© 2008 г. О.В. Володина
ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ-МИГРАНТАМИ
Сегодня диагностика состояния и качества функционирования сложных систем охватывает все отрасли знаний и сферу профессиональной деятельности человека. В образовательной практике эта наука пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса и строится на основе общего понятия «диагностика», получившего распространение в области медицины, техники и психологии.
Термин «диагностика» достаточно распространен. В общем смысле - это диагноз, т.е. заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному, установленному наукой, классу. Энциклопедия определяет термин «диагностика» как «способность к распознанию» [1]. Диагностика в медицине основывается на всестороннем и систематическом изучении человека, а ее структура предполагает несколько поэтапных операций. В психологии диагностика, как представляет ее Ю.З. Гильбух [2], состоит из теоретической и практической частей, связанных с деятельностью психолога по постановке и коррекции диагноза. При этом основной задачей психологической диагностики считается предоставление информации о различных отклонениях в эмоциональном, психологическом состоянии личности.
Особый интерес на данный момент представляют работы, связанные с педагогической диагностикой личности учащегося. Это вполне правомочно, так как структура личности представляется не только в виде проявления психических свойств, но и личностных качеств, формирующихся в процессе педагогического воздействия. Следовательно, изучать одно и то же явление (личность учащегося) необходимо с двух сторон: психологической и педагогической. В педагогике диагностика направлена на исследование процесса формирования личности, ее обучения и воспитания, их анализ в новых социально-педагогических условиях.
Если психологическая диагностика исследует результаты деятельности самой личности и тех процессов, которые протекают в субъекте, изменяя его внутреннюю сущность, то педагогическая - изучает результативность воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и нравственных стереотипов поведения. Поэтому педагогическая диагностика строится на основе изучения воспитанности личности школьника, сформированности типов характерологических свойств и социальной направленности ученика. Анализ характерологических моделей поведения личности становится базой для создания педагогической диагностики как инструмента познания результатов деятельности учащегося.
Для диагностики личности школьника-мигранта необходимо вскрыть его специфические и типические
особенности и на их основе проследить динамику изменений в структуре личности.
Мы полагаем, что изучение личности учащегося-мигранта должно включать выявление:
- его адаптивных способностей, интересов и склонностей, положительных качеств, на которые можно опереться;
- воспитательных возможностей семьи, поликультурного социума и образовательного пространства;
- причин и условий, мешающих успешной адаптации и реабилитации учащихся-мигрантов, путей их устранения; источников отрицательного влияния, его характера и степени воздействия;
- условий, возможностей служб помощи в индивидуальной реабилитационной работе с учащимися-мигрантами.
Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации учебной и воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями, создает комплексную ориентацию в общей системе поликультурного образования. Она призвана выявить типичные трудности, степень их выраженности; задачи, стоящие перед учителем, службами социально-педагогической защиты и поддержки, в работе с учащимися-мигрантами [3]. При этом диагностика осуществляется с учетом связи учащегося, ребенка, взрослого человека с окружающей средой, так как личность сознательно или бессознательно адаптируется к социальной среде, условиям жизни и воспитательным требованиям.
В настоящем исследовании целью диагностики является оказание помощи учащемуся-мигранту в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы, справлялся с повседневными трудностями, адекватно воспринимал окружающую его поликультурную среду. В основе диагностики трудностей в работе с учащимися-мигрантами лежат:
1. Характеристика особенностей и возможностей поликультурного образовательного пространства школы и региона.
2. Учет результатов воспитания, уровня воспитанности учащихся-мигрантов, их адаптивные способности.
3. Осуществление взаимодействия семьи, образовательной системы, социума в процессе поддержки учащихся-мигрантов.
4. Реализация педагогического руководства процессом адаптации учащегося-мигранта в поликультурном образовательном пространстве.
При определении результативности работы нами использовались единые критерии: изменения в отношении различных социальных групп населения к учащимся-мигрантам; динамика включенности всех служб
поликультурного образовательного пространства в различные виды социально-педагогической деятельности; оценка морально-психологического состояния учащихся-мигрантов в микросоциуме; педагогическое обеспечение адаптационного поликультурного образовательного пространства. Исследование проводилось на базе школ с углубленным изучением иностранного языка г. Ростова-на-Дону среди учащихся-мигрантов в возрасте 10-15 лет в количестве 438 чел. в 2005 -2007 гг.
Диагностика проблем учащихся-мигрантов проходила в четыре этапа.
Первый этап - проведение диагностики с помощью популярных методов - опросов, анкет, интервью, рейтинговых оценок, анализа результатов деятельности, наблюдений. Метод опроса - стандартизированное интервьюирование или анкета, вопросы которой были направлены на изучение системы воспитания, одновременно констатировались формы, методы, средства и условия педагогического воздействия на учащегося в условиях поликультурного образования. Здесь превалировали диагностические приемы работы.
Второй - предполагал углубить знания о проблемах учащегося методом наблюдений, тестирования, проигрывания проблемных ситуаций. В педагогической практике применялись методы, основанные на фиксировании личностных качеств, проявляемых в деятельности учащегося.
Третий - предусматривал получение углубленной тестовой информации, использование методов самооценки, анализа продуктов деятельности, творчества учеников. Этот этап педагогической диагностики включал тесты, методологию экспертных оценок, самооценок, позволяющих определить природу характерологических свойств личности учащегося-мигранта, образующихся в силу изменившихся условий жизни и образования, и применения при этом различных моделей педагогического воздействия, которые влияют на психологическое состояние характера, нравственную позицию и социальную адаптацию. На данном этапе исследования личности учащегося педагогическая диагностика устанавливает типы характерологических свойств личности и виды социальной направленности, которые на поведенческом уровне свидетельствуют об отклонении учащегося от нормы.
Следующим, четвертым этапом стало выделение конкретных показателей (индикаторов) развития определенных качеств личности учащегося-мигранта. Здесь нами использовались: степень выраженности идентификации личности в культуру; предварительная оценка значимости и уровня развития социальных служб на основе опытно-экспериментальной работы; уровневый подход к оценке раскрытия собственного потенциала учащегося (выделение нескольких уровней развития и успешности деятельности); точная фиксация количественных параметров в тех областях адаптивного продвижения ребенка, где это оказывалось возможным.
Диагностика проблем учащихся-мигрантов вклю-
чала широкий спектр вопросов, таких как:
- знаете ли Вы документы о правах человека;
- чувствуете ли Вы себя защищенным;
- как Вы поступите, если Вас оскорбили;
- что Вас больше всего беспокоит;
- какие трудности в адаптации Вы испытываете?
Диагностика условий и возможностей поликультурного образовательного пространства при адаптации учащихся-мигрантов позволила определить ряд противоречий как объективного, так и субъективного характера, мешающих решению проблемы.
К первым мы относим следующие:
- объективная потребность внедрения мультикуль-турализма, нового видения национальной жизни, кросс-культурного диалога и межнационального взаимодействия, основывающегося на универсальных, общечеловеческих ценностях, принципах глобализма, и сохраняющаяся ориентация на соблюдение интересов определенной общности, группы;
- необходимость интеграции мигрантов в многокультурную среду и недостаточная разработанность теории поликультурного образования и межнационального общения в мультикультурном обществе.
Из наиболее существенных противоречий субъективного характера следует назвать следующие:
- необходимость для учащегося-мигранта быть сознательным субъектом поликультурного общения и взаимодействия и отсутствие у учащихся разной национальности взаимного интереса друг к другу, толерантности, уважительности и терпимости;
- необходимость идентификации личности учащегося-мигранта в культуре и его недостаточные адаптивные возможности;
- потребность в индивидуально-личностной поддержке мигрантов и низкая разработанность соответствующих технологий;
- адаптация личности мигранта к современным социальным условиям поликультурного социума и разобщенность знаний о существующих проблемах в сфере межнационального общения и диалога.
Данные противоречия обусловливают ряд трудностей социального, психологического и педагогического характера в работе с учащимися-мигрантами (схема).
Среди социальных трудностей выделяются: материальные затруднения, неравенство образовательных возможностей для мигрантов - выходцев из разных слоев общества; озабоченность своим будущим; отсутствие постоянного жилья.
Трудности в работе с учащимися и их источники
При этом социальные трудности определяются следующими причинами:
- развитием системы поликультурного образования, требующей такой подготовки выпускников школы и вузов, которая обеспечивала бы их адаптацию к новым условиям жизнедеятельности в мультикуль-турной среде учебных, трудовых и других коллективов;
- необходимостью формирования опыта жизнедеятельности и принятия самостоятельных решений в разнонациональной социальной среде, опыта самоутверждения в полинациональном коллективе в условиях конкуренции, постоянно меняющейся экономической, политической обстановки и характера кросс-культурных отношений в стране, регионах;
- достаточно широким пространством жизнедеятельности учащихся-мигрантов, обусловленным их постоянным межкультурным взаимодействием в учебной, производственной и социокультурной сферах; нестабильностью и непредсказуемостью социальной среды, в которой происходит адаптация учащихся-мигрантов;
- формированием рыночных отношений и необходимостью активных действий на рынках труда, финансов, товаров и услуг для поддержания стабильного функционирования поликультурного образования;
ухудшением финансирования; элитарностью образования, т.е. когда высокий уровень образования доступен только для мигрантов из материально-обеспеченных семей.
Анализ социальных трудностей в работе с детьми-мигрантами позволяет сделать вывод о снижении престижа учебы, авторитета труда среди учащихся. Усугубляющаяся социальная стратификация неизбежно создает неравенство образовательных возможностей для учащихся-мигрантов - выходцев из разных слоев общества. Реформация и обновление школы усиливают эту тенденцию, ориентируя, прежде всего, не на улучшение качества преподавания, воспитания в массовой общеобразовательной школе, а на создание элитных школ, что еще более усугубляет социальную дифференциацию учащихся.
Обратимся к анализу ответов учащихся. Как мы уже отметили, озабоченность своим будущим нарастает по мере повышения возраста - 16-летние называют ее чаще других (50,2 % ответов), но и для детей в возрасте 13-14 лет - это уже одна из первоочередных проблем (37 % ответов). У многих старшеклассников пока еще сохраняется стремление к получению среднего образования, поступлению в вуз после школы. Однако, как показывает наше исследование, эта установка все меньше связывается с другими важ-
ными жизненными установками. На вопрос «Чего тебе хотелось бы добиться в жизни?» 64,2 % школьников ответили, что хотели бы получить образование; 43,2 - приобрести интересную профессию; 20,7 % -иметь хорошую работу. Таким образом, стремление получить образование при более глубоком рассмотрении совсем не связывается с интересной профессией и уж тем более хорошей работой, т.е. получение образования оправдывается скорее престижными соображениями, но не служит средством получения интересной профессии и хорошей работы.
Проведенный анализ показывает, что адаптация учащихся-мигрантов в поликультурном социуме - исключительно сложный и тяжелый процесс, обусловленный, прежде всего, двумя обстоятельствами. Во-первых, численность детей-мигрантов в некоторых регионах оказалась настолько высокой, что затрудняются процессы их адаптации. Во-вторых, рост количества вынужденных переселенцев как результат межнациональных конфликтов усугубил экономический и политический кризис во всех сферах общественной жизни страны, в том числе принятии решений в области управления, социального регулирования и образования.
Как уже отмечалось, сложной в социальном и психологическом отношении является проблема реабилитации детей-мигрантов, вынужденных переселенцев, беженцев в новых местах их проживания. Эффективность ее решения зависит от степени оптимального сочетания многих условий и факторов, определяющих успешность процессов адаптации личности в инокультурной среде. При этом важнейшие из них -создание оптимальных возможностей по установлению толерантных, гуманных взаимоотношений мигрантов с местным населением, установление благоприятного социально-психологического климата, атмосферы сочувствия и заботы.
Одной из перспективных форм успешной адаптации вынужденных мигрантов выступает, на наш взгляд, их компактное поселение, которое не только поможет решению жилищно-бытовых проблем, но будет способствовать процессу интеграции личности в культуру ее социальной адаптации. Если такие условия будут созданы, то у мигрантов с этнокультурными особенностями адаптация пройдет с меньшими социально-психологическими перегрузками, так как у людей возникнет возможность поддерживать и сохранять нормы, обычаи, традиции своего народа посредством образования поликультурных школ, общин, церкви, расширяющих поле социальной, интеркультурной адаптации.
Таким образом, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие нормального жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие учащихся-мигрантов, формирование их индивидуальности, адаптацию к существующим социально -экономическим реалиям, создание условий, способст-
вующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания.
Трудности психологического характера мы подразделяем на общие и индивидуально -специфические. Первые характеризуются такими определенными индивидуальными качествами личности учащегося, как
- различия в направленности, потребностях, интересах, ценностных ориентациях, убеждениях, этнических стереотипах, установках, мотивах и др.;
- своеобразие национально-психологических особенностей (темперамент, характер, сознание, самосознание, язык);
- различный уровень развития общих параметров личности (образованность, воспитанность, социали-зированность, культурность и др.).
Индивидуально-специфические трудности в работе с учащимися-мигрантами обусловливаются их повышенной тревожностью, ярко выраженной агрессивностью, низким социальным статусом в группе сверстников, недоверием к себе и к окружающим, маргинальным статусом в новом классе, низкими возможностями адаптации к условиям жизни в поликультурной среде. Это объясняется тем, что дети-мигранты, вынужденные переселенцы находятся в особо трудных условиях: ребенок-мигрант отличен от среды своего нового местонахождения по своей культуре; он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально не защищен, не знает или плохо знает не только язык образовательной системы, но и психологию, на которую язык опирается, и в процессе интеграции рискует потерять собственный язык и культурные особенности своей личности. Все это существенно затрудняет процессы его обучения и воспитания, социализации и адаптации и требует педагогической помощи и поддержки, основанной на изучении тех процессов, которые происходят с личностью в условиях нарушенной укорененности и поликультурного образования.
При изучении трудностей психологического характера применялись методики диагностики оперативной оценки самочувствия, уровня эмпатических способностей, предрасположенности личности к агрессивному поведению, различающихся по характеру проблем, в разрешении которых нуждаются дети, а также использовались анкеты для опросов родителей детей, обучающихся в этнически смешанных классах и для учителей, работающих с учащимися-мигрантами.
Анализ результатов диагностики позволил дифференцировать учащихся-мигрантов на группы и выделить в одну из них тех, кто нуждается в психолого-педагогической помощи при адаптации в большей степени. К такой группе мы относим учащихся, которые: являются жертвами вынужденной миграции; имеют физические недостатки, часто болеют; предрасположены к агрессивному поведению; испытывают страх
за близких, за свое будущее; обладают низкой самооценкой, недостаточно развитым внутренним «Я»; имеют высокую степень выраженности «культурного шока» при вхождении в иную поликультурную среду; недостаточно готовы к переменам психологически, т.е. слишком восприимчивы к изменениям.
Агрессия, стрессовые расстройства особенно выражены у детей, мигрировавших из зон открытых военных конфликтов (Чечня, Абхазия, Северная Осетия, Баку, Приднестровье) или проживавших на территории во время военных действий и ставших непосредственными участниками или свидетелями связанных с ними жестоких событий.
Данные проведенных экспериментов свидетельствуют о том, что почти каждый второй учащийся-мигрант конфликтует со сверстниками, более половины опрошенных указывают на низкие материальные возможности семьи, особый дискомфорт испытывают учащиеся подросткового возраста в проявлении «Я»-концепции, чувстве одиночества, трудности у учащихся-мигрантов и в изучении неродного языка, в адаптации в поликультурное образовательное пространство.
Анализ результатов диагностики показывает, что через состояние внутреннего дискомфорта, дисгармонии чувств, глубоких переживаний проходит едва ли не каждый ребенок-мигрант в то или иное время. При этом также отмечаются снижение интереса к ранее значимой деятельности (учебе, хобби), чувства ответственности, отчужденность от других людей, отсутствие ориентации на будущее, сужение мотивационной сферы, трудности в концентрации мысли, повышенная раздражительность.
В контексте изложенного мы пришли к выводу о том, что трудности психологического характера определяют разработку оптимальных способов адаптации для каждого ребенка; требуют создания условий для самоидентификации каждого учащегося как представителя той или иной национальной культуры и традиций; возникла необходимость в обеспечении возможностей для равноправного диалога с этнокультурным окружением и оказании индивидуально-ориентированной психологической помощи детям-мигрантам.
Выявленные трудности в работе с учащимися-мигрантами потребовали пересмотра и осмысления педагогического взаимодействия с ними в контексте лич-ностно-ориентированного подхода. В этом направлении содержательным представляется индивидуальное педагогическое консультирование. Суть его состоит в том, чтобы не решать проблему за ребенка, а лишь помочь ему сделать адекватный выбор из представленных вариантов решения проблемы. С учетом этого логика исследования предусматривает рассмотрение педагогических трудностей, имеющих место в работе с детьми-мигрантами.
Наблюдения, анализ деятельности учебных заведений, учебных планов, программ, методологических подходов и принципов организации поликультурного образования подтверждают, что хотя в их содержании и превалируют приоритеты общечеловеческих ценно-
стей, но нет учета значимости национального в межличностном взаимодействии, идет отождествление интернационального воспитания и воспитания поликультурного общения, делается акцент на углубленное изучение учащимися истории, культуры, языка своей национальности без должного познания национальных особенностей других народов.
Напрашивается вывод о необходимости для успешной адаптации снабдить учащегося-мигранта определенными знаниями и умениями поликультурного образования для поддержания соответствующего сегодняшним реалиям личностного культурно-нравственного состояния.
В многонациональном коллективе действуют носители различных культур и традиций, и не все его члены способны проявлять терпимость и тактичность, правильно воспринимать ценности культур других народов Совместная учеба, труд, общеполезная деятельность, общение способствуют формированию у молодежи уважения к нациям и народностям, к их культурам [4]. Задача образовательного учреждения - целенаправленно формировать нормы и эталоны поликультурного общения, отражающие специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих в той или иной местности. Важно научить учащихся узнавать и понимать окружающий мир, воспитать у них чувства симпатии, сопереживания, солидарности, терпимости.
С этой целью учебно-воспитательные программы поликультурного образования следует наполнять современными технологиями личностно ориентированного взаимодействия.
Интересным в этой связи представляется внедрение тренингов, включающих реальные межкультурные контакты, групповые дискуссии, семинары-практикумы по обсуждению ситуаций, возникающих при личных контактах представителей разных народов. Все это помогает учащимся более полно понять поведение представителей другой культуры, способствует освоению традиций, обычаев людей, с которыми личности предстоит взаимодействовать. В подготовке учащихся к межкультурному взаимодействию широкое распространение во многих странах получили культурные ассимиляторы. Их цель - научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать и принимать их видение мира. В «культурных ассимиляторах» информация подбирается таким образом, чтобы ситуации, в которых проявляются значимые, ключевые различия между культурами, были представлены должным образом, учитывались взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и многое другое. При этом можно использовать метод незаконченных предложений, интервью с использованием методики «критического инцидента», т.е. выделения про-тотипных ситуаций взаимодействия представителей двух культур, а также задач, стоящих перед мигрантами в стране пребывания.
В целом внедрение инновационных технологий в поликультурные образовательные учреждения с по-
лиэтническим составом учащихся призвано обеспечить каждой личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиций; создать условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечь учащихся в глобальные процессы современности, основывающиеся на национальных и общечеловеческих ценностях.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь. М., 2004.
2. Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение // Вопросы психологии. 1986. № 2.
Ростовский государственный экономический университет
С. 30-42.
3. Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В. Педагогические основы межкультурного общения. Тирасполь, 2000.
4. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. Тирасполь, 1994. № 5. С. 35-40.
5. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Новые ценности образования. Вып. 6. 1996. С. 156-165.
6. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика. Славянск-на-Кубани, 1998.
12 сентября 2007 г.