УДК 37.02; 371
Н. В. Дмитриева
СОТРУДНИЧЕСТВО ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Рассмотрены признаки процесса сотрудничества всех участников образовательного процесса, обобщены принципы сотрудничества, уточнены критерии оценки эффективности социализации подростков на основе сотрудничества педагогов, подростков и родителей.
Ключевые слова: сотрудничество всех участников образовательного процесса, признаки процесса сотрудничества, принципы сотрудничества, социализация, критерии эффективности социализации подростков в условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса, уровни социализации.
«Смена педагогической парадигмы, повлекшая за собой принципиально иной ракурс рассмотрения основного дидактического отношения - как взаимодействия личностей, а не деятельностей -требует другой, отличной от традиционной технологической и методической инструментовки учебного процесса» [1, с. 45]. Отказ от шаблонов прошлого педагогического опыта, стереотипов, которые замедляют модернизацию системы образования, подразумевает переход к субъект-субъек-тной педагогической парадигме, основными принципами осуществления которой являются принципы сотрудничества, соуправления и самоуправления школьников, стремление их к самореализации и самовыражению [2]. Указанная педагогическая идеология и соответствующая ей практика организации учебно-воспитательного процесса обозначена в педагогической литературе термином «педагогика сотрудничества».
Педагогические предстваления, которые обсуждаются в контексте педагогического сотрудничества, не являются открытием сегодняшнего дня. Многие из них созвучны с идеями гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Фабр), основанной на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением, на декларации веры в человека как высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий [2]. Идеи сотрудничества прослеживаются и в теоретическом наследии видных русских педагогов, сторонников гуманистической педагогики: А. П. Блонского,
А. С. Макаренко, Г. К. Селевко, В. А. Сухомлин-ского, С. Г. Шатского и др. «В основу отечественной педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе» [2, с. 139].
Однако взгляд на определение сущности педагогического сотрудничества у авторов не однозна-
чен. Так Н. А. Савельев [3, с. 107] рассматривает сущность сотрудничества через философскую категорию «взаимодействие», под которой понимается воздействие объектов друг на друга, их взаимная обусловленность и изменение состояния, взаи-мопереход. П. А. Кропоткин [4] рассматривает сотрудничество через категорию «взаимопомощь» и определяет его как фактор эволюции человечества. Он справедливо отмечает, что взаимопомощь противоположна понятиям «конкуренция», «противостояние», «конфликт». Мы не в полной мере разделяем точку зрения автора и считаем, что взаимопомощь является составляющим элементом сотрудничества. О. Н. Беляева определяет педагогическое сотрудничество как взаимосвязанную совместную деятельность участников образовательного процесса, направленную на достижение единой для них общественно значимой цели. Р. Х. Шакуров [5] рассматривает сотрудничество как особый тип взаимодействия, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая паритет. Мнения авторов расходятся, но всех их объединяет определение основной идеи сотрудничества: взаимодействие субъектов для достижения общей цели.
Не всегда взаимодействие участников образовательного процесса можно считать сотрудничеством, даже при наличии общей цели. Поэтому возникает необходимость обозначить признаки сотрудничества. В педагогической литературе признаки сотрудничества определялись различными авторами: Г. А. Андреевой, В. В. Давыдовым, В. И. Дьяченко, Л. В. Жаровой, И. А. Зимней, Г. М. Коджаспировым, Г. К. Селевко и др. Характеризуя процесс сотрудничества участников образовательного процесса, мнение авторов совпадает по следующим признакам:
1. Значимость общей цели для всех участников образовательного процесса. Обозначенная цель должна быть значима для педагога, подростка и родителей, и в этом случае совместная деятельность будет осознанной, плодотворной, способствующей решению конкретных практических задач.
2. Мотивированность. Активное, заинтересованное отношение всех участников образовательного процесса к совместной деятельности.
3. Структурированность. Для достижения поставленной цели в процессе сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса должно быть четкое распределение функций, прав, обязанностей.
4. Высокий уровень организации совместной деятельности. При налаживании сотрудничества всех участников образовательного процесса необходимо учитывать индивидуальные способности подростков, их интересы, возможности. Воспитывать чувство ответственности за результат деятельности.
5. Гуманистический стиль взаимоотношений подростков и взрослых при достижении поставленной цели. Сотрудничество плодотворно в атмосфере доброжелательности, взаимном доверии, взаимопомощи при возникновении трудностей в решении конкретных практических задач. Этот стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и преобладанием обязанностей у подростков.
6. Стимулирование в сотрудничестве. Применение методик обучения, стимулирующих интересы подростков, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Применяемые методики должны исключать принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации.
7. Согласованность. В процессе достижения поставленной цели, решения конкретных практических задач необходимо согласование действий участников деятельности. Взаимодействие участников образовательного процесса друг с другом должно быть основано на деловом общении, отсутствии конфликтных ситуаций, коллективной ответственности за результат общего труда.
8. Организованность. Сотрудничество характеризуется планомерностью деятельности, отсутствием спонтанности в действиях участников образовательного процесса, их способностью к управлению деятельностью своих товарищей и самоуправлению.
9. Результативность. В процессе сотрудничества все участники должны быть не только мотивированы на получение результата, но и иметь возможности достижения конкретного результата.
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Через сотрудничество учителей, родителей и подростков возможен прямой выход на решение задач
гуманизации процесса обучения и воспитания, его интенсификацию и индивидуализацию, создание условий для успешной социализации подростков.
Решая проблему социализации подростков в условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса в урочной и внеурочной деятельности, мы опираемся на принципы педагогики сотрудничества, сформулированные педагога-ми-новаторами (Ш. А. Амонашвилли, Т. И. Гончарова, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова,
В. Ф. Шаталов и др.).
В педагогической литературе широко представлены принципы сотрудничества всех участников образовательного процесса, но, как показывает наш педагогический опыт, педагоги не всегда строят свою педагогическую деятельность на данных принципах. Мы находим этому объяснение в том, что у преподавателей нет возможности ознакомиться с принципами сотрудничества всех участников образовательного процесса в полном объеме из-за большого количества источников педагогической литературы, освещающих этот вопрос. Поэтому в своей педагогической деятельности они при организации сотрудничества всех участников образовательного процесса основываются на двух-трех принципах. Как показывает наше наблюдение, это принципы гуманизма и демократизации в общении, свободы выбора, уважения. Такой подход не обеспечивает педагогам возможность организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса на высоком уровне.
Изучив обобщенный Л. К. Гребенкиной педагогический опыт педагогов-новаторов, мы выделили ряд принципов сотрудничества, на основе которых организуем урочную и внеурочную деятельность:
1. Принцип гуманизма и демократизации в общении. Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего поли-субъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования при этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель - ученик» (установления связей сотрудничества). Учитель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам. Данный принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
2. Принцип проблемной направленности обучения. Важна не сумма знаний, которыми владеет подросток, хотя знания являются фундаментом лю-
бой системы обучения. Еще важнее, как он умеет применить эти знания для решения конкретных жизненных задач.
3. Принцип свободы выбора учитывает самостоятельную точку зрения субъекта, необходимость вовлечения его в совместную деятельность не насильственно, а естественно, приглашая и прося. Следует воздерживаться от преждевременных негативных оценок, которые могут представлять собой эмоциональную реакцию на подобную ситуацию. Необходимо осознать, что не следует бояться отказа от сотрудничества, что у человека всегда есть выбор. Можно сообщить об этом так: «Сообщите, пожалуйста, мне, когда вы будете готовы к сотрудничеству со мной».
4. Уважение. Готовность участников образовательного процесса уважать интересы, желания и чувства другой стороны, признание их важности. Иначе говоря, это готовность отказаться от эгоистической позиции, считаться с партнером и его интересами.
5. Открытость позиции. Готовность и умение открыто высказывать свою позицию (свои интересы, цели, чувства и желания). При обращении к подросткам, родителям за помощью педагог должен открыто говорить о цели предстоящей деятельности, о значении результатов деятельности для каждого участника образовательного процесса. Если преподаватель не выскажет открыто свою позицию, подростки, родители будут склонны относиться к педагогу настороженно, им будет трудно понять его позицию, что в результате может привести к явному или скрытому противоборству.
6. Понимание. Готовность и умение понять и принять позицию подростков и родителей. В процессе сотрудничества родители и подростки могут понимать конечную цель, видеть результаты деятельности совершенно иначе - не так, как учитель, и взаимное непонимание друг друга может привести к возникновению конфликтной ситуации.
7. Настойчивость и целеустремленность. Готовность участников образовательного процесса отстаивать свои интересы. Именно настойчивость отличает сотрудничество от потакания: в ситуации сотрудничества педагог стремится не только понять подростка, родителей и пойти им навстречу, но и показать им основания своей позиции, научить детей понимать окружающих и договариваться с ними.
8. Конструктивность. Готовность и умение искать решение, которое удовлетворило бы обе стороны. Для того чтобы действовать конструктивно, важно понимать ситуацию и возможные способы поведения в ней. Недостаток конструктивности заводит сотрудничество в тупик, выходом из которого часто оказывается эмоциональное противоборство.
9. Принцип систематичности. Организация урочной и внеурочной деятельности на основе сотрудничества должна осуществляться постоянно, а не эпизо-
дически от случая к случаю. Только в условиях постоянного сотрудничества появляется возможность развить навыки коллективной деятельности.
Сотрудничество всех участников образовательного процесса, способствующее социализации подростков, было организовано на основе рассмотренных принципов в нескольких направлениях и во всех видах деятельности: на уроках и при организации внеурочных занятий по предмету (рис.).
Сотрудничество всех участников образовательного процесса
Урочная деятельность г Внеурочная деятельность
Работа в микрогруппах, парах сменного состава, ротационных тройках
Лабораторные работы -
Практические работы -
Творческая самостоятельная домашняя работа
Учебные проекты
Исследовательская деятельность в рамках урока
Занятия в школьном научном обществе «ТИП»
Экскурсионно-проектная
деятельность
Туристско-краеведческая
работа
Занятия клуба сотрудничества «До 16 и старше»
Подготовка и участие в олимпиадах, творческих конкурсах
Работа волонтерского отряда «Здоровое поколение XXI века»
Организация сотрудничества всех участников образовательного процесса, способствующего социализации подростков
Оценить эффективность организации процесса социализации подростков в условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса возможно с помощью критериев как средства для суждения, признака, на основании которого производится оценка.
Изученные нами данные по вопросу разработки критериев эффективности социализации подростков в условиях их сотрудничества с педагогами и родителями не позволили обнаружить достаточное количество публикаций в педагогической литературе. Поэтому считаем необходимым уточнить этот вопрос. За основу в определении критериев эффективности использования сотрудничества в процессе социализации подростков мы взяли критерии и показатели эффективности использования принципов и концептуальных идей педагогики сотрудничества в педагогической практике, разработанные Л. К. Гребенкиной [3, с. 46]. Дополненные, уточненные критерии представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерии эффективности социализации подростков в условиях сотрудничества всех участников
образовательного процесса
Критерии Показатели Уровни проявления
Знание и использование принципов педагогики сотрудничества педагогами - изучение педагогической литературы, опыта работы педагогов-новато-ров; - готовность педагога уважать интересы, чувства и желания подростков, родителей; - готовность педагога открыто высказывать свою позицию (интересы, чувства, цели и желания); - умение понимать позицию подростков, родителей; - умение отстаивать свои интересы; - умение педагога найти решение, удовлетворяющее интересы всех участников образовательного процесса Высокий - педагоги знают и активно применяют их в своей работе. Средний - педагоги частично знают и частично применяют их на практике. Низкий - педагоги не знают и не используют их в своей практике
Сотрудничество педагогов и подростков в обучении - обучение всех детей с любыми индивидуальными данными; - сотворчество; - систематическая обратная связь; - бесконфликтность учебной ситуации; - создание комфортных условий для подростков на уроке; - систематичность применения на уроке коллективных форм обучения; - учение без принуждения; - позитивизм оценки деятельности подростков; - создание условий для проявления подростками самостоятельности, познавательной активности; - предоставление возможности подросткам на уроках совместно с учителем ставить опыты, составлять логические задачи и логические цепочки для работы в классе, оценивать работу товарищей; - создание условий для взаимопроверки и самопроверки результатов деятельности Высокий - используются в комплексе. Средний - применяются частично. Низкий - не используются совсем или используются эпизодически
Сотрудничество педагогов и подростков в воспитании - учет индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса; - гуманистический стиль общения и взаимоотношений; - создание условий для духовно-нравственного обогащения личности; - добровольность участия подростков, свобода выбора как формы, содержания дела, так и способов его реализации; - создание условий для самоуправления и соуправления в коллективе; - коллективная творческая деятельность; - создание условия для самовоспитания, саморазвития и самореализации всех участников образовательного процесса; - равноправные, партнерские отношения между взрослыми и подростками Высокий - используются в комплексе. Средний - применяются частично. Низкий - не используются совсем или используются эпизодически
Вариативность педагогических технологий - технология Т. И. Гончаровой: воспитание гражданственности, патриотизма; - технологии семейного воспитания Б. П. и Л. А. Никитиных; - игровые технологии; - технологии проблемного обучения; - технологии проектного обучения; - интерактивные технологии; - информационные технологии; - социально-воспитательные технологии Высокий - использование технологий приносит только положительный результат. Средний - использование технологий приносит кратковременные (нечастые) результаты. Низкий - использование технологий приносит редкие, вплоть до отрицательных результатов
Удовлетворенно сть всех участников образовательного процесса результатами совместной деятельности - высокая качественная успеваемость по предмету; - высокая качественная успеваемость при прохождении учащимися государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ; - высокий уровень воспитанности подростков; - высокий уровень социализации подростков; - высокий уровень проявления социальной активности, автономности, адаптации подростков; - высокий уровень развития самостоятельности подростков Высокий - полная удовлетворенность результатами. Средний - частичная удовлетворенность результатами. Низкий - отсутствие удовлетворенности результатами
Таким образом, дополненные и уточненные критерии эффективности социализации подростков в условиях их сотрудничества с педагогами и родителями позволили сделать вывод об эффективности организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса на основе выделенных принципов сотрудничества.
Показателем эффективности сотрудничества педагогов, подростков и родителей являются высокий и средний уровни развития их совместной деятельности по всем критериям.
В период с сентября 2009 г. по май 2010 г. мы систематически (1 раз в учебную четверть) изучали уровни развития сотрудничества педагогов, родителей и подростков в 9-х классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Мариинска. Начальные (сентябрь 2009 г.) и конечные результаты (май 2010 г.) исследования представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровни развития сотрудничества всех участников образовательного процесса
Критерии Год Уровни проявления, %
высо- кий сред- ний низ- кий
Знание и использование принципов педагогики сотрудничества педагогами 2009 21 47 32
2010 35 47 18
Сотрудничество педагогов и подростков в обучении 2009 14 70 16
2010 31 59 10
Сотрудничество педагогов и подростков в воспитании 2009 54 37 9
2010 63 32 5
Вариативность педагогических технологий 2009 57 31 12
2010 66 27 7
Удовлетворенность всех участников образовательного процесса результатами совместной деятельности 2009 75 15 10
2010 86 9 5
Анализ результатов позволяет сделать выводы:
- усиление методической поддержки педагогического коллектива по организации сотрудничества всех участников образовательного процесса способствует сокращению числа педагогов, не использующих в своей педагогической практике принципов сотрудничества (низкий уровень проявления с декабря 2009 г. по май 2010 г. с 32 до 18 %). Усиление методической поддержки педагогического коллектива МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» стало возможным в результате специальной организации заседаний методического объединения классных руководителей и методических объединений учителей-предметников (проведение лекториев, семинаров, мастер-классов);
- увеличилось число педагогов, организующих сотрудничество с подростками и родителями в учебной деятельности (высокий уровень с 14 до
31 %) и во внеурочной деятельности (высокий уровень с 54 до 63 %);
- увеличилось число педагогов, использующих педагогические технологии, способствующие укреплению сотрудничества всех участников образовательного процесса (высокий уровень с 57 до 66 %);
- увеличилось число подростков, родителей и педагогов, удовлетворенных результатами сотрудничества (высокий уровень с 75 до 86 %).
Удовлетворенность педагогов, подростков и их родителей результатами сотрудничества, применение в урочной и внеурочной деятельности педагогических технологий, способствующих сотрудничеству всех участников образовательного процесса, позволили повысить уровень социализации подростков. Уровни социализации школьников (по И. Г. Бозиной):
- высокий уровень характеризуется наличием у школьников глубоких знаний, владением глубокими знаниями, позволяющими самостоятельно принимать решение в нестандартных ситуациях. А также подросток обладает системными знаниями способов, норм, правил общения, самоорганизации и организации других. У подростков проявляется осознанное, ответственное отношение к обществу, труду, самому себе, ценностям различных культур, прослеживается готовность к проявлению гражданственности и патриотизма, способность к социально значимому поведению;
- средний уровень социализации характеризуется наличием у подростка недостаточного уровня сформированности ответственного отношения к обществу, труду, самому себе, устойчивым положительным отношением подростка к таким ценностям, как гражданская позиция, ценностям различных культур, наличием у него понимания необходимости проявления гражданственности, патриотизма, демонстрацией готовности эпизодически включаться в ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение, ситуативным проявлением нормы общественного поведения;
- низкий уровень социализации характеризуется отсутствием у подростка познавательной активности, недостаточным владением знаниями, позволяющими принимать решения в нестандартных ситуациях, наличием бессистемных, отрывочных знаний о способах, нормах, правилах общения, способах самоорганизации и организации других, низким уровнем сформированности у подростков ответственного отношения к обществу, труду, самому себе, эпизодическим проявлением некоторых коммуникативных умений, слабой ориентацией на сотрудничество [6, с. 56].
Результаты исследования уровней социализации подростков представлены на диаграмме.
| | констатирующий эксперимент —
контрольный эксперимент
%
70 60 50 40 30 20 10 0
высокий средний низкий
Уровни социализации подростков
Эффективность организации процесса социализации подростков на основе сотрудничества всех участников процесса подтверждает проведенное исследование уровней социализации. Так, по результатам исследования увеличился процент подростков с высоким уровнем социализации на
43 % в сравнении этапов констатирующего (1) и контрольного (3) экспериментов (соответственно от 24 до 65 %), вместе с тем значительно сократился процент подростков с низким уровнем социализации на 35 % (соответственно от 42 до 7 %).
Таким образом, сотрудничество всех участников образовательного процесса становится одним из условий успешной социализации подростков, если оно (сотрудничество) не является самоцелью, характеризуется конкретными признаками, организуется на основе определенных принципов в нескольких направлениях деятельности школьников на уроках и во внеурочное время, предполагает создание условий для сотрудничества с усилением методической поддержки педагогического коллектива, способствующей развитию уровней сотрудничества (высокий, средний, низкий) и оценивается на основе уточненных критериев оценки эффективности социализации подростков.
Список литературы
1. Посталюк Н. Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань: Казан. гос. ун-т, 1992. 107 с.
2. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.
3. Гребенкина Л. К. Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра. Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2008. 216 с.
4. Жарова Л. В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993. 205 с.
5. Ускова С. А. Сотрудничество педагога и родителей в воспитании и обучении детей школьного возраста. СПб.: СПб АППО, 2008. 61 с.
6. Бозина И. Г. Социализация старших школьников в условиях общеобразовательного учреждения. Кемерово, 2007. 285 с.
Дмитриева Н. В., учитель.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7».
Ул. Учительская, 1, г. Мариинск, Кемеровская область, Россия, 652153. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.06.2010.
N. V Dmitriyeva
COOPERATION OF ALL PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS AS ONE OF CONDITIONS OF SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN
In the article the indications of the process of cooperation of all the participants of educational process are considered, the principles of cooperation are summarized, the criteria of the estimation of the effectiveness of the teenagers’ socialization on the basis of the cooperation of teachers, teenagers and parents are specified.
Key words: cooperation of all the participants of the educational process, the indications of the cooperation process, the principles of the cooperation, socialization, the criteria of the effectiveness of the teenagers ’ socialization in the conditions of the cooperation of all the participants of educational process, levels of socialization.
Municipal Educational Institute “Secondary School of General Education № 7”.
Ul. Uchitelskaya, 1, Mariinsk, Kemerovo region, Russia, 652153.
E-mail: [email protected]