгенераци-

26

Вестник КГУ им Н.А.Некрасова, 2007 Том 13

© A.A. Аушев, 200"

Социализации школьников на основ! чародных традиций

онном общении, а также в определенном числе случаев, в контр культурной направленности молодежного досуга. Социальное отчуждение анализировалось нами с позиций проявления апатии, равнодушия, безразличия к социально-политической жизни. Следует отметить проявление низкой политической культуры старшеклассников. Согласно опросу, лишь 9% из них регулярно интересуются политическими событиями в стране и мире. Подобная картина подтверждает положение о том, что именно эмоциональность, легковерность, психологическая неустойчивость молодых людей, набиодаемая в настоящее время, может быть использована лидерами различных политических или националистических движений. Более 80% старшеклассников считают, что от их социальной позиции в жизни современного общества ничего не зависит, а о4% полагаю!, что их социальная позиция не повлияет на жизнь их школы. При -этом необходимо отмеплъ, что 21% респондентов не смогли сформировать свою социальную позицию («не задумывался об этом»).

Анализируя современную воспитательную ситуацию в Республике Ингушетия, следует отметить наличье трех основных тенденций в гражданском воспитании: формирование умения и навыков сотрудничества, кулвгуры мира; подготовка молодежи к жизни в многонациональной и поликультурной среде; экологическое воспитание.

С проблемой социализации личности тесно связана проблема формирования патриотизма в среде современных старшеклассников. При том патриотическое воспитание должно осуществляться в общеобразовательных и специальных учебных заведениях различной направленности, в системе дополнительного образования моло-

дежи, в семье. Однако психолого-педагогические и социологические исследования последних лет констатируют что духовная составляющая, характеризующая нашу молодежь, приобретает все белее деформированный харак1ер. В 2007 году автором был проведен социологический опрос 665 ст аршеклассников Республики Ингушетия, только 15% из них считают себя патриотами Отечества, 61 % отметили важность данного качества у любого человека, но при )том констатировали его отсутствие) себя, 29% респондентов отсутствие патриотизма считают нормой для современного россиянина, обосновывая езою точку зрения тем, что «если государство не заботится о нас - своих гражданах, почему мы должны отстаивать интересы государства».

Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений является важнейшей задачей социализации современного старшеклассника. Социализация личности подростка происходит в условиях ценностно-нормативной неопределенности, в социально-политической нестабильности, сложных экономических условиях, которые испытывает образовательная система.

В 2007 I. проведен опрос 425 старшеклассников и родителей Республики Ингушетия на предмет видения своего места в социальной сфере современной России и выявления системы ценностныу ориентации в среде современных подростков. Результаты оказались следующими: 91 % респондентов не хотят видеть своей роли в преобразовании современного российского общества; более 80% старшеклассников полагают, что их поколение в ближайшее время не может ничего изменить в жизни общества На предмет позволило выявить следующую картину (таблица 1):

Таблица1

1 ¡"мноатые ориентак шеоврау так подростш и их родителей

(вьраэнвньи роиентах)

№п\п Осшвнье цэпюсшьк ориентации учащиеся 10-11 ктчиоое родителе

1. Материальные ценности 68,7 57,3

2. Престижная работа в будущем 57,4 63,9

3. Уваяенш окликающих 52,6 61,9

4. Прочная семья зи 473

5. Чпгттитаниг 26.4 47,2

6. Цгнност науки и культуры 25,8 27,1

7. ГЬприоп"*' 11,4 19.6

8. Самосовершяствован» 8.1 12,3

Педагогика. Психология Социальная работ Ювенология. Социокинетика, № 4, 2007

27

Анализ данных таблицы показывает, что группы учащихся и родителей достаточно близки в опенке материальных ценностей, престижной работы в будущем, уважении окружающих людей. 1аким образом, очевидно, что жизненные ценности в данных группах респондентов связаны с личным или семейным благополучием, но не с идеями общественной направленности жизнедеятельности.

Характерной особенностью процесса социализации старшеклассников является противоречивое отношение к общечеловеческим ценностям. Проведенное анкетное обследование старшеклассников позволило выявить следующее видение значимости общечеловеческих ценностей в среде старшеклассников (таблица 2).

Таблица 2

Общечеловеческие ценности в представлении старшеклассников (баллы выражены в

процентах)

№ п/п Общечеловеческие ценности средний балл

I. Моральные нстмы, принципы и качества человека 65,8%

2. Религиозно-этические и национальные ценности 33,1%

3. Культурно-эстетические ценности 20,2%

4. Проявления человеческой индивидуальности 6,9%

5 Политические и гражданские ценности 4,2%

Северо-Кавказский регион Российской Федерации представляет собой многонациональный регион, который характеризуется сложными этнографическими проблемами. Значительное количество беженцев из различных регионов России привело к ситуации, которая, помимо политического, экономического и морального, имеет ярко выраженный воепитателоный аспект. В Республике Ингушетия, как и во многих других регионах страны, появился контингент учащихся школ, студентов техникумов и вузов, которые прошли через национальные конфликты, испытали унижения и лишения. Каждый из них страдает «синдромом беженца», выражающимся в изменении характера отношений с окружающими, личностных черт, психологических особенностей. В 2004-2005 учебном году в школах г.Назрани насчитывалось 437 учащихся 911 классов, являющихся беженцами из различных регионов Чечни. Основной проблемой педагогического коллектива в работе с такими детьми является создание условий для психологической реабилитации, полноценной жизни и учебы в данном коллективе учащихся. При чтом достаточно трудно преодолеть эмоциональную напряженность и психическую неустойчивость данных учащихся, которые побуждают к определенному негативному отношению с окружающими. Национальная принадлежность для данных учащихся является важнейшей характеристикой личности окружающего, важнейшим аспектом поведения в установлении контакта с одноклассниками, сверстниками, учителями и всеми ок-

ружающими людьми. Опрос, проведенный в 2007 гг., показал, что 82% детей-беженцев школьного возраста определяют характер своего общения со сверстниками, руководствуясь, прежде всего, национальностью. Только 12% детей определяют характер общения, основываясь на личностных качествах своего собеседника. Безусловно, подобный акцент делается и в определении стратегии поведения в обществе. Именно поэтому идеи патриотизма у детей-беженцев связываются с идеями любви к своему народу и своей «малой родине» на фоне ненависти к представителям других народов, оказавшихся а противоборстве с ним.

Экспериментальная пабота по выявлению и анализу факторов социализации личности старшеклассников и реализации на практике авторских технологий социализации подростков была проведена нами с 2004 по 2007 годы.

В различных формах исследования, на разных его этапах приняли участие более 1500 человек, из них учащиеся 10-11 классов общеобразовательных школ Республики Ингушетия руководители образовательных учреждений, учителя-предметники старшего звена oбvчeни>I, родители.

Основной целью проведенного педагогического эксперимента явилось выявление факторов, механизмов и средств целенаправленной социализации личности старшеклассников, формирования у них ценностного отношения к жизни, учебе, проведению досуга.

28

Вестник КГУ им Н А. Некрасога, 2007 Том 13

Социализации школьников на основе народных традиций

В настоящее время начинает складываться система воспитания в Республике Ингушетия, основанная на народнь.\ традициях и включающая политико-правовые, нравственно-эстетические и другие курсы, которые в состоянии обеспечить формирование устойчивого гуманистического мировоззрения, правосознания, патри-отическои и интернациональной воспитанности, создать условия для самовыражения личности школьника. При этом сама система воспитания в современных условиях должна строиться с учетом следующих общих принципов:

- комплексность и взаимосогласованность деятельности всех общественных институтов, заинтересованных в воспитании социально-грамотной личности: школы, семьи, государственных структур;

- дифференцированность по возрастным и личностно-индивидуалшым характеристикам воспитуемых, что предусматривает всемерный учет наклонностей и интересов учащихся;

- аксилогичность, связанная с формированием у представителей подрастающего поколения сопиально значимых ценностей, важнейшими из которых являются патриотизм, нравственность, гражданское самосознание, интернационализм и др.;

- многоаспектность воспитательного воздействия, предполагающая продуманную организацию воспитательного воздействия в препо-цавании всех учебных курсов, а также в системе дополнительного и семейного образования;

- последовательность осуществления воспитательного воздействия, которая определяет неооходимый алгоритм, предоставляет технологи организации непрерывного воспитания молодежи с учетом педагогических и социальных факторов.

Наполнение школьного образования ценностями способствует проявлению школьника как объекта процесса образования, построенного на традиционной национальной культуры; как субъекта со сформировавшейся интыративной характеристикой личности - этнической культурой, включающей этнические ценности и технологии, а также высокую творческую активность личности как основу их освоения и использования в профессиональной деятельности; как носителя основных черт национального характера, качественно значимыми аспектами проявления которого выступают духовность и патриотизм.

Таким образом, применение разных видов национальной культуры (музыки, декоративно-прикладного искусства, фольклора и т.п.) в об-

разовательном процессе школы обеспечивает формирование этнической культуры, что предполагает наличие выраженных представлений и понятий о многослойных связях человека и общества с культурой, ценностях национальной культуры; владение 'языком» искусств на уровне способности общения с ними в повседневной жизни и профессиональной деятельности; сфор-мированность основных понятий и терминологического аппарата искусствоведения об этнокультурных ценностях вообще и исконно ингушских, в частности: наличие умений и технологий в разных видах традиционного народного творчества

Выявленные положения позволяют сформулировать элементы взаимосвязи и взаимозависимости общей и этнической культуры школьников:

- формирование этнической культуры реализуется в гуманистической и личностно-ориенти-рованной направленности развития профессионально-педагогической культуры, обращенности образовательного процесса к усвоению общечеловеческих и национальных ценностей культуры;

- используются высокие эстетические оценочные критерии явлений и произведений национальной культуры избирательно-творческого характера;

- в основе формирования этнической культуры школьников находится установка на духовное развитие личности, ее уникальности, с учетом целей, мотивов, интересов и потребностей профессиональной деятельности;

- признание определенного равновесия интересов социально-целого (общемирового), единично-группового (национального) и индивидуально-конкретного (личностного) плана, объединяющих личность с другими и выделяющих ее уникальность;

- формирование этнической культуры понимается как процесс взаимодействия классической (опосредованного), национальной (прямо) и массовой культуры, что снижает негативное влияние последней и утверждает, обогащает и развивает иные виды культуры через признание важности развития на этой основе ума, чувств, мышления. эмоций, деятельности и т.п.;

- используется особенность восприятия национальной культуры через созерцание, переживание. понимание, воображение художественного образа, интерпретацию и эстетическое наслаждение как основа движения личности к творчеству;

- формирование этнической культуры выс-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 200"

29

тупает как процесс развития и формирования творческого потенциала личности через чувственно-эмоциональное восприятие, образное мышление (синкретически объединяющее воображение, переживание и абстрактное мышление), а творческое мышление предстает его механизмом.

Суммируя сказанное выше, важно отметить, что традиционная культура во всей ее целостности выступает средством сохранения этнического своеобразия народа. Традиционное культурное наследие ингушского народа представляет собой бесценное богатство. Уходя своими корнями в глубокую древность, передающиеся из поколения в поколение традиции в разных областях жизни обеспечиваю! сохранение определенного этнотипа культуры. Это своеобразие нужно суметь увидеть и познать, так как сохраняющаяся .радиционность ингушской культуры может служить одним из источников возрождения ее самой и общества в целом. Национальные

игры, участие в труде, устный и музыкальный фольклор, традиционная праздничная культура ингу'пеи, семейный уклад имеют на тюсто этническую и эстетическую значимость, но и выступают средствами школьного образования. Приобщаясь к этим традиционным ценностям, формируя личностно-творческое отношение к ним, т.е. развиваясь личносгно, школьники усваивают систему знаний и ценностей в области народной эстетики, традиционной культуры, пансо&ии этническою искусства, народных традиций и обычаев. У них формируются основы национального характера, основы ментальнос-ти, национальные ~ гереотипы мышления и поведения; развивает систему этнических и профессиональных потребностей, интересов, идеалов: формирует систему художественно-творческих и педагогических умений, технологий использования этнокультурного материала в общении и педагогической деятельности.

Н.И. Выгодчикова

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИКУЛЬТУ РНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Преамоула. В статье показана роль поликультурного воспитания как одного из приоритетных направлений в совпеменной педагогике. Представлены основные средства для становления поликультурной личности при помощи иностранного языка, как элемента иноязычной культуры.

В последнее время в ряде газетных и журнальных публикаций, затрагивающих вопросы и проблемы поликультурного воспитания, в той или иной степени подчеркивалась необходимость и значимость использования иностранного языка, как составляющей иноязычной культуры для формирования поликулыурно развитой личности, давались некоторые рекомендации.

Поликультурная педагогика заявила о себе достаточно недавно и является сравнительно молодой отраслью научного знания которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является адекватной педагогической реакцией на такие острые проблемы, как глобализация в современном мире, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиоз-

ные противоречия.

Воспитание культуры межнационального общения у подрастающего поколения должно стать прерогативой государства. Российская Федерация - многонациональное государство и развитие отношений народов между собой, способствует воспитанию культуры межнационального общения с представителями других стран. Поликультурное воспитание как часть системы воспитания культуры межнационального общения, играет одну из важных ролей в этом процессе.

В сегодняшней перестройке народного образования основным, на наш взгляд, должен стать принцип чере: национальное к достижениям мировой культуры и научно-культурного прогресса, и, наоборот, от общечеловеческих ценностей к своеобразию и многообразию национальных культур. В связи с этим актуально развитие нового типа образования — поликультурного, которое изменяет ряд педагогических положений в воспитании, обучении и может быть использовано в качестве инструмента для изу чения развивающих возможностей поликультурного воспитания на личность

30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2007, Гом 13

©Н.И. Выгодчикова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.